Налог у источника выплат

| | 0 Comment

Налог у источника выплат

Статья 185. Доходы, облагаемые налогом на доходы физических лиц у источника выплаты

1. Обязанность по исчислению, удержанию и уплате налога на доходы физических лиц у источника выплаты возлагается на юридических лиц, нерезидентов Республики Узбекистан, осуществляющих деятельность через постоянное учреждение и представительства иностранных юридических лиц.

2. К доходам, облагаемым налогом на доходы физических лиц налоговыми агентами у источника выплаты, относятся:

1) доходы в виде оплаты труда в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса;

2) доходы физических лиц от выполнения разовых работ;

3) доходы физических лиц в виде дивидендов, процентов, вознаграждений, выигрышей;

4) доходы в виде безвозмездно выданных акций или доли имущества юридических лиц;

5) доходы, выплачиваемые нерезидентам Республики Узбекистан;

6) доходы физического лица от сдачи имущества в аренду юридическому лицу;

8) доходы в виде призов, выдаваемых по итогам конкурсов и соревнований, выигрышей;

9) суммы по грантам, выдаваемые физическому лицу юридическим лицом ? грантополучателем;

10) доходы, выдаваемые физическим лицам за произведенные предметы культуры и искусства, науки и литературы юридическими лицами;

11) доходы, выдаваемые физическому лицу юридическим лицом в виде материальной выгоды.

Статья 186. Удержание налоговыми агентами налога на доходы физических лиц у источника выплаты

1. Налогообложение у источника выплаты производится налоговыми агентами в порядке, установленном настоящим разделом.

2. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из указанных в статье 185 настоящего Кодекса доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

3. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.

4. Ответственность за правильное удержание и своевременное перечисление налога на доходы физических лиц в бюджет несет налоговый агент, выплачивающий доход. При неудержании суммы налога на доходы физических лиц налоговый агент обязан внести в бюджет сумму неудержанного налога на доходы физических лиц и связанные с ним пени.

Статья 187. Порядок исчисления и удержания налога

1. Исчисление и удержание налога на доходы физических лиц производится налоговым агентом по месту основной работы ежемесячно нарастающим итогом с начала года, по мере начисления дохода, исходя из налогооблагаемой базы и ставок, установленных настоящим разделом.

2. Исчисленная сумма налога на доходы физических лиц уменьшается на сумму обязательных ежемесячных взносов на индивидуальные накопительные пенсионные счета физических лиц.

3. Суммы взносов на индивидуальные накопительные пенсионные счета физических лиц исчисляются исходя из налогооблагаемой базы и ставки, устанавливаемой решением Президента Республики Узбекистан

4. Налоговые агенты, оказавшие материальную помощь и выдавшие ценные подарки, производят перерасчет налога на доходы физических лиц работающим физическим лицам, исходя из размера минимальной заработной платы, установленного на конец налогового периода.

5. Перерасчет суммы налога на доходы физических лиц, получивших материальную помощь и ценный подарок по месту неосновной работы или от других юридических лиц, производится органами государственной налоговой службы при подаче физическим лицом декларации о доходах, исходя из размера минимальной заработной платы, установленного на конец налогового периода.

6. В случае изменения в течение года места основной работы (службы, учебы) физическое лицо обязано представить справку в бухгалтерию по новому месту работы (службы, учебы) о выплаченных ему в текущем году доходах и удержанных суммах налога, до начисления первой заработной платы.

7. Исчисление налога на доходы физических лиц по новому месту основной работы (службы, учебы) производится исходя из совокупного дохода, полученного с начала календарного года по старому и новому местам работы (службы, учебы).

8. В случае непредставления справки с места прежней работы (службы, учебы) или непредставления идентификационного номера налогоплательщика налог на доходы физических лиц удерживается по максимальной ставке, предусмотренной частью первой статьи 182 настоящего Кодекса. При последующем представлении справки или идентификационного номера, производится перерасчет суммы налога на доходы физических лиц с учетом доходов, полученных по прежнему месту работы (службы, учебы).

9. При осуществлении выплат работнику по месту прежней работы после его увольнения, данные выплаты подлежат обложению налогом на доходы физических лиц без применения льгот, предусмотренных статьями 180 и 181 настоящего Кодекса. Об общей сумме выплаченного этим гражданам дохода и удержанного налога на доходы физических лиц юридические лица обязаны в месячный срок письменно сообщить органу государственной налоговой службы по месту регистрации.

10. Исчисление налога на доходы физических лиц у источника выплаты доходов по месту неосновной работы или от других юридических лиц производится с суммы совокупного дохода без применения льгот, предусмотренных статьями 180 и 181 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала года по мере его начисления по установленным ставкам согласно статье 182 настоящего Кодекса.

11. Если физическое лицо, получающее доходы по месту неосновной работы или от других юридических лиц, подает заявление в бухгалтерию об удержании с его дохода налога на доходы физических лиц по максимальной ставке, указанной в статье 182 настоящего Кодекса, то юридические лица, выплачивающие доходы, удерживают налог на доходы физических лиц по максимальной ставке без применения льгот, предусмотренных настоящим разделом.

12. Налоговые агенты при выплате заработной платы обязаны выдавать по требованию физического лица справку о суммах и видах его доходов, а также о сумме удержанного налога на доходы физических лиц, по форме, устанавливаемой Государственным налоговым комитетом и Министерством финансов Республики Узбекистан.

13. С доходов физических лиц, полученных по месту неосновной работы, окончательная сумма налога на доходы физических лиц исчисляется органом государственной налоговой службы по данным представленных деклараций о полученных доходах, произведенных расходах и удержанных суммах налога.

Статья 188. Порядок представления расчетов

Налоговые агенты обязаны:

1) в течение тридцати дней после окончания налогового периода представлять в органы государственной налоговой службы справку о физических лицах, получивших доходы, за исключением физических лиц, получивших доходы по месту основной работы, по форме, устанавливаемой Государственным налоговым комитетом и Министерством финансов Республики Узбекистан, в которой отражаются:

идентификационный номер налогоплательщика;

фамилия, имя, отчество, адрес постоянного места жительства налогоплательщика;

общая сумма доходов и общая сумма удержанного налога на доходы физических лиц по итогам прошедшего налогового периода;

идентификационный номер налогового агента;

наименование налогового агента;

2) ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в органы государственной налоговой службы сведения о суммах начисленных и фактически выплаченных доходов и суммах удержанных налогов на доходы физических лиц, по форме, устанавливаемой Государственным налоговым комитетом и Министерством финансов Республики Узбекистан.

Статья 189. Порядок уплаты налога

1. Исчисленная сумма налога на доходы физических лиц у источника выплаты доходов уплачивается в бюджет налоговым агентом в следующие сроки:

1) одновременно с представлением документов в банк для получения денежных средств;

2) в течение пяти дней после окончания месяца, в котором произведена натуральная выплата.

2. Если на расчетном счете юридического лица недостаточно средств, необходимых для выдачи заработной платы и одновременного перечисления в бюджет удержанного из заработной платы работников налога на доходы физических лиц, то налог на доходы физических лиц перечисляется в бюджет в сумме, пропорциональной остатку средств на расчетном счете.

taxpravo.ru

Место для рекламы.

Глава 20. Удержание налога у источника выплаты

Статья 161. Порядок удержания налога у источника выплаты

1. Следующие лица (налоговые агенты) обязаны удерживать налог у источников выплаты:

1) юридические лица, а также в установленных настоящим Кодексом случаях их обособленные подразделения, которые производят выплаты работающим по найму физическим лицам;

2) физические лица — индивидуальные предприниматели, которые осуществляют выплаты физическим лицам, работающим у них по найму;

3) физические и юридические лица, выплачивающие пенсии, стипендии и пособия другим лицам, за исключением государственных пенсий, стипендий и пособий;

4) юридические лица-резиденты, которые выплачивают дивиденды физическим и юридическим лицам;

5) физические и юридические лица, которые выплачивают проценты физическим и юридическим лицам;

6) физические и юридические лица, которые осуществляют платежи, предусмотренные в статье 164 настоящего Кодекса;

7) физические и юридические лица, выплачивающие выигрыши по облигациям, лотереям, призы (выигрыши, подарки) по результатам конкурсов и соревнований.

2. Физическое или юридическое лицо, выплачивающее доход, несет ответственность за удержание и перечисление налогов в бюджет. Если суммы налога не удерживаются, лицо, выплачивающее доход, обязано внести за свой счет в бюджет сумму неудержанного налога и соответствующие штрафы и проценты.

3. Физические и юридические лица, удерживающие (начисляющие) налог у источника выплаты согласно части 1 настоящей статьи, в том числе лица, получающие средства на выплату заработной платы в банках и других финансово-кредитных учреждениях, выполняющих отдельные виды банковских операций, обязаны:

1) перечислять удержанные (начисленные) налоги, в том числе социальный налог в соответствии с главой 35 настоящего Кодекса, в бюджет одновременно с получением средств на выплату заработной платы, в других случаях — в течение 5-ти банковских дней после окончания месяца, в котором были произведены выплаты (платежи);

2) при выплате заработной платы выдавать физическим лицам, получающим доход, по их требованию справки с указанием фамилии, инициалов, суммы и вида дохода, а также суммы удержанного налога (если налог удерживается);

3) в течение 30 дней после окончания налогового года представлять в налоговые органы по месту своего регистрационного учета в обязательном порядке, а также направлять (представлять) физическим и юридическим лицам, получающим (получившим) доход согласно части 1 настоящей статьи, по их требованию в течение 10 дней справки с указанием идентификационного номера налогоплательщика, наименования (фамилии, имени и отчества) лица, общей суммы дохода и общей суммы налога, удержанного в отчетном году.

Банкам и другим финансово-кредитным учреждениям запрещается выдавать наличные денежные средства на выплату заработной платы без предварительного перечисления в бюджет налогоплательщиками или налоговыми агентами сумм социального налога, соответствующего вышеуказанной сумме наличных денежных средств. (Закон №376 от 20.03.08г.)

4. Работодатель, не являющийся основным работодателем налогоплательщика, обязан удерживать подоходный налог с заработной платы по ставке 13 процентов без применения вычетов, предусмотренных статьей 139 настоящего Кодекса.

Статья 162. Удержание налога на дивиденды у источника выплаты

1. Дивиденды, выплачиваемые резидентными предприятиями, подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке в 12 процентов, за исключением дивидендов, выплачиваемых резидентным предприятиям.

2. Дивиденды, облагаемые налогом в соответствии с частью 1 настоящей статьи, не включаются в валовой доход их получателя и не подлежат дальнейшему налогообложению.

Статья 163. Удержание налога на проценты у источника выплаты

1. Проценты, выплачиваемые резидентом или постоянным учреждением нерезидента, или от имени такого учреждения, облагаются налогом у источника выплаты по ставке в 12 процентов от причитающейся суммы, если доход получен из источника в Республике Таджикистан в соответствии со статьей 34 настоящего Кодекса, за исключением случаев части 2 настоящей статьи.

2. Проценты, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга), выплачиваемые резидентным банкам, другим резидентным финансово-кредитным учреждениям (организациям), в том числе резидентным микрофинансовым организациям, резидентным лизинговым компаниям, не подлежат налогообложению у источника выплаты.

3. Проценты, обложенные налогом в соответствии с частью 1 настоящей статьи, не включаются в валовой доход их получателя — физического лица и не подлежат дальнейшему налогообложению после их выплаты этому лицу.

4. Юридическое лицо — резидент, прибыль которого подлежит обложению налогом, в случае получения процентов, обложенных налогом в соответствии в частью 1 настоящей статьи, включает в свой валовой доход полную сумму процентного дохода без вычета удержанного налога и имеет право на зачет этого налога, удержанного у источника выплаты, при наличии документов, подтверждающих удержание налога у источника выплаты.

Статья 164. Удержание налога на доходы нерезидентов у источника выплаты

1. Доход нерезидента из источника в Республике Таджикистан, определяемый в статье 34 настоящего Кодекса и не относящийся к постоянному учреждению этого нерезидента, расположенному на территории Республики Таджикистан, подлежит обложению налогом у источника выплаты как валовой доход, без осуществления вычетов (за исключением вычета в случае налогообложения в соответствии со статьей 220 настоящего Кодекса из общей суммы, включающей налог на добавленную стоимость и подлежащей выплате нерезиденту, удержанного из этой общей суммы налога на добавленную стоимость), по ставкам, определенным в части 6 настоящей статьи.

2. Под выплатой дохода понимается передача денег в наличной и (или) безналичной формах, ценных бумаг, товаров, иного имущества, выполнение работ, оказание услуг.

3. Налогообложению у источника выплаты не подлежат выплаты в пользу нерезидентов в соответствии с частью 1 настоящей статьи, связанные с поставкой товаров по внешнеторговым операциям (связанные с импортом товаров) на территорию Республики Таджикистан.

4. Налогообложение доходов нерезидента у источника выплаты производится независимо от распоряжения данным нерезидентом своими доходами, полученными в Республике Таджикистан, в пользу третьих лиц в Республике Таджикистан и (или) своих подразделений в других государствах.

5. Налог на доходы нерезидента из источника в Республике Таджикистан удерживается независимо от формы и места осуществления выплаты дохода.

6. С учетом положений настоящей статьи доходы нерезидента из источника в Республике Таджикистан, не связанные с постоянным учреждением этого нерезидента, расположенным на территории Республики Таджикистан, подлежат налогообложению у источника выплаты как валовой доход, без осуществления вычетов (за исключением вычета в случае налогообложения в соответствии со статьей 220 настоящего Кодекса из общей суммы, включающей налог на добавленную стоимость и подлежащей выплате нерезиденту, удержанного из этой общей суммы налога на добавленную стоимость), по следующим ставкам:

1) дивиденды — согласно статье 162 настоящего Кодекса;

2) проценты — согласно статье 163 настоящего Кодекса;

3) страховые взносы, выплачиваемые резидентным предприятием или индивидуальным предпринимателем — резидентом в соответствии с договором страхования или перестрахования риска — по ставке 4 процента;

4) платежи, выплачиваемые резидентным предприятием или индивидуальным предпринимателем — резидентом за телекоммуникационные услуги или транспортные услуги при осуществлении международной связи или международных перевозок между Республикой Таджикистан и другими государствами, кроме платежей по морскому фрахту, — по ставке 4 процента, а платежи по морскому фрахту — по ставке 6 процентов;

5) доход в виде заработной платы, а также доходы, предусмотренные в пунктах 8), 17), 18), 19), 20), 21), 22), 24) части 8 статьи 34 настоящего Кодекса, выплачиваемые резидентным предприятием или индивидуальным предпринимателем — резидентом, — по ставке, указанной в части 1 статьи 140 настоящего Кодекса;

6) выплачиваемые резидентным предприятием или индивидуальным предпринимателем — резидентом доходы, определенные в части 8 статьи 34 настоящего Кодекса, за исключением доходов: —

— указанных в пунктах 1), 2), 3), 4), 5) настоящей части;

— указанных в пунктах 12), 13), 26) части 8 статьи 34 настоящего Кодекса;

— от продажи или передачи имущества, указанного в пункте 11) части 8 статьи 34 настоящего Кодекса, — по ставке 15 процентов.

7. Для целей настоящей статьи платежи, произведенные постоянным учреждением нерезидента в Республике Таджикистан или от имени такого учреждения, рассматриваются как произведенные резидентным предприятием.

Статья 165. Представление налоговой отчетности по удержанию налога у источника выплаты

Налоговые агенты, определенные в статье 161 настоящего Кодекса, обязаны один раз в полугодие не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, в котором возникло обязательство по удержанию налога у источника выплаты, представлять в налоговые органы по месту своего регистрационного учета расчет налога, удержанного у источника выплаты, по форме и в порядке, установленным уполномоченным государственным органом.

www.asia-realty.ru

Налогообложение доходов иностранных организаций
от источников в Российской Федерации

1. Общие положения

Согласно ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками налога на прибыль являются не только российские организации, но и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Основной принцип налогообложения доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации, определенный в главе 25 НК РФ, заключается в том, что налогообложению в Российской Федерации подлежит только тот доход иностранной организации, источник которого находится в Российской Федерации.

Другой принцип заключается в том, что доход подлежит налогообложению у источника выплаты, если он не связан с деятельностью иностранной организации в Российской Федерации через постоянное представительство. В данном случае источник выплаты дохода становится налоговым агентом, и на него в соответствии со ст. 24 НК РФ возлагается обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика (иностранной организации) и перечислению налога в бюджет.

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны:

  1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
  2. в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
  3. вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
  4. представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Доходы иностранных организаций, облагаемые у источника выплаты

Особенности налогообложения доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, установлены в ст. 309 НК РФ.

В п. 1 ст. 309 НК РФ приведен перечень видов доходов, полученных иностранной организацией, относящихся к доходам от источников в Российской Федерации и подлежащих налогообложению у источника выплаты этих доходов. К ним относятся:

  • дивиденды, выплачиваемые иностранной организации – акционеру (участнику) российских организаций;
  • доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений п. 1 и 2 ст. 43 НК РФ);
  • процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации (в том числе доходы, полученные по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов, а также доходы по иным долговым обязательствам российских организаций);
  • доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 % активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей). Если вышеуказанная доля не превышает 50 %, то такие доходы не относятся к доходам от источников в Российской Федерации;
  • доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;
  • доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках. При этом доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю;
  • доходы от международных перевозок;
  • штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств и т.д.
  • Не признаются доходами, полученными от источников в Российской Федерации, а следовательно, не подлежат обложению налогом у источника выплаты следующие доходы:

  • доходы от реализации на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, обращающихся на этих биржах (подпункт 5 п. 1 ст. 309 НК РФ). Если акции российских организаций, более 50 % активов которых состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, были приобретены на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли), то вне зависимости от соответствия критерию «50 %» доходы иностранных организаций от их реализации не относятся к доходам от источников в Российской Федерации;
  • доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества (кроме доходов от реализации акций и недвижимого имущества), имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации (п. 2 ст. 309 НК РФ);
  • премии по перестрахованию и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру (п. 2 ст. 309 НК РФ).
  • 3. Порядок определения налоговой базы

    Доходы, получаемые от источников в Российской Федерации, являются объектом налогообложения независимо от формы, в которой получены такие доходы, в частности доходы, полученные в натуральной форме, посредством погашения обязательств этой организации, в виде прощения ее долга или зачета требований к этой организации.

    Налоговая база по доходам иностранной организации, подлежащим налогообложению, и сумма налога, удерживаемого с таких доходов, исчисляются в валюте, в которой иностранная организация получает такие доходы (п. 5 ст. 309 НК РФ). При этом расходы, произведенные в другой валюте, исчисляются в той же валюте, в которой получен доход, по официальному курсу Банка России на дату осуществления таких расходов.

    При определении налоговой базы по доходам от реализации акций (долей в капитале) российских организаций, более 50 % активов которых состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), и по доходам от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, из суммы таких доходов могут вычитаться расходы в порядке, предусмотренном:

    • для определения расходов при реализации имущества (ст. 268 НК РФ);
    • для определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами (ст. 280 НК РФ).
    • Вышеуказанные расходы иностранной организации учитываются при определении налоговой базы, если к дате выплаты этих доходов в распоряжении налогового агента, удерживающего налог с таких доходов, имеются представленные этой иностранной организацией документально подтвержденные данные о таких расходах (п. 4 ст. 309 НК РФ).

      Пунктом 6 ст. 309 НК РФ установлено, что если учредителем или выгодоприобретателем по договору доверительного управления является иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в Российской Федерации, а доверительным управляющим является российская организация либо иностранная организация, осуществляющая деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, то с доходов такого учредителя или выгодоприобретателя, полученных в рамках договора доверительного управления, налог удерживается и перечисляется в бюджет доверительным управляющим.

      4. Особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом.

      В соответствии с п. 1 ст. 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, в валюте выплаты дохода.

      В зависимости от вида получаемого дохода применяются следующие налоговые ставки.

      Ставка 0 % применяется к доходам в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также к доходам в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III.

      По ставке 10 % облагаются доходы от предоставления в аренду или субаренду морских, воздушных судов либо иных подвижных транспортных средств или контейнеров, используемых в международных перевозках, а также доходы от международных перевозок.

      По ставке 15 % налог уплачивается с дивидендов, выплачиваемых иностранной организации – акционеру (участнику) российских организаций; с дохода в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов; с дивидендов и процентных доходов только по государственным и муниципальным ценным бумагам.

      По ставке 20 % облагаются доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации; доходы по иным долговым обязательствам российских организаций (то есть процентные доходы, кроме доходов по государственным ценным бумагам); доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности (лицензионные платежи); доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе по лизинговым операциям; штрафы и пени за нарушение договорных обязательств и иные аналогичные доходы.

      В отношении порядка применения ставок по доходам от реализации акций (долей в капитале) российских организаций и доходам от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, необходимо отметить следующее.

      Если при определении налоговой базы по доходам от реализации акций или недвижимого имущества были учтены расходы в установленном порядке, то налог с этих доходов исчисляется по ставке 24 %. Если при определении облагаемого дохода от реализации имущества расходы не признаются таковыми для целей налогообложения, с полной суммы таких доходов налог исчисляется по ставке 20 %.

      Пример.

      Иностранная организация «Альманах» владеет зданием, находящимся на территории Российской Федерации. Российская организация «Источник» арендует часть этого здания и в соответствии с договором аренды уплачивает арендную плату в размере 60 000 руб.

      Налоговая база и сумма налога в этом случае определяются в рублях.

      В бухгалтерском учете российской организации «Источник» оформляются следующие проводки:

      Д-т 20 (25, 26, 44) К-т 60 – 60 000 руб. – начислен доход в пользу иностранной организации;

      Д-т 60 К-т 68, субсчет «Расчеты по налогу с доходов иностранных организаций», – 12 000 руб. – удержан налог с доходов иностранной организации [налоговая ставка, применяемая к данному виду дохода, равна 20 %; сумма налога составляет 12 000 руб. (60 000 × 20 %)];

      Д-т 60 К-т 51 – 48 000 руб. – перечислен доход иностранной организации «Альманах» за минусом налога;

      Д-т 68, субсчет «Расчеты по налогу с доходов иностранных организаций», К-т 51 – 12 000 руб. – перечислен налог в бюджет.

      Сумма налога, удержанного с доходов иностранных организаций, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет либо в валюте выплаты этого дохода, либо в валюте Российской Федерации по официальному курсу Банка России на дату перечисления налога.

      Согласно ст. 310 НК РФ сумма налога перечисляется налоговым агентом одновременно с выплатой дохода. Однако ст. 287 НК РФ устанавливает конкретные сроки уплаты удержанного налога. Так, согласно данной статье настоящего Кодекса налог с доходов иностранной организации, получающей доход от источников в Российской Федерации, не связанный с постоянным представительством в Российской Федерации, перечисляется налоговым агентом в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.

      Письмом МНС России от 26.07.2002 №23-1-13/34-1005-Ю274 до сведения налоговых органов доведено, что налоговый агент обязан перечислить в бюджет сумму удержанного с доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации налога в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.

      Если доход выплачивается иностранной организации в натуральной или иной неденежной форме, в том числе в форме осуществления взаимозачетов, или в случае если сумма налога, подлежащего удержанию, превосходит сумму дохода иностранной организации, получаемого в денежной форме, налоговый агент обязан перечислить налог в бюджет в исчисленной сумме, уменьшив соответствующим образом доход иностранной организации, получаемый в неденежной форме (п. 1 ст. 310 НК РФ).

      Исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 настоящего Кодекса, а именно:

    • если осуществляются выплаты доходов в пользу постоянного представительства иностранной организации. При этом у налогового агента должна иметься нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет этой иностранной организации в налоговом органе Российской Федерации, оформленная не ранее чем в предыдущем налоговом периоде;
    • если в отношении дохода, выплачиваемого иностранной организации, статьей 284 НК РФ предусмотрена налоговая ставка 0 %;
    • если осуществляются выплаты доходов, полученных при выполнении соглашений о разделе продукции, при этом законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрено освобождение таких доходов от удержания налога в Российской Федерации при их перечислении иностранным организациям;
    • если осуществляются выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту надлежащим образом оформленного подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ.
    • В случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту соответствующего подтверждения.

      Пунктом 4 ст. 310 НК РФ предусмотрено, что налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов статьей 289 НК РФ, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, установленной МНС России.

      Форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена приказом МНС России от 24.01.2002 №БГ-3-23/31. Инструкция по заполнению этой формы утверждена приказом МНС России от 03.06.2002 №БГ-3-23/275.

      5. Применение международных соглашений об избежании двойного налогообложения

      Статьей 312 НК РФ установлено, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация до выплаты дохода должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация заключила международный договор, регулирующий вопросы налогообложения. Данное подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В этом случае доход выплачивается источником выплаты без удержания налога или налог удерживается по пониженной ставке, предусмотренной международным договором.

      НК РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местонахождение иностранной организации.

      Поскольку подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации представляется налоговому агенту и он принимает решение о неудержании налога или его удержании по пониженной ставке в соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения, то в случае неправильного применения агентом соглашения налоговые органы имеют право удержать налог из средств налогового агента и применить к последнему штрафные санкции, предусмотренные налоговым законодательством.

      Если до выплаты дохода иностранная организация – получатель этого дохода не представила налоговому агенту должным образом оформленного подтверждения своего постоянного местопребывания в стране, с которой у Российской Федерации имеется действующее соглашение в области налогообложения, налоговый агент обязан при выплате дохода удержать с этого дохода налог в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

      Однако, если в дальнейшем иностранная организация оформит в установленном порядке подтверждение своего местонахождения, она может воспользоваться правилами соответствующего соглашения для возврата налога, удержанного налоговым агентом при выплате дохода.

      Порядок возврата ранее удержанного налога регламентируется пунктом 2 ст. 312 НК РФ, в котором установлено, что заявление о возврате сумм ранее удержанных в Российской Федерации налогов представляется иностранным получателем дохода в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход. Вышеуказанная норма применяется в отношении доходов, выплаченных с 1 января 2002 года.

      Возврат излишне удержанного (и уплаченного) налога осуществляется в той валюте, в которой этот налог был удержан и перечислен в бюджет налоговым агентом, в месячный срок со дня подачи заявления и иных необходимых документов.

      Однако данный порядок возврата применяется только в том случае, если в соответствии с действующим законодательством налог был удержан и перечислен в бюджет из средств, выплачиваемых иностранной организации.

      Л.Е. Никулина, АО «Аудиторская поддержка»

      www.investor.spb.ru

      Это интересно:

      • Питание по 333 приказу Приказ Минздрава СССР от 10 марта 1986 г. N 333 "Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах (отделениях) и детских больницах (отделениях)" Приказ Минздрава СССР от 10 марта 1986 г. N 333"Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах […]
      • Заморозить осаго Как заморозить ОСАГО ЛДПР возмущена принятым решением о росте тарифов на ОСАГО и предлагает Госдуме заморозить старые тарифы до 2017 года. С апреля базовые тарифы ОСАГО повысятся на 40%, а страховые компании имеют право увеличить тарифы еще на 20%, постановил Банк […]
      • Возросли полномочия Хоть права не расти. Регионам готовят правила временного изъятия полномочий Полномочия регионов можно будет передать на федеральный уровень, если это необходимо для безопасности, реализации международных обязательств или позволит сократить расходы бюджета. Такие поправки […]
      • Налог на землю новые изменения Налог на землю в 2018 году — обзор изменений кадастровой стоимости В прошлом году в Российской Федерации был подписан закон, который коренным образом поменял порядок расчета налога на землю. Теперь, с 2018 года, налог на такое имущество, как земельные участки и прочая […]
      • Транспортный налог архангельск ставки Транспортный налог архангельск ставки Изменения ОСАГО. Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания. Подробнее Плата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту […]
      • Отработка 2 недели при увольнении 2018 год Срок отработки при увольнении по собственному желанию Трудовое законодательство не позволяет просто взять и уйти с работы. О своем желании расторгнуть трудовой договор работник должен предупредить руководство заранее. Для чего нужно такое предупреждение и сколько […]
      • Закон о нравственном воспитании Нравственное и патриотическое воспитание может стать элементом образовательного процесса Разработаны меры по обеспечению патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи. Соответствующий законопроект 1 внесен в Госдуму членом Совета Федерации Сергеем […]
      • Корректирующая декларация по налогу на прибыль Уточненная декларация по налогу на прибыль Регион: Российская Федерация Налог на прибыль уплачивается предприятием с суммы, являющейся разницей между его доходами и понесёнными расходами, он аналогичен налогу, который взимается государством с физических лиц (НДФЛ). […]