Пособие по истории epub

| | 0 Comment

Читать онлайн «История России. Учебное пособие» автора Авторов коллектив — RuLit — Страница 1

История России. Учебное пособие для вузов

Под редакцией доктора исторических наук И. И. Широкорад

Рекомендовано УМО в качестве учебного издания для студентов высших учебных заведений

Учебник подготовлен кафедрой Отечественной истории и культуры Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК).

Авторский коллектив:

доктор исторических наук И. И. Широкорад – руководитель авторского коллектива – гл. I–III, VIII (§ 1, 2); IХ (§ 3, 4); гл. X–XIV.

профессор В. А. Соломатин – предисловие; кандидат исторических наук, доцент Г. Н. Чарыгина – гл. I–III;

кандидат исторических наук, доцент А. Н. Закатов – гл. IV–V, VIII (§ 3, 5, 7);

доцент Т. В. Филатова – гл. VIII (§ 4, 6, 8), IX (§ 1, 2) старший преподаватель Е. В. Рыжкова – гл. VI–VII.

Рецензенты:

доктор исторических наук, профессор Н. П. Ионичев. доктор исторических наук, профессор Н. Н. Марчук.

© Широкорад И. И., 2004

Многовековой опыт человечества убеждает, что история, как гуманитарная наука, исследующая прошлое человеческого общества во всей пространственной его конкретности и многообразии, дает ключ к пониманию настоящего и тенденций развития в будущем.

Многие выдающиеся деятели прошлого отмечали общественную роль и значение изучения истории. Крупнейший русский историк В. О. Ключевский подчеркивал, что без знания истории мы должны признать себя «случайностями», не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего мы живем, как и к чему должны стремиться. Другой видный историк И. Е. Забелин неизменно указывал не только на познавательное, но и воспитательное значение преподавания истории в учебных заведениях. «Познание законов физической жизни необходимо, но столько же и еще в высшей степени необходимо познание законов жизни нравственной и умственной, ибо в человеческой жизни устройство физического существования вполне зависит от умственных и нравственных начал жизни. Кто же нам раскроет с большой подробностью все те начала и законы, как не история», – говорил он, обращаясь к воспитанникам Константиновского межевого института, в стенах которого долгое время преподавал.

В последние десятилетия многократно возросла политизированность российского общества. Средства массовой информации каждый день доносят до читателей и слушателей огромное количество сведений по истории нашего Отечества. Однако многие их этих сведений носят фрагментарный характер, зачастую, в условиях естественного ныне плюрализма мнений, содержат противоречивые, подчас взаимоисключающие суждения и оценки. Нередко русская история, особенно ее советский период, рассматривается с негативных позиций. Однако, как писал Расул Гамзатов: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Поэтому в оценке исторического прошлого необходим взвешенный, объективный подход.

Задачу данного учебного пособия авторы видят в том, чтобы представить историю России во всем ее многообразии и противоречивости, избегая при этом крайностей, ажиотажа и сенсационности, взвешенно учитывая воздействие объективных и субъективных факторов на исторический процесс. Только такой подход позволяет оставаться на принципах научности, объективности, историзма и системности.

Методологической основой излагаемого материала является представление об истории как о прогрессивном, поступательном процессе, органически цельном и непрерывном. Еще И. Е. Забелин в заметках к лекциям по истории России писал: «Вся история заключается в неразрывном, жизненно связном круге отношений личности, общества и государства. Все это составляет одно, живое целое, которое по частям рассматривает только наука, изучение. Это та связь, целое и именуется историей». Авторы пытаются следовать этим забелинским принципам изложения курса истории России.

Предлагаемое изложение отечественной истории реализует важнейшее требования Государственного образовательного стандарта РФ – гуманизацию и гуманитаризацию высшего образования.

Хотя необходимость гуманитаризации образования сейчас никем не оспаривается, острые столкновения наблюдаются как раз в вопросе поиска гармонии межеду гуманитарными и профессиональными дисциплинами в учебных планах высших учебных заведений, прежде всего технического профиля. В связи с этим непродуктивной представляется постановка вопроса: «Что важнее для студента: гуманитаризация или профессионализация?». Без качественной профессиональной подготовки не может быть сформирован специалист, и, стало быть, обучение в вузе теряет свой изначальный смысл. Однако без гуманитарной составляющей образования не может быть сформирована полноценная личность. Профессия помогает человеку функционально включиться в социум, в разветвленную систему общественной деятельности со стороны его навыков и умений. Однако помимо функциональной адаптации к социуму через профессию, человек должен еще вписаться в пространство культуры, освоить ее смысл и ценности. В этом освоении или, вернее, присвоении смысла и ценностей гуманитарной культуры формируется духовность человека, его мировоззрение, понимание им своего места и роли в обществе. Вне этой духовности мы имеем ущербного человека, функционера в заданной системе общественного разделения труда, «винтика» в гигантской машине, называемой государством.

www.rulit.me

Анисимов Евгений

Комментарии

Тот случай, когда чем больше негативных отзывов, тем лучше. Если горят пердаки поцреотов, которые знают только ту «историю», которую вдолбили в их пустые головы, то книга стоит ознакомления.

Оценка 4 из 5 звёзд от Нэвэльный 14.02.2018 03:24

Гадость. Россия показана исключительно в свете.

Оценка 5 из 5 звёзд от Гадкий Питун 29.11.2017 09:42

Гадость. Хватило 1 страницы, чтобы понять, какую позицию занимает автор. НЕ РЕКОМЕНДУЮ. Россия показана исключительно в плохом свете

Оценка 1 из 5 звёзд от Денис 28.11.2017 21:35

Я ДЕНЬГИ ТЕРЯЮ, ОНИ ТЕКУТ ВОТ ТАК, КАК ВОДА

Оценка 5 из 5 звёзд от Proхвост 17.08.2017 23:58

Этот прохвост написал бред сивой кобылы, как раз то, что нужно режиму.

Сергей 17.08.2017 22:32

Через две страницы удалил книгу. Фальсификация.

Оценка 2 из 5 звёзд от Михаил 15.08.2017 15:58

Одна сплошная правда.

Оценка 5 из 5 звёзд от Западный Мир 01.08.2017 20:36

Отличная книга! Очень хорошо изложена. Все факты на месте. Прочитала с удовольствием. Спасибо автору

Оценка 5 из 5 звёзд от Наташа 31.07.2017 21:23

С Трудом осилил много расхождений с общими фактами Своя трактовка Свое мнение (заведомое искажение или не упоминание тех или иных фактов (Чтоб удобно было трактовать событие как хочется)) Прочел книгу с целью уточнить стоит ли её порекомендовать как курс отечественной истории вкратце
НЕТ НЕ СТОИТ

Оценка 1 из 5 звёзд от mladhs 24.04.2017 19:46

Эта книга для западного мира, не для нас — одна сплошная ложь.

Оценка 1 из 5 звёзд от Валерий 22.03.2017 23:53

Книга очень полезная, сразу полюбила. То что надо

Оценка 5 из 5 звёзд от Сайзана 19.03.2017 08:42

Эта книга и деятельность Ельцин-Центра -«два сапога — пара». Один идейный заказчик. Набор лжи, клеветы, подтасовок, тенденциозно подобранного материала с тем, чтобы по прочтении осталось впечатление, что Россия всегда была отсталой, дикой и т.д.
» А ведь всё могло бы быть совсем не так» — если бы. Вот ради этого «если бы» она и написана. Ради этого и Ельцин-Центр, и Сванидзе с Млечиным, и Минобрнауки с его ЕГЭ по истории, и комиссии по десоветизации, декоммунизация, десталиницация. Достали. Но, замечаю, лопухов становится всё меньше.
Антиподом книге Анисимова (которую купить легко) является книга Георгия Михайлова «Нравственный образ истории»(которую купить практически невозможно, а жаль). Вот что можно и нужно рекомендовать к прочтению по истории нашей страны. Подход русского человека к истории своей, любимой им страны. К тому же глубоко православного. Без этого навряд ли у кого получится написать историю нашей Родины
Если книга для ЕГЭ — значит это макулатура, плохая книга. Книга Анисимова — для ЕГЭ. А ЕГЭ по истории придумали как раз такие историки, как Анисимов и иже с ним. За что и гранты, и премии, и тиражи. Печально это. Ну да Бог с ними. Будем верить в то, что правда всё равно победит.

Оценка 2 из 5 звёзд от ВГН 25.12.2016 21:45

максим 18.11.2016 22:24

Чтение различной исторической литературы дает возможность создать свою интерпретацию исторических событий, в противном случае, человек вынужден довериться словам профанов и манипуляторов, лживым политиканам и не менее лживым массмедиа. Что в итоге? Точнее, кто в итоге? — Думаем! Посмотрите вокруг себя, зомби победили!)
Этот мир сошел с ума, дураки рождают монстров
«Почему ты ходишь днем по городу с зажженным фонарем?»- Спросили у Диогена.
«- Ищу человеков.»-

Оценка 5 из 5 звёзд от Диоген 08.08.2016 01:01

От Рюрика до Пуйла!)))) История свинофермы размерами в одну шестую части суши!)

Оценка 5 из 5 звёзд от Дима Ярош 19.07.2016 15:11

Идея, я бы её отнёс, как продукт скоропортящийся, вперёд смотрящие всегда его относили к тому вашему будущему, не понимая, кому нужна та, я бы сказал, что ещё раньше, поводырей озадачив, они потные не могли понять идею Андрея Дмитриевича Сахарова. Теми сучьими поддонками его идея обратной связи угодила к Лубянке под жуткие, вперёд смотрящих, законы. Они ту идею не проигнорировали, они eё объявили сумасшедшей. Вперёд смотрящие, ту вперёд смотрящих связь с сумасшедшим народом, проще говоря, сами всеми силами осуществляют по ящику, но без той Сахаровской кнопки.

Оценка 1 из 5 звёзд от Сергей 08.06.2016 22:57

У вашего рубля прогнозируемая курсовая зависимость начнёт ещё больше снижаться, потому что в стране, вывозя не только нефть с газом, но и золото Гохрана, они, способные только жалить, ваша экономика дышит только сырой нефтью, платя налоги удвоенные вашими радетелями, они хотят вас развести, обещая, что рубль будет твёрдым, как при Столыпине, но без золотого добавленного противовеса вашей парафинированной нефтяной дыре.

Сергей 08.06.2016 21:33

Те, кто в своих научных разработках смогли опередить с нашей помощью ваше, не ясно могу то сказать, все физики те, что работали для вперёд смотрящих, куда им всем до тех разработок, если они в них усматривали то, они просчитывая своё, поводыри, я бы сказал, просили тех людей подождать лет десять — двадцать, потому как вся промышленность стоит не на тех, те, куда-то спешащие, вяло реагируют на открытия Теслы, Эйнштейна, Сахарова. Те жизненно важные открытия вам не по зубам.

Сергей 08.06.2016 21:22

о путине лишь вершина айсберга

Оценка 2 из 5 звёзд от Александр 09.03.2016 22:13

Спасибо, все замечательно!

Оценка 5 из 5 звёзд от Zzzz 16.02.2016 20:06

Можно ли по ней хорошо выучить историю для сдачи егэ?)

Оценка 4 из 5 звёзд от элина 20.01.2016 17:43

До 18-19 века ещё можно читать, но чем дальше в лес. тем больше либерастии -в худшем смысле этого слова.

Оценка 2 из 5 звёзд от Ленор 16.01.2016 18:05

отличная книга мне понравилась

Оценка 5 из 5 звёзд от ВЛАДислаа 16.01.2016 13:17

Все доступно и легко читаем
Особенно понравилось о путине
Удачи
Лично я больше за лдпр

Оценка 5 из 5 звёзд от влад 22.11.2015 21:16

Оценка 5 из 5 звёзд от Алер 22.04.2015 19:17

Оценка 5 из 5 звёзд от неизвестно 07.04.2015 02:08

Хорошо написано, с интересом читается. Только тяжело на душе после нее, всё так мрачно и сплошной негативизм

Оценка 1 из 5 звёзд от Борис не Годунов 23.02.2015 19:34

Оценка 5 из 5 звёзд от Ayz 10.01.2015 01:00

Оценка 5 из 5 звёзд от mahar121 09.09.2014 15:33

спасибо за книжку

Оценка 4 из 5 звёзд от санько 26.08.2014 22:39

Книга, точнее, обе книги «От Рюрика до Путина» и «От Рюрика до Медведева» понравились. Содержание прекрасное! Прочитав их можно пройтись мысленно по всей истории России от и до. Язык книг легкий, доводящий простым языком до читателя суть явлений и проблем. Интересна форма изложения материала. Решил попробовать ее на изложении истории одного субъекта РФ. Хочу спросить автора: могу я ее использовать в своей книге? Чисто форму изложения. История субъека, разумеется, другая. Мой эл. адрес:pjs_52@mail.ru

Оценка 5 из 5 звёзд от Якуб Патиев 05.02.2014 11:27

www.e-reading.mobi

Ученье — свет, учебник — мрак

Единые образовательные пособия по истории, русскому и литературе — ​суррогат единой идеологии, запрещенной Конституцией

24 марта прошло заседание комиссии Министерства образования и науки: на нем должна была решаться судьба новых учебников. «Утечки» бывают с любых заседаний, включая коллегии спецслужб. Но тут — ​информации ноль: разговор об учебниках оказался абсолютно закрытым. Видимо, слишком серьезные пертурбации готовятся на этом политизированном рынке.

Идея единых школьных учебников по русскому, истории и литературе обрастает плотью, а к 1 сентября 2017-го и вовсе станет реальностью. Начнется все с истории — ​министр образования Ольга Васильева уже объявила об этом официально.

Был конкурс под эгидой «Российского союза молодежи», эксперты из научно-методического совета по учебникам провели экспертизу. Все как в 1930-х, когда «Известия» объявили премию за лучший учебник по истории — сто тысяч. Булгаков начал писать пособие для школьников, в его архиве сохранились черновики. Писал, пока знающие люди не сказали: «Михал Афанасьич, вы, что же, всерьез надеетесь? Там, наверху, все уже решено».

У нас тоже все уже решено. Среди тех, кто может стать автором всероссийского учебника по русскому, знающие люди называют члена Общественной палаты (утвержденного личным указом главы государства) Романа Дощинского и Любовь Фарисенкову, которая специализируется на преподавании русского иностранцам. Но важно не кто, а что. Важно соответцствие генеральной идее. О ней можно судить по презентации проекта, грант на который выделен распоряжением президента.

Там есть слова о гражданственности и патриотизме. Есть странный тезис: «Русский язык и иностранный язык — ​это разные миры, а не частные проявления языка человека». Есть портрет Путина, следом портрет Сталина и цитата: «В дни войны русское слово становится огромной силой, оно мобилизует народ на беспощадную борьбу с захватчиками во имя свободы и независимости Родины. Призывное, патриотическое слово вселяло уверенность в правоте нашего дела…»

И по мелочи: «Да, нашему языку сейчас трудно, но вся шелуха спадет, пройдет и американобесие, и русский язык станет еще более богатым». Американобесие.

На примере учебников мы в сотый раз отмечаем, нужен нам выбор или нет, нужно многообразие или единообразие. Единый учебник по истории — ​суррогат единой идеологии, запрещенной Конституцией. Единый учебник русского языка — ​отказ от вариативности ради подмеса политики в лингвистику. В едином учебнике по литературе и она становится отраслью идеологии.

Председатель Общества русской словесности патриарх Кирилл уверен, что многообразие нам во вред: «Как родители могут сравнить 1900 экспертиз и выбрать свой учебник? Я не вижу никаких конституционных и законодательных границ к тому, чтобы был общий учебник русского языка и литературы, так же, как и общий учебник истории». Вообще-то границы есть. Закон образования настаивает на принципе вариативности.

А секретарь Общества русской словесности епископ Тихон (Шевкунов) сетует: «Сегодня школы не подчиняются министерству образования. Их начальство — ​региональные и муниципальные органы. Это все равно как если бы в армии гарнизоны на местах подчинялись не Министерству обороны, а губернаторам».

Оба заявления прозвучали сразу после публикации протокола заседания комиссии, которая решает судьбу учебников. Год назад Минобр обещал обновить федеральный список, приблизить его к со­временности, провел экспертизы и в январе собрал предложенные издательствами новые линии. А в марте, ничего не объясняя, подтвердил, что можно пользоваться старыми учебниками. Что с новыми? А зачем они, если их заменят на единые?

Единообразие — ​инструмент решения идеологических задач. И финансовых. В 1990-х и в начале нулевых одним из самых криминальных бизнесов было издание учебной литературы. На пике разборок наемный киллер застрелил гендиректора издательства «Дрофа». Мотивы понятны. Стоило учебнику попасть в список рекомендуемой министерством литературы для школ — ​и его выпускали тиражом, какой и не снился Дарье Донцовой. Деньги безумные.

Теперь эта проблема решена. Единый учебник — ​и никакой стрельбы.

Отдел культуры

— Идея единого школьного учебника истории — ​это очередная попытка решать взрослые проблемы через детей. В обществе нет согласия по поводу нашей истории: не то что единый учебник, единую концепцию выработать трудно. И еще: мы много раз проходили — ​везде, где есть монополия, а не конкуренция, хорошего не получится. Даже в советское время было несколько линий учебников, которые конкурировали друг с другом.

И главное. Школьники живут в интернет-пространстве. Представление об учебнике, по которому будет строиться единая программа, — ​вопрос прошлого века. В Сети надо создавать среду. И она не может быть однозначной. Изучая предмет, школьник должен переходить из одной части электронного учебника в другую, где может расширить представление, познакомиться с документами, свидетельствами. Вся идеология цифровой цивилизации противоречит идее единого прочтения учебника.

www.novayagazeta.ru

Какие пособия читать, чтобы подготовиться к ЕГЭ?

Здравствуйте, уважаемые друзья и читатели! Сегодня не совсем обычный пост. Это пост-ответ. Такой нормальный и большой ответ на самый частый вопрос, который мне всегда задают ребята: «Что вы рекомендуете читать, по каким пособиям готовиться к ЕГЭ по истории или обществознанию?»

Давайте я сделаю так. В первой части этого поста вы прочитаете то, что хотите услышать. То, что Вам скажут и без меня. Ок? А вот вторая часть поста будет для тех ребят и их родителей, которые действительно хотят высоких баллов на ЕГЭ через несколько месяцев.

Первая часть: то, что вы хотите услышать

По истории рекомендуется:

  • Л. Кацва. История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Любое издание.
  • А.С. Орлов. История России: учебник. Любое издание
  • Также рекомендуется отдельно заиметь атласы по истории России и тесты.

    По обществознанию рекомендуется:

    • Котова, Лискова: Обществознание. 11 класс. Модульный триактив-курс
    • Баранов, Шевченко, Воронцов: ЕГЭ Обществознание. Новый полный справочник
    • Также нужно запастись тестами, их можно найти на известных сайтах в Интернете, все их прекрасно знают. Да и они слишком известные, чтобы мы их тут называли ).

      Если вы хотели услышать именно такой ответ на вопрос: по каким пособиям и учебникам готовиться к ЕГЭ, то дальше можете не читать. Информация ниже совсем не для вас. Смело берите эти пособия, читайте их, решайте тесты, и Бог Вам в помощь!

      Вторая часть ответа на вопрос: мой настоящий ответ

      Никакие пособия брать, покупать вообще не стоит. Вот причины:

    • В пособии абсолютно нет аппарата для рефлексии: например для самостоятельной работы.
    • В пособии все изложено сухо, предполагается, что вы уже имеете представление о базовых понятиях. В истории эти понятия: цивилизация, государство, аппарат власти, формы власти, прибавочный продукт, натуральное хозяйство, и прочее множество понятий. То же самое для обществознания.
    • В пособиях нет тестов.
    • Пособие не объясняет, как решать тесты, каковы принципы их решения. В самих же сборниках тестов в самом начале дается крайне сухая информация с характеристикой самого теста, никаких принципов там нет и в помине.

    Несмотря на эти огромные минусы каждый год миллионы ребят покупают эти пособия и готовятся по ним. Результат весьма плачевен, посмотрите статистику Рособрнадзора. От себя же могу сказать однозначно: 95 % ребят, которые читают пособия и готовятся по ним никогда не сдадут егэ по истории или обществу на высокие баллы. Да, знания может и улучшаться, но тест на высокий результат они не решат. Максимум, баллов на 60 из 100.

    Что же делать. Во-первых, прочитайте эту мою статью и эту. Во-вторых, если ваша цель именно самостоятельная подготовка: вы не хотите пользоваться услугами репетиторов и сторонних сервисов и сайтов, то вариант подготовки (действительно правильный и грамотный) может быть только такой.

    ШАГ 1. Покупаете школьные учебники (лучше последнее издание): по истории — покупается учебник по каждому периоду: по Древней Руси, по Средневековью, по Новому времени и пр. Авторы по истории: Сахаров, Буганов, Данилин, Косулина, Рыбаков и пр. По обществознанию аналогично. Берете учебники за 10 и 11 классы.

    ШАГ 2. По истории берете исторические Атласы и Контурные карты. По обществу нужно будет взять плюсом пособие, в котором обществознание изложено в виде схем.

    ШАГ 3. По обеим дисциплинам ищете, где будете решать тесты. Тесты нужны с проверкой, чтобы вы могли себя проверить по ответам.

    ШАГ 4. Методика самоподготовки:

    По истории

    Берете учебник по первому периоду русской истории. Читаете главу, смотрите параллельно в Атлас. Пересказываете самому себе, что поняли. Далее смотрите в главу, что забыли. Читаете ее снова. Снова пересказываете. Отмечаете, что снова пропустили. Читаете третий раз, четвертый, до тех пор пока не сумеете нормально пересказать, о чем глава. После этого отвечаете на вопросы к главе в конце главы. Лучше письменно, так вы подточите навык формулирования мыслей.

    Далее читаете вторую главу, проделываете ту же работу. Через день возвращаетесь к первой главе, и проверяете себя, что помните. Если забыли все — снова ее перечитываете, и поступаете как описано выше.

    Если вы осилили таким образом к примеру, период Древней Руси, берете тематические тесты ЕГЭ по этому периоду и решаете как первую часть теста, так и вторую. Вторую часть будете проверять себя по ответам в пособии.

    По обществознанию

    Берете учебник по первому периоду русской истории. Читаете главу, смотрите параллельно выписываете непонятные термины, ищете их определения в Интернете или в учебнике (в конце есть Глоссарий). Пересказываете самому себе, что поняли. Далее смотрите в главу, что забыли, какие термины упустили, учите их. Читаете ее снова. Снова пересказываете. Отмечаете, что снова пропустили. Читаете третий раз, четвертый, до тех пор пока не сумеете нормально пересказать, о чем глава. После этого отвечаете на вопросы к главе в конце главы. Лучше письменно, так вы подточите навык формулирования мыслей.

    Дошли до конца раздела, к примеру, Человек и общество, достаете тест по этой пройденной теме и решаете. Решаете как первую, так и вторую часть. Вторую часть будете проверять себя по ответам в пособии.

    Каждый ли способен на такую подготовку? Нет, не каждый. Требуется серьезная эрудиция, нормальная память, хорошая усидчивость и целеустремленность. Большинство выдохнуться ко второй неделе такой подготовки, или у них будет нервный срыв. Поверьте, навидался такого за годы работы с детьми (в школе я тоже работал)

    ege59.ru

    От Рюрика до наших дней: как менялись учебники истории России

    24 октября, 2013

    Поделиться в социальных сетях:

    На следующей неделе, 30 октября, будет принята концепция единого учебника истории России. Ожидается, что книги попадут школы уже в 2015 году. О том, как преподавалась история в нашей стране, читайте в материале M24.ru

    В дореволюционной России выпуск учебников по истории находился под контролем государства. В то же время учебные советы гимназии могли сами выбирать пособия и программы. Как правило, учебники заканчивались событиями позапрошлого царствования, поскольку считалось, что недавнее прошлое не может быть предметом исторического исследования.

    Самым распространенным учебником в то время было «Руководство по русской истории» Дмитрия Иловайского, по которому учились несколько поколений российских гимназистов. Пособие выдержало более тридцати переизданий, принеся своему автору около полумиллиона рублей (зарплата учителя гимназии, для сравнения, была около 85 рублей в месяц).

    Иловайский выступал против норманской теории возникновения российской государства. Летописный рассказ о призвании варягов считался им полностью легендарным, и на основании этого отвергалось все связанное с Рюриком.

    Коллеги называли Иловайского посредственным ученым. К тому же его монархические взгляды не способствовали популярности в демократически настроенном научном сообществе. Тем не менее его учебник был написан живым доступным языком, без всякого налета показной учености, туманных обобщений и назидательной риторики.

    Бывший московский гимназист Владимир Маяковский упомянул автора учебника в цикле «Люблю»: «Мутят Иловайских больные вопросы: — Была ль рыжа борода Барбароссы? — Пускай. Не копаюсь в пропыленном вздоре я — любая в Москве мне известна история.»

    Альтернативой труду Иловайского был «Учебник по русской истории» Константина Елпатьевского, который выдержал 11 изданий. Пособие представляло собой простое перечисление фактов, без особой системы. Елпатьевский был также составителем исторической хрестоматии для младших классов «Рассказы и стихотворения из русской истории».

    Институт всеобщей истории РАН создаст единый учебник истории

    Для народных училищ создавались упрощенные учебные пособия. Например, «История России с картинками» Моисея Острогорского выдержала 33 издания. Кроме того, его перу принадлежали и другие учебники: «Хронология русской истории», «Хронология всеобщей и русской истории», «Краткая хронология всеобщей и русской истории», «Учебник русской истории для III класса гимназий».

    Известные историки тоже не стояли в стороне от просвещения народа. В частности, «Учебная книга русской истории» профессора Московского университета Сергея Соловьева издавалась 13 раз.

    Одним из лучших учебников отечественной истории считалась книга академика Сергея Платонова «Учебник русской истории для средней школы». Ученый выступал с критикой Иловайского. По его мнению, из школьного учебника русской истории необходимо было убрать все легенды, отказаться от субъективных трактовок и вместить в небольшой объем возможно более широкое содержание, проявив при изложении политических и религиозных тем тактичность.

    Первая часть платоновского учебника вышла в 1909, а вторая – год спустя. Книгу отличали стройность и четкость изложения. Выявление особенностей отдельных периодов опиралось на их социально-политическую оценку. Много внимания Платонов уделял и внешней политике страны, а также историческим деятелям, которых обрисовал кратко, но выразительно. Русская история у него представала закономерно развивавшимся процессом.

    После Октябрьской революции и вплоть до 1934 года в школах не велось систематического преподавания истории. В 1932 году вышел «Краткий очерк истории народов СССР» Николая Ванага. Российская империя характеризовалась там как «тюрьма народов», а ее внутренняя политика изображалась исключительно как колониальная. Вполне большевистская трактовка российской истории, тем не менее, не уберегла профессора от расстрела в 1937 году.

    Представлена новая концепция единого учебника истории

    Еще один заметный учебник того времени — «Рабочая книга по истории для школ крестьянской молодежи» Исаака Минца — переиздавался трижды.

    В 1934 году был объявлен всесоюзный конкурс на написание школьного учебника по истории СССР, на который представили 46 учебных пособий. Учебник для 3 и 4 классов под названием «Краткий курс истории СССР» под редакцией Андрея Шестакова вышел в свет в 1937 году. Затем был издан и учебник по истории СССР для средней школы под редакцией Анны Панкратовой.

    Перед авторами первых советских учебников стояла трудная задача — им нужно было обойти опасные темы недавнего прошлого. Ведь люди, которые еще совсем недавно были в числе руководителей страны, вроде Троцкого, Каменева и Зиновьева, объявлялись врагами народа, и надо было описать события таким образом, чтобы обойтись без их упоминания.

    Все, что происходило в стране после 1924 года, в первых учебниках было описано пунктирно. Как и в гимназических учебниках, в советских пособиях тоже не оказалось места для новейшей истории.

    Послевоенный период истории СССР в школьных учебниках излагался с помощью наборов клише — «развитой социализм», «дружба братских народов», «прогрессивная внешняя политика». Большую часть текста составляли материалы неразличимых друг от друга партийных съездов. Школьникам приходилось мучительно зазубривать цифры пятилетних планов.

    После распада СССР в нашей стране появились десятки учебников, представляющие разнообразные концепции истории России. Наиболее различаются в них трактовки событий Октябрьской революции, сталинского правления, а также реформ конца 1980-х — начала 1990-х годов. Сейчас существует 77 учебников по истории, рекомендованных Минобразования. До появления единого учебника школьники будут учиться по ним.

    Авторам единого учебника предстоит дать однозначные ответы на 31 сложный вопрос российской истории.

    www.m24.ru

    Это интересно:

    • Правила оформления рамки в чертеже Правила выполнения чертежей Все правила выполнения чертежей, действующие в настоящее время, отражены в государственных стандартах (ГОСТ) Единой Системы Конструкторской Документации (ЕСКД), учитывающей многие рекомендации международных организаций по стандартизации. Все […]
    • Ст 12 федерального закона о безопасности дорожного движения Федеральный закон 196-ФЗ О безопасности дорожного движения Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ О безопасности дорожного движения (с изменениями от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 декабря 2006 г., 8 ноября, 1 […]
    • Используя правила линдемана постройте пирамиды биомассы и численности Итоговая контрольная работа по экологии, 11 класс Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Итоговая контрольная работа по экологии Часть А. (только один верный ответ в каждом вопросе) А 1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания […]
    • Правила водолазной службы часть 2 ПВС ВМФ Правила водолазной службы военно морского флота 2002. Часть 2. Медицинское обеспечение водолазов военно-морского флота Настоящие Правила предназначены для всех должностных лиц, военнослужащих и гражданского персонала ВМФ, чья деятельность связана с водолазной […]
    • Системы пенотушения на судах Охрана труда на морском транспорте Рис. 1. Принципиальная схема системы воздушно-механического пенотушения Всю аппаратуру для получения воздушно-механической пены в зависимости от пенообразования можно разделить на общесудовые системы и установки местного […]
    • Пособие методы неразрушающего контроля Пособие методы неразрушающего контроля Учебное пособие предназначено для самостоятельной подготовки контролеров к аттестации и в качестве консультационного материала в практической работе по контролю качества сварных соединений и основного материала оборудования и […]
    • Устав флота на речных судах Устав службы на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ, ФЛАГИ И ВЫМПЕЛЫ ГЛАВА 3. ЭКИПАЖ СУДНА ГЛАВА 4. КАПИТАН ГЛАВА 5. ОБЩЕСУДОВАЯ СЛУЖБА ГЛАВА 6. СУДОМЕХАНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ГЛАВА 7. ОСОБЕННОСТИ […]
    • Правило дорожного движения видеокурс Правило дорожного движения видеокурс Видео курс Правил Дорожного Движения Автопортал "АвтоДоки.Ру", автошкола "Лидер" и Ассоциация выпускников детских домов "Твоя Семья" представляет видео курс ПДД. Это видео пособие, которое поможет разобраться в нюансах дорожного […]