Страховка при падении

| | 0 Comment

Способность ниндзя приземляться аки кошка на землю, асфальт и отравленные колья без всякого вреда для здоровья — одна из самых раскрученных, общепризнанных и, как ни странно, весьма реалистичных возможностей синоби да и вообще адептов БИ. Упирающаяся в основном только в физическую подготовку, сочетающую гибкость, растяжку и концентрацию, способность не убиться от удара об землю на самом деле может быть тренирована практически каждым. Об основных ошибках во время падения и правильной страховке и будет изложено ниже.

Но все же для начала не мешало бы выяснить, а что же вообще такое страховка при падении. Попробуйте достаточно резко опуститься на землю, не опираясь на ноги. Выставили руки? Так вот — это типичный пример страховки. Резюмируя, можно утверждать, что страховка при падении есть гашение силы удара о землю наименее травматичными частями тела для предотвращения серьезных повреждений организма. Проще говоря, это умение не искалечиться и не убиться после падения.

Что мы страхуем в первую очередь? Ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах нельзя допускать соприкосновения в первый контакт с землей головы, позвоночника, ребер, коленей и локтей. Это чревато сильными травмами, а то и летальным исходом. Можно подставлять полусогнутые ноги (на подошвы ног) и руки (с собранными пальцами), а также (после гашения основного импульса) бедра и плечи.

Для того, чтобы разобраться, как страховать себя в падениях с небольшой высоты (во время спаррингов или при перемещениях по скользким поверхностям — льду, например, зимой), нужно разучить и отработать все три вида страховки: вперед на живот, назад на спину и влево\вправо набок. Остальные виды падения будут сочетать в себе нюансы вышеуказанных.

Страховка при падении вперед

Конечное положение тела во время приземления:

  1. Колени прямые, одна нога может даже быть приподнята над землей
  2. Голова повернута вбок, чтобы не удариться подбородком
  3. Локти расставлены в стороны.
  4. Руки перед собой полусогнуты и напряжены, именно на них приходится вся сила удара. Ладони находятся примерно на уровне лица.
  5. Пальцы в ладони не растопырены
  6. То есть, падая вперед, Вам необходимо выставить руки перед собой, обезопасить лицо и голову разворотом, и за счет мышечной силы рук (как при обычных отжиманиях) попытаться смягчить удар.

    Не забывайте повернуть голову! На матах это не нужно, но в реальной жизни разбить себе лицо о бордюр проще простого.

    Страховка при падении назад

  7. Подбородок прижат к груди.
  8. Спина в согнутом положения, но лопатки расправлены.
  9. Руки широко разведены в стороны и даже заходят за спину, ладони смотрят назад, пальцы вместе.
  10. Колени разведены (во избежание травм лица)

При падении назад Вам следует вначале самортизировать удар хлопком ладонями по земле, после этого уже опустить пятую точку и спину. Это непривычно, но разучив правильную страховку назад, Вам нестрашно будет поскользнуться на самом опасном льду, или вступить в бой на самой твердой поверхности.

Страховка при падении набок

  1. Одна рука (ближайшая к стороне падения) вытянута вперед ладонью к поверхности падения, вторая на уровне подмышки прикрывает ребра или направлена вверх.
  2. Ноги слегка или совсем согнуты для увеличения площади соприкосновения с землей.
  3. Голова направлена против стороны падения и прижата к противоположному плечу.
  4. Порядок прежний: хлопок рукой и все тело по возрастающей важности органов.

    Опять же не забываем повернуть голову.

    Для успешного понимания правильности страховки старайтесь не увлекаться отработкой её на мягкой поверхности. Достаточно всего одного неудачного падения вне тренировки и Вы можете надолго выбыть из графика занятий. Поняв принципиы на мате, работайте на паркете, земле или деревянном полу. Потом постепенно переходите на асфальтовое и бетонное покрытие — поняв приниципы страховки, Вы сможете это сделать без всякого страха. Только лишний раз вымоете руки.

    Но научиться аккуратно падать по своему желанию — дело небольшое. Освоив принципы, продолжите тренироваться в изменяющихся условиях, попробуйте следующие варианты:

    • Падение с небольшой высоты (мат, бордюр, камень. ).
    • Падение с движущегося предмета (тележка, носилки. )
    • Падение после толчка или удара партнера.
    • Падение через предметы (сначала через что-нибудь мягкое и дальше по нарастающей).

    То есть, когда Вы сможете достаточно уверенно, без многочисленных переломов, растяжений и других травм, упасть спиной вперед через поручни со скейтборда на асфальт, получив предварительно ударом с ноги товарища в грудь, тогда Вы уже сможете хоть чуток быть уверенными в своей безопасности. И ниндзя, с их падением на копья и кинжалы, станут Вам чуть ближе и понятней.

    Примечание: страховка после падения с более значительной, чем свой рост, высоты требует уже более сложного подхода — перехода в кувырок. Но об этом в другом материале.

    mitsumono.ru

    Приемы страховки и самостраховки

    Приемы страховки и самостраховки

    Чтобы хорошо бороться, нужно много упражняться в проведении приемов или, как говорят борцы, отрабатывать приемы, шлифуя технику выполнения довольно сложных серий движений. Что особенно важно – нужно уметь правильно падать. Человек, который боится падать и судорожно цепляется за партнера, не сможет стать борцом.

    Кто умеет правильно падать, тот умеет хорошо бросать!

    Основная ваша задача при падении – сгруппироваться и погасить удар. Этого можно достичь тремя путями: использованием рук и ног в качестве амортизаторов; уменьшением кинетической энергии падающего тела за счет переката (вспомните кувырки в длину и высоту); встречным резким хлопком по ковру всей поверхностью прямых рук.

    При падении нужно задерживать дыхание. Падение на выдохе может вызвать неприятные ощущения.

    Проводя броски при отработке приемов и в схватках, борцы должны уметь страховать себя и друг друга от травм.

    97. Самостраховка при падении вперед (рис. 78).

    Встаньте прямо. Закрепите спину. Руки перед грудью с чуть согнутыми, разведенными в стороны локтями. Не меняя положения туловища, падайте вперед, выставив чуть согнутые напряженные руки (как амортизаторы), и, встретив ими ковер, смягчите падение. Колени не сгибайте и не выставляйте вперед при падении. По завершении движения вы окажетесь грудью и щекой на ковре (а).

    Усложните упражнение: падайте вперед, резко отрывая ноги от покрытия и несколько прогнувшись в пояснице (б); партнер сзади должен дернуть ваши ноги на себя (в).

    рис. 78а

    рис. 78б

    рис. 78в

    На первых тренировках упражнение нужно делать по 50–100 раз.

    98. Самостраховка при падении назад (рис. 79).

    Упражнение выполняется по разделениям, чтобы поочередно включать в работу нужные группы мышц. Впоследствии, естественно, нужно будет делать его слитно.

    По команде «Делай раз» встаньте так, как показано на рисунке: туловище прямое, руки вытянуты вперед, подбородок прижат к груди, зубы плотно сжаты (а).

    По команде «Делай два» перейдите в положение полуприседа. Спина округлена (б).

    рис. 79

    По команде «Делай три» сядьте пятками к ягодицам (в) и откиньтесь назад, не распрямляя спину и не разгибая голову (г). В момент переката сильно хлопните ладонями о ковер. Прямые руки должны составлять с позвоночным столбом угол, равный примерно 40°.

    Некоторые делают ошибку – при касании ковра спиной закидывают руки вверх и только потом их опускают. Руки первыми должны встречать покрытие! В конечной фазе движения вы окажетесь на плечах и шее с подогнутыми ногами.

    Упражнение на первых тренировках нужно делать более 100 раз, чтобы довести его выполнение до автоматизма. По сигналу научитесь делать движение слитно.

    Через некоторое время падение назад выполняйте, отрывая ноги от ковра как можно резче.

    Выполните падение назад через стоящего на четвереньках партнера (д). Вначале можно сесть на него (е) и соскользнуть назад (ж). Затем уже опрокидываться в движении, не садясь.

    Самое главное при падении назад – не разгибать шею, чтобы не удариться затылком о покрытие, а отбив руками делать в момент касания ковра спиной – не позже!

    99. Самостраховка при падении на бок (рис. 80).

    Так же, как и предыдущий, этот прием самостраховки выполняется по разделениям и состоит из трех фаз. Первая и вторая полностью повторяют таковые при падении на спину (а). При выполнении третьей фазы ноги ставят скрестно (б). Нога, одноименная боку, на который вы падаете, находится сзади. Подбородок прижат к груди, а голова наклонена к верхнему плечу. Спина округлена. При касании ковра боком сделайте сильный хлопок рукой, другую руку оставьте поднятой вверх (в).

    Падение на бок выполните, резко отрывая ноги от ковра, через стоящего на четвереньках партнера (г, д).

    рис. 80

    Все приемы самостраховки, когда вы их уже достаточно хорошо освоите, можно выполнять в разделе акробатики.

    100. Кувырок через руку партнера (прием страховки и самостраховки) (рис. 81).

    Рукой захватите партнера за одноименный рукав ниже локтевого сгиба, а он таким же образом захватит вашу руку (а). Через руку партнера сделайте кувырок вперед, аналогичный кувырку через плечо (б). Приземляясь, сильно хлопните рукой о ковер, как при падении на бок (в). Партнер страхует вас в момент приземления, поддернув вверх за рукав, – это прием страховки падающего партнера. Как видите, он довольно прост: в момент приземления партнера удар его туловища о ковер гасится за счет рывка вверх.

    рис. 81

    Упражнений для подготовки борцов-самбистов гораздо больше, чем мы вам дали (может, в 10, может, в 100 раз). Но если вы овладеете хотя бы этими, знайте: необходимого и достаточного уровня подготовки вы уже достигли и вполне готовы к тому, чтобы перейти к следующему этапу – освоению техники приемов защиты и нападения, спортивного и боевого разделов самбо.

    sport.wikireading.ru

    Страховка при падении

    Автор: Сергей Веденин, Москва

    На тему обеспечения страховки в альпинизме написано много, но перед очередным сезоном стоить напомнить самые важные моменты и рассмотреть основные, возникающие при организации страховки, ошибки.

    Страховочная цепь состоит из: страхующего, самостраховки страхующего, страховочной станции, страхующего устройства, промежуточных точек страховки, страховочной системы, карабинов и веревки, которая все это соединяет.

    Основное правило при выборе снаряжения для организации страховочной цепи это использование снаряжения изготовленного, испытанного и сертифицированного именно для выполнения данной задачи.

    Поэтому категорически запрещается использовать для нижней страховки статическую веревку и не рекомендуется использовать для самостраховки усы из ленты и самостраховки для ИТО типа дейзи чейн.
    Но даже использование сертифицированного снаряжения не дает гарантий — применение снаряжения с ошибками или использование ошибочных технических приемов также очень опасно.

    Рассмотрим силы, которые действуют на разные элементы страховочной цепи при срыве.

    Внимание!
    Во всех расчетах мы принимаем вес сорвавшегося 80 кг, но нужно помнить, что при весе сорвавшегося большим, чем 80 кг усилия значительно вырастут. Например если рывок при весе сорвавшегося 80 кг и факторе рывка 1,7 (это стандарт для испытаний по UIAA) составит 8,3 кН, то при весе сорвавшегося 114 кг и аналогичных прочих условиях рывок составит 11,1 кН, что очень близко к установленному UIAA пределу безопасности для сорвавшегося в 12 кН. А главное, что при этом на промежуточную точку страховки будет воздействовать усилие более чем в 18 кН, что находится далеко за границей прочности для любого страховочного снаряжения кроме стационарных (шлямбурных) крючьев.
    Поэтому стоит обратить самое серьезное внимание на вес лидера, и дать себе правдивый ответ — сколько вы весите со всей одеждой, рюкзаком, снаряжением, биваком и т. д. Ваша безопасность напрямую зависит от этого ответа. Оценив вес сорвавшегося вы можете оценить максимальный фактор рывка, падение с которым не травмирует сорвавшегося и не приведет к разрушению страховочной цепи.

    Согласно стандартам безопасности UIAA сила рывка на сорвавшегося при любых условиях не должен превышать 12 кН, практически все современные веревки гарантируют (для новой и сухой веревки), что эти сила не превысит 9 кН. Следует помнить, что сила рывка на сорвавшегося зависит от его веса, фактора рывка и качества веревки (ее растяжимости) и НЕ ЗАВИСИТ от глубины падения. На эту тему написано очень много — посмотреть на расчеты можно тут или тут .

    Эта сила воздействует на сорвавшегося через страховочную систему, прочность которой согласно стандартам UIAA составляет не менее 15 кН, что вполне достаточно и дает почти двукратный запас прочности. (Обсуждение использования только нижней или полной страховочных систем выходит за рамки данной статьи, плюсы и минусы каждого варианта многократно обсуждены, и выбор каждый альпинист делает сам для себя в зависимости от маршрута и ситуации. UIAA рекомендует использовать нижнюю страховочную систему — беседку.)

    К веревке страховочная система (согласно рекомендаций UIAA) прикрепляется с помощью узла «восьмерка», использование для этой цели карабина НЕДОПУСТИМО!
    Использования узла булинь не рекомендовано!

    Ситуация, при которой карабин при рывке развернется, и усилие окажется приложено к карабину поперек длинной оси, с высокой степенью вероятности приведет к разрушению карабина, разрыву страховочной цепи и потере страховки. Обычный карабин выдерживает при приложении нагрузки поперек длинной оси от 7 до 9 кН, что не оставляет никаких запасов прочности при тяжелом рывке. Особенно опасна практика прикрепления к страховочной веревке с помощью карабина именно там, где она и получила широкое распространение — на простых маршрутах среди начинающих альпинистов и среди горных туристов. И те и другие часто используют статические или просто старые веревки (не смотря на то, что это недопустимо) и совершают походы и восхождения с тяжелыми рюкзаками. Классическая отговорка звучит так — «маршрут простой — падать тут негде», но с использованием старой или статической веревки при падении на 1-2 метра с фактором рывка 1 сила рывка может значительно превысить прочность карабина.

    Страховочная веревка.
    На сегодняшний день это одна из самых надежный частей страховочной цепи, современные стандарты даже не оговаривают ее прочности, сила максимального рывка это гораздо боле важный фактор. Все современные веревки гарантируют нагрузку на сорвавшегося при весе груза 80 кг и факторе рывка 1,77 не более 9 кН, что оставляет запас на старение веревки, ее намокание и т. д., в любых условиях рывок не превысит установленного UIAA предела безопасности в 12 кН. По данным независимых тестов прочность современных статических и динамических веревок составляет не менее 15 кН с завязанным узлом «восьмерка». Что дает опять практически двукратный запас прочности. При использовании веревок типа Half ( двойная, половинка) или Twin (сдвоенная) также достигается повышение надежности страховочной цепи от перебивания веревки камнями или от обрыва на остром ребре. Прочностные и динамические характеристики веревок типа Half и Twin не уступают характеристикам одинарных веревок .

    Силы действующие на промежуточную точку страховки.

    Согласно закону сложения сил на верхнюю промежуточную точку страховки действует сила равная 1,66 силы, которая действует на сорвавшегося. Коэффициент 1,66 возникает из-за того, что часть усилия рывка тратится на преодоление силы трения в карабине, если бы силы трения не было то на точку действовала бы сила равная двойной силе рывка.
    Данный фактор делает верхнюю промежуточную точку самым нагруженным и соответственно самым слабым звеном в страховочной цепи. Посмотрите на свое снаряжение, у вас нет ни одно из устройств для организации промежуточных точек страховки (за исключением ледобуров), которое выдерживает рывок в 15 кН, который возникает на промежуточной точке при силе рывка на сорвавшегося в 9 кН. И это только паспортные характеристики снаряжения, которые не учитывают непрочность породы и ошибки при установке снаряжения на рельефе.

    Также следует помнить, что практический фактор рывка часто оказывается выше теоретического — трение веревки о рельеф, трение в карабинах снижают способность веревки поглощать энергию падения.
    Исходя из этого знания срывы с фактором рывка > 1 возможны только при использовании в качестве промежуточных точек страховки стационарных (шлямбурных) крючьев, прочность которых находится в диапазоне от 18 до 22 кН.

    Альпинистские карабины, петли и оттяжки выдерживают нагрузка не менее чем 22 кН, что достаточно для использования в любом месте страховочной цепи.
    Внимание!
    Не смотря на то, что петли и оттяжки обладают необходимым запасом прочности, следует помнить, что их динамические характеристика мало отличаются от характеристик стального троса. Особенно это заметно на коротких оттяжках, основную длину которых составляет сшивка в три слоя ленты и страховочные станции, на которых петли используются сложенными в 2, 4 или даже 6 раз. Увеличение количества одновременно нагруженных ветвей приводит к значительному снижению динамических характеристик петли.
    Страховочное устройство.
    Стандарт на страховочно/спусковые устройства UIAA вводит только с 2012 года, устройства выпущенные до этого времени тестировались только производителем. Независимые тесты показали, что обычная «восьмерка» выдерживает нагрузку более 30 кН, устройства типа реверсо и шайба Штихта также обладают необходимым запасом прочности. На сегодняшний день UIAA рекомендует для занятия альпинизмом устройства базирующиеся на принципе Шайбы Штихта (стакан, корзинка, реверсо, ATX-XP, ATX-XP Guide и т.д.), устройства типа «восьмерка» в каталогах многих фирм проходят как «олд скул» устройства.

    Страховочно/спусковые устройства типа реверсо обладают набором неоспоримых преимуществ по сравнению с «восьмерками» — они не крутят веревку, позволяю нормально работать с двойной веревкой на спуске и при страховке, позволяют организовать автоматическую фиксацию веревки при страховке второго, дают возможность организовать безопасное и комфортное лазанье в тройке и многое другое.
    Напротив в практике применения «восьмерок» в России сложился очень опасный стереотип — веревку в восьмерку заправляют через карабин, а не через «шейку» устройства.

    Данный вариант использования подходит только для статических и «дубовых» веревок неизвестного происхождения, которые могут применяться только для верхней страховки и перил. При страховке современной «мягкой» динамической веревкой такой вариант использования приводит к страховке «через карабин», что абсолютно недопустимо, так как не обеспечивает необходимый уровень торможения веревки и соответственно не является безопасным.

    Второй распространенной ошибкой является встегивание страховочно/спускового устройства в две петли на обвязке. Производители снаряжения явно указывают единственно правильный способ – крепление в силовую петлю. При использовании первого способа происходит неправильная ориентация страховочно/спускового устройства в пространстве и регулярное приложение нагрузки на муфту карабина. В обоих случаях затрудняется работа с устройствами и повышается опасность.

    Важно! Привязывание к страховочной веревке производится через ДВЕ петли. Страховочное устройство крепится в силовую петлю. Также очень опасным является широко распространенный способ перехватывания веревки при страховке.

    При использовании этого способа руки страхующего перехватывают веревку, захватывая одновременно две веревки — выше страховочного устройства. При этом способе появляется момент в который веревка удерживается одной рукой в неправильной позиции, фактически происходит страховка одной рукой через карабин. Данный способ страховки абсолютно недопустим!

    Правильный способ заключается в поочередном перехватывании веревки ниже страховочного устройства, когда свободный конец веревки находится в правильном положении, а одна из рук его непрерывно удерживает.

    Важными при организации страховки являются выбор места расположения страхующего, его позиции и позы.

    Обычная ошибка – страхующий при нижней страховке далеко отходит от маршрута, при срыве лидера это приведет к сдергиванию страхующего, его подтаскиванию к скале, удару и возможно к потере страховки. Чтобы избежать этого, особенно в начале лазания, когда возможен срыв с высоким фактором рывка, страхующий должен находиться под маршрутом, чтобы рывок на него пришелся в направлении ВВЕРХ.

    Способность страхующего удержать лидера при срыве повысится, если он заранее оценит направление рывка, возможность своего контакта с рельефом при рывке и предпримет меры снижающие вероятность ударов. Одним из самых простых методов является выбор правильной позы – с упором в рельеф, и смена страховочной руки, чтобы при ударе о рельеф не оказалась травмирована или зажата рука, контролирующая веревку.

    Страховочная станция.
    Основным качеством страховочной станции является ее надежность — возможность выдержать рывок максимально возможной силы. Данная характеристика достигается распределением нагрузки на несколько точек страховки и наличием дублирования/подстраховки — которые обеспечивают выполнение станцией своих функций при отказе одного или нескольких элементов. Организация станций на одной точки возможна, только если это абсолютно надежная точка — монолитный скальный выступ, надежное живое дерево и т. д.
    Организация станции на одном стационарном крюке (шлямбуре) недопустима!

    Рекомендации по организации страховочной станции достаточно подробно изложены в работе «Организация станций страховки» согласно рекомендациям нем. альпинистского союза DAV» и многих других пособиях. Посмотреть можно тут

    Для меня достаточно спорным выглядят рекомендации по установке страховочного устройства непосредственно на страховочную станцию при нижней страховке. При страховке второго — верхней страховке, такое закрепление страховочного устройства на станцию это и правда очень удобный и надежный способ, особенно при использовании устройств типа реверсо в режиме автоблокировки. Но минусы при страховке лидера, на мой взгляд, перевешивают возможные плюсы.

    Ситуация 1.
    Лидер срывается и повисает на веревке, которая проходит через промежуточную точку страховки. Страховочное устройство закреплено на станции. При этом усилие равное 0,66 усилия на сорвавшегося (до 6 кН) воздействует на страховочное устройство и, если оно прикреплено к станции, то и на станцию в направлении ВВЕРХ. Обычно лидер, организуя станцию, рассчитывает ее на приложение нагрузки в противоположном направлении — ВНИЗ, что и понятно — ему надо организовать самостраховку, страховать второго и худший случай, на который рассчитывается станция, это падение с фактором рывка 2 непосредственно на станцию (если промежуточных точек нет или они не выдержат), все эти силы направлены ВНИЗ, При нагружении такой станции ВВЕРХ с высокой степенью вероятности произойдет ее разрушение при незначительных нагрузках — закладные элементы очень чувствительны к направлению приложения усилия, тоже относится и к станциям на скальных выступах и крючьях. А если после этого произойдет и отказ промежуточной точки, то возможна и полная потеря страховки.

    Чтобы избежать разрушения станции в такой ситуации рекомендуется устанавливать оппозитную оттяжку на дополнительную точку страховки, которая должна будет воспринять рывок вверх. Но далеко не всегда есть такая возможность, да и доверять всего одной точке не совсем разумно. Следуя принципу дублирования и распределения нагрузки при таком способе организации станции рекомендуют страхующему нагружать станцию вниз своим весом через самостраховку. Но на реальном рельефе такое удается далеко не всегда.

    Лидер срывается и повисает на веревке, которая проходит через промежуточную точку страховки. Страховоочное устройство закреплено на страхующем. При этом усилие равное 0,66 усилия на сорвавшегося (до 6 кН) воздействует на страховочное устройство и страхующего в направлении ВВЕРХ. Как правило это приводит к поддергиванию страхующего — трение веревки в карабинах и трение веревки о рельеф ограничивают рывок и высоту поддергивания. При этом поддергивании происходит протравливание веревки и снижается рывок на сорвавшегося и на верхнюю промежуточную точку.

    Сравнивая ситуации 1 и 2 видно, что при значительно большей трудоемкости и сложности организации станции с оппозитной оттяжкой мы не получаем выигрыша в надежности организации страховки. Ее единственный плюс это исключение передачи рывка на страхующего, но снизить опасность этого рывка можно правильно выбирая место для страховки и позицию страхующего. Из дополнительных минусов можно отметить ограниченную подвижность страхующего — он должен «висеть на станции», что значительно ограничивает его обзор и затрудняет организацию работы с веревкой.

    Лидер срывается и повисает на веревке, которая НЕ проходит через промежуточную точку страховки. Страховочное устройство закреплено на станции. При этом усилие равное усилию рывка на сорвавшегося (до 9 кН) воздействует на страховочное устройство и станцию. Это один из самых тяжелых и опасных сценариев — рывок с силой до 9 кН приходится на страховочную станцию, возможность снижения усилия рывка существует только если страхующий сможет протравить веревку. К сожалению исследования и опыт говорят о том, что в такой ситуации страхующий, как правило намертво зажимает веревку и воспользоваться протравливанием веревки не удается.

    Лидер срывается и повисает на веревке, которая НЕ проходит через промежуточную точку страховки. Страховоочное устройство закреплено на страхующем. Веревка проходит через станцию к стаховочному устройству. При этом на станцию будет воздействовать усилие равное 1,66 усилию рывка на сорвавшегося (до 15 кН), на страховочное устройство и на страхующего до 6 кН. Это также очень тяжелый и опасный сценарий, но страховочная станция должна выдержать такой рывок, а поддергивание страхующего и происходящая при этом выдача веревки приведет к значительному снижению силы рывка на сорвавшегося, станцию и страхующего.

    Рассматривая ситуации 3 и 4 видно, что при обоих вариантах организации станции ситуация очень опасная. Некоторые преимущества крепления страховочного устройства на станцию существуют, но допускать такую ситуацию нельзя. Так, что значимых выигрышей при такой организации станции нет. Все минусы такого решения наоборот сохраняются.

    Организация направляющей точки — первая промежуточная точка страховки после станции.

    Видя тяжесть последствий при срыве лидера в ситуациях 3 и 4, становится понятно, что следует любыми способами избегать срыва лидера в самом начале движения от станции и его падению ниже станции, что может привести к рывку с фактором 2.
    Основным способом для того, чтобы избежать такого развития событий является установка первой промежуточной точки страховки в непосредственной близости от станции. Если есть такая возможность то лидер устанавливает эту точку еще не отстегнув самостраховку или не выпустив станционную петлю из рук.

    Существует и тактический ход для безопасной организации первой промежуточной точки.

    Лидер, получив от страхующего информацию о небольшом остатке веревки, выбирает удобное место для организации станции, но видит, что выше нет возможности организовать точку страховки вблизи от станции. В этой ситуации он вылезает выше места, в котором планирует организовать станцию, организует промежуточную точку, пощелкивает в нее веревку и спускается на место станции. Таким образом, в начале движения на следующем отрезке первая промежуточная точка страховки уже будет организована. А после того, как лидер пролез больше половины веревки (приближаясь к станции) срыв с фактором рывка больше 1 маловероятен.

    В ситуации, когда организовать направляющую очку невозможно, и выше страховочной станции начинается участок сложного лазанья с высокой вероятностью срыва можно использовать следующий метод. Страхующий с помощью лидера спускается вниз от станции на несколько метров, глубина спуска выбирается примерно равной расстоянию от станции до места, где можно будет установить первую промежуточную точку страховки. В этом случае фактор рывка, который придется на станцию, не превысит 1, что с учетом протравливания веревки от поддергивания страхующего снизит нагрузку на сорвавшегося и станцию до приемлемых величин.

    Стандартная и очень опасная ошибка при организации направляющей точки заключается в пощелкивании веревки, с помощью оттяжки, в одну из точек, которые составляют станцию.

    Во первых это не приводит к значимому снижения фактора рывка и усилию на сорвавшегося. При выходе лидера на 5 метров выше направляющей точки и расстоянию в 0,5 метра от направляющей точки до страховочного устройства расчетный фактор рывка снизится всего на 10 с 2 до 1,8. Во вторых, как мы уже рассмотрели выше, на эту точку при срыве лидера будет действовать сила в 1,66 раз большая, чем на сорвавшегося, что может привести к ее разрушению, а разрушение одной из точек станции может привести к каскадному разрушению всей страховочной станции.
    При таком рывке нагрузка на точку превысит 15 кН, никакое стандартное альпинистское снаряжение для организации точек страховки на скальном рельефе не выдерживает таких нагрузок. Применение этого метода может быть оправдано только при организации станции на стационарных болтах, для исключения трения веревок на станции и некоторого снижения фактора рывка.

    Также на этих рисунках нарушен первый принцип организации страховочной станции – отсутствует распределение нагрузки на несколько точек.

    Следует предостеречь от установки единственной промежуточной точки в непосредственной близости от станции и выхода от этой точки на большую высоту. Фактор рывка будет снижен незначительно, и нагрузка на эту точку при срыве будет также очень большой.

    Страховка второго.
    Типичная ошибка.

    При закреплении страховочного устройства на станции при страховке второго или при страховке на спуске страховочное устройство крепится на станцию, как показано на рисунке. При данном способе торможение в устройстве недостаточно и в случае сильного рывка или необходимости длительного удержания могут возникнуть проблемы. Данный метод практически аналогичен страховке «через карабин».

    Следует организовать дополнительную направляющую точку для правильного прохождения веревки в страховочном устройстве, при этом обязательно надо позаботится об исключении трения между веревкой и элементами страховочной станции.

    При использовании устройств типа реверсо в режиме автоблокировки страховка второго становится очень простой, устройство автоматически фиксирует веревку, страхующему остается только выбирать веревку. Испытания подобных устройств в режиме автоблокировки показали, что они выдерживают нагрузку только до 6 кН без повреждения веревки, из этого следует, что веревку надо выбирать аккуратно, не допуская провиса, чтобы исключить падение с фактором рывка отличным от 0.

    Дополнительное замечание о срыве с фактором рывка 0.

    Представим ситуацию — осуществляется страховка второго через страховочное устройство закрепленное на станции, веревка выбирается аккуратно и провиса нет, второй срывается. В этом случае на станцию будет воздействовать нагрузка равная удвоенному весу сорвавшегося. А если веревка проходит через станцию и страхующее устройство закреплено на страхующем — то весу сорвавшегося умноженному на 3 — 3,3. При образовании провиса и увеличению фактора рывка до 0,3 усилия могут вырасти до 5-8 весов сорвавшегося (в зависимости от качества веревки).

    Организация самостраховки.
    Самостраховка при восхождении в двойке.

    Лидер и страхующий привязаны к веревке и самостраховка организуется из страховочной веревки с помощью узла стремя.

    Данный вариант прост, не требует дополнительного снаряжения, позволяет организовать самостраховку нужной длинны и т. д. Страховочная веревка обладает необходимым запасом прочности и способна эффективно поглощать рывок, что обеспечивает безопасность даже при падении с высоким фактором рывка > 1. Даже известная особенность узла стремя «ползти» под нагрузкой более 4 кН в этом случае является плюсом — нагрузка при срыве на самостраховке будет дополнительно ограничена протравливанием веревки.

    Отдельная самостраховка при восхождениях в двойке необходима только на спуске по веревке — «дюльфером».

    Поскольку при спуске не планируется выход альпинистов выше страховочной станции и падение с высоким фактором рывка маловероятно, то для самостраховке на дюльфере допускается использование самостраховки завязанной из стандартной петли длиной 100 или 120 см. При этом образуется точка закрепления спускового устройства в 40-50 см от альпиниста и ус для закрепления самостраховки к страховочной станции длиной от 80 до 100 см. Но следует помнить, что срыв с фактором рывка > 1 даже на капроновой стропе очень опасен. Сила рывка при весе груза 80 кг и факторе рывка =1 достигает 11 кН, а при тех же условиях и использовании стропы из дайнемы или кевлара превысит 15 кН, что смертельно опасно. Поэтому требование UIAA при использовании самостраховки категорично — самостраховка должна быть все время натянута . Только этим способом можно предотвратить срыв с высоким фактором рывка.

    Самостраховка при восхождении в тройке, группе или ПСР.

    При работе в тройке или в большей группе принято в процессе всего восхождения пользоваться отдельными самостраховками для каждого участника. Если в группе более чем 3 человека, то эти самостраховки приходится делать достаточно длинными или регулируемыми. Но длинные самостраховки достаточно опасны — альпинист должен иметь возможность в любой ситуации дотянуться до конца самостраховки, поэтому использование самостраховок длиной более 1 метра опасно. При необходимости организовать самостраховку для большого количества людей следует организовать или дополнительную станцию или петлю «накопитель».
    Привило «самостраховка должна быть из основной динамической веревки» является абсолютно истинным и актуальным. Но такие самостраховки и особенно узлы на ее концах получаются достаточно громоздкими и не очень удобными в использовании и регулировке. Регулировка длину самостраховки возможно либо с помощью завязывания на ней узлов либо с использованием схватывающего узла.

    Следует напомнить, что согласно рекомендациям UIAA, для завязывания схватывающего узла вяжется, узел Пруса в три оборота из репшнура диаметром 7 мм.

    Не смотря на все неудобства самостраховки из основной веревки надежны и функциональны. Даже если альпинист совершил грубую ошибку, приведшую к срыву и падению с высоким фактором рывка на самостраховку сила рывка будет ограничена растяжением веревки и протравливанием веревки в затягивающихся узлах. При срыве с фактором рывка 2 на глубину 2 метра рывок не превысит 8-9 кН.

    Неадекватной заменой самостраховкам из основной веревки, стали, получившие распространение в последнее время, самостраховки из строп (лент).

    www.mountain.ru

    Это интересно:

    • Государственная экспертиза проекта геологического изучения недр Территориальные отделения Северо-Западное территориальное отделение Начальник отделения: Ваулина Татьяна Эдгардовна Адрес: 199106, г. Санкт-Петербург, Средний проспект, дом 74 Магаданское территориальное отделение Начальник отделения: Матросов Александр Викторович Адрес: […]
    • Правила приёма бандеролей Требования к содержимому и упаковке отправлений Выбор упаковки Бумаги, печатные издания, небольшие вещи весом до 3 кг можно упаковать в конверт, пластиковый пакет или плотную бумагу, перевязав или заклеив обертку. Тяжелые и крупные вещи нужно отправлять в коробке, мешке […]
    • Каковы полномочия Каковы полномочия региональной службы по тарифам? Региональная служба по тарифам. 1) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в […]
    • Документы ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 15 лет Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет Право на данное пособие имеют мать, отец или другое лицо, фактически ухаживающее за ребенком (но только кто-то один в отношении каждого ребенка). Претендовать на пособие могут в том числе те, кто: проходит военную […]
    • Бланки штрафов в налоговую Как заполнить платежное поручение на штрафы (нюансы)? Отправить на почту Как заполнить платежное поручение на штрафы? С этим вопросом время от времени сталкивается любой бухгалтер. Составление такого документа имеет свои нюансы, с которыми мы будем разбираться в этой […]
    • В какие годы правил фараон тутмос Фараон Тутмос III. Около 1460 г. до Р. Х. Изображение перепечатывается с сайта http://slovari.yandex.ru/ Полководец Тутмос III (правил ок. 1525-1473 годов до н. э.), египетский фараон, полководец. С 1503 году вёл завоевательные войны; за время своего правления совершил […]
    • Налог на имущество 3 квартал сроки Отчет по налогу на имущество в 2017 году Актуально на: 29 июня 2017 г. Организации, являющиеся плательщиками налога на имущество, должны отчитываться перед ИФНС по итогам отчетных периодов, а также по итогам года (ст. 386 НК РФ). Налог на имущество: отчетность в 2017 […]
    • Ндфл и мать одиночка Дети все пособия матери-одиночки на ребенка, Мать-одиночка: льготы, пособия и выплаты в 2018 году. Причин для того, чтобы женщина в одиночку растила ребенка, немало, но, несмотря на разные причины, результат один: мать и ребенок нуждаются в помощи. Кто такая мать одиночка […]