Перспективы налогов на доходы физических лиц

| |0 Comment

Перспективы развития НДФЛ в России как стимулирующего налога

Под редактирована 13.07.2018 г.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), как и любой другой налог воспринимается отрицательно, теми, кто его уплачивает.

НДФЛ мог бы восприниматься более лояльно, если имел меньшую ставку, за счёт его трансформации (перераспределения) в страховые взносы (которые воспринимаются гражданами, как гарантия получения помощи).

В зависимости от того, каким образом дифференцировать налог на доходы физических лиц (НДФЛ), можно получить, как положительные, так и отрицательный эффекты.

Самое известное предложение, которое выдвигают социалистические партии, это «Требование введения прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ. Предполагающее, снижение или отмену налога для рабочих с низкими заработными платами, и увеличения НДФЛ для богатых, получающих большие зарплаты (доходы)».

Но…, реализация введения прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ, в таком упрощённом виде, будет иметь недостатки (отрицательные результаты), которые сведут на «нет», данное решение («благое пожелание»).

Так как работодатели, уплату большего НДФЛ со своих заработных плат, компенсируют уменьшением размера заработных плат рабочим и служащим, работающих у них. Тем самым, увеличивая долю рабочих с низкой зарплатой.

Далее, часть работодателей попытаются, каким либо образом скрыть получаемые свои большие доходы от уплаты налога, тем самым уменьшая поступления в региональные бюджеты. (Хотя с развитием интеллектуальных технологий, бизнесу стало сложнее скрывать свою прибыль от налоговых органов.)

В свою очередь власть, недостачу поступления в бюджет от уплаты НДФЛ, компенсирует разгоном инфляции и пониженной компенсацией заработных плат бюджетникам и пенсий пенсионерам. Для остальных граждан, большая инфляция «съест» часть накоплений, а для бизнеса станут недоступны кредиты.

В итоге, через несколько лет, рабочие и служащие с низкими заработными платами, будут получать, так же мало денег, как и сейчас.

В случае, полной отмены для них, уплаты НДФЛ, то они ещё лишаться ряда социальных вычетов (льгот по налогу) на детей, на покупку жилья, медицину и образование.

Поэтому, введение прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ, должно быть реализовано грамотным образом, исключающим недостатки (возможные отрицательные последствия).

Прежде чем, приступить к описанию способов реализации, стоило бы, ради интереса, посчитать, насколько необходимо увеличить НДФЛ на большие зарплаты, чтобы полностью отменить уплату НДФЛ на заработные платы, размером до 2-х и до 3-х МРОТ.

Для чего воспользуемся опубликованными данными Росстата: «Распределение численности работников по размерам начисленной заработной платы». (На момент расчётов, были доступны данные за апрель 2017 года.)

Посчитаем долю работников получающих низкую заработную плату до 2-х и до 3-х МРОТ (МРОТ в апреле 2017 г составлял 7500 руб).
Заработная плата в размере 2-х МРОТ составит 15000 руб (7500*2=15000руб), но для удобства придётся вычислять до 15400 руб
Их доля составляет 19% (1,8+2,9+3,2+3,6+3,7+3,8=19%)
Заработная плата в размере 3-х МРОТ составит 22 500 руб (7500*3=22500руб), но для удобства придётся вычислять до 25000 руб
Их доля составляет 43% (1,8+2,9+3,2+3,6+3,7+3,8+4,1+4,2+7,9+7,8=43%)

Рассчитаем, среднюю заработную плату, с учётом удельного веса численности работников.
Вначале необходимо перемножить удельный вес численности работников (%) на среднюю заработную плату для каждого диапазона назначаемых заработных плат)
1,8%*6341,3руб=11414,34 руб (заработная плата до 7500,0 руб)
2,9%*8252,1=23931,09 руб (заработная плата от 7500,1 руб до 9000,0 руб)
3,2%*9852,1=31526,72 (заработная плата от 9000,1 руб до 10600,0 руб)
3,6%*11430,1=41148,36 (заработная плата от 10600,1 руб до 12200,0 руб)
3,7%*13037,9=48240,23 (заработная плата от 12200,1 руб до 13800,0 руб)
3,8%*14617,8=55547,64 (заработная плата от 13800,1 руб до 15400,0 руб)
4,1%*16234,1=66559,81 (заработная плата от 15400,1 руб до 17000,0 руб)
4,2%*17816,2=74827,2 (заработная плата от 17000,1 руб до 18600,0 руб)
7,9%*20199,9=159579,21 (заработная плата от 18600,1 руб до 21800,0 руб)
7,8%*23399,4=182515,32 (заработная плата от 21800,1 руб до 25000,0 руб)

Далее суммировать и разделить на общую процентную долю.

Тогда получаем среднюю заработную плату для низких зарплат (до 2х МРОТ) равную 11148 руб (11414,34+23931,09+31526,72+41148,36+48240,23+55547,64) /19%=11147,8 руб)

13% НДФЛ с неё, будет равен 1449 руб (11147,8/100*13=1449 руб)

А так же, получаем среднюю заработную плату для зарплат до 3х МРОТ, равную 16170 руб ((11414,34+23931,09+31526,72+41148,36+48240,23+55547,64+66559,81+74827,2+159579,21+182515,32)/43%=16169,5 руб)

13% НДФЛ с неё, будет равен 2102 руб (16170/100*13=2102 руб)

Теперь, посчитаем долю работников получающих большую заработную плату, превышаю предельную базу для начисления страховых взносов 73000 руб в месяц (В 2017 году предельная база для начисления страховых взносов составляет 876 тыс.руб / 12мес=73000 руб). Для удобства будет братся зарплата начинающаяся с диапазона от 75000 руб
Доля работников получающих большую заработную плату составляет 8,432% (4,3+4,0+0,4+0,1+0,032)=8,432
При этом средняя заработная плата составляет 143053 руб
4,3%*85838,5=369105,55 руб (заработная плата от 75000,1 руб до 100000,0 руб)
4,0%*140534,9=562139,6 (заработная плата от 100000,1 руб до 250000,0 руб)
0,4%*332399,4=132959,76 (заработная плата от 250000,1 руб до 500000,0 руб)
0,1%*665754,3=66575,43 (заработная плата от 500000,1 руб до 1000000,0 руб)
0,032%*2357581,9=75442,62 (заработная плата свыше 1000000,0 руб)
(369105,55+562139,6+132959,76+66575,43+75442,62)/8,432=143053 руб

Но так как, предполагаемый повышенный НДФЛ, будет взиматься только с суммы превышающей предельную базу для начисления страховых взносов, то необходимо пересчитать среднюю заработную плату, за вычетом суммы не превышающей предельную базу для начисления страховых взносов — 73000 руб в месяц.
Тогда средняя заработная плата составит только 66590 руб
4,3%*(85838,5-73000)=55205,55 руб (заработная плата от 75000,1 руб до 100000,0 руб)
4,0%*(140534,9-73000)=270139,6 (заработная плата от 100000,1 руб до 250000,0 руб)
0,4%*(332399,4-73000)=103759,76 (заработная плата от 250000,1 руб до 500000,0 руб)
0,1%*(665754,3-73000)=59275,43 (заработная плата от 500000,1 руб до 1000000,0 руб)
0,032%*(2357581,9-73000)=73106,62 (заработная плата свыше 1000000,0 руб)
(55205,55+270139,6+103759,76+59275,43+73106,62)/8,432=66590 руб

13% НДФЛ с неё будет равен 8656,7 руб (66590руб/100*13=8656,7 руб)

Доля работников получающих заработную плату размером до 2-х МРОТ, превышает долю тех, кто получает большую зарплату в 2,25 раза (19%/8,432%=2,25 раза). Или можно сказать, что на одну большую заработную плату приходится немного больше 2-х низких заработных плат.

Необходимо средний размер НДФЛ с низких зарплат до 2-х МРОТ, умножить на коэффициент 2,25

Получим среднюю денежную сумму НДФЛ, равную 3260 руб (1449руб*2,25=3260,25 руб), которую необходимо удержать со средней большой зарплаты.

Её значение в процентах, для большой зарплаты, составит около 5% (3260,25руб*13%/8656,7руб=4,9%)

Выходит, что теоретически увеличение на 5% НДФЛ на большие заработные платы, позволило бы полностью отменить НДФЛ на низкие зарплаты размером до 2-х МРОТ.

Доля работников получающих заработную плату размером до 3-х МРОТ, превышает долю тех, кто получает большую зарплату в 5 раза (43%/8,432%=5,1 раза). Или можно сказать, что на одну большую заработную плату приходится 5 низких заработных плат.

Необходимо средний размер НДФЛ с низких зарплат умножить на коэффициент 5

Получим среднюю денежную сумму НДФЛ, равную 10510 руб (2102руб*5=10510 руб), которую необходимо удержать со средней большой зарплаты.

Её значение в процентах, для большой зарплаты, составит около 16% (10510руб*13%/8656,7руб=15,8%)

Выходит, что теоретически увеличение на 16% НДФЛ на большие заработные платы, позволило бы полностью отменить НДФЛ на зарплаты размером до 3-х МРОТ.

Но это только теоретически, потому что данные Росстата охватывали только 27% от всех организаций (с численностью рабочих в 27 млн.человек), без учёта субъектов малого предпринимательства.

Важно ещё знать, что за счёт НДФЛ формируется большая часть региональных бюджетов, из которых выплачиваются зарплаты учителям, врачам. (Правда, к сожалению, работники образования и медицины не особо стремятся оказывать качественно свои бесплатные услуги.)

К сведению, из опубликованных данных Росстата «Россия в цифрах 2018 год»
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых федеральной налоговой службой, в консолидированный бюджет РФ в 2017 году, составили:
всего — 31046,7 млр.руб.
из него:
НДФЛ – 3252,3 млр.руб.
Налог на прибыль организации — 3290,1 млр.руб.
НДС (налог на добавленную стоимость):
— на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ — 3070,2 млр.руб.
— на товары, ввозимые на территорию РФ — 2067,4 млр.руб. (к слову об импортозамещении, оно явно в России не наблюдается)
Налог на имущество – 1250,5 млр.руб.

Поэтому уменьшение (или отмена) НДФЛ на низкие зарплаты будет всегда сопряжена с риском недополучения денежных поступлений бюджет. Поэтому власть и отказывается уменьшать НДФЛ на низкие зарплаты.

Теперь, собственно описание грамотного способа реализации введения прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ.

Предоставить работникам и служащим, получающим низкую заработную плату, размером до 3-х МРОТ, возможность уменьшить до 6% налогово-социальную нагрузку на свою заработную плату.

Для чего, на заработные платы до 3-х МРОТ, преобразовать 4% НДФЛ (снизив его с 13% до 9%) во взносы на обязательное медицинское страхование (увеличив их с 5,1% до 9,1%).

И ввести, на заработные платы до 3-х МРОТ, льготный пониженный страховой взнос в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), зависящий от состояния здоровья работника (поддержание его в хорошем состоянии), с возможностью уменьшения его с 9,1% до 3,1%.

При этом часть денег с суммы взноса не уплачивается в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), а начисляется к зарплате этого рабочего.

Так, если человек (рабочий) не курит – страховой взнос снижается на 1,5%, если не злоупотребляет спиртным – ещё 1,5%, нет избыточного веса тоже – 1,5%. Дополнительно — 1,5%, для компенсации стоимости посещения платных занятий спортом в спортивных секциях (клубах, фитнес залах, спортзалах и т.п.), либо за сдачу физических нормативов ГТО.

Состояние здоровья граждан определяется при очередной диспансеризации (медицинском обследовании для рабочих профессий).

В этом случае, государство не просто уменьшает налогово-социальную нагрузку на рабочих, а вкладывает деньги в сохранение своего здоровья самими гражданами. Тем самым в будущем уменьшая количество больных (к примеру, больных сахарным диабетом, раком) и расходы на их лечение. Вдобавок, уменьшится экономический ущерб России от алкоголизма, он, ещё в 2008 году оценивался в 1 трлн. 700 млрд. руб. — http://www.oprf.ru/documents/498/1850/newsitem/18280

Подобный льготный пониженный страховой взнос в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), зависящий от состояния здоровья работника (поддержание его в хорошем состоянии), с возможностью уменьшения его с 5,1% до 3,1%, необходимо также ввести на остальные заработные платы, не превышающие установленную предельную базу для начисления страховых взносов.

Конечно, введение льготного пониженного страхового взноса в ФОМС, вначале повлечёт уменьшение денежных поступлений в мед.фонд.

Поэтому, можно на оборот (вместо уменьшения) увеличить размер страхового взноса для работающего гражданина, на – 0,5%, если его ребёнок (в возрасте школьника) имеет избыточный вес (который может привезти к чрезмерной полноте, и связанные с этим проблемы со здоровьем). Ещё, на – 0,5%, если у ребёнка — школьника неудовлетворительное поведение, своим плохим поведением он, причиняет психологическое расстройство (наносит психологические травмы) окружающим его школьникам и учителям.

Вполне справедливо, наказывать таких родителей, кто неправильно кормит своих детей, и не занимается их воспитанием.

Дальнейшее уменьшение налогово-социальной нагрузки для рабочих и служащих с низкой заработной платой, необходимо делать дифференцированно, чтобы не вызвать более серьёзную недостачу доходов в консолидированный бюджет (по крайней мере до того времени, когда начнётся положительной динамики сокращения расходов на лечение больных и снижения вреда от алкоголизма).

Для работающих родителей получающие небольшие заработные платы стоит увеличить социальные вычеты на детей.

Для студентов и работающих пенсионеров получающие небольшие заработные платы до 2х МРОТ, необходимо уменьшить, а лучше вообще отменить НДФЛ, чтобы заинтересовать работодателей в приёме их на работу.

Для студентов, это поможет получить необходимый опыт работы по профессии.

Для работающих пенсионеров снижение размера ставки НДФЛ (или её отмена) не страшно, так как они уже не смогут воспользоваться основными социальными вычетами. По причине того, что их дети стали взрослыми (не учатся), а в оформлении ипотечного кредита на 10-15 лет, им скорее всего откажут банки.

Зато, заинтересует работодателей в найме на работу пенсионеров, на низкооплачиваемые профессии, на которые молодёжь не хочет идти работать, либо на работы, где используется дешёвый труд гастарбайтеров.

Вывод из фонда заработной платы, заработные платы (превышающие установленную предельную базу для начисления страховых взносов) работодателей и их заместителей, топ-менеджеров, иных начальников и руководителей, осуществляющих руководство или контроль над деятельностью подчинённых рабочих (служащих). То есть, заработные платы, доплаты и премии, которые превысили установленную базу, тех…, кто не осуществляет непосредственное выполнение работ, оказание услуг.

Для этого Министерство труда и социальной защиты РФ совместно Профсоюзными комитетами, должны установить минимальный уровень фонда оплаты труда, для каждой отрасли, сферы экономической деятельности. Из которого, запрещено производить отчисления на заработные платы (превышающие установленную предельную базу для начисления страховых взносов) выше перечисленным лицам.

Работодатели должны формировать дополнительный фонд оплаты труда, из которого производятся выплата заработной платы (доплаты, надбавки, премии и т.д.), превышающие установленную предельную базу для начисления страховых взносов, себе и остальному руководству (менеджменту).

Благодаря этому, заработная плата рабочих и служащих будет защищена, от попыток работодателей (руководства и менеджмента) компенсировать не дополучение прибыли (связанной, прежде всего с неэффективностью работы руководства), за счёт урезания заработных плат рабочим и служащим, а не себе.

В качестве наиболее эффективной альтернативы повышения подоходного налога (налога на доходы физических лиц — НДФЛ) для богатых, получающих большие зарплаты (доходы).

Необходимо вернуть в Пенсионную систему, ранее отменённую солидарную часть пенсии, на которую раньше уплачивались 10% взносов с больших заработных плат, доходов (свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов).

Из солидарной части пенсии должна выплачиваться равная для всех фиксированная выплата (базовая часть пенсии).

Благодаря этому, удастся сгладить пенсии между теми, кто получает большую, и теми, кто получает меньшую заработную плату. Заодно позволит сократить дефицит бюджета Пенсионного фонда, что снизит необходимость в увеличении пенсионного возраста для граждан.

Сейчас (согласно Налогового кодекса РФ ст. 426), 10% взносов с больших заработных плат, доходов (свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов), уплачиваются на обязательное пенсионное страхование, и соответственно учитываются в пенсионных баллах. Из-за чего в будущем, Пенсионному фонду придётся выплачивать ещё больше пенсии тем, кто получал заработную плату, свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов.

На будущее, если удастся преодолеть кризис Пенсионной системы (избежать повышение пенсионного возраста), часть страховых взносов уплачиваемых на обязательное пенсионное страхование с больших заработных плат, доходов (свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов), стоило бы преобразовать в НДФЛ зарплаты (доходы) работодателям (их заместителей, топ-менеджеров и т.д.), выплачиваемых не из основного фонда заработной платы рабочим и служащим.

Причём, желательно, преобразовать в отдельный НДФЛ на экологию, на который бы не распространялись какие либо социальные вычеты.

Доходы от НДФЛ в экологию, должны вкладываться в строительство очистных сооружений, строительство новых предприятий использующих вторичное сырьё (промышленные и бытовые отходы).

В итоге, дополнительно получим, более чистую окружающую среду (воздух, воду), снизим заболевания граждан. От данного налога в определённой степени выиграют все и богатые и бедные.

Ввести дополнительную повышенную ставку подоходного налога на работодателей жадных на заработную плату подчинённым рабочим (сотрудникам). Для чего ввести ставку подоходного налога для работодателей и их заместителей (топ-менеджеров, иных начальников и руководителей), осуществляющих руководство или контроль над деятельностью подчинённых рабочих (служащих), линейно зависящую от количества подчинённых (контролируемых) рабочих (служащих) и кратной разности в размере заработной плате в сравнении с ними.

В зависимости от того, какая часть подчинённых (контролируемых) рабочих и служащих (к общему числу подчинённых) получает заработную плату, меньше установленной кратной разности, в сравнении с зарплатой руководителя. Определяется размер дополнительной ставки подоходного налога на соответствующую часть заработной платы руководителя, превышающую установленную кратную разность в размере заработных плат с подчинёнными.

Устанавливаемая кратная разность в размере заработной платы, определяется для разных рабочих специальностей (профессий), с учётом сферы деятельности и размера бизнеса (производства с привязкой к численности сотрудников), а так же с учётом размера прожиточного минимума в регионах (или размера МРОТ).

Благодаря этому, удастся «заинтересовать» работодателя повышать заработные платы всем рабочим, особенно работающим на периферии. А так же сделает невыгодным для работодателей, выплачивать рабочим часть зарплаты «в конверте».

Одним из недостатков НДФЛ, является его недостаточно эффективное распределение между региональным и местными бюджетами.

Так, согласно ст.58 Бюджетного кодекса РФ «Органы государственной власти субъекта РФ обязаны зачислять в местные бюджеты не менее 15 % налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от указанного налога (что соответствует 2,3% ставки НДФЛ)».

При этом выбор способа передачи средств (единые и (или) дополнительные нормативы отчислений) остается за субъектом РФ.

Из-за чего, распределение конкретных объёмов средств от НДФЛ в отдельные местные бюджеты, иногда происходит из принципа лояльности местной власти к региональной власти.

Меньше всего средств от НДФЛ (при этом) поступает в сельские поселения (посёлки и деревни), ставя их на грань вымирания.

Поэтому эффективным (экономически выгодным) способом поддержки сельских поселений (их возрождения) стало бы, обязанность переводить часть налога НДФЛ (3% от 13%) с заработной платы (дохода) граждан, в местный бюджет, где проживают их родители.

Многие молодые люди переезжают из деревень в город для устройства на работу. Во время отпуска они приезжают к родителям в деревню, отдохнуть и оказать им помощь.

Их родители, в свою очередь, помогают взрослым детям выращенными продуктами питания (уменьшая траты на питание в городе).

Поэтому, будет справедливо отправлять в качестве компенсации, часть налога НДФЛ, в местные бюджеты (деревень, сёл), где живут их родители – пенсионеры.

Тогда, проживание пенсионеров (родителей детей, работающих в городе) станет выгодным, будет приносить прибыль местному бюджету. Отношение местной власти к пенсионерам значительно улучшится.

Возможно впоследствии, даже станет выгодно заманивать пенсионеров в малые населённые пункты для их проживания.

Так же, родители – пенсионеры проживающие в деревне, являются «стимулом» для работающих граждан (их детей) проводить отпуск у них в деревне, а не ездить отдыхать за границу.

Улучшится социальное обеспечение (качество жизни) граждан проживающих в сельских поселениях, повысится благоустроенность и привлекательность посёлков и деревень.

Так же, порекомендую прочитать ещё статьи по изменению налогового законодательства. Экспертное мнение и аналитика о ситуации в экономике России.

Бензин, как сделать его дешевым в России

Налог с продаж для отечественных товаропроизводителей, вместо НДС

Как можно с выгодой устранить, существующую в России систему двойного налогообложения товаропроизводителей

Пенсия, частично зависящая от количества детей и их заработной платы

Новый налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости

Уменьшение затрат предприятия на бухгалтерию

Обсудить возможность введения прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ, как и совершенствование НДФЛ в России, высказать мнение, предложить свой подход к решению проблемы, можно используя аккаунты социальных сетей или в режиме Гостя (Анонимно).

xn—-btbdbcid7b0ah.xn--p1ai

Перспективы налогов на доходы физических лиц

Налоговая система Российской Федерации претерпела в последнее время ряд различных изменений. Эти изменения, в свою очередь, коснулись следующих налогов: налога на добавленную стоимость ( НДС),единого налога на вменённый доход (ЕНВД), налог на имущество физических лиц. В число таких налогов входит также налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Обсуждение вопроса развития налога на доходы физических лиц связано с проблемой администрирования данного налога, существующих твёрдых ставок по налогу и уплаты его в бюджет государства. Отрицательные финансово-экономические последствия данных проблем очевидны. Налоговая система России несет на себе отпечаток глубокого экономического кризиса, который сочетает в себе большой спад производства и высокий уровень инфляции. В этих условиях доля налога на доходы физических лиц очень мала. Несмотря на переход от пропорционального к прогрессивному обложению доходов населения, доля налога на доходы физических лиц гораздо меньше, чем у стран с развитой рыночной экономикой.

Налог представляет собой обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды, размер и сроки которых установлены законом [1].

Формирование государственного бюджета напрямую зависит от налогов, в том числе и от поступающих с физических лиц. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является федеральным прямым налогом и представляет собой изъятие части доходов физических лиц в бюджетную систему РФ для последующего перераспределения. В свою очередь, доход представляет собой, денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности, за определённый период времени. Налог на доходы физических лиц имеет обязательные элементы, одним из которых является налоговая ставка.

Налоговая ставка (норма налогового обложения) – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налог на доходы физических лиц является федеральным, т.е. единым на всей территории РФ. Ставки налога варьируются от 9 до 35%, которые зависят от вида полученного дохода, а также от статуса налогоплательщика – является ли он налоговым резидентом РФ или не является. НДФЛ полностью поступает в местные и региональные бюджеты [1].

НДФЛ имеет обязательные элементы, одним из которых выступает налоговая база , которая в свою очередь представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. При расчёте налоговой базы необходимо учитывать налоговые вычеты. Вычет – это сумма, на которую уменьшается налоговая база. Налоговые вычеты определяются законодательно и рассчитываются согласно условиям применения. На данный момент в Российской Федерации существуют 4 вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. С 1января 2015 года к ним добавится инвестиционный налоговый вычет [2].

Как и любой налог сформированной системы налогообложения НДФЛ имеет свои недостатки. Данная система не отвечает требованиям справедливого налогообложения равным налогом равного дохода. Кроме того, она не обеспечивает реализацию фискальных задач данного налога, поскольку снижена ставка налога на высокие доходы отдельных категорий населения. Реформирование НДФЛ тесно связано с социальной системой, сложившейся в обществе на данный момент, а, именно, с уровнем доходов работающего населения.

Главной идеей министерства финансов, является установление единой 13 процентной налоговой ставки на доходы физических лиц.

Для каждого человека играет огромную роль знание основ системы налогообложения и налогов. Налогоплательщику необходимо знать за что и какой налог необходимо уплатить, в каком размере и в какие сроки [3].

Главным фактором, сдерживающим проведение социальных реформ, является низкий уровень доходов основной части населения. По статистическим данным в апреле 2013 года среднемесячная начисленная заработная плата составляла 29453 рубля. Для экономических преобразований необходимо начинать с реформы доходов населения, для этого необходимо внести изменения в налоговую систему, которые будет направлена на решение конкретных задач:

1. Необходимо обеспечить потребности малоимущих слоев населения в товарах и услугах первой необходимости и данные потребности, выраженные в денежном эквиваленте освободить от налога на доходы( освобождение от НДФЛ минимального прожиточного уровня);

2. Отладить механизм администрирования доходов населения (в большей степени так называемых «скрытых» доходов, не облагаемых налогом и непополняющих государственную казну.

В настоящее время наблюдается тенденция в неадекватности твердых налоговых ставок по НДФЛ с налоговой базой – доходами разных категорий налогоплательщиков. Для того, чтобы обеспечить справедливость системы налогообложения налоговой системе нужны прогрессивные ставки налога, другими словами более высокие доходы должны облагать более высокими ставками по НДФЛ. Чтобы решить данную проблему необходимо внести изменения в систему налогообложения доходов физических лиц. Эти изменения должны быть направлены на:

1. Разделение налогообложения доходов, которые имеют различные источники образования.

2. Установление стандартного налогового вычета, с целью обеспечения удовлетворения минимальных потребностей населения.

3. Налогообложение НДФЛ проводить по разработанной прогрессивной шкале доходов, отвечающей современным экономическим реалиям в обществе. Разработка новой прогрессивной шкалы ставок по НДФЛ в РФ должна производится с учётом накопленных положительных знаний мировой практики по применения прогрессивных ставок по обложению доходов работающего населения.

На наш взгляд переход к прогрессивной шкале налоговых ставок в России следует реализовывать поэтапно, при этом начать нужно с установления необлагаемого минимума, соответствующего минимальному размеру оплаты труда. Ставки прогрессии необходимо устанавливать с учетом статистических данных об уровне заработных плат граждан. В свою очередь максимальная ставка налога не должна превышать определенный уровень, который не должен снижать стимулы для получения высоких доходов [4].

Необходимо при разработки новых подходов по налогообложению доходов физических лиц уделить внимание аспекту семейного и социального положение налогоплательщика при распределении налоговых обязательств между различными категориями населения. В данном вопросе можно опереться на мировой опыт так называемого «семейного» налогообложения [4].

Все перечисленные подходы к развитию системы налогообложения физических лиц будут способствовать её совершенствованию и соблюдению принципа справедливости взимания данного налога.

www.eduherald.ru

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Транскрипт

1 Мишенина М.С., Султанова Р.Ф. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Аннотация В настоящее время налоговая система РФ характеризуется нестабильностью, противоречивостью законов и подзаконных актов. Проблема отслеживания в целях налогообложения доходов граждан, самые высокие из которых минуют фискальную систему особенно остро высвечивается на фоне все более возрастающей градации доходов граждан. Самое время разработать государственную программу воспитания налоговой культуры граждан, основополагающей идеей которой является утверждение, что налогообложение — это не наказание, а выгодное для всех вложение денег в развитие своей страны. Ключевые слова Налогообложение, налог на доходы физических лиц, проблемы, прогрессивная шкала, пути совершенствования. Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги — это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом, в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране.

2 Главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Налог на доходы физических лиц напрямую связан с потреблением, и он может либо стимулировать, либо сокращать его. Эта проблема осложняется тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в соответствии, с чем и выбирается шкала налогообложения [2]. Далее приведены основные проблемы налогообложения доходов физических лиц, существующие в настоящее время: 1. Применяемые вычеты по НДФЛ в РФ носят лишь явочный характер и практически не выполняют свою регулирующую функцию, так как абсолютная величина указанных, например, социальных вычетов много меньше даже минимального прожиточного минимума. 2. Прожиточный минимум исчисляется вообще по непонятной лукавой системе, созданной еще в период социалистической системы с целью пропагандистского сравнения успехов нашей системы хозяйствования с капиталистической, он совершенно не учитывает структуру цивилизованного потребления товаров, работ, услуг и никак не привязан к минимальному размеру оплаты труда. Поэтому закон о НДФЛ даже не предусматривает систему выведения из налогообложения доход, обеспечивающий простое биологическое существование россиянина. Как следствие, это вызывает, по меньшей мере нелюбовь, граждан к Российскому государству, его законам, вызывает к жизни поистине легендарную изобретательность в поиске всяческих путей ухода от налогообложения, сокрытия доходов. 3.Во многих развитых странах, например, США, помимо социальных налоговых вычетов (от 4500$ до 9000$ в зависимости от категорий плательщиков) существует довольно солидный необлагаемый минимум

3 (2900$) на каждого человека, что выводит из под налогообложения доходы от 6 до 11 тысяч долларов по подоходному налогу. 4.В РФ отсутствует действенная система контроля за чрезмерными доходами физических лиц, слабо применяются информационные технологии для повышения эффективности налоговой системы. Плоская ставка по НДФЛ не отвечает социальной справедливости, более того, противоречит официально исповедуемому ныне курсу на либерализацию рынка, всей экономики, в основе которой лежит современный маржинализм. 5.Налоговые органы в РФ в силу их недостаточной развитости и компетентности пока не способны обеспечить выполнение налогового законодательства по полной собираемости налогов, что приводит к выполнению плана наполнения бюджета отнюдь не за счет высоких доходов состоятельных граждан, а за счет оплаты труда, в основном, бюджетников, военных, служащих административных органов, особенно после отмены у них в 2002 и 2003 годах льгот, работников государственных предприятий, налоговые агенты которых сами без вмешательства налоговых органов перечисляют налог, собираемый у источника выплаты дохода, в бюджет, а также путем переложения налогового бремени на менее состоятельных потребителей через косвенные налоги, такие как НДС, акцизы, налог с продаж и др [4]. В РФ отсутствует действенная система контроля за чрезмерными доходами физических лиц, слабо применяются информационные технологии для повышения эффективности налоговой системы. Реформа налогообложения, проводимая в России в течение нескольких лет, — явление безусловно, положительное. Она в значительной степени расширила круг реальных налогоплательщиков, напрямую связала их имущественные интересы с размером и способами изъятия в бюджет части доходов физических и юридических лиц. Вместе с тем сложившаяся к настоящему времени налоговая система не может считаться окончательной и постоянно находится в процессе развития.

4 К основным направлениям реформирования налогового регулирования можно отнести: — снижение общей налоговой нагрузки; — упорядочение и упрощение налогового законодательства; — увеличение доходов бюджета за счет выведения бизнеса «из тени». К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма. Практика последних лет показала бесперспективность и неэффективность попыток устранения недостатков налоговой системы путем внесения «точечных» изменений в налоговое законодательство. Проблемы могут быть решены исключительно посредством проведением полномасштабной налоговой реформы направленной, в первую очередь, на достижение баланса интересов государства и налогоплательщиков [3]. Объединение социальных налоговых вычетов по НДФЛ позволит налогоплательщику управлять своим социальным пакетом и направлять при необходимости совокупную сумму социальных вычетов на одну цель: на образование, на лечение, на страхование или распределять ее иным образом по своему усмотрению. В целях развития рынка добровольного негосударственного пенсионного обеспечения осуществлен переход к системе налогообложения, при которой налогообложению подлежат только пенсионные выплаты.

5 Налоговая политика должна предусматривать, с одной стороны, снижение налоговой нагрузки и решение наиболее важных для бизнеса вопросов (ликвидация барьеров, препятствующих развитию бизнеса), а с другой стороны, большую «прозрачность» налогоплательщиков для государства, улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для незаконного уклонения от налогообложения. Дифференциация шкалы налогообложения позволит улучшить финансовое положение большинства граждан страны, ограниченных в размере доходов в силу специфики их работы, а увеличение налоговой ставки для высокодоходных категорий граждан также будет способствовать сокращению покупок дорогостоящего импорта, что позитивно скажется на положении отечественных товаропроизводителей и валютном рынке. Предлагаемая мера вполне согласовывается с прогрессивной шкалой подоходного налогообложения в законодательстве большинства зарубежных стран, в частности США, где ставки налога варьируются от 10 до 36 процентов [5]. Возможен также и другой путь решения проблемы. Он заключается в разработке предложений в части дифференцированного механизма предоставления стандартных и социальных налоговых вычетов, который позволил бы поставить величину предоставляемых вычетов (и, следовательно, реальную налоговую нагрузку) в зависимость от фактического положения физического лица с точки зрения социальной защищенности. Основными направлениями реформирования системы налогообложения налогом на доходы физических лиц являются следующие: — построение единой налоговой системы в интересах сохранения целостности Российского государства, исключение условий для формирования несовместимых региональных налоговых схем; — создание оптимальной налоговой системы, обеспечивающей удовлетворение общегосударственных и частных интересов, содействующей

6 развитию отечественного предпринимательства и наращиванию национального богатства России; — упрощение системы налогов; — создание совершенной законодательной налоговой базы; — совершенствование системы сбора подоходного налога, увеличение на этой основе налоговых поступлений в государственную казну при одновременном поддержании справедливости налогообложения; — создание рациональной системы ответственности за налоговые правонарушения; повышение эффективности деятельности органов налогового контроля [3]. К основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц в первую очередь относится введение прогрессивной ставки налога и ужесточение мер по собираемости налога на доходы в особенности с лиц, доходы которых значительно превышают средний уровень. В целом НДФЛ оправдал себя и не требует серьезных изменений налог на доходы физических лиц. Принятое решение о взимании данного налога по ставке в размере 13% в целом до сих пор соответствует современным экономическим условиям. Нужно сказать, что разделяя мнение многочисленных сторонников повышенных ставок, для сверх доходов, потому что крупный доход, крупное имущество обладает по сравнению с малым доходом, с малым имуществом прогрессивно возрастающей экономической силой, большей силой накопления, но сейчас не время гнаться за высокой прогрессией. Нужно поступиться пока этой идеей, чтобы выиграть нечто большее — легализация доходов и благоприятный инвестиционный климат. А о более прогрессивной шкале налоговых ставок можно будет вспомнить после принятия, реализации и практического воплощения некоторых мер: 1. Создать законодательные предпосылки для развития систем безналичных расчетов с использованием компьютеров, перехода от наличных расчетов к расчетам посредством чеков и кредитных карт.

7 2. Постепенно перейти к системе идентификационных номеров налогоплательщиков — физических лиц, параллельно постоянно улучшая техническое оснащение налоговых органов. 3. Принять программу по созданию общегосударственного информационного комплекса с целью организации контроля за денежными операциями населения страны. При этом максимально использовать опыт создания и функционирования подобной системы в США [6]. В заключении хотелось бы отметить, что в целом глава 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» упростила исчисление и взимание налога на доходы физических лиц, однако несмотря на все усилия по упрощению схемы НДФЛ, здесь существуют как концептуальные, так и практические сложности. Одной из таких сложностей является определение полной оплаты труда работника с включением дополнительных выплат и выгод, осуществляемых работодателем в пользу своих сотрудников. Такой подход позволит стране использовать налог на доходы физических лиц в основе прогрессивного источника налоговых поступлений, важность которого будет расти после возобновления экономического роста. Все вышеперечисленные меры, по нашему мнению, могут служить повышению поступлений налога на доходы физических лиц, а также достижению справедливости при налогообложении доходов физических лиц. Литература 1. «Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05 августа 2000 года 117-ФЗ (в ред. от ) // Собрание законодательства РФ ст Барулин С.В. Теория и история налогообложения[текст]:учебное пособие / С.В. Барулин // М.: Экономист, 2008 г с. 3. Клочкова И.В. Налог на доходы физических лиц: Практическое пособие [Текст]: учебное пособие / И.В. Клочкова//М.: Экзамен, с.

8 4. Касьянова Г.Ю. Налог на доходы физических лиц: как законно уменьшить сумму подоходного налога: Практические рекомендации [Текст]: учебное пособие / Г.Ю. Касьянова // М.: Информцентр XXI века, с. 5. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации [Текст]: учебное пособие / В.Г.Пансков // М.: Финансы и статистика, с. 6. Федеральная служба государственной статистики. Центральная база статистических данных: коэффициент фондов [Электронный ресурс] / Режим доступа:

docplayer.ru

Это интересно:

  • Один из налогов на руси кроссворд Один из видов налога на Руси Последняя бука буква "а" Ответ на вопрос "Один из видов налога на Руси ", 6 букв: пятина Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова пятина В Московском государстве — каждый пятый сноп крестьянского хлеба, уплачивавшийся землевладельцу В […]
  • Саша спилберг спор Саша Спилберг в Госдуме. Как получилось, что блогеры учат жизни депутатов Блогер Саша Спилберг 22 мая выступила в Госдуме. Это первый случай, когда ребёнок (а девушке 19 лет) учит жизни депутатов. Миловидная видеоблогерша Александра Балковская (которую 10 млн её […]
  • Заместитель прокурора петербурга Чубыкин Александр Викторович Государственный советник юстиции 3 класса, кандидат юридических наук Дата вступления в должность: 20 апреля 2012 года - вопросы управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе; - вопросы уголовно-судебного […]
  • Пособие в ранние сроки беременности ндфл Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель) Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют: а) женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на […]
  • Кбк на оплату патента ип в 2018 Патент для ИП на 2018 год: стоимость, порядок получения и преимущества В 2018 году многих из тех, кто только хочет стать индивидуальным предпринимателем, и тех, кто немало лет занимается бизнесом, наверняка заинтересует так называемая патентная система налогообложения. В […]
  • Положение о муниципальных пенсиях Положение о муниципальных пенсиях ДУМА СЫСЕРТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА от 26 января 2017 года N 583 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ "О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ЛИЦАМ, ЗАМЕЩАВШИМ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОЛЖНОСТИ И ДОЛЖНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В СЫСЕРТСКОМ […]
  • Осаго томске Сообщества › DRIVE2 Томск › Форум › Осаго. Где дешево? Ребят собственно подошло время и мне как и любому автовладельцу необходимо застраховать свою машину. В общем машина на отце, я езжу получается как по доверенности (хотя батя уже года 2 за рулем не был xD) Стаж у отца […]
  • Абхазия отдых проживание Гостевой дом «Коралл» Цандрипш Абхазия, Гагрский р-н, п. Цандрипш, ул. Пушкина, 39 Гостевой дом "Коралл" приглашает отдохнуть от городского шума и суеты в райском местечке под названием Цандрипш. Поселок находится на территории Гагрского района дружелюбной республики […]