Понятие и принципы закона

| | 0 Comment

Понятие и основные принципы законности

Законность — это принцип права, выражающий демократический режим общества и состоящий в требовании строгого и неукоснительного соблюдения всеми законов и основанных на них подзаконных актов, а также полного и реального осуществления субъективных прав, надлежащего и обоснованного применения права при исключении малейшего произвола в деятельности государственных органов и должностных лиц.

Понятие законность характеризует право, взятое под углом зрения его фактического осуществления, реального претворения в жизнь. Понятие законность выражает:

1) реалистическое отношение к праву, его силе и ценности;

2) в рамках законности реально проявляются основные свойства права, так как требования законности (равенство всех перед законом, неукоснительное соблюдение) — это сущность и выражение свойств самого права, его общеобязательности, нормативности, принудительности;

3) понятие законности позволяет связать право с другими социально-политическими институтами, прежде всего с демократией, так как, как самостоятельное правовое явление, законность выступает в качестве элемента демократического политического режима. Само понятие законности вытекает из идеи единства права и его практическое реализации.

Само содержание законности раскрывается в виде основных ее требований:

1. Верховенство закона — законы должны занимать ведущее место среди других нормативных и, естественно, индивидуальных актов.

2. Равенство всех перед законом — на всех субъектов ложится равная обязанность соблюдать юридические нормы. Все субъекты равны и при осуществлении субъективных прав. Значит и все они в равной степени должны быть защищены от произвола государственных органов и должностных лиц при применении правовых норм.

3. Строгое и неукоснительное соблюдение норм права субъектами — требование общеобязательности правовых норм выражается в обязанности всех субъектов соблюдать нормы Конституции РФ и законов. Это конституционная обязанность.

4. Обеспечение для всех субъектов полного и реального осуществления субъективных прав.

5. Надлежащее, обоснованное и эффективное применение права, как последовательная борьба с нарушениями юридических норм. Это требование осуществляется при помощи целой системы мер государственного контроля и надзора, предполагает обеспечение своевременным и правильным рассмотрением жалоб граждан, неразрывно связано с применением мер юридической ответственности к нарушителям.

6. Исключение произвола в деятельности государственных органов. Их должностных лиц при применении норм права.

Законность — сложное, многогранное явление.

Поэтому существуют различные определения:

1) в большинстве случаев — принцип права;

2) также часто рассматривается как элемент политического режима, законность рассматривается в качестве метода осуществления государственной власти;

3) законность — принцип организации и деятельности государственного аппарата.

Законность как принцип представляет собой совокупность идей и взглядов, посредством которых у всех участников правовых отношений формируется внутренняя потребность в совершении правомерных поступков.

Законность как метод государственного руководства обществом означает строгое и неуклонное соблюдение всеми субъектами правоотношений действующего законодательства, юридических норм.

Витрук Н.В.: «Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве».

Кудрявцев В.Н.: «Законность – определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов».

Полное отражение понятия законности предполагает рассмотрение законности как режима общественно-политической жизни с учетом всех подходов. Было бы неправильным противопоставлять эти подходы, так как они с разных сторон характеризуют данное явление, отражая разные его свойства. Правильный подход к определению законности предполагает решение более общего вопроса — соотношение законности, права и демократии.

Симощенко — законность, как общественно-политический режим, возникает вместе с демократией. Законность — общественное явление, связанное лишь с определенной формой государственного строя — демократией. Как нет демократии без законности, так нет и законности без демократии.

Законность возникает вместе с правом. Сначала возникают лишь ее отдельные элементы — требование соблюдения закона, адресованное всем субъектам. В данном случае законность не может быть охарактеризована через такие категории, как принцип, требования, режим. Здесь она выступает в виде метода осуществления политической власти.

Возникновение же законности как особого политико-правового явления связанно с утверждением и развитием демократического правового режима. Только тогда законность становится не только методом, но и принципом. А принцип законности выражается в системе требований, о которых уже говорили. Поэтому правильнее всего говорить о требованиях законности как режима законности, так как режим — это система определенных требований.

Законодатель тесно связан с демократией. Демократия невозможна без законности. Только в условиях законности массы людей с различными интересами и возможностями могут отстаивать свои права, вырабатывать согласованные цели и устанавливать порядок их осуществления. Иначе — состояние беззакония, антидемократический режим.

Осуществление демократии невозможно без государственной организации. Законность помогает обществу ограничить произвол госчиновников, не позволяет превратить государство в орудие какой-либо правящей группировки. Демократия способствует укреплению режима законности. При демократическом правотворчестве в нормах права наиболее полно реализуются интересы большинства граждан. Поэтому они готовы реализовывать требования этих норм без государственного принуждения. Демократизм позволяет массам контролировать деятельность государственных органов и не допускать произвола с их стороны.

Общественные организации народа в условиях развитой демократии способны наиболее полно проконтролировать соблюдение законов всеми субъектами, гражданами, должностными лицами. Развитая демократия предполагает развитое гражданское обществ с его институтами.

Законность неразрывно связано с тем, что за нее нужно бороться. Уровень правовой культуры населения значит много.

Правовые предпосылки и условия зарождения и развития законности:

1. Наличие государствообразующих органов, выполняющих правотворческую и правоохранительную функции.

2. действующая система правовых предписаний, отражающих закономерности развития общества, направленная на упорядочение развития общественных отношений и обеспечение соответствующего состояния правопорядка.

3. достижение обществом определенного уровня правовой культуры и правосознания.

Сущностью законности является требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства всеми участниками правовых отношений.

1. совокупность идей, взглядов, принципов.

2. системообразующее требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства

3. цель – формирование правового государства и движение к состоянию правомерности.

4. нормативная основа законности – право, без которого она немыслима.

5. мотивационная деятельность человека в пределах концепции законности.

6. средства, способы, приемы претворения в жизнь идей и принципов законности.

Существенные признаки законности:

· причинно-следственная обусловленность законности политико-правовыми процессами, происходящими в обществе и государстве;

· всеобщность и общеобязательность требований законности, выражающих цели развития государства и пути их достижения;

· высокая степень абстракции, которая объясняется собирательным содержанием категории «законность»;

· объективный характер законности;

· эффективное пресечение любых правонарушений и обеспечение неотвратимости наказания за противоправные деяния;

· осуществление государственных функций по охране законности в соответствии с предписаниями действующего законодательства.

1. единство законности. При всем многообразии действующих законов и нормативных актов законность должна быть одна для всей страны. Применение и понимание законов должны быть одинаковы на всей ее территории.

2. всеобщность законности. Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.

4. целесообразность законности – означает необходимость выбора строго в рамках закона оптимальных, отвечающих целям и задачам общества вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

5. реальность законности – это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

6. верховенство закона – подчиненность закону всех нормативных актов, всех актов реализации права и всех иных объектов.

7. гарантированность основных прав и свобод человека. Социальную основу этого принципа составляет идея всеобщей защиты индивида.

8. принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение – любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести адекватно содеянному наказание.

9. взаимосвязь законности и культурности. Законность не может развиваться и функционировать без опоры на достижения в духовной сфере. Общая и правовая культура – это морально-этическая основа законности. Законность, в свою очередь, является одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества.

scicenter.online

Система принципов и функций права

Принципы права

Принципы права — руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

Они, с одной стороны, выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Правовые принципы обеспечивают единство права и правового регулирования для права в целом, отдельных его отраслей и крупных правовых институтов.

Принципы права играют важную роль в правовом регулировании. Во-первых, они выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования правовых норм. Во-вторых, властные органы и должностные лица руководствуются принципами права при принятии индивидуальных юридических решений. В-третьих, в случаях пробелов в законодательстве принципы права могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве. В-четвертых, принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.

Правовые принципы подразделяют на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые), а также крупным правовым институтам. Принципы правовых институтов, отраслевые и межотраслевые изучаются отраслевыми юридическими науками. Общеправовые — предмет исследования теории государства и права.

Среди ученых нет единого мнения в отношении перечня общеправовых принципов. Ориентиром в этом вопросе может быть позиция законодателя, ибо правовые принципы закрепляются в Конституции, других нормативных актах, могут выводиться из общего смысла законов.

Содержание действующей Конституции РФ позволяет выделить следующие принципы права: демократизм, федерализм, приоритет прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, законность, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие.

В ст. 6 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) предусматривается возможность применения при наличии пробелов в законодательстве не только общих начал и смысла гражданского законодательства, но и требований добросовестности, разумности и справедливости. Указанные требования имеют общеправовую значимость, а потому логично предположить, что они вытекают из правовых принципов добросовестности, разумности и справедливости.

К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принципы ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.

Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.

Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.

Принцип приоритета прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции РФ записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус, т. е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. Часть 2 ст. 19 Конституции РФ гласит: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека.

Содержание принципа законности заключается в том, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ст. 15 Конституции РФ).

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законах.

Социальное назначение и функции права

Право создается людьми для достижения определенных целей, обладает ценностью и имеет социальное назначение, состоящее в следующем.

Во-первых, право нацелено на создание устойчивого, стабильного порядка в общественных отношениях.

Во-вторых, право обеспечивает свободу человека во всех сферах его жизнедеятельности.

В-третьих, благодаря праву человек обретает состояние защищенности, безопасности для себя и своей семьи.

В-четвертых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока лишь формируются и гражданское общество, и правовое государство; следовательно, и право во многом не может проявить свои ценные свойства.

Сущность и социальное назначение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщенную характеристику функционирования юридических норм.

Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

Регулятивно-cтатическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц, а также их субъективных прав. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Рсгулятивно-ста- тическая функция реализуется с помощью управомочиваюших норм. На основе их субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.

Выполняя регулятивно-динамическую функцию, право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнять воинский долг, платить налоги, выполнять обязательства по договору.

Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства в рамках юридического процесса, урегулированного процессуальными нормами. Рассмотрение юридических дел завершается принятием индивидуальных властных решений, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.

Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).

Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность.

Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу президента).

www.grandars.ru

1. Понятие и принципы законности.

Законность определяется как одновременно принцип, режим и метод государственного управления и регулирования в обществе, связанная с изданием, применением права и контролем за осуществлением права.[139]

Структурно законность состоит из двух юридических процессов-действий – правотворчества и реализации права.

Законность – это идея, требование, режим и состояние правомерного соблюдения, исполнения, использования и применения права.

Законность означает точное действие юридических норм во времени, в пространстве, по кругу лиц в соответствии с их юридической силой. Законность является «общественно-политическим режимом жизни, суть которого состоит в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц».[140]Термином «законность» также обозначается «позитивное (положительное) отношение к законам в практической деятельности и повседневной жизни людей».[141]

Условия законности образует определенная социальная среда, ее качественное состояние, обусловленное правовой культурой. В силу объективного действия права в обществе и отношения к реализации права субъектов права сознательное и положительное отношение к правовой действительности называется правозаконностью.

Состояние законности обычно связывается с реализацией и принципом верховенства закона. При характеристике законности имеет особое значение характеристика содержания права (ценностно-правовая значимость). Режим законности связан с реальным обеспечением прежде всего основных прав и свобод человека, непротиворечивостью и беспробельностью права, правомерной реализацией права. Термин «законность» происходит от понятия «закон», который в качестве источника (формы) права занимает особое место в правовом регулировании, обладая рядом особых свойств. Но под законностью понимается исполнение не только законов, но и других правовых норм, принятых на основании закона, в дополнение к нему, при условии непротиворечивости иных норм нормам законов. Это определение является попыткой соединения широкого (соблюдение законов и подзаконных актов) и узкого (соблюдение только законов) понимания законности.

Законность – означает, прежде всего, соответствие поведения субъектов права законам (правомерная реализация), за нарушение которых предусматривается юридическая ответственность (негативная реализация права по применению государством санкций негативного характера – штрафных, карательных, правовосстановительных). Необходимо разграничивать принципы и требования законности (правовые предписания), реализация которых делает поведение правозаконным. Требования законности показывают идеологическую направленность содержания правовых норм, эти требования конкретно связаны с деятельностью субъектов в определенных сферах (отраслях права). Каждый из принципов законности может быть представлен как совокупность требований (например, законы должны соответствовать Конституции, подзаконные акты должны соответствовать законам и т.д.).

1. Принцип верховенства законности – означает главенство, прямое действие и высшую юридическую силу закона в системе других источников права. Издание правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности. Конституционный Суд, Прокуратура и другие правоприменительные органы осуществляют контроль за исполнением законности. Принцип законности должен распространяться на все правовые формы деятельности – правотворческую, правоприменительную, правоохранительную, правореализационную.

2. Принцип единства законности предполагает одинаковое понимание и применение закона на всей территории его действия. Единообразное понимание и применение закона составляет режим законности. Единство законности означает единство всех форм правовой деятельности, их согласованность между собой (правотворчество, правоприменение, правоохрана). Единство законности означает не только одинаковое (единообразное) действие закона по территории, но и по субъектам. Обеспечение всеобщности (единства) правовых предписаний – задача государства, его правореализационной функции. Единство законности основывается на точном осуществлении законодательных установлений всеми субъектами права при наличии соответствующего контроля законности со стороны государства (режим законности). Единство законности исключает какой-либо произвол со стороны субъектов права;

3. Целесообразность законности – означает связь законности с целесообразностью. Целесообразность не должна исключать законности, но должна всегда находиться в рамках законности. Целесообразность законности означает необходимость выбора варианта действия в соответствии с вариантами, не запрещенными нормами права. Недопустимо противопоставление законности и целесообразности. Законность есть высшая целесообразность, она предполагает достижение общественной пользы и является вариантами содержательной характеристики законов. Закон действуют до тех пор, пока не отменен. Законы считаются целесообразными и подлежащими применению, включая их отмену, изменение и дополнение. Необходимо своевременно устранять расхождения закона с реальной жизнью, учитывать в содержании законов реальные позитивные потребности общества;

4. Принцип реальности законности означает реализацию фактического исполнения правовых предписаний в деятельности субъектов права, неотвратимость ответственности за правонарушения. Содержание законов должно соответствовать объективным потребностям общественного развития. Нормативной основой законности являются правовые законы. Недостаточно формально-юридического установления законности, необходимо фактическое осуществление провозглашаемых форм права, единство формы и содержания (например, соответствие фактической и юридической конституции). Реальность законности обеспечивают гарантии законности – юридические, экономические, политические и др.;

5. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина означает невозможность реализации прав личности без законности, так как законность выступает их гарантией, а также наличие развитой системы прав и свобод личности является показателем состояния законности в обществе. Данный принцип означает наличие в обществе средств и условий, обеспечивающих соблюдение законов, беспрепятственное осуществление прав и свобод человека, интересов государства и общества в целом;

6. Принцип неразрывной связи законности с культурой означает зависимость законности от состояния культуры в целом и от правовой культуры в частности. Соблюдение и активная реализация права является в тоже время существенным условием и показателем уровня культурности общества. Чем выше уровень культуры, тем выше уровень законности. Функции права во многом реализовываются в условиях законности. Законность выступает важнейшей предпосылкой реализации права;

7. Принцип постоянной реализации законности означает состояние неотвратимости наступления ответственности за правонарушения, а, следовательно, и за нарушение режима и состояния законности. Законность в состоянии постоянной реализации является реальностью права, важнейшей социальной ценностью, основным методом регулирования социальных отношений. Борьба с правонарушениями, правовая идеология и культура призваны поддерживать действенность реализации данного принципа.

lawbook.online

Понятие, принципы и гарантии законности

Условия жизни в обществе и специальные меры, которые принимает государство для обеспечения режима прочной законности и стабильности правопорядка, — это гарантии законности. Они могут быть общими и специальными. Последние подразделяются на организационно-правовые и нормативные, а общие гарантии законности могут быть политическими, социально-экономическими, юридическими, идеологическими и международными. Именно это создаёт благоприятную общественную среду.

Понятие законности

Основой нормального течения жизнедеятельности в цивилизованном обществе, соблюдения интересов граждан и равенства их перед законом, чёткого разделения властей в их гармоничном взаимодействии является законность. Понятие и гарантии законности — в строгом и полном осуществлении всех предписаний права и юридических актов, которые на них основаны, всеми субъектами.

Главными признаками являются: всеобщее выполнение законов, поскольку никто не имеет права от этого уклоняться, в том числе и государство; торжество права и юридических норм. То есть юридические гарантии законности — это чётко выработанное законодательство и абсолютная реализация всех его предписаний. Попытки обойти в своей деятельности любую часть любого закона должны неминуемо быть выявлены, а виновные понести наказание.

Основные принципы

Чтобы обосновать понятие, принципы и гарантии законности, нужно прояснить основные идеи, изначально выражающие суть её и содержание. Это реальная власть закона, его верховенство, целесообразность и единство.

  • Верховенство законности — главенствующая роль её в содержании нормативных актов; граждане равны перед законом в правах и обязанностях; безусловное соблюдение всех пунктов закона всеми гражданами без привилегий. Юридическое право обязано выражать общую волю всех без исключения граждан.
  • Единство (или всеобщность). На огромной территории России действуют единые федеральные законы, также имеют их и субъекты федерации, где отражена местная специфика. Однако ни один из них не должен противоречить федеральным законам.
  • Целесообразность (или оптимальность) законов, то есть соответствие их общественным потребностям. Нельзя противопоставлять законность и целесообразность.
  • Реальность (или фактическое исполнение) всех правовых предписаний, а также неотвратимость ответственности в случае их неисполнения.
  • Кроме вышеперечисленных принципов необходимо назвать упоминаемые во всей учебной и монографической литературе такие гарантии законности, как связь её с общей культурой, контроль общества за соблюдением законов, эффективную борьбу с нарушениями. Граждане имеют свои права без ущемления прав других. Требования законности и гарантии законности тесно взаимосвязаны друг с другом, более того, одно вытекает из другого.

    Требования

    Требованиями являются в общем виде сформированные правовые предписания. В русле соблюдения их акт, поведение или явление становятся законными, то есть это направленность закона. Каждый принцип теснейшим образом связан с этой направленностью, поскольку он легко разворачивается в определённую совокупность требований. Например, верховенство закона имеет такую направленность: законы должны соответствовать Конституции; подзаконные акты должны исходить из них; законы должны своевременно обновляться и соответствовать международным актам; издавать нормативные акты имеют право только полномочные органы, и ещё множество подобных требований, приводящих к последующей конкретике правовых предписаний.

    Гарантии правопорядка

    В государстве должна существовать обширная система соблюдения правопорядка. Материальные (социально-экономические) гарантии устанавливают отношения между потребителем и производителем материальных ценностей. Политические являются совокупностью разнородных элементов сложившейся политической системы. Должна быть демократия в общественном и конституционном строе, где граждане участвуют в управлении государством.

    Юридические гарантии законности должны пресекать нарушения правопорядка, осуществлять правовую защищённость граждан и обеспечивать неотвратимость наказания за преступления закона. Идеологические же (нравственные) гарантии — высокого уровня духовность и культура граждан, их правосознание. Морально и психологически такое общество спокойно, обстановка в нём благоприятная. Международные гарантии законности — реакция на происходящие в стране события со стороны организации ООН, право обратиться к международному суду, деятельность правозащитников.

    Примеры нарушений

    Примерами нарушения законности можно назвать следующие:

    • высшие органы государственной власти допускают прямое нарушение Конституции (расстрел «Белого дома» в 1993 году);
    • государственные органы и должностные лица не соблюдают законы и подзаконные акты (современность даёт огромное количество конкретных примеров);
    • права и свободы человека не соблюдаются;
    • государственные органы принимают неконституционные законы, которые не соответствуют подзаконным актам и деятельности, основанной на них;
    • право применяется неправильно;
    • должностные лица, исполняя служебные обязанности, совершают преступления.

    Нарушением законности не являются случаи правового порядка, как-то: уголовные и административные правонарушения, которые совершают простые граждане, а не должностные лица; незначительные отступления несистематического характера от свода законов, которые совершают должностные лица и государственные органы, если не затронуты свободы и права человека и не нарушены регулируемые правоотношения.

    Условия для режима законности

    1. Экономические условия: трепетное отношение к собственности; денежная система стабильна; финансово-кредитные учреждения работают стабильно в развитой системе; налоговая система эффективна; производство на высоком уровне; система распределения справедлива. Отсутствие любого из этих условий снижает гарантии законности в данном обществе.
    2. Политические условия относятся к характеристике качественного состояния и деятельности государства: власть сильна и легитимна, поддерживается обществом, разделена на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную; власть и государственные органы конституционны; политический режим демократический. Гарантии законности не могут быть соблюдены в условиях нелегитимной власти или антидемократического политического режима.
    3. Идеологические условия: плюрализм, высокий уровень нравственности при свободе мысли, слова и духовного развития, правосознание.
    4. Социальные условия — доступность стоимости жизни, материальная защищённость граждан государством, помощь безработным, обеспечение занятости, развитые социальные услуги, поддержка студентов, детей, матерей, пенсионеров и других категорий граждан, нуждающихся в помощи.

    Общие условия законности и средства обеспечения

    Как уже было сказано выше, понятие законности, гарантии законности, понятие правопорядка включают в себя прежде всего правовую культуру общества, высокого уровня правосознание и должностных лиц, и рядовых граждан. Огромную роль здесь играет правовое воспитание. Юридическая наука должна быть прогрессивна и адекватна, законодательство и вся правовая система близки к совершенству.

    К специальным организационным средствам обеспечения законности относится практика правоохранительных органов (полиция, суд, прокуратура) и уровень их рабочей организации. Основные гарантии законности — юридические, имеющие особые средства обеспечения: предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, защита и восстановление нарушенных прав, контроль и надзор за соблюдением законности, процессуальные гарантии, юридическая ответственность, правосудие.

    Примеры средств обеспечения законности

    Предупреждение правонарушений — это по большей части профилактика: распространение юридических знаний насколько возможно широко, правовое воспитание, пропаганда законопослушного образа жизни. Понадобятся и конкретные меры предупреждения их: проверка документов, досмотр багажа, оперативные действия — наблюдение за подозреваемыми, прослушивание переговоров и так далее.

    Выявление правонарушений положено правоохранительным органам, чья деятельность направлена на обнаружение их, установление субъектов и объективной стороны (участников и деяний), затем привлечение к юридической ответственности: от подписки о невыезде до задержания, ареста или более действенных решений. Правовосстановительными мерами являются ликвидация последствий и восстановление ущерба после правонарушения.

    История возникновения понятия законности

    Требование государственной власти соблюдения определённых правил, касающихся всего общества, привело к возникновению законности. Многие века с античных времён приходящий к власти класс создавал новое право и вырабатывал новое законодательство. Затем правящий класс добивался соблюдения и исполнения его.

    Римские юристы рассматривали законность как противовес произволу властей и беззаконию. И с тех самых пор народ шутит: закон суров, но не для всех он писан. Получалось, что он устанавливался и служил средством осуществления политического господства эксплуататорского класса над порабощёнными.

    В настоящее время

    Как было сказано выше, главные признаки законности характеризуются принципами поведения должностных лиц и государственных учреждений. Должны быть обеспечены одинаковые условия всем гражданам для решения юридических задач. Однако равенства пока нигде и никогда не случилось.

    Даже теперь некоторые поправки могут приниматься в отрыве от Конституции и федеральных законов, а правоохранительными органами, которые эти законы применяют, и теперь часто нарушаются правоприменительные акты. Чиновничий аппарат постоянно совершают правонарушения по отношению к народу, и реальная борьба с этим явлением со стороны общества практически невозможна.

    businessman.ru

    Это интересно:

    • Питание по 333 приказу Приказ Минздрава СССР от 10 марта 1986 г. N 333 "Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах (отделениях) и детских больницах (отделениях)" Приказ Минздрава СССР от 10 марта 1986 г. N 333"Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах […]
    • Заморозить осаго Как заморозить ОСАГО ЛДПР возмущена принятым решением о росте тарифов на ОСАГО и предлагает Госдуме заморозить старые тарифы до 2017 года. С апреля базовые тарифы ОСАГО повысятся на 40%, а страховые компании имеют право увеличить тарифы еще на 20%, постановил Банк […]
    • Возросли полномочия Хоть права не расти. Регионам готовят правила временного изъятия полномочий Полномочия регионов можно будет передать на федеральный уровень, если это необходимо для безопасности, реализации международных обязательств или позволит сократить расходы бюджета. Такие поправки […]
    • Налог на землю новые изменения Налог на землю в 2018 году — обзор изменений кадастровой стоимости В прошлом году в Российской Федерации был подписан закон, который коренным образом поменял порядок расчета налога на землю. Теперь, с 2018 года, налог на такое имущество, как земельные участки и прочая […]
    • Транспортный налог архангельск ставки Транспортный налог архангельск ставки Изменения ОСАГО. Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания. Подробнее Плата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту […]
    • Отработка 2 недели при увольнении 2018 год Срок отработки при увольнении по собственному желанию Трудовое законодательство не позволяет просто взять и уйти с работы. О своем желании расторгнуть трудовой договор работник должен предупредить руководство заранее. Для чего нужно такое предупреждение и сколько […]
    • Закон о нравственном воспитании Нравственное и патриотическое воспитание может стать элементом образовательного процесса Разработаны меры по обеспечению патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи. Соответствующий законопроект 1 внесен в Госдуму членом Совета Федерации Сергеем […]
    • Корректирующая декларация по налогу на прибыль Уточненная декларация по налогу на прибыль Регион: Российская Федерация Налог на прибыль уплачивается предприятием с суммы, являющейся разницей между его доходами и понесёнными расходами, он аналогичен налогу, который взимается государством с физических лиц (НДФЛ). […]