Закон 12 таблиц брак

| | 0 Comment

Брачно-семейные отношения по Законам XII таблиц

Законы XII таблиц закрепили патриархальную семью с неогра­ниченной властью главы семьи (paterfamilias). Известны две фор­мы брака: брак с наложением руки (cum manu) и брак без наложе­ния руки (sine manu). Браки с наложением руки означали переход женщины под власть мужа (если он обладал самостоятельным пра­вовым статусом), но фактически женщина оказывалась под влас­тью главы семьи, так как ее принимали в род мужа в качестве до­чери. В таком браке муж имел над женой абсолютную власть: с со­гласия родственников он мог ее продать, отдать в долговое рабство, изгнать из дома, предать смерти. Жена лишалась имущественных прав: ее приданое становилось семейной собственностью. Она лишалась прав на наследование имущества своего отца, но полу­чала права наследования в семье мужа. После смерти мужа жена приобретала почетный статус матроны (mater familias).

Брак без наложения руки заключался без формальных проце­дур на основании факта совместного проживания в течение одно­го года. По истечении года на основании давностного владения женщина переходила под власть мужа, вступала в его семью и за­нимала место дочери. Если женщина не хотела вступить во власть мужа, то она должна была ежегодно отлучаться из дома мужа три ночи подряд и тем самым прерывать годовое давностное владение. В таком браке жена признавалась самостоятельным лицом или оставалась подвластной прежнему домовладыке, а муж осуществ­лял опеку над женой. Она сохраняла права на приданое и другое имущество, муж им только управлял и был ответствен за потери. Имущество супругов считалось раздельным, поэтому они могли заключать между собой любые имущественные сделки (кроме да­рения).

Браки перегринов не имели юридических последствий по квиритскому праву.

Брак прекращался с результате смерти одного из супругов, утра­ты правоспособности или в случае развода. Инициатором развода в браке с наложением руки мог быть только муж при определенных условиях (прелюбодеяние жены или прерывание беременности). В этом случае жена изгонялась из дома. Брак без наложения руки мог быть расторгнут по инициативе любого из супругов без объяснения причин развода.

Древнеримская семья основывалась на огромной власти отца. Отец мог продать детей в рабство, применять к ним любые наказания вплоть до лишения жизни, предать смерти младенца-урода. Приобретенное детьми имущество переходило в собственность отца. Однако глава семьи мог нести имущественную ответствен­ность за деликты, совершенные подвластными ему членами семьи. Родственники по мужской линии, состоявшие под властью домовладыки, назывались агнатами. Кровные родственники, соединен­ные родством по женской линии, именовались когнатами. Когнат-кой по отношению к кровным родственникам становилась дочь, вышедшая замуж и превратившаяся в агнатку для родственников мужа. Освободиться из-под власти отца можно было после его смерти. Все свободные лица могли быть манципированы главой семьи. В этом случае они признавались рабами и освобождались, как и рабы, лишь на основании завещания. Однако сын, трижды проданный отцом, выходил из-под его власти и становился когна­том для кровных родственников. Поэтому фиктивная продажа использовалась для освобождения сына от власти отца.

Выделялось наследование по закону и по завещанию. Наслед­никами по закону признавались агнаты («подвластные»). Агнаты наследовали последовательно в зависимости от степеней родства: дети, внуки, затем ближайшие родственники по мужской линии. В случае отсутствия агнатов имущество переходило ближайшим сородичам (родственникам по женской линии, женщинам-агнаткам на основании брачных связей). Распоряжения по завещаниям признавались ненарушимыми. Однако нельзя было лишить наследства детей без веских причин. Поэтому завещания утверждались на народных собраниях. Завещания включали распоряже­ния о наследниках, об опеке, об отпуске рабов на волю, а также легаты — отказ от какой-либо вещи в пользу постороннего лица. Имеете с имуществом наследовались долговые требования и дол-говые обязательства умершего. Они распределялись в зависимос­ти от долей наследства.

Дата добавления: 2014-12-03 ; просмотров: 252 ; Нарушение авторских прав

lektsii.com

Брак и семья по Законам XII таблиц

В Древнем Риме исторически сложилась большая патриархальная семья («фамилиа»). Характерными чертами древнеримской семьи являлись:

1) высокая степень власти отца семейства (патерфамилиас) над всеми домочадцами, включая жену, детей, внуков, усыновленных и др.;

2) все подвластные патерфамилиас лица назывались агнатами, а вышедшие из-под власти отца – сын, дочь и их дети – когнатами;

3) термин «фамилиа» охватывал не только кровных родственников, но и принадлежавших семье рабов, скот, имущество.

Первооснову агнатического родства составляли не столько кровнородственные связи, сколько связи юридические, а именно факт нахождения под властью патерфамилиас.В противоположность агнатическому когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнатной по отношению к своей кровнородственной семье. Когнатом становился и выделившийся из семьи сын (с разрешения отца). Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью становился по отношению к ней агнатом – со всеми вытекающими из того правами, в том числе и на законную часть наследства. Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем ясно прослеживался пережиток родовых отношений.

По цивильному праву семья образуется посредством брака, заключенного только между римскими гражданами. Для вступления в брак требовалось согласие жениха и невесты, а если они находились под властью домовладыки, то также согласие домовладыки. Обязательным условием для заключения брака являлось достижение брачного совершеннолетия: как минимум 14 лет для жениха и 12 лет для невесты. Непременное требование к брачующимся – отсутствие близкого кровного родства. Запрещались браки с рабами, перегринами, латинами (до союзнических войн). Вплоть до 445 г. до н.э. брачные отношения были невозможны между патрициями и плебеями.

  • Currently 3.20/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг: 3.2/5 (1399 голосов)

book-science.ru

Законы XII таблиц

Одним из первых памятников римского права являются законы XII таблиц. Выше уже говорилось о том, что важным этапом в борьбе между патрициями и плебеями стала выработка комиссией 10 (децемвиров) в 451–450 гг. до н.э. законов XII таблиц, которые получили свое название от того, что были начертаны на 12 деревянных досках – таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре – Форуме.

Законам XII таблиц присущи многие черты древнего права: казуистичность (изложение предписаний не в общем виде, а применительно к конкретным случаям), неполнота (многие положения закона подразумевались, не оспаривались и не требовали записи), недостаточная систематизированность (нормы частного и публичного права, процессуальные нормы могли быть изложены подряд), сакральный характер (связь с религией).

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за «перст божий».

Законы XII таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV–III вв. до н.э. законы XII таблиц стали корректироваться новым источником права – преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, банковских операций и пр.

Регулирование имущественных отношений

Первые века Римской республики земля – главное достояние граждан – находилась в общей собственности и соответственно называлась общественной землей (ager publicus). Пахотной земли было мало, и главное богатство должно было состоять в скоте, находившем себе пищу на горных пастбищах. Отсюда неостановимая агрессия против соседних племен, связанная с военной оккупацией их земли и разделом ее между завоевателями. Отсюда и требования, предъявляемые к гражданам: быть воинами и совершенствоваться в военном искусстве.

Публичный характер, сохранявшийся за земельным фондом римской городской общины, был нередко правовым основанием для переделов земли в интересах справедливого распределения, ограничения количества земли и количества скота, выпасаемого на общественных пастбищах. Примером таких ограничений может быть закон Лициния Секстин 367 г. до н.э., запретивший отдельному лицу приобретать для себя более 500 югеров (125 га) государственных (общественных) земель и пасти на общественных пастбищах более 100 голов крупного рогатого скота и 500 голов мелкого.

Важной чертой римского права собственности было подразделение вещей на два типа – манципируемых (res mancipi) и неманципируемых (res nec mancipi). К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения; ко второму – все другие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории (продажи, дарения и пр.) требовалось соблюдение формальностей, носивших название «манципации». Слово это произошло от «манус» – рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Для совершения обряда манципации требовалось присутствие собственника вещи и приобретателя, пяти свидетелей – совершеннолетних римских граждан, весовщика, держателя медных весов (необходимого элемента обряда), кусочка меди как эквивалента оплаты, затем самой вещи, если она была движимой, или ее символа, если она была недвижимой (черепица от дома, кусок дерна с участка земли). Наложив руку, следовало еще сказать: «Я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов. » (т.е. потомков обожествленного Ромула Квирина). Манцинация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег (без манципации) было еще недостаточно для возникновения права собственности.

Обряд манципации возник до появления чеканной монеты (асса), но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем, возникнет связанный с ней спор о собственности.

Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, т.е. бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.

В принципе, собственник осуществлял полное и исключительное господство над вещью. Однако уже законы XII таблиц предполагали некоторые ограничения, так называемые сервитуты, т.е. право пользования чужой вещью в определенном хозяйственном отношении.

Что касается займа, законы XII таблиц, помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и прочим, знают еще и так называемый нексум, т.е. самозаклад должника. По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни, кредитор выводил должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Этот вид займовой кабалы и называется в законах XII таблиц уже знакомым нам словом «нексум» – долговое обязательство под гарантию личной свободы.

Только в 326 г. до н.э. законом Петелия договор займа был реформирован и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Помимо обязательств из договоров, законы XII таблиц выдя- ляют и обязательства, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще: воровства, потравы и пр. Виновный присуждался к выплате штрафа. В случае членовредительства допускался талион. Вор должен был возместить стоимость вещи в кратном размере. Если вор был захвачен с поличным, то он подвергался бичеванию и выдавался потерпевшему. Вора, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления.

Семейное право

Римская семья, как ее рисуют законы XII таблиц, была строго патриархальной, находящейся под неограниченной властью домовладыки, которым могли быть дед и отец. Члены римской патриархальной семьи были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделением из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и выделившийся (с разрешения отца) из семьи сын и т.д.

Напротив, усыновленный и тем принятый в семью становился по отношению к ней агнатом со всеми связанными с этим правами, в том числе и на часть наследства.

Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

В Риме существовали три формы заключения брака: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и в результате женщину-невесту отдавали под безграничную власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем: «Где ты, Гай, там найдешь и меня». Второй способ заключения брака состоял в виде покупки невесты (в форме манципации).

Для вступления в брак требовалось согласие глав обеих семей и самих врачующихся. Брачный возраст для женщины был 12 лет, для мужчин устанавливался путем осмотра. Заключать брак по цивильному праву могли только граждане. Такого права не имели рабы, перегрины, латины (до Латинских войн). Длительное время не разрешались браки между патрициями и плебеями, но в 445 г. до н.э. запрет был отменен законом Канулея.

Типичной формой был брак с властью мужа (cum manu). Однако уже законы XII таблиц знают и брак «sine manu», т.е. «без власти мужа». Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но эго только предположение. В браке «sine manu» женщина получала значительную свободу, включая свободу развода, которой она не имела в «правильном браке». В случае такого развода женщина забирала свое имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого. С течением времени именно браку «sine manu» было обеспечено наибольшее распространение, тогда как «правильные» формы брака постепенно отмирали.

Специфической особенностью брака sine manu было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена на три дня уходила из дома мужа (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности. Издержки на содержание семьи лежали на муже, который распоряжался приданым, принесенным женой и являвшимся его собственностью.

В браке «cum manu» муж или домовладыка имели неограниченную власть над женой, вплоть до продажи, обращения в рабство или предания смерти. Однако отсутствие в древнейший период юридических ограничений для власти мужа еще не означало, что он мог пользоваться ею произвольно, т.е. без совета родственников (агнатов), а иногда и когнатов жены. Постепенно проявлялась тенденция к смягчению власти домовладыки и мужа.

Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены – только в браке «sine manu».

После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались после смерти отца. Наследники могли, впрочем, нс делиться, а вести хозяйство сообща, как это было при отце.

Уголовное право

В древнейший период римского государства преступления рассматривались как публичные деликты (delictum publicum), т.е. правонарушения, которые наказывались от имени римского народа, а взыскания по ним шли не частным лицам, а государству. Круг преступлений еще не был широк. К ним относились прежде всего преступления против республики. По законам XII таблиц предавались смертной казни лица, которые подстрекали «врага римского народа к нападению на Римское государство» или же предавали «врагу римского гражданина». Среди других преступлений выделялись умышленные убийства, сочинение и распевание песен, содержащих клевету или позорящих других лиц, лжесвидетельство, умышленный поджог, тайное истребление чужого урожая, а также его потрава или жатва в ночное время и т.д.

Хотя в самих законах XII таблиц (в пересказе римских юристов) утверждается, что смертная казнь применялась «за небольшое число преступных деяний», последняя упоминалась в целом ряде статей. В зависимости от характера преступления смертная казнь принимала различные формы: отсечение головы, утопление, распятие, сбрасывание с Тарпейской скалы и т.д. Постепенно, однако, смертная казнь начинает выходить из употребления и для римских граждан заменяется изгнанием с утратой гражданства («лишением огня и воды»). Использовались также членовредительские наказания, битье кнутом, штрафы и конфискации имущества, ограничения гражданского статуса (например, запрещение быть магистратом), лишение права на погребение. Некоторые преступления рассматривались как оскорбление богов (например, причинение вреда клиенту со стороны патрона) и влекли за собой религиозные проклятья.

При определении наказания в древнейшем римском праве еще слабо учитывались такие категории, как вина, степень участия в преступлении и т.д. Лишь в редких случаях различались умышленные и неосторожные преступления, что влекло за собой и разные наказания. В отдельных статьях предусматривалось смягчение наказания для несовершеннолетних (за жатву на чужом поле в ночное время, за кражу с поличным). По общему правилу рабы наказывались более строго, чем свободные люди.

Судебный процесс

Первой формой судебного процесса в Древнем Риме был легисакционный процесс. Эта древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев закреплялась законами XII таблиц.

Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась in iure, вторая – in iudicio. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризовалась свободной процедурой.

В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, которым для данных случаев со временем сделался претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму залога, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в храм в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.

Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение, которое было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.

studme.org

uristinfo.net

§ 5.4. Семейное право Древнего Рима

Римское право знало два вида брака: cum manu — брак, устанавливающий власть мужа над женой, и sine manu — брачное сожительство с равноправием супругов. Вступление в брак cum manu неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была персоной своего права, то, вступив в такой брак, она становилась персоной чужого права. Если она была под властью своего отца и агнаткой всех членов его семьи, то, вступив в брак, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца семейства, и, став юридически чужой своей старой семье, становилась членом агнатиче- ской семьи мужа.
Второй вид брака — это брак sine manu, не порождал власти мужа над женой и первоначально не устанавливал вообще юридической связи между мужем и женой: юридически чужая мужу и своим детям, жена пребывала в том же семейном положении, в каком она была до вступления в брак; со старой семьей ее связывала агна- тическая связь. Законы XII таблиц допускали установление власти мужа над женой путем своеобразной «приобретательной давности» — истечение года непрерывной совместной жизни с женой. Но женщина, вступившая в брак без совершения брачных формальностей, могла предупредить возникновение manus, покинув на три ночи дом мужа, таким образом она прерывала срок давности.
Заключение брака cum manu требовало совершения определенных обрядов, это был акт формальный. Брак sine manu рассматривался как некоторые фактические отношения, с которыми связывались определенные юридические последствия (в отношениях отца с детьми, позднее и в некоторых отношениях между мужем и женой), но для того, чтобы эти последствия возникли, нужно было одно: вступление жены в дом мужа при наличии согласия брачующих- ся, а при соответствующих условиях также и лиц, осуществляющих над ними отеческую власть. Заключение брака sine manu было актом неформальным. Брак cum manu мог быть расторгнут только по инициативе мужа, для расторжения брака sine manu достаточно было инициативы жены.
Lex Iulia de adulteriis (18 г. до н.э.) установил уголовную ответственность за нарушение супружеской верности (adulterium), карая при этом не только виновных, но и попустителей, к числу которых относились отец и муж виновной жены, не возбудившие против нее обвинения. Карая супружескую измену, Август исключил наказание за внебрачное сожительство лиц, между которыми брак был воспрещен законом, как, например, браки между лицами сенаторского сословия и вольноотпущенниками. Такое сожительство с намерением установить брачные отношения, если одна из сторон не состояла в законном браке, называлось конкубинатом и рассматривалось как неполноценный брак. Дети, рожденные от такого сожительства, имели право наследовать имущество после смерти своих родителей.
В целях стимулирования рождаемости Lex Iulia et Papia Popea в 4 г. н.э. установил для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоящих в браке и не имевших детей, ряд ограничений в имущественных правах; также состоящие в браке не могли получать имущество по завещаниям, а состоящие в браке, но бездетные могли получать только половину от завещанного им. При этом понятие бездетности являлось условным и различным для мужчин и для женщин: мужчина не бездетен, если у него один ребенок, женщина — только если у нее трое, а у вольноотпущенницы даже четверо детей.
Заключению брака обыкновенно предшествовало обручение. В древнейшее время обручение лиц совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias сторон.Обручение проходило в форме стипуляции — устной обязанности paterfamilias передать невесту жениху. В случае нарушения обязательства противная сторона имела право потребовать возмещения причиненного ущерба. Виновная сторона лишалась чести и не могла представлять чужие интересы в суде. Виновной стороне не возвращались подарки, сделанные во время обручения. В случае смерти жениха невеста и ее наследники сохраняли половину обручальных подарков.
Римское право знало три способа установления manus:
а) confarreatio (брак патрициев),
б) coemptio,
в) usus.
Церемония confarreatio совершалась в присутствии жрецов и 10 свидетелей, представлявших, быть может, древнейшие 10 курий (данной трибы). Только человек, рожденный от брака, заключенного с соблюдением сакральной процедуры, и состоящий в таком браке, мог стать жрецом.
Coemptio — это плебейская форма брака, совершаемая как «воображаемая» покупка жены мужем. Вероятно, в архаические времена присутствовала подлинная покупка жены. Coemptio производилось в тех же формах, в каких покупались наиболее ценные вещи — а именно, земля и рабы (в форме mancipacio).Usus представлял своеобразное применение приобретательной давности к области брачных отношений. Условия вступления в брак.
1. Достижение брачного возраста, который в Риме совпадал с возрастом совершеннолетия. После некоторых колебаний брачный возраст для мужчин был определен в 14 лет, а для женщин в 12 лет.
2. Согласие на брак. В древнейшие времена согласие давали отцы семейств. Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак лицам, подвластным домовладыкам, нужно было получить не только согласие paterfamilias, но и согласие того лица, кто мог занять место paterfamilias жениха в будущем. Так, согласие на брак внука давал не только его paterfamilias, — дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключенного брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агна- тическую семью своего мужа.
3. Брак запрещался между близкими родственниками. В древнейшие времена вплоть до седьмого колена.
Личные и имущественные отношения супругов были глубоко различны в браке cum manu и sine manu.
В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинялась власти мужа, который мог продать ее в кабалу, наложить любое взыскание — вплоть до лишения жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишалась правоспособности в области имущественных отношений. Все, что жене принадлежало до брака, становилось собственностью мужа. Это бесправное положение жены юридически уравнивалось только тем, что она являлась наследницей мужа на равных правах с его детьми. Кроме того, обычаи значительно смягчали бесправное положение жены. Традиции обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав суждения совета, состоявшего, как думают, из членов ее старой семьи. Наконец, почет, связанный с общественным положением мужа, распространялся и на жену.
Совершенно иначе были построены отношения мужа и жены в браке sine manu, так как он не менял юридического положения, в котором находилась жена до вступления в брак. Она по-прежнему являлась агнаткой своих старых агнатов. Имущество в таком браке управлялось раздельно в своих частях как мужем, так и женой. Жена могла вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещались лишь дарения между супругами. Издержки общей семейной жизни, содержание детей и т.п. лежали на муже. Но уже со времен появления брака sine manu вошло в обычай давать мужу особое приданое — dos, в целях облегчения ему бремени семейных расходов. Основания прекращения брака. Кроме смерти одного из супругов римский брак прекращался:
1) в случае обращения одного из супругов в рабство;
2) с утратой одним из супругов римского гражданства;
3) с изменением семейного положения, устанавливающего недопустимую степень родства между супругами. Например, при усыновлении отцом невесты ее мужа;
4) по воле мужа или его домовладыки в браке cum manu;
5) по воле одного из супругов в браке sine manu.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность договора нексум?
2. Охарактеризуйте виды древнеримского права?

Вопросы для подготовки к семинару

1. Общая характеристика законов XII таблиц.
2. Правовой статус рабов по законам XII таблиц.
3. Обязательственное право по законам XII таблиц.
4. Семейное право по законам XII таблиц.

Список рекомендуемой литературы

1. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. — М., 2005.
2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. — М., 2000.
3. История государства и права зарубежных стран в 2-х ч. / Под ред. Н.А. Крашенинниковой и О. А. Жидкова. — М., 2005.
4. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. В 2-х ч. — Ростов-н/Д, 1994.
5. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. З.М. Черниловского. — М., 1994.
6. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. — М., 2003.
7. Черниловский З.М. Лекции по римскому частному праву. — М., 1991.

uristinfo.net

Брак и семья по законам XII таблиц. Агнаты и когнаты. Наследование

Первым видом был брак cum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала либо под власть ужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.

Второй вид брака — sine manu mariti, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть — по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею.

Создавая различный строй отношений между мужем и женой, брак cum manu и брак sine manu резко отличались друг от друга порядком заключения и прекращения. Заключение брака cum manu требовало соблюдения определенных обрядов, это был акт формальный. Заключение брака sine manu было актом неформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывались определенные юридические последствия. Понятно, что и процедура прекращения браков sine manu и cum manu было была различна. Первый мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению одной из сторон. Развод при браке cum manu мог произойти лишь по инициативе мужа.
Основные начала брака sine manu оказали негативное воздействие на жизнь римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права.

Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таковыми являлись:
1. Смерть супруга.

2. Заявление об отказе от брачного союза — развод.

3. Утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением его сословного положения, тем более — утратой свободы, или изменением гражданства.

Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции.

Кратко остановимся на таких последствях брачного союза, как возникновение когнатического и агнатического родства, тем более что родственные отношения между матерью и детьми были глубоко различны в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine manu.

В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui iuris. Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет.

Родство определялось по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого, называются родственниками по прямой линии. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын — агнат отца первой степени, внук — агнат деда второй степени. Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом братья были агнатами второй степени.

Наследование по закону было предопределено исключительно римским пониманием семьи. В интересах законного перехода наследства выделялись два типа родства: агнатическое и когнатическое. Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками (agnati) в этом случае считались не только собственно кровные родственники, по мужской линии, но и пребывавшие под властью наследодателя как их домовладыки в составе большой семьи; исторически агнатическое родство сформировалось первым и им определялось наследование в ранние периоды римского права преимущественно.

Мать, состоящая в браке cum manu, для детей является loco sororis и вместе с ними подчинена власти своего мужа или его paterfamilias, если муж сам находится in patria potestate. Связь матери с детьми в браке- наиболее тесная после связи paterfamilias со своими подвластными.

Наоборот, в браке sine manu мать в древнейшем праве не связана с детьми. Она не член семьи отца своих детей, она- агнатка своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее и осуществляют над ней опеку.

Взаимоотношений отца и детей были построены иначе, чем отношения матери и детей: для этих отношений было безразлично, состоял ли отец в браке cum manu или sine manu. Дети всегда находятся под властью отца, in patria potestas.

Наследование.Брак sine manu не менял юридического положения жены. Она остается in patria potestate, если была подчинена отцовской власти до брака. В случае, если она была до вступления в брак persona sui iuris, то и после брака она остается лицом своего права. Понятно, что и имущество, принадлежащее ей до брака, если она была persona sui iuris, остается ее имуществом, а все, что она приобретает в браке, принадлежит ей самой. То есть в браке sine manu действовал принцип раздельности имуществ. Издержки совместной жизни ложатся на мужа, но он вправе распоряжаться доходом, который приносит имущество жены. Однако муж не имел права отчуждать это имущество без специального разрешения супруги (видимо, в случае, если она- persona sui iuris) или ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Жена вправе вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами. Как не обладающая ius commercii, она не могла самостоятельно распоряжаться своим имуществом в хозяйственном отношении.

studopedia.org

Это интересно:

  • Приказы маркетинг Приказ «О создании Управления общественных связей и маркетинга, Рекламно-оформительского отдела, Медиацентра «Радио ПГУ» О создании Управления Медиацентра «Радио ПГУ» В целях совершенствования организационной структуры и повышения эффективности обеспечения маркетинговой […]
  • Корректирующая декларация по налогу на прибыль Уточненная декларация по налогу на прибыль Регион: Российская Федерация Налог на прибыль уплачивается предприятием с суммы, являющейся разницей между его доходами и понесёнными расходами, он аналогичен налогу, который взимается государством с физических лиц (НДФЛ). […]
  • Как уменьшить алименты на детей от первого брака Алименты на второго, третьего ребенка во втором браке Часто бывает так, что после расторжения брака один из бывших супругов вступает в новый брак. Во втором браке, как и в первом, тоже рождаются дети, которых нужно обеспечивать. Это не значит, что после рождения второго […]
  • Имеют ли право задержать за неоплаченный штраф Имеет ли право ГИБДД проверять и задерживать за неоплаченные штрафы? Добрый день. Законно ли то, что сотрудники ГИБДД останавливают для проверки автомобиль и затем смотрят по базам данных, числятся ли за этим водителем какие-либо неоплаченные штрафы? И когда выясняют, что […]
  • Закон рф о гражданской обороне с изменениями ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 28-ФЗ от 12.02.1998 г. О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ См. графическую копию официальной публикации Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (с изменениями от 9 октября 2002 г., 19 июня, 22 августа 2004 г., 19 июня 2007 г., 25 […]
  • Правила тренировки в тренажерном зале для девушек Как правильно заниматься в тренажерном зале девушкам Поэтому многие из них не решаются купить абонемент и начать заниматься в тренажерном зале. Хотя на самом деле бояться совершенно нечего, поскольку нарастить мышцы не так то и просто. Для этого нужно, чтобы тренер помог […]
  • Со скольки лет может работать несовершеннолетний Трудоустройство подростков: когда, как, сколько и кем может работать ребенок летом? Содержание статьи: Работающий ребенок. В двадцать первом веке этим мало кого удивишь. К детскому труду в европейских и западных странах уже давно привыкли. В Германии тринадцатилетние […]
  • Район проживания вднх Недвижимость 5 лучших дешевых районов Москвы Где купить жилье в Москве обычным людям Мнение, что в Москве жить очень дорого, а квартиру честным путем вообще не купить, в сознании жителей столицы и других регионов засело прочно. Однако кризис — это, как ни странно, время […]