Анализ собираемости налогов

| | 0 Comment

Анализ собираемости налогов

Анализ собираемости налогов в регионах России

Россия — крайне дифференцированная страна по уровню собираемости налогов между регионами в силу совершенно различного экономического потенциала регионов, влияния кризиса на региональные экономики и отрасли производства, различий в налоговой региональной политике.

В условиях экономического кризиса в более благополучном положении по сбору налогов оказались регионы с наиболее выгодными экспортно-ориентированными отраслями — в первую очередь нефте- и газодобывающей, топливной промышленностью, черной и цветной металлургией, также регионы с диверсифицированной структурой экономики и большой долей третичного сектора. В наиболее худшем положении оказались аграрные и слаборазвитые регионы, а также регионы, отраслями специализации которых являются депрессивные отрасли — машиностроение и металлообработка, легкая и химическая промышленность.

В регионах с преобладанием депрессивных отраслей произошла своеобразная «переспециализация» регионов по сбору налогов на другие отрасли с более благополучным экономическим положением, как правило, это либо выгодные экспортно-ориентированные отрасли, либо транспорт, электроэнергетика и торговля. Доля транспорта возросла в регионах, находящихся в узловых транспортных точках страны, через которые проходят основные железнодорожные магистрали и магистральные трубопроводы. Доля электроэнергетики возросла в регионах с крупными электростанциями (Рязанская, Смоленская обл.) либо в регионах с очень высокими энергетическими тарифами (Магаданская, Камчатская обл.). В регионах, имеющих выгодные экспортно-отриентированные отрасли произошло резкое повышение долей этих отраслей в общей структуре налоговых поступлений, причем эти отрасли могут занимать доминирующее положение в регионе (Липецкая, Вологодская обл.). В наименее развитых регионах (как северокавказские республики), кризис вызвал примитивизацию хозяйства (которая сопровождалась уходом значительной части экономики в теневой сектор), что сказалось в виде уменьшения сбора налогов.

Научный руководитель: доцент Зубаревич Н.В.

Адрес: 117234, Москва, Воробьевы Горы, ГЗ МГУ, географический факультет, 21 этаж

ecoross.ru

Библиографическая ссылка на статью:
Метеж В.Д. Анализ собираемости и эффективности администрирования местных налогов владивостокского городского округа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/05/8819 (дата обращения: 07.06.2018).

В настоящее время любое государство не сможет реализовать ни одну из своих программ без должной материальной поддержки. Из всех источников финансирования государственного бюджета Российской Федерации выделяют налоговые платежи. Они составляют более 80% поступлений финансовых средств в бюджетную систему РФ.

Налоговая система нашей страны несовершенна и является одной из наиболее противоречивых и сложных проблем в практике ведения народного хозяйства. Кроме того, вопрос налогообложения является актуальным для любого хозяйствующего предприятия, так как налоги по своей экономической сущности представляют собой изъятие государством определенной части дохода предприятия, что всегда является болезненным моментом для населения и организаций.

Нельзя не отметить и понятие налогового планирования, когда в целях минимизации своих налоговых обязательств организация не уходит от своих обязанностей налогоплательщика, а законно их уменьшает. При этом границы между законным и незаконным снижением налогов настолько хрупки, что налоговый инспектор при проведении выездных проверок пытается доказать нарушение налогового законодательства РФ.

В настоящее время к уклонению от налогообложения относятся схемы необоснованного получения налоговой выгоды, такие как создание фирм-однодневок, предъявление к налоговому вычету сумм НДС, открытие транзитных мнимых расчетных счетов.

Налоговая система России имеет свою уникальную историю возникновения, которая формировалась под влиянием политических, экономических и социальных условий.

Также она имеет различные уникальные виды налогов, платежей, пошлин, силовые и административные полномочия уровней власти, налоговые базы, область распространения налогов, налоговые льготы и многие другими элементы налогов. Также существуют свои способы и методы взимания, ставки.

Например, ставка по доходам физических лиц в Российской Федерации составляет 13%, и считается самой низкой ставкой в мире. В странах Европы и Америки данный показатель колеблется в пределах 40-60%, а в Великобритании существует так называемая шедулярная система налогообложения, которая предусматривает различные ставки в зависимости от вида дохода физического лица.

Налоги в нашей стране делят по видам на три группы:

Местные налоги и сборы играют важную роль в формировании доходной части бюджета. С их помощью местные власти проводят значимые для региона различные социальные мероприятия, которые направлены на улучшение жизни граждан.

Основными местными налогами являются налог на имущество физических лиц и земельный налог.

В настоящее время земельный налог вводится и прекращает свое действие не только по условиям Налогового кодекса РФ, но и по нормативным правовым актам представительных органов муниципальных образований. Данный налог обязателен к уплате на территории муниципалитета.

В октябре 2005 года Дума города Владивостока приняла решение №108 о введении с 1 января 2006 года в городе Владивостоке вышеуказанного налога в соответствии с главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ.

В данной главе определены правовые основы, правила начисления и уплаты земельного налога, сроки уплаты, а также порядок исчисления данного налога. Также местные власти города Владивостока установили пониженную ставку земельного налога, изменили сроки уплаты, установили льготы для некоторых учреждений и физических лиц и освободили от уплаты этого налога некоторые категории физических лиц. [1]

Налог на имущество физических лиц: все элементы, а также порядок исчисления и перечисления в бюджет данного налога до 1 января 2015 года были закреплены в Законе Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003–1 «О налогах на имущество физических лиц», который в настоящее время утратил свою силу. С начала 2015 года, в связи с изменениями в налоговом законодательстве, НК РФ был дополнен главой 32, в которой определены правовые основы, а также правила начисления и уплаты вышеуказанного налога, единые для всех муниципалитетов. При этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

На территории города Владивостока с 1 января 2015 года местные власти установили новые ставки уплаты налога на имущество физических лиц, изменили срок уплаты данного налога. Теперь физические лица будут уплачивать этот вид налога не позднее 1 октября.

Проведем анализ поступления местных налогов во Владивостокском округе. Данные о количестве поступивших средств следует проанализировать на основе отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Владивостока, а также из заключения Контрольно-счетной Палаты об исполнении бюджета города Владивостока за 2013, 2014 года. При проведении анализа учтем следующие показатели: объем поступлений, начислений и долю налога в общем объеме поступлений в местный бюджет.

Рассмотрим в первую очередь уровень поступлений налога на имущество физических лиц. Данные приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Показатели исполнения бюджета и доля налога на имущество физических лиц в общем объеме бюджета.

ekonomika.snauka.ru

Собираемость налогов и сборов на региональном уровне Цыдыпова Алена Викторовна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Цыдыпова Алена Викторовна. Собираемость налогов и сборов на региональном уровне : 08.00.10 Цыдыпова, Алена Викторовна Собираемость налогов и сборов на региональном уровне (методические подходы) : дис. . канд. экон. наук : 08.00.10 Иркутск, 2006 169 с. РГБ ОД, 61:07-8/1788

Содержание к диссертации

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ 9

1.1. Исследование понятия «обязанность по уплате налогов и сборов 9

1.2. Исполнение обязанности по уплате налогов: формы и методы 25

2.АНАЛИЗ СОБИРАЕМОСТИ НАЛОГОВ И СБОРОВ НА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ 44

2.1. Влияние исполнения обязанности по уплате налогов на налоговые доходы бюджетной системы субъекта РФ 44

2.2. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и оценка их эффективности 80

3. СОБИРАЕМОСТЬ НАЛОГОВ И СБОРОВ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ ПОВЫШЕНИЮ 102

3.1. Исследование зарубежного опыта взыскания недоимки по налогам и его адаптация к российской экономике 102

3.2. Методические подходы к применению залога для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов 120

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 149

Введение к работе

Вопросы собираемости налогов исследовались многими экономистами, вместе с тем эта тема нуждается в дальнейшем изучении. Она логично вписывается в общероссийскую дискуссию о проблемах совершенствования законодательства о налогах и сборах, налоговой политики, разработки наиболее эффективных методов, обеспечивающих полноту и своевременность поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и отдельных субъектов РФ.

Налоги были и остаются основным источником доходов бюджетной системы России. Изъятие налога представляет собой односторонний процесс и носит обязательный, безвозвратный характер для конкретного налогоплательщика, но при этом значительная часть уплаченных налогов в той или иной форме косвенно возвращается в виде субсидий, дотаций, государственных вложений в различные отрасли экономики, путем обеспечения функционирования здравоохранения, образования, культуры и различных форм социальной помощи. Для обеспечения своевременного и полного финансирования расходов государства и муниципальных образований необходимо обеспечить по лную собираемость налогов.

Условиями проводимой в стране налоговой политики по упрощению системы налогообложения, связанной со снижением налоговой нагрузки, являются повышение собираемости налогов и уменьшение прироста недоимки. Исходя из этого, ключевым остается вопрос укрепления налоговой дисциплины, состояние которой определяется надлежащим исполнением обязанности по уплате налогов и сборов. Налоговая обязанность по уплате налогов и сборов представляет собой один из важнейших элементов налогообложения, относительно которого складываются налоговые правоотношения.

В статье 11 Налогового кодекса РФ недоимка определена как сумма налогов или сумма сборов, не уплаченная налогоплательщиком в установленные законодательством сроки. К причинам возникновения недоимки можно отнести кризис производства, отсутствие средства платежа налога в

условиях широкого применения бартерных сделок и выплаты доходов физическим лицам в натуральной форме, вексельную форму оплаты, но следует иметь в виду и уклонения от исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В процессе осуществления преобразований в налогообложении были выявлены определенные проблемы, одной из которых является необходимость совершенствования механизма взыскания недоимки с целью повышения его эффективности. Это позволит обеспечить выполнение основных экономических задач налоговых органов — полное поступление налогов в бюджетную систему Российской Федерации и отдельных субъектов РФ.

Степень разработанности проблемы. Вопросы своевременного и полного исполнения обязанности по уплате налогов и сборов нашли отражение в работах А. Д. Аюшиева, Ю. М. Березкина, Э.А. Вознесенского, А.И. Козыра, А. П. Киреенко, Б.П. Кузнецова, Г.П.Комаровой, И.И. Малиса, Н.В, Милякова, С.С. Ованесяна, В.Г. Панскова, А.П. Починка, В.М. Пушкарева, А.В. Смирнова, С.Ф. Сутырина, Д. Г. Черника, Т.Ф. Юткиной.

По налоговому праву данной проблеме посвящены работы А.В Брызга-лина, Д.В. Винницкого, Г,В. Петровой, С.Г. Пепеляева, Е.А. Ровинского, А.С. Титова, Ц.А. Ямпольского. Вместе с тем в современной научной литературе вопросам исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов и их обеспечению не уделено должного внимания, поэтому имеется необходимость дальнейшего их изучения.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является обобщение научного и практического опыта обеспечения собираемости по налогам и сборам, разработка методических рекомендаций по своевременному и полному исполнению обязанности по уплате налогов и сборов в бюджетную систему России и отдельных субъектов РФ, позволяющая повысить собираемость налогов и сборов.

Реализация цели исследования потребовала решения следующих задач:

— обосновать взаимосвязь понятий « налоговое обязательство», «налоговая обязанность», «обязанность по уплате налога и сбора»;

— изучить методы принудительного взыскания недоимки по налогам и сборам и оценить эффективность их применения налоговыми органами РФ;

— проанализировать состав и структуру налоговых доходов, мобилизуемых в бюджетную систему РФ на территории Республики Бурятия, и динамику недоимки, а также её влияние на налоговые доходы;

— исследовать принудительные методы взыскания недоимки по налогам и сборам в РФ и зарубежный опыт с целью его адаптации в РФ.

Объект диссертационного исследования — налоговые доходы бюджетной системы РФ и субъекта РФ.

Предмет исследования — экономические отношения, возникающие в процессе исчисления и уплаты налогов и сборов.

Наиболее существенные результаты, полученные автором:

— исследовано с современных позиций понятие «обязанность по уплате налогов и сборов» для оценки его исполнения;

— оценена собираемость налогов и сборов в бюджетную систему РФ и Республики Бурятии для принятия необходимых мер по снижению сумм недоимки;

— выявлено влияние форм и методов исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов на коэффициент собираемости по налогам и сборам;

— обоснована необходимость разработки новых способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов для повышения собираемости налогов и сборов.

Степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации.

Обоснованность и глубина выводов и рекомендаций в работе достигнута благодаря использованию научных трудов отечественных и зарубежных ученых, исследовавших вопросы по исполнению обязанности по уплате на логов и сборов, а также обширной информационной базы, включающей нормативные правовые акты, инструктивный и методический материал.

Информационно-статическую базу исследования составили данные Министерства по налогам и сборам РФ, Федеральной налоговой службы России, Управления Федерапьной налоговой службы Республики Бурятии по налоговым платежам, недоимке, собираемости налогов и сборов. При разработке темы исследования использовались материалы научно-практических конференций, в рамках которых обсуждались актуальные вопросы исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Исследование проведено в рамках пункта 2.10 Паспорта специальности ВАК, код 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит».

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании теоретических положений и разработке методических рекомендаций по повышению эффективности методов, применяемых при взыскании недоимки и способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, при этом:

— уточнено понятие «налоговая обязанность по уплате налога и сбора», отражающее ее правовую обоснованность и неотвратимость исполнения;

— предложено применение метода взыскания недоимки за счет задолженности третьих лиц перед налогоплательщиком, с целью обеспечения полноты поступления налогов в бюджетную систему РФ и субъектов РФ;

-обосновано расширение применения способа обеспечения обязанности по уплате налога и сбора в виде залога, при систематическом наличии недоимки по налогам и сборам;

— даны методические рекомендации по определению стоимости имущества, являющегося залоговым.

Сведения о реализации и целесообразности практического использования результатов исследования. Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности широкого применения разработанных теоретических и методических положений по совершенство ванию методов взыскания недоимки и повышению собираемости налогов и сборов. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке учебных курсов по налогообложению для студентов, а также для слушателей курсов подготовки аудиторов и профессиональных бухгалтеров.

Теоретические положения и практические материалы диссертационной работы используются в учебном процессе на кафедре « Налоги и налогообложение» Байкальского Государственного Университета экономики и права, на кафедре «Финансы» Бурятской Государственной Сельскохозяйственной Академии им. В.Р. Филиппова при подготовке учебно-методического комплекса по курсам «Налоги и налогообложение», «Налоговая система РФ», «Финансы руководства».

Методические рекомендации определения стоимости имущества для залога как обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов нашли практическое применение в деятельности управления ФНС России по Республике Бурятии, комитета Народного хурала Республики Бурятия по бюджету, налогам, финансам. Материалы и результаты диссертационной работы могут использоваться в аналитических целях Министерством финансов Республики Бурятия при подготовке закона о республиканском бюджете на очередной год и УФНС по Республике Бурятии при составлении планов контрольной работы налоговых органов.

Апробация результатов диссертации. Материалы и результаты диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях преподавателей, сотрудников, аспирантов БГУЭП в 2002-2005гг. (г. Иркутск), на экономическом факультете БГСХА им В.Р. Филиппова (г. Улан-Удэ), на региональной научной конференции «Тенденции современной аграрной политики России» (г. Новосибирск).

Публикации. Результаты исследования изложены в 9 печатных работах общим объемом 3,25 п. л., из них авторских 2,5 п. л., в том числе одна

публикация в ведущем рецензируемом научном журнале «Известия Бурятского Университета»

Объем и структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, определены цель и задачи, объект и предмет исследования, сформулированы основные элементы научной новизны, практическая значимость результатов работы, раскрыта научная новизна и практическая значимость проведенного исследования.

В первой главе представлен материал, связанный с понятиями «налоговая обязанность по уплате налога и сбора», «налоговое обязательство», «налоговая обязанность», также определены формы и методы исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

Во второй главе проведен анализ поступлении налогов и сборов в бюджетную систему РФ и Республики Бурятия, анализ задолженности по налогам и сборам и их причины. Дана оценка эффективности применения способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

В третьей главе выполнен анализ методов собираемости налогов и сборов, применяемых в зарубежной практике, и возможности их применения в РФ. В качестве теоретической новизны автором предложено расширение применения залога и методические рекомендации по определению суммы залога для обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов и взыскание недоимки за счет задолженности третьих лиц перед налогоплательщиком.

В заключении изложены основные выводы и предложения по результатам проведенного диссертационного исследования.

Исследование понятия «обязанность по уплате налогов и сборов

Государство, независимо от формы правления, государственного устройства, вида осуществляемой государственной политики не может обходиться без собственных финансовых средств, позволяющих осуществлять возложенные на него функции. Финансирование государственных программ, обеспечение деятельности органов государственной власти осуществляется за счет средств государственного бюджета. Для того чтобы государство располагало этими средствами, достаточными для осуществления им своих функций, должны существовать источники финансовых ресурсов государства. Мировой опыт и российская практика показывают, что свыше 70% доходов бюджетной системы страны составляют налоги.

В годы второй мировой войны государство аккумулировало в бюджетную систему СССР около 15% национального дохода, а в 1980гг.- уже 40 -50%. Доля национального дохода, перераспределяемого через систему налогов и сборов, зависит от задач и функций государства, при этом интересы государства никогда не совпадают с интересами налогоплательщиков. Экономическая сущность налогов проявляется по-разному, с точки зрения различных участников налоговых отношений. С позиции налогоплательщика — это изъятие части его собственного дохода, изъятие принудительное и неэквивалентное. Государство заинтересовано в увеличении налогов, а налогоплательщик — в их снижении. Но при этом необходимо учесть фактическую платежеспособность налогоплательщика, с одной стороны, и коллективные потребности членов общества, для удовлетворения которых и взимается налог с другой стороны.

Российский экономист Н.И. Тургенев в 1818 году в своей работе «Опыт теории налогов» писал, что подданные государства должны давать средства к достижению цели общества или государства каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, методы взимания) удобным для налогоплательщика [158, С.20]. Немецкий экономист Адольф Вагнер также руководствовался теорией коллективных потребностей, он отмечал, что система налогообложения должна учитывать интересы и возможности налогоплательщика и государства с приоритетом последнего. Насколько учтены интересы каждой из сторон будет зависеть исполнение обязанностей, возложенных на стороны.

Единая комплексная система налогов в России установлена Налоговым кодексом РФ. В ст.57 Конституции РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения [п.2. ст. 3, п. I, НК РФ].

Обязанность по уплате налогов и сборов представляет собой главную конституционную обязанность лиц, выступающих в налоговых отношениях в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов, и заключается в наличии у налогоплательщика (плательщика сбора) обязанности уплатить законно установленный, правильно исчисленный, в определенном размере, с соблюдением установленного порядка, в установленный срок налог или сбор. Среди обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) в статье 23 Налогового кодекса Р.Ф. также установлена обязанность уплачивать законно установленные налоги.

Влияние исполнения обязанности по уплате налогов на налоговые доходы бюджетной системы субъекта РФ

Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственный бюджет. Как часть, распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Каждое юридическое или физическое лицо должно участвовать в формировании бюджета и государственных внебюджетных фондов по законодательству установленному государством, путем внесения обязательных платежей. Взимание налогов предполагает использование основных принципов налогообложения, которые создают одинаковые правила уплаты обязательных платежей в бюджет.

По данным ФНС России, примерно один из шести налогоплательщиков относительно исправно и в полном объеме платит в бюджет причитающиеся налоги. Примерно половина налогоплательщиков платит налоги, но всеми доступными законными, а чаще незаконными способами минимизируют свои налоговые обязательства. По различным оценкам в российской экономике от 25 до 40% валового внутреннего продукта создается в теневом секторе экономики, основная часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России, из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет России не допоступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате этого законопослушные налогоплательщики производят отчисления в бюджетную систему в виде налогов, составляющих около половины ВВП. В среднем получается, что в бюджете отчисляется около 1/3 ВВП.

На показатель налогового изъятия ВВП в России влияет в значительной мере и показатель собираемости налогов, так как доля изъятия ВВП через налоги рассчитывается исходя из уплаченных в бюджет налогов. Следует иметь в виду, что налоговая обязанность и ее фактическое выполнение налогоплательщиком в российской экономике не одно и то же.

Оценкой исполнения обязанности по уплате налогов и сборов является коэффициента собираемости налогов. Принято считать, что чем выше собираемость налогов, тем эффективнее работает налоговая система.

Повышение собираемости налогов в большей степени зависит от улучшения общей экономической ситуации.

Во-первых, любое увеличение собираемости налогов приводит к повышению расходов федерального, региональных и местных бюджетов;

Во-вторых, рассматривая уровень собираемости налогов как один из критериев бюджетной безопасности, неправомерно абстрагироваться от того, за счет какой категории налогоплательщиков достигается повышение собираемости налогов.

Исследование зарубежного опыта взыскания недоимки по налогам и его адаптация к российской экономике

В результате диссертационного исследования установлено, что основной причиной не полной собираемости налогов в 1999 -2005гг является не только отсутствие денежных средств для их уплаты, но и уклонения от исполнения своих обязанностей. Так при направлении налогоплательщикам -должникам предупреждений о применении к ним принудительных методов около 30 % налогоплательщиков производят погашение недоимки.

В данный период интенсивно развивалась концепция, согласно которой существует законный способ снижения налогов за счет предоставленных за счет представленных законодательством налоговых освобождении, а также выбор между различными вариантами деятельности юридического лица и размещения его активов для достижения возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств 69, С.100].

Конечно, невозможно ожидать общего добровольного законопослуша-ния налогоплательщиков, а потому каждому правительству и в каждой стране необходимы определенные процедуры и правомочия для того, чтобы эффективно бороться с уклонением от уплаты налогов.

С введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации действия и полномочия налоговых органов в части применения к налогоплательщикам принудительных методов взыскания налогов в определенных случаях регламентируются, но многие нормы данных налоговых правоотношений требуют изменения законодательства.

Применение налоговыми органами различных методов повышения коэффициента собираемости налогов и сборов имеет место только при наличии недоимки у налогоплательщика. В отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов, уплативших налоговые платежи в установленные сроки добровольно, применение различных методов принуждения необоснованно.

Рассмотрим некоторые правомочия налоговой администрации в отдельных странах, позволяющие обеспечить полноту и своевременность уплаты налогов или сборов и возможность их применения в России. Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по принудительному обеспечению и исполнению обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов и сборов в случае их уклонения от добровольного исполнения данных обязанностей. Большинство стран, входящих в ОЭСР рассматривают задолженность по уплате налоговых платежей в качестве долгового обязательства по отношению к государству, вследствие чего налоговая администрация может взыскать налоговую задолженность. Налоговые администрации наделяются специальными полномочиями, позволяющими взыскивать задолженность, не обращаясь в суд (таблица 3.1).

Особо следует обратить внимание на полномочия налоговой администрации погашать недоимку налогоплательщиков за счет сумм, которые третье лицо должно налогоплательщику. Такая практика имела место в России в начале 90-х годов XX века. Налоговые органы России имели право выставить инкассовые поручения (распоряжения) на счета организаций — должников (дебиторов) налогоплательщика.

Указом Президента Российской Федерации « О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270 (пункт 29) было установлено, что к плательщикам налогов могут применяться меры бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджеты в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов».

www.dslib.net

Анализ собираемости налога на доходы физических лиц

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 11.04.2017 2017-04-11

Статья просмотрена: 3383 раза

Библиографическое описание:

Хамзин А. Х. Анализ собираемости налога на доходы физических лиц // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 479-483. — URL https://moluch.ru/archive/149/42051/ (дата обращения: 22.07.2018).

Стать богатым, при этом сохраняя нравственные устои, можно лишь за счет эффективности своего труда, накапливая его результаты в течение достаточно длительного времени. [7, с. 4] Налогообложение доходов населения представляет собой важнейший элемент налоговой политики каждого государства. Конституцией Российской Федерации (ст. 57) установлена обязанность уплаты регламентированных законодательством налогов и сборов, среди которых налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ).

В настоящее время роль решения социальных проблем повышается. [6, с. 280] Актуальность темы исследования продиктована существующей динамикой поступления средств в бюджет по статье НДФЛ.

Целью написания данной статьи является проведение анализа собираемости НДФЛ. При этом стоит принять во внимание тот факт, что налогоплательщиками данного вида налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. И вполне рационально, что государство, как контролирующий орган осуществляет налоговый контроль. Под налоговым контролем подразумевается: проверка на соответствие нормативным актам совокупность используемых приёмов на предприятии; наблюдение за подконтрольными объектами; принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений; выявление виновных и привлечение их к ответственности [1, с. 45]

Методологической и теоретической базой написания статьи стали: Налоговый кодекс Российской Федерации, определяющий порядок взимания НДФЛ и научные труды ведущих теоретиков в области налогообложения.

Информационной базой исследования послужили Указы президента РФ, законы, постановления, нормативно-правовые акты Министерства Финансов РФ, а также статистические сборники и регистры аналитического учета. Создан весомый комплекс нормативных правовых актов по регулированию деятельности в данной сфере. Тем не менее, наблюдается недостаточная эффективность государственного контроля и надзора в этой сфере [2, с. 41].

В процессе написания статьи автором были задействованы общие методы исследования такие как: системный подход, сопоставительный и экономический анализы, которые были применены при анализе теоретического материала, накопленного по данной проблеме в настоящее время.

В рамках процесса формирования налоговой системы, обосновании конкретных видов налогов и нормативов их распределения ключевое значение имеет выявление соотношения поступления каждого вида налога. Так, в 2016 году в консолидированный бюджет РФ поступило 14482,4 млрд. руб., что в 2 раза больше чем в федеральный 6928,7 млрд. руб. Для наглядности отобразим в таблице 1 величину поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2016 год.

Поступления налогов, сборов ииных обязательных платежей вконсолидированный бюджет Российской Федерации по видам (млрд. руб.)

Показатель

Консолидированный бюджет

В том числе

Доля федерального бюджета

Доля регионального бюджета

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Налог на прибыль организации

Налог на доходы физических лиц

Налог на добавленную стоимость на товары

Налоги на имущество

Налог на добычу полезных ископаемых

Налоги, сборы ᴎ регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Как видно из таблицы видно, что наиболее значительную статью доходов в консолидированном бюджете составляют «Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами» — 2929,4 млрд. руб., в федеральном бюджете аналогичная статья дохода составила 2863,5 млрд. руб. В свою очередь, наименьшую сумму поступлений в консолидированный бюджет составляют «Налоги на имущество», а именно 1116,9. руб. Долевое соотношение поступлений налогов в бюджет за 2016 год показано на рисунке 1.

Рис. 1. Поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам

Существенным весом в общей сумме доходов бюджета обладает налог на доходы физических лип, в консолидированном бюджете он составил 3017,3 млрд. руб. В долевом выражении его доля равна 100 %. Наименьший показатель занимает налог на имущество — 1116,9 млрд. руб.

Если рассматривать поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в динамике, то за 2014–2016 гг. прирост данного вида налога составил 314,68 млрд. руб. (рисунок 2).

Рис. 2. Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2014–2016 гг.

Согласно данным размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, собираемость налогов, сборов и других обязательных платежей на территории Республики Башкортостан сохраняет стабильный уровень. В свою очередь, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения [2], в консолидированный бюджет Республики Башкортостан за 2016 год составила 163,1 млрд. рублей. Для наглядности отобразим в таблице 2 расчет уровня собираемости налогов, сборов и других обязательных платежей за 2014–2016 гг.

Расчет уровня собираемости налогов, сборов идругих обязательных платежей вРБ за 2014–2016гг.

Показатели

2014

Темп роста,%

2015/2014

2016/2015

Фактически поступило ʙ консолидированный бюджет РБ налогов, сборов ᴎ других обязательных платежей, млрд. руб.

Сумма налоговой задолженности, млрд. руб.

Сумма прироста налоговой задолженности, млрд. руб.

Уровень собираемости налогов, %

По данным таблицы видно, что за 2016 год в консолидированный бюджет РБ поступило значительно больше налогов, сборов и других обязательных платежей по сравнению с предыдущими периодами. Для наглядности отобразим эту динамику на рисунке 3.

Рис. 3. Динамика уровня собираемости налогов, сборов и других обязательных платежей в РБ за 2014–2016 гг.

По расчетам Министерства финансов Республики Башкортостан собираемость налогов в республике за последние годы находилась в диапазоне 98–100 %. Стоит отметить, что в анализируемый период уполномоченными органами были проведены конкретные мероприятия, направленные на взыскание налоговой задолженности и сокращению числа убыточных организаций, путем проведения рейдов по адресам должников совместно со службой судебных приставов.

Далее, для выявления значения и зависимости объема поступлений в бюджет от НДФЛ в целом от доходов, облагаемые по ставке 13 %, проанализирует структуру налоговой базы по налогу на доходы физических лиц согласно данным представленным в отчетности по форме 5-НДФЛ за 2014–2016 гг. (таблица 3).

Структура налоговой базы НДФЛ

Налоговая ставка

Размер налоговой базы, млн. руб.

Доля,%

2015

2016

Приведенные данные в таблице 3 свидетельствуют о том, что наибольшую долю (95,9 %) в налоговой базе занимают доходы, облагаемые по ставке 13 %, как показано на рисунке 4, тогда как остальные виды доходов влияют на размер налоговой базы незначительно.

Рис. 4. Структура налоговой базы НДФЛ за 2014–2016 гг.

На рисунке видно, что налоги, облагаемые по ставке 15 % занимают наименьшую долю, т. е. доходы нерезидентов, полученные ими в виде дивидендов от долевого участия в российских организациях. Следующими по размеру удельного веса идут прочие доходы лиц, не являющихся налоговыми резидентами, а также стоимости выигрышей, призов, процентные доходы по вкладам в банках н суммы экономии на процентах при получении кредитных средств, но их доля также незначительна. Доходы, облагаемые по ставке 9 % занимают более высокую долю в структуре налоговой базы, прежде всего это доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации. Все остальные виды доходов физических лиц облагаются по ставке 13 % и, очевидно, играют наибольшую роль в формировании налоговой базы по налогу, а соответственно и поступлений от налета в бюджетную систему страны.

Однако, следует отметить, существование ряда факторов, влияющих на потенциал НДФЛ, в первую очередь речь идет об усугубление социального неравенства, вызванного применением пропорциональной ставки, не отвечающей принципу справедливости налогообложения. Пересмотр данного аспекта налогообложения доходов физических лиц позволит снизить уровень налоговой нагрузки на налогоплательщиков с низкими доходами, тем самым сократив социальную напряженность в обществе и повысить доходную базу бюджетной системы как региона, так и страны в целом, тем самым формируя положительный экономический имидж России как в социально-политическом, так и в экономическом плане [3, с. 64; 4, с. 326], а как известно экономический имидж станы в первую очередь характеризует ее конкурентоспособность [5, с. 72].

  1. Растегаева Ф. С., Вальтер М. К. Налоговый анализ и контроль при слиянии и поглощении компании // Международный научно-исследовательский журнал. — 2017. — № 2–3 (56). — С. 44–46.
  2. Растегаева Ф. С., Гундорова Д. З., Игтисамова Л. З. Налоговая база по земельному налогу: современные проблемы и пути решения // Международный научно-исследовательский журнал. — 2017. — № 2–3 (56). — С. 41–43.
  3. Растегаева Ф. С. Методические аспекты оценки экономического имиджа // Социально-экономические явления и процессы. — 2008. — № 3 (11). — С. 64–70.
  4. Растегаева Ф. С. Содержательные аспекты и проблемы формирования экономического имиджа хозяйственной системы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2009. — № 2 (70). — С. 326–331.
  5. Растегаева Ф. С. Проблемы обеспечения положительного экономического имиджа российской хозяйствующей системы // Социально-экономические явления и процессы. — 2008. -№ 4 (12). — С. 72–76.
  6. Растегаева Ф. С. Социальная защита как элемент социальной политики / Ф. С. Растегаева // Региональная инвестиционная политика: от эксперимента — к практике. Материалы IV экономического форума Центрального федерального округа: сборник докладов. — Уфа. — 2003. — С. 280–286.
  7. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный источник] URL: https://www.nalog.ru/rn02/related_activities/statistics_and_analytics/forms/#
  8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики службы [Электронный источник] URL: http://www.gks.ru/

Похожие статьи

Анализ налоговых доходов федерального бюджета.

Ключевые слова: бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы, федеральный бюджет, нефтегазовые доходы, анализ доходов.

Основные термины (генерируются автоматически): федеральный бюджет, Российская Федерация, доход, государственная пошлина.

Статистическое изучение задолженности по налоговым.

. задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет РФ.

Ключевые слова: налог, сбор, задолженность по налогам и сборам, безработица

Рис. 1. Динамика задолженности по налоговым платежам и сборам, млрд. руб.

Собираемость налогов при формировании доходов бюджетной.

Итак, налоговые доходыдоходы от налогов, сборов и государственной пошлины. Именно эта часть доходов является наибольшим источником поступлений денежных средств в консолидированный бюджет страны (около 20.

Резервы роста налоговых доходов региона | Статья в журнале.

Потенциальным резервом доходов, в частности налоговых, бюджетов регионов является взыскание налоговой задолженности. По состоянию на 1 июля 2014 г. задолженность по налогам в консолидированный бюджет России составила 7446,4 млрд. руб.

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Ключевые слова:федеральные налоги и сборы, налогообложение РФ, налоговая система, консолидированные бюджеты РФ, налоговая ставка, налоговая база.

Соотношение налоговых и неналоговых поступлений в РФ.

Ставки налогов федерального уровня составляют от 10 до 39,6 % и рассчитываются исходя из уровня дохода.

Анализ неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за

Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации.

Оценка практической ситуации урегулирования налоговой.

В аналитическом учете налоговых органов налоговая задолженность выступает как сумма задолженности по налоговым платежам в бюджет и задолженности перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям [1, с. 86]. Совокупная задолженность по налогам и сборам.

Выявление резервов увеличения налоговых поступлений.

Структура задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации за 2006-2010 гг., млрд. руб. Показатель.

Значение налога на доходы физических лиц в формировании.

государственный бюджет, консолидированный бюджет РФ, доход, лицо, налог, Якутия, государственный бюджет Республики Саха, бюджет, млрд, Российская Федерация.

moluch.ru

Это интересно:

  • Транспортный налог архангельск ставки Транспортный налог архангельск ставки Изменения ОСАГО. Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания. Подробнее Плата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту […]
  • Пособие для учителя азбука берегоши Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию» Алена Антонова Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию» Азбука Берегоши Программное содержание: продолжать формирование понимания единства человека и природы, […]
  • Закон о нравственном воспитании Нравственное и патриотическое воспитание может стать элементом образовательного процесса Разработаны меры по обеспечению патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи. Соответствующий законопроект 1 внесен в Госдуму членом Совета Федерации Сергеем […]
  • Ходатайство об уточнении размера исковых требований Уточнение исковых требований После принятия судом иска и даже в процессу судебного разбирательства истец имеет право заявить уточнение исковых требований. В порядке уточнений можно указать новые обстоятельства или дополнить старые, увеличить или уменьшить сумму иска, […]
  • Каков возраст выхода на пенсию Какой сейчас пенсионный возраст в России для мужчин и женщин? Будет ли его повышение с 2017-2019 года до 63/65 лет? Самые последние новости из Госдумы ​ не планируется.​ для госслужащих -​ страховой стаж с​необходимо отрегулировать возможность переквалификации​сокращение […]
  • Что полагается за третьего ребенка матери одиночке Мать-одиночка: льготы и пособия в 2018 году Понятие «одинокая мама» отличается в трудовом и социальном праве. В большинстве случаев под определением «мать-одиночка» понимается женщина, у которой в документах ребенка не указан отец (или указан с ее слов). Дополнительные […]
  • Закон рф о борьбе с терроризмом 2018 Основные законы по противодействию терроризму. Досье В 1998 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон "О борьбе с терроризмом", который впервые в истории России установил правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, вопросы координации и порядок […]
  • Разрешения на охоту с оружием Разрешение на охотничье оружие (лицензия): порядок получения, документы Разрешение на охотничье оружие – документ, получаемый в лицензионно-разрешительном отделе (ЛРО), без которого человек не имеет права на использование охотничьего ружья. Разрешение не может быть выдано […]