Пенсия белорусов в россии

| | 0 Comment

Пенсия в РФ при переезде из Белоруссии

При переезде граждан РБ на постоянное место жительства в РФ по вопросу пенсионного обеспечения они должны обращаться в компетентный орган этого государства с соответствующим заявлением. При этом гражданином должен быть сделан выбор его пенсионного обеспечения: по нормам Договора или только по законодательству государства, гражданином которого он является. Данный выбор отражается в заявлении о назначении пенсии.

Так, в соответствии с п.1 ст.23 Договора назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в РБ) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:

1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;

В случае назначения этих пенсий их выплата будет производиться следующим образом:

— по месту постоянного проживания, т.е. в России, — способами выплаты, предусмотренными законодательством РФ;

— из Беларуси — ежеквартально в последнем месяце квартала путем перечисления суммы пенсии в банк (кредитное учреждение) РФ на счет получателя пенсии в национальной валюте РФ;

2) Республикой Беларусь (при этом исчисление стажа и размера пенсии, сроки ее назначения и другие процедурные действия по назначению пенсии осуществляются в соответствии с законодательством Беларуси, нормы Договора при этом не применяются). В таком случае выплата пенсии из Беларуси в Россию будет осуществляться также ежеквартально в последнем месяце квартала путем перечисления суммы пенсии в банк (кредитное учреждение) РФ на счет получателя пенсии в национальной валюте РФ.

а) Россией — за стаж, приобретенный до 13 марта 1992 г. на территории СССР, а также за стаж, приобретенный после указанной даты на территории России;

Вариант 2. Продолжена выплата пенсии Беларусью в соответствии с п.3 ст.24 Договора при обязательном соблюдении предусмотренных этим пунктом условий.

Согласно п.3 ст.24 Договора при переезде в Россию пенсионера (т.е. лица, которому пенсия уже назначена в Беларуси), имеющего стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин) или не менее 20 лет (для женщин), полностью выработанный на территории Беларуси (в т.ч. в период СССР), по его желанию и на основании заявления выплата ему пенсии может продолжаться РБ, назначившей ее, без применения норм Договора. При этом такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит. В данном случае выплата пенсии будет осуществляться вышеуказанным способом перечисления ее сумм в банк (кредитное учреждение) в России.

m.yurist-online.net

Помощь: Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь при переезде на постоянное место жительства в другие государства (в вопросах и ответах)

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ НА ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА В ДРУГИЕ ГОСУДАРСТВА
(В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ)

Вопрос: Какой нормативный документ регулирует вопросы пенсионного обеспечения граждан РБ при смене постоянного места жительства с территории Беларуси на территорию России?

Ответ: В настоящее время вопросы пенсионного обеспечения граждан РБ, выехавших с постоянного места жительства — территории Беларуси на территорию России, регламентированы Договором между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения, заключенным 24 января 2006 г. (далее — Договор). Указанный Договор вступил в силу 29 марта 2007 г.

Помимо вопросов пенсионного обеспечения Договор регулирует отношения по уплате взносов на государственное социальное страхование, по предоставлению пособий по временной нетрудоспособности и материнству; пособий по безработице; пособий в случае трудового увечья или профессионального заболевания; пособий для семей с детьми; пособий на погребение.

Следует отметить, что Договор распространяется только на граждан РБ и граждан РФ, проживающих на территориях Беларуси и России, а также членов их семей, подпадавших или подпадающих под действие законодательства этих государств.

Вопрос: Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан РБ при переезде их на постоянное проживание в РФ?

Ответ: При переезде граждан РБ на постоянное место жительства в РФ по вопросу пенсионного обеспечения они должны обращаться в компетентный орган этого государства с соответствующим заявлением. При этом гражданином должен быть сделан выбор его пенсионного обеспечения: по нормам Договора или только по законодательству государства, гражданином которого он является. Данный выбор отражается в заявлении о назначении пенсии.

Компетентными органами, занимающимися назначением и выплатой пенсии в Российской Федерации, являются территориальные органы Пенсионного фонда Российской федерации, в Беларуси — управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите, управления (отделы) социальной зашиты, образуемые районными (городскими) исполнительными и распорядительными органами.

Договор основан на принципе пропорциональности, означающем, что каждое государство назначает и выплачивает пенсию (за исключением социальной) за трудовой (страховой) стаж, накопленный на его территории, с применением положений Договора и своего национального законодательства. Вместе с тем данный подход не распространяется на стаж работы, приобретенный до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР.

2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 г. на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

По желанию и на основании заявления граждан РБ и граждан РФ им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству того государства, гражданами которого они являются, без применения положений Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (п.2 ст.23 Договора).

Таким образом, при переезде гражданина РБ на постоянное проживание в РФ назначение и выплата ему трудовой пенсии в России по его выбору может осуществляться двумя государствами (РФ и РБ), а именно:

1) Россией — за периоды стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР и после указанной даты на территории России; и Беларусью — за периоды стажа, приобретенного после 13 марта 1992 г. на территории Беларуси.

Если на постоянное проживание в Россию переезжает пенсионер, которому пенсия была назначена после 29 марта 2007 г. по нормам Договора, то на основании информации, поступившей из пенсионного фонда РФ, в РБ ему прекращается выплата пенсии за стаж, приобретенный на территории бывшего СССР. В зависимости от произведенного им в России выбора его пенсионного обеспечения ему может быть:

Вариант 1. Назначена пенсия:

б) Беларусью — пенсия за стаж, приобретенный после 13 марта 1992 г. на ее территории;

Следует отметить, что Договор предусматривает распространение его положений на пенсии, назначенные до вступления этого Договора в силу. Это применимо в случае, когда страховой (трудовой) стаж гражданином заработан на территории России и Беларуси. В связи с этим он может претендовать на назначение пенсий от двух государств: России и Беларуси соответственно за стаж, приобретенный на их территориях. Такие пенсии могут быть пересмотрены в соответствии с положениями Договора на основании заявления гражданина в сроки, предусмотренные Договором. При этом такой пересмотр не может повлечь уменьшения размера пенсии.

Для решения вопроса о назначении (пересмотре) пенсии в России гражданин РБ, переехавший на постоянное проживание в это государство, должен обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с соответствующим заявлением и необходимыми документами (обращения в пенсионные органы РБ по данному вопросу перед выездом из Беларуси в Россию не требуется). Датой подачи заявления является дата его регистрации в указанном территориальном органе. Если заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые для назначения пенсии документы, то днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой службы (почтовой связи) по месту отправления заявления.

Вопрос: Подлежат ли пенсионному обеспечению в нашей республике граждане стран — участников СНГ при их переезде на постоянное жительство в РБ?

Ответ: Пенсионное обеспечение граждан, проживающих на территории РБ, осуществляется в соответствии с Законом РБ от 17.04.1992 № 1596-ХII «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон). В тех случаях, когда соглашениями (договорами) о социальном (пенсионном) обеспечении между РБ и другими государствами предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в этом Законе, соответственно применяются правила, установленные соглашениями (договорами).

На основании ст.1 Закона право на пенсию в РБ имеют граждане РБ, постоянно или временно проживающие на ее территории, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории республики.

Согласно п.7 Положения о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденным приказом Минсоцзащиты РБ от 23.05.1997 № 44, при обращении за назначением пенсии (независимо от вида пенсии) заявитель предъявляет документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство.

Документом, удостоверяющим личность, возраст, принадлежность к гражданству и подтверждающим место жительства, для граждан РБ является паспорт гражданина РБ.

В случае временного жительства гражданина РБ на территории республики документом, подтверждающим его проживание в РБ, является адресный листок прибытия установленной формы, содержащий сведения об адресе места прописки гражданина и сроке прописки.

Документом, удостоверяющим личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РБ, является национальный паспорт и (или) вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства.

На сегодняшний день в области пенсионного обеспечения в Беларуси действуют следующие соглашения:

а) многостороннее Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, вступившее в силу 13 марта 1992 г. (далее — СНГ-Соглашение). Участниками СНГ-Соглашения являются:

б) двусторонние соглашения (договоры):

Из перечисленных соглашений (договоров) большинство основано на принципе территориальности, согласно которому пенсионное обеспечение предоставляется по законодательству и за счет средств государства, на территории которого постоянно проживает гражданин. Следовательно, назначение и выплата пенсий гражданам, переселившимся в РБ, например, из Казахстана, Украины, Молдовы, производится в соответствии с законодательством РБ.

На практике пенсионное обеспечение граждан с учетом СНГ-Соглашения осуществляется следующим образом. По прибытии пенсионера на постоянное проживание в Беларусь вопрос о назначении ему пенсии рассматривается органом по труду, занятости, социальной защите по месту его жительства при представлении им соответствующего заявления, документов, подтверждающих его постоянное проживание на территории Беларуси, и документов, необходимых для назначения пенсии (пенсионного дела). Пенсия назначается и выплачивается в соответствии с нормами, условиями и порядком, установленными законодательством РБ.

В случае, когда законодательством Беларуси не предусмотрен вид пенсии, назначенной гражданину по прежнему месту жительства, в связи с чем он не приобретает права на пенсионное обеспечение в Беларуси, выплата ему пенсии должна быть продолжена государством, ее назначившим. Для этого орган по труду, занятости и социальной защите выдает такому пенсионеру справку о сроке приобретения права на пенсию в Беларуси, которую он должен направить в компетентный орган, назначивший и выплачивающий ему пенсию до выезда в РБ.

Следует отметить, что за период после заключения СНГ-Соглашения в государствах — участниках СНГ произошел ряд изменений и преобразований в правовом регламентировании пенсионных правоотношений (в части условий и норм назначения пенсий, способов их финансирования и других вопросов пенсионного обеспечения граждан). В силу этого некоторые государства не соблюдают положения СНГ-Соглашения в полном объеме (в частности, при назначении пенсий не учитывают периоды работы на территории других государств, не принимают во внимание заработок за периоды такой работы и т.д.), что сказывается на реализации гражданами прав на пенсионное обеспечение.

Вопрос: Каким образом выплачивается пенсия пенсионеру Литовской Республики, который переехал на постоянное место жительства в РБ?

Ответ: Выплата пенсии производится с учетом норм Договора между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о социальном обеспечении. Указанный Договор основан на принципе пропорциональности, при котором пенсия (ее часть) назначается и выплачивается государством, на территории которого накоплены пенсионные права.

Этот Договор предусматривает экспорт назначенных пенсий, согласно которому при переселении пенсионера из Литвы в Беларусь и наоборот пенсию продолжает выплачивать государство, ее назначившее.

Так, при переезде пенсионера из Литвы в Беларусь пенсию ему продолжает выплачивать компетентное учреждение Литвы (служба заграничных выплат Управления Фонда государственного социального страхования Литовской Республики) путем перевода ее в РБ. Для этого пенсионер, переселившийся из Литовской Республики на постоянное жительство в РБ, подает в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ или в орган по труду, занятости и соцзащите по месту жительства в Беларуси заявление о переводе пенсии (указанное заявление может подаваться и по месту постоянного жительства до выезда, т.е. в Литовской Республике). Пенсия в Беларуси выплачивается Фондом социальной защиты населения за текущий месяц на основании платежных ведомостей, которые составляются службой заграничных выплат Управления Фонда государственного социального страхования Литовской Республики и не позднее 10 числа каждого месяца представляются в Фонд социальной защиты населения РБ. Суммы пенсий зачисляются на счета пенсионеров в банках. Выплата пенсий производится в белорусских рублях по курсу, установленному на день составления ведомости.

Вопрос: Как решаются вопросы назначения (выплаты назначенной) пенсии при переезде гражданина РБ на постоянное жительство в государство, с которым у РБ нет соглашения (договора) в области социального (пенсионного) обеспечения?

Ответ: Как уже отмечалось выше, согласно ст.1 Закона право на государственное пенсионное обеспечение в республике имеют граждане РБ (равно как и иностранные граждане, лица без гражданства), постоянно проживающие на ее территории. Пенсионное обеспечение граждан РБ, проживающих за ее пределами, производится на основе соглашений (договоров) с другими государствами.

В соответствии со ст.92 указанного Закона пенсии, назначенные в РБ до выезда на постоянное жительство за границу, выплачиваются за 6 месяцев вперед перед отъездом за границу.

С учетом изложенного в случае выезда гражданина РБ на постоянное проживание в государство, с которым у Беларуси нет соглашения (договора) в области пенсионного обеспечения (например, Чехию), правовых оснований для назначения ему пенсии в Беларуси не имеется. Также нет оснований для выплаты (перевода) назначенной в Беларуси пенсии в такое государство. В связи с выездом назначенная пенсия по заявлению пенсионера будет выплачена ему только за 6 месяцев вперед перед отъездом за границу.

Вместе с тем согласно законодательству РБ граждане РБ, выехавшие на постоянное жительство за ее пределы, в случае возвращения в Беларусь на временное жительство пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством республики для граждан РБ. В частности, они пользуются правом на пенсионное обеспечение (т.е. на назначение и выплату пенсии, в т.ч. ранее назначенной в Беларуси) в течение всего периода жительства на территории республики. В таких случаях вопрос о назначении и выплате пенсии в рамках периода временной прописки рассматривается органами по труду, занятости и соцзащите на основании документов, подтверждающих гражданство РБ и проживание на территории республики (штамп о временной прописке, проставленный в адресном листке прибытия).

Лариса Яшкова, начальник отдела пенсионного законодательства
главного управления пенсионного обеспечения и социального страхования
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

www.busel.org

Пенсия белорусов в россии

Согласно указанному Соглашению:

  • Граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие в Российской Федерации (имеющие вид на жительство в Российской Федерации), имеют равные права с гражданами Российской Федерации на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации по полису обязательного медицинского страхования (ОМС). При этом, с 1 января 2011 года получить помощь врачей по полису ОМС можно в любом регионе Российской Федерации вне зависимости от места постоянной регистрации и получения полиса ОМС.
  • Граждане Республики Беларусь — Герои Советского Союза и кавалеры ордена Славы трех степеней — имеют равные права с гражданами Российской Федерации на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации.
  • Граждане Республики Беларусь временно пребывающие и временно проживающие и не работающие имеют право на получение бесплатной скорой медицинской помощи и медицинской помощи в случае возникновения у них в период пребывания в Российской Федерации заболеваний, представляющих опасность для окружающих. (Перечень социально опасных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации). Они также могут приобретать в Российской Федерации полисы добровольного медицинского страхования и в соответствии с ними получать медицинскую помощь.
  • Временно пребывающие и работающие в России граждане Беларуси, имеют равные права с гражданами Российской Федерации, работающими в данных учреждениях (организациях), на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации в соответствии с территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи.

Обратите внимание, что вне зависимости от наличия полиса ОМС белорусским гражданам — Героям Советского Союза и кавалерам ордена Славы трех степеней, а также белорусским гражданам, временно пребывающим в РФ и работающим по трудовым договорам, должна оказываться медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом субъекта РФ (информационное письмо Минздравсоцразвития России от 21.07.2011 N 20-1/10/2-7112).

Определение объемов, видов и условий оказания бесплатной медицинской помощи, а также способов её финансирования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Перечень бесплатных медицинских услуг следует уточнять в конкретном учреждении здравоохранения или территориальных органах здравоохранения.

Временно пребывающим и работающим в России гражданам Беларуси для получения бесплатной медицинской помощи требуется, как правило, подать заявление главному врачу медицинского учреждения по месту жительства, приложить копию паспорта, копию документов, подтверждающих постановку на миграционный учет по месту пребывания, или копию договора на аренду жилого помещения.

В случае отказа медицинского учреждения в оказании бесплатной медицинской помощи следует обращаться в территориальные органы здравоохранения.

www.postkomsg.com

Посольство РБ в РФ

Игорь Петришенко

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации

Как белорусу зачтут российский стаж?

«Я — гражданин Беларуси. Официально работаю в России, водитель-дальнобойщик . Имею 15-летний стаж работы на родине. Хотелось бы знать, в какой стране я могу оформить пенсию? Как будет учитываться стаж в обоих государствах? Какие факторы влияют на размер пенсии? Михаил Шамьянов, Ростов».

Валерий Ковальков, заместитель министра труда и соцзащиты Беларуси:

— Согласно международному договору о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года между Россией и Беларусью граждане наших стран имеют право выбрать варианты пенсионирования.

Первый. По пункту 1 статьи 23 договора Беларусь и Россия назначают пенсию по своему законодательству за время работы на каждой территории после 12 марта 1992 года. Стаж до 13 марта 1992 года учитывается государством, в котором пенсионер проживает.

Второй. По пункту 2 статьи 23 пенсию назначает государство, гражданином которого является работник, обратившийся за пенсией. В таком случае у другого государства полностью отпадает обязанность по пенсионному обеспечению гражданина независимо от продолжительности его работы на его территории.

За назначением пенсии вам необходимо обращаться с соответствующим заявлением и документами о стаже и заработке в компетентный орган по месту жительства. В России это территориальные подразделения Пенсионного фонда, в Беларуси — управления по труду, занятости и социальной защите. Причем ехать в другое государство не нужно. Компетентные органы самостоятельно обмениваются необходимыми документами. Более того, чтобы вы могли определиться с наиболее выгодным вариантом пенсионирования, по вашему заявлению органы соцзащиты наших стран могут сделать предварительный расчет пенсии, назначенной как с учетом российского, так и белорусского законодательств.

Что касается трудовой пенсии по возрасту в Беларуси, то ее размер зависит от продолжительности стажа работы и величины индивидуального коэффициента заработка человека. Коэффициент показывает соотношение вашего конкретного заработка со средней оплатой труда в стране за тот же период. Таким образом, происходит «осовременивание» прошлых доходов. В стаж работы засчитываются периоды трудовой деятельности в СССР (за исключением работы в Латвии), а также периоды работы с уплатой страховых взносов в белорусский Фонд соцзащиты населения.

www.embassybel.ru

На какую пенсию могут рассчитывать белорусы, переехавшие в Россию?

24 июля 2014 в 9:53
Александр Бенько, Рэспубліка

По данным Федеральной миграционной службы России (ФМС) на февраль нынешнего года, на территории нашей соседки работало 2,3 миллиона мигрантов из Узбекистана, 1,5 миллиона — из Украины, 1 миллион — из Таджикистана, по 600 тысяч из Азербайджана и Казахстана, по 500 тысяч — из Кыргызстана, Молдовы и Армении. Белорусы оказались самыми «скромными»: на территории России трудится всего около 390 тысяч наших соотечественников.

По неофициальным оценкам, численность только трудовых мигрантов в России равняется 5-6 миллионов, что на деле составляет примерно 7% от общего числа занятых в экономике. При этом следует заметить, доля лиц предпенсионного и пенсионного возраста, въезжающих в Россию на заработки, по данным ФМС, составляет почти треть от числа всех мигрантов.

В последнее время специалисты на постсоветском пространстве часто говорят про «мобильность пенсий».

Пособие должно «следовать» за работником, уверяют они, приводя в качестве довода опыт стран Евросоюза. Англичанин, переехавший на склоне лет в солнечную Испанию, получит свою британскую пенсию независимо от того, кто он по национальности и на каких предприятиях трудился всю жизнь. Его пособие попросту «экспортируют» по новому месту жительства. А делать карьеру сразу в двух-трех странах ЕС, как выясняется, даже выгодно. По существующим правилам, пенсионер в каждой из них приобретает право на минимальные пособия по социальному обеспечению, и общий размер его ежемесячной пенсии заметно повышается.

В условиях, когда страны СНГ заключают все новые и новые интеграционные союзы, казалось бы, решать такие вопросы должно стать проще и у нас. Но пока все происходит далеко не так. Недавно были опубликованы данные Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) и Всемирного банка (программа МИРПАЛ). Изучая проблемы мобильности пенсий в рамках ЕЭП и СНГ, эксперты пришли к выводу: унифицировать пенсионное законодательство нашим странам предстоит еще очень долго. В странах бывшего СССР отличаются по структуре сами пенсионные системы, различен и возраст выхода на пенсию, варьируются величина и источники отчислений в пенсионные фонды. Между тем в условиях, когда через границы государств Содружества ежегодно легально или не очень мигрируют миллионы людей, проблема становится все острее…

— Возможность полноценной и безрисковой передачи профессиональных пенсионных прав и активов трудящихся между странами-донорами и странами-реципиентами чрезвычайно важна как для самих мигрантов, так и для устойчивого развития экономик стран, вовлеченных в процесс евразийской экономической интеграции, —
отмечает важность вопроса руководитель ЦИИ ЕАБР Евгений Виноградов. — К сожалению, на сегодняшний день есть несогласованность в законодательных системах и пенсионной политике стран постсоветского блока. Трудности в зачете трудового стажа и отсутствие механизма мобильности пенсий не стимулируют мигрантов, которых сегодня немало в наших странах, работать в формальном секторе.

Социологи, говоря об особенностях трудовой миграции, давно по аналогии с медициной используют термины «страна-донор» и «страна-реципиент». Все происходит, как на операционном столе: одни страны, в которых уровень жизни ниже, а рынок труда — скромнее, с удовольствием «поставляют» трудовые ресурсы на соседние рынки. На постсоветском пространстве в этом смысле все понятно: реципиентом выступает Россия, чуть в меньшей степени — Казахстан.

Имеет эта «медаль» и обратную сторону. Говорить ведь о том, что наша восточная соседка с удовольствием примет всех и вся, тоже не стоит. Ввиду сокращения собственных трудовых ресурсов и старения населения она заинтересована в том, чтобы приезжали именно легальные квалифицированные кадры, готовые работать по официальным договорам и делать отчисления в пенсионные и медицинские фонды.

Эксперты считают, что проблему мобильности пенсий надлежит решать путем введения в ЕАЭС общего пенсионного пространства. Но практическая реализация этого проекта проблематична — на данный момент общая координация между странами и пенсионными фондами вовсе не развита.

Во Всемирном банке предлагают сразу два решения. Первое предполагает полное заимствование системы расчета пенсионных выплат гражданам из опыта ЕС. Пенсия начисляется и платится той страной, где проживает человек, обратившийся за ней, однако система учитывает трудовой стаж человека во всех странах, где он работал. Расчет же ведется по правилам и законам страны, начисляющей и осуществляющей пенсионные выплаты. Этот вариант не требует сложного механизма по установлению пенсий, так как они назначаются и платятся в соответствии с текущим нормативно-правовым законодательством той страны, где живет в данный момент человек, обратившийся за выплатой. Но тут есть щекотливый момент: если большинство трудовых мигрантов, работающих сейчас в странах-реципиентах, решат вдруг остаться там на постоянное место жительства по достижении пенсионного возраста, то бремя по выплате пенсий ляжет на эти страны. То есть экономика России и Казахстана может попросту «лечь», пытаясь прокормить таджикских, узбекских и прочих пенсионеров.

Второй вариант предполагает принцип пропорционального начисления. В этом случае требуется более сложный вариант расчета пенсий и учета трудового стажа, а также пенсионных отчислений гражданина. Но тогда придется создавать единую систему учета и контроля трудовой миграции и количества отработанных лет в разных странах. То есть наладить между пенсионными фондами эффективную коммуникационную систему для быстрого обмена информацией. В дополнение нужно будет создавать и систему взаимозачетов между пенсионными фондами разных стран.

Кстати, на территории СНГ уже действуют два основных механизма. Первый предусмотрен соглашением от 1992 года и регулирует взаимоотношения между Россией, Казахстаном, Таджикистаном, Кыргызстаном и Арменией. При переезде из одной страны в другую пенсия должна выплачиваться в стране проживания. Стаж, приобретенный на территории иных государств, идет в зачет при условии отчисления страховых взносов в пенсионный фонд того государства, где человек трудился. Второй механизм действует только в отношении России и Беларуси. Он прописан в Договоре от 24 января 2006 года. Согласно этому документу пенсия назначается на территории той страны, где человек выполнял какую-либо работу. При переезде выплата пенсии продолжается. Кроме того, возможна пропорциональная выплата пенсии двумя странами.

КСТАТИ

Анализ демографической структуры населения стран СНГ свидетельствует о том, что самая высокая доля лиц пенсионного возраста наблюдается в России и Беларуси (13—14 %), за ними следует Казахстан (7 %). В Кыргызстане и Таджикистане количество граждан пенсионного возраста в несколько раз ниже (3—4 %). При этом доля лиц до 14 лет в России составляет всего 15 %, тогда как в Казахстане и Кыргызстане она практически вдвое выше (25 % и 29 % соответственно). В Таджикистане число людей в возрасте до 14 лет составляет примерно треть от населения в целом (36 %). Это говорит о том, что в будущем Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан в меньшей степени будут сталкиваться с проблемой старения населения и недостатком рабочей силы, покрывающей своими отчислениями расходы на пенсионные выплаты.

В то же время в Беларуси, Украине, России и Молдове можно ожидать серьезных проблем с обеспечением трудовыми ресурсами и пополнением пенсионных фондов.

Как у них

Начисление пенсии по возрасту в странах Евросоюза происходит следующим образом:

— если человек работал в нескольких странах ЕС, он имеет право получать пенсию и иметь стаж за работу в каждой из этих стран. При этом обращается он за пенсией в той стране, где живет на момент выхода на пенсию (если работал в ней хоть сколько-нибудь);
— если человек живет в той стране ЕС, где он никогда не работал, он должен запрашивать пенсию в последней из стран, где работал;
— пенсионный фонд страны, где человек живет (или работал в последнее время), присылает по запросу специальную форму, где указывается весь стаж по странам. Ее нужно сдать в фонд, как минимум, за полгода до наступления пенсионного возраста, чтобы успели сверить все данные в единой системе;
— если в странах, где человек работал, пенсионный возраст наступает в разное время, это может вызвать проблемы. Так, если человек подает на пенсию в 60 лет, как в стране своего гражданства, а в стране пребывания пенсионный возраст начинается позже (например, в 67, как во Франции), то ему будут платить пенсию, но очень маленькую (прожиточный минимум), а нормальную — только по достижении местного пенсионного возраста;
— если человек работал в нескольких странах, то сначала пенсионный фонд каждой из этих стран подсчитывает причитающуюся ему пенсию по своим законам;
— затем пенсионный фонд получает данные из других фондов и вычисляет, основываясь на стаже и заработной плате, сколько должен был бы получать человек, если бы он проработал все время в этой стране;
— эти цифры сравниваются, и выбирается та, что выше. Пенсию выплачивает только одна страна, но руководствуясь вышеописанной системой подсчетов.

Комментарий в тему

Ирина НОВИКОВА, завкафедрой экономической теории Академии управления при Президенте, доктор экономических наук, профессор:

— О проблеме мобильности пенсий знаю не понаслышке. С этим столкнулась моя близкая подруга. Они с мужем переехали из Минска в Москву, и, когда оформляли пособие, им было предложено два варианта: полностью получать российскую пенсию либо же разделить ее на части и получать 50 % белорусской и 50 % российской. На тот момент они предпочли второй путь. В этом отношении существующее законодательство достаточно продумано и, самое главное, работает. Но есть и сложности. Теперь, пожив в Москве, подруга говорит, что нашу пенсию получать уже невыгодно, но на первый вариант выплаты перейти невозможно. Если бы был отлажен механизм мобильности пенсий, таких проблем бы не возникало.

Россия в ближайшие годы будет поднимать уровень жизни своих граждан, вырастут и пенсии. Остальные страны СНГ последуют тем же путем, но очевидно, что делать это они будут медленнее. Вот поэтому проблема может оказаться неразрешаемой. Ведь Россия может столкнуться с тем, что придется платить пенсии российского уровня таджикам, узбекам, киргизам, и это ляжет большим грузом на ее бюджет. В этом вопросе странам СНГ следует смотреть на Евросоюз, ведь не забывайте, что наше евразийское объединение в каком-то смысле проходит те же этапы, какие в свое время проходили европейцы. Надо просто проанализировать, как они решали эти проблемы. Не думаю, что пенсии в Румынии равны тем, что существуют во Франции.

finance.tut.by

Это интересно:

  • Решение суда тамбов Решение Тамбовского областного суда от 12 декабря 2016 г. по делу N 7-549/2016 Решение Тамбовского областного суда от 12 декабря 2016 г. по делу N 7-549/2016 Судья Тамбовского областного суда Епифанова С.А., рассмотрев жалобу Гоманов С.А. на решение судьи Тамбовского […]
  • Закон москвы 48 о землепользовании в городе москве Закон г. Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" (с изменениями и дополнениями) Закон г. Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48"О землепользовании в городе Москве" С изменениями и дополнениями от: 3 февраля 2010 г., 23 марта, 13 апреля, 21 декабря […]
  • Изменения к приказу 706 н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 августа 2010 г. N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 августа 2010 г. N 706н"Об […]
  • Закон 73983-5 в госдуме Итоги заседаний Совета Государственной Думы 23 мая 2018 года На заседании Совета Государственной Думы рассмотрены проекты порядка работы Государственной Думы 23 мая (дополнительное заседание) и 24 мая 2018 года, календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой с 5 по […]
  • Приказ о расписании занятий Приказ об утверждении расписания занятий РАСПИСАНИЕ 1-5 класс Результаты независимой оценки Работы учеников и преподавателей на продажу НАБОР на 2017-2018 уч.год ВНИМАНИЕ. Всем тем, кто поступил в школу принести не достающие документы для оформления поступления: в 1 […]
  • Наследство актуальность темы Наследование по закону Дипломная работа Содержание Введение 1. Общие положения наследования по закону 1.1 Теоретические аспекты развития и современного состояния института наследования по закону 1.2 Законодательство о наследовании по закону 1.3 Сравнительно-правовая […]
  • Правила государственных закупок в 2014 рк Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2007 года № 1301 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.05.2014 г.) (утратило силу) Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 […]
  • Федеральный закон 22 о прокуратуре рф Статья 22. Полномочия прокурора См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона О конституционно-правовом смысле положений статьи 22 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П Информация об […]