Момент прекращения налога

| | 0 Comment

8.1. Понятие налоговой обязанности, основания возникновения, приостановления и прекращения

В соответствии с действующим российским законодательством о налогах и сборах под налоговой обязанностью принято понимать конституционную обязанность граждан своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы в пользу государства и муниципальных образований.

Налоговую обязанность целесообразно рассматривать в широком и узком аспектах.

В широком аспекте налоговая обязанность включает комплекс мер должного поведения налогоплательщика, определенных ст. 23 НК РФ.

В узком аспекте налоговая обязанность представляет часть налоговых обязанностей налогоплательщика и является реализацией конституционно установленной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов. Исполнение налоговой обязанности является первоочередной обязанностью по отношению к иным имущественным обязанностям налогоплательщика и определяет развитие иных налоговых правоотношений.

Сущность исполнения налоговой обязанности заключается в уплате налога или сбора. Содержание налоговой обязанности составляют императивные нормы-требования государства об уплате соответствующих налогов или сборов. Однако механизм реализации исполнения налоговой обязанности допускает и элементы диспозитивности, разрешая, в частности, договорные процедуры между налогоплательщиком и уполномоченным органом государства .

Налоговое право России / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: НОРМА, 2004. С. 281.

С момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора, возникает налоговая обязанность.

При этом необходимо учитывать, что налогоплательщики зачастую являются потенциальными плательщиками. Так, например, физическое лицо является потенциальным плательщиком налогов и сборов до тех пор, пока у него не возникнет обязанность по уплате налогов или сборов. После возникновения такой обязанности физическое лицо будет являться налогоплательщиком. Обязанность по уплате налогов (т.е. налоговая обязанность) может возникнуть у физического лица, например, при получении дохода. Каждый гражданин должен исполнить налоговую обязанность по уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ). То же касается и юридических лиц: юридическое лицо, зарегистрированное в налоговых органах, будет являться потенциальным налогоплательщиком то тех пор, пока у него не возникнет налоговая обязанность по уплате какого-либо налога, например, налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и т.д.

Таким образом, к основаниям возникновения налоговой обязанности можно отнести следующие:

во-первых, наличие объекта конкретного налога или сбора, например, дохода — в налоге на доходы физических лиц; транспортного средства — в транспортном налоге; спиртных напитков и табачных изделий — в акцизах и др.;

во-вторых, наличие непосредственной связи между объектом налога или сбора и субъектом (налогоплательщиком). Например, для возникновения налоговой обязанности по уплате земельного налога физическое лицо должно иметь титул собственности на этот земельный участок; по уплате налога на прибыль предприниматель (индивидуальный или коллективный) должен самостоятельно получить данную прибыль в наличной либо в безналичной форме. Только при наличии связи между субъектом и объектом возникает налоговая обязанность, при этом необходимо помнить, что у каждого налога эта связь будет специфической;

в-третьих, наступление срока уплаты налога или сбора. В п. 3 ст. 57 НК РФ указаны критерии определения сроков уплаты налогов или сборов: календарная дата или же истечение периода времени: года, квартала, месяца, декады, недели или дня, также в качестве срока наступления налоговой обязанности может выступать указание на какое-то событие или указание на действие, которое должно быть совершено (например, уплата налога на имущество, переходящее в порядке наследования, дарения, сопряжена с определенным сроком, связанным с событием или действием).

Налоговая обязанность четко определена временными рамками. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога допускается только по правилам, установленным НК РФ. При уплате налогов со сложным юридическим составом (т.е. когда расчет налоговой базы производится налоговым органом) налоговая обязанность возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Нарушение срока уплаты налога влечет начисление пени.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Основанием возникновения налоговой обязанности служит налоговая база. На основании налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога. При этом необходимо учитывать, что финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика или сам объект налогообложения не являются основаниями возникновения налоговой обязанности. Ведение финансово-хозяйственной деятельности или приобретение объекта налогообложения выступает основанием для возникновения обязанности по исчислению суммы соответствующего налога, но пока еще не по ее уплате. Уплате будет подлежать сумма, оставшаяся от объекта налогообложения после применения необходимых вычетов и налоговых льгот.

Относительно некоторых налогов юридический факт, лежащий в основе обязанности по уплате этих налогов, состоит не только из материальных, но и из процессуальных обстоятельств. Так, в случаях, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет плательщику налоговое уведомление. К подобным налогам, в частности, относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на доходы физических лиц. Правоотношения по уплате подобных налогов возникают на основании фактического состава (сложного юридического факта), составными частями которого выступают налоговая база и нормативный акт налогового органа. Необходимость наличия сложного юридического факта всегда указывается в гипотезе налогового закона .

Налоговое право России / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: НОРМА, 2004. С. 283.

Статьи 44, 45 НК РФ содержат специальные указания на ситуации, когда налоговая обязанность считается прекращенной.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

2) со смертью физического лица — налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в п. 3 ст. 14 и ст. 15 НК РФ, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ;

4) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Исполнение самой налоговой обязанности (уплата налога или сбора) является самой распространенной ситуацией прекращения налоговой обязанности. В подп. 1 п. 3 ст. 44 сказано, что налоговая обязанность прекращается с уплатой налога или сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора, т.е. предполагается как бы личное участие налогоплательщика в этом мероприятии. При этом необходимо учитывать, что на практике часто бывают ситуации исполнения налоговой обязанности не лично налогоплательщиком, а налоговым агентом или представителем налогоплательщика. В данном случае необходимо получить решение налогового органа о зачете его налоговой обязанности.

Примером возникновения обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налоговой обязанности, может служить процедура банкротства, так как в процессе банкротства происходит погашение всех недоимок, в том числе и налогов.

При прекращении налоговой обязанности в связи со смертью гражданина необходимо учитывать, что это относится только к преимущественным налогам, а те налоги, в которых не требуется участие гражданина (не преимущественные налоги), оплачиваются и после смерти гражданина (например, подоходный налог).

При ликвидации организации-налогоплательщика прекращается налоговая обязанность. Но встречаются и ряд существенных исключений.

Во-первых, если в процессе ликвидации ликвидационная комиссия уплачивает налоги, то это будет первый случай уплаты налога.

Во-вторых, если это банкротство, то это будет второй случай, когда именно с банкротством связывается погашение налоговой обязанности.

Пример. Признание обязанности по уплате налога исполненной.

По мнению предпринимателя, он исполнил обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, несмотря на то, что они в бюджет Пенсионного фонда РФ не поступили в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете банка, поскольку в соответствии с НК РФ обязанность по уплате налогов, сборов считается исполненной с момента предъявления в банк платежного поручения.

Как указал суд, признавая позицию предпринимателя неправомерной, порядок и сроки уплаты страховых взносов в 2008 г. были установлены ст. 24 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которой сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее насчет соответствующего органа ПФ РФ. Статья 45 НК РФ для урегулирования спорных правоотношений применению не подлежит, так как страховые взносы по своей социально-правовой природе не являются налоговыми платежами .

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25 мая 2010 г. N Ф03-2455/2010 по делу N А59-5261/2009. Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается исполненной с момента зачисления сумм страховых взносов на счет соответствующего органа Пенсионного фонда РФ, а не с момента списания денежных средств с расчетного счета плательщика страховых взносов (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс» (www.consultant.ru).

Требование об уплате налога.

По мнению ИФНС, направление налогоплательщику заказным письмом требования об уплате налога свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.

Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, направление требования по почте заказным письмом является дополнительным способом, используемым в случае невозможности вручить требование основным способом. В материалах же дела отсутствует доказательство вручения спорных требований руководителю (законному или уполномоченному представителю) управления лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения спорных требований, а также доказательства, подтверждающие, что ему невозможно было вручить требования основным способом .

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31 марта 2010 г. по делу N А19-26530/09. Суд правомерно оставил заявление о взыскании задолженности по ЕСН без рассмотрения, поскольку налоговым органом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора (документ опубликован не был); Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 апреля 2010 г. по делу N А19-22162/09. Арбитражный суд оставляет заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, в связи с чем судебные акты об оставлении заявления о взыскании ЕСН и пени без рассмотрения правомерны (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс» (www.consultant.ru).

Глава 8. НАЛОГОВАЯ ОБЯЗАННОСТЬ И ЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ

vuzirossii.ru

3. Возникновение, изменение и прекращение налоговых обязательств.

Налоговое обязательство возникает с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Прекращение налогового обязательства. Пункт 3 ст. 44 НК РФ предусматривает четыре самостоятельных основания для прекращения налогового обязательства:

во-первых, уплата налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. В данном случае налоговое обязательство прекращается надлежащим исполнением;

во-вторых, смерть налогоплательщика или признание его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Однако в ряде случаев смерть лица не предполагает прекращение налогового обязательства, а влечет лишь замену должника в правоотношении в порядке наследственного правопреемства. Так, задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;

в-третьих, ликвидация организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 НК РФ. При этом следует учитывать, что при определенных обстоятельствах в соответствии с гражданским законодательством и законодательством о несостоятельности (банкротстве) при ликвидации организации (юридического лица) налоговое обязательство может быть сохранено, а ответственность по его исполнению возложена на иное лицо в субсидиарном порядке (на субсидиарного налогового должника); в-четвертых, возникновение обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога (сбора). Данное положение СТ. 44 НК РФ фактически свидетельствует об открытом характере перечня оснований для прекращения налогового обязательства. К числу подобных оснований, прямо не названных в СТ. 44, можно отнести, в частности, закрепленные в СТ. 59 НК РФ основания для списания безнадежной задолженности по налогам (с формально-юридической точки зрения основанием для прекращения налогового обязательства по СТ. 59 будет являться правоприменительный акт компетентного органа власти о списании безнадежного налогового долга).

Наиболее типичным и желательным с точки зрения закона основанием для прекращения налогового обязательства является его прекращение надлежащим исполнением.

Для решения вопроса о том, является ли исполнение налоговой обязанности надлежащим, принципиальным является момент исполнения налогового обязательства. По общему правилу, в силу п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо уполномоченную организацию связи. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

Кроме того, обязанность по уплате налога считается исполненной также после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.

В случае взыскания налога за счет имущества налогового должника обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества и погашения задолженности налогового должника за счет вырученных сумм.

Следует учитывать, что если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

Необходимо также обратить внимание на особенности исполнения налогового обязательства банками, осуществляющими перечисление сумм налогов и сборов в бюджет. Налоговый кодекс РФ отдельно регламентирует порядок реализации налогового обязательства банками в части исполнения поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов. Устанавливается, что банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), а также решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, предусмотренной гражданским законодательством (п. 4 СТ. 46 НК РФ). Поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения (п. 6 СТ. 46 НК РФ). За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей банки несут ответственность, установленную НК РФ, а именно гл. 18 Кодекса

Принудительное исполнение налогового обязательства обеспечивается процедурами взыскания налога и (или) сбора.

Принудительное исполнение налогового обязательства в отношении организации и индивидуального предпринимателя различается по процедуре в зависимости от того, на какое имущество обращается взыскание. Прежде всего налоговый орган должен попытаться принудительно исполнить налоговое обязательство за счет денежных средств, находящихся на счетах организации и индивидуального предпринимателя в банках. Статья 46 НК РФ предусматривает, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Формальным основанием для обращения взыскания на указанные денежные средства является решение налогового органа, которое принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета организации, индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств. Данное инкассовое поручение подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации или отсутствии информации о счетах налоговый орган вправе взыскать налоговый долг за счет иного имущества организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со СТ. 47 НК РФ, в том числе за счет наличных денежных средств организации или индивидуального предпринимателя.

Формальным основанием для взыскания налогового долга за счет иного имущества организации или индивидуального предпринимателя является решение руководителя (заместителя) налогового органа, исполняемое путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю

Принудительное исполнение налогового обязательства в отношении физического лица осуществляется без дифференциации процедур в зависимости от того, на какое имущество обращается взыскание. Во всех случаях при неисполнении физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с требованием о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного налогового должника.

Обеспечения исполнения налогового обязательства осуществляется через публично- правовые меры трех видов:

приостановление операций по счетам;

Пеней признается предусмотренная ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Приостановление операций по счетам в банке, по общему правилу, применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора с организации. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Однако указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. Приостановление операций по счетам организации отменяется решением налогового органа непозднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение указанным лицом решения о взыскании налога.

Кроме того, решение о приостановлении операций организации и индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может также приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа в случае непредставления этими лицами налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в случае отказа от представления налоговых деклараций. Приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления этими налогоплательщиками налоговой декларации.

Такая мера публично-правового обеспечения исполнения налогового обязательства, как арест имущества, обеспечивает исполнение решения о взыскании налога. Арестом имущества признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества. Арест имущества производится в случае неисполнения организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество. Арест имущества может быть полным или частичным. Полным арестом признается такое ограничение прав организации в отношении ее имущества, при котором она не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового ИЛИ таможенного органа. Частичным арестом признается такое ограничение прав организации в отношении ее имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Изменение налогового обязательства. Условия исполнения налогового обязательства предопределены законом, вследствие этого оно не может быть произвольным, определяемым по инициативе налогового должника или налогового кредитора. Вместе с тем НК РФ предусматривает специальную процедуру, позволяющую при определенных условиях изменить такое условие налогового обязательства, как срок его исполнения. В частности, Кодекс предусматривает четыре возможные формы изменения срока уплаты налога:

инвестиционный налоговый кредит.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных ст. 64 НК РФ, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии особых оснований, к числу которых относятся:

причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия,

технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

задержка этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного

этим лицом государственного заказа;

угроза банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер;

некоторые иные основания.

В зависимости от основания на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, либо на сумму задолженности проценты не начисляются (если речь идет о первых двух основаниях). Отсрочка или рассрочка предоставляются по заявлению заинтересованного лица решением уполномоченного органа (как правило, налогового органа (ст. 63 НК РФ).

Налоговый кредит (ст. 65 НК РФ) представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из трех первых вышеперечисленных оснований (для предоставления отсрочки или рассрочки). Налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу по его заявлению и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и указанным лицом. Если налоговый кредит предоставлен в связи с причинением ущерба в результате стихийного бедствия и т.п. либо в связи с задержкой этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа, про центы на сумму задолженности не начисляются.

Инвестиционный налоговый кредит занимает особое место в системе форм изменения срока исполнения налогового обязательства. Необходимо обратить внимание на то, что если на изменение срока уплаты налога в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита могут претендовать как организации, так и физические лица, то инвестиционный налоговый кредит может быть получен только организацией. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен:

по налогу на прибыль организации;

по региональным и местным налогам.

В соответствии с п. 1 ст. 66 НК РФ инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит обладает рядом отличительных признаков:

обязательным условием его предоставления является определенная социально значимая деятельность организации-налогоплательщика. К такой деятельности в силу п. 1 ст. 67 НК РФ относится научно-исследовательская, опытно- конструкторская деятельность, либо деятельность по перевооружению собственного производства, инновационная деятельность и т.п.;

проценты на сумму кредита устанавливаются в диапазоне от одной второй до трех четвертых ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день заключения договора об инвестиционном налоговом кредите (п. 6 ст. 67 НК РФ);

инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на значительный срок (от одного года до пяти лет);

установлен особый порядок предоставления и возврата инвестиционного налогового кредита. В первый период действия договора об инвестиционном налоговом кредите организация вправе регулярно уменьшать налоговые платежи в соответствующий бюджет на определенную сумму, во второй период организация (наряду с исполнением обязанностей по уплате иных налоговых

платежей) осуществляет поэтапную выплату сумм кредита и начисленных на нее процентов.

lawbook.online

Когда прекращается обязанность уплачивать налог на имущество физических лиц?

Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц может прекращаться, в частности, со дня: уплаты налога налогоплательщиком; внесения в ЕГРН записи о прекращении права собственности на недвижимость; предоставления права на налоговую льготу; смерти налогоплательщика или вступления в силу решения суда об объявлении его умершим.

Прекращение обязанности в связи с уплатой налога

Налог на имущество физических лиц уплачивается не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом), на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Указанный срок применяется начиная с налогового периода 2015 г. За более ранние налоговые периоды налог следовало уплачивать не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 405, п. п. 1, 2 ст. 409 НК РФ; Письмо ФНС России от 11.01.2016 N БС-4-11/48@).

Обязанность по уплате налога считается исполненной, в частности, с момента передачи физлицом поручения банку на безналичное перечисление в бюджетную систему РФ достаточной суммы денежных средств в уплату налога или со дня внесения физлицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств в этих же целях (пп. 1 п. 3 ст. 44, пп. 1, 1.1, 2 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления ( п. 4 ст. 57 , п. 2 ст. 409 НК РФ).

Если у вас есть имущество, которое является объектом налогообложения и в отношении которого вы никогда не получали налоговое уведомление и не уплачивали налог, необходимо сообщить об этом в налоговый орган по своему выбору. Срок представления такого сообщения — до 31 декабря года, следующего за истекшим годом. За непредставление или несвоевременное представление данного сообщения установлен штраф (п. 2.1 ст. 23, п. 3 ст. 129.1 НК РФ).

Сообщение представлять не нужно, если вы уже получали налоговое уведомление в отношении этого объекта или не получали его в связи с предоставлением вам налоговой льготы.

Прекращение обязанности по уплате налога, если право собственности на имущество прекращено или утрачено

Право собственности на имущество прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества, при отказе собственника от права собственности, при гибели или уничтожении имущества, а также при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Например, право собственности от одного лица к другому переходит при передаче имущества в виде вклада в уставный капитал организации (п. 3 ст. 213, п. 2 ст. 218, п. 1 ст. 235 ГК РФ).

Если гражданин отказался от права собственности на имущество, его права и обязанности в отношении этого имущества не прекращаются до момента приобретения права собственности на это имущество другим лицом ( ст. 236 ГК РФ).

Право собственности на недвижимое имущество возникает, изменяется и прекращается с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Например, при продаже недвижимости прежний собственник утрачивает право собственности на нее с момента государственной регистрации права собственности покупателем (п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131, п. 2 ст. 223, п. 1 ст. 551 ГК РФ).

В случае гибели или уничтожения объект недвижимости снимается с кадастрового учета, одновременно производится государственная регистрация прекращения права собственности на него (п. 3 ч. 3 ст. 14 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ; Информация ФНС России от 02.02.2017).

По общему правилу дата внесения в ЕГРН записи, свидетельствующей о прекращении права собственности гражданина на недвижимость, определяет прекращение его обязанности по уплате налога на это имущество.

Особый случай — если на основании решения суда сделка была признана недействительной и стороны приведены в первоначальное положение. Для целей налогообложения обязанность физлица по уплате налога на имущество, которое было приобретено по недействительной сделке, прекращается с момента вступления в силу указанного судебного решения (Письмо ФНС России от 20.10.2017 N БС-4-21/21330@).

Если право собственности на имущество прекращено в течение календарного года, сумма налога исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Если право собственности на имущество прекратилось после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанного права. Если право собственности на имущество прекратилось до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц прекращения указанного права не учитывается при определении коэффициента (п. 5 ст. 408 НК РФ).

Прекращение обязанности по уплате налога в связи с применением налоговой льготы

Определенные категории граждан имеют право на налоговую льготу. Так, право на налоговую льготу может возникнуть, например, если налогоплательщик становится пенсионером и получает пенсию на основании законодательства РФ или другого государства (пп. 10 п. 1 ст. 407 НК РФ; Письмо ФНС России от 09.01.2017 N БС-4-21/48@).

Налоговая льгота предоставляется в размере суммы налога, подлежащей уплате, и только если имущество не используется в предпринимательской деятельности. При этом льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика.

Если у пенсионера на праве собственности есть две квартиры и один гараж, льготу по налогу на имущество физических лиц он может получить в отношении только одной квартиры и гаража. При этом по второй квартире пенсионер обязан уплатить налог.

Для получения льготы гражданин должен представить в налоговый орган заявление на налоговую льготу и документы, подтверждающие право на нее (п. 6 ст. 407 НК РФ).

Если у гражданина несколько объектов налогообложения, он вправе представить в налоговый орган уведомление о выбранном объекте налогообложения каждого вида, в отношении которого будет предоставляться налоговая льгота, до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного объекта применяется налоговая льгота. Если налогоплательщик этого не сделает, налоговый орган предоставит налоговую льготу в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога (п. 7 ст. 407 НК РФ).

При возникновении права на налоговую льготу в течение налогового периода налоговый орган исчислит сумму налога с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу принимается за полный месяц (п. 6 ст. 408 НК РФ).

Примечание. При подаче заявления о предоставлении льготы по уплате налога за прошлые налоговые периоды налоговый орган производит перерасчет суммы налога не более чем за три календарных года, предшествующих году обращения, но не ранее даты возникновения у гражданина права на налоговую льготу ( п. 6 ст. 408 НК РФ).

Прекращение обязанности по уплате налога, если налогоплательщик умер или объявлен умершим

Если налогоплательщик умер или в установленном порядке объявлен умершим, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц прекращается со дня его смерти или со дня вступления в силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, обязанность по уплате налога прекращается со дня предполагаемой гибели гражданина, признанного судом (п. 3 ст. 45 ГК РФ; пп. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ).

Примечание. Погасить задолженность по налогу на имущество физических лиц объявленного умершим или умершего гражданина обязаны наследники в пределах стоимости наследственного имущества ( пп. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ; п. 1 ст. 1175 ГК РФ).

Какие льготы предусмотрены по налогу на имущество для физических лиц? >>>

zakonius.ru

Это интересно:

  • Рассмотрение трудовых споров в районных судах Статья 391. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах Комментарий к статье 391 1. Дела по спорам, возникающим из трудовых отношений, подведомственны судам общей юрисдикции. В связи с этим при принятии искового заявления судья определяет, вытекает ли спор из […]
  • Приказ 1312 минобразования рф Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
  • Как вычисляется размер пенсии ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Накопительная пенсия - это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 […]
  • Закон рф о борьбе с терроризмом 2018 Основные законы по противодействию терроризму. Досье В 1998 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон "О борьбе с терроризмом", который впервые в истории России установил правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, вопросы координации и порядок […]
  • Федеральный закон об улучшении жилищных условий Положения закона об улучшении жилищных условий Вопрос о жилье являлся актуальным в любые времена. Однако у некоторой части граждан страны нет крыши над головой и нет финансовых средств, чтобы её приобрести или построить. В таких случаях следует обратиться за помощью к […]
  • Закон 175-зс Меры социальной поддержки и льготы в Ростове-на-Дону и Ростовской области в 2018 году Социальная поддержка в регионах Меры социальной поддержки и льготы в Ростове-на-Дону и Ростовской области в 2018 году Меры социальной поддержки и льготы для граждан Ростова-на-Дону и […]
  • Подаходный налог это ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 . Смотреть что такое "ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ" в других словарях: Подоходный налог — Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) основной вид прямых налогов. […]
  • Нотариусы города липецк Нотариус г. Липецка Разумова Ирина Александровна Лицензия на право нотариальной деятельности № 001807, выдана Управлением Министерства Юстиции РФ по Липецкой области 26 января 2004 года. Приказ № 60 от 15 марта 2004 года. Полис страхования профессиональной ответственности […]