Ст4 закона 948-1

| | 0 Comment

Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ в настоящий Закон внесены изменения

Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I
«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

С изменениями и дополнениями от:

24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 2 февраля, 26 июля 2006 г.

О защите конкуренции см. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ

См. обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства (приложение к информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 марта 1998 г. N 32)

Первый заместитель Председателя ВС РСФСР

Москва, Дом Советов РСФСР

22 марта 1991 года

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Конкуренция определена как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю.

Закон запрещает действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан.

Органам власти и управления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции.

Не допускается недобросовестная конкуренция.

Закон вводится в действие с момента опубликования.

Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями от 24 июня 1992 г.)

Настоящий Закон вводится в действие с момента опубликования

Текст Закона опубликован в «Российской газете» N 89, 1991 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 18 апреля 1991 г., N 16, ст. 499, в Бюллетене нормативных актов, февраль 1992 г. N 2

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 13-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 мая 1998 г. N 70-ФЗ

Федеральный закон от 25 мая 1995 г. N 83-Ф3

Закон РФ от 15 июля 1992 г. N 3310-I

Закон РФ от 24 июня 1992 г. N 3119-I

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

«Комментарий к Закону РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (постатейный) (под ред. А.Н. Ткача) («Юстицинформ», 2005)

КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РСФСР
«О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ»
(Постатейный)
Ответственный редактор
А.Н. ТКАЧ
Авторы комментария:
Ткач Александр Николаевич, старший преподаватель Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации — предисловие, ст. ст. 1 — 8, 9 (в соавторстве с Д.С. Данилычевой), 11, 12, 17 — 21, 25, составление приложений .
———————————
Не приводятся.
Большего Наталья Владимировна, младший научный сотрудник Института государства и права АН РФ — ст. ст. 10, 13 — 15.
Данилычева Дарья Сергеевна, специалист Управления контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы — ст. ст. 9 (в соавторстве с А.Н. Ткачом), 23.1, 26.
Чернышева Елена Владимировна, преподаватель Государственного университета — Высшей школы экономики — ст. ст. 22, 22.1.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Основополагающим условием эффективности экономики любого государства является наличие в нем рынка, функционирующего на конкурентных началах.
Примечательно, что рынок и конкуренция — как основная его составляющая — появились еще в догосударственную эпоху, когда экономические отношения ограничивались бартерными сделками, а функции денег выполняли не государственные ассигнации, а равнозначные по стоимости вещи. Однако уже тогда люди понимали, что необходимым условием развития общественных отношений, катализатором экономического прогресса является конкуренция — состязательность ремесленников и продавцов. Борьба за рынок сбыта подталкивала их производить более лучший продукт, чем у соседа-соперника, продавать товар по более низкой цене и на более выгодных условиях, чем другие. По мере возникновения государства и позитивного права конкуренция становится законодательно оформленным принципом торговых отношений. В современном мире ее роль так велика, что многие государства закрепили принцип конкуренции на конституционно-правовом уровне. Не является исключением и Российская Федерация.
Часть первая ст. 8 Конституции России гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности. Одновременно Конституция России не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (часть вторая ст. 34). Реализацию указанных конституционных положений обеспечивает Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Закон или Закон о конкуренции).
Сфера действия данного Закона чрезвычайно широка. Это общественные отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют все субъекты предпринимательских отношений, начиная от органов государственной власти и заканчивая физическими лицами. Кроме того, Закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые указанными лицами за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в Российской Федерации (п. 1 ст. 2 Закона).
Таким образом, сфера действия Закона о конкуренции сама предопределяет необходимость его понимания и изучения всеми субъектами товарных экономических отношений, в чем в определенной степени поможет предлагаемый вашему вниманию комментарий.
Отв. редактор
А.Н.Ткач
22 марта 1991 года N 948-1

РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ
(в ред. Законов РФ от 24.06.1992 N 3119-1,
от 15.07.1992 N 3310-1; Федеральных законов
от 25.05.1995 N 83-ФЗ, от 06.05.1998 N 70-ФЗ,
от 02.01.2000 N 3-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ,
от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 09.10.2002 N 122-ФЗ)
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели настоящего Закона
Комментарий к статье 1
Комментируемая статья провозглашает цели принятия комментируемого Закона.
1. Пункт 1 ст. 1 Закона о конкуренции на товарных рынках раскрывает содержательную часть Закона — определение организационных и правовых основ предупреждения и пресечения противозаконных (в нарушение антимонопольного законодательства) действий. Эти противозаконные действия состоят из двух аспектов.
Во-первых, речь идет о монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, т.е. таких противоречащих антимонопольному законодательству действиях (бездействиях) хозяйствующих субъектов, которые направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции; либо о любых направленных на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действиях хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Непременным условием применения комментируемого Закона в этих случаях является осуществление указанных действий на товарном рынке России, т.е. в сфере обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобретателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами (истолкование основных понятий, используемых в комментируемом Законе, содержится в ст. 4).
Во-вторых, речь идет об ограничении конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями. Указанные субъекты, наделенные публично-властными полномочиями, могут целенаправленно или случайно ограничить конкуренцию на товарных рынках. С этой целью ст. 7 комментируемого Закона запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов. В качестве обеспечительных и гарантийных мер Закон обязывает указанных субъектов, обладающих властными полномочиями, представлять на согласование в антимонопольный орган проекты решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций по вопросам о предоставлении льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам (п. 2 ст. 7 комментируемого Закона).
В дополнение к этому п. 3 ст. 7 Закона о конкуренции на товарных рынках запрещает наделение полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций; запрещает совмещение функций указанных органов власти и управления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации (подробнее — см. комментарий к данной статье).
Статья 1.1. Антимонопольное законодательство и иные нормативные правовые акты о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках
Комментарий к статье 1.1
1. Пункт 1 комментируемой статьи базируется на узком понимании антимонопольного законодательства, к которому относятся только настоящий Закон РСФСР и федеральные законодательные акты. Подзаконные акты — указы Президента РФ и постановления Правительства России — также могут регулировать антимонопольные правоотношения, однако они не отнесены к антимонопольному законодательству.
Кроме того, понятие антимонопольного законодательства сужено также сферой применения комментируемого Закона, а именно только теми общественными отношениями, влияющими на конкуренцию на товарных рынках в России, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. В дополнение к этому комментируемый Закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые указанными лицами за пределами территории России, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в Российской Федерации (п. 1 ст. 2 Закона). В иных ситуациях — когда речь идет об объектах исключительных прав, а также о рынке финансовых услуг — комментируемый Закон, за некоторым исключением, не действует (подробнее см. комментарий к п. п. 2 — 3 ст. 2).
2. Антимонопольное законодательство основывается на конституционных положениях, поэтому ни одна законодательная норма не должна противоречить Конституции Российской Федерации.
Конституция содержит целый ряд статьей, посвященных экономической деятельности, однако непосредственно конкуренции посвящены только две статьи — 8 и 34.
Согласно ч. 1 ст. 8 в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, работ, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Таким образом, конкуренция является конституционной мерой регулирования экономических отношений. Кроме того, конкуренцию можно рассматривать и как своеобразный способ защиты всех форм собственности, гарантии которой установлены в ч. 2 той же статьи.
Гарантируя и поощряя конкуренцию как один из важнейших элементов экономического роста государства и благосостояния населения, Конституция России в то же время не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34). На законодательном уровне это выражается в установлении юридической — административной, уголовной и гражданской — ответственности за недобросовестную конкуренцию (подробнее о юридической ответственности см. комментарий к ст. ст. 22.1 и 26 Закона).
Отраженный в п. 1 комментируемой статьи приоритет Конституции РФ над антимонопольным законодательством установлен в ч. 1 ст. 15 Основного Закона государства. Согласно данной норме Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Основному Закону.
Закрепляя свой наивысший статус в регулировании общественных, в том числе антимонопольных, отношений, Конституция России устанавливает особый порядок проверки конституционности федеральных законодательных актов.
В соответствии со ст. 125 Конституции РФ проверка конституционности федеральных законов отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, который может приступить к такой проверке как по запросам Президента России, высших органов государственной власти Российской федерации и субъектов РФ (ч. 2 ст. 125), так и по жалобам граждан и запросам судов (ч. 4 ст. 125). В последнем случае речь идет о ситуации, когда закон, нарушающий, по мнению заявителей, конституционные права и свободы граждан, был применен или подлежит применению в конкретном деле.
Порядок обращения в Конституционный Суд России с жалобами на нарушение федеральным законом конституционных прав граждан установлен Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
3. Как было отмечено выше, антимонопольное регулирование может осуществляться указами Президента РФ и постановлениями Правительства России.
Пункты 2 — 4 комментируемой статьи, по сути, повторяют конституционные положения.
Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент России издает указы и распоряжения. При этом Основной Закон не устанавливает их юридические особенности: какие являются нормативными, а какие — индивидуальными правовыми актами. Как правило, указами закрепляются нормативные решения Президента РФ (за некоторым исключением), а распоряжениями — индивидуальные, оперативные и разовые поручения и решения, хотя также возможны исключения. Указы и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, при этом они не должны противоречить Конституции России и федеральным законам (ч. 2 и ч. 3 ст. 90). Следует иметь в виду, что Президент РФ достаточно редко использует свое право регулирования антимонопольных отношений.
Нормотворческая компетенция Правительства РФ закреплена в ст. 115 Конституции России.
Согласно ч. 1 данной статьи Правительство России на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. В случае противоречия актов Правительства России вышестоящим по иерархии правовым актам они могут быть отменены Президентом РФ (ч. 2 и ч. 3 ст. 115).
Юридические особенности постановлений и распоряжений Правительства РФ установлены в ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Согласно данной статье акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.
Примером антимонопольного регулирования Правительства РФ может служить его Постановление от 19 февраля 1996 г. N 154 «О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов».
Статья

www.lawmix.ru

Это интересно:

  • Нотариус в кожухово адрес Нотариус Гончаров В.К. Адрес: 111625, г. Москва, Татьяны Макаровой ул., д. 3 Телефон: +7 (499) 7977576 Часы работы: Пн, Вт, Ср, Чт, Пт, с 14.00 до 17.00 Нотариус оказывает все услуги в Москве, относящиеся к нотариальной деятельности. Находится по адресу: 111625, г. […]
  • Справки на разрешение на строительство Разрешение на строительство: оформлять или нет? Безусловно, при принятии такого решения учитывается вид разрешенного использования земли, площадь и расположение надела. Но сейчас можно услышать два мнения. Первое: нужно обязательно оформлять разрешение на строительство, […]
  • Правило строительства на дачном участке Нормы строительства на дачном участке Нормы строительства на дачном участке необходимо соблюдать наряду с другими требованиями закона. В случае нарушения норм и правил можно не только осложнить жизнь соседям, но и подвергнуться штрафам. А если планируется строение […]
  • Узбекистан в суд Абонент недоступен: суд частично удовлетворил иск UMS к Beeline ТАШКЕНТ, 17 мар — Sputnik. Ташкентский межрайонный экономический суд вынес решение по нашумевшему делу о ставке интерконнекта, которая стала причиной раздора между сотовыми операторами UMS и Beeline, сообщает […]
  • Большой трудовой стаж это Пенсия и трудовой стаж Понятие трудового стажа Трудовой стаж — это продолжительность трудовой или общественной деятельности, которая исчисляется в установленном порядке. Согласно трудовому кодексу РФ установление и исчисление трудового стажа необходимо для получения […]
  • Обжалование определений верховного суда Тонкости обжалования Возможно ли обжаловать определение судьи об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции в рамках Гражданского процессуального кодекса РФ? И. Сафронов, г. Москва Ответ. Вопрос о возможности […]
  • Виды декретных пособий Декретное пособие по беременности и родам Несмотря на свое название, данная выплата согласно закону положена в основном только работающим женщинам (за исключением уволенных при ликвидации предприятия). Неработающие будущие мамы (за исключением признанных безработными после […]
  • Пенсия в греции в евро Сколько составляет пенсия в Греции в 2018 году Греция активно борется с экономическим кризисом, который стремительно разгорелся несколько лет назад. Для урегулирования ситуации в государстве правительство предприняло ряд мер, которые только негативно сказались на качестве […]