Правила поместных соборов

| | 0 Comment

протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право

Часть I. Источники церковного права
Греческие источники Церковного права


Правила Поместных Соборов

Два Поместных Собора, чьи правила вошли в канонический кодекс Православной Церкви, состоялись до I Вселенского Собора. Первый из них, Анкирский, был созван в период между Пасхой и Пятидесятницей 314 г. в главном городе Галатийской провинции. Зонара писал о нем: «На сем Соборе собрались Священные Отцы, среди коих первенствующим был Виталий, епископ Антиохии сирийской, Агриколай, епископ Кесарии Каппадокийской, и мученик Василий, епископ Амасийский. Во время гонения против христиан, когда многие не могли до конца вытерпеть мучений, но уступали мучителям и приносили жертвы идолам, потом некоторые из таковых раскаивались и приходили в Церковь на покаяние, возник вопрос, как должно принимать отрекшихся от Христа, и об них-то Собор сей изложил правила» [1].

Как считает епископ Петр Л’Юилье, к 19 правилам, принятым в Анкире, в древних и новых канонических сборниках присоединяются 6 канонов, именуемых правилами Анкирского Собора, — правила 20-25, которые были приняты на Соборе в Кесарии Каппадокийской, состоявшемся в том же 314 г. Сведения о Кесарийском Соборе и его правилах сохранились в древних латинских, сирийских и армянских рукописях.

Объединению правил этих двух Соборов способствовала как хронологическая близость Соборов, так и географическое соседство Анкиры и Кесарии, а также и то обстоятельство, что из двадцати Отцов Кесарийского Собора пятеро участвовало в деяниях Анкирского Собора [2].

По словам Зонары, «Собор, состоявшийся в Неокесарии, что в Понтийской области, есть вторый после Анкирского, но древнее прочих и самого Первого Вселенского Собора, бывшего в Никее. Собравшиеся на нем Святые Отцы, в числе коих был и святой мученик Василий, епископ Амасийский, изрекли для церковного устроения правила…» [3].

На Неокесарийском Соборе председательствовал Виталий Антиохийский, а поскольку он скончался в 319 г., этот Собор мог состояться не позже 319 г. Неокесарийскому Собору принадлежат пятнадцать канонов.

Гангрский Собор состоялся в середине IV века; около 340 г., как считает епископ Никодим (Милаш) [4], в 343 г., по мнению епископа Петра Л’Юилье [5], между 362-370 гг., по датировке профессора А.С. Павлова [6].

О деяниях указанного Собора Зонара писал: «Собор, бывший в Гангре, Пафлагонийской митрополии, был после I Никейского Собора против Евстафия и единомышленных с ним, которые, возводя клевету на законный брак, говорили, что никому из состоящих в браке нет надежды на спасение у Бога… Они заповедовали также поститься и в воскресные дни, а посты, установленные в Церкви, отвергали, гнушались мясом, и в домах женатых людей не хотели ни молиться, ни причащаться, отвращались женатых священников и презирали как нечистые те места, в которых находились мученические останки, и осуждали тех, которые имели деньги и не отдавали их, как будто бы спасение было для них безнадежно. Итак, против них-то Священные Отцы, собравшись, изложили помещенные правила, почему и прилагали к каждому правилу анафему…» [7]. Этих правил, изреченных против евстафиан Гангрским Собором — 21.

За ними в каноническом сборнике следуют 25 правил Антиохийского Собора. Традиционно, начиная с V века, эти правила приписывались Собору «на обновление», состоявшемуся в 341 г. по случаю освящения новой «Золотой» церкви в Антиохии под председательством Антиохийского епископа Плакета. Но названный Собор, осудивший св. Афанасия, имел полуарианское направление. Установление принадлежности ему правил, общепринятых в Церкви, представляло бы трудную экклезиологическую проблему. Однако, как считает епископ Петр Л’Юилье, в действительности эти двадцать пять канонов принадлежат Антиохийскому Собору 330 г. [8]

В наше время на принадлежности указанных правил полуарианскому Собору «на обновление» настаивает католический канонист П.П. Жоанну. По его убеждению, 4, 12 и 15 правила Антиохийского Собора «составлены против Афанасия, дабы исключить возможность апелляции в Рим с его стороны» [9].

Близость многих канонов Антиохийского Собора и Правил Святых Апостолов по содержанию дает повод большинству западных ученых и некоторым русским канонистам и церковным историкам находить источник Апостольских правил в канонах Антиохийского Собора. Между тем сравнительный анализ текстов аналогичных по содержанию канонов доказывает, что Апостольские правила относятся к более древней эпохе.

Рим вначале отвергал каноны Антиохийского Собора, но со временем его отношение к ним изменилось. В 534 г. папа Иоанн II в послании Кесарию Арелатскому ссылался на 4-е и 15 правила Антиохийского Собора.

После правил Антиохийского Собора в каноническом кодексе помещены 60 правил Лаодикийского Собора. О них епископ Петр Л’Юилье пишет: «Не приходится сомневаться в том, что некий Собор действительно заседал в этом городе, ибо Феодорит говорит о Соборе в Лаодикии в связи с вопросом о почитании ангелов. Именно этот вопрос затрагивается в правиле 35. Это собрание, по всей видимости, состоялось во второй половине IV века. На такую мысль наводит картина общего состояния церковной дисциплины, нашедшая отражение в канонах. Несомненно, здесь мы имеем дело с компиляцией. По первым словам канонов можно разграничить два ряда правил: первые 19 начинаются формулой «περι τον» другие же «οτι ον δει» (прав. 20-45 и 49-59), либо словами «οτι δει (прав. 46-48). Есть и дублеты, как например, правила 10 и 31; 9 и 34… Во втором ряду правил можно отметить большое сходство между правилами 22 и 43; это результат сложного напластования. Многие правила сформулированы исключительно лаконичным образом. Все эти данные заставляют предположить, что перед нами краткое изложение фригийского церковного законодательства по состоянию на вторую половину IV века» [10].

Константинопольский Собор 394 г., в деяниях которого участвовали архиепископы Константинопольский Нектарий, Александрийский Феофил и Антиохийский Флавиан и еще 17 архиереев, издал постановление о том, что для низложения епископа недостаточно суда двух или трех епископов, а требуется приговор собора многих или всех епископов области. Это постановление вошло в канонический корпус.

С именем Патриарха Фотия связано три Константинопольских Собора IX века: 861, 869 и 879 гг. Первый из них, Двукратный, состоявшийся в храме св. Апостолов в присутствии императора Михаила III, папских легатов и 318 епископов, утвердил избрание Фотия на Патриаршую кафедру и низложение св. Игнатия. Собор 869 г. по настоянию папы отменил постановление предыдущего Собора и объявил о низложении св. Фотия и восстановлении на столичной кафедре Игнатия. Константинопольский Собор 879 г. был созван в храме св. Софии. Он проходил под председательством восстановленного в Патриаршем достоинстве св. Фотия уже после кончины св. Игнатия. В Соборе участвовало 383 Отца Восточной и Западной Церкви. Собор восстановил прерванное общение между Восточной и Западной Церквами.

Каждый из этих Соборов издавал каноны. Католическая Церковь признает Собор 869 г. за VIII Вселенский. Напротив, Православная Церковь придает каноническое значение лишь правилам Двукратного Собора и Собора в храме св. Софии, отвергая собор 869 г. Некоторые же православные богословы и церковные историки, в частности архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин), приравнивает Константинопольский Собор 879 г. к Вселенским Соборам [11]. Двукратный Собор издал 17, а Собор в храме св. Софии — 3 правила.

www.odinblago.ru

Правила поместных соборов

Анкирский Собор состоялся в 314 г. в Анкире, столице Галатии. Это был едва ли ни первый собор после гонения Максимина. Число епископов, участвовавших в Соборе, небольшое, всего около 18, но они представляли почти все части Сирии и Малой Азии, под председательством Виталия, епископа Антиохийского. Поводом для созыва Собора явились вопросы, связанные с только что кончившимися гонениями. (25 Правил).

1. О пресвитерах, которые принесли жертвы идолам, потом возобновили подвиг за веру, и притом не по ухищрению некоему, но по истине, не делая предварительного приготовления и соглашения к тому, да покажут себя как бы подвергаемых мучениям, тогда как употребляемы были оные только для вида и притворно, рассуждено: да не лишаются чести седалища, но да не имеют власти совершать Приношение, проповедовать и вообще совершать что-либо священническое.

Это правило дополняет 62 Апост. Правило о пресвитерах, отрекшихся от христианской веры во время гонений. Оно говорит о тех, которые пали, но потом искренно раскаялись в своем отступничестве и засвидетельствовали это, выдерживая мучения за исповедание своей веры во Христа. Им разрешается носить священническую одежду и в кругу священников пользоваться честью седалища, но не разрешается священнослужения, проповеди «и вообще священническое что-либо действовать.» Ср. 1 Всел. 10, 11; Петра Алекс. 8, 10.

2. Подобно и диаконам, которые принесли жертвы идолам, но потом возобновившим подвиг веры, присвоенную им честь иметь, но перестать осуществлять им от всякого священного служения, от возношения Хлеба и Чаши и от провозглашения молений. Если же которые из епископов усмотрят в таковых некий труд или смирение кротости и восхотят нечто более дать или отнять, да будет сие в их власти.

То, что 1 правило предписало в отношении священников, повторяется и в отношении диаконов, по сколько ответственность диаконов меньше, как стоящих в своем служении ниже пресвитеров, то 2 пр. Анкирского Собора дает епископу больше возможности снисхождения, разрешая им предоставлять больше или меньше чести по своему усмотрению. Ср. 1 Всел. 11, 12

3. Убегающим от гонителей, и уловленным, или преданным от своих домашних, или иным образом лишенным имения, или претерпевшим мучения, или вверженным в темницу, притом вопиявшим, что они — христиане, и истязанным, и между тем, или нечто идоложертвенное в руки насилием утеснителей влагаемое, или некую пишу по принуждению принявшим, но непрерывно исповедовавшим, что они христиане, и скорбь свою о случившемся с ними всегда изъявляющим всякою скромностью, одеянием и смирением жизни, — таковым, как вне греха находящимся, да не возбранится общение. Если же кем-либо и возбранено было, ради большей предосторожности или по неведению некоторых, то немедленно должны приняты быть в общение. Сие относится равно и к сущим от клира, и к прочим, то есть к мирянам. Было, притом, исследываемо и то, могут ли миряне, подвергшиеся тому же самому насилию, быть производимы в чин священный, и рассуждено: производить и таковых как несогрешивших, если и прежний образ их жития обрящется правым.

Правило разъясняет, что бегущие от гонений не подлежат за это наказанию. Ср. Петра Алекс. 13.

4. О идоложертвовавших по принуждению, и сверх того пред идолами пиршествовавших, которые, быв приведены, и с веселым видом вошли, и одежду употребили драгоценнее обыкновенной, и участвовали в приготовленном пиршестве беспечно, рассуждено: чтобы таковые находились год в числе слушающих Писания, три года — в числе припадающих, два года имели общение в молитве только и потом вступали в совершенное общение.

Степень ответственности за участие в жертвоприношениях и идоложертвенных пиршествах по принуждению в этих правилах измеряется тем, с каким видом, веселым или печальным они поддавались принуждению. О различных видах покаянных епитимий см. наше пояснение к 11 пр. 1 Всел. И 11 пр. Св. Григория Неокесар. Ср. последнего пр. 1.

5. А которые вошли в одеянии печальном, и возлегши ели, плача между тем во все время возлежания, те, если исполнили трехлетнее время припадания, да приимутся в общение, кроме причащения Святых Тайн. Если же не ели, то проведя два года между припадающими, в третье лето да будут в общении, кроме причащения, так чтобы совершенное общение получили через три года. Но епископы да имеют власть, испытав образ обращения, человеколюбствовать, или большее время покаяния приложить. Более всего да испытуется житие, предшествовавшее искушению и последовавшее за оным, и так да размеряется человеколюбие.

В предыдущем правиле речь шла о тех, кто хотя и против желания приносил жертвы идолам, но делал это с напускным веселым видом. Настоящее правило является продолжением его и говорит о тех, кто и самым печальным видом своим показывал, что поддается жертвоприношению против своей воли и были этим опечалены. В соответствии с этим легче и налагаемая на них епитимия. Параллельные правила к этому правилу те же, что и к пр. 4.

6. О тех, которые только от угроз муками или отъятием имений, или изгнанием поколебались и идоложертвовали, и до настоящего времени не покаялись, а ныне, ко времени сего Собора, пришли и восприяли помысл обращения, рассуждено: да приимутся в разряд слушающих Писания до великого дня Пасхи; по великом же дне да будут три года в разряде припадающих, потом еще два года да будут в общении. кроме причащения, и так да внидут в совершенное общение с тем, чтобы исполнилось целое шестилетие покаяния. Если же которые прежде сего Собора приняты на покаяние, то с того времени счислять им начало шестилетия. Впрочем же, если приключится им опасность и близость смерти от болезни или от иного случая, — таковых принимать с условием. (Разумеется то условие, чтобы, если останутся в живых, исполнили время покаяния, по сему правилу).

Настоящее правило тоже относится к идоложертвовашим против пожелания, но тем, которые пришли к покаянию только после того, как узнали, что Собор будет рассматривать их случай. Ср. те же правила, что указанные в пр. 4

7. О тех, которые пиршествовали в языческий праздник на месте, присвоенном язычниками, но принесли и ели свои собственные снеди, рассуждено: принимать их в общение по двухлетнем припадании; но должно ли каждого принимать с причащением Святых Тайн? — это епископское дело рассудить о сем, также и прочую жизнь каждого испытать.

Ср. те же правила, что указаны выше.

8. Дважды и трижды идоложертвовавшие по принуждению четыре года да будут в числе припадающих, два года да будут в общении молитв, кроме причащения, и в седьмое лето да приимутся в совершенное общение.

Ср. пр. Анк. 4 и пр.

9. А которые не только соделались отступниками, но и восставали на братии и принуждали их к отступлению или были виновниками такового принуждения, — те на три года да приимут место между слушающими Писания, потом на шесть лет — между припадающими, еще один год да будут в общении, кроме причащения, так что исполнив десятилетие, получат совершенное общение. Впрочем, и в сие время да будет наблюдаема и вся прочая их жизнь.

Ср. 1 Всел. 11, 12, 13; Григория Неокес. 2; Василия Вел. 73, 81; Петра Алекс. 3; Григория Нисск. 2

10. Поставляемые во диаконов, если при самом поставлении засвидетельствовали и объявили, что они имеют нужду жениться и не могут без того пребыть, — таковые после сего женившись, да пребывают в своем служении, поскольку сие позволено было им от епископа. Если же которые, умолчав о сем и приняв рукоположение с тем, чтобы пребыть без женитьбы, после вступили в брак, таковым престать от диаконского служения.

Сие распоряжение Поместного Собора есть местное изъятие из правила Апостольского 26. Шестой Вселенский Собор, 6 правилом своим, прекратил сие изъятие и подтвердил держаться Апостольского правила в точности.

11. Дев обрученных, и потом иными похищенных, рассуждено: возвращать предъобручившим, хотя бы и насилие претерпели от похитивших.

См. примечание к Ап. 67 и 6 Всел. 98. Правило Василия Вел. 22 предоставляет свободу обручнику принять или не принять невесту, растленную её похитителем.

12. Лиц, идоложертвовавших прежде Крещения и потом крестившихся, рассуждено производить в чин священный, как омывших грех.

Ср. 1 Всел. 14; Кирилла Алекс. 5

13. Не подобает хорепископам поставлять пресвитеров или диаконов; но ниже епископам иных градов поставлять во иные, кроме позволения епископа, чрез грамоту по каждой епархии.

Епископ Никодим находит более понятным изложение этого правила в Афинской Синтагме и дает его перевод на русский язык: «Хорепископы не могут в другой области рукополагать пресвитеров или диаконов, а еще менее пресвитеров города без письменного позволения подлежащего епископа.» Хорепископы (сельские епископы) впервые упоминаются в этом правиле. Они появились в конце 3 в. Их положение отвечало положению современных викарных епископов в Русской Церкви. Они стремились расширить свои права и это вызывало осложнения в церковной жизни. Антиохийский Собор (341 г.) издал особое, 10-ое, правило, подтверждающее их зависимость от епархиальных епископов. Лаодикийский Собор издал 57 правило, совершенно упраздняющее институт хорепископов, но они продолжали существовать в других церквах, нередко злоупотребляя своим положением, как это видно из 89 пр. св. Василия Великого. Начиная с пятого века упоминания об хорепископах встречаются все реже и реже, так что со временем эта должность совсем исчезла.

14. Состоящим в клире, пресвитерам или диаконам, которые воздерживаются от мяса, определено употребить оные, и потом, если восхотят, воздержаться от оных. Если же не восхотят сего, так что не будут есть и овощей, полагаемых с мясом, и не покорятся сему правилу, да будут низложены от своего чина.

См. пояснение к 51 и 53 Апост. и ср. Гангр. 2.

15. Если пресвитеры в отсутствии у них епископа что-то продали из принадлежащего церкви, церковь да востребует оное. Епископа же рассуждению предоставляется, следует ли возвратить цену, или нет, поскольку часто бывает, что доходы от проданного с избытком уже возвратили купившим цену оного.

Управление имуществом вдовствующей епархии вручается пресвитерам, как это указано в правилах 4 Всел. 22 и 24 и 6 Всел. 35. Настоящее правило имеет в виду случай, когда вместо охранения этого имущества, пресвитеры продали часть его. Еп. Никодим обращает внимание на важную подробность. В Книге Правил значится «принадлежащее Церкви,» но не совсем точный перевод с греческого. Там для обозначения этого имущества два раза употреблено слово «то Кириакон,» что означает «Господне,» как в 38 Апост. правиле оно названо «принадлежащим Богу.» Ср. Ап. 38 и параллельные правила.

16. О скотоложствовавших или скотоложствующих. Которые впали в сей грех прежде двадесятилетнего возраста, те, быв пятнадцать лет между припадающими, да получат общение в молитвах. Потом, пребыв пять лет в сем общении, да приступят к причащению Святых Тайн. Да испытуется же и житие их в то время, когда находятся в разряде припадающих, и, смотря по тому, да сподобляются человеколюбия. Пребывшие же долго в сем грехе, долго да удержатся в разряде припадающих. А которые, прешедши означенный возраст, и жен имея, впали в таковой грех, те двадцать пять лет пребыв между припадающими, да получают общение в молитвах. Потом, исполнив пять лет во общении молитв, да сподобятся причащения. Если же некоторые и жен имея, и прешедши пятидесятилетний возраст, впали в сей грех, таковые при исходе от сей жизни да сподобятся причащения.

Ср. Анк. 17; Василия Вел. 7 и 63; Григория Нисск. 4.

li>Скотоложникам и прокаженным или спроказившим святой Собор повелел молиться с обуреваемыми.

Наименование обуреваемых означает или недопускаемых в церковь, и молящихся вне, если случится, то и на ветру, и под дождем, или беснуемых. Вальсамон объясняет, что «обуреваемыми» названы здесь те, которые стоят в притворе и оттуда слушают Божественное Писание. Тут имеется в виду скорее крыльцо вне дверей храма, где дул ветер и кающиеся могли терпеть холод.

18. Если которые, быв поставлены во епископов, но не быв приняты епархиею, в которую наречены, восхотят на иные епархии наступать и поставленных там утеснять, и воздвигать против них возмущения, то таковых отлучать от общения церковного. Если же восхотят с пресвитерами сидеть, где прежде были пресвитерами, — не отнимать от них сей чести. Если же будут воздвигать смятения против поставленных там епископов, то лишать их и пресвитерской чести, и быть им отрешенными.

Говоря о епископе, который, по независящей от него причине не мог возглавить ту епархию, к которой он был поставлен, правило не имеет в виду, что он лишается епископского звания и вновь становится пресвитером. Речь идет только о занятии им пресвитерского места. Стать пресвитером он не может по 29 пр. 4 Всел. Собора. Ср. Ап. 36 и параллельные правила.

19. Давшие обет девства и нарушившие обет да исполнят епитимию двоебрачных. Девам же, соединяющимся жительством с некиими, словно с братьями, мы сие возбранили.

Нарушение обета девства, о котором речь в настоящем правиле, не блуд, а вступление в брак. Правило также запрещает давшим подобный обет мужчинам и девам жить вместе, хотя бы они имели в виду оберегаться от нарушения седьмой заповеди и соблюдать целомудрие. Это запрещается для ограждения от соблазна как их самих, так и окружающих, которые могли бы ставить под подозрение чистоту их отношений. Ср. Двукр. 6.

20. Если чья жена прелюбодействовала, и кто-либо прелюбодействовал, таковым надлежит в семь лет прийти в совершенное общение, по степеням к тому ведущим.

Ср. 87 пр. 6 Всел. Собора, указавшее ступени покаяния, которые должны пройти такие грешники.

21. Женам, от прелюбодеяния зачавшим и истребившим плод и занимающимся составлением детогубительных отрав, прежним определением было возбранено причащение Святых Тайн до кончины, — и по сему и поступают. Изыскивая же нечто более снисходительное, мы определили таковым проходить десятилетнее время покаяния, по установленным степеням.

Возбранение св. Таин «до кончины» надо понимать в том смысле, что причащение разрешается на смертном одре согласно 13 пр. 1 Всел. Собора. Св. Василий Вел. объясняет во 2 пр. снисходительность отцов Анкирского Собора к женщинам, уничтожающим плод, тем, что они при этом и самих себя подвергали смертельной опасности.

22. Виновные в вольных убийствах да будут в разряде припадающих; совершенного же общения да удостаиваются при конце жизни.

Св. Василия Вел. 8 и 56; Григория Нисск. 5.

23. Виновным в невольных убийствах прежнее определение повелевает: в течение семи лет, по степеням установленным, достигать совершенного общения; новое же определение: исполнять в покаянии пятилетний срок.

Ср. Василия Вел. 8, 11 и 57; Григория Нисск. 5.

24. Волхвующие и последующие языческим обычаям или вводящие неких в дома свои, ради изыскания волшебств или и ради очищения, да подвергаются правилу пятилетнего покаяния, по степеням установленным: три года припадания и два года молитв без приобщения Святых Тайн.

Ср. 6 Всел. 61 и паралл. правила.

25. Некто, обручивший себе отроковицу, сперва растлил ее сестру, так что она стала беременной, а потом женился на обрученной, а растленная удавилась. Совиновных поведено в продолжение десяти лет, по установленным степеням покаяния, принять в число стоящих на молитве с верными.

Ср. 6 Всел. 54; Неокес. 2; Василия Вел. 78.

krotov.info

Каноны Поместных Соборов – Константинопольский собор (двукратный 861 г.)

Правила святого собора Константинопольского, во храме святых апостолов бывшего, глаголемого двукратного (861)

По изъяснению Зонара и Валсамона собор сей именуется двукратным потому, что двукратно собирался для одних и тех же предметов. Действия и решения перваго собрания не могли быть написаны и подисаны отцами собора, потому что сему воспрепятствовали неправомыслящие, произведя возмущение. Посему, по возстановлении спокойствия, держано было второе собрание, в котором, по возобновлении прежних рассуждений, составлен и утверждены настоящия правила.

Созидание монастырей, дело толико важное и достохвальное, древле блаженными и преподобными отцами нашими благоразсудно изобретенное, усматривается ныне худо производимым. Ибо некоторые, дав своим имениям и усадьбам имя монастыря, и обещавшаяся посвятити оныя Богу, пишут себя владельцами пожертвованнаго. Они ухищренно умыслили посвятити себя Богу единое наименование: ибо не стыдятся усвояти себе ту же власть и после пожертвования, какую не возбранялось им имети прежде. И такое корчемство примешалось к сему делу, что к удивлению и огорчению видящих, многое из посвященнаго Богу явно рождается самими посвятившими. И не токмо нет в них раскаяния о том, яко попускают себе властвование над тем, что единожды уже посвятили Богу, но и другим безстрашно передают оное. Того ради святый собор определил: да не будет позволено никому, созидати монастырь без ведения и соизволения епископа, но с его ведением и разрешением, и с совершением подобающей молитвы, якоже древле Богоугодно законоположено, монастырь да созидается; все же к нему принадлежащее, купно с ним самим да вносится в книгу, которая и да хранится в епискоском архиве. И пожертвователь без воли епископа отнюдь да не имеет дерзновения, самаго себя, или вместо себя другаго поставити игуменом. Ибо аще не может кто либо быти обладателем того, что подарил человеку, то како может быть попущено кому восхищати обладание тем, что он освящает и приносит Богу?

Некоторые восприемлют на себя образ токмо жития монашескаго, не ради того, да в чистоте послужат Богу, но ради того, да от чтимаго одеяния восприимут себе славу благочестия, и тем обрящут безпрепятственное наслаждение своими удовольствиями. Отринув одни свои власы, они остаются в своих домах, не исполняя никакого монашескаго последования, или устава. Того ради святый собор определил: отнюдь никого не сподобляти монашескаго образа, без присуствия при сем лица, долженствующаго прияти его себе в послушание, и имети над ним начальство и восприяти попечение о душевном его спасении. Сей да будет муж Боголюбивый, начальник обители, и способный спасти душу новоприводимую ко Христу. Аще же кто обрящется постригающий кого либо не в присутствии игумена, долженствующаго прияти его в послушание: таковый да подвергнется извержению из своего чина, яко не повинующийся правилам, и разрушающй монашеское благочиние; а неправильно и безчинно постриженнный да предастся на послушание в монастырь, в который заблагоразсудит местный епископ. Ибо неразсудительныя и поргешительныя пострижения и монашеский образ подвергали неуважению, и подали случай к хулению имени Христова.

Разсуждено исправляти и сие неблагоустройство, допущенное, и что еще хуже, по несмотрению и небрежению распространяющееся. Аще который настоятель монастыря, подчиненных себе монахов отбегающих, не взыщет с великим тщанием, или нашедши не восприемлет, и не потрудится приличным и недугу соответсвующим врачевством возстановити и укрепити падшаго: таковаго святый собор определил подвергати отлучению от таинств. Ибо аще имеющий в смотрении безсловесныя животныя, вознерадив о стаде, не оставляяется без наказания, то приявший пастырское начальство над паствою Христовою, и своим нерадением и леностью расточающий падение их, како не подвергнется наказанию за свою дерзость? Призываемый же возвратитися монах, аще не повинется, да будет отлучен епископом.

Многообразно усиливался лукавый привести в поношение досточтимый монашеский образ, и нашел для сего великое пособие во времени прежде бывшей ереси. Ибо ересью угнетаемые монашествующие, оставляя свои обители, переселялись в другия, а некоторые и в жилища мирских людей. Но что делали они тогда ради благочестия, и что по сему делало их достойными ублажения, то обращаяся в безразсудный обычай, являет их достойными посмеяния. Ибо еще и ныне, когда благочестие повсюду уже распространилось, и Церковь избавилась от соблазнов, отходят некоторые из своих монастырей, и, как некий неудержимый поток, туда и сюда уклоняяся и переливаяся, исполняют обители многим неблагообразием, вносят с собою великий безпорядок, и благолепие послушания разстроивают и разрушают. Прескеая их непостоянное и непокоривое стремление, святый собор определил: аще который монах, отбежав из своея обители, прескочит в другий монастырь, или вселится в мирское жилище: таковый равно и приявший его, да будет отлучен от общения церковнаго, доколе бежавший не возвратится в обитель, из которой преступно удалился. Впрочем, аще епископ неких из монахов, свидетельствуемых во благочестии и честности жития, восхощет превести в другий монастырь, ради благоустройства обители, или же заблагоразсудит послати и в мирский дом, ради спасения живущих в нем, или благоизволит поставити в ином каком месте: чрез сие не делаются виновными, ни сии монашествующие, ни приемлющие их.

Обретаем, яко отречения от мира, без разсужденияи испытания, много вредят монашескому благочинию. Ибо некоторые опрометчиво повергают себя в монашеское житие, и пренебрегши строгость и труды подвижничества, снова бедственно обращаются к плотоугодной и сластолюбивой жизни. Того ради святый собор определил: никого не сподобляти монашескаго образа, прежде нежели трехлетнее время, предоставленное им для испытания, явит их способными и достойными таковаго жития, и сие повелел собор всемерно хранити, разве когда приключившаяся некая тяжкая болезнь, понудит сократит время испытания, или разве кто будет муж багоговейный, и в мирском одеянии провождающий жизнь монашескую. Ибо для таковаго мужа к совершенному испытанию довлеет и шестимесячный срок. Аще же кто поступит вопреки сему: то игумену, по лишении игуменства, состояние подчиненности да послужит наказанием за отступление от порядка; поступивший же в монашество да предастся в другий монастырь, в котором сторого соблюдается устав монашеский.

Монахи не должны имети ничего собственнаго, но все им принадлежащее да утверждается за монастырем. Ибо блаженный Лука о верующих во Христа, и представляющих собою образ монашескаго общежития, глаголет, яко ни един что от имения своих глалолаше свое быти, но бяху им вся обща ( Деян.4,32 ). Посему желающим монашествовати предоставляется свобода завещавати о имении своем прежде, и передавати оное, каким восхотят лицам, которым, то есть, закон не возбраняет. Ибо по вступлении в монашество, монастырь имеет власть над всем их имуществом, и им не предоставлено распоряжати ничем собственным, ни завещавати. Аще же кто обрящется усвояющий себе некое стяжание, не предоставив онаго монастырю, и порабощенный страсти любостяжания: у таковаго игумен, или епископ да возьмет оное стяжание, и, в присутствии многих продав, да раздаст нищим и нуждающимся. А того, кто положил в сердце своем, подобно древнему оному Анании, утаив сие стяжание, святый собор определил вразумити приличною епитимиею. Явно же есть, яко постановленныя святым собором правила о монахах, праведным признал он соблюдати и о женах монашествующих.

Видим, многия епископии в упадке, и в опасности совершеннаго запустения от того, что предстоятели оных требуемое оными попечение и тщание обращают на созидание новых монастырей, и истощая еископии, и ухищряя присвоение доходов, стараются о приращении монастырей. Того ради святый собор оределил: да не будет позволено никому без епископов созидати особеннаго для себя монастыря, к разорению всея епископии. Аще же кто обрящется дерзающрий на сие: таковый да подвергнется приличной епитимии, а его новое построение, яко не получившее даже правильнаго начала к тому, чтобы монастырем быти, да причислится к епископии, как ея собственность. Ибо ничто вкравшееся, вопреки закону и порядку, не может восхищати себе преимущества дел, произведенных согласно с правилами.

Божественное и священное правило святых апостол признает скопящих самих себя за самоубийц, и аще суть священники, извергает, аще ли же ни суть, заграждает им вхождение на священство (Апост. прав. 22 и 23). Отсюду явным становится, яко, аще скопящий сам себя есть самоубийца, то скопящий другаго, без сомнения есть убийца. Можно же праведно рещи, яко таковый оскорбляет и самое создание. Того ради святый собор определил: аще который епископ, или пресвитер, или диакон, обличен будет, яко оскопил кого либо своеручно, или чрез повеление: таковый да подвергнется извержению из своего чина: аще же мирянин, да отлучится от общения церковнаго, разве приключившаяся болезнь принудит оскоплению болящаго. Ибо как первое правило Никейскаго собора, подвергающихся отсечению членов по болезни, не наказует ради их болезни: тако и мы ни священников, повелевающих болящим оскоплятися, не осуждаем, ни мирян, своеручно производящих скопление, не обвиняем, поелику признаем сие врачеванием от болезни, а не злоухищрением противу твари, или предосуждением творческому действию.

Апостолькое и Божественное правило подвергает извержению священников, дерзающих бити верных согрешивших, или неверных нанесших обиду (Апост. прав. 27). Ухищряющиеся угодити своему гневу, и превращающие апостольские установления, разумеют сие токмо о биющих своеручно, хотя оное правило ничего такого не назнаменует, и правый смысл тако разумети не попускает. Ибо по истине было бы неразсудительно, и весьма поргешительно, аще бы нанесший своеручным биением три или четыре удара, подвергаем был извержению, а между тем, по данной свободе бити посредством повеления, простерший истязание до жестокости и до смерти оставался бы ненаказанным. Итак поелику оным правилом определяется наказание за биение вообще: то и мы согласно определяем. Подобает бо священнику Божию вразумляти неблагонравнаго наставлением и увещаниями, иногда же и церковными епитимиями, а не устремлятися на тела человеческия с бичами и ударами. Аще же некие будут совершенно непокоривы, и вразумлению чрез епитимии не послушны: таковых никто не возбраняет вразумляти преданием суду местных гражданских начальников. Понеже пятым правилом Антиохийскаго собора постановлено, производящих в церкви возмущение и крамолы обращати к порядку внешнею властию.

Правило 10.

Явно предавшиеся страстям своим не токмо не ужасаются наказания, определяемаго священными правилами, но дерзнули даже ругатися над оными. Ибо они превращают оныя, и, ради страстныя воли своея, искажают смысл их, дабы по избытку страстнаго обольщения, как речено Григорием Богословом, зло казалось у них не только осудительным, но даже божественным (Св. Григорий Нисский, правило 8). Апостольское правило глаголет: сосуд златый или сребряный освященный, или завесу, никто уже да не возмет на свое употребление: беззаконно бо есть. Аще же кто в сем усмотрен будет: таковый да накажется отлучением (Апост. прав. 73). Сие правило, излагая к своему оправданию в беззакониях, они глаголют, яко не должно судити достойными извержения тех, кои досточтимое облачение святыя трапезы претворяют в собственный хитон, или в некую иную одежду, ни даже тех, кои святую чашу, (о нечестия!) или священный дискос, или подобное сему, иждивают на свою потребу, или оскверняют. Ибо, глаголют они, правило справедливым признает впадающих в сие преступление подвергати отлучению, а не извержению. Но кто может снести столь великое кощунство и нечестие? Ибо правило подвергает отлучению взимающих освященное токмо для употребления, а не совершенно похищающих: а они и расхищающих святая святых, и святотатствующих освобождают от извержения, так же оскверняющих досточтимыя дискосы или святыя чаши, употреблением для обыкновенных брашен по своему разсуждению, признают не подлежащими извержению, тогда как сие есть явное осквернение, и очевидно, что сие делающие подлежат не токмо извержению, но и вине крайняго нечестия. Того ради святый собор определил: те, кои святую чашу, или дискос, или лжицу, или досточтимое облачение трапезы, или глаголемый воздух, или какой бы то ни было из находящихся в олтаре священных и святых сосудов или одежд, восхитят для собственной корысти, или обратят в употребление не священное, да подвергнутся совершенному извержению из своего чина. Ибо едино из сих есть осквернение святыни, а другое святотатство. А взимающих для себя или для других, на не священное употребление, сосуды или одежды, вне олтаря употребляемыя, и правило отлучает, и мы купно отлучаем: совершенно же похищающих оныя подвергаем осуждению святотатцев.

Правило 11.

Пресвитеров или диаконов, приемлющих на себя мирския начальственныя должности или попечения, или в домах мирских начальственных лиц звание управителей, Божественныя и священныя правила подвергают извержению. То же и мы подтверждая и о прочих, принадлежащих к клиру, определяем: аще кто из них вступит в мирския начальственныя должности, или в домах начальственных лиц, или в градских предместьях приемлет на себя звание управителя: таковый да изженется из своего клира. Ибо, по реченному от Самаго Христа истиннаго Бога нашего, и неложному слову, никтоже может двема господинома работати ( Мф. 6, 24 ).

Правило 12.

Святый и вселенский шестый собор подвергает извержению тех из клира, которое без соизволения епископа, литургисают, или крещают в молитвенных храминах, внутри дома находящихся (Шестой вселен. собор, прав. 31); согласно с сим и мы определяем. Ибо тогда, как святая Церковь право правит слово истины, и оное преподает и защищает, и соблюдает честность жития, и поучает оной, не прилично и преступно было бы попустити живущим в безначалии и ненаказанности поныряти в домы, и разрушати благочиние церкви, и исполняти оную многим смущением и соблазнами. Того ради настоящий священный и Богосодействуемый собор, согласно со святым вселенским шестым собором, определил: да будут назначаемы литургисающие в молитвенных храминах, в доме находящихся, явно же есть, яко назначение сие дается им от епископа того места. Аще же кто кроме сих, без соизволения епископа, вторгаяясь в домы дерзнет коснутися совершения литургии: таковый да извержется, а бывшие с ним в общении да подвергнутся отлучению.

Правило 13.

Вселукавый, посеяв в Церкви Христовой семена еретических плевел, и видя, яко оне мечем Духа посекаются из корени, вступив на другой путь козней, покушается безумием раскольников разсекати тело Христово; но и сей его навет совершенно воспящая, святый собор определил ныне: аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде соборнаго изследования и разсмотрения, и совершеннаго осуждения его, дерзнет отступити от общения с ним, и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию: таковый да подвергнется извержению, и да лишится всякия священническия чести. Ибо поставленный в чине пресвитера, и восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и, прежде суда, сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера. Последующие же таковому, аще суть некие от священных, токожде да лишены будут своея чести: аще же монахи или миряне, да отлучатся вовсе от церкви, доколе не отвергутся сообщения с раскольниками, и не обратятся к своему епископу.

Правило 14.

Аще который епископ, поставляя предлогом вину своего митрополита, прежде соборнаго разсмотрения, отступит от общения с ним, и не будет возносити имя его, по обычаю, в Божественном танодействии: о таковом святый собор определил: да будет низложен, аще токмо обличен будет, яко отступил от своего митрополита, и сотворил раскол. Ибо каждый должен ведати свою меру: и ниже пресвитер да пренебрегает своего епископа, ниже епископ своего митрополита.

Правило 15.

Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое, и наипаче, приличествует патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отсупити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде соборанго оглашения и совершеннаго осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии. Впрочем сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборнаго разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений.

Правило 16.

По причине случающихся в Церкви Божией распрей и смятений, необходимо и сие определити: отнюдь да не поставляется епископ в той церкви, которой предстоятель жив еще, и пребывает в своем достоинстве, разве аще сам добровольно отречетсвя от епископства. Ибо надлежит прежде привести к концу законное изследование вины, за которую он имеет удален быти от епископства, и тогда уже, по его низложении, возвести на епископство другаго, вместо его. Аще же кто из епископов, пребывая в своем достоинстве, и не хощет отрещися, и не желает пасти народ свой, но, удаляяся от своея епископии, более шести месяцев остается в другом месте, не быв удерживаем ни царским повелением, ни исполнением поручений своего патриарха, ниже быв удержим тяжкою болезнию, делающею его совершенно недвижным: таковый ни единою из реченных причин не воспящаемый, но удалившийся от своея епископии, и в ином месте долее шестимесячнаго времени пребывающий, да будет совершенно чужд епископския чести и достоинства. Ибо нерадящему о врученной ему пастве, и в ином месте более шести месяцев закосневающему, святый собор определил совершенно быти чужду и архиерейства, в которое поставлен, дабы пасти, и на его епископию возводити другаго, вместо его.

Правило 17.

Прилагая попечение о соблюдении во всем церковнаго благочиния, мы признали необходимым и сие определили: чтобы впредь никто из мирян, или монахов не был внезапно возводим на высоту епископства, но чтобы каждый, по испытании прежде в церковных степенях, воспринимал рукоположение во епскопа. Ибо хотя доныне некоторе из монашествующих, или мирских, по требованию нужды, и были вскоре удостаиваемы епископския чести, и превзошли других добродетелию, и возвысили порученныя им церкви; однако редко бывающаго не поставляя в закон Церкви, определяем: отныне сему уже не быти, но правильно рукополагаемый да пройдет чрез все степени священства, исполняя в каждом положенное законом время.

azbyka.ru

Это интересно:

  • Правила застройки города краснодара Решение городской Думы Краснодара от 21 сентября 2017 г. N 41 п. 7 "О внесении изменения в решение городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар" в части […]
  • Закон 127 свердловской области Закон Свердловской области от 19 декабря 2013 г. N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" (с изменениями и дополнениями) Закон Свердловской областиот 19 декабря 2013 г. N 127-ОЗ […]
  • Увольнение из мвд выплаты Компенсация и выплаты при увольнении из органов МВД по состоянию здоровья Сколько должностных окладов компенсации должны выплатить сотруднику полиции при увольнении по состоянию здоровья , стаж в органах МВД 29 лет Ответы юристов (4) п. 7 ст. 3. Федерального закона от […]
  • Правила заполнения медицинской справки Правила заполнения медицинских справок Справка в бассейн 1. Фамилия имя отчество полностью 2. Год рождения (например 1985) 3. Дата выдачи справки (любой рабочий день). Справка в спортзал Дана: фамилия имя отчество полностью Срок действия справки 6 мес. […]
  • Беликова адвокат Санкт-Петербург-город криминала и любви. Меню навигации Пользовательские ссылки Информация о пользователе Вы здесь » Санкт-Петербург-город криминала и любви. » Проверка документов » Личное дело адвоката Беликовой М.С. Личное дело адвоката Беликовой М.С. Сообщений 1 […]
  • Справка о доходах для оформления пенсии образец Отправляем работника на пенсию Работник, выходящий на пенсию, обязательно обратится в бухгалтерию за документами о стаже и зарплате. Посмотрим, какие это документы и как их оформить в конкретных ситуациях. Работодатель не обязан информировать работника о возникновении у […]
  • Закон информационных ресурсов Закон информационных ресурсов ПРОЕКТ ВНЕСЕН: 21 марта 2001 г. ПРИНЯТ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ: 6 сентября 2001 г. ПРИНЯТ ВО ВТОРОМ ЧТЕНИИ: 4 апреля 2001 г. ПРИНЯТ В ТРЕТЬЕМ ЧТЕНИИ: 19 сентября 2001 г. ПРИНЯТ С ПОПРАВКАМИ МЭРА МОСКВЫ: 24 октября 2001 г. Глава 1. Общие […]
  • Жалоба на постановление 1226 Жалоба на постановление 1226 В Центральный районный суд г. Омска К., проживающего: г. Омск, ул. . дом . жалоба на постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности . августа 2007 года мировым судьей судебного участка №. ЦАО г. Омска было […]