Понятие и цели уголовного наказания система и виды наказаний

| | 0 Comment

Система уголовных наказаний

Система наказаний есть исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке — от менее строгих к более строгим.

Отдельные виды наказаний, входящие в систему, являются ее структурными элементами, которые взаимосвязаны и взаимообу­словлены:

1) их объединяют единые цели, присущие всем видам наказаний;

2) их сравнительная тяжесть, определяющая место каждого на­казания в системе наказаний, предопределяет выбор возможного наказания, когда суд решит назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление в санкции статьи Особен­ной части УК РФ, или когда неотбытая часть наказания заменяется более мягким видом наказания.

Исчерпывающий перечень наказаний, образующих систему на­казаний, не позволяет суду назначить наказание, которое не преду­смотрено системой.

В соответствии со ст. 44 УК РФ в систему наказаний включены следующие виды наказаний:

2) лишение права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью;

3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

4) обязательные работы;

5) исправительные работы;

6) ограничение по военной службе;

7) ограничение свободы;

9) содержание в дисциплинарной воинской части;

10) лишение свободы на определенный срок;

11) пожизненное лишение свободы;

12) смертная казнь.

Законодатель все наказания делит на основные, которые могут быть назначены самостоятельно, и дополнительные, назначаемые только в сочетании с первыми. В качестве основных видов нака­заний в соответствии со ст. 45 УК РФ применяются обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воин­ской части, лишение свободы на определенный срок, пожизнен­ное лишение свободы, смертная казнь. В качестве дополнительно­го вида наказания в ч. 3 ст. 45 УК РФ предусматривается лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Есть и третий вид наказаний, которые могут назначаться и как основные, и как дополнительные. B соответствии с ч. 2 ст. 45 УК РФ штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в каче­стве как основных, так и дополнительных видов наказаний. Эти наказания можно назначить как самостоятельное, но можно и присоединить к другим видам наказания, в установленных зако­ном случаях.

B Уголовном кодексе РФ предусмотрены следующие обстоя­тельства смягчающие и отягчающие обстоятельства.

1. Смягчающими обстоятельствами признаются:

• совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;

• наличие малолетних детей у виновного;

• совершение преступления в силу стечения тяжелых жизнен­ных обстоятельств либо по мотиву сострадания;

• совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, слу­жебной или иной зависимости;

• совершение преступления при нарушении условий право­мерности необходимой обороны, задержания лица, совер­шившего преступление, крайней необходимости, обосно­ванного риска, исполнения приказа или распоряжения;

• противоправность или аморальность поведения потерпевше­го, явившегося поводом для преступления;

• явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления;

• оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непо­средственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, при­чиненных в результате преступления, иные действия, направ­ленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

2. Отягчающими обстоятельствами признаются:

• наступление тяжких последствий в результате совершения преступления;

• совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации);

• особо активная роль в совершении преступления;

• привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо на­ходятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

• совершение преступления по мотивам политической, идео­логической, расовой, национальной или религиозной нена­висти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

• совершение преступления из мести за правомерные дейст­вия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;

• совершение преступления в отношении лица или его близ­ких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;

• совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного;

• совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего;

• совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения;

• совершение преступления в условиях чрезвычайного поло­жения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках;

• совершение преступления с использованием доверия, оказанно­го виновному в силу его служебного положения или договора;

• совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти.

B Особенной части УК РФ все преступления в зависимости от родового объекта подразделяются на шесть разделов (разделы VII— XII), а каждый раздел по видовому объекту группируется по главам, включаемым в различные разделы (главы XVI—XXXIV).

Раздел VI «Преступления против личности» включает в себя пре­ступления против: жизни, здоровья, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, конститу­ционных прав и свобод человека и гражданина, семьи и несовершен­нолетних.

В разделе VII «Преступления в сфере экономики» рассматрива­ются преступления: против собственности, в сфере экономической деятельности, против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» включает преступления против: общест­венной безопасности, здоровья населения и общественной нравст­венности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также экологические преступления и преступления в сфере компь­ютерной информации.

В разделе X «Преступления против государственной власти» сгруппированы преступления против: основ конституционного строя и безопасности государства, государственной власти, интере­сов государственной службы и службы в органах местного само­управления, правосудия, порядка управления.

Завершается особенная часть Уголовного кодекса РФ разделом XI «Преступления против военной службы» и разделом XII «Преступ­ления против мира и безопасности человечества».

lawbook.online

Понятие, признаки и цели наказания. Система и виды наказаний. Классификация наказаний.

Наказание – это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному винов­ным в совершении преступления, и заключается в лишении или ограничении его прав и свобод.

Исходя из вышесказанного, можно выделить признаки наказания:

> это мера государственного принуждения, применяемая в отношения лица, совершившего преступление, т.е. данные меры не применяются за совершение административного правонарушения, дисциплинарного проступка и т.д. Назначение наказания и его исполнение обеспечиваются силой и авторитетом государства;

> применяется только в отношении лица, признанного виновным в совершении преступления, т.е. при знании этого факта судом и указании его в приговоре;

> носит строго персонифицированный характер, т.е. назначается каждому лицу индивидуально, исходя из характера и степени общественной опасности деяния, личности виновного, объема причиненного вреда и т.д.;

> назначается только судом и осуществляется только по приговору (иных оснований его применения нет и быть не может!);

> заключается в предусмотренных УК РФ ли­шении или ограничении прав и свобод (свобода передвижения, занятия определенными видами деятельности, штрафом и т.д.).

Уголовный закон закрепляет три основные цели наказания:

> восстановление социальной спра­ведливости;

> предупрежде­ние совершения новых преступлений.

Давайте поговорим о них подробнее.

Справедливость, с точки зрения философии, – это отношение индивида, группы людей, государства или общества в целом к тем или иным поступкам людей или социальным явлениям.

Следовательно, содержание социальной справедливости во многом определяется интересами тех или иных социальных групп и отдельных лиц. Поэтому задача восстановления социальной справедливости с применением уголовного наказания должно осуществляться на нескольких уровнях.

Первый уровень – это требование к справедливости наказания, которые предъявляются самим обществом исходя из представлений о должном поведении и ожидаемых мерах, которые будут адекватным ответом на социальные отклонения. Другими словами наказание должно быть соразмерно общественной опасности совершенного преступления и способности виновного лица обеспечить потерпевшему возмещение причиненного вреда.

Второй уровень – требование к наказанию со стороны государства, т.е. справедливой будет является санкция, которая соответствует тяжести совершенного деяния и оставляет суду возможность для ее дифференциации и индивидуализации.

Третий уровень – требование к наказанию, которое подлежит учету со стороны суда. Назначенное судом наказание должно быть справедливым, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Четвертый уровень – учет интересов потерпевшего. Конституция РФ и принятые в соответствии с ней законы стоят на защите прав потерпевших от преступлений, обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Наконец, пятый уровень – учет интересов осужденного. Он заключается в требовании закона о назначении наказания соразмерного тяжести преступления и обстоятельствам его совершения, в праве виновного на справедливое наказание.

Еще одна важная цель наказания – исправление осужденного, т.е. формирование у него уважительного отношения к человеку, обществу, нормам и правилам человеческого общежития, а также стимулирование законопослушного поведения. Например, исправление лиц, совершивших преступление вследствие случайных или неблагоприятно сложившихся жизненных обстоятельств, возможно за счет применения мер воспитательного воздействия, оказанного в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства, даже самим фактом осуждения и претерпеванием неблагоприятных последствий назначенного наказания. Наряду с ними лица, совершившие умышленные преступления, обладающие относительно устойчивыми антиобщественными взглядами, требуют специальных воспитательных мер, применяемых в ходе отбывания наказания в виде лишения свободы.

И, наконец, цель предупреждения совершения новых преступлений, которая включает в себя два направления: предупреждение подобных деяний со стороны лиц, не совершавших преступления (общее предупреждение), и предупреждения новых преступлений со стороны уже осужденных (специальное предупреждение).

Общее предупреждение обеспечивается уже самим существованием уголовного закона, который служит, в первую очередь, источником информации о противоправных деяниях и возможных наказаниях за их совершение, т.е. предупреждение совершения преступлений обеспечивается страхом наказания. Повышение общего предупредительного воздействия уголовного наказания обеспечивается неотвратимостью наказания и усилением наказания за наиболее опасные преступные деяния.

Специальное предупреждение преступлений обеспечивается применением санкций, из которых и складывается само наказание. Так, осужденный может быть ограничен или лишен возможности совершать новые преступления, поскольку отбывает наказание, или страдания и лишения, перенесенные им в результате применения наказания, будут удерживать его от совершения новых преступлений.

Виды уголовного наказания расположены по их нарастающей тяжести – от менее строгого к более строгому. Все они делятся на три группы:

> основные (обязательные ра­боты, исправительные работы, ограничение по военной службе, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь);

> те, которые могут быть как основными, так и дополнительными (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы);

> и дополнительный вид (ли­шение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград).

Дополнительный вид наказания применяется только при осуждении за совершение тяжкого или осо­бо тяжкого преступления.

Пленум ВС РФ в своем постановлении «О некото­рых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» от 29.10.2009 № 20 говорит о том, что характер общественной опасности преступления определяется с учетом объекта посягатель­ства, формы вины и категории преступления, а степень об­щественной опасности преступления — в зависимости от конкретных обстоятельств содеянного: способа совершения преступления, размера вреда и тяжести наступивших последствий, степени осуществления преступного намерения, роли подсудимого (в случае соучастия), наличие иных смягчающих или отягчающих вину обстоятельств и т.д.

Установленный законодателем порядок назначения уголовного наказания выступает гарантией реализации принципов законности, спра­ведливости и гуманизма, закрепленных многими международными актами (Минимальными стандартными правилами ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), Минимальными стандартными правила­ми ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовер­шеннолетних (Пекинские правила) и др.).

russian-laws.ru

Система, виды и цели наказания в уголовном праве

Понятие системы наказаний, принципы её построения. Виды наказаний…………………………………………….4

Характеристика наказаний, связанных с лишением либо ограничением личной свободы осуждённых……………10

Наказания связанные с лишением иных конституционных или общегражданских прав и с имущественным воздействием на осуждённого……………………………19

Цели применения наказаний……………………………..32

Анализ нормы ст. 213 УК РБ………………………………..38

Список использованной литературы………………………..39

В настоящее время право как регулятор общественных отношений играет все большую и большую роль, особенно после отказа от нигилистических воззрений в этой области и начала построения правового государства. Уголовное законодательство — это «цепной пёс» современного общества, который охраняет, защищает, обеспечивает реализацию правовых отношений. Оно способствует тому, чтобы общественные регуляторы работали нормально, были наполнены реальным содержанием и справедливо карает каждого правонарушителя, принуждая его к соблюдению установленных общеобязательных правил поведения.

Вопрос о системе наказаний, возможных мерах государственного принуждения, в этой связи, представляется одним из наиболее важных. За последние годы, в процессе реформы уголовного законодательства, появились новые виды наказаний, некоторые из них (например, ограничение по военной службе, арест, ограничение свободы) уже применяются. некоторые (арест, ограничение свободы) только планируется Назначение, сущность, различные аспекты некоторых наказаний были изменены. Иные виды уголовных наказаний (высылка, ссылка) были исключены еще в начале правовой реформы. Существенно сужены рамки применения высшей меры наказания — смертной казни через расстрел.

В литературе данная тема, в целом, была изучена достаточно хорошо, что связано, в первую очередь, с тем, что система и виды наказаний, в том или ином виде, существовали во всех уголовных законах, хотя и были наполнены различным содержанием. Одновременно, как следует из приведенных выше обстоятельств, значительная часть работ, как монографий, так и учебников, устарела в большей или меньшей степени. Ниже будет показано, что очень немного наказаний не претерпело существенных изменений после принятия нового Уголовного кодекса Республики Беларусь. При этом, следует учитывать, что судебная практика по вновь добавленным видам уголовно-правовой ответственности либо пока вовсе отсутствует (ограничение свободы, обязательные работы, арест), либо еще не осмыслена и не подытожена (например, ограничение по военной службе). Еще должным образом не изучено смещение акцентов с более тяжких видов наказания, связанных с ограничением свободы к более мягким с одной стороны, и наблюдающаяся уже полтора десятилетия тенденция к увеличению средних сроков лишения свободы, с другой.

Все это свидетельствует о том, что необходимы новые теоретические правовые исследования в области системы и видов наказаний. Проделанная мною работа представляет собой одну из попыток изучения и сравнительно-правового анализа с целью более точного и глубокого уяснения смысла и различных аспектов системы и видов наказания.

Необходимо учитывать, что работа по реформированию уголовного законодательства должна вестись постоянно, а в настоящий момент она просто переживает очень активную фазу. Сразу после введения в действие Уголовного кодекса специалисты обнаружили в нем очень много недостатков и пробельностей. Как следствие этого, встал вопрос о внесении изменений и дополнений в текст закона, который постепенно решается Национальным Собранием Республики Беларусь.

При выполнении настоящей работы я пользовался следующими источниками: действующее уголовное законодательство Республики Беларусь (Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс), законодательство БССР советского периода, Постановлениями Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, комментариями к Уголовному кодексу, научной литературой, изучающей законодательство различного времени, монографиями различных авторов по вопросам системы и видов наказания, журналами «Государство и право», «Судебный вестник», «Российская юстиция», «Законность» и другими нормативно-правовыми актами и юридической литературой.

Понятие системы наказаний, принципы её построения. Виды наказаний.

Если мы обратим свое внимание на историю уголовного права, то станет очевидно, что даже в самых первых памятниках права (Законы Ману, Законы царя Хаммурапи и т.п.) можно выделить определенную систему наказаний, хотя авторы этих сводов законов не знали такого понятия и не пытались составить строго определенный перечень возможных видов наказаний. Из этого можно сделать вывод, что система наказаний объективно существует независимо от степени ее формальной определенности в источнике уголовного права и теоретического обоснования в юридической науке.

Вопрос об определении системы наказаний является, наверное, единственным в данной области, который не вызывает сколько-нибудь серьезных разногласий у теоретиков уголовного права. Под системой наказания обычно понимают установленный в уголовном законе исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, расположенных в определенной последовательности с учетом их сравнительной тяжести 1 .

Разумеется, в связи с изменением характера, сущности общественных отношений в нашей стране, представлений о необходимости или, наоборот, ненужности различных видов наказаний, гуманности и справедливости, система наказаний в отечественном уголовном праве на протяжении веков претерпевала различные изменения.

Формирование новой системы наказаний в белорусском уголовном праве было, в основном, завершено с принятием нового Уголовного Кодекса Республики Беларусь, вступившего в действие 1 января 2001 года со всеми изменениями и дополнениями.

В кодексе достаточно много нововведений, изменений и дополнений. Значительная часть из них касается системы и видов наказаний. Изменена вся последовательность системы наказаний — теперь первыми в списке следуют не смертная казнь (которая ранее в общий перечень наказаний включена не была, но фактически открывала систему наказаний статьей 23 УК РСФСР) и лишение свободы, а общественные работы и другие, более мягкие виды наказаний. По мнению некоторых теоретиков, такое построение перечня будет ориентировать суды на применение более мягкого вида наказания 1 .

В Уголовном кодексе отсутствует законодательное определение системы наказаний, но данная дефиниция определяется самим уголовным правом.

Система наказаний — это совокупность взаимодействующих и объединённых общностью цели элементов, которые предусмотрены уголовным законом в перечне видов наказаний (ст. 48 УК), характеризующих меры уголовно-правового воздействия в качестве уголовных наказаний.

Структурные элементы системы уголовных наказаний раскрываются и характеризуются как внутренняя структура элементов, в совокупности образующих единую систему уголовных наказаний и отношений взаимосвязи между ними, система уголовных наказании формируется на основе определённых принципов. Под принципами построения системы наказаний понимаются отправные (руководящие) нормативы, положения и научные идеи, которыми следует руководствоваться при построении и совершенствовании системы видов наказаний по уголовному праву.

Итак, для построения эффективной системы наказаний необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

Принцип гуманизма заключается прежде всего в том,
что при построении системы наказаний необходимо учитывать фактор силы и период времени воздействия наказа­ния. В связи с этим необходимо по возможности избегать включения в перечень наказаний как неоправданно жесто­ких, так и унижающих или позорящих осужденного видов наказания. Вводимые в систему виды наказаний по воз­можности должны наполняться воспитательным (исправи­тельным) содержанием.

Определенность каждого вида наказаний. Сущность
этого принципа заключается в четком установлении в уго­ловном законе для них точных размеров и сроков, а также
объема лишений и ограничений прав и свобод осужденного.

Восстановимость включаемых в систему видов наказа­ний. Согласно этому принципу, осужденный мог бы рассчитывать на возмещение понесенного материального и мораль­ного ущерба (возвращение утраченного, возмещение мате­риального ущерба) в случаях судебной ошибки и реабили­тации. Этому принципу в настоящее время не соответствует включение в систему наказаний смертной казни. Вероятно, поэтому смертная казнь названа в ст. 59 УК РБ исключительной мерой наказания.

Целесообразная и достаточная репрессивность включаемых в систему видов наказаний: они должны быть
направлены на личность виновного, а не на членов его
семьи или близких ему людей. Содержание данного прин­ципа заключается прежде всего в том, что наказание долж­но обеспечивать целесообразное и достаточно эффектив­ное воздействие именно на личность осужденного с учетом содеянного; при этом по возможности нужно либо исключать, либо сдерживать попытки морального и физического унижения близких виновного.

Недопустимость включения в систему видов наказаний,
не имеющих ни размера, ни срока, так как это исключает
возможность индивидуализации наказания судом (ст. 47 УК РБ);

«Экономия» видов наказаний при построении систе­мы. Сущность этого принципа заключается в подборе и
закреплении в УК таких видов наказаний, которые не требуют больших материальных затрат при их исполнении
специальными органами государства;

Учет исторических традиций законодательства, нравственных и религиозных воззрений народа. Этот принцип сводится к требованию сохранять исторически оправдав­шие себя на практике виды наказания, соответствующие ожиданиям людей;

Справедливость при расположении в данной систе­ме отдельных видов наказаний по признаку их тяжести
необходимо тщательно взвешивать и учитывать представления населения о соотносительной их тяжести при определении места каждого вида наказания в системе
видов наказании;

Недопустимость включения в систему таких наказа­ний, которые имеют декларативный характер (они не
воспринимаются в качестве вида наказания ни судьями, ни на­селением и поэтому не применяются на практике);

Использование опыта зарубежных государств;

Построение системы наказаний в соответствии (со­гласии) с общепризнанными принципами и нормами между­народного права. 1

Современное уголовное законодательство Республики Беларусь предусматривает несколько возможных различных наказаний за совершенные преступные деяния. В настоящее время их насчитывается тринадцать, и это позволяет суду выбрать наиболее адекватный вид и меру государственного принуждения в соответствии с принципом индивидуализации уголовной ответственности. Эти возможные виды наказания перечислены в статье 48 УК РБ: общественные работы, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение по военной службе, арест, ограничение свободы, направление в дисциплинарную воинскую часть, лишение свободы, пожизненное заключение и, наконец, исключительная мера наказания — смертная казнь. Перечень дополняют дополнительные наказания: лишение воинского или специального звания, конфискация имущества.

На сегодняшний день существует несколько оснований классификаций видов наказаний. Например, по характеру карательного элемента они делятся на наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы, наказания, ограничивающие свободу, смертная казнь. Но наиболее часто встречающееся деление связано с возможностью их применения независимо или в зависимости от других. По этому критерию наказания делятся на основные, дополнительные и наказания, которые могут применяться в качестве основных и дополнительных. Такая система несколько неудобная для анализа, поскольку смысл и цели одного и того же наказания, применяемого как основное и как дополнительное (например, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью) различны. Поэтому подробнее мы рассмотрим виды наказаний, классифицируемые по характеру ограничений: связанные с лишением либо ограничением личной свободы осуждённого, с имущественным воздействием, связанные с ограничением иных конституционных или общегражданских прав. 1

Делая выводы по выше рассмотренному вопросу, хотелось бы отметить, что под системой наказаний необходимо понимать совокупность взаимодействующих и объединённых общностью цели элементов, которые предусмотрены уголовным законом в перечне видов наказаний (ст. 48 УК), характеризующих меры уголовно-правового воздействия в качестве уголовных наказаний. Для построения эффективной системы наказаний необходимо руководствоваться рядом принципов, изложенных в данном вопросе. На сегодняшний день существует несколько оснований классификаций видов наказаний. Для удобства раскрытия темы своей курсовой работы, я буду пользоваться классификацией изложенной в учебнике Хомича В.М.

works.doklad.ru

Тема 13. Понятие и цели наказания. Система и виды наказаний.

1.Понятие и признаки уголовного наказания.

2.Цели уголовного наказания.

3.Понятие системы уголовных наказаний и ее значение.

4.Основные и дополнительные виды наказаний.

1. Понятие и признаки уголовного наказания.

Статья 43. Понятие и цели наказания

1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Наказание — центральный институт уголовного права. В нем наиболее полно и наглядно проявляются содержание и направление уголовной политики государства, значение отдельных институтов уголовного права и другие уголовно-правовые аспекты борьбы с преступностью.

В юридической литературе понятие уголовного наказания используется в самых разных значениях:

— как правовое последствие совершения преступления; как форма реализации уголовной ответственности;

— как средство уголовно-правового воздействия на виновного в совершении преступления;

— как средство уголовно-правовой борьбы с преступлениями;

— как кара виновному за содеянное;

— как боль, некий ущерб, причиняемый на основе судебного приговора виновному в совершении преступления, и т.д.

По проблеме наказания высказывались самые различные суждения. Профессор Н.Д. Сергеевский отмечал, что в литературе насчитывается до 24 полных философских систем и около 100 отдельных теорий разных криминалистов, обосновывавших право государства наказывать преступников.

Следует отметить особую значимость уголовного наказания для реализации функций уголовного права. Некоторые из функций специфичны только для уголовного права: прежде всего, охранительная и социально-превентивная.

Между указанными общими функциями уголовного права и уголовного наказания есть определенная связь.

Так, в частности, уголовное наказание способствует реализации такой специфической функции уголовного права, как социально-превентивная функция, — общее и специальное предупреждение преступлений.

Как острейшая мера государственного принуждения, наказание заключается в предусмотренном УК лишении или ограничении определенных прав и свобод осужденного, что означает принудительное причинение ему страданий, ущемлений, стеснений морального, физического и имущественного характера.

Это полностью отвечает требованиям ст. 28 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый член общества может быть подвергнут ограничениям, установленным законом в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Следовательно, уголовное наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Это положение находит проявление в том, что уголовное законодательство Российской Федерации не знает телесных и иных позорящих наказаний, что соответствует требованиям ст. 5 Всеобщей декларации прав человека и ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Использование законодателем термина «государственное принуждение» не означает, что последний не придает должной значимости элементу кары.

В юридической литературе нет единообразия в понимании содержания кары как сущности наказания.

Многие авторы сводят ее к страданиям и лишениям, которые доставляет осужденному наказание.

Законодательное определение наказания позволяет выделить следующие его признаки:

1. Наказание — это мера государственного принуждения, что, как прямо указано в законе, состоит в лишении или ограничении прав осужденного (ч. 1 ст. 43 УК).

Уголовное наказание отличается от иных мер, применяемых, например, за административные, дисциплинарные, гражданско-правовые правонарушения, тем, что применяется только к лицам, совершившим преступление. Наказывая, государство принуждает преступника к законопослушному поведению. Исчерпывающий перечень уголовных наказаний, которые только и могут быть назначены судом за совершенные преступления, содержит ст. 44 УК. Среди наказаний предусмотрен различный уровень правоограничений, причем штраф связан с наименьшим объемом кары, а смертная казнь — с наибольшим. Действующий уголовный закон предусмотрел смертную казнь в общей системе наказаний (п. «м» ст. 44 УК).

2. Наказание назначается только судом, т. е. назначается от имени государства и в интересах всего общества.

Иные государственные органы таким правом не обладают. Исходя из ч. 1 ст. 49 Конституции РФ «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

Согласно же ч. 1 ст. 118 Конституции РФ «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». Обвинительный приговор суда является единственной процессуальной формой применения наказания.

Только суд в России вправе давать уголовно-правовую оценку содеянному и личности виновного. В ч. 1 ст. 43 УК законодатель закрепил положение, что эта «мера государственного принуждения, назначаемая только по приговору суда». Этим подтверждаются конституционные начала судопроизводства. Назначение наказания только судом определено и в действующем УПК РФ в ч. 1 ст. 8: «Правосудие по уголовным делам осуществляется только судом».

3. Наказание назначается от имени государства (ст. 296 УПК РФ), т.е. наказание носит публичный характер.

Публичность проявляется в том, что освобождение от наказания по основаниям, установленным в законе, за исключением амнистии и помилования, также осуществляется только судебными органами. При назначении наказания проявляется отрицательная официальная, моральная и правовая оценка как совершенного общественно опасного поступка, так и лица, его совершившего.

Государство, наказывая виновного, тем самым порицает его противоправное поведение. Чем выше степень общественной опасности преступления и лица, его совершившего, тем выше уровень исправительно-воспитательных элементов в уголовном наказании.

4. Наказание носит личный характер. Оно может быть назначено только при наличии вины лица в совершенном преступлении.

Невиновное причинение вреда в соответствии со ст. 49 Конституции РФ исключает уголовную ответственность и наказание. Виновность является одним из признаков преступления (ст. 14 УК), а ответственность за вину в УК стала одним из его принципов (ст.5).

Если суд не установит вину конкретного лица в совершении конкретного преступления, то такое лицо не может быть подвергнуто наказанию. Уголовное наказание всегда имеет строго индивидуальный характер, т.е. применяется конкретно к лицу, совершившему преступление, и не распространяется на других лиц, не причастных к совершению преступления.

5. Карательная сущность наказания состоит в предусмотренных УК лишениях и ограничениях прав и свобод, зависящих от вида наказания, например: права выбора места жительства, передвижения, выбора рода деятельности; лишение воинского звания, жизни.

6. Наказание обязательно влечет последствие общеправового и уголовно-правового характера — судимость.

УК не имеет конкретно такого указания. Однако по содержанию норм, помещенных в гл. 12 «Освобождение от наказания», можно сделать вывод о наличии этого признака.

Законодатель в ч. 1 ст. 86 УК раскрыл уголовно-правовое значение судимости при осуществлении

процессуальных действий и указал на связь судимости как правового последствия с назначаемым наказанием: «Судимость, в соответствии с настоящим Кодексом, учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания». Судимость определяется по УК как правовое последствие, связанное с вступлением обвинительного приговора, которым назначено наказание, в законную силу и действующее до момента погашения или снятия судимости.

Наказание нельзя признать «соизмеримой единицей» общественной опасности. Последняя есть объективная реальность, она первична по отношению к наказанию. Поэтому в ст. 15 УК «Категории преступлений» дано подразделение преступлений на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, исходя, в частности, из максимального наказания, предусмотренного УК.

studfiles.net

Это интересно:

  • Приказ минфина россии от 22 июля 2018 г 116н Приказ Минфина России от 18 апреля 2018 г. N 83н “Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018 - 2020 гг. и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 7 июня 2017 г. N 85н "Об утверждении […]
  • Закон 44-фз ст 45 Проект банковской гарантии не является надлежаще оформленным обеспечением Участник при подписании контракта в качестве обеспечения контракта прикрепил не копию, а проект банковской гарантии (на прикрепленном файле нет подписи, печати выдавшего данную банковскую гарантию […]
  • Статьи 45 федерального закона Статьи 45 федерального закона Прокуратура Республики Коми Официальный сайт Некоторые вопросы, возникающие при обеспечении исполнения контракта банковской гарантией В соответствии с ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок […]
  • Заявление по пользованию денежными средствами Заявление по пользованию денежными средствами Именем Российской Федерации г.Александровск 7 марта 2013г. И.о. мирового судьи судебного участка № 44, мировой судья судебного участка №45 Александровского муниципального района Пермского края Кичатов А.А., при секретаре […]
  • 305 приказ мо рф Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 05.02.2002 N 45 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 ИЮЛЯ 2001 Г. N 305" "Бюллетень […]
  • Российское издание законов Полное собрание законов Российской империи Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ), наиболее полный сборник законодательных актов, расположенных в хронологическом порядке, по номерам утверждения каждого акта царём. Кодификация законов в России началась во 2-й […]
  • Приказ 544 по плану графику Приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н “Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении […]
  • Понятие и цели наказанияСистема и виды уголовных наказаний Понятие и цели наказанияСистема и виды уголовных наказаний 64. Понятие и цели наказания. Система и виды наказаний. 1. Понятие наказания. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в […]