Военное преступление рб

| | 0 Comment

bargu.by — Сайт студентов БарГУ — Барановичского Государственного Университета

Военные преступления и нарушение законов и обычаев ведения войны

1. понятие и общая характеристика военных преступлений
2. вербовка, обучение, финансирование и использование наемников
3. наемничество

1. Родовой объект – законы и обычаи ведения войны. Существует ряд международных конвенций, которые регламентируют эти законы и обычаи:
• Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях
• Женевская конвенция об обращении с военнопленными

Для правомерного привлечения виновных к ответственности имеет значение статус лиц, в отношении которых совершено преступление.
Комбатанты – участники военных действий.
Объективная сторона всех этих преступлений – совершение конкретных активных действий в зависимости от диспозиции статьи.
Все составы с формальной конструкцией.
Субъективная сторона – умышленная вина + прямой умысел.
Субъект общий + специальный.

2. Объект – порядок участия граждан в военных действиях, вооруженных конфликтах, мир и мирное сосуществование государств и народов.
В соответствии с тем, что это преступление международного характера, международной правовой базой борьбы с ним является международная конвенция «О борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников» 1989г.
Военные действия – действия на уничтожение или выведение из строя людей, боевой техники и вооружения, гражданских и военных объектов, имущество, которые составляет военный потенциал страны, против которой направлены те действия.

Субъект общий, ответственность с 16 лет.

3. Объект – порядок участия граждан в военных действиях и вооруженных конфликтах, мир и мирное сосуществование государств и народов

Состав имеет формальную конструкцию. Считается конченым с момента участия наемника в военных действиях.
Субъективная сторона – умышленная вина, прямой умысел. Цель – получение материального вознаграждения.
Субъект – наемник, ответственность с 16 лет.

bargu.by

Общая характеристика военных преступлений и других нарушений законов и обычаев ведения войны (ст. 135, 136 УК)

Мировое сообщество стремится, на сколько это возможно, смягчить последствия войны, устанавливая требования к поведению воюющих сторон.

Военные преступления и другие нарушения законов и обычаев ведения войны – совершенные умышленно общественно опасные деяния, предусмотренные соответствующей главой Особенной части УК, выражающиеся в нарушении установленных международным гуманитарным правом правил ведения войны, использования средств и методов борьбы, обращения с жертвами войны и др.

Родовой объект – общественные отношения, обеспечивающие смягчение участия жертв войны, предупреждение неоправданного ущерба.

Особенность военных преступлений – совершаются во время вооруженного конфликта либо в связи с таким конфликтом.

Субъективная сторона – умысел.

Субъект – любое лицо, участвующее в вооруженном конфликте (с 16 лет).

Ст. 135. Нарушение законов и обычаев войны.

Непосред. объект – общест. отношения, обеспечивающие гуманное обращение к гражданскому населению и жертвам войны.

Потерпевшие – лица, сдавшие оружие или не имеющие средств защиты, военнопленные, раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, мед. работники, санитарный и духовный персонал, гражданское население на оккупированной территории, иные лица, пользующиеся международной защитой.

Объективная сторона – совершение альтернативных действий:

· принуждение данных лиц к службе в вооруженных силах противника или к переселению, либо лишение их права на независимый и беспристрастный суд, либо ограничение права этих лиц на защиту в уголовном судопроизводстве;

· причинение тяжких телесных повреждений данным лицам, истязание, либо проведение над ними, даже с их согласия, медицинских, биологических и других экспериментов, либо использование их для прикрытия своих войск или объектов от военных действий, либо захват и удержание таких лиц в качестве заложников, либо угон гражданского населения для принудительных работ;

· умышленное убийство данных лиц.

Субъективная сторона — умысел.

Субъект – с 16 лет (представитель армии противника).

Ст. 136. Преступные нарушения норм МГП во время вооруженных конфликтов.

Объект – порядок соблюдения норм международного гуманитарного права во время вооруженного конфликта.

Время – вооруженный конфликт.

Объективная сторона – альтернативные действия, выражающиеся в нарушении норм международного гуманитарного права во время вооруженного конфликта:

1) применение средств и методов ведения войны, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие;

2) умышленное причинение обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде;

3) использование голода среди гражданского населения в качестве метода ведения военных действий;

4) превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения;

5) совершение нападения на гражданское население или на отдельных гражданских лиц;

6) совершение нападения на лицо, заведомо для виновного прекратившее принимать непосредственное участие в военных действиях;

7) перемещение части собственного гражданского населения на оккупируемую территорию;

jurisprudence.club

Вопрос № 1. Общая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества и военные преступления;

Общая характеристика преступлений против мира. безопасности человечествава и военные преступления

Преступления против мира, безопасности человечества и военНЫЕ преступления.

ТЕМА № 2

2. Геноцид: анализ состава преступления (ст. 127 УК)

Преступления против мира и безопасности человечества и военные преступления в юридической литературе называются международными преступлениями. Нормы, предусматривающие ответственность за преступления против мира и безопасности человечества и военные преступления специфичны по своей природе.

Писанные нормы содержащие ответствнность за международные преступления появились в 19 начале 20 века. Важное значение в кодификации норм, посвященных международным преступлениям сыграл Устав Международного военного трибунала от 8.08.1945, утвержденный соглашением правительств четырех государств-победителей во Второй мировой войне СССР, США, Великобритании, и Франции. Устав был принят в целях проведения процесса в немецком городе Нюрнберге по делу военных преступников, виновных в развязывании Второй мировой войны. В ст. 6 Устава международные преступлния классифицировались на три группы:

¨ преступления против мира;

¨ преступления против человечности.

После Нюрнбергского процесса, а также после Токийского процесса над японскими военными преступниками работа по развитию нормативной базы продлжалась в рамках ООН. Под эгидой ООН 12.08.1949 в г. Женева (Швейцария) были приняты четыре конвенций:

¨ Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

¨ Об улучшении участи лиц, потерпевших кораблекрушение из состава воюющих сторон на море.

¨ Об обращении с военослужащими;

¨ О защите гражданского населения во время войны.

Участниками женевских конвенций. являютсяся 188 государств. Конвенции образуют основу межднародного гуманитарного права как права, применяемого в период войны или вооруженных конфликотв.

Процесс по формированию нормативной базы о международных преступлениях активизировался в 90-х годах ХХ в.В 1994 г. Комиссией международного права ООН был принят проект Кодекса преступленийий против мира и безопасности человечества. Особенная часть данного Кодекса предусматривает 5 видов преступлений:

¨ преступления против человечества;

¨ преступления против персонала ООН и дипломатических лиц;

Большое значение в настоящее время имеют уставы специальных международных судов (трибуналов). В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН в 1993 г. был принят Устав Международного трибунала по бывшей Югославии. В 1994 г. был принят Устав Международного трибунала по Руанде. Поводом к созданию этих Трибуналов явилось грубое нарушение военного права на территории бывшей Югославии и Руанды. Данные трибуналы были созданы по приницпу ad hoc (по случаю) для осуждения военных преступников, совершивших массовые акции по уничтожению людей. Эти трибуналылы находятсяся в Гааге (Королевство Нидерланды).

Создание и деятельноссть трибуналов по принципу ad hoc не может рассматриваться как универсальный механизм в борьбе с международными преступлениями. Вследствие этого среди членов мирового сообщества возникла идея по созданию Международного уголовного суда (МУС), имеющего универсальное значение. Эта идея была релизована под эгидой ООН 17 июля 1998 г. путем подписания многостороннего договора, так называемого Римского статута. Согласно ст. 12 Римского статута Международный уголовный суд становится действующим органом после ратификации Статута 60 государствами. 2 июня 2002 г. Суд начал свою работу. В соотвии с Римским статутом МУС действует по принципу дополняемости, т.е. он дополняет национальные органы уголовной юстиции. Международный уголовный суд рассматривает дела только в тех случаях случаях, когда государство, на территории которого совершено преступление или гражданином которого является преступник, не желает или фактически не может осуществить расследование и выдвинуть обвинение.

В Римском статуте даны определения преступлений против человечности и военных преступлений.

Преступления против человечности означают деяния, которые соврешены в рамках широкомасштабных или системататических нападений на любых гражданских лиц, если такое нападение совершено сознательно. Статья 7 Статута устанавливает примерный перечень деяний, совершаемых в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц, и если такое нападение совершается сознательно:

¨ депортация или насильственное перемещение населения;

¨ заключение в тюрьму или другое жестокое лишение физической свободы в нарушение основополагающих норм международного права;

¨ изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, принудительная стерилизация или любые другие формы сексуального насилия сопоставимой тяжести;

¨ преследование любой идентифицируемой группы или общности по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, гендерным;

¨ насильственное исчезновение людей;

¨ другие бесчеловечные деяния аналогичного характера, заключающиеся в умышленном причинении сильных страданий или серьезных телесных повреждений или серьезного

К военным преступлениям относятся серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г. и другие серьезные нарушения законов и обычаев международных вооруженных конфликтов.

Статья 8 Статута содержит общий перечень военных преступлений:

¨ умышленное нападение на гражданские объекты;

¨ ненадлежащее использование флага парламентера.

В настоящий момент МУС приступил к рассмотрению конкретных дел по обвинению различных лиц в совершении преступлений против мира и безопасности человечества и военных преступлений. В частности был арестован и предан Международному уголовному суду гражданин Конго Тома́ Лубанга Дьило, предполагаемый создатель и руководитель вооружённого ополчения. Он обвиняется в призыве на воинскую службу детей в возрасте до 15 лет и использовании их в военных действиях. Кроме того, прокурор МУС выдал ордеры на арест 5 членов вооружённого формирования в Уганде, обвиняемых в похищении тысяч детей, которых они насильно вербовали в свои ряды либо использовали в качестве домашней прислуги или сексуальных рабов.

21 июля 2008 года Международный уголовный суд выдал ордер на арест президента Судана Омар аль-Башира по обвинению в геноциде в связи с конфликтом в Дарфуре. Таким образом аль-Башир стал первым действующим главой государства, против которого было выдвинуто обвинение органом международной юстиции.

Всего МУС выдал ордеры на арест 12 человек. Из них 6 на свободе, 2 умерли и 4 находятся под стражей.

В XX ст. сформировалась самостоятельная отрасль международного права – международное уголовное право. Международное уголовное право находится на стыке международного права и национального уголовного права.

В отечественном уголовном праве нормы международного. права применяются только через процедуру ратификации международных договоров и введения в УК Республики Беларусь соотвующих норм. Нормы международного уголовного права находят свое отражение в нормах национального уголовного права посредством имплементации. Наиболее распространненым способами имплементации являются инкорпорация и трансформация. При инкорпорации норма международного уголовного права без изменений дословно воспроизводится в УК Республики Беларусь. При трансформации осуществляется определнная переработка нормы.

Групповым обектом международных преступлений является отношения содержанием кототрых является мирное сосуществование государств и безопасность людей. Большинство международных преступлений обладает исключительно высокой степенью общественной опасности. По-этому на международные преступления сроки давности не распраняютя (ст. 85 УК).

Сложившася в международной практике классификация преступлений выглядит следующим образом:

¨ преступления против мира (ст. 122-126, 129 УК);

¨ преступления против безопасности человечества (ст. 127, 128, 130, 131 УК);

¨ военные преступления и другие нарушения законов и обычаев войны (гл. 18 УК).

Военные преступления необходимо отличать от воинских преступлений. Воинские посягают на установленный порядок несения военной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь или других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь (раздел XIV УК Беларуси).

Диспозиции норм раздела VI УК «Преступления против мира, безопасhости человечества и военные преступления» являются бланкетными. Конструкция составов различна по характеру. Составы преступлений, предусмотренных ст. ст. 126, 128, 131, 136 УК – формально-материальные; ч. 1 ст. 122, ст.ст. 125, 127, 132, 134 УК усеченные. Остальные составы преступлений формальные.

В основном преступные деяния, предусмотренные разделом VI УК сложные по характеру, предпологающие несколько альтернативных деяний. В разделе XIV УК Беларуси имеют место длящиеся составы преступлений, например, наемничество (ст. 133 УК). Все преступления против мира и безопасности человечества и военные преступления характирузуются действием. Исключение составляет ч. 1 ст. 137 (бездействие либо отдание преступного приказа во время вооруженного конфликта). Субъективная сторона всех преступлений, ответствнность за совершение которых предусмотрена нормами раздела XIV УК Беларуси, предполагает только прямой умысел.

С позиций национального уголовного права субъектом преступления является вменяемые физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. В международном праве вопрос является дискуссионным. Проблема в том, что субъектом международного права является государство. При правовой оценке агрессии государств в международном праве возникает вопрос о том, кто должен отвечать за эту агрессию: государство или физические лица, и кто именно.

Приговором Нюрнбергского международного военного трибунала было было определно, что преступления против мира и безопасности человечества совершены людьми, а не абстрактными категориями такими как государство, и только путем привлечения к уголовной ответственности отдельных лиц могут быть соблюдены нормы международного права. Значение Нюрнбергского процесса для международного уголовного права заключается в том, что впервые по его итогам была реализована уголовного ответственность в отношении физических лиц (высших должностных лиц Германского третьего рейха) за совершение международных преступлений.

Вопрос № 2. Геноцид: анализ состава преступления (ст. 127 УК)

Нормативное определение геноцида дано в Конвенции 9.12.1948. «О предупреждении преступления геноцида и наказание за него». В ст. 2 Конвенции под геноцидом понимается действия, совершенные с намерением уничитожить полностью или частично какую-либо национальную, этическую, расовую, религиозную группу как таковую.

Конвенция 1948 была ратифицирована БССР 11 августа 1954 года. Статья 5 Конвенции обязывала участников привести национальное уголовное законодательство в соответствие с положениями данной конвенции. Уголовная ответственность за геноцид в уголовном законодательстве Беларуси была введена в только спустя 55 лет с принятием УК 1999.

Геноцид является особо тяжким престумлением. Геноцид может иметь не только международный, но и внутригосударственный характер, может быть совершен не только в условиях войны, но и в мирное время, что существенно повышает общественную опасность геноцида.

studopedia.su

Военное преступление

В ночь на четверг западная коалиция борцов с ИГ* (США, Франция, Великобритания и ещё шесть десятков чёрт знает каких стран) заявила о «неспровоцированной атаке» на штаб Сирийских демократических сил (SDF, они же FDS). Атака якобы была осуществлена «проправительственными вооружёнными формированиями».

Отмечу эти «проправительственные вооружённые формирования» — поскольку коалиция не назвала их «правительственной армией», возможно, подразумеваются добровольцы из Ливана (бойцы «Хезболлы») или из Ирака — и поехали дальше.

Случилось это, туманно заявляют СМИ, «к востоку от Евфрата», в восьми что ли километрах.

Только один источник упоминает, что местом действия была провинция Дейр эз-Зор. В атаке участвовала артиллерия и танки российского производства — Т-54 и Т-72. Так как Сирия десятилетиями закупала российское оружие, то ничего удивительного в российских танках нет.

Атака была совершена на штаб-квартиру FDS, а вот о жертвах почему-то не заявили (про убитых, раненых и разрушения ничего конкретного коалиция не сообщила). Предположим, что артиллерия и танки таки развалили штаб-квартиру арабо-курдских Сирийских демократических сил.

Степень демократичности этого альянса нам с вами не известна. Я так сомневаюсь в их демократичности. Кстати сказать, в прошлом курды активно участвовали в массовых убийствах армян в Турции, так что.

Дополнительная информация: коалиция утверждает, что в штаб-квартире находились американские советники.

В ответ коалиция нанесла удары по проправительственным вооружённым формированиям, «чтобы отразить акт агрессии в отношении партнёров, участвующих в борьбе с группировкой ИГ», и отправила на тот свет, нам сообщают, сотню душ. Это по утверждениям коалиции, пока не подтверждённым независимыми источниками.

Они ещё, как утверждают, звонили российским военным и якобы предупредили их, что будет обстрел.

«Коалиция намерена сконцентрироваться на борьбе против ИГ в долине Евфрата и подтверждает своё неоспоримое право на самозащиту», — огрызнулись из коалиции.

«Неспровоцированная атака» пока неубедительно выглядит, да? Судите сами: где-то к востоку от Евфрата, неидентифицированные «проправительственные силы», жертв (подозрительно) не то вовсе нет, не то есть, но о них молчат почему-то.

Тем не менее вдарили с удовольствием в ответ, как будто именно такого повода и ждали.

Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан (французы они эмоциональны и запальчивы) обвинил уже, свалив в одну кучу, «режим в Дамаске, Турцию, Иран и всех тех, кто атакует Восточную Гуту и Идлиб», в нарушении международных прав.

Расшифруем, переведём с запальчивого французского: «режим в Дамаске» — это французский министр иностранных дел так называет Сирийскую Арабскую Республику, между прочим, государство — член Организации Объединённых Наций.

Военные операции Сирии на её собственной территории не нарушают международное право. Хотя и не факт ведь, что «проправительственные вооружённые формирования» — это армия Асада.

Иран в нападении на штаб-квартиру SDF не упоминается, но вообще-то участие Ирана в военных действиях по просьбе президента Асада так же легально и соответствует требованиям международного права.

Восточная Гута контролируется джихадистами «Братьев-мусульман»** (организации, запрещённой в большинстве стран) и. британскими спецназовцами.

Идлиб, провинция, где только что геройски погиб майор Роман Филипов, контролируется «Аль-Каидой»***, запрещённой в России, да и везде в других странах.

Как ответила на, по сути дела, военное преступление американской коалиции коалиция Россия — Иран — Турция?

Лидеры России, Турции и Ирана договорились в ближайшие дни собраться на трёхсторонний саммит в Стамбуле. Точная дата пока не определена.

Эрдоган и Путин, поговорив по телефону, решили вот что: «Ускорить создание постов военного наблюдения в провинции Идлиб на севере Сирии». А также обсудили гуманитарную обстановку в Восточной Гуте — секторе, находящемся в руках восставших, но окружённом сирийской армией на периферии Дамаска.

Самое пикантное обстоятельство (его не упомянул французский министр иностранных дел) заключается в том, что французские, британские, американские и другие силы западной коалиции находятся на территории Сирии без согласия признанного международным сообществом правительства Сирии, то есть находятся незаконно.

Несомненно, уровень опасности столкновения между Россией и коалицией после этого кровавого эпизода повысился. Однако войны с Соединёнными Штатами у России, по моему мнению, не будет. США не готовы так сильно рисковать.

Они готовы к куда меньшей степени риска.

* «Исламское государство» (ИГ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.

** «Братья-мусульмане» — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003.

*** «Аль-Каида» — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

russian.rt.com

Военное преступление рб

Ответственность за нарушения норм МГП несут как государства, так и отдельные лица.

По отношению к государствам современное международное право предусматривает прежде всего так называемые квази-гражданские санкции, обязывающие государство выплатить компенсацию за причиненный им ущерб форма ответственности, предусмотренная с 1907 г. Гаагским правом и повторенная почти дословно в Женевском праве (в Первом дополнительном протоколе 1977 г.): Сторона, находящаяся в конфликте, которая нарушает положения Конвенций или настоящего Протокола, должна возместить убытки, если к тому есть основание. Она несет ответственность за все действия, совершаемые лицами, входящими в состав ее вооруженных сил.

Но, несомненно, еще более важно, что согласно современным нормам МГП, отдельные лица, совершившие или приказавшие совершить военные преступления, несут индивидуальную уголовную ответственность за свои действия. Отвергая попытки использовать для защиты немецких военных преступников доктрину государственного акта и свести дело лишь к ответственности государства как такового, Нюрнбергский приговор провозгласил: Преступления против международного права совершаются людьми, а не абстрактными категориями.

Нарушения МГП делятся на две основные категории: серьезные и все остальные. Не вдаваясь в некоторые юридические тонкости, скажем, что серьезные нарушения МГП считаются военными преступлениями. Они четко прописаны в источниках современного международного гуманитарного права.

В частности, в Женевских Конвенциях 1949 г. (ст. 50 Первой конвенции, ст. 51 Второй конвенции, ст. 130 Третьей конвенции, ст. 147 Четвертой конвенции) к таким серьезным нарушениям отнесены следующие действия, совершаемые по отношению к лицам, находящимся под защитой МГП: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное депортирование и арест, принуждение покровительствуемого лица служить в вооруженных силах неприятельской державы или лишение его права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, взятие заложников, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества гражданских лиц.

Первый дополнительный протокол 1977 г. этот перечень расширил. Статьей 85 к серьезным нарушениям Протокола отнесены: превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц в объект нападения; совершение нападения неизбирательного характера; нападение на установки или сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы, АЭС); превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения; совершение нападения на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в военных действиях; вероломное использование отличительной эмблемы Красного Креста или других защитных знаков.

За эти и другие военные преступления (в частности, основанный в 1993 г. международный трибунал по бывшей Югославии добавил к перечню военных преступлений изнасилование, совершенное комбатантом в период войны) уголовная ответственность должна наступать всегда.

Согласно Женевским конвенции 1949 г. и Дополнительным протоколам к ним, а также ряду других источников МГП, государства обязаны ввести в действие национальные законы, необходимые для обеспечения эффективных уголовных наказаний лиц, совершивших или приказавших совершить серьезные нарушения конвенций. (Что касается других нарушений гуманитарного права, не перечисленных в источниках МГП, государства должны пресекать их совершение, но они не обязаны подвергать виновных уголовному преследованию, хотя и могут это делать; чаще всего за эти нарушения предусматривается дисциплинарное взыскание).

Согласно принципу универсальной юрисдикции, государство обязано преследовать военных преступников, находящихся на его территории, независимо от их гражданства, национальности, независимо от того, где и против кого они совершили военное преступление. Так, действуя в соответствии с принципами универсальной юрисдикции, Бельгийский суд возбудил уголовное преследование против руандийцев, обвиняемых в убийствах своих сограждан у себя на родине; Германия судила у себя человека, совершившего преступления в Боснии.

Важная особенность также заключается в том, что военные преступления не имеют срока давности. Например, совсем недавно в Великобритании было возбуждено судебное преследование против 80-летнего эмигранта из Белоруссии за преступления, совершенные во время второй мировой войны (правда, дело было прекращено из-за невозможности обвиняемого предстать перед судом).

Таким образом, человек, совершивший военное преступление, согласно нормам МГП, неотвратимо должен понести за него уголовное наказание, даже если этого человека удастся обнаружить только спустя много лет после совершения им преступления, и где-то в другой части света. Ни одна страна не имеет права избавить военного преступника от наказания, предоставив ему политическое убежище. Государство обязано либо само судить человека, обвиняемого в совершении военного преступления, либо выдать его тому государству, на территории которого было совершено военное преступление, если то государство сделает соответствующий запрос.

Таким образом, преследование военных преступников, прежде всего, осуществляется на уровне отдельных государств. Если военные преступления, влекущие за собой уголовную ответственность, перечислены в основных источниках МГП, то такое конкретно наказание назначать виновным дело самих государств. Учитывая, что в разных странах, естественно, существуют разные законы (даже если исключить такой фактор, как симпатии-антипатии), участь человека, признанного виновным в совершении военного преступления, во многом зависит от того, в какой стране его судили. За одно и то же преступление в разных странах наказывают по-разному. В некоторых странах предусмотрены очень серьезные наказания за военные преступления. Например, в Канаде или Австралии за нанесение увечий лицу, находящемуся под защитой Женевских конвенций, полагается большой срок тюрьмы, а за убийство смертная казнь. Тогда как в Германии максимальное наказание за аналогичные преступления 10 лет тюрьмы, а в Тайланде только 7 лет тюрьмы. Положение осложняется также тем, что государства зачастую не могут или не хотят преследовать за военные преступления своих военнослужащих, своих высокопоставленных чиновников (а ведь даже глава государства может быть повинен в совершении военных преступлений!).

Подобное положение дел, очевидно, нельзя признать нормальным. Но его нереально исправить, пока преследование за военные преступления осуществляется на уровне отдельных государств. В последнее время появились надежды на некоторое изменение ситуации в связи с созданием Международного уголовного суда. Таким образом, в настоящее время существует два уровня, на которых осуществляется преследование и наказание военных преступников: государственный и международный.

Некоторые известные правоведы, такие, как Арье Найер, считают, что особенно важно, когда следствие и наказание осуществляется на международном уровне это недвусмысленное заявление о том, что в осуждении преступников принимает участие весь мир. К тому же, только международный суд в некоторых случаях может дать реальную возможность преследовать за совершение военных или других тяжких преступлений (таких, как геноцид) высокопоставленных государственных чиновников.

Один из основателей МККК, соратник Анри Дюнана Гюстав Муанье еще в 1860-х годах предложил учредить международный уголовный суд. Но прошло много времени прежде, чем его идея начала воплощаться в жизнь.

Впервые международные трибуналы были созданы по окончании второй мировой войны. Речь идет о Нюрнбергском и Токийском трибуналах, на которых судили нацистских и японских военных преступников. Нюрнбергский и Токийский процессы имели огромное значение для дальнейшего развития международного права. Основные положения уставов и приговоров этих трибуналов были подтверждены несколькими резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН и стали общепризнанными принципами современного международного права. В частности, значение уставов и приговоров данных трибуналов заключается в том, что они со всей категоричностью подтвердили принцип индивидуальной уголовной ответственности за нарушения норм права вооруженных конфликтов. Именно решения Нюрнбергского трибунала сформировали принцип МГП, согласно которому совершение военного преступления по приказу начальника (командира) не освобождает исполнителя от ответственности, хоть и может явиться в некоторых случаях смягчающим вину обстоятельством. Командир же несет уголовную ответственность не только в тех случаях, когда сам отдал приказ о совершении преступного деяния, но и в тех случаях, когда он знал о готовящемся преступлении и не сделал все возможное для его предотвращения. То есть преступным может быть не только действие, но и бездействие.

Непосредственно по окончании работы Нюрнбергского и Токийского трибуналов в ООН прозвучали предложения создать постоянно действующий международный уголовный суд, но их реализации помешала холодная война. Кроме того, слишком многие правительства опасались, что в случае создания такого суда они сами могут оказаться на скамье подсудимых. Необходимая политическая поддержка была оказана только в 1993 г., то есть спустя почти полвека после завершения работы Нюрнбергского трибунала: 22 февраля 1993 года Совет безопасности ООН единогласно решил, что должен быть создан международный трибунал для привлечения к ответственности лиц, повинных в тяжких нарушениях МГП, имевших место на территории бывшей Югославии с 1991 года. (Первое заседание трибунала состоялось в Гааге 17 ноября 1993 года). Вскоре после этого был создан еще один трибунал, полномочный привлекать к ответственности лиц, совершивших преступления во время конфликта в Руанде в 1994 г. Эти трибуналы сыграли значительную роль в развитии гуманитарного права, уточнили некоторые нормы МГП, привлекли ряд преступников к ответственности. Однако данные трибуналы носят локальный, ограниченный во времени и пространстве, характер. Первый из вышеупомянутых трибуналов обладает полномочиями судить за преступления, совершенные на территории бывшей Югославии начиная с 1991 г, второй за преступления, совершенные в Руанде или гражданами Руанды в 1994 г. Кроме того, трибунал по бывшей Югославии нередко обвиняют в политической ангажированности. Подобные обвинения представляются небеспочвенными. Факты говорят сами за себя. Например, к началу 1998 г. Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) публично обвинил 76 человек, из которых 57 сербов, 10 хорватов и 9 мусульман. 12 июня 1999 г., после окончания бомбежек Югославии, миссия Трибунала вошла в Косово вместе с силами KFOR. Вновь началась усиленная охота на сербов, обвиняемых в военных преступлениях. В то же время, как было отмечено в постановлении Госдумы России, МБТЮ игнорирует серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные государствами-членами НАТО в ходе агрессии против СРЮ. Албанские экстремисты, совершавшие в Косово преступления против человечества, также избежали судебного преследования.

Возникает подозрение: не влияет ли на подобную пристрастность Трибунала то обстоятельство, что финансируется он, в основном, за счет Соединенных Штатов Америки, а также за счет других стран-членов НАТО? (в штате Трибунала состоят свыше тысячи человек, ежегодный бюджет Трибунала около 100 млн. долларов).

Применение двойных стандартов может скомпрометировать саму идею преследования военных преступников на международном уровне. Остается надеяться, что начавший работу в 2002 г. постоянно действующий Международный Уголовный Суд (МУС) постепенно станет беспристрастным и независимым органом правосудия. Хотя, к сожалению, уже есть основания для пессимизма

Вкратце история МУС такова: На своей пятьдесят второй сессии Генеральная Ассамблея ООН постановила созвать Дипломатическую конференцию полномочных представителей под эгидой Организации Объединенных Наций по вопросу об учреждении международного уголовного суда, которая впоследствии состоялась летом 1998 года в Риме. На этой конференции, в которой участвовали представители 160 государств, был принят Статут международного уголовного суда. Для того чтобы Суд начал функционировать, не менее шестидесяти государств должны были ратифицировать Статут. К июлю 2002 г. это произошло, и МУС, располагающийся в Гааге (Нидерланды) официально приступил к работе.

В Статут включено положение о дополнительном характере суда, то есть о том, что Международный уголовный суд будет не подменять собой национальное правосудие, а дополнять работу национальных судебных систем, принимая к рассмотрению дела только в таких ситуациях, где отправление правосудия национальными судами окажется неэффективным или недостижимым.

Суд наделен мандатом судить не государства, а физических лиц, и привлекать их к ответственности за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества: военные преступления, преступления против человечности и геноцид, а также преступление агрессии.

Необходимо сделать две оговорки.

МУС обладает юрисдикцией не в отношении любых военных преступлений, а в отношении тех, которые совершены в рамках плана или политики или при крупномасштабном совершении таких преступлений. Иными словами, по требованию некоторых государств, был установлен своеобразный порог, позволяющий предотвратить передачу в МУС отдельных, единичных военных преступлений.

Что касается преступления агрессии, то МУС сможет судить за него лишь после того, как будет принято четкое, устраивающее всех участников Римского статута определение понятия агрессия.

Понятия военные преступления, преступления против человечности и геноцид нередко путают. Действительно, по сути своей, они схожи друг с другом. Более того, одно и то же деяние (например, пытки и биологические эксперименты на людях) может рассматриваться и как военное преступление, и как преступление против человечности, в зависимости от обстоятельств.

Военные преступления, являющиеся серьезными нарушениями норм МГП, могут быть совершены только в период вооруженного конфликта, тогда как преступления против человечности и геноцид могут быть совершены как в военное, так и в мирное время.

Преступления против человечности, в соответствие со Статутом МУС, включают в себя такие деяния, осуществляемые в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население, как истребление гражданского населения, обращение в рабство, пытки, изнасилования, принудительная беременность, преследование по политическим, расовым, национальным, этническим, религиозным или гендерным мотивам.

Геноцид действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу (в частности, убийство членов этой группы, причинение серьезных телесных повреждений, создание невыносимых условий жизни).

Доказать факт геноцида обычно бывает трудно, так как для этого необходимо установить, что действие было совершено именно с намерением, упомянутым выше (причем, число жертв в этом плане особой роли не играет).

Так, же, как и военные преступления, геноцид и преступления против человечности не имеют срока давности.

Создатели МУС полагали, что Международный уголовный суд позволит по горячим следам привлекать к ответственности людей, виновных в вышеупомянутых преступлениях, в какой бы точке Земли они ни совершили эти преступления, что сам факт существования постоянно действующего Международного уголовного суда явится сдерживающим фактором, заставит людей хорошенько подумать прежде, чем отдавать или исполнять преступные приказы.

Статутом МУС был предусмотрен целый комплекс мер, направленных на достижение беспристрастности и компетентности принимаемых Судом решений.

Накануне создания МУС генеральный секретарь ООН Кофи Аннан заявил: Создание международного уголовного суда вселяет надежду на торжество справедливости во всем мире. Но суждено ли этой надежде сбыться?

Не все государства согласились признать юрисдикцию Международного уголовного суда. Среди стран, не подписавших статут и заявивших об отказе участвовать в его работе Китай, Пакистан, Индия, Турция. Пожалуй, наиболее жестким противником Международного уголовного суда выступили Соединенные штаты Америки (конкретно администрация Джорджа Буша-младшего). Посол США Стефан Миникес заявил: Соединенные Штаты решительно возражают против претензии МУС на юрисдикцию в отношении граждан тех стран, которые не являются участниками договора Нас беспокоит то, что неподотчетность МУС и его обвинителей приведет к политически мотивированным попыткам проводить следственные и судебные действия в отношении американских военных и других государственных служащих.

Не секрет, что многие желали бы привлечь к ответственности представителей США, в том числе и высокопоставленных, за действия американских военных в Ираке и других горячих точках (Международный уголовный суд обладает юрисдикцией только в отношении преступлений, совершенных после 1 июля 2002 г.). Власти США объявили, что прекращают военную и экономическую помощь странам, которые поддержали МУС. Послы США едва ли не во всех странах мира начали вести переговоры о подписании двусторонних соглашений, выводящих граждан Соединенных Штатов из-под юрисдикции суда (такие соглашение США уже подписали более чем с 80 государствами). Пригрозив Совету безопасности ООН вывести из Боснии американских миротворцев, представители США добились двенадцатимесячного моратория на судебное преследование со стороны МУС граждан тех стран, которые не ратифицировали Статут. Учитывая, что мораторий этот может быть неоднократно продлен, существует большая вероятность того, что МУС так и не будет обладать возможностью судить граждан США. Как заявил представитель США в ООН Джон Негропонте, правительство США никогда не позволит задержать ни одного американца по решению МУС. Официальные представители многих стран расценили предоставление Соединенным Штатам упомянутого иммунитета как нарушение основ международного права и поражение фундаментального принципа перед судом все равны.

До сих пор большинство людей, совершивших военные преступления и преступления против человечности, оставались безнаказанными. С постоянно действующим Международным уголовным судом многие связывали надежды на изменение ситуации. Однако если отныне граждане одних стран будут нести ответственность за свои преступления по всей строгости закона, а граждане других стран будут обладать иммунитетом — такую ситуацию тоже трудно признать нормальной.

Ответственность за нарушения норм МГП несут как государства, так и отдельные лица. Нарушения делятся на две основные категории: серьезные и все остальные. Серьезные нарушения (военные преступления) четко прописаны в источниках современного международного гуманитарного права.

Согласно принципу универсальной юрисдикции, государство обязано преследовать военных преступников, находящихся на его территории, независимо от их гражданства, национальности, независимо от того, где и против кого они совершили военное преступление. Военные преступления не имеют срока давности. Государство должно либо само судить человека, обвиняемого в совершении военного преступления, либо выдать его другому государству, сделавшему соответствующий запрос.

Кроме национального (государственного) уровня, преследование и наказание военных преступников осуществляется также на международном уровне. С 2002 г. существует постоянно действующий Международный Уголовный Суд (МУС). В его Статут включено положение о дополнительном характере суда, то есть о том, что он не подменять собой национальное правосудие, а дополнять работу национальных судебных систем, принимая к рассмотрению дела только в таких ситуациях, где отправление правосудия национальными судами окажется неэффективным или недостижимым. Суд наделен мандатом судить физических лиц и привлекать их к ответственности за военные преступления, преступления против человечности и преступление геноцида. Однако, противодействие деятельности МУС со стороны ряда государств (прежде всего, США) вызывает сомнения по поводу того, действительно ли МУС сможет стать эффективным органом международного правосудия.

www.history-journal.ru

Это интересно:

  • Правила чтения английский pdf Правила чтения английских слов для ленивых. Васильева Е.А. Цель пособия — познакомить с правилами чтения односложных, двусложных и многосложных слов английского языка, что в дальнейшем поможет выработать и закрепить навыки быстрого правильного чтения слов данных групп […]
  • Мировые суды красноярского края ЗАКОНКрасноярского края О мировых судьях в Красноярском крае Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», федеральными законами «О статусе судей в Российской Федерации», […]
  • Закон рф о гражданской обороне с изменениями ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 28-ФЗ от 12.02.1998 г. О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ См. графическую копию официальной публикации Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (с изменениями от 9 октября 2002 г., 19 июня, 22 августа 2004 г., 19 июня 2007 г., 25 […]
  • Юрист дги Адвокат по спорам с ДГИ Департамент городского имущества г. Москвы (ДГИ) часто в незаконном порядке отказывает гражданам, которые хотят приватизировать жилье или заключить договор социального найма. В одиночку бороться с бюрократической государственной машиной дело слишком […]
  • Исковое заявление на мосэнергосбыт Мосэнергосбыт подал иск к коммунальной квартире о взыскании задолженности Добрый день. Мосэнергосбыт подал в суд на коммунальную квартиру о взыскании задолженности на сумму 19 000, пени 4 500 и судебных расходов. Я весь период, указанны в иске (2010-2014 гг) исправно […]
  • Тк рф пенсия Выход работника на пенсию и работа пенсионеров Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №3 год - 2011 Генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», к.ю.н. Любой работодатель рано или поздно сталкивается с выходом на пенсию своих работников. Вопрос выхода на пенсию […]
  • Исчисление стажа для больничного листа Расчет стажа для больничного и не только Рассмотрим, каким образом и на основании каких документов производится расчет общего стажа работника, непрерывный стаж, стаж для оплаты больничных листов, в том числе с учетом нестраховых периодов, что включается в каждый вид […]
  • Начислено пособие по временной нетрудоспособности корреспонденция Начислено пособие по временной нетрудоспособности корреспонденция Вопрос: Работник принес в бухгалтерию листок нетрудоспособности, выданный в связи с болезнью. Организация его оплатила, а затем получила возмещение понесенных расходов из ФСС. Какими проводками нужно […]