Закон о гос имуществе рк 2018

| | 0 Comment

Закон о гос имуществе рк 2018

Проблема изъятия собственности для государственных нужд обсуждается уже не первый год. Так сегодня в ходе пресс-конференции, проводимой «Союзом защиты предпринимателей и собственников», эксперты отметили, что закон о государственном имуществе противоречит Конституции РК. В связи с этим они собираются обратиться в Верховный суд и Конституционный совет, передает Total.kz.

Поводом стали массовые обращения граждан и предпринимателей – собственников земельных участков и строений за правовой помощью и защитой конституционных прав к профессионалам экспертам, юристам и оценщикам, связанные с жалобами на противоправные действия местных исполнительных органов (управлений, департаментов, ТОО, оценщиков, привлеченных ими, и прочих структур акиматов РК) по принудительному изъятию собственности граждан для государственных нужд.

Как отметил резидент ОО «Союз защиты предпринимателей и собственников» Василий Резван, закон о госимуществе не соответствует Конституции.

«В Конституции тех слов, которые написали в нижестоящих нормативных правовых актах, нет. В частности, в основном законе страны нет слова «кадастр». У нас к государственным нуждам нужно добавить такие слова как кадастр, наследство и дарение. Все граждане, которые к нам идут, интересуются, а можем ли мы согласно закону о госимуществе сделать мнимую сделку внутри семьи? Чиновники околоструктур, местных исполнительных органов, дают или не дают свое разрешение – решение зависит от них. То есть, то что указано в законе, он исполняет, а когда на усмотрение чиновника, он начинает фантазировать и чаще всего не в пользу собственника», – сказал эксперт.

Например, в Астане пенсионерка владела земельным участком с трехкомнатным домом. За это ей дали компенсацию всего 2 тенге 80 тиын. В Алматы подобные случаи начинаются с 4 тенге. Эти суммы написаны в судах, куда подают местные исполнительные органы. В основном они связаны со строительством дорог Западная Европа – Западный Китай, БАКАД.

В конце 2010 года специалистами экспертного совета РПО по направлению МЮ РК были проведены 74 экспертизы достоверности отчетов по оценке земельных участков со строениями, изымаемых для строительства Международной трассы Западная Европа – Западный Китай на территории Кзылординской, Южно-Казахстанской и Жамбылской областей. 72 отчета были признаны недостоверными, при этом была выплачена компенсация, превышающая 350 млн долларов США и средняя стоимость 1 сотки составила 4 200 долларов США, что кратно превышало ее реальную рыночную стоимость.

В связи с началом электорального периода по выборам в новый состав мажилиса парламента РК, никто из чиновников и оценщиков не понес наказания.

Однако была сформирована рабочая группа юристов во главе с академиком АН РК Сулейменовым М. К., которая внесла значительные изменения и дополнения в Закон РК «О госимуществе» (ЗГИ) от 01.11.2011 года. При этом ряд статей 62, 67 и 208 закона ЗГИ, касающихся размера возмещения за принудительное отчуждение земельного участка для государственных нужд, не давали четкого механизма определения убытков в полном объеме.

«Закон о госимуществе вышел в 2011 году и только в 2017 появилось обобщение Верховного суда о том, что на практике суды не применяют и не используют вопрос убытков. Причем Верховный суд утверждает, что разница между кадастровой и рыночной ценой – это убытки, и их тоже нужно включать. Понадобилось 6 лет, чтобы прийти к этому решению, которое четко прописано в законе. Все суды, как правило, не включают эту разницу в стоимость компенсации», – отметил оценщик Борис Гузев.

В связи с этим эксперты вынесли свои рекомендации. Самое главное то, что в судебной практике вызывает сложность вопрос определения стоимости земельного участка по цене сделки в тех случаях, когда цена приобретения земельного участка значительна ниже рыночной и не отвечает принципу равноценного возмещения. У местных судов по данному вопросу не имеется единого понимания, что приводит к неправильному применению отдельными судами положений части 2 пункта 2 статьи 67 закона.

«Насчет БАКАД, все 100 предпринимателей в суде, как мы и предсказывали, зашли в тупик. Одному из собственников за 1,5 га дают 400 тенге. Есть конкретное решение суда. Частный судебный исполнитель постановил, что местные исполнительные органы нарушили все нормы, которые необходимо соблюдать при процедуре изъятия для госнужд. Никакой реакции от госслужащих нет», – подчеркнул Василий Резван.

По словам Василия Резвана, те статьи, которые регулируют наследство (6, 26 статья Конституции) противоречат закону о госимуществе. За изъятие собственности должна быть равноценная компенсация. А статья 67 закона о госимуществе ущемляет права собственников.

«Там сказано, что стоимость земельного участка, отчуждаемого для государственных нужд, перешедшего к собственнику по гражданско-правовой сделке или по решению суда, определяется в размере стоимости, указанной в гражданско-правовом договоре или в решении суда, но не превышающей рыночную стоимость. В случае, если в гражданско-правовом договоре цена за земельный участок не указана, стоимость земельного участка определяется по его кадастровой (оценочной) стоимости», – добавил Василий Резван.

В свою очередь, юрист Нурлан Абдугалиев считает, что закон о госимуществе нужно пересмотреть.

«После того, как приняли закон о госимуществе, на практике начался какой-то каламбур. В теории оценщик обычно оценивает имущество по рыночной установленной цене. На практике у нас получилось, что собственник, получивший имущество в 93–95 годах по освидетельствованию, получает мизерную сумму по кадастровой стоимости 93 года. Кроме того, закон подталкивает собственников и госслужащих к коррупционным действиям. Начинаются перепродажи внутри семьи, фиктивные сделки. Мы считаем, что данный закон должен быть пересмотрен. Мы хотим обобщить всю судебную практику, рассмотреть все споры, связанные с изъятием на госнужды, опубликованный и обсуждаемый сегодня в Верховном суде РК во всех регионах. Мы уже начали эту работу», – сказал он.

Василий Резван сказал, что они намерены подавать обращение в Верховный суд.

«Мы эти факты будем доводить до суда, кроме того, мы подготовили иск в Конституционный совет. Мы также просим Верховный суд обратиться в конституционный совет и признать неконституционность всех нормативов, которые есть в законе о госимуществе. Фактов с 2011 года достаточно. Эти перечисляет уже верховный суд, генпрокурор. Он называет это дискредитацией государственной власти. Также председатель верховного суда признал несоответствующими закону действия местной исполнительной власти», – заключил он.

total.kz

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 1 марта 2011 года №413-IV ЗРК

О государственном имуществе

(В редакции Законов Республики Казахстан от 21.07.2011 г. №468-IV ЗРК, 22.07.2011 г. №479-IV ЗРК, 11.10.2011 г. №484-IV ЗРК, 28.12.2011 г. №524-IV ЗРК, 09.01.2012 г. №535-IV ЗРК, 12.01.2012 г. №540-IV ЗРК, 01.02.2012 г. №551-IV ЗРК, 13.02.2012 г. №553-IV ЗРК, 16.02.2012 г. №562-IV ЗРК, 17.02.2012 г. №564-IV ЗРК, 27.04.2012 г. №15-V ЗРК, 05.07.2012 г. №30-V ЗРК (вступил в силу 31.07.2012 г.), 10.07.2012 г. №34-V ЗРК, 24.12.2012 г. №60-V ЗРК, 29.01.2013 г. №74-V ЗРК, 13.06.2013 г. №101-V ЗРК, 13.06.2013 г. №102-V ЗРК, 04.07.2013 г. №131-V ЗРК, 04.07.2013 г. №132-V ЗРК, 15.01.2014 г. №164-V ЗРК, 17.01.2014 г. №165-V ЗРК, 21.01.2014 г. №167-V ЗРК, 07.03.2014 г. №177-V ЗРК, 11.04.2014 г. №189-V ЗРК, 02.07.2014 г. №225-V ЗРК, 05.07.2014 г. №236-V ЗРК, 29.09.2014 г. №239-V ЗРК, 28.11.2014 г. №257-V ЗРК, 29.12.2014 г. №269-V ЗРК, 22.04.2015 г. №308-V ЗРК, 15.06.2015 г. №322-V ЗРК, 21.07.2015 г. №337-V ЗРК, 27.10.2015 г. №362-V ЗРК, 28.10.2015 г. №366-V ЗРК, 28.10.2015 г. №368-V ЗРК, 29.10.2015 г. №376-V ЗРК (вступил в силу 01.01.2016), 31.10.2015 г. №380-V ЗРК, 02.11.2015 г. №387-V ЗРК, 12.11.2015 г. №393-V ЗРК, 13.11.2015 г. №398-V ЗРК, 17.11.2015 г. №408-V ЗРК (вступил в силу 01.03.2016), 18.11.2015 г. №411-V ЗРК, 24.11.2015 г. №422-V ЗРК, 03.12.2015 г. №433-V ЗРК, 04.12.2015 г. №435-V ЗРК, 06.04.2016 г. №481-V ЗРК, 08.04.2016 г. №490-V ЗРК, 09.04.2016 г. №496-V ЗРК, 28.12.2016 г. №34-VI ЗРК, 27.02.2017 г. №49-VI ЗРК, 10.05.2017 г. №64-VI ЗРК, 13.06.2017 г. №69-VI ЗРК, 03.07.2017 г №86-VI ЗРК, 11.07.2017 г. №89-VI ЗРК, 11.07.2017 г. №90-VI ЗРК (см. сроки вступления в силу), 30.11.2017 г. №112-VI ЗРК, 25.12.2017 г. №122-VI ЗРК, 10.01.2018 г. №134-VI ЗРК (вступил в силу 13.07.2018), 16.04.2018 г. №147-VI ЗРК, 24.05.2018 г. №156-VI ЗРК, 20.06.2018 г. №161-VI ЗРК)

Настоящий Закон определяет правовой режим государственного имущества, правовые основы управления государственным имуществом, в том числе имуществом, закрепленным за государственными юридическими лицами, и принадлежащими государству акциями и долями участия в уставном капитале юридических лиц, правовые основания приобретения и прекращения прав на государственное имущество и направлен на обеспечение эффективного осуществления государством прав собственника и обладателя иных прав на государственное имущество.

Раздел 1. Основные положения о государственном имуществе


Глава 1. Общие положения об управлении государственным имуществом


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) районные коммунальные юридические лица — районные государственные предприятия и районные государственные учреждения, созданные местными исполнительными органами районов, городов областного значения;

2) районное коммунальное имущество — имущество района, города областного значения, в том числе бюджет района, города областного значения и иное имущество, не закрепленное за районными коммунальными юридическими лицами, а также имущество, закрепленное за районными коммунальными юридическими лицами;

2-1) коммунальное имущество города районного значения, села, поселка, сельского округа (далее — коммунальное имущество местного самоуправления) — имущество города районного значения, села, поселка, сельского округа, в том числе средства бюджета города районного значения, села, поселка, сельского округа, а также имущество, закрепленное и (или) не закрепленное за коммунальными юридическими лицами местного самоуправления;

2-2) социально-предпринимательская корпорация — региональный институт развития в форме акционерного общества, созданный по решению местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, контрольный пакет акций которого принадлежит государству, осуществляющий содействие развитию экономики региона;

3) план развития — документ, определяющий основные направления деятельности и показатели финансово-хозяйственной деятельности государственного предприятия, акционерного общества и товарищества с ограниченной ответственностью, контрольный пакет акций (доля участия в уставном капитале) которого принадлежит государству, в том числе национального управляющего холдинга, национального холдинга и национальной компании, на пятилетний период;

4) стратегия развития — документ, определяющий и обосновывающий миссию, видение, стратегические цели и задачи национального управляющего холдинга, национального холдинга, национальной компании на десятилетний период;

5) объект учета — государственное имущество, учитываемое в реестре государственного имущества;

6) приватизация — продажа государством государственного имущества физическим лицам, негосударственным юридическим лицам в рамках специальных процедур, установленных настоящим Законом, за исключением продажи государственного имущества государственной исламской специальной финансовой компании;

6-1) коммунальные юридические лица местного самоуправления — коммунальные государственные предприятия и коммунальные государственные учреждения, имущество которых находится в коммунальной собственности города районного значения, села, поселка, сельского округа (коммунальной собственности местного самоуправления);

7) коммунальные юридические лица — коммунальные государственные предприятия и коммунальные государственные учреждения, имущество которых находится в коммунальной собственности;

8) коммунальное имущество — имущество административно-территориальных единиц;

9) приоритетное право Республики Казахстан на приобретение стратегического объекта — приоритетное перед третьими лицами право Республики Казахстан на выкуп стратегических объектов по рыночной стоимости у физического или негосударственного юридического лица, которому принадлежит стратегический объект, в случае, когда такое лицо намеревается совершить сделку по отчуждению стратегического объекта, а также в случае обращения взыскания на стратегический объект либо отчуждения стратегического объекта реабилитационным или банкротным управляющим, в составе имущественной массы либо реализации заложенного имущества (стратегического объекта) залогодержателем во вне- судебном порядке, либо обращения взыскания на стратегический объект на основании судебного акта;

10) казенное предприятие — коммерческая организация, наделенная государством имуществом на праве оперативного управления;

11) государственные нужды — наличие потребности в переходе имущества, находящегося в частной собственности, в государственную собственность для удовлетворения государственных интересов, вытекающих из функций государства и преследующих общественно значимые цели;

12) национализация — принудительное возмездное отчуждение имущества, принадлежащего физическим лицам и негосударственным юридическим лицам, в состав имущества Республики Казахстан, осуществляемое на основании закона Республики Казахстан о национализации;

13) уполномоченный орган по руководству соответствующей отраслью (сферой) государственного управления (далее — уполномоченный орган соответствующей отрасли) — центральный исполнительный орган или ведомство центрального исполнительного органа, определенные Правительством Республики Казахстан, осуществляющие руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления и обладающие правами в отношении республиканского имущества на условиях, предусмотренных настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан. В случаях передачи Правительством Республики Казахстан прав в отношении республиканского имущества иным государственным органам правила настоящего Закона об уполномоченном органе соответствующей отрасли распространяются на такой государственный орган;

14) государственные юридические лица — государственные предприятия и государственные учреждения;

15) государственное учреждение — некоммерческая организация, созданная государством и содержащаяся только за счет бюджета или бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, если дополнительные источники финансирования не установлены законами Республики Казахстан, для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера;

16) право оперативного управления государственного учреждения или казенного предприятия (далее — право оперативного управления) — вещное право государственного учреждения или казенного предприятия, получившего имущество от государства как собственника и осуществляющего в пределах, установленных Гражданским кодексом Республики Казахстан, настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан, в соответствии с уставными целями своей деятельности, заданиями уполномоченных государственных органов и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения этим имуществом;

16-1) комиссия по вопросам приватизации объектов государственной собственности — коллегиальный орган, создаваемый уполномоченным органом по управлению государственным имуществом либо местным исполнительным органом для подготовки и проведения торгов по приватизации, предусмотренных настоящим Законом;

17) государственное имущество — республиканское и коммунальное имущество;

18) управление государственным имуществом — осуществление государством (Республикой Казахстан или административно-территориальной единицей) права государственной собственности и иных имущественных прав;

19) уполномоченный орган по управлению государственным имуществом (далее — уполномоченный орган по государственному имуществу)центральный исполнительный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции руководство в сфере управления республиканским имуществом, реализации прав государства на республиканское имущество, приватизации и государственного мониторинга собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение, и стратегических объектов, за исключением имущества, закрепленного за Национальным Банком Республики Казахстан;

20) учет государственного имущества — упорядоченная система сбора и обобщения информации об объектах учета для формирования реестра государственного имущества в соответствии с правилами, предусмотренными главой 15 настоящего Закона;

21) единый оператор в сфере учета государственного имущества — юридическое лицо, определенное по решению Правительства Республики Казахстан, на которое возложены задачи по реализации единой технической политики в сфере организации и учета государственного имущества;

22) реестр государственного имущества — единая информационная автоматизированная система учета государственного имущества, за исключением имущества, находящегося в оперативном управлении специальных государственных органов, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, и государственного материального резерва;

23) имущественные права государства — права государства на имущество, включающие в себя:

право государственной собственности;

иные вещные права государства (сервитут, аренда, безвозмездное пользование имуществом и другие);

обязательственные права (права требования) государства;

исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие государству;

иные имущественные права государства, предусмотренные законами Республики Казахстан;

24) конфликт интересов — ситуация, при которой возникает противоречие между личной заинтересованностью члена наблюдательного совета и надлежащим исполнением им своих должностных полномочий или законными интересами физических и юридических лиц, государства, способное привести к причинению вреда этим законным интересам;

25) принудительное отчуждение имущества для государственных нужд — изъятие принадлежащего физическим лицам или негосударственным юридическим лицам земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка в состав государственного имущества, реквизиция, национализация, производимые для государственных нужд в исключительных случаях, установленных законами Республики Казахстан, и при условии равноценного возмещения;

26) областные коммунальные юридические лица — областные государственные предприятия и областные государственные учреждения, созданные местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы;

27) областное коммунальное имущество — имущество области, города республиканского значения, столицы, в том числе областной бюджет и иное имущество, не закрепленное за областными коммунальными юридическими лицами, а также имущество, закрепленное за областными коммунальными юридическими лицами, за исключением районного коммунального имущества;

28) реквизиция — изъятие по решению государственных органов имущества у собственника в интересах общества в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии, в период действия военного положения или военное время и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, с выплатой собственнику стоимости имущества;

29) республиканские юридические лица — республиканские государственные предприятия и республиканские государственные учреждения, имущество которых находится в республиканской собственности;

30) республиканское имущество — имущество Республики Казахстан, за исключением коммунального имущества;

31) стратегический объект — имущество, имеющее социально-экономическое значение для устойчивого развития казахстанского общества, владение и (или) пользование, и (или) распоряжение которым будут оказывать влияние на состояние национальной безопасности Республики Казахстан;

32) национальный управляющий холдинг — акционерное общество, учредителем и единственным акционером которого является Республика Казахстан в лице Правительства Республики Казахстан, созданное для эффективного управления акциями (долями участия в уставном капитале) национальных институтов развития, национальных компаний и других юридических лиц;

33) национальные институты развития — финансовые, консалтинговые, инновационные, сервисные организации, созданные по решению Правительства Республики Казахстан в организационно-правовой форме акционерных обществ, главной целью деятельности которых является реализация проектов в области индустриально-инновационного развития и поддержки предпринимательства;

34) национальная компания — созданное по решению Правительства Республики Казахстан акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит государству, национальному управляющему холдингу или национальному холдингу, осуществляющее деятельность в отраслях, составляющих основу национальной экономики;

35) национальный холдинг — акционерное общество, учредителем и единственным акционером которого, если иное не установлено законами Республики Казахстан, является Республика Казахстан в лице Правительства Республики Казахстан, созданное для эффективного управления акциями национальных компаний и иных акционерных обществ и долями участия в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью;

36) право хозяйственного ведения — вещное право государственного предприятия на праве хозяйственного ведения, получившего имущество от государства как собственника и осуществляющего в пределах, установленных Гражданским кодексом Республики Казахстан, настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом;

37) государственное предприятие на праве хозяйственного ведения — коммерческая организация, наделенная государством имуществом на праве хозяйственного ведения и отвечающая по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Казахстан от 07.03.2014 г. №177-V ЗРК, 29.09.2014 г. №239-V ЗРК, 04.12.2015 г. №435-V ЗРК, 13.06.2017 г. №69-VI ЗРК, 11.07.2017 г. №90-VI ЗРК, 24.05.2018 г. №156-VI ЗРК)

Статья 2. Виды государственного имущества

1. Государственное имущество подразделяется на республиканское и коммунальное имущество.

2. В состав республиканского имущества входит:

1) имущество государственной казны:

средства республиканского бюджета и средства Национального фонда Республики Казахстан;

иное государственное имущество, не закрепленное за республиканскими юридическими лицами;

2) имущество, закрепленное за республиканскими юридическими лицами.

3. В состав коммунального имущества входит:

1) имущество местной казны:

средства местного бюджета;

иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами;

2) имущество, закрепленное за коммунальными юридическими лицами.

Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о государственном имуществе

1. Законодательство Республики Казахстан о государственном имуществе основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Правовой режим государственного имущества определяется Гражданским кодексом Республики Казахстан, настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

2. Республиканское имущество может находиться за пределами Республики Казахстан, а коммунальное имущество — за пределами данной административно-территориальной единицы или Республики Казахстан в соответствии с международными договорами Республики Казахстан, решениями Правительства Республики Казахстан, а также по другим основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Республики Казахстан и иными законами Республики Казахстан.

3. Правовой режим государственного имущества Республики Казахстан, находящегося за пределами Республики Казахстан, определяется законодательством иностранного государства, где находится это имущество, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, или законами Республики Казахстан.

4. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Предмет регулирования настоящего Закона

1. Настоящий Закон определяет права и обязанности государства в сфере управления государственным имуществом, устанавливает порядок осуществления имущественных прав государства, включая владение, пользование и распоряжение имуществом, принадлежащим государству на праве собственности, порядок приобретения и прекращения прав на государственное имущество, в том числе при национализации и приватизации имущества, а также владение и (или) пользование им физическими лицами и негосударственными юридическими лицами.

2. Настоящий Закон устанавливает порядок управления имуществом, закрепленным за государственными юридическими лицами, акциями акционерных обществ и долями участия в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью, принадлежащими государству, и иным государственным имуществом.

3. Особенности правового режима стратегических объектов определяются Гражданским кодексом Республики Казахстан, настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

4. Осуществление государством прав на бюджетные средства и средства Национального фонда Республики Казахстан регулируется Бюджетным кодексом Республики Казахстан. Понятие государственного имущества, предусмотренное настоящим Законом, распространяется на используемое Бюджетным кодексом Республики Казахстан понятие активов государства с особенностями, предусмотренными Бюджетным кодексом Республики Казахстан.

Особенности осуществления государством прав на иное имущество, относящееся к государственной или местной казне, устанавливаются законами Республики Казахстан.

5. Осуществление государством прав на памятники истории и культуры, культурные ценности регулируется Гражданским кодексом Республики Казахстан, настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

6. Осуществление государством исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности регулируется Гражданским кодексом Республики Казахстан и иными законами Республики Казахстан.

7. Положения настоящего Закона о национальных управляющих холдингах, национальных холдингах, национальных компаниях и иных контролируемых государством или национальными управляющими холдингами юридических лицах применяются к Фонду национального благосостояния и группе Фонда национального благосостояния, и иным контролируемым им юридическим лицам, если иное не предусмотрено Законом Республики Казахстан «О Фонде национального благосостояния».

8. Национальный Банк Республики Казахстан от имени Республики Казахстан самостоятельно осуществляет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом, находящимся на его балансе, и управление имуществом созданных Национальным Банком Республики Казахстан юридических лиц, а также регулирование их деятельности.

Статья 5. Сфера применения настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на:

1) государственное имущество, находящееся на территории Республики Казахстан;

2) государственные органы, местные исполнительные органы и органы местного самоуправления, осуществляющие управление государственным имуществом, государственные юридические лица, а также в предусмотренных им случаях — на физические лица и негосударственные юридические лица;

3) отношения по управлению коммунальным имуществом города республиканского значения, столицы, государственным имуществом специальной экономической зоны, государственным материальным резервом с учетом особенностей, установленных законами Республики Казахстан «Об особом статусе города Алматы», «О статусе столицы Республики Казахстан», «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан», «О гражданской защите».

(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Казахстан от 11.04.2014 г. №189-V ЗРК, 11.07.2017 г. №90-VI ЗРК)

Статья 6. Принципы управления государственным имуществом

Управление государственным имуществом осуществляется в соответствии со следующими принципами:

2) подотчетности и подконтрольности;

4) эффективного использования государственного имущества на благо общества;

5) обеспечения условий для развития конкуренции.

Статья 7. Субъекты управления государственным имуществом

1. В зависимости от вида государственного имущества управление государственным имуществом осуществляет Республика Казахстан или административно-территориальная единица Республики Казахстан.

2. От имени Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан организует управление государственным имуществом и управляет республиканским имуществом.

3. От имени административно-территориальной единицы области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения управление коммунальным имуществом осуществляется местным исполнительным органом.

4. От имени административно-территориальной единицы города районного значения, села, поселка, сельского округа управление коммунальным имуществом местного самоуправления осуществляется аппаратом акима города районного значения, села, поселка, сельского округа в соответствии с компетенцией, установленной статьей 18-1 настоящего Закона.

(В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 11.07.2017 г. №90-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 8. Управление государственным имуществом

1. При управлении республиканским имуществом Правительство Республики Казахстан организует взаимодействие государственных органов Республики Казахстан по реализации ими прав Республики Казахстан на республиканское имущество в рамках их компетенции, установленной главой 2 настоящего Закона и иными законами Республики Казахстан, положениями и иными актами, определяющими статус этих государственных органов.

2. При управлении коммунальным имуществом местные исполнительные органы в соответствии с законодательством Республики Казахстан организуют взаимодействие местных исполнительных органов и органов местного самоуправления по реализации ими прав на коммунальное имущество в рамках их компетенции, установленной главой 2 настоящего Закона и иными законами Республики Казахстан, положениями и иными актами, определяющими статус этих государственных органов.

Компетенция Правительства Республики Казахстан в отношении коммунального имущества определяется статьей 11 настоящего Закона и иным законодательством Республики Казахстан.

3. Проверку сохранности республиканского и коммунального имущества осуществляют органы государственного аудита и финансового контроля в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле».

4. Государственное имущество может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

5. Государство (Республика Казахстан или административно-территориальная единица) может быть учредителем (акционером, участником) акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью и государственных юридических лиц.

Выступление государства в качестве учредителя (участника, вкладчика, члена) юридических лиц Республики Казахстан, являющихся коммерческими организациями, в иной организационно-правовой форме не допускается.

6. Государство (Республика Казахстан или административно-территориальная единица) может быть учредителем государственного фонда, являющегося некоммерческой организацией. Создание и деятельность государственного фонда, а также других некоммерческих организаций в иных организационно-правовых формах с участием государства регулируются законами Республики Казахстан.

(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Казахстан от 12.11.2015 г. №393-V ЗРК, 11.07.2017 г. №90-VI ЗРК)

Статья 9. Передача имущества из одного вида государственной собственности в другой

1. Передача имущества из состава республиканского имущества в состав коммунального имущества или наоборот не влечет прекращения прав государства на имущество, но является основанием для прекращения прав Республики Казахстан на республиканское имущество и приобретения административно-территориальной единицей прав на коммунальное имущество или для прекращения прав административно-территориальной единицы на коммунальное имущество и приобретения Республикой Казахстан прав на республиканское имущество.

2. Передача государственного имущества, закрепленного за государственными юридическими лицами, из одного вида государственной собственности в другой осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

Статья 10. Передача коммунального имущества из одного уровня местного государственного управления и самоуправления в другой

1. Коммунальное имущество разделяется по уровню местного государственного управления и самоуправления на областное коммунальное имущество, районное коммунальное имущество и коммунальное имущество местного самоуправления.

В состав районного коммунального имущества входит, в частности, имущество, поступившее в государственную собственность по основаниям, предусмотренным статьями 23, 24, 26, 30, 31 и 32 настоящего Закона.

Уровень местного государственного управления коммунальным имуществом города республиканского значения, столицы приравнивается к уровню местного государственного управления коммунальным имуществом области. В городе республиканского значения и столице районный уровень местного государственного управления коммунальным имуществом не выделяется и не создается. Предусмотренная настоящим Законом компетенция местного исполнительного органа района по управлению коммунальным имуществом осуществляется местным исполнительным органом города республиканского значения или столицы, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.

Уровень местного государственного управления коммунальным имуществом города областного значения приравнивается к уровню местного государственного управления коммунальным имуществом района.

1-1. Передача районного коммунального имущества в состав коммунального имущества местного самоуправления или наоборот не влечет прекращения прав государства на имущество, но является основанием для прекращения прав административно-территориальной единицы района (города областного значения) на районное коммунальное имущество и приобретения прав административно-территориальной единицей города районного значения, села, поселка, сельского округа на коммунальное имущество местного самоуправления или прекращения прав административно-территориальной единицы города районного значения, села, поселка, сельского округа на коммунальное имущество местного самоуправления и приобретения прав административно-территориальной единицей района (города областного значения) на районное коммунальное имущество.

2. Передача государственного имущества из одного уровня местного государственного управления коммунальным имуществом в другой осуществляется по решению местного исполнительного органа области.

3. Передача государственного имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами, из одного уровня местного государственного управления и самоуправления коммунальным имуществом в другой осуществляется в следующем порядке:

1) имущественные комплексы областных коммунальных юридических лиц, акции акционерных обществ и доли участия в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью, относящиеся к уровню областного коммунального имущества, передаются на уровень районного коммунального имущества по решению местного исполнительного органа области на основании ходатайств местных исполнительных органов районов, городов областного значения;

2) имущество областных коммунальных юридических лиц передается на уровень районного коммунального имущества на основании ходатайств местных исполнительных органов районов, городов областного значения по решению местного исполнительного органа области;

3) имущественные комплексы районных коммунальных юридических лиц, акции акционерных обществ и доли участия в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью, относящиеся к районному уровню коммунального имущества, передаются на областной уровень коммунального имущества на основании решений местных исполнительных органов районов, городов областного значения и решения местного исполнительного органа области;

4) имущество районных коммунальных юридических лиц передается на уровень областного коммунального имущества на основании решений местных исполнительных органов районов, городов областного значения и местного исполнительного органа области;

5) имущественные комплексы районных коммунальных юридических лиц, относящиеся к районному уровню коммунального имущества, передаются на уровень коммунального имущества местного самоуправления по решению местного исполнительного органа района (города областного значения) на основании ходатайства аппарата акима города районного значения, села, поселка, сельского округа (по согласованию с собранием местного сообщества);

6) имущество районных коммунальных юридических лиц передается на уровень коммунального имущества местного самоуправления на основании ходатайства аппарата акима города районного значения, села, поселка, сельского округа (по согласованию с собранием местного сообщества) по решению местного исполнительного органа района (города областного значения);

7) имущественные комплексы коммунальных юридических лиц местного самоуправления, относящиеся к уровню коммунального имущества местного самоуправления, передаются на районный уровень коммунального имущества на основании решений аппарата акима города районного значения, села, поселка, сельского округа (по согласованию с собранием местного сообщества) и местного исполнительного органа района (города областного значения);

8) имущество коммунальных юридических лиц местного самоуправления передается на уровень районного коммунального имущества на основании решений аппарата акима города районного значения, села, поселка, сельского округа (по согласованию с собранием местного сообщества) и местного исполнительного органа района (города областного значения).

4. После принятия решения о передаче государственного имущества из одного уровня местного государственного управления и самоуправления коммунальным имуществом в другой в тридцатидневный срок оформляется передаточный акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами передающей и принимающей сторон и утверждаемый руководителями местных исполнительных органов областей, районов, городов областного значения, а также аппаратов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.

Передаточный акт составляется в четырех экземплярах на казахском и русском языках по два экземпляра для каждой из сторон, участвующих в оформлении передаточного акта.

5. Порядок, установленный настоящей статьей, применяется к передаче коммунального имущества, не закрепленного за государственными юридическими лицами, из одного уровня местного государственного управления и самоуправления в другой, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.

(В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 11.07.2017 г. №90-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 2. Компетенция государственных органов по управлению государственным имуществом


Статья 11. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере управления государственным имуществом

Правительство Республики Казахстан:

1) осуществляет политику эффективного управления государственным имуществом;

2) издает нормативные правовые акты в сфере управления государственным имуществом в пределах своей компетенции;

3) организует управление государственным имуществом, вырабатывает и осуществляет меры по его использованию, обеспечивает защиту права государственной собственности;

4) принимает решения о создании, реорганизации, изменении наименования и ликвидации республиканских юридических лиц, национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, а также иных акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, в отношении которых Республика Казахстан выступает единственным акционером (участником);

5) принимает решения о выдаче или отказе в выдаче разрешения на обременение стратегических объектов правами третьих лиц либо их отчуждение;

6) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 29.09.2014 г. №239-V ЗРК

7) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 29.09.2014 г. №239-V ЗРК

8) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 29.09.2014 г. №239-V ЗРК

9) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 29.09.2014 г. №239-V ЗРК

9-1) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 29.09.2014 г. №239-V ЗРК

10) принимает постановления о начале принудительного отчуждения земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд или прекращении принудительного отчуждения земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд;

11) принимает решение о приватизации организаций, являющихся субъектами естественной монополии или субъектами рынка, занимающими доминирующее или монопольное положение на рынке;

12) принимает решение о передаче республиканского государственного имущества в уставный капитал товарищества с ограниченной ответственностью либо в оплату акций акционерного общества;

12-1) принимает решение об учреждении государственной исламской специальной финансовой компании, о выпуске государственных исламских ценных бумаг, на основании которого осуществляется продажа государственного имущества государственной исламской специальной финансовой компании с обязательством его обратного выкупа, о замене имущества, проданного государственной исламской специальной финансовой компании, а также о досрочном выкупе и (или) погашении государственных исламских ценных бумаг в соответствии с условиями выпуска государственных исламских ценных бумаг;

13) принимает решение о приобретении акций акционерного общества и доли участия в уставном капитале товарищества с ограниченной ответственностью в состав республиканского имущества;

14) осуществляет право государства как акционера (участника) на участие в управлении национальными управляющими холдингами, национальными холдингами, национальными компаниями, иными акционерными обществами и товариществами с ограниченной ответственностью с участием государства или наделяет этим правом уполномоченный орган по государственному имуществу;

15) принимает решения об использовании материальных ценностей государственного материального резерва для мобилизационных нужд, принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, оказания регулирующего воздействия на рынок, помощи беженцам и гуманитарной помощи;

15-1) утверждает типовой перечень районного коммунального имущества, передаваемого в состав коммунального имущества местного самоуправления;

15-2) определяет лимиты отдельных видов административных расходов национальных управляющих холдингов (за исключением Фонда национального благосостояния), национальных холдингов и национальных компаний, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству, а также национальных компаний, которые входят в состав национальных управляющих холдингов (за исключением национальных компаний, которые входят в состав группы Фонда национального благосостояния), национальных холдингов и механизм проведения их мониторинга.

Лимиты отдельных видов административных расходов Фонда национального благосостояния, а также национальных компаний, которые входят в состав группы Фонда национального благосостояния, утверждаются в соответствии с Законом Республики Казахстан «О Фонде национального благосостояния»;

16) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

(В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Казахстан от 11.04.2014 г. №189-V ЗРК, 02.07.2014 г. №225-V ЗРК, 24.11.2015 г. №422-V ЗРК, 04.12.2015 г. №435-V ЗРК, 11.07.2017 г. №90-VI ЗРК)

Статья 12. Компетенция Национального Банка Республики Казахстан по управлению государственным имуществом

Национальный Банк Республики Казахстан:

1) издает правовые акты индивидуального применения , регулирующие отношения в сфере управления государственным имуществом, закрепленным за Национальным Банком Республики Казахстан;

2) управляет государственным имуществом, закрепленным за Национальным Банком Республики Казахстан, обеспечивает защиту права государственной собственности;

2-1) определяет порядок разработки, утверждения планов развития контролируемых государством акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, акционером (участником, доверительным управляющим) которых является Национальный Банк Республики Казахстан, и созданных им государственных предприятий, мониторинга и оценки их реализации, а также отчетов по их исполнению;

3) осуществляет отчуждение, передает в пользование имущество, закрепленное за Национальным Банком Республики Казахстан;

4) принимает решение о создании, реорганизации, изменении наименования и ликвидации, отчуждении учреждаемых им государственных предприятий, акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью;

(В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 05.07.2012 г. №30-V ЗРК)

4-1) по решению Президента Республики Казахстан осуществляет реорганизацию и ликвидацию ведомств Национального Банка Республики Казахстан;

(Подпункт 4-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 05.07.2012 г. №30-V ЗРК)

5) от имени Республики Казахстан выступает учредителем акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, в том числе способствующих осуществлению Национальным Банком Республики Казахстан возложенных на него функций и (или) являющихся частью инфраструктуры финансового рынка, осуществляет право государства как акционера (участника) на участие в управлении акционерным обществом и товариществом с ограниченной ответственностью, а также принимает решение о приобретении либо отчуждении акции (доли участия) данных акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью;

(Подпункт 5 изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 05.07.2012 г. №30-V ЗРК)

6) осуществляет от имени Республики Казахстан права субъекта права республиканской собственности в отношении имущества создаваемых им государственных предприятий;

7) самостоятельно определяет предмет и цели деятельности создаваемых им государственных предприятий, а также вид государственного предприятия (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), утверждает их устав, внесение в него изменений и дополнений;

8) дает согласие созданному им государственному предприятию на отчуждение или распоряжение иным способом, в том числе передачу в пользование закрепленным за ним имуществом (за исключением продажи произведенной им продукции), создание филиалов и представительств, а также передачу и списание дебиторской задолженности;

8-1) осуществляет доверительное управление государственным имуществом, переданным ему в доверительное управление Правительством Республики Казахстан, в порядке и на условиях, предусмотренных договором;

9) рассматривает и утверждает планы развития созданных им государственных предприятий и отчеты по их деятельности, а также вправе осуществлять проверку их финансово-хозяйственной деятельности;

10) согласовывает или устанавливает цены на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые созданными им государственными предприятиями;

11) представляет сведения об объектах государственного имущества в реестр государственного имущества;

11-1) определяет порядок распределения чистого дохода созданных им государственных предприятий;

12) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

(В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Казахстан от 24.11.2015 г. №422-V ЗРК, 06.04.2016 г. №481-V ЗРК)

Статья 13. Компетенция центрального уполномоченного органа по государственному планированию

Центральный уполномоченный орган по государственному планированию:

1) формирует государственную политику в сфере управления государственным имуществом, в пределах своей компетенции разрабатывает, утверждает нормативные правовые акты в сфере управления государственным имуществом;

2) осуществляет анализ и оценку управления государственным имуществом;

3) разрабатывает совместно с уполномоченным органом по управлению государственным имуществом порядок:

разработки, утверждения стратегий развития и планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, акционером которых является государство, а также мониторинга и оценки их реализации;

разработки и представления отчетов по исполнению стратегий развития и планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, акционером которых является государство;

4) запрашивает и получает информацию, необходимую для достоверного и объективного анализа управления государственным имуществом, у государственных органов, акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью с участием государства;

4-1) определяет порядок разработки, утверждения планов развития контролируемых государством акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, государственных предприятий, а также мониторинга и оценки их реализации, за исключением акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, акционером (участником, доверительным управляющим) которых является Национальный Банк Республики Казахстан, и созданных им государственных предприятий;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

base.spinform.ru

Это интересно:

  • Транспортный налог архангельск ставки Транспортный налог архангельск ставки Изменения ОСАГО. Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания. Подробнее Плата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту […]
  • Пособие для учителя азбука берегоши Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию» Алена Антонова Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию» Азбука Берегоши Программное содержание: продолжать формирование понимания единства человека и природы, […]
  • Закон о нравственном воспитании Нравственное и патриотическое воспитание может стать элементом образовательного процесса Разработаны меры по обеспечению патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи. Соответствующий законопроект 1 внесен в Госдуму членом Совета Федерации Сергеем […]
  • Ходатайство об уточнении размера исковых требований Уточнение исковых требований После принятия судом иска и даже в процессу судебного разбирательства истец имеет право заявить уточнение исковых требований. В порядке уточнений можно указать новые обстоятельства или дополнить старые, увеличить или уменьшить сумму иска, […]
  • Каков возраст выхода на пенсию Какой сейчас пенсионный возраст в России для мужчин и женщин? Будет ли его повышение с 2017-2019 года до 63/65 лет? Самые последние новости из Госдумы ​ не планируется.​ для госслужащих -​ страховой стаж с​необходимо отрегулировать возможность переквалификации​сокращение […]
  • Что полагается за третьего ребенка матери одиночке Мать-одиночка: льготы и пособия в 2018 году Понятие «одинокая мама» отличается в трудовом и социальном праве. В большинстве случаев под определением «мать-одиночка» понимается женщина, у которой в документах ребенка не указан отец (или указан с ее слов). Дополнительные […]
  • Закон рф о борьбе с терроризмом 2018 Основные законы по противодействию терроризму. Досье В 1998 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон "О борьбе с терроризмом", который впервые в истории России установил правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, вопросы координации и порядок […]
  • Разрешения на охоту с оружием Разрешение на охотничье оружие (лицензия): порядок получения, документы Разрешение на охотничье оружие – документ, получаемый в лицензионно-разрешительном отделе (ЛРО), без которого человек не имеет права на использование охотничьего ружья. Разрешение не может быть выдано […]