426 закон о спецоценке

| | 0 Comment

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда

С 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральные законы от 28.12.2013 N N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон N 426-ФЗ) и 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон N 421-ФЗ). В соответствии с Федеральным законом N 421-ФЗ вТрудовой кодекс РФ внесены поправки, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

С 1 мая 2016 г. вступил в силу Федеральный закон N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»».

В отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10Федерального закона N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодателем подается уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее – Декларация по СОУТ) с включением в нее данных рабочих мест.

Уточненная декларация подается на места, подверженные спецоценке в 2014, 2015 г. и до 1 мая 2016г. и не задекларированные до этого времени. На спецоценку, проведенную после 1 мая 2016г. и по настоящее время продолжает действие ограничение подачи декларации в 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Декларация подается работодателем в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (далее – спецоценка). За нарушение срока и правил подачи декларации работодателя могут привлечь к административной ответственности.

Декларация соответствия условий труда составляется работодателем и подается в Государственную инспекцию труда в городе Москве или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

Для подачи декларации почтой

сопроводительное письмо с номером телефона исполнителя

· Декларация соответствия условий труда (форма 80н (в ред. Приказа Минтруда России от 14.11.2016 N 642н) – 1 экз. оригинал

· Титульный лист отчета («Утверждаю») (копия)

· Декларация на электронном носителе (Word, в формате docx, (диск/ флешка )

Также декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) по ссылке: https://declaration.rostrud.ru/.

Составление декларации и подача ее в Государственную инспекцию труда в городе Москве — это обязанность работодателя (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Декларация подается по форме согласно Приказу Минтруда России от 07.02.2014 N 80н (ред. от 14.11.2016) «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» (в ред. Приказа Минтруда №642н от 14 11.2016г.)

Срок действия декларации — 5 лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 4 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Данный срок продлевается каждые пять лет, если в этот период не возникнут обстоятельства, которые согласно ч. 5 ст. 11 Закона N 426-ФЗ могут привести к прекращению ее действия (например, несчастный случай на производстве с работником, занятым на задекларированном рабочем месте) (ч. 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).

Специальную оценку условий труда (СОУТ) на рабочих местах осуществляет специализированная организация, привлекаемая работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). Эта организация проводит идентификацию вредных и (или) опасных факторов, последующие исследования и замеры таких факторов, а также составляет отчет о результатах оценки (ст. ст. 10, 12, 15 Закона N 426-ФЗ).

Реестры организаций и экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, формирует и ведет Минтруд России (ч. 1 ст. 21 Закона N 426-ФЗ).

Реестр организаций размещен на официальном сайте Минтруда России по ссылке: http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations/.

Реестр экспертов, проводящих СОУТ размещен на сайте Минтруда России по ссылке: http://akot.rosmintrud.ru/sout/experts/.

Документы, необходимые для предоставления в Государственную инспекцию труда в городе Москве:

· Декларация соответствия условий труда (форма 80н (в ред. Приказа Минтруда России от 14.11.2016 N 642н) – 2 экз. (оригинал + копия)

· Заключение экспертов по результатам специальной оценки условий труда (копия)

· Декларация на электронном носителе (Word, в формате docx,) (флешка, возвращаем)

· Сводная ведомость результатов специальной оценки условий труда

Материалы необходимо привезти в Государственную инспекцию труда в городе Москве по адресу:

г. Москва, ул. Домодедовская, д. 24, к. 3, эт. 9, каб. 17.

Понед. – Четверг с 10:00 до 17:00 (перерыв 13:00 — 14:00)

Пятница с 10:00 до 16:00 (перерыв 13:00 — 14:00).

git77.rostrud.ru

Закон о специальной оценке условий труда: требования и ограничения

Федеральный закон о специальной оценке условий труда действует в России уже три года. Его нормами определено, что все работодатели должны проводить на каждом рабочем месте СОУТ, не реже чем один раз в пять лет, это требование пришло на смену процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда. За время действия этого закона большинство организаций успели привыкнуть к его требованиям и изучить большинство его норм, однако некоторые из них до сих пор вызывают вопросы.

В статье 1 Закона 426-ФЗ сказано, что предметом его регулирования являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда (СОУТ), а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места. Что же означает само понятие СОУТ? И как менялся этот нормативно-правовой акт за время его действия?

Что такое СОУТ

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных или опасных воздействий производственной среды и трудового процесса, с последующей оценкой уровня их воздействия на работников. При проведении такой специальной оценки должно учитываться отклонение фактических значений вредных факторов от значений, которые устанавливает Минтруда, как уполномоченный на это правительством РФ орган. Именно такое определение СОУТ дает 426-ФЗ .

Все эти мероприятия нужны чиновникам ради заботы об условиях труда граждан, которое выражается в установлении классов (подклассов) рабочих мест. На основе этих данных организации присваивается класс риска, который влияет на размер страховых взносов на травматизм, а также целый ряд других нюансов. Проводить СОУТ могут только специально аккредитованные организации с участием представителей работодателя и профсоюзов. Все работодатели должны прибегать к их услугам не реже, чем раз в пять лет, а то и чаще, если будут организованы новые рабочие места или произойдут изменения в имеющихся. От необходимости проведения СОУТ избавлены только надомные и дистанционные работники, которые трудятся на своей территории. По результатам СОУТ заполняется отчет — Декларация об итогах СОУТ, которая направляется в территориальную Государственную Инспекцию труда и действует в течение 5 лет.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Что же вызывает у организаций и предприятий наибольшую сложность в применении ФЗ о СОУТ? Конечно, порядок идентификации, то есть определения этих самых опасных производственных факторов, влияющих на классы рабочих мест. Этот вопрос регулирует статья 10 названного закона. В частности, в ней раскрыто само понятие «идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов». Под ней, как следует из текста Федерального закона о спецоценке, следует понимать:

Понятие расшифровано, но понятнее оно не стало. Говоря простым языком, чиновники из Минтруда (который является тем самым уполномоченным органом) утверждают ряд неких факторов, которые могут оказывать негативное воздействие на работников (плохое освещение, загрязнение воздуха, высота и т.п.) и составляют их классификатор при проведении специальной оценки. Затем при проведении процедуры проверяющие ориентируются на эти показатели, сравнивая с ними то, что фактически есть на каждом конкретном участке труда в организации. Если совпадений нет — хорошо, если совпадает, значит работник находится во вредных или опасных условиях. Поскольку сам закон не регулирует все нюансы, приказом Минтруда от 24 января 2014 г. N 33н была утверждена специальная Методика проведения специальной оценки, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению. Именно этими документами и руководствуются на практике все заинтересованные лица, включая экспертов, которые непосредственно и проводят идентификацию.

Отдельно нужно отметить 426 ФЗ ст. 10 п. 6, в котором приведен перечень рабочих мест, в отношении которых идентификация потенциально опасных производственных факторов не осуществляется, а значит и специальная оцека не проводится. К ним законодатели, в частности, отнесли:

  • условия работы сотрудников, профессии и должности которых входят в списки специальностей и учреждений (организаций), которые попадают под досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Эти списки утверждены постановлениями Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N 437 и от 18 июля 2002 г. N 537 .;
  • рабочие места на которых гражданам, в соответствии с законодательными и иными НПА предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры и условия предоставления таких гарантий установлены статьей 219 Трудового кодекса РФ;
  • рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда (до 2014 года) или СОУТ уже были установлены вредные или опасные условия труда.
  • Новое в ФЗ о СОУТ

    Последние значимые изменения в 426-ФЗ о специальной оценке условий труда были внесены и начали действовать год назад — в мае 2016 года. В соответствии с этими поправками в Федеральный закон 426-ФЗ изменились требования к компаниям, которые проводят это мероприятие. Кроме того, были два значимых изменения для работодателей:

    1. их обязали сдавать декларацию по СОУТ даже в том случае, если условия были признаны оптимальными или допустимыми. До этого времени декларировать результаты было необходимо только при признании условий безвредными и безопасными. В случае, если декларация уже подана (о том, как ее правильно оформить мы расскажем в другом материале), но произошли изменения в классификации, необходимо подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию. Исключения, как мы выяснили, перечислены в п.6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.
    2. кроме того, с 1 мая 2016 года работодатели должны передавать пожелания о проведении специальной оценки условий по требованию своих работников, которые считают, что их рабочие места необходимо проверить.

    Ответственность за нарушение требований 426-ФЗ о специальной оценке условий работы

    Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ для работодателей была введена административная ответственность за нарушение ФЗ о СОУТ. Непроведенная спецоценка условий труда (закон 426-ФЗ) или нарушение требований к ее проведению караетсяя по нормам статьи 5.27.1 КоАП РФ штрафами в таких размерах:

  • если нарушитель ИП – на сумму от 5 тысяч до 10 тысяч рублей (при повторном нарушении до 40 тысяч рублей);
  • если нарушитель юридическое лицо – на сумму от 60 тысяч до 80 тысяч рублей (повторно до 200 тысяч рублей).
  • Кроме того, деятельность нарушителя может быть приостановлена на срок до 90 суток.

    Для должностных лиц, нерадивых в вопросе специальной оценки работодателей предусмотрена отдельная мера наказания. Их можно оштрафовать на сумму до 10 тысяч рублей или ограничиться предупреждением. Повторное нарушение увеличивает размер штрафа в 4 раза и может привести к дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

    m.ppt.ru

    «Спецоценка условий труда»: закон 426 ФЗ

    Не все специальности априори безопасны. И офисные работники, если помещение не соответствует пожарным нормам, оказываются в опасности. А шахтеры или заводские рабочие ежедневно подвергают себя риску. Чтобы снизить его уровень до минимума, проводится специальная оценка условий труда, порядок и особенности проведения которой регламентируются Федеральным Законом №426.

    Описание закона

    Принятие ФЗ 426 «О специальной оценке условий труда» произошло 28 декабря 2013 года. Объект рассмотрения закона — безопасность работников в процессе трудовой деятельности, а также их право на рабочие места, соответствующие нормативам, установленным в результате СОУТ. Также, ФЗ 426 устанавливает требования и порядок проверок условий труда, наряду с правовым положением лиц, проводящих эти инспекции.

    Настоящий Федеральный Закон, за время своего существования, претерпел немного изменений, поправок и дополнений. Всего их три. Последнее вступило в силу 1 мая 2016 года. Изменения затронули около двух десятков статей, пунктов и подпунктов ФЗ 426.

    В состав ФЗ 426 входят 4 главы и 28 статей с подпунктами. Объекты рассмотрения — общие положения вопроса, порядок проведения СОУТ, организации, которые этим занимаются, а также инстанции, осуществляющие надзор за соблюдением законопроекта. Для тех, кто хочет получить полную информацию по данному вопросу — здесь можно скачать 426 закон с изменениями, внесенными последней редакцией ФЗ, от 1 мая 2016 года.

    Последние изменения закона «О спецоценке условий труда»

    В закон «О спецоценке условий труда» еще не было внесено такого количества изменений, поправок и дополнений, как в другие законопроекты. Но последняя редакция затронула несколько моментов, которые необходимо рассмотреть, наряду с ключевыми статьями ФЗ 426.

    Ст. 4

    Данная статья ФЗ 426 рассматривает права и обязанности работодателя в рамках закона «О СОУТ». Это включает право требовать обоснований постановления инспекции и документов, удостоверяющих полномочия инспекторов. Обязательства работодателя, согласно 426 ФЗ «О специальной оценке», заключаются в регулярном проведении соответствующих проверок, соблюдении условий труда на должном уровне и предоставление инспекции всей необходимой информации.

    Изменения последней редакции закона добавили в пункт 2, части 2 настоящей статьи положение о том, что работники могут предлагать расположить на рабочих местах идентификаторы факторов производства, которые могут представлять угрозу их здоровью или жизни.

    Ст. 6

    В этой статье 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» с изменениями, описаны права и обязанности организаций, которые проводят упомянутую процедуру. Статья закона включает право на отказ от проверки, если она потенциально опасна для работников, осуществляющих инспекцию, или право обжаловать постановления федеральных органов исполнительной власти. Обязанности — предоставление обоснования своих постановлений, документы, удостоверяющие полномочия работников организации и соблюдение методик проверки, установленных законодательством РФ.

    Изменения статьи 6 этого закона, коснулись пункта 3, части 2. Из нее убрана формулировка «методы исследований (испытаний)».

    Ст. 10

    Вопрос об идентификации потенциально вредных и/или опасных моментов на производстве остается насущным не только для работников, но и для добросовестных работодателей, которые не хотят проблем с законом. Проверка этого момента по ФЗ 426 также проводится организациями, осуществляющими проверку условий труда. Порядок и особенности проведения этой процедуры описываются в статье 10 ФЗ 426.

    Здесь изменения закона заключаются в изменении формулировки в пункте 1 части 6 — вместо «трудовой пенсии по старости», теперь назначается «страховая». Также, в последней редакции закона была добавлена 8 часть, которая описывает полномочия эксперта, осуществляющего проверку.

    Ст. 11

    Оформление и порядок подачи деклараций о соответствии условий труда государственным нормативам, регулируется настоящей статьей закона, наряду с обязанностью федерального органа вести реестр деклараций.

    Изменения затронули часть 5 статьи 11 ФЗ 426. Условия проведения внеплановых проверок дополнены нарушениями нормативных правовых актов и требований охраны труда, указанных в настоящем и других федеральных законах Российской Федерации.

    Ст. 12

    Еще один пункт ФЗ 426, затрагивающий вопрос об исследовании и измерении опасных или вредных моментов на производстве. В данной статье закона приводится перечень факторов, подлежащих изучению, методики измерения, и требования к оформлению протоколов с результатами.

    Изменения в этой статье закона коснулись исключительно формулировок. Существенных поправок и дополнений последняя редакция закона не внесла.

    Ст. 14

    Эта статья ФЗ 426 классифицирует условия труда на четыре категории — оптимальная, допустимая, вредная и опасная, с подробным объяснением, на каких основаниях условия на предприятии относятся к тому или иному классу.

    Изменения 14 статьи закона коснулись ее 7 части, согласно которой снижение класса опасности теперь проводится после согласования с местным федеральным органом исполнительной власти.

    Ст. 15

    Пункт закона, касающийся документации. В статье 15 ФЗ 426 рассматривается вопрос об оформлении протоколов и актов о результатах проверки. Это включает подписи всех членов комиссии, заключение эксперта, записанный перечень проведенных мероприятий и т. д.

    Изменения, внесенные последней редакцией закона, коснулись нескольких пунктов 15 статьи ФЗ 426:

  • пункт 5, часть 4 — теперь средства индивидуальной защиты работников должны проходить обязательную сертификацию, чтобы соответствовать условиям труда;
  • часть 5 — к пунктам, на которые ссылается данная часть, добавлены 3, 4 и 7;
  • добавлена часть 5.1, по которой у работодателя появилась обязанность уведомлять организацию, которая проводила спецоценку условий труда о том, что их отчет утвержден, в течение 3 рабочих дней.
  • Ст. 17

    Данная статья ФЗ 426 описывает, при каких условиях и как проводится внеплановая спецоценка. В отношении причин описаны моменты с вводом в эксплуатацию новых рабочих мест, изменение технологического процесса, изменение состава сырья и т. д.

    Изменения, внесенные в 17 статью последней редакции федерального закона:

  • часть 2 — срок проведения внеплановой проверки с момента возникновения причин увеличен с 6 до 12 месяцев;
  • добавлена часть 3, в которой указано, что, при изменении данных ФИО предпринимателя, внеплановая проверка может и не проводиться;
  • добавлена часть 4, которая указывает, что, до того, как отчет будет утвержден, ухудшение условий труда для работников по закону не допускается.
  • Ст. 18

    Объект рассмотрения этой статьи закона — федеральная государственная информационная система, куда вносятся результаты плановых и внеплановых проверок спецоценки условий труда. Статья 18 ФЗ 426 описывает вносимые в систему сведения и обязанности организации, проводящей данную процедуру.

    Изменения в законе в результате последней редакции коснулись следующих пунктов:

  • часть 1 ст. ФЗ 426 — добавлено исключение, когда данные результатов проверки не передаются в информационную систему учета — если они являются частью государственной тайны;
  • подпункт «д», пункта 2, части 2 ст. ФЗ 426 — теперь в нем указывается необходимость сертификации индивидуальных средств защиты работников;
  • подпункт «е», пункта 2, части 2 ст. ФЗ 426 — формулировка «досрочная трудовая пенсия» заменена на «досрочная страховая пенсия по старости»;
  • в пункт 2, части 2 статьи закона добавлен подпункт «и», в котором говорится о том, когда прекращает действие декларация о соответствии условий труда государственным нормативам.
  • Ст. 19

    В этой составляющей ФЗ 426 дается перечисление требований, предъявляемых к организации, которая проводит специальную оценку условий труда, включая наличие экспертов и испытательной лаборатории.

    Последняя редакция закона убрала из настоящей статьи ФЗ 426 термин «врач», оставив описания специальностей.

    Ст. 21

    В данной статье ФЗ 426 приводится описание реестра организаций и экспертов, проводящих специальную оценку условий труда. Это касается вносимых данных: ФИО (для экспертов), наименования (для организаций), дата внесения в реестр и т.д.

    Пункт 1, части 4 ФЗ 426 получил расширенную формулировку. Теперь в нем идет речь не о наименовании и месте нахождения всей организации, но отдельного филиала.

    Ст. 24

    Эта статья ФЗ 426 дает описание процедуре экспертизы качества СОУТ, кем и как она проводится, а также каким образом разрешаются конфликты и разногласия в этом вопросе.

    В результате последней редакции закона был расширен пункт 2, части 2 настоящей статьи. Теперь заявление о проведении экспертизы может подавать и организация, проводящая специальную оценку условий труда на основании ФЗ 426.

    Ст. 27

    Статья №27 ФЗ 426 описывает переходные положения.

    В 4 части статьи указано — проведение СОУТ может быть отложено на срок до 5 лет, если еще до вступления настоящего закона в силу там была проведена аттестация рабочих.

    6 часть статьи 27 ФЗ 426, ссылаясь на часть 6 статьи 10 настоящего закона, перечисляет случаи, когда спецоценка условий труда проводится поэтапно, но с условием завершения до 31 декабря 2020 года.

    210fz.ru

    Специальная оценка условий труда в 13 шагов: к проведению готовы!

    С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет. Тем не менее есть и ряд особенностей, которые необходимо учитывать работодателю, чтобы избежать административной ответственности (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

    Рассмотрим порядок проведения спецоценки подробнее.

    Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

    Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

    Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

    Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией.

    Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

    Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

    Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

    Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

    Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению

    Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда

    Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

    Договор на проведение специальной оценки условий труда

    Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

    Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

    При составлении данного графика следует учесть следующее.

    По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

    Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволяет делать это поэтапно.

    Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
  • Специальную оценку этих рабочих мест нужно провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

    Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

    Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

    Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

    Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

    Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

    Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

    Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

    При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

    Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

    Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

    По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

    Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

    В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

    Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

    Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

    Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

    Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

    В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

    Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

    В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

    Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 ТК РФ).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

Екатерина Добрикова,
редактор-эксперт портала ГАРАНТ.РУ

Документы по теме:

Читайте также:

Определен порядок обжалования результатов спецоценки условий труда
Госуслуга бесплатна, воспользоваться ею могут как работодатели, так и работники.

Иван Шкловец: «Не исключено, что нас будет ожидать многочисленная фальсификация результатов спецоценки условий труда в 2017-2018 годах»
Заместитель руководителя Роструда связывает такой прогноз с тем, что именно на этот период придется пик мероприятий по спецоценке.

Как условия труда на рабочих местах влияют на дополнительные тарифы взносов в ПФР?
Минтруд России рассказал, в отношении кого применяются дополнительные тарифы взносов в ПФР, а также как на их размер и порядок уплаты влияет специальная оценка (аттестация рабочих мест).

Минтруд России: СОУТ рабочих мест военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов не проводится
А в отношении рабочих мест госслужащих сотрудников религиозных организаций является обязательной.

www.garant.ru

Это интересно:

  • Закон об образовании в пермской области Закон Пермского края от 12 марта 2014 г. N 308-ПК "Об образовании в Пермском крае" (с изменениями и дополнениями) Закон Пермского края от 12 марта 2014 г. N 308-ПК"Об образовании в Пермском крае" С изменениями и дополнениями от: 6 сентября, 6 ноября, 1, 22 декабря 2014 г., […]
  • Закон рф от 11031992 n 2487 Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I"О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" С изменениями и […]
  • Приказы министра природных ресурсов Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12 июля 2017 г. № 403 “Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды” (не вступил в силу) В соответствии с пунктом 7 статьи 68 Федерального закона от 10.01.2002 № […]
  • Пределы полномочий апелляционной инстанции Пределы суда апелляционной инстанции: пробелы закона, выявленные практикой. Статьи по предмету Уголовный процесс ПРЕДЕЛЫ СУДА АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ: ПРОБЕЛЫ ЗАКОНА, ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРАКТИКОЙ С.А. ТРУХИН Положения ч. ч. 1 и 2 ст. 389.19 УПК РФ закрепляют полномочия суда […]
  • Приказ 10 минтранса ПРИКАЗ Минтранса РФ от 07.11.2017 № 476 Зарегистрировано в Минюсте России 1 декабря 2017 г. N 49083 —————————————————————— ПРИКАЗ от 7 ноября 2017 г. N 476 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ И […]
  • Правила движения экзамен 2014 Экзаменационные онлайн билеты по ПДД 2017 года На этой странице вы можете потренироваться с экзаменационными онлайн билетами для сдачи в ГИБДД по ПДД с последними изменениями 2017 года. Все представленные здесь билеты вы будете решать при получении прав на экзамене в […]
  • Закона забайкальского края о правительстве забайкальского края Закон Забайкальского края от 23 сентября 2009 г. N 226-ЗЗК "О Правительстве Забайкальского края" (с изменениями и дополнениями) Закон Забайкальского края от 23 сентября 2009 г. N 226-ЗЗК"О Правительстве Забайкальского края" С изменениями и дополнениями от: 23 декабря 2009 […]
  • Федеральный закон от 19 июля 2011 года 247-фз 8, 30 ноября 2011 г., 3, 30 декабря 2012 г., 2 июля, 25 ноября, 2 декабря 2013 г., 27 мая, 4 ноября 2014 г. Принят Государственной Думой 7 июля 2011 года Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года См. комментарии к настоящему Федеральному закону Настоящий Федеральный […]