Экономическая и социальная роль налогов в современной обществе

| | 0 Comment

Экономическая и социальная роль налогов в обществе, основные направления современной налоговой политики.

Налоги выступают источником формирования доходов бюджета гос-ва , поэтому они неразрывно связаны с функционированием самого гос-ва. Напрямую зависят от уровня развития самого гос-ва. Посредством налогов гос-во изымает и присваивает себе часть производственного национального дохода, и поэтому налоги и налоговая система напрямую зависит от развития гос0го механизма.

Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства полученные от сборов налогов, участвуют в финансировании гос-ых программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы гос-ва, аккумулируемые в его бюджетных и внебюджетных фондах и расходуемые на решение социальных задач. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношении хозяйствующих субъектов, граждан и гос-ва. Налоги с одной стороны, явл-ся инструментом регулирования экономики, с другой –источником доходов гос-ва.

Экономическую сущность налогов можно представить таким образом. Общество производит определенные товары и оказывает различные услуги. В процессе производства товаров и в ходе действия механизма рыночной цены формируются доходы хозяйствующих субъектов. Гос-во путем изъятия части доходов, сформированных в процессе деятельности хозяйствующих субъектов, формирует доходную часть бюджета. Через налоги осуществляются перераспределение совокупного продукта общества между его реальными производителями и гос-ом. Совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории страны без разделения ресурсов, использованных на их производство, составляет валовой внутренний продукт (ВВП).

Основным методом перераспределения ВВП стало прямое изъятие гос-ом в свою пользу его определенной части. Это применяется для формирования централизованных финансовых ресурсов бюджета гос-ва, что и составляет экономическую сущность налогообложения. Перераспределение ВВП в пользу гос-ва осуществляется между участниками общественного производства: от работников в форме налога с доходов физ. лиц, от хозяйствующих субъектов в форме налога на прибыль, налога на имущество организаций и т.д. Объем ВВП определяет возможности удовлетворения гос-ых потребностей и расширения общественного производства.

Экономическая природа налогов раскрывается в том ,что налоги выступают косвенным регулятором развития экономики; явл-ся инструментом структурного, антиинфляционного регулирования; это обязательный атрибут участников деловых отношений; это основной источник регулирования дефицита госбюджета; это одноиз действенных средств достижения приемлемого социального равенства и справедливости в условиях рынка, распределение и перераспределение доходов различных социальных слоев населения; это один из инструментов на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов.

Социальная роль налогов состоит вперераспределении доходов гос-ва, полученных от налоговых поступлений, между различными категориями населения. Через налогообложение поддерживается социальное равновесие, которое достигается путем изменения соотношения между доходами отдельных соц-ых групп. Гос-во финансирует деятельность гос-ых медицинских, культурных и образовательных учреждений.

Налоговая политика Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования осуществляемых гос-вом. Налоговая политика явл-ся частью экон-ой политики гос-ва, направленной на формирование оптимальной налоговой системы, и представляет собой систему актов и мероприятий, проводимых гос-ом в области налогообложения. Главная задача нал-ой полит.т – обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения всех функций гос-ва.

В теории налогообложениявыделяют три типа направлений налоговой политики. 1) политика максимальных налогов характеризуется повышенными ставками налогов и стремлением гос-ва максимизировать налоговые поступления. Эта полит. Приводит к тому, что следствием повышения налогов становиться снижение гос-ых доходов. 2) Полит. разумных налогов учитывает интересы гос-ва и налогоплательщиков, основывается на нахождении оптимальных налоговых ставок, способствующих развитию предпринимательства и обеспечивающих функционирование гос-ва. 3) полит. высоких налогов и сильной социальной защиты предусматривает высокий уровень налогообложения, однако гос-во предоставляет большой набор социальных услуг.

При формировании налог. Полит. важным вопросом явл-ся определение границ и нахождение критической точки налогообложения. При этом учитываются два фактора: размеры потребностей гос-ва в фин-ых средствах для реализации своих функций и способность физ. и юр. лиц уплачивать налоги.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 253 ; Нарушение авторских прав

lektsii.com

Роль налогов в современном обществе

В современном обществе налоги – это одна из основных форм дохода государства. Кроме финансовых функций, механизм налогов используется для воздействия государства с помощью экономических инструментов на общественное производство, динамику и его структуру, на научно — техническое развития. Также налоговая система призвана влиять на рыночные отношения, укрепляя их, стимулировать развития предпринимательства, способствовать производственным процессам и одновременно служить барьером на пути социального обнищания финансово необеспеченных слоев населения.
С помощью налогов распределяется и перераспределяется ВВП, в том числе выделяется определенная часть на социальную сферу и обеспечение населения. Также они влияют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Это помогает государству в контроле массы спроса и предложения не только товаров, но и капиталов, так как доход – это основа спроса населения и является конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Налоги объективно необходимы для наполнения бюджетов на всех уровнях. Средства, что поступают от сбора налогов, участвующих в финансировании программ государства, предусмотренных законами о бюджете на определенный год. Налоги – это необходимая составляющая экономических отношений в обществе.

Сегодня вопрос налогообложения очень остро стоит перед многими государствами. Населения не хочет платить налоги так, как не видит от этого никакого толка. Естественно, это является виной властей. Но гражданам нужно также и следить за собой и выполнениям своих обязанностей перед страной.

Для того, чтобы система налогообложения функционировала более эффективнее, населения должно воспитывать в себе культуру относительно добросовестности перед страной. Как пример, можно взять американцев. Они считают честью для себя уплатить налог вовремя и в полном объеме. А это ведь обязанность каждого уважающего себя гражданина, ведь в первую очередь мы делаем это для себя.

Если Вас интересует металлический забор цены на него, заходите на сайт ukrspeczabor.com.ua. На сайте Вы узнаете о преимуществах нашей компании, о том, какие именно заборы мы изготавливаем, просмотрите варианты в фотографиях, узнаете, как их заказать и сколько они стоят.

Вам также может понравиться

Налог-это обязательный платеж , который уже не вернут, он взимается с организаций государственной вл.

www.capitalpost.ru

1.1. Роль налогов в современном государстве

Отнесение института налогообложения в целом либо его отдельных элементов исключительно к экономико-финансовой или к государственно-правовой системе принципиально неверно. Экономическая, финансовая и налоговая системы имеют разные цели и задачи деятельности, они реализуются в отношении разных объектов и не ограничены единым набором средств и методик. Элементы системы налогообложения не являются составными частями экономики и ее подсистем, а особым образом интегрированы (встроены) в экономическую и финансовую системы.

Сущность налогообложения находится на стыке финансово-экономических и государственно-правовых знаний. Налогообложение является частью межотраслевой деятельности. Институт налогообложения хотя и доступен для изучения, как с экономической, так и с государственно-правовой позиции, но в обоих случаях для исследования будет доступна только примерно половина факторов, существующих в реальности. По этой причине при изучении налоговой проблематики необходимо использовать междисциплинарный подход.

Прообраз современной системы налогов и налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества.

Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благодаря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выполнением иных общественных функций (управление, военная защита и т. д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях – служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.

Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального охвата. Возникновение «местных» систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало одной из важнейших предпосылок для его создания.

На этом этапе наиболее важной (а иногда и единственной) задачей системы налогообложения являлось обеспечение благоприятных материально-экономических условий для разделения функциональных обязанностей в общественных группах.

В современной России налоговая система нормативно определена в НК.

Налоговым (фискальным) платежом является денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и поступающая в специальные бюджетные или внебюджетные фонды.

Налоговая система, установленная НК, предусматривает два вида налоговых платежей:

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налоговых платежей, являются:

– обязательность выделения из полученного единоличным или групповым трудом доли, идущей на содержание отдельных общественных групп, осуществляющих специализированную деятельность;

– безвозмездность передачи материальных ценностей;

– отсутствие четкой взаимосвязи между передачей материальных ценностей и совершением определенных действий общественными органами управления и общественной защиты.

Налог – необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в России в ст. 57 Конституции, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Признаками сборов являются:

– обязательность осуществления в случае денежных выплат или материального изъятия при наступлении объективно определенных условий;

– наличие субъективно предполагаемой взаимосвязи между проведением процедуры уплаты сбора и наступлением предполагаемых заранее определенных последствий.

Сборы носят индивидуально-возмездный, компенсационный характер.

Понятие сбора следует отличать от платы за услуги, оказываемые государственными органами.

knigi.news

Экономическая и социальная роль налогов в обществе, основные направления современной налоговой политики России

Многие видят в налогах только фискальный смысл, т.е. взимание государством с физических и юридических лиц обязательных платежей для финансирования государственных расходов на здравоохранение, образование, оборону, государственный аппарат и т.п. При этом упускается из виду, что налоги служат также массивным экономическим регулятором, способным влиять на все стороны хозяйственной и социальной жизни общества.

Экономическая сущность налога характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения обусловлены и имеют свое назначение: мобилизация денежных средств в распоряжении государства.

Налоговые поступления составляют преобладающую часть доходов бюджетов всех уровней. Помимо фискальной (наполнение бюджета) и регулирующей (поощрение или подавление экономической активности) функций, налоги должны выполнять еще и важную социальную роль. Налоги связывает общество и государство.

Современная Налоговая политика РФ д.б. направлена на противодействие экономическому кризису и создание условий для восстановления положительных темпов роста основные направления.

Минфин представило проект основных направлений налоговой политики на 2010 г и на плановый период 2011 и 2012 гг.

В предстоящей трехлетней перспективе приоритеты правительства РФ в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной налоговой системы при сохранении сложившейся налоговой нагрузки на экономику.

Планируется:

— совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен для целей налогообложения;

— создание института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций;

— уточнение правовой основы и механизма использования отсрочки /рассрочки/ по уплате налогов, сборов, пеней, инвестиционного налогового кредита и развитие соответствующих положений НКРФ.

— совершенствование порядка учета в налоговых органах организаций и физических лиц;

— упорядочение взаимодействия между налоговыми органами, банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков.

По налогу на прибыль организаций планируется:

— пересмотр принципов построения амортизационных групп, подходов к их классификации и определению норм амортизации;

— сокращение возможностей минимизации налогообложения, в частности, установление с 2010 г особого порядка переноса убытков при реорганизации организаций, предусматривающего ограничения, как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка реорганизуемых организаций;

— совершенствование порядка учета отдельных видов расходов, в частности, расширение с 2009 г состава нек-рых расходов;

— сближение налогового и бухгалтерского учета.

Кроме того, предусматриваются меры по совершенствованию налогообложения профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондового рынка.

По НДС предусматриваются:

— оптимизация перечня документов, подтверждающих обоснованность применения 0 ставки;

— уточнение порядка применения налога на добавленную стоимость организациями, осуществляющими клиринговую деятельность;

— уточнения порядка оформления счетов-фактур

По акцизам предусматриваются:

— установление единой даты уплаты акцизов – не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным;

— совершенствование порядка исчисления и уплаты акцизов

— проведение индексации акцизов

По НДФЛ намечается:

— освобождение от представления налоговой декларации налогоплательщиков, у которых не возникает налоговых обязательств перед бюджетом;

— упрощение налоговой декларации

НДобычу ПИ, запланировано:

— введение понижающих коэффициентов при расчете НДПИ при добыче нефти на малых месторождениях;

— введение с 1 января 2010 г ежегодно индексируемой ставки НДПИ на природный газ;

— установление пониженной ставки НДПИ по нефти, добываемой из нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений;

По специальным налоговым режимам предусмотрено:

— повышение, начиная с 2010 г и сроком на 3 года порога предельной величины доходов, позволяющих организации применять упрощенную систему налогообложения до 60 млн руб в год с отменой механизма увеличения предельного размера дохода с применением коэффициентов-дефляторов;

— совершенствование применения упрощенной системы налогообложения на основе патента, в том числе за счет расширения права субъектов РФ по определению потенциально возможного годового дохода индивидуального предпринимателя при определении годовой стоимости патента;

— уточнение перечня видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также физических показателей, используемых для исчисления этого налога;

Планируется также завершение проведения подготовительной работы для введения налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Налог— это обязательный платеж, который осуществляется безвозмездно, т. е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей гос-ва по отношению к лицу, вносившему эти платежи. Налог — один из способов формирования доходов бюджетов. Налоги в экономике выполняют следующие функции: 1)фискальная функция, с помощью которой формируется бюджетный фонд страны; 2)регулирующая (стимулирующая). Здесь государство влияет на воспроизводство, стимулирует или сдерживает его развитие и тем самым усиливает или ослабляет накопление капитала, расширяет или уменьшает платежеспособный спрос населения. 3)распределительная (социальная) – через механизм бюджета происходит перераспределение доходов от имущих к неимущим для устранения социальной напряженности в обществе. 4)контрольная– с ее помощью государство контролирует процесс мобилизации поступления налогов и сборов в бюджет, вносит коррективы в налоговую и финансовую политику.

Налоговая система — совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления в которых реализуются определенные принципы.

Классификация налогов:

По способу обложения выделяют: 1)кадастровый— основан на использовании кадастра, т. е. реестра, содержащего классификацию типичных объектов по их внешним признакам (земельный налог) 2)«у источников выплаты доходов»— взимается до получения дохода налогоплательщиком. Этот способ наиболее распространен (налог на им-во, транспортный) 3)по декларации — он предполагает заполнение декларации о совокупном годовом доходе и подачу этой декларации в инспекцию (НДС).

По назначению:общие –поступают в бюджет независимо от источника поступления. Составляют подавляющее большинство.Целевые –ЕСН, на определенные цели.

По принадлежности к уровням власти и управления: федеральные– утверждаются Гос.Думой, Федеральным Собранием, Президентом (НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ); региональные– законодательство города, губернатор (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог); местные– органы местного самоуправления (земельный налог, налог на имущество физических лиц).

По праву использования налоговых поступлений: закрепленные – налоги, поступления по которым идут в конкретные бюджеты (местного уровня – земельный налог, налог на имущество физ.лиц); регулирующие – с их помощью можно закрыть дефицитность бюджета (налог на прибыль организаций, НДФЛ).

По источнику уплаты: выручка, доход, прибыль, себестоимость, зарплата.

По возможности переложения: Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика и отсюда экономические отношения возникают непосредственно между государством и плательщиком данного налога (подоходный налог, налог на прибыль, с наследства и др.) Косвенные налоги — включаются в виде надбавки цен товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При косвенном налогообложении экономические отношения возникают между государством и потребителем товара или услуги. Субъектом налога становится продавец товара или услуги. Прямые налоги подразделяются на реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества и личные, взимаемые с юридических и физических лиц у источников дохода или по декларации. Косвенные налоги отличаются простотой взимания, их применение дает фискальный эффект даже в условиях падения производства. Косвенные налоги неоднородны, в их составе выделяют акцизы и универсальные налоги, которые м. б. представлены в виде таможенных пошлин.

По виду ставок:Пропорциональный налог. При этом виде налогообложения налоговые ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивный налог. Налоговые ставки повышаются по мере возрастания дохода. Регрессивный налог. Ставки налога снижаются по мере роста дохода.

studopedia.org

Это интересно:

  • Правила защиты докторской Портал российской науки В последнее время диссертационные советы стали строже относиться к присуждению ученых степеней. К каждой диссертации применяются строгие требования, несоблюдение которых чревато «провалом» защиты. Что же необходимо знать о требованиях к докторской […]
  • Юридический стаж адвоката Юридический стаж для адвоката Идет ли юридический стаж? Юридический статус адвоката. Для приобретения статуса адвоката кандидат должен соответствовать следующим требованиямСтаж работы может быть заменен стажировкой в адвокатском образовании. Срок стажировки от 1 года до 2 […]
  • Судимость и выезд за границу Выезд за границу с судимостью Многие уже давно решили, что поедут отдыхать, учиться или работать за границу в 2018 году. Некоторые даже начали готовить соответствующие документы для оформления загранпаспорта и визы, искать подходящего туроператора или работодателя. […]
  • Исковое заявление по задолженности по алиментам Алиментная задолженность может возникнуть по разным причинам. Одни родители умышленно не платят алиментов, рассчитывая, что это просто сойдет им с рук, другие – считают решение суда незаконным и собираются оспаривать его, третьи – находятся в затруднительном положении. […]
  • Сделать гражданство ребенку в тюмени Штамп о гражданстве для ребенка Не получать, а подтвердить Получают гражданство обычно те, кто его вообще не имеет, или иностранцы. А новорожденному малышу нужно лишь подтвердить документально то, что у него и так уже есть, по праву рождения, и это совсем […]
  • Сколько штраф под кирпич Что грозит за проезд под «кирпич»? Знак 3.1 «Въезд запрещен» (так называемый «кирпич») устанавливают (п. 5.4.2 ГОСТ Р 52289-2004): на участках дорог или проезжих частей с односторонним движением для запрещения движения транспортных средств во встречном направлении; на […]
  • Воры в законе олег пирогов Вор в законе Олег Пирогов Невезения продолжают гнать 1-го из более потенциальных претендентов на титул вора в законе, смотрящего за Электросталью Олега Пирогова, по кличке Циркач. На последующий же день после фатальногй неудачи в отеле «Украина», Пирогову опять довелось […]
  • Правила хорошего рисунка СПРАВОЧНИК АВТОРА И РЕЦЕНЗЕНТА Оформление рисунков и таблиц Практически в любой статье бывает необходимо проиллюстрировать какие-то данные, изобразив их в схеме, диаграмме или в виде таблицы. Здесь мы собрали несколько основных советов, как оформить рисунки и таблицы, […]