Безысходность жизни обездоленных людей преступление и наказание

| | 0 Comment

Безысходность жизни обездоленных людей преступление и наказание

Цель урока: помочь учащимся прочитать роман, раскрыть его особенности, разъяснить:

какую роль в совершении преступления, в поступках героев играют социальные причины.
что значит суровая правда жизни в романе, в чем жизненные тупики героев;
в чем состоит личная ответственность человека за его поступки.

Оборудование: Иллюстрации к роману, презентация к уроку

Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы начали разговор о творчестве Ф.М. Достоевского и его романе «Преступление и наказание».

Какие факты человеческой и творческой биографии писателя запомнились вам?
Расскажите об истории создания романа «Преступление и наказание», его жанре.

Проверка знания текста первой части романа: письменные ответы на вопросы:

1.В каком городе происходит действие романа?

2.Какое время года описывает автор?

3.Кто главный герой произведения?

4.Кем приходится Раскольникову Пульхерия Александровна и Дуня?

5.Кто такой Лужин?

6.Какое преступление совершил главный герой?

7.Кого еще, кроме старухи-процентщицы, убивает Раскольников?

8.Кто в романе произносит слова: «Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда некуда больше идти?!»

9.Кто такая Соня?

10.Какое решение вынуждена принять Соня, ради детей Екатерины Ивановны?

11.Кому отдает свои гроши Раскольников?

12.Кто такой Разумихин?

Словарная работа. Опережающее домашнее задание: объяснить значение слова гуманист, гуманизм, идеология, социальный, психологизм.
Объявление темы и цели урока.

Давайте вместе начнем читать роман «Преступление и наказание», раскрывать его особенности, силу и мощь авторского слова.

Сегодня на уроке мы поговорим о суровой правде в изображении безысходности жизни обездоленных людей, об авторской позиции в романе по отношению к ним, а также постараемся понять, какую роль в совершении преступления, в поступках героя играют социальные причины.

Обратимся к эпиграфам.

«Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?!»

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».

«Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту,

замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не

признает человеком и даже не в праве быть им…»

В конце разговора мы вернемся к ним и ответим на вопрос: почему эти слова вынесены как эпиграфы к уроку.

Работа над темой урока.

Слово учителя. Ф. М. Достоевский – самый беспощадный художник 19-го века, показавший жестокую правду жизни, был одержим великой любовью к людям.

Как в романе изображена жизнь обездоленных людей?

Чтобы ярче представить себе картины жизни героев, увидеть их страдания, почувствовать боль, предлагаю обратиться к тексту романа и поработать в группах по предложенным темам.

Петербург – действующее лицо романа. (Доходные дома, квартиры: квартира Мармеладовых, Раскольникова, старухи процентщицы; трактиры, пивные, дворы-колодцы.)
Суровая правда в изображении жизни бедных людей. (Семья Мармеладовых, судьба Мармеладова, Сони; семья Раскольниковых; встреча с женщиной на мосту и др.)
Детские судьбы. (Пьяная девочка, дети Мармеладова, невеста Свидригайлова и др.)
«Хозяева жизни» в романе «Преступление и наказание». (Образы Лужина и Свидригайлова)

Работа в группах.

Сообщения групп учащихся согласно предложенным темам.

Вывод учителя. Вопрос: в какой части города происходит действие? Видим ли мы другой – прекрасный город? Когда? Как Раскольников чувствует себя там? (глава 6 «Проходя мимо Юсупова сада…/… и всякая гадость»)
Какой цвет в описании города преобладает? (желтый; есть зеленый. Когда появляется? С чем и кем связан?)

Реальность и бред, явь и кошмар – все сплелось в Петербурге, который Свидригайлов назвал «городом полусумасшедших», потому что здесь можно сойти с ума от горя, нищеты, бесправия и безысходности.

А как живется людям в этом городе?

Достоевский показывает нам судьбы «униженных и оскорбленных», доведенных до отчаяния людей. Вот Раскольников спускается в пивную… Судьба Мармеладова и его семьи, Дуни.

Общество всегда судят по положению в нем женщин, стариков и детей.

В раскрытии писателем суровой правды жизни обездоленных людей «детские» страницы романа вызывают острую боль и жалость. (Сообщение по предложенной теме)

Вывод: Обвиняя мир в жестокости, автор прежде всего говорит о детях – как

гуманисты всех времен. Что же за будущее у этого мира?

Работа с иллюстрациями. Рассмотрите иллюстрации. Соответствуют ли они вашему представлению о Петербурге и его жителях?

Кто же «хозяева жизни», о которой пишет Достоевский?
Как же в этом страшном мире живется Раскольникову?

Встреча с Мармеладовым и его семьей… — все это потрясающе действует на Раскольникова. Такие потрясения ждут его на каждом углу. Перед ним встают вопросы, которые терзают его: а что же ты сделаешь, чтобы этому не бывать. И припомнятся слова Мармеладова. Именно это ощущение безвыходности доводит Раскольникова до отчаяния, до бешенства, почти до безумия.

Зависят ли поступки героев от их социального положения, от жизненных ситуаций?
Могут ли толкнуть человека на совершение преступления сложные экономические и социальные условия?
Можно ли его оправдать, понять?

Чьими же глазами мы видим жизнь «бедного» Петербурга и его обитателей?
Как автор относится к тому, о чем рассказывает, что описывает?

Обращение к эпиграфам.

Как вы понимаете слова Добролюбова, вынесенные как эпиграф к уроку?

Что на уроке поразило вас?
Какие вопросы заставили задуматься?

Для всех: Перечитать вторую часть романа.

Ответить на вопросы:

Как ведет себя Раскольников после преступления?
Какие испытывает чувства?

Индивидуально: Составить вопросы по содержанию второй главы

Рекомендации по подготовке урока. Опережающее задание: класс объединяется в 4 группы (см. материалы урока). Группы получают задания: подобрать необходимый материал по темам с обоснованием выбора.

Индивидуально: подготовить словарную работу о значении слов: гуманист, гуманизм, социальный, психологизм.

raimantau.narod.ru

Школьный ассистент — готовые сочинения по русскому языку и литературе

«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского принадлежит к наиболее сложным произведениям русской литературы. Достоевский описывает страшную картину жизни людей в России середины ХIХ в. В это время много кто чувствовал себя разочарованным, загнанным и зажатым собственным бессилием и бесправием. Автор создает книгу о обедневших дворянах, «жителях темных уголков». До него никто не писал таких книг, и для Достоевского содержание романа было продиктовано самой действительностью. События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Петербург Достоевского — город, в котором невозможно жить: он нечеловеческий. Это город «уличных девочек», «трактирных постоянных посетителей», которые ищут в вине минутное забвение от скуки. Атмосфера Петербурга — атмосфера безысходности и глухого угла. В романе много уличных сцен. Вот женщина с желтым лицом и задумчивыми глазами бросается в воду канала. И слышны крики другой женщины: «До чертиков допилась, батюшки, до чертиков. Удавиться тоже хотела, с веревки сняли.»

Вот один из мрачных эпизодов. Получив от Елены Ивановны деньги, Раскольников направляется к распивочной, которая содержится в каком-то подвале. Гадкая пища, духота «и все это к тому же пропитано винным запахом, что кажется, от одного воздуха можно за пять минут сделаться пьяным». Здесь же звучат отчаянные слова Мармеладова, убитого горькой бедностью и пьянством: «А если не к кому, если пойти более некуда?». Простому человеку в Петербурге места нет, поэтому он погружается в «смрад пивных». Оставляя шумные улицы, автор ведет нас в дома, где живут его герои. На миг открываются двери в чужую жизнь, наполненную отчаянием. Ведь страшно жить не только в «гробу», который снимает Раскольников, но и в «безобразном сарае» Сони, и в «прохладном уголке», где живет Мармеладов, и в отдельном номере, «душном и тесном», в котором проводит свою последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов.

Судьба «маленьких» людей, которые живут в таких квартирах — с вечной бедностью — страшная. Писатель принуждает нас заглянуть в один из «уголков» столицы — семью Мармеладовых и ему открывается бездна. «Мармеладов . смешной, жалкий и безобразный, Этот оборванец с его чиновничьей осанкой, шут, со своим ораторством «кабацких завсегдатаев». И этот «затейник» — человек трагической судьбы. Исповедуясь перед Раскольниковым, Мармеладов говорит: «Некуда идти человеку, а это же надо». Сущность жизненной драмы Мармеладова заключается в ясности сознания, что некуда идти, не к кому пойти.

Ему остается одно — погибнуть, и он гибнет, и гибель его неминуема. Но в этом и в страданиях своих близких виновен и сам Мармеладов. Он остро осознает свою вину: «А разве сердце у меня не болит. ». Но можно ли жалеть человека, который украл последнюю копейку у своих голодных детей? Но Достоевский принуждает нас жалеть, сочувствовать тому, кто не достоин этого сочувствия! Мармеладову, невозможно не сочувствовать, так как он страдает, так как «он все это может чувствовать». Он умеет любить и жертвовать, он остался человеком. И не только Мармеладов, а и много «маленьких» людей в романе задушены бедностью. Они беспощадно жертвуют собой ради благосостояния близких.

Соня Мармеладова ради семьи «продала» себя, но чем же лучше судьба сестры Раскольникова Дуни, которая ради брата и матери выходит замуж за господина Лужина? Через весь роман проходят подобные сцены, которые раскрывают повседневную трагичность жизни народа. Такой мир, в котором живут герои Достоевского, мир «униженных и оскорбленных», «тех, кто погиб и тех, кто будет гибнуть». Трагедия положения героев Достоевского заключается не только в безысходности, но и в осознании этого глухого угла: они видят, что их гибель близка и неминуема, и находятся в состоянии обреченных на смерть.

Всем содержанием роман Достоевского показывает полную невозможность найти выход, если оставаться в этом обществе.

В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский описывает страшную картину жизни людей России середины XIX ст. В это время много кто чувствовал себя разочарованным, загнанным и раздавленным собственным бессилием и бесправием. Автор создает книгу о обедневших дворянах. Содержание произведения было продиктовано самой действительностью. События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Этот город «уличных девушек», «трактирных завсегдатаев», которые ищут в вине минутное забвение от скуки. В Петербурге властвует атмосфера безысходности. В романе много уличных сцен. Вот женщина с желтым лицом и маленькими глазами бросается в воду канала.

Или еще такой эпизод. Получив от Елены Ивановны деньги, Раскольников направляется к пивной, которая содержится в каком-то подвале. Там гадкая пища и страшная духота. Простому человеку в Петербурге нет места, поэтому он погружается в «смрад распивочных». Оставляя шумные улицы, автор ведет нас к домам, где живут его герои. На миг приоткрываются двери в чужую жизнь, наполненную отчаянием. Страшно жить в «гробу», который арендует Раскольников, в «безобразном сарае» Сони и в «прохладному уголке», где живет Мармеладов, и в отдельном номере, «душном и тесном», в котором проводит свою последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов. Судьба «маленьких» людей, которые живут в таких квартирах — с вечной бедностью — страшная.

Писатель рассказывает о Мармеладове. Ему некуда идти. Остается одно — погибнуть. И Мармеладов гибнет. Но в своей смерти, в страданиях своих близких виновен и сам Мармеладов. Он сознает свою вину: «А разве сердце у меня не болит за то, что я ползаю в тоске?». А можно ли жалеть человека, который украл последнюю копейку у своих голодных детей? Однако Мармеладову невозможно не сочувствовать, так как он страдает. Он умеет любить и жертвовать, он остался человеком. В романе изображено много «маленьких» людей, задушенных бедностью.

Они жертвуют собой ради благосостояния близких. Мир, в котором живут герои Достоевского, — мир «униженных и оскорбленных», «тех, кто погиб, и тех, кто будет гибнуть». Они сознают, что находятся в безвыходном положении. Достоевский убеждает, что, оставаясь в этом обществе, принимая его законы, невозможно найти выход.

Если данное школьное сочинение на тему: Жизнь обездоленных на страницах романа Достоевского «Преступление и наказание», вам пригодилось, то я буду премного благодарна если вы разместите ссылку в блоге или социальной сети.

schooltask.ru

Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей. Семья Мармеладовых. Подготовили ученики 11 Б класса Григор Татьяна Осадчук Валерия. — презентация

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемВалентина Княжева

Похожие презентации

Презентация 11 класса по предмету «МХК, ИЗО, Черчение» на тему: «Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей. Семья Мармеладовых. Подготовили ученики 11 Б класса Григор Татьяна Осадчук Валерия.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей. Семья Мармеладовых. Подготовили ученики 11Б класса Григор Татьяна Осадчук Валерия Резников Игорь

2 План 1. Знакомство с романом. 2. Действующие лица 3. Семья Мармеладовых: а)Семен Захарович; б)Катерина Ивановна; в) Сонечка. 4. Жизнь Сони Мармеладовой. Список использованной литературы

3 Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского впервые был опубликован в журнале «Русский вестник» за 1866 год Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского впервые был опубликован в журнале «Русский вестник» за 1866 год

4 Вопросы, поставленные в романе, затрагивают социальные, этические и философские проблемы, которые всегда волновали писателя. Это, прежде всего, вопрос о том, имеет ли человек право на бунт против существующего порядка вещей в стране, право на коренное изменение действительности.

5 Но в Преступлении и наказании много других действующих лиц. Но в Преступлении и наказании много других действующих лиц. Это Разумихин, Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна Раскольниковы, Петр Петрович Лужин, Аркадий Иванович Свидригайлов, Мармеладовы. Центральной фигурой романа является, конечно, Родион Раскольников.

6 Особую роль в романе играет Семья Мармеладовых :

7 Семен Захарович Мармеладов -угнетенный, дошедший до края человек трагической судьбы

8 «Это был человек лет уже за 50, среднего роста и плотного телосложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из- за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные глазки…во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был смысл и ум, — но…и мелькало безумие…».

9 Катерина Ивановна Мармеладова – женщина, практически одна растившая детей, занималась домом и всячески старалась создать в своей семье обстановку мира и чистоты, хотя бы внешней. Всю свою жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих детей, она терпит нужду и лишения.

11 Униженной и оскорбленной была и Сонечка Мармеладова. Не имея возможности зарабатывать деньги честным трудом, она была вынуждена переступить нравственные законы и отправиться на панель. Принося домой деньги, она как бы отдавала частицу себя, своего горя и стыда. Хотя Сонечка и вынуждена была перешагнуть через себя, душа ее осталась чистой. В ней продолжала жить «живая совесть».

12 Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться над истинными человеческими ценностями. Образ, суждения Сони заставляют заглянуть вглубь себя, помогают оценить то, что происходит вокруг нас.

13 Все поступки героини удивляют своей искренностью, открытостью. Она не делает ничего для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестры, Раскольникова. Образ Сони — образ истинной христианки и праведницы. Для нее все — равны, все предстанут перед судом Всевышнего.

14 Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Раскольникову и его теории (добро, милосердие, противостоящее злу). Жизненная позиция девушки отражает взгляды самого писателя, его веру в добро, справедливость, всепрощение и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он ни был.

15 Список использованной литературы Достоевский Ф. М. Преступление и наказание / Вступ. ст. Г. Фридлендера; Прим. Г. Коган.. М.: Художественная литература, с экз. Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М.: Художественная литература, с экз. Назиров Р. Г. Реминисценция и парафраза в «Преступлении и наказании» // Назиров Р. Г. Русская классическая литература: сравнительно-исторический подход. Исследования разных лет: Сборник статей. Уфа: РИО БашГУ, С

www.myshared.ru

Владелец

Сообщений: 833
Вас поблагодарили: 9
раз(а) в 9 сообщениях
Зарегистрирован: 30.10.08
Со дня регистрации: 3552

Федор Михайлович Достоевский.
Сочинение. 10 класс. По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Каждое произведение ценно прежде всего тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Роман Достоевского «Преступление и наказание» — одно из выдающихся произведений мировой литературы, это «энциклопедия жизни России 60-х годов», книга великой скорби, раскрывающая бесчеловечность буржуазно-крепостнического общества. Поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды — основная идея романа.

В страшных картинах нищеты, надругательства над человеком, одиночества, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, города-гиганта, поражающего фантастичностью своих контрастов, где человека на каждом шагу подстерегают социальные и материальные «шутки», порождающие нравственные конфликты и трагедии. Униженным и оскорбленным нет выхода из них. Безысходность — лейтмотив романа. Сцена знакомства Раскольникова с Мармеладовым в трактире задает тон всему повествованию. Фраза Мармеладова: «Понимаете ли Вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти. » — сразу поднимает и всю эту сцену в трактире, и фигуру маленького человека, смешного своей торжественно-витиеватой и «канцелярской» манерой говорить, и тему романа на высоту трагической думы о судьбе человечества.

Для героев Достоевского вообще характерен монолог как средство выражения своих мыслей, чувств. Монолог Мармела-дова, имеющий характер исповеди, окрашивает всю ситуацию в драматические тона.

«Некуда идти» и Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для ее честолюбивой натуры противоречие между прошлой, обеспеченной и богатой, жизнью и жалкой, нищенской настоящей.

Соня Мармеладова, чистая и невинная девушка, вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и ее малолетних детей. Идея самопожертвования, отказа от себя, воплощенная в образе Сони, поднимает его до символа всего страдания человеческого. Страдания сливались для Достоевского с любовью. Соня — олицетворение любви к людям, именно поэтому она сохранила нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь.

Тем же смыслом наполнен образ Дунечки, сестры Раскольникова: она соглашается на ту же жертву, что и Соня: во имя свято любимого брата дает согласие выйти замуж за Лужина.

Лужин — классический тип буржуазного дельца, мерзавца, подло оклеветавшего беззащитную Соню, самовлюбленного тирана, унижающего людей, карьериста и скряги.

Для героев Достоевского характерна превосходная степень выражения чувств. У Сонечки — это ненасытная жажда самопожертвования, у Дуни — всепоглощающая любовь к брату, у Катерины Ивановны — исступленная гордость.

Положение безнадежности, тупика толкает людей на моральные преступления против самих себя. Буржуазное общество ставит их перед выбором таких путей, которые по-разному ведут к бесчеловечности.

«Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» Какая тоска, боль за человечество слышится в этом горьком раздумье Раскольникова1 Он терзается сознанием полной безысходности, не находя, однако, в себе сил признать эту жизнь, примириться с нею, как это сделал Мармеладов. Вереницей проходят перед Раскольниковым картины унижения и оскорбления человека (эпизод на Конногвардейском бульваре, сцена самоубийства женщины, бросившейся с моста, гибель Мармеладова).

Для Достоевского характерна лаконичность при описании самых трагических событий, он сразу переходит к анализу чувств и мыслей героев, их отношения к происходящему.

Широкая, написанная могучей суровой кистью картина действительности показывает ту реальную почву, которая взращивает мысли о преступлении у Раскольникова, человека, страстно и беспощадно осуждающего этот мир с его вопиющей социальной несправедливостью, бессмысленными страданиями и унижениями.

Само буржуазное общество, буржуазное сознание порождает идеи, подобные расколышковской: убить, потому что «владыки», наполеоны, те, кого в этом обществе уважают, богачи, удачники, счастливцы не останавливаются ни перед чем во имя успеха. В сущности, в этой теории заключена идея буржуазного сверхчеловека, не признающего никаких нравственных ограничений, которому все дозволено.

Второй вариант объяснения мотивов преступления Раскольникова — убийство одной ничтожной твари во имя жизни тысяч достойных существования людей, — представляет собой характерную форму буржуазно-анархического протеста.

Чудовищный «эксперимент» Раскольникова — убийство ростовщицы — должен дать ему ответ на вопрос: кто такой он сам? Принадлежит ли он к разряду людей «обыкновенных» или «необыкновенных»? Может ли он «переступить» принцип? Совершая свое преступление, Раскольников хотел убить принцип гуманизма, убить человечность, но не вынес мук отщепенца, разъединенности с людьми, ужаса и пустоты нравственного одиночества, означающего смерть человеческой души.

Напряженность психологического конфликта усугу***ется таким приемом, как субъективная трактовка времени; оно может остановиться (как, например, в сцене убийства старухи) или лететь с лихорадочной быстротой, и тогда в сознании героя мелькают, как в калейдоскопе, лица, предметы, события. Еще одна особенность романа — отсутствие последовательности, логичности в передаче чувств, переживаний героев, что тоже определяется их душевным состоянием. Часто автор прибегает к «видениям», включая галлюцинации, кошмары (сны Раскольникова, Свидригайлова). Все это усугу***ет драматизм происходящих событий, делает стиль романа гиперболичным.

Но есть нечто более ужасное, что относится уже не к картинам действительности, не к переживаниям людей, а к самому роману. Это отсутствие просветления, какой-то надежды на возможность выхода. Самый страшный «тупик» в том выводе, который делает автор: нет реального выхода из безмерных страданий человечества.

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, — страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, я думаю, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников сегодня будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит», даже в наши жестокие демократические годы, на заре неизвестного будущего, в начале многообещающего и одновременно страшного XXI века. А значит, когда-нибудь раскаяние придет, и, хоть на краю могилы, наш Раскольников заплачет и вспомнит о «вечной Сонечке».

В этом и заключается великий, классический, бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

Жизнь невыносима в обществе, где царствуют современные Лужины и Свидригайловы, но в сердцах тех, кто не стал ими, продолжает наивно жить надежда.

vyazemsky.com

Урок литературы в 10-м классе по теме: «Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла»

Разделы: Литература

События, которые подводят героя к преступлению

По произведению Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание»

Анализ первой части

Цель:

  • Показать скрытый ход авторской мысли в связи с темой урока:
    • суровая правда жизни убеждает в оправданности преступления в мире зла;
    • позиция Достоевского-гуманиста в невозможности совершения преступления, человек всегда остается человеком, нельзя победить зло злом.
    • Оформление:

      • выставка книг, посвященная Достоевскому;
      • стенд, на котором предоставлен материал:
        • как работать над эпизодом;
        • темы сочинений по роману Достоевского “Преступление и наказание”;
        • высказывание Писарева № 1:

        Я всматриваюсь и вдумываюсь в эти события, стараюсь понять, каким образом они вытекают одно из другого, стараюсь объяснить себе, насколько они находятся в зависимости от общих условий жизни. (Писарев Д.Н. Борьба за жизнь. В кн.: Ф.М. Достоевский в русской критике.М., 1956, с. 162)

      • изображение морды лошади;
      • на доске:
        – тема урока;
        – высказывание Писарева № 2.
      • Домашнее задание к уроку:

        1. Что мы узнаем о герое из 1 главы?
        2. Как нарисована Алена Ивановна?
        3. Анализ встречи Раскольникова с Мармеладовым.
        4. Какое впечатление производит письмо матери на Раскольникова?
        5. Как характеризует Раскольникова эпизод с девочкой на бульваре?
        6. Прочитать сон Раскольникова, дать ему объяснение.
        7. I. Сообщение темы урока

          Сегодняшний урок “Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла. Боль за человека – основа авторской позиции в романе”

          Я хочу начать со слов Дмитрия Ивановича Писарева (высказывание № 2):

          “Переберем одну за другой все подробности обстановки, при которой Раскольникову приходилось обдумывать свое положение и искать выхода из той ловушки, которую расставила ему жизнь; перечислим одно за другим впечатления, которые ложились на его измученную нервную систему; взвесим и оценим все мелкие и мучительные столкновения, которые направляли в известную сторону течение его мыслей, и потом спросить себя оставалась ли за Раскольниковым свобода выбора и в его ли власти было прийти к такому дикому абсурду, которым закончилась его глухая и одинокая борьба.” (Писарев Д.Н. Борьба за жизнь – в кн.: Ф.М.Достоевский в русской критике М.,1956, с. 173)

          Эти слова намечают программу деятельности нашего урока.

          II. Повторение пройденного

          Вопросы:

          Что мы узнаем о герое из 1 главы?

          1. Он беден – “Он был задавлен бедностью”.
            “Вышел из своей коморки” (шкаф, гроб).
            “Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”.
          2. Состояние –
            “…он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию”.
            – он думает о деле, это, проба;
            – бормотал что-то про себя, привычка к монологам.
          3. Детали:
            – шляпа (“слишком приметная шляпа” – “запомнят ан и улика”);
            – “ровно семьсот тридцать” шагов от ворот его дома;
            – имел “безобразную мечту как-то даже поневоле привык считать уже предприятием, хотя все еще не верил”;
            – совершает какую-то пробу;
            – ему понравилось, что никого не встретил;
            – что съезжает немец, живущий на 4-м этаже.
          4. Как нарисована Алена Ивановна?

            1. Портрет. “Это была крошечная, сухая старушонка, лет 60, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое, трепье, а на плечах – кацавейка”.
            2. Недоверчивость старухи.
            3. Описание комнаты. Желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности.
            4. Какой вывод делает Раскольников после посещения Алены Ивановны.

              • “Боже! Как это все отвратительно! На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!”
              • “Чувство бесконечного отвращения достигло теперь такого размера и так ясно выяснилось, что он не знал, куда деться от тоски своей.”
              • Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества…
                Но теперь его потянуло к людям.
                Раскольникова тянет к людям, он ищет общения. Это неслучайно. Дальше Достоевский проверяет его человечностью.
              • Что добавляет встреча с Мармеладовым к образу Родиона?

                • Мармеладов “накинулся на Раскольникова, точно целый месяц тоже ни с кем не говорил. “А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти”.
                • “Чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели”.
                • Учителю обратить внимание учащихся на:

                  – витиеватый слог Мармеладова;
                  – его портрет;
                  – он называет себя свиньей, прирожденный скот (“глаз ее боюсь, плеча детского боюсь”…)

                  Вывод:

                  В речи Мармеладова звучит мысль о том, что в нищем никто не подозревает благородства чувств. А в нем это благородство есть! Он способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.

                  Это человек, а в нем не хотят видеть человека!

                  При всей, казалось бы, потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать. В словах Мармеладова – боль за то, что его однажды выгнав из человеческого общества, уже больше никогда в него не допустят.

                  Перед нами оскорбленный человек, но сохранивший чувство собственного достоинства, глубоко осознавший свое падение, но не в силах ничего изменить.

                  Раскольникову хотелось помочь “Загреб сколько пришлось медных денег. И примерно положил на окошко. Потом уже на лестнице он одумался и хотел было воротиться”.

                  Какой вывод делает Раскольников после встречи с Мармеладовым?

                  • “Ко всему-то подлец-человек привыкает!”
                  • “Ну, а коли я соврал, – воскликнул он вдруг невольно, – коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род, то есть человеческий, то значит, что остальное все предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!…”
                  • Какое впечатление производит письмо матери на героя?

                    1. “Письмо дрожало в руках его!”, поднес его к губам, поцеловал. ”
                      “Он медлил: он даже как будто боялся чего-то”.
                    2. “… ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше все-вся надежда, упование наше!
                    3. Письмо матери излечило его.
                      “На Голгофу-то тяжело всходить.”
                      “Дунечка многое может сносить и даже в самых кратких случаях найти в себе столько великодушия, чтобы не потерять своей твердости:
                      (Ей пришлось снести Свидригалова, а теперь Лужин)
                      – но не для себя (“Дело ясное: для себя, Для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продаст!) Для милого, для обожаемого человека продаст!…за брата, за мать продаст!”
                      Раскольников осознает, что Дуня совершает ту же жертву, что и Соня Мармеладова.
                      “Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!
                    4. К какому итогу приходит Родион?

                      “Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать! Не принимаю!”

                      “А что ты сделаешь? Чтоб этому не бывать, когда кончишь курс и место достанешь?”

                      “Через 10 лет. Да в 10-то лет мать успеет ослепнуть от косынок, а, пожалуй, что и от слез; от поста и исчахнет; а сестра?”

                      “Так мучал он себя и поддразнивал этими вопросами, даже с каким-то наслаждением. Впрочем, все эти вопросы были не новые, не внезапные, а старые, наболевшие, давнишние. Давно уже как они начали его терзать, и истерзали ему сердце.

                      Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого, фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения. Теперь же письмо матери вдруг как громом ударило в него.

                      Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или…”

                      “Или отказаться от жизни совсем!”

                      Давнишняя мечта явилась теперь “в каком-то новом, грозном и совсем незнакомом ему виде … Ему стукнуло в голову, и потемнело в глазах.”

                      Как характеризует Раскольникова эпизод на бульваре (с девочкой-подростком)?

                      Чистота и беззащитность, показанные в портрете обманутой девочки, не соответствуют образу жизни, который она вынуждена вести, поэтому Раскольникову страшно и жутко смотреть на такое явление. Он не проходит мимо, заставляет городового заняться судьбой девочки. Дает последние 20 копеек. Опять же наблюдаем непоследовательность в поведении Родиона. “Да пусть их переглотают друг друга живьем – мне-то чего? И как я смел отдать эти 20 копеек. Разве они мои?”

                      Вывод: Обстоятельства в романе складываются так, что у Раскольникова не остается выбора, они требуют от него немедленного решения”

                      III. Анализ сна Раскольникова

                      Итак, мы подошли к 5 главе, к страшному сну Раскольникова.

                      Достоевского, как психолога, любят соотносить с Фрейдом. Во снах, по Фрейду вытесняется порочное, страх. Сон смягчает страхи, помогает с ними примириться.

                      У Раскольникова сны не примиряют страхи, а выявляют комплексы. Они определяют будущее. В начале 5 главы мы читаем, что Раскольников “хотел было поворотить назад к дому, но домой идти ему стало вдруг ужасно противно: там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало в это вот уже более месяца, и он пошел куда глаза глядят.”

                      Где оказывается Раскольников? Что он испытывает?

                      • При каких обстоятельствах возникает сновидение в воспаленном мозгу Раскольникова?
                      • – Нервная дрожь. Озноб. Прошел весь Васильевский остров, вышел на Малую Неву, перешел мост и поворотил на Острова.

                        “Зелень и свежесть сначала понравилась его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам. Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных.

                        Но скоро и эти новые ощущения перешли в болезненные и раздражающие.

                        Особенно его занимали цветы; он на них всего дольше смотрел.

                        В полном изнеможении пал на траву и в ту же минуту заснул.

                        2. Родион Раскольников погружается в мир своего детства. Каким открывается перед нами душевный мир 7-летнего ребенка?

                        • Картина, представившаяся герою, поначалу, маскируется” под обыденную и реальную.
                        • “Время серенькое, день удушливый, местность совершенно такая же, как уцелела в памяти.
                        • Своеобразный настрой на волну лирических воспоминаний.
                        • Родион Романович погружается в мир своего детства.
                          • Он испытывает “неприятнейшее впечатление и даже страх”, проходя с отцом мимо городского кабака “весь дрожит “ из доносящихся из него звуков и вида “малящих кругом пьяных и страшных рож”.
                          • Подчеркивается деталь “черная дорога”.
                          • Родион с душевной теплотой вспоминает бедную маленькую городскую церковь “с зеленым куполом и старинные в ней образа”, “старого священника с дрожащей головой “кутью на белом блюде, в салфетке, а кутья была сахарная из рису и изюму, вдавленного в рис крестом.
                          • Трогательное благоговение перед “маленькой могилкой меньшого братца”, умершего шести месяцев, которого он совсем не знал и не мог помнить.
                          • После этого начинается вторая часть видения Раскольникова, которая также обладает своей собственной фантастикой.

                            1 вариант

                            (Учитель зачитывает 2 часть сна в сокращении.)

                            2 вариант

                            Какие события происходят в эпизоде?

                            В городском кабаке происходит гулянье.

                            Описанные события происходят в “праздничный день, под вечер, а “толпа всякого сброду занимается тем же, чем и всегда, – горланит песни, пугая маленького Родю.

                            Что необычного находим у кабака?

                            Возле кабака стоит “страшная телега”.

                            Почему Достоевский называет телегу страшной, если тут же добавляет, что это “одна из самых больших телег, в которых впрягают больших ломовых лошадей”, за какими так любил наблюдать маленький Родя.

                            “Страшным является то, что на этот раз запряжена в нее маленькая, тощая, саврасая, крестьянская клячонка”, какая обычно не может даже сдвинуть с места предназначенный для нее воз дров или сена.

                            Ее начинают бить мужики кнутами, иной раз даже по морде и по глазам; на что всегда жалко смотреть сердобольному мальчику.

                            Достоевский, усиливая эмоциональное воздействие, использует прием противопоставления:

                            • Маленькая – большая
                            • Клячонка – что-то маленькое замороженное, заезженное.
                            • У Достоевского лошадь – символ мирового страдания.

                              Сон Раскольникова – “экранизация” некрасовского стихотворения, носящую название “До сумерек” из цикла” о погоде” (Можно на уроке прочитать это стихотворение”.)

                              Повторение красного цвета – своеобразного фильтра, через который видит окружающее обезумевший от красоты Раскольников.

                              Экспрессивность повествования: “Так больно, так больно, так жалко, так жалко” бессмысленная жестокость, когда забивают для забавы.”

                              Некрасов: страдание не поможет разрушить старый мир.

                              Достоевский: возбудит сострадание.

                              О чем говорит этот сон? Почему именно такой сон по замыслу Достоевского, приснился Раскольникову?

                              Сон выявил наличие сострадания, то, что в жизни он отрицал.

                              Он не такой как Миколка. Символический смысл сна: в образе клячи сосредотачиваются образы всех замученных людей.

                              К какому выводу приходит Раскольников?

                              Сон – подсказывает главному герою возможный путь ухода от неминуемо приближающейся трагедии:

                              – притвориться, что он здесь ни при чем;

                              – занять место стороннего наблюдателя;

                              – самому прикинуться этой лошадкой.

                              Сон многозначен.

                              • Здесь протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли. Все это свидетельствует о тонкой, доброй душе героя.
                              • Сон – символ существующих порядков. Несправедлива жизнь, груба, жестока: ее хозяева-седоки, едут, погоняя несчастных, забитых кляч, издеваются над ними, если захотят-то могут и убить.
                              • Домашнее задание

                                1. Почему Раскольников, отрекшись от своей проклятой мечты, все-таки совершает преступление?
                                2. Зачем так подробно описано убийство?
                                3. Как раскрывается Раскольников в сцене убийства?
                                4. Почему гибнет Лизавета?
                                5. Почему так много случайностей в истории преступления?
                                6. Каковы отношения Достоевского к преступлению, совершенному Раскольниковым, и к самому герою?

                                ВЫВОД: Типичность картины; город бедный, город нищий; выводы делают разные люди в соответствии со своим мировоззрением.

                                Петербург – город многих преступлений: и уголовных и моральных; преступлений сильных над слабыми, но и слабых над собой.

                                Раскольников, человек не способный и не склонный к преступлению, создает такую теорию.

                                Жизнь задавила нищетой, бесперспективность, безвыходность.

                                Гордость “маленького человека”, эта не такая, как у Гоголя, у Достоевского она заставляет искать выход!

                                xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

                                Это интересно:

                                • Пособие для учителя азбука берегоши Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию» Алена Антонова Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию» Азбука Берегоши Программное содержание: продолжать формирование понимания единства человека и природы, […]
                                • Закон рф о гражданской обороне с изменениями ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 28-ФЗ от 12.02.1998 г. О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ См. графическую копию официальной публикации Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (с изменениями от 9 октября 2002 г., 19 июня, 22 августа 2004 г., 19 июня 2007 г., 25 […]
                                • Делегирование полномочий процесс Процесс делегирования полномочий Благодаря чему попали на свои должности не все, но многие руководители? В первую очередь потому, что они выполняли свою работу рядовых сотрудников лучше остальных, разбирались в ней куда глубже своих коллег. Но руководитель — не только […]
                                • Что такое страхование титула покупателя права собственности на квартиру Страхование титула. Защита права собственности покупателя от правопритязаний третьих лиц, возникших до и сохранившихся после приобретения недвижимости Покупатель недвижимости должен знать: как бы тщательно риэлтор, нотариус или регистратор ни проверяли юридическую чистоту […]
                                • Приказ 544 по плану графику Приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н “Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении […]
                                • Правила выбора шкафа купе Как выбрать шкаф-купе и на что обращать внимание. Предлагаем ознакомиться со списком вопросов, которые возникают наиболее часто при выборе шкафа купе: часто задаваемые вопросы. Наши покупатели имеют возможность оставить вопрос в Книге вопросов и ответов. Тут тоже можно […]
                                • Опека в ульяновске засвияжский район Опека в ульяновске засвияжский район 16 мая 2018 г. в ДОУ прошли мероприятия областного агитпоезда «За здоровый образ жизни и здоровую, счастливую семью». 8 Мая в ДОУ состоялась военно - патриотическая игра "Зарничка" Поздравляем победителей в городском фестивале детско […]
                                • Налоги на физических лиц в швеции Налоги в Швеции и перспективы развития бизнеса Прежде чем отправиться в Швецию в качестве бизнес-эмигранта, нелишним будет узнать больше о налоговой системе страны. Налоги в Швеции – это сложная, и, как сказали бы наши соотечественники, мудрёная система. Некоторых она […]