Уголовный кодекс под редакцией лебедева

| | 0 Comment

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Отв. ред. В.М. Лебедев. — 3-е изд., доп. и испр. — М.: Юрайт-Издат, 2004

Авторский коллектив:

С.А. Разумов— Руководитель авторского коллектива судья Верховного Суда Российской Федерации

Борзенков Г.Н., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации — ст. 105-130, 136-149;

Верин В.П., заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации — ст. 158-204;

Волженкин Б.В., доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации — ст. 9-13, 19-28, 37-42;

Галахова А.В., кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации — ст. 14-18, 29-36, 317-330, алфавитно-предметный указатель;

Демидов В.В., судья Верховного Суда Российской Федерации, секретарь Пленума Верховного Суда Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации — ст. 294-316;

Дорошков В.В., судья Верховного Суда Российской Федерации, кандидат юридических наук — ст. 228-245;

Жевлаков Э.Н., доктор юридических наук, профессор — ст. 246-262;

Игнатов А.Н., доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации — ст. 131-135;

Карелина М.М., доцент Российской академии правосудия, член Экспертного совета Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации — ст. 272-274;

Кудрявцева Е.П., судья Верховного Суда Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации — ст. 97-104, 263-271;

Лебедев В.М., Председатель Верховного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации — вступительная статья, ст. 275-284;

Наумов А.В., доктор юридических наук, профессор — ст. 1-8, 353-360;

Петухов Н.А., председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации — ст. 331-352 (в соавторстве);

Радченко В.И., первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации — ст. 205-221, 285-293;

Разумов С.А., судья Верховного Суда Российской Федерации, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации — ст. 43-59, 60-96, 150-157;

Хомчик В.В., судья Верховного Суда Российской Федерации — ст. 222-227, 331-352 (в соавторстве).

Предлагаемый постатейный комментарий к Уголовному кодексу РФ представляет собой уникальное сочетание профессиональных знаний известных российских ученых-юристов в области уголовного права и результатов практического применения Кодекса судьями Верховного Суда РФ

В издании подробно анализируется каждая норма Кодекса, особое внимание уделяется практическим аспектам применения его статей

Третье издание Комментария (первое — 2001 г.) учитывает все изменения, произошедшие в уголовном и смежном с ним законодательстве. Отражена судебная практика, наработанная за время действия Кодекса и отраженная в решениях Президиума, судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ, постановлениях Пленума Верховного Суда РФ

Для удобства издание снабжено алфавитно-предметным указателем

Комментарий предназначен для судей, работников органов дознания и предварительного следствия, практических работников ОВД, органов ФСБ, прокуратуры, других правоохранительных органов, органов юстиции, адвокатов, а также студентов, преподавателей юридических вузов и научных работников

studfiles.net

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации Предисловие к пятому изданию

Одним из этапов продолжающейся реформы уголовного законодательства стало принятие по проекту, внесенному Президентом РФ, Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ, который существенно изменил и дополнил Уголовный кодекс Российской Федерации.

Основная идея изменений заключается в дальнейшей гуманизации уголовного законодательства, что получило свое выражение в смягчении санкций за менее опасные преступления и декриминализации ряда деяний (ч. 1 ст. 168, ст. 200, частично ч. 1 ст. 213 и др.).

Вместе с тем УК РФ дополнен статьями, отражающими появление новых общественно опасных деяний (ст. 127.1, 127.2, 199.1, 199.2, 228.1, 228.2, 242.1, 285.1, 285.2). Некоторые статьи были изложены в новой редакции (ст. 68, 136, 158-160, 168, 174, 174.1, 178, 198, 199, 228, 282, 360 и др.). Отметим наиболее значимые изменения в Общей части Уголовного кодекса.

Во-первых, из УК РФ исключено понятие неоднократности, в связи с чем изменено понятие совокупности преступлений. Ранее в судебной практике возникали серьезные трудности при разграничении понятий неоднократности и продолжаемого преступления. Данное изменение не только имеет важное практическое значение, но и придает новое содержание теории множественности преступлений.

Во-вторых, дополнение ст. 37 «Необходимая оборона» новой ч. 2.1 расширяет права обороняющегося. Учет не только объективных факторов, но и технического состояния обороняющегося соответствует правовым позициям уголовного права развитых стран Европы.

В-третьих, в сфере института наказания весьма значимо исключение из системы наказаний конфискации имущества и замена его штрафом.

В-четвертых, УК РФ расширяет возможность применения штрафа и повышает его размеры за совершение опасных корыстных преступлений. Законодатель отказался от исчисления размера штрафа в единицах МРОТ и определяет его в фиксированных суммах, что означает признание стабильности российской денежной валюты — рубля.

В-пятых, смягчена ответственность несовершеннолетних (ст. 87, 88), а также за рецидив преступлений (ст. 68).

В-шестых, в УК РФ включена новая редакция ст. 50 о применении исправительных работ, согласно которой лица, не имеющие основного места работы, отбывают исправительные работы в местах, определяемых органом местного самоуправления.

В-седьмых, новая ст. 80.1 предусматривает освобождение от наказания вследствие изменения обстановки лиц, впервые совершивших преступление небольшой или средней тяжести.

В Особенной части УК РФ также произошли существенные изменения. Так, в гл. 17 УК РФ включены новые ст. 127.1 и 127.2, предусматривающие ответственность за торговлю людьми и использование рабского труда. Подобные действия запрещены рядом международно-правовых актов и представляют серьезную опасность.

В прежней редакции УК РФ была установлена ответственность только за торговлю несовершеннолетними (ст. 152). Однако в реальной жизни встречаются случаи торговли взрослыми, например в Чечне. Если такие действия связаны с похищением человека, они должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 126 и 127.1 УК РФ. В периодической печати сообщалось и об обманном привлечении российских женщин якобы для работы за границей, а фактически для занятия проституцией. В примечании к ст. 127.1 указано, что под эксплуатацией человека понимаются использование занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации. Таким образом, существовавший пробел в уголовном законодательстве России ликвидирован.

Внесены изменения в главу о преступлениях против собственности, уточнены квалифицирующие признаки различных форм хищений. Даны определения помещения, хранилища, уточнено понятие значительного ущерба гражданину, определены крупный и особо крупный размеры хищений.

Значительно изменена гл. 22 УК РФ. Определены в денежном выражении крупные размер и ущерб, доход либо задолженность в крупном размере, указанные в статьях данной главы УК РФ.

Включена новая ст. 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента», исключена ст. 200 «Обман потребителей». Большое значение имеет уточнение норм об уголовной ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем. Во всех странах с рыночной экономикой данное преступление признается тяжким и за его совершение установлены достаточно строгие санкции. В новой редакции ст. 174, 174.1 определение признаков преступления, а также санкции соответствуют общепризнанным в мировом сообществе понятиям.

Существенно изменилось понятие хулиганства. Это достаточно распространенное явление в зависимости от формы и характера его проявления рассматривалось или как административный проступок (мелкое хулиганство — ст. 20.1 КоАП), или как уголовное преступление (ст. 213 УК). В ст. 213 признаками уголовно наказуемого хулиганства признавались: грубое нарушение общественного порядка, проявление явного неуважения к обществу, применение насилия к гражданам либо угроза его применения, уничтожение или повреждение чужого имущества. Хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, расценивалось как особо опасный вид хулиганства (ч. 3 ст. 213 УК), за которое предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок от четырех до семи лет. В новой редакции ст. 213 хулиганством признается грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Таким образом, особо квалифицированный вид хулиганства стал основным (простым) составом этого преступления. При этом значительно была снижена санкция за совершение этого деяния: обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы на срок от одного года до двух лет, либо лишение свободы на срок до пяти лет. Одновременно ст. 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» и ст. 116 «Побои» УК РФ были дополнены частями вторыми, предусматривающими совершение таких деяний из хулиганских побуждений. Умышленное уничтожение чужого имущества из хулиганских побуждений, но не причинившее значительного ущерба декриминализировано и может рассматриваться только как гражданско-правовой деликт. Также следует отметить, что преступления, предусмотренные ст. 115 и 116 УК РФ, в соответствии со ст. 20 УПК РФ относятся к категории дел частного обвинения и уголовные дела по этим статьям возбуждаются только по жалобе потерпевших. Многие юристы считают, что указанные изменения в уголовном законодательстве ослабляют защиту граждан от хулиганских действий.

Положительно следует оценить изменения в УК РФ, направленные на усиление борьбы с преступлениями, посягающими на здоровье населения и общественную нравственность.

В сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов существенным изменениям подверглась ст. 228 УК РФ. Кроме того, включены в УК РФ новые ст. 228.1 «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов» и ст. 228.2 «Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ», что направлено на борьбу в первую очередь с наркобизнесом и распространением наркотиков среди населения, а не с их потреблением.

Изменена редакция ст. 240 и 241 УК РФ, что способствует уголовно-правовой борьбе с деяниями, содействующими существованию и развитию проституции. Теперь уголовную ответственность влечет не только вовлечение в проституцию, но и принуждение к продолжению занятия проституцией (ст. 240). Вовлечение в занятие проституцией, совершенное с перемещением потерпевшего через Государственную границу РФ или с незаконным удержанием его за границей, влечет повышенную ответственность (ч. 2 ст. 240). Организацией занятия проституцией, предусмотренной ст. 241, охватываются действия сутенеров и других лиц, способствующих занятию проституцией. Ранее такие действия не были уголовно наказуемы. Ужесточена ответственность за растление несовершеннолетних.

Дополнение УК РФ ст. 242.1 «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних» расширяет ответственность за незаконное распространение порнографических материалов или предметов и соответствует рекомендациям, разработанным международным сообществом (резолюция 16-й Конференции европейских министров юстиции, 1988 г., резолюция Комитета министров Совета Европы, 1991 г.).

В гл. 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» изменению подверглась ст. 282, в которой предусматривается ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно за унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации. В новой редакции полнее и точнее описаны преступные действия, нарушающие права и свободы человека и гражданина, закрепленные в ст. 19, 21, 26, 28 Конституции РФ.

Глава 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» дополнена новыми ст. 285.1 и 285.2, предусматривающими ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. Такие деяния наносят серьезный ущерб народному хозяйству и интересам граждан, создают условия для различных злоупотреблений и представляют значительную опасность.

В 2004-2006 гг. текст УК РФ подвергся новым изменениям. Так, была введена ст. 322.1, устанавливающая ответственность за организацию незаконной миграции, уточнены редакции статей о незаконном банкротстве (ст. 195-197).

В продолжение уголовно-правовой реформы законодатель предусмотрел ряд норм, направленных на противодействие терроризму, что является следствием ратификации Российской Федерацией Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма. В частности, изменены редакции ст. 205 (террористический акт), 205.1 (содействие террористической деятельности), принята новая ст. 205.2 (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма). Данные нормы позволяют в большей степени организовать правоохранительные органы в борьбе с терроризмом.

Наряду с этим в нашем уголовном законодательстве появились меры уголовно-правового воздействия, направленные на борьбу с теми, кто способствует терроризму. Раздел VI УК РФ теперь называется «Иные меры уголовно-правового характера» и дополнен гл. 15.1 «Конфискация имущества». При этом конфискация не является видом наказания, о чем свидетельствует невключение ее в систему наказаний, установленную ст. 44 УК РФ. Тем не менее названные меры должны применяться по решению суда.

Таким образом, изменения в УК РФ, с одной стороны, направлены на усиление защиты прав и законных интересов граждан, а с другой — свидетельствуют о дальнейшей гуманизации уголовного законодательства. Можно предположить, в частности, что они приведут к значительному сокращению количества осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Все это означает более глубокое укоренение в российском законодательстве прогрессивных идей и принципов, соответствующих демократическим стандартам международного сообщества.

Уголовный кодекс под редакцией лебедева

1. Комментируемая норма является новой для уголовного законодательства России. Она включена в УК в связи с тем, что в последние годы были выявлены случаи злоупотреблений, подлогов и других антиобщественных действий в связи с решением вопросов усыновления (удочерения) детей, установления над ними опеки или попечительства.

2. Диспозиция статьи 154 УК является бланкетной нормой. Для привлечения лица к уголовной ответственности необходимо установить, какие именно законы нарушены этим лицом. Представляется, что в данном случае имеются в виду нарушения: раздела VI «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей» (ст.ст. 121 — 155) Семейного кодекса Российской Федерации 1995 г., введенного в действие с 1 марта 1996 г.; постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам от 15 сентября 1995 г. N 917 (см. СЗ РФ, N 39, ст. 3768); Конвенции о правах ребенка, которая ратифицирована Россией 13 июня 1990 г. (см. Ведомости СССР, 1990, N 45, ст. 955).

3. Хотя ст. 154 УК и не определила последствий предусмотренного в ней преступления, но в ней содержатся критерии отграничения этого преступления от административного правонарушения и дисциплинарного проступка. Такими критериями являются: 1) неоднократность нарушения закона и 2) нарушение закона из корыстных побуждений. Следовательно, при разрешении вопроса о возбуждении уголовного дела или при вынесении приговора должна идти речь не о существенности или несущественности нарушения закона в рассматриваемой области, а о наличии или отсутствии одного или одновременно двух из названных критериев.

4. О неоднократности см. комментарий к ст.ст. 16 и 146 УК.

5. О корыстных побуждениях см., например, комментарий к ст. 105 УК.

6. С субъективной стороны преступление, предусмотренное ст. 154 УК, может быть совершено только умышленно: при неоднократности возможен косвенный умысел, при корыстных побуждениях — прямой умысел.

7. Субъектом преступления может быть российский гражданин, лицо без гражданства и иностранец, достигшие 16 лет.

Научно-практический комментарий:

1. Согласно Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. усыновление ребенка разрешается только компетентными властями в соответствии с действующим законодательством и имеющимися процедурами. Семейный кодекс РФ детально регламентирует основания и порядок усыновления (удочерения) детей (гл. 19), установления опеки или попечительства (гл. 20), передачи ребенка в приемную семью (гл. 21).
2. Объект преступления — отношения по созданию семьи в соответствии с законодательством, ее нормальное функционирование, установленный порядок усыновления (удочерения).
3. Объективная сторона характеризуется незаконными действиями по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи.
Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без родителей. Оно допускается в отношении несовершеннолетних и только в их интересах, с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
Запрещается усыновление братьев и сестер разными лицами. Исключение из этого правила возможно лишь в случаях, когда такое усыновление отвечает интересам детей (ч. 3 ст. 124 СК РФ).
Право на усыновление (удочерение) детей иностранными гражданами или лицами без гражданства существенно ограничено. Оно допускается, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории России, либо на усыновление (удочерение) родственникам детей независимо от их гражданства и места жительства.
Усыновление производится судом по заявлению лица, желающего усыновить ребенка.
В соответствии с законом посредническая деятельность по усыновлению детей, т.е. любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается (ст. 126.1 СК РФ).
Для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при их отсутствии — согласие органа опеки и попечительства.
Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека возможна над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство — над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
Опекунами и попечителями могут назначаться совершеннолетние дееспособные лица, которые по нравственным и иным личным качествам, в силу сложившихся отношений между ним и ребенком, способны обеспечить физическое и нравственное развитие несовершеннолетнего, защищать их права и интересы. Не назначаются опекунами (попечителями) лица: больные хроническим алкоголизмом или наркоманией; отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей); ограниченные в родительских правах; бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине; которые по состоянию здоровья (перечень заболеваний устанавливается Правительством РФ) не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигшие совершеннолетия, на срок, предусмотренный договором.
В соответствии со ст. 153 СК РФ приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением: лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине; лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (см. также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»).
4. Положения СК РФ детализированы в других нормативных правовых актах, посвященных усыновлению (удочерению). Например, в Правилах передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 N 275, в Положении о приемной семье, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.96 N 829, в Положении о медицинском освидетельствовании гражданина(-ки), желающего стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.09.96 N 332, в Перечне заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.05.96 N 542, и др.
5. Незаконными, таким образом, следует признать действия, нарушающие законодательно установленный порядок и основания соответствующего вида устройства ребенка (усыновления, передачи под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью).
Совершение незаконного усыновления (удочерения) признается неоднократным, если оно осуществлялось не менее двух раз.
Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с момента совершения указанных в ст. 154 УК действий.
6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязательным ее признаком выступает мотив совершения преступления — корыстные побуждения.
7. Субъект преступления — лицо, достигшее 18 лет, незаконно усыновившее (удочерившее) ребенка, ставшее его опекуном (попечителем) либо приемным родителем или в связи с выполнением служебных обязанностей принимавшее участие в совершении указанных действий.
Следует отметить, что в литературе субъект преступления определяется по-разному. Так, некоторые авторы считают, что ответственности по ст. 154 УК подлежат лишь лица, имеющие отношение к процессу усыновления, передачи их под опеку (попечительство) или на воспитание в приемные семьи .
———————————

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации — ИНФРА-М-НОРМА, 2000 (издание третье, измененное и дополненное).

См., например: Комментарий к Уголовному кодексу РФ с постатейными материалами и судебной практикой / Под общ. ред. С.И. Никулина. М., 2000. С. 457; Новый комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко. М., 1996. С. 236; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М., 1999. С. 338.

ukrf.info

Комментарий к Уголовному кодексу. Под.ред. В.М. Лебедева

НАУЧНО — ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО — ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РСФСР

Издание второе, переработанное и дополненное

Под общей редакцией Председателя
Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева

Научный редактор:
Заслуженный деятель науки Российской Федерации,
доктор юридических наук, профессор В.П. Божьев

Авторы Комментария
Божьев В.П., начальник кафедры Академии МВД РФ, Засл. деятель науки РФ, доктор юр. наук, проф. — гл. 18.
Дроздов Г.В., доцент Военного университета, канд. юр. наук — гл. 10.

Глава 10. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

Статья 126. Обязательность предварительного следствия и подследственность

(в ред. Федерального закона от 21.12.96 N 160-ФЗ)

Предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 112 частью первой, 115, 116, 118, 119, 121, 122 частями первой и второй, 127 частью первой, 129, 130, 153 — 157, 158 частью первой, 159 частью первой, 160 частью первой, 161 частью первой, 163 частью первой, 165 частями первой и второй, 166 частью первой, 167 частью первой, 168, 171 частью первой, 175 частями первой и второй, 177, 180, 194, 198 частью первой, 200, 213 частями первой и второй, 214, 222 частями первой и четвертой, 231 частью первой, 233, 240 частью первой, 243 — 245, 256, 258, 260 частью первой, 261 частью первой, 297, 308, 310, 311 частью первой, 312, 313 частью первой, 314, 315, 319, 324 — 326 и 329 Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым предварительное следствие производится только в тех случаях, когда это признает необходимым суд или прокурор. Подследственность в этих случаях определяется прокурором.
Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту. Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в части первой настоящей статьи и совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, производится следователями органов внутренних дел.
По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 105 — 110, 111 частью четвертой, 120, 123, 124, 126, 127 частями второй и третьей, 128, 131, 134 — 149, 167 частью второй, 188, 209 — 212, 215 — 217, 227, 235 — 239, 246 — 255, 257, 263, 269, 270, 272 — 274, 282, 285 — 296, 298 — 305, 309, 311 частью второй, 317, 318, 320, 321, 328, 332 — 354 и 356 — 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции и таможенных органов, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью, предварительное следствие проводится следователями органов прокуратуры. По делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также призванными на сборы военнообязанными, военными строителями, солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками, мичманами и лицами офицерского состава Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Службы внешней разведки Российской Федерации, а также гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения или военного образовательного учреждения профессионального образования, предварительное следствие производится следователями военной прокуратуры. В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие органы расследования, следователям военной прокуратуры по решению Генерального прокурора Российской Федерации может быть поручено производство расследования по уголовным делам о всех преступлениях, по которым в соответствии с настоящим Кодексом предварительное следствие обязательно.
По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 — 190, 193, 205 — 208, 210, 211, 222 частями второй и третьей, 271 — 281, 283, 284, 304, 322, 323, 353 — 355 и 359 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации. По делам о преступлениях, предусмотренных статьями 285, 286 и 290 — 293 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится также следователями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, если это связано с расследованием уголовных дел о преступлениях, отнесенных к их подследственности.
По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 111 частями первой, второй и третьей, 112 частью второй, 113, 114, 117, 122 частями третьей и четвертой, 125, 132, 133, 151, 152, 158 частями второй и третьей, 159 частями второй и третьей, 160 частями второй и третьей, 161 частями второй и третьей, 162, 163 частями второй и третьей, 164, 165 частью третьей, 166 частями второй, третьей и четвертой, 169, 170, 171 частью второй, 172 — 174, 175 частью третьей, 176, 178, 179, 181 — 188, 191 — 193, 195 — 197, 201 — 204, 206 — 210, 213 частью третьей, 218 — 221, 222 частями второй и третьей, 223 — 230, 231 частью второй, 232, 234, 240 частью второй, 241, 242, 259, 260 частью второй, 261 частью второй, 262, 264 — 268, 272 — 274, 290 — 293, 304, 313 частью второй, 327 и 330 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел.
По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 частью второй и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями органов налоговой полиции. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 171 частью второй, 172 — 174, 176, 185, 193, 201, 202, 204, 210, 222 частями второй и третьей, 272 — 274, 290 — 293 и 304 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие может производиться также следователями органов налоговой полиции, если их расследование связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и оно не может быть выделено в отдельное производство.
По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 285, 286, 306, 307, 309, 311 частью второй, 316, 320 и 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено данное дело.
При соединении в одно производство дел по обвинению одного или нескольких лиц в совершении преступлений, подследственных разным органам предварительного следствия, подследственность определяется прокурором. Однако если хотя бы одно из этих дел подследственно следователям военной прокуратуры, все дело расследуется ими.

Комментарий к статье 126

8. На следователей органов федеральной службы безопасности Российской Федерации возложено производство предварительного следствия о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (государственная измена, шпионаж и т.п.). Им подследственны также уголовные дела о некоторых преступлениях в сфере экономической деятельности (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, контрабанда и т.п.); об особо тяжких преступлениях против общественной безопасности (терроризм, захват заложников, организация преступного сообщества и т.п.); о некоторых преступлениях против мира и безопасности человечества (публичные призывы к развязыванию агрессивных войн и т.п.).

Глава 18. НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

(в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР
от 08.08.83 — Ведомости Верховного Совета РСФСР,
1983, N 32, ст. 1153)

Статья 211. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции:
1) требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления; проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;
2) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;
3) дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;
4) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры;
5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу;
6) санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
7) продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом;
8) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
9) изымает от органов дознания и передает следователю любое дело, передает дело от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;
10) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела;
11) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении; прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам; дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено настоящим Кодексом; утверждает обвинительные заключения (постановления); направляет уголовные дела в суд.
Прокурор осуществляет также и иные полномочия, предоставленные ему настоящим Кодексом. (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 08.08.83 — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, N 32, ст. 1153)

Комментарий к статье 211

8. Прокурор РФ обязывает прокуроров лично выезжать на место происшествия по делам о бандитизме, террористических актах, массовых беспорядках, убийствах при отягчающих обстоятельствах, по делам о преступлениях, совершенных в условиях неочевидности.

terroristica.info

Это интересно:

  • Транспортный налог архангельск ставки Транспортный налог архангельск ставки Изменения ОСАГО. Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания. Подробнее Плата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту […]
  • Корректирующая декларация по налогу на прибыль Уточненная декларация по налогу на прибыль Регион: Российская Федерация Налог на прибыль уплачивается предприятием с суммы, являющейся разницей между его доходами и понесёнными расходами, он аналогичен налогу, который взимается государством с физических лиц (НДФЛ). […]
  • Бланк декларации земельного налога Как заполнять и подавать декларацию по земельному налогу? В соответствии с нормами действующего законодательства, организациями и индивидуальными предпринимателями, у которых в собственности находятся земельные участки, должна предоставляться налоговая декларация по […]
  • Закон рф о гражданской обороне с изменениями ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 28-ФЗ от 12.02.1998 г. О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ См. графическую копию официальной публикации Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (с изменениями от 9 октября 2002 г., 19 июня, 22 августа 2004 г., 19 июня 2007 г., 25 […]
  • Имеют ли право задержать за неоплаченный штраф Имеет ли право ГИБДД проверять и задерживать за неоплаченные штрафы? Добрый день. Законно ли то, что сотрудники ГИБДД останавливают для проверки автомобиль и затем смотрят по базам данных, числятся ли за этим водителем какие-либо неоплаченные штрафы? И когда выясняют, что […]
  • Как заверить кассовый журнал Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов Приходные и расходные ордера — это главные первичные документы в кассе любой организации. Каким образом следует вести учет и контроль этих важных бумаг, и как заполнять кассовый журнал без ошибок? Читайте в этой […]
  • Закон о судебной экспертизы Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ"О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" С […]
  • Следственный комитет фрунзенского района минска Фрунзенский (г.Минска) районный отдел Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Фрунзенский (г.Минска) районный отдел Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Телефон: +375 17 2087505, +375 17 2130826 Адрес: г.Минск, ул. […]