Статья 234 ук рк

| | 0 Comment

Уголовный Кодекс РК
Статья 234. Экономическая контрабанда

1. Перемещение в крупном размере через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров или иных предметов, в том числе запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, за исключением указанных в статье 286 настоящего Кодекса, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием либо с указанием заведомо недостоверных сведений в заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары или в заявлении о совершении операций в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, являющихся товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), в том числе с представлением недействительных документов, поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения, –

наказывается штрафом в размере до двухсот месячных расчетных показателей, либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста пятидесяти часов, либо арестом на срок до сорока пяти суток, с конфискацией имущества или без таковой.

2. То же деяние, совершенное:

2) лицом с использованием своего служебного положения;

3) с применением насилия к лицу, осуществляющему пограничный или таможенный контроль;

4) в особо крупном размере;

5) группой лиц по предварительному сговору, –

наказывается штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

1) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, либо должностным лицом, либо лицом, занимающим ответственную государственную должность, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения;

2) преступной группой, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества, а в случаях, предусмотренных пунктом 1), с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Сноска. Статья 234 с изменениями, внесенными законами РК от 03.07.2017 № 84-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 26.12.2017 № 124-VI (вводится в действие с 01.01.2018).

kodeksy-kz.com

Статья 234 УК РФ. Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта

6 сентября 2013

20 марта 2013

6 апреля 2009

31 января 2008

25 января 2008

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Попадет ли под амнистию человек осужденный по ст.228 ч.3 и ст.234 ч.3?

Здравствуйте. Какая ответсвенность (административная, уголовная) предусмотрена за продажу БАДов, лекарств через интернет (интернет-магазин), без регистрации юрлица и лицензии?

Уточнение от 24 сентября 2013 — 18:34
Под БАДами и лекарствами подразумеваются препараты для потенции. Не наркотические, сильнодействующие или ядовитые препараты.

работаю рабочим по зданию в спортшколе. был осужден по СТ 234 В 2003г получ 4 года условно в 2006 судимость сняли. вопрос: могу ли я работать ремонтировщиком в спорт школе? в связи с последним решением конституционного суда от 18 июля.

Подскажите пожалуйста, медицинская сестра в 2006 году привлекалась к уголовной ответственновсти по ч. 3 ст. 234, ч. 1 ст. 234 УК РФ, дело прекращено по ст. 28 УПК. Может она работать в образовательном учреждении (Детский дом)

работаю в спортивной школе ремонти ровщиком в 2004 году был осужден по ст 234 ч 3 условно на 4 года в 2006 судимость сняли продолжал работать пока не вышел указ чтоб уволить всех судимых .что интересно в мои обязаности входит ремонт тренажеров работаю когда никого нет ремонт сделал и до след заявки.прямого отношения к занимающим не имею.замечаний не было.подскажите можно ли что то сделать мне 52 года.спасибо

Можно ли преподавать и занимать руководящие должности, если была судимость за сбыт сильнодействующих веществ, 234 статья, часть 3?

ppt.ru

Статья 234 УК РФ с комментариями

Статья 234. Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта

1. Незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки —

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в отношении сильнодействующих веществ в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до восьми лет.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

4. Нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, если это повлекло по неосторожности их хищение либо причинение иного существенного вреда, —

(в ред. Федерального закона от 25.06.1998 N 92-ФЗ)

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

Примечание. Списки сильнодействующих и ядовитых веществ, а также крупный размер сильнодействующих веществ для целей настоящей статьи и других статей настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.

(примечание введено Федеральным законом от 04.11.2007 N 252-ФЗ)

Комментарий к статье 234

1. Общественная опасность преступления заключается в том, что незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ означает их неконтролируемое получение для незаконного использования.

Преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 4 комментируемой статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести; ч. 2 — средней тяжести; ч. 3 — к категории тяжких преступлений.

2. Объектом преступления являются охраняемые уголовным законом общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения.

3. Предмет преступления — 1) сильнодействующие; 2) ядовитые вещества; 3) оборудование для их изготовления или переработки. Если сильнодействующие или ядовитые вещества одновременно отнесены к наркотическим средствам, психотропным веществам или их аналогам, то их незаконный оборот влечет ответственность по ст. ст. 228 — 228.2 УК.

Списки сильнодействующих и ядовитых веществ для целей комментируемой статьи и других статей УК утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 964 (в ред. от 01.10.2012) .

СЗ РФ. 2008. N 2. Ст. 89; 2010. N 28. Ст. 3703; 2012. N 10. Ст. 1232; N 41. Ст. 5625.

Сильнодействующие вещества — это такие вещества, которые, будучи приняты не по назначению врача, даже в незначительных дозах вызывают осложнения здоровья. Эти вещества могут вызывать состояние зависимости, оказывать стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему. К ним, в частности, относятся препараты обезболивающего, успокаивающего и снотворного действия, в том числе псевдоэфедрин, хлороформ, эфедрин. К сильнодействующим веществам относятся также: 1) соли этих веществ, когда существование таких солей возможно; 2) изомеры этих веществ; 3) эфиры сложные и простые, перечисленные в списке; 4) все лекарственные формы, какими бы фирменными (торговыми) названиями они ни обозначались, в состав которых входят перечисленные в списке вещества в сочетании с фармакологическими неактивными компонентами; 5) все смеси и растворы, содержащие перечисленные вещества независимо от их концентрации.

Ядовитые вещества — это вещества, способные при воздействии на живые организмы вызвать резкое нарушение нормальной жизнедеятельности, т.е. отравление и смерть. К их числу, в частности, отнесены: ангидрид уксусной кислоты, бруцин, змеиный яд, метиловый спирт, пчелиный яд очищенный, синильная кислота, спирт этиловый синтетический, технический и пищевой, непригодный для производства алкогольной продукции, фосфор белый (фосфор желтый) и т.д.

Во всех случаях, когда возникает вопрос, можно ли соответствующее вещество или лекарственное средство отнести к сильнодействующим или ядовитым в связи с тем, что данное вещество отсутствует в изданных списках за определенный период времени, вопрос должен решаться экспертным путем.

Оборудование для изготовления и переработки сильнодействующих или ядовитых веществ включает как промышленное, так и кустарно изготовленное или приспособленное оборудование, позволяющее производить соответствующие химические реакции или управлять физическими процессами.

4. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. ч. 1 — 3 комментируемой статьи, характеризуется: 1) изготовлением; 2) переработкой; 3) приобретением; 4) хранением; 5) перевозкой; 6) пересылкой; 7) сбытом.

Незаконными признаются действия, совершенные с нарушением установленных правил или без соответствующего разрешения, выдаваемого органами власти для обеспечения научной, медицинской и иной деятельности.

О понятии изготовления, переработки, приобретения, хранения, перевозки, пересылки, сбыта см. коммент. к ст. ст. 228, 228.1.

5. Состав преступления формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из перечисленных действий.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, т.е. виновный осознает, что незаконно изготовляет, перерабатывает, приобретает, хранит, перевозит, пересылает в целях сбыта, а также сбывает сильнодействующие или ядовитые вещества либо оборудование для их изготовления, и желает совершить данные действия.

7. Цель сбыта является обязательным признаком данного преступления.

8. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

9. Квалифицирующим признаком (ч. 2 комментируемой статьи) названо совершение названных в ч. 1 статьи незаконных действий группой лиц по предварительному сговору (см. коммент. к ст. 35).

Квалифицирующим признаком (ч. 3 комментируемой статьи) названо совершение названных в ч. ч. 1 или 2 статьи незаконных действий организованной группой либо в отношении сильнодействующих веществ в крупном размере.

Об организованной группе см. коммент. к ст. 35.

Крупный размер сильнодействующих веществ закреплен в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2007 N 964. При этом, определяя крупный размер солей, изомеров, эфиров, лекарственных форм, смесей и растворов, следует исходить из размера сильнодействующего вещества, содержащегося в этих смесях, растворах, для которого установлен наименьший крупный размер, исходя из общего количества без пересчета на действующее вещество.

10. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 4 комментируемой статьи, состоит в нарушении правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, не относящихся к наркотическим либо психотропным.

11. Субъективная сторона данного преступления заключается в умысле по отношению к действиям и в неосторожности к последствиям. При умысле лицо осознает, что нарушает установленные правила, желает или сознательно допускает такое нарушение. При неосторожности лицо, нарушающее указанные правила, предвидит возможность наступления последствий в виде хищения сильнодействующих или ядовитых веществ либо причинения иного существенного вреда, но рассчитывает на их предотвращение или же не предвидит возможности наступления таких последствий, но должно было и могло их предвидеть.

12. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

13. Преступление с материальным составом. Оконченным данное преступление будет лишь при наступлении последствий в результате нарушения правил хранения сильнодействующих или ядовитых веществ либо причинения иного существенного вреда.

Иной существенный вред может выражаться в причинении вреда здоровью человека, загрязнении ядовитыми веществами территории, водоема, помещения, вызвавшем прекращение работы, срыв важного мероприятия и т.п.

В случае умышленного причинения вреда здоровью людей либо в случае неосторожного причинения смерти человеку, тяжкого вреда здоровью, действия виновного подлежат квалификации по совокупности преступлений, в том числе по ч. 4 комментируемой статьи и соответствующей статье УК.

Должностное лицо, допустившее нарушение указанных правил и иное должностное преступление, подлежит ответственности по совокупности преступлений.

Под сбытом поддельного бланка рецепта следует понимать возмездную или безвозмездную передачу поддельного бланка рецепта другим лицам для использования ими, а не само использование лицом поддельного бланка рецепта путем предъявления его в аптеке для получения сильнодействующего вещества .

Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года, утвержденный Постановлением Президиума ВС РФ от 05.12.2008 // БВС РФ. 2009. N 2 (извлечение).

14. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, если это повлекло их хищение либо причинение иного существенного вреда.

Причинение иного существенного вреда вследствие нарушения правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ (ч. 4 комментируемой статьи) может выражаться в длительном заболевании человека, загрязнении ядовитыми веществами окружающей среды, приостановке на длительный срок производственного процесса, возникновении пожара и т.п.

Причинение по неосторожности смерти либо тяжкого вреда здоровью человека не охватывается составом ч. 4 комментируемой статьи. В этих случаях действия виновного влекут ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 4 комментируемой статьи и соответствующими частями ст. 109 или ст. 118 УК.


ст. 234, «Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации» (постатейный) (13-е издание, переработанное и дополненное) (отв. ред. В.М. Лебедев) («Юрайт», 2013)

vipinfo-spb.ru

Статья 234 ук рк

Международное уголовное право . — 201 6 .- № 2 .- С . 28-31 .

КОНТРАБАНДА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РЕГЛАМЕНТАЦИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ

Прохорова Марина Леонидовна,

профессор кафедры уголовного права и криминологии

Куба некого государственного университета, доктор юридических наук

Скачко Анна Владиленовна, старший преподаватель кафедры криминалистики

Краснодарского университета Министерства внутренних дел России, кандидат юридических наук

В статье рассмотрены особенности регламентации уголовной ответственности за контрабанду в новом УК РК 2015 г., сопоставлены с подходами к этой проблеме законодателей других членов Таможенного союза.

Ключевые слова: Таможенный союз, контрабанда, наркотики, дифференциации уголовной ответственности, квалифицированные составы, конфискация.

SMUGGLING IN THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: NEW APPROACHES TO REGULATION OF THE CRIMINAL LIABILITY IN CONDITIONS OF THE CUSTOMS UNION MEMBERSHIP

Prokhorova Marina L., Professor of the Criminal Law and Criminology Department of the Kuban State University, Doctor of Law, Professor

Skachko Anna V., Senior Lecturer of the Criminalistics Department at the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences

In fhe article features of a regulation of criminal liability for illicit crimes in the new Criminal code of Kazakhstan of 2015 are considered, compared with approaches on this problem of the legislators of other members of the Customs union.

Keywords: the Customs union, smuggling, drugs, differentiations of criminal liability, the qualified structures, confiscation.

Создание международных организаций внешнеэкономического торгового характера (например, Таможенный союз) с неизбежностью влечет изменения внутреннего правового поля каждого государства. [стр. 28-29] В такой ситуации актуальной задачей законодателя страны, вступающей в масштабную международную интеграцию, является обеспечение оптимального баланса между союзным и внутренним правовым полем. Вполне естественно, что могут возникнуть противоречия, и при этом принципиально важно обеспечить, чтобы решение общесоюзных задач не поставило под угрозу национальные интересы государства [1] . Не избежали этих проблем Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь, объединившись в Таможенный союз. Вопрос обстоятельной уголовно-правовой регламентации ответственности за таможенные преступления, в том числе за все виды контрабандных преступлений, обусловлен тем, что диспозиции всех норм носят бланкетный характер. Их содержание в полной мере зависит от характера и направленности таможенного законодательства. В условиях созданного Таможенного союза соответствующие правовые нормы должны быть тщательно скорректированы. Таможенный кодекс Таможенного союза во всех компонентах как стратегического, так и тактического характера должен предопределять и содержание таможенного законодательства членов союза. Поэтому можно согласиться с О.В. Грачевым, что «наши государства, объединившись в Таможенный союз, тем более не могут оставлять неразрешенными проблемы по устранению противоречий в нормах уголовного, уголовно-процессуального, административного, оперативно-розыскного, таможенного законодательства» [2] .

В сложившейся ситуации необходим поиск сочетания общесоюзного и национального законодательств объединившихся стран для всестороннего учета их политических, экономических особенностей. Дело в том, что вступление Республики Казахстан в Таможенный союз не повлияло на подходы к регламентации ответственности за контрабанду и иные виды таможенных преступлений в отличие от России. Проблемы экономической, экологической безопасности своего государства всегда являлись и являются приоритетными. И на обеспечении экономической безопасности страны законодатель фокусирует правовые механизмы, организационные и тактические методы и средства. Именно эта мысль прозвучала на заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) 24 декабря 2013 г. в выступлении Президента Казахстана [3] . Совещание было посвящено подготовке договора о создании Евразийского экономического союза. Нурсултан Назарбаев принципиально против включения в договор положений, выходящих за пределы экономической интеграции. Речь шла об охране границ, обороне, миграционной политике, науке. Политизация союза, по его мнению, недопустима.

Для обеспечения экономической безопасности страны в современных условиях правительство Респу­блики Казахстан утверждает Комплексный план противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2014-2015 годы [4] . План, по мнению его создателей, направлен на создание институциональных основ экономического развития, способствующих выходу из тени субъектов экономики. Принятию этого объемного правового документа предшествовало изучение состояния криминальной ситуации в этой сфере. Наибольшую опасность для экономики республики представляет контрабанда наркотических средств из Киргизии, с которой у Казахстана установлен безвизовый режим, а также контрафактных товаров из Китая, Киргизии, Индии и стран Ближнего Востока. Значительны масштабы незаконного ввоза на территорию государства стали, табачных изделий, спирта, нефтепродуктов, некачественных продуктов питания, низкопробных товаров широкого потребления кустарного производства [5] . По отдельным видам товаров контрабандные поставки составляют от 40 до 80%. Особое внимание правоохранительные органы должны уделить предотвращению вывоза денег за границу.

На основе обобщения практики в Комплексном плане противодействия теневой экономике сформулирован итоговый вывод, что «контрабандная деятельность приобретает все более организованный и масштабный характер, совершенствуется механизм ее функционирования». Только в 2012 году по фактам совершения экономической контрабанды были возбуждены 333 уголовных дела и свыше 200 уголовных дел за уклонение от уплаты таможенных платежей. Среди причин создавшегося положения наряду с социально-политическими, экономическими, организационными названы и недостатки правового ха­рактера. Поэтому законодатель наряду с укреплением пограничной и таможенной службы принимает меры по внесению коррективов в Таможенный и Уголовный кодекс. Характерно, что при вступлении в Таможенный союз законодатель Республики Казахстан сохранил в основном многолетний опыт правовой регламентации внешнеэкономических отношений. Во-первых, продолжал и продолжает действовать Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» (по состоянию на 04.07.2013). Представляет особый интерес лейтмотив этого законодательного акта: «Настоящий Кодекс определяет [стр. 29-30] правовые, экономические и организационные основы таможенного дела в Республике Казахстан и направлен на защиту суверенитета и экономической безопасности Республики Казахстан, активизацию связей казахстанской экономики в системе мировых экономических отношений и либерализацию внешнеэкономической деятельности».

Во-вторых, законодателем благоразумно оставлены в системе Особенной части Уголовного кодекса все нормы, регламентирующие ответственность за контрабандные преступления. Более того, законодатель принимает новый УК, вступивший в силу с января 2015 года, в котором закреплен новый подход к регламентации ответственности за них. Соответствующие статьи в ранее действовавшем УК РК были значительно скорректированы. Новый УК Республики Казахстан содержит, в отличие от УК РФ, определенную систему контрабандных преступлений с более тщательным описанием составов [6] . Изменен и подход к дифференциации уголовной ответственности в ст. 234, 236, 286, 290, 303, 311, 312, 326, 339 УК РК.

В новый УК включена статья, регламентирующая ответственность за «экономическую контрабанду», нормативное описание объективных и субъективных признаков основного состава контрабанды в большей части осталось прежним. Предмет контрабанды составляют, во-первых, товары или иные предметы в крупном размере. Следует отметить, что законодатель отказался от правила определять крупный и особо крупный размер в примечаниях к статьям Особенной части УК, а посвятил этому специальную ст. 3 Общей части УК. В ней перечислены все статьи, где будет идти речь о крупном и особо крупном размере с указанием этого размера. Для квалификации контрабанды, о которой идет речь в ст. 234 УК, крупный размер перемещенных товаров составляет стоимость, превышающая пять тысяч месячных расчетных показателей. Особо крупный размер составляет стоимость перемещенных товаров, превышающая десять тысяч месячных расчетных показателей.

Во-вторых, выделена группа товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, за исключением указанных в ст. 286 настоящего Кодекса (наркотики, оружие).

Объективная сторона состава контрабанды заключается в перемещении предметов контрабанды через таможенную границу Таможенного союза помимо или сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженном с не декларированием или недостоверным декларированием (ч. 1 ст. 234). В отличие от ст. 209 УК РК 1997 года законодатель связывает контрабанду с перемещением через таможенную границу Таможенного союза, а не таможенную границу Республики Казахстан.

В новом Уголовном кодексе РК несколько смягчена уголовная ответственность за экономическую контрабанду по сравнению с предыдущим кодексом. Так, санкция ч. 1 ст. 234 УК предусматривает за совершение этого преступления вдвое меньший штраф, чем в предыдущем Уголовном кодексе, а также исключено наказание в виде лишения свободы. В то же время в санкции сохранена конфискация имущества в качестве обязательного дополнительного наказания.

Законодатель расширил перечень квалифицированных составов экономической контрабанды в ч. 2 ст. 234 УК: а) неоднократно; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль; г) в особо крупном размере; д) группой лиц по предварительному сговору.

Внесены коррективы и в характеристику особо квалифицированных составов контрабанды, предусмотренных ч. 3 ст. 234 УК. В качестве квалифицирующих признаков законодатель предусмотрел факт совершения контрабанды: 1) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, либо должностным лицом, либо лицом, занимающим ответственную государственную должность, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения; 2) преступной группой. При этом законодатель вложил в понятие преступной группы особо опасные формы совместной преступной деятельности. Преступная группа будет иметь место в случаях, если контрабандные преступления совершены организованной группой, преступной организацией, преступным сообществом, транснациональной организованной группой, транснациональной преступной организацией, транснациональным преступным сообществом, террористической группой, экстремистской группой, бандой или незаконным военизированным формированием.

Санкция в ч. 3 ст. 234 УК РК, несмотря на существенные коррективы квалифицирующих признаков, в части лишения свободы оставлена без изменения. В то же время законодатель очень жестко отнесся к регламентации ответственности должностных лиц, совершающих контрабанду. В качестве дополнительного наказания предусмотрено пожизненное лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В качестве позитивного момента в регламентации уголовной ответственности следует отметить то, что законодатель предусмотрел в санкции дополнительное наказание в виде конфискации имущества, в отличие от УК РФ.

В УК РК установлена ответственность и за контрабанду предметов, изъятых из свободного гражданского оборота (ст. 286 УК РК, аналог ст. 226 1 и 229 1 УК РФ). Перечень предметов рассматриваемого преступления очень широкий — наркотики, сильнодействующие и ядовитые вещества, радиоактивные или взрывчатые [стр. 30-31] вещества, оружие, боеприпасы и др. Однако в него не включены стратегические товары и ресурсы, культурные ценности и особо ценные породы флоры и фауны [7] . В УК РФ эти предметы преступления включены в ст. 226 1

Статья 286 УК РК устанавливает более строгую ответственность за данный вид контрабанды по сравнению со ст. 250 УК РК 1997 года. Во-первых, дифференцирована ответственность в зависимости от размера контрабанды: в ч. 2 ст. 286 УК — крупный размер, в ч. 4 ст. 286 УК — особо крупный размер. За контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, совершенную в особо крупном размере, установлено наказание — лишение свободы от 1 5 до 20 лет либо пожизненное лишение свободы с конфискацией имущества. Во-вторых, дифференцирована ответственность в зависимости от формы группового способа совершения контрабанды (аналогично со ст. 234 УК РК). В-третьих, законодатель предусмотрел в санкции (ч. 2, 3, 4 ст. 234 УК РК) обязательное дополнительное наказание в виде конфи­скации имущества, а в ч. 1 ст. 234 УК РК конфискация также предусмотрена как альтернативное дополнительное наказание.

Как видим, законодатель Республики Казахстан в условиях членства в Таможенном союзе в определенной степени сумел сохранить стабильность в законодательной регламентации ответственности за контрабандные преступления. Таможенный и Уголовный кодексы достаточно четко сфокусированы на обеспечении экономической, нравственной и экологической безопасности своего государства. Решению этих задач будет способствовать реализация основных положений Комплексного плана противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2014-2015 годы.

1. Грачев О.В. Уголовное законодательство Республики Казахстан в сфере экономической безопасности и таможенной интеграции / О.В. Грачев // Российский следователь. 2013. No 1.

2. Латухина К. Три плюс два / К. Латухина // Российская газета. 2013. 25 декабря.

3. Максимов А.М., Скачко А.В. Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.): реализация ее положений в отечественном уголовном праве / А.М. Максимов, А.В. Скачко // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. № 1.

4. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века / Н.А. Назарбаев. Алматы, 1997.

5. Нигматуллин Р.В. Международное сообщество в противодействии наркоугрозе: современное состояние и перспектива / Р.В. Нигматуллин // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. № 6.

6. Сарсеков Б.С. Контрабанда наркотиков в Казахстане: проблемы и пути их преодоления / Б.С. Сарсеков. Алматы, 1 998.

[1] Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. Алматы, 1997.

[2] Грачев О.В. Уголовное законодательство Республики Казахстан в сфере экономической безопасности и таможенной интеграции // Российский следователь. 2013. № 1. С. 43.

[3] Латухина К. Три плюс два // Российская газета. 2013. 25 декабря.

[4] Постановление Правительства Республики Казахстан от 22.05.2014 Ne 531 «Об утверждении Комплексного плана противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2014-201 5 годы». URL: http://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=31354316

[5] См.: Нигматуллин Р.В. Международное сообщество в противодействии наркоугрозе: современное состояние и перспектива // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. № 6. С. 24.

[6] Уголовный кодекс Республики Казахстан // Казахстанская, правда. 2014. 9 июля. URL: http://medialaw.asia/ posts/09-07-2014/83277. html

[7] См.: Максимов А.М., Скачко А.В. Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.): реализация ее положений в отечественном уголовном праве // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. №1. С. 7-11.

www.elibrary.az

Это интересно:

  • Реестр служебных помещений Реестр служебных помещений МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАМЧАТСКОГО КРАЯ от 26 декабря 2013 года N 234 Об утверждении порядка ведения Реестра служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Камчатского края С целью совершенствования […]
  • Оформить сотрудника задним числом Оформить сотрудника задним числом при отпуске, вроде, не будет отчислений в ПФ а руководитель хочет, чтобы именно отчисления были? фактически и теоретически - отпуск без сохр.зпл как-то выглядит с большой натяжкой. представим, работник пишет заявление о приеме на работу с […]
  • Санитарных правил 2141110-02 санитарные нормы и правила по производства щебен и песка СОПУТСТВУЮЩИЕ ТОВАРЫ Молотковая Дробилка Молотковая дробилка разработана SKS подходит… Мобильные Конусные Дробилки Мобильные Дробильные Конусные Установки (комплексы)… Спиральный Классификатор Являясь важной […]
  • Приказ 330 1997 года с изменением Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 июня 2008 г. № 296н «О внесении изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 1997 г. № 330 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования […]
  • Как оформить участок в садике Летнее оформление участка в ДОУ своими руками Оформление участка в детском саду своими руками Автор: Рандина Ольга Николаевна – воспитатель МБДОУ № 234 комбинированного вида г. Челябинска. Описание: Вот и наступило лето – чудесная пора! Всё вокруг цветёт и сияет, и нам […]
  • Пособие для учителя азбука берегоши Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию» Алена Антонова Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию» Азбука Берегоши Программное содержание: продолжать формирование понимания единства человека и природы, […]
  • Делегирование полномочий процесс Процесс делегирования полномочий Благодаря чему попали на свои должности не все, но многие руководители? В первую очередь потому, что они выполняли свою работу рядовых сотрудников лучше остальных, разбирались в ней куда глубже своих коллег. Но руководитель — не только […]
  • Закон рф о гражданской обороне с изменениями ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 28-ФЗ от 12.02.1998 г. О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ См. графическую копию официальной публикации Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (с изменениями от 9 октября 2002 г., 19 июня, 22 августа 2004 г., 19 июня 2007 г., 25 […]