Закон рф о реабилитированных лицах

| | 0 Comment

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

18 октября 1991 года был принят Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее — Закон).

В соответствии с Законом полномочиями по реабилитации граждан обладают органы прокуратуры и внутренних дел.

Заявления о реабилитации могут подавать как сами репрессированные лица, так и любые лица и общественные организации.

В силу ст. 7 Закона органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки.

Таким образом, заявления о реабилитации лиц, подвергшихся репрессиям, указанным в ст. 7 Закона, подаются в органы внутренних дел.

Заявление подается по месту жительства заявителя либо по месту нахождения органа, принявшего решение о применении репрессии.

В прокуратуру Приморского края заявления могут быть направлены по адресу: г. Владивосток, ул. Фонтанная, д. 51.

Кроме того, согласно положениям Закона подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются также:

— дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;

— дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.

К заявлениям о реабилитации детей репрессированных родителей в обязательном порядке должны быть приложены заверенные (не обязательно нотариально) документы, подтверждающие родственные отношения с репрессированным родственником (свидетельство о рождении), паспорт, а также свидетельство о заключении брака в случае перемены фамилии (по количеству заключенных браков). При отсутствии названных документов факт наличия родственных отношений может быть установлен в судебном порядке путем обращения в суд по месту жительства. В таком случае к заявлению должна быть приложена заверенная копия решения суда с отметкой о вступлении его в законную силу.

Для установления факта наличия родственных отношений в суд необходимо представить ответ из органов ЗАГСа по месту рождения об отсутствии архивных сведений о рождении (сведений о родителях).

При направлении в прокуратуру подлинников указанных документов, приложенных к заявлению, они возвращаются заявителю вместе с ответом о результатах рассмотрения обращения.

В 2011 году прокуратурой края по результатам рассмотрения обращений граждан и организаций выдано 14 справок о реабилитации.

Реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом Законом и законами субъектов Российской Федерации.

В случае возвращения реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации

Порядок этой работы в Приморском крае установлен Законом Приморского края от 04.08.2011 № 790-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с политическими репрессиями, и членов их семей в случае возвращения на прежнее место жительства в Приморский край».

Порядок предоставления мер социальной поддержки установлен Постановлением Губернатора Приморского края от 19.01.2011 № 4-пг
«Об утверждении Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, а также лицам, понесшим расходы в связи с погребением умерших реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Приморском крае».

prosecutor.ru

Закон рф о реабилитированных лицах

10 декабря 2004, пятница

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Закон Красноярского края

О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕАБИЛИТИРОВАННЫХ ЛИЦ И ЛИЦ, ПРИЗНАННЫХ ПОСТРАДАВШИМИ ОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ

Статья 1. Категории лиц, на которые распространяется действие настоящего Закона
Настоящий Закон распространяется на реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», имеющих место жительства на территории Красноярского края.

Статья 2. Меры социальной поддержки реабилитированных лиц
1. Реабилитированные лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на первоочередное получение жилья.
2. Реабилитированные лица, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на следующие меры социальной поддержки:
а) внеочередное оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
б) обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей со скидкой 50 процентов их стоимости;
в) бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме протезов из драгоценных металлов и металлокерамики) в краевых государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства;
г) бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси);
д) бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов;
е) внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому;
ж) денежную компенсацию в размере 100 процентов стоимости установки квартирного телефона или единовременную денежную компенсацию стоимости приобретения и подключения сотового телефона при условии отсутствия технической возможности установки квартирного телефона и наличия роуминга оператора сотовой связи, но не более 3 тысяч рублей;
з) денежную компенсацию в размере 100 процентов стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации один раз в год по имеющемуся прямому сообщению (до пункта следования и обратно) на железнодорожном транспорте (кроме проезда в вагонах повышенной комфортности), а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, — в размере 50 процентов стоимости проезда на междугородном водном, автомобильном и воздушном транспорте;
и) льготное обеспечение протезно-ортопедическими изделиями (за исключением зубных протезов).
3. Реабилитированные лица, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, а также проживающие совместно с ними члены их семей имеют право на субсидию в размере 50 процентов от оплаты за жилье и коммунальные услуги в соответствии с законом края.
К членам семьи относятся проживающие совместно супруги, их дети (в том числе усыновленные) и родители (усыновители). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и иные лица могут быть признаны членами семьи заявителя, если они проживают совместно с заявителем и ведут с ним общее хозяйство.

Статья 3. Меры социальной поддержки лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий
1. Лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на следующие меры социальной поддержки:
а) внеочередное оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
б) обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей со скидкой 50 процентов их стоимости;
в) бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси);
г) бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов;
д) внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.
2. Лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, а также проживающие совместно с ними члены их семей имеют право на субсидию в размере 50 процентов от оплаты за жилье и коммунальные услуги в соответствии с законом края.
К членам семьи относятся проживающие совместно супруги, их дети (в том числе усыновленные) и родители (усыновители). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и иные лица могут быть признаны членами семьи заявителя, если они проживают совместно с заявителем и ведут с ним общее хозяйство.

Статья 4. Порядок предоставления мер социальной поддержки
1. Реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, одновременно имеющим право на одинаковые меры социальной поддержки по настоящему Закону и иному нормативному правовому акту, предоставляются меры социальной поддержки по настоящему Закону или по иному нормативному правовому акту по их выбору.
2. Предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется при предъявлении реабилитированными лицами и лицами, признанными пострадавшими от политических репрессий, специального свидетельства соответствующего образца, установленного Правительством Российской Федерации, до его получения — при предъявлении справок установленной формы, выдаваемых правоохранительными органами соответственно для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, и пенсионного удостоверения либо справки медико-социальной экспертной комиссии об инвалидности (далее — документы, подтверждающие право на меры социальной поддержки).
3. Предоставление мер социальной поддержки по проезду на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов, проезду на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения осуществляется при предъявлении реабилитированными лицами и лицами, признанными пострадавшими от политических репрессий, документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки, и проездного удостоверения, выдаваемого уполномоченным органом муниципальных районов и городских округов Красноярского края в сфере социальной защиты населения.
Порядок выдачи проездного удостоверения и его образец устанавливаются Советом администрации края.
4. Льготное обеспечение протезно-ортопедическими изделиями осуществляется в порядке, утверждаемом Советом администрации края.
5. Денежная компенсация реабилитированным лицам расходов на проезд по имеющемуся прямому сообщению (до пункта следования и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом (кроме проезда в вагонах повышенной комфортности), а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, — водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом в пределах территории Российской Федерации со скидкой 50 процентов стоимости проезда назначается при предъявлении документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки, и проездных билетов при условии обращения граждан в течение шести месяцев со дня осуществления поездки.
6. Денежная компенсация реабилитированным лицам расходов на установку квартирного телефона или единовременная денежная компенсация стоимости приобретения и подключения сотового телефона при отсутствии технической возможности установки квартирного телефона и наличии роуминга оператора сотовой связи (но не более 3 тысяч рублей) назначается при предъявлении документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки, договора на оказание услуг связи и оригиналов платежных документов, подтверждающих фактическую оплату этих услуг, при условии обращения граждан в течение шести месяцев со дня установки телефона или приобретения и подключения сотового телефона.
7. Выплата денежных компенсаций в соответствии с настоящим Законом осуществляется уполномоченным органом муниципальных районов и городских округов Красноярского края в сфере социальной защиты населения по месту жительства реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.

Статья 5. Порядок учета и обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц и членов их семей
Реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями, и члены их семей в случае возврата на прежнее место жительства принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, устанавливаемом Советом администрации края.

Статья 6. О наделении органов местного самоуправления Красноярского края государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края наделить государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 7. Финансирование и реализация мер социальной поддержки
1. Финансовое обеспечение мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, является расходным обязательством Красноярского края.
2. На исполнение органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, бюджетам муниципальных районов и городских округов предоставляются субвенции из краевого бюджета. Общий объем субвенций определяется в соответствии с Порядком расчета нормативов определения общего объема субвенций на исполнение органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, согласно приложению к настоящему Закону.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края самостоятельно распределяют полученные субвенции по видам мер социальной поддержки.
3. Объем субвенций на содержание уполномоченных органов муниципальных районов и городских округов Красноярского края в сфере социальной защиты населения для осуществления государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, определяется в соответствии с Порядком расчета нормативов определения общего объема субвенций на исполнение органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края государственных полномочий по социальному обслуживанию населения, предусмотренных Законом Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления Красноярского края государственными полномочиями по социальному обслуживанию населения».
4. Уполномоченные органы муниципальных районов и городских округов Красноярского края в сфере социальной защиты населения представляют в установленном порядке бухгалтерскую отчетность в финансовые органы муниципальных районов и городских округов Красноярского края, а сведения о расходовании средств на осуществление мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, — в орган исполнительной власти края в области социальной защиты населения и в финансовый орган края.
5. Контроль за исполнением органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, осуществляется финансовым органом края и уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края в области социальной защиты населения в формах проверок, ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления в части расходования выделенных для реализации этих полномочий финансовых средств, заслушивания отчетов должностных лиц органов местного самоуправления о результатах выполнения государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.
6. Расходы на предоставление реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, мер социальной поддержки, предусмотренных подпунктами «б», «в»
(в части изготовления и ремонта зубных протезов в муниципальных учреждениях здравоохранения), «г», «д» (в части проезда на автомобильном транспорте), «ж», «з» пункта 2 статьи 2, подпунктами «б», «в», «г» (в части проезда на автомобильном транспорте) пункта 1 статьи 3 настоящего Закона, утверждаются отдельной статьей закона о краевом бюджете на очередной финансовый год в виде субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края.
7. Расходы на предоставление реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, мер социальной поддержки, предусмотренных подпунктами «в» (в части изготовления и ремонта зубных протезов в краевых государственных учреждениях здравоохранения), «д» (в части проезда на железнодорожном и водном транспорте) пункта 2 статьи 2, подпунктом «г» (в части проезда на железнодорожном и водном транспорте) пункта 1 статьи 3 настоящего Закона, предусматриваются в краевом бюджете на очередной финансовый год в текущих расходах органа исполнительной власти края в области социальной защиты населения.
8. Порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, определяется Советом администрации края.

Статья 8. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года, но не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования в газете «Красноярский рабочий».
2. Положения закона о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, и о предоставлении субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств ежегодно вводятся в действие законом края о бюджете края на очередной финансовый год.

Губернатор
Красноярского края
А. Г. ХЛОПОНИН

www.krskstate.ru

Жертвы политических репрессий: статус, компенсации. Справка

Около 200 человек приняли участие в траурном митинге памяти жертв политических репрессий, который прошел в четверг во Владивостоке, сообщил РИА Новости представитель пресс-службы администрации города.

Согласно закону Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года (с последними изменениями от 23 декабря 2003 года), политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами.

Подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются:

дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;

дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.

Пострадавшими от политических репрессий признаются дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно (статья 1 закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»).

Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были: осуждены за государственные и иные преступления; подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ ‑ ОГПУ, УНКВД ‑ НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, «особых совещаний», «двоек», «троек» и иных органов, осуществлявших судебные функции; подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», а также иным ограничениям прав и свобод; необоснованно помещены по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение; необоснованно привлечены к уголовной ответственности и дела на них прекращены по нереабилитирующим основаниям; признаны социально опасными по политическим мотивам и подвергнуты лишению свободы, ссылке, высылке по решениям судов и внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления.

Согласно статье 12 закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально‑политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются льготы и выплачиваются компенсации.

Реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями, имеют право возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей имеют право на первоочередное получение жилья, а проживавшие в сельской местности ‑ на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья. Эти права распространяются также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении (статья 13 закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»).

Лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, органами социальной защиты населения по месту их жительства единовременно выплачиваются денежные компенсации из расчета 75 рублей за каждый месяц лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, но не более 10 000 рублей. Выплата компенсации наследникам не производится, кроме случаев, когда компенсация была начислена, но не получена реабилитированным (статья 15 закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»).

Согласно статье 16 закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на: первоочередное получение путевок для санаторно‑курортного лечения и отдыха; внеочередное оказание медицинской помощи и снижение стоимости лекарств по рецепту врача на 50 процентов; бесплатное обеспечение автомобилем при отсутствии противопоказаний к вождению автомобиля; бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания; бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов; бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, ‑ водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов стоимости проезда; снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления; первоочередную и бесплатную установку телефона; первоочередное вступление в садоводческие товарищества и жилищно‑строительные кооперативы; внеочередной прием в дома‑интернаты для престарелых и инвалидов, проживание в них на полном государственном обеспечении с выплатой не менее 25 процентов назначенной пенсии; бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов), льготное обеспечение другими протезно‑ортопедическими изделиями; льготное обеспечение продовольственными и промышленными товарами.

Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, имеют право на бесплатную консультацию адвокатов по вопросам, связанным с реабилитацией.

Реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации.

По согласию с реабилитированными лицами вместо возврата в натуре жилого дома им в первоочередном порядке предоставляется благоустроенная жилая площадь, либо оказывается помощь в строительстве жилья, либо возмещается стоимость жилого дома.

Возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится реабилитированным лицам по месту нахождения или реализации этого имущества на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица.

В случае смерти реабилитированных лиц их погребение осуществляется за счет государства.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

О внесении изменения в статью 2 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»

депутатом Государственной Думы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в статью 2 Закона Российской Федерации

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 44, ст. 1428; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 1, ст. 21; Российская газета, 1993, 15 октября; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607) следующие изменения:

1) абзац третий преамбулы изложить в следующей редакции:

«Целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации — жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории государств — бывших союзных республик СССР, с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.»;

2) статью 2 дополнить абзацем следующего содержания:

«на граждан Российской Федерации, подвергшихся политическим репрессиям на территории государств — бывших союзных республик СССР с 25 октября (7 ноября) 1917 года и не реабилитированных компетентными органами этих государств либо государственными органами бывшего СССР.».

Статья 2

Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

«О внесении изменения в статью 2 Закона Российской Федерации

«О реабилитации жертв политических репрессий»

Проект федерального закона разработан в целях реабилитации всех граждан Российской Федерации — жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории государств-республик бывшего СССР с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Положения статьи 2 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» допускают дискриминацию части граждан Российской Федерации в праве на получение статуса жертвы политических репрессий в зависимости от территории , где по отношению к ним применялись политические репрессии.

Тем самым нарушается гарантированный статьей 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства граждан перед законом.

Согласно абзацу первому статьи 2 данный Закон РФ в части порядка реабилитации распространяется, в частности, на граждан Российской Федерации, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года.

В действительности в Российской Федерации проживают и ее граждане, подвергшиеся политическим репрессиям на территории государств − бывших союзных республик СССР, которые не могут быть реабилитированы в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, несмотря на то, что в соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации всем гарантируется равенство перед законом, фактически допускается дискриминация части граждан Российской Федерации в праве на получение ими статуса жертвы политических репрессий в зависимости от территории их применения.

Возникает парадоксальная ситуация, когда гражданин, например, Узбекистана, подвергнутый политическим репрессиям на территории Российской Федерации, будет реабилитирован и сможет получить компенсацию материального ущерба, а гражданин Российской Федерации, подвергнутый политическим репрессиям на территории Узбекской ССР, может оказаться заложником несовершенства правового регулирования реабилитации жертв политических репрессий.

В Республике Узбекистан законодательство о реабилитации жертв политических репрессий отсутствует, законом Украины лишены права на реабилитацию насильственно переселенные репрессированные народы (крымские татары, немцы, греки, болгары, поляки, армяне и другие).

По сообщению Уполномоченного по правам человека в Самарской области, к нему обратилась гражданка Российской Федерации И., 1926 года рождения, которая вместе с родителями и двумя братьями в 1941 году по признаку их национальной принадлежности (лица немецкой национальности) были подвергнуты административному выселению из места постоянного проживания в Красноармейском районе Сталинской области Украинской ССР с направлением их на спецпоселение в Казахскую ССР, а затем в Таджикскую ССР и Киргизскую ССР, откуда они освобождены в 1956 году.

Из Украины заявительница получила ответ, что согласно п. 4 постановления Верховного Совета Украины «О порядке введения в действие Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» данный законодательный акт не распространяется на насильственно переселенные репрессированные народы, поскольку вопрос о реабилитации этой категории граждан якобы решен постановлением Верховного Совета СССР от 07.03.1991 «Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обеспечении их прав».

В результате правового вакуума тысячи граждан Российской Федерации остаются без гарантированного им восстановления их нарушенных прав.

Нами был изучен опыт правового регулирования реабилитации жертв политических репрессий в государствах-бывших союзных республиках СССР:

1) Закон Республики Армения от 14 июня 1994 года №С-1063-1-ЗР-106 «О репрессированных лицах»;

2) Закон Азербайджанской Республики от 15 марта 1996 года № 44-IQ «Об оправдании жертв политической репрессии»;

3) Постановление Верховного Совета Белорусской ССР от 6 июня 1991 года № 847-XII «О порядке реабилитации жертв политических репрессий 20 — 80-х годов в Республике Беларусь»;

4) Закон Грузии от 11 декабря 1997 года №1160 Ят «О признании граждан Грузии жертвами политических репрессий и социальной защите репрессированных»;

5) Закон Республики Казахстан от 14 апреля 1993 года № 2143-XII
«О реабилитации жертв массовых политических репрессий»;

6) Закон Кыргызской Республики от 27 мая 1994 года №1538-XII «О правах и гарантиях реабилитированных граждан, пострадавших в результате репрессий за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и другим признакам»;

7) Закон Латвийской Республики от 26 апреля 1995 года «Об определении статуса политически репрессированного лица для пострадавших от коммунистического и нацистского режимов»;

8) Закон Республики Молдова от 8 декабря 1992 года №1225-XII «О реабилитации жертв политических репрессий»;

9) Постановление Президиума Верховного Совета Республики Туркменистан от 30 декабря 1992 года № 1088 «О льготах гражданам,
пострадавшим от репрессий в 20—50 годах»;

10) Закон Украинской ССР от 17 апреля 1991 года № 962-XII «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине»;

11) Постановление Президиума Республики Туркменистан
от 30 декабря 1992 года № 1088 «О льготах гражданам, пострадавшим от репрессий в 20—50 годах».

В большинстве вышеперечисленных законодательных актов право на реабилитацию имеют граждане государства, подвергшиеся политическим репрессиям на территории данного государства.

Однако в ряде бывших союзных республик СССР такое право предоставлено всем гражданам государства вне зависимости от того, в какой части бывшего СССР они были репрессированы.

К числу подобных государств относятся Азербайджан, Грузия, Казахстан и Кыргызстан.

Например, в статье 2 Закона Республики Казахстан
«О реабилитации жертв массовых политических репрессий» установлено, что действие настоящего Закона распространяется на всех без исключения лиц, непосредственно подвергшихся политическим репрессиям на территории бывшего Союза ССР и в настоящее время являющихся гражданами Республики Казахстан.

Таким образом, прежде чем быть реабилитированными и получить компенсацию материального ущерба граждане Российской Федерации, подвергшиеся политическим репрессиям на территории Азербайджанской ССР, Грузинской ССР, Казахской ССР и Киргизской ССР, должны стать гражданами соответствующих государств.

Несовершенство правового регулирования было предопределено отсутствием гармонизации правовых актов бывших союзных республик СССР в области реабилитации жертв политических репрессий.

14 ноября 1989 года Верховный Совет СССР провозгласил Декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обеспечении их прав».

В Декларации была особо отмечена необходимость принять соответствующие законодательные меры для безусловного восстановления прав всех советских народов, подвергшихся репрессиям.

Через полтора года было принято постановление Верховного Совета СССР от 7 марта 1991 года № 2013-I «Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав».

Согласно данному постановлению Кабинету Министров СССР совместно с высшими органами государственной власти и управления республик было поручено организовать до конца 1991 года практическое восстановление законных прав репрессированных народов, включая предоставление соответствующих льгот гражданам, мобилизованным в годы Великой Отечественной войны в рабочие колонны, а также установить по мере создания экономических и социальных условий порядок, размеры и механизм материальных компенсаций лицам, непосредственно подвергшимся насильственному переселению.

Кабинет Министров СССР и Верховный Совет СССР так и не смогли обеспечить единообразие в республиканском законодательстве о реабилитации репрессированных народов и других жертв политических репрессий.

В некоторых республиках соответствующие законодательные акты были приняты до распада, а в других после распада Советского Союза.

Как уже было показано, ряд таких законодательных актов содержат правовые нормы, препятствующие реабилитации отдельных категорий жертв политических репрессий.

Возник правовой вакуум: СССР прекратил свое существование, органы власти СССР не смогли обеспечить единообразие в республиканском законодательстве, органы власти государств-бывших республик СССР подошли к вопросу реабилитации жертв политических репрессий избирательно, тысячи граждан Российской Федерации, подвергшихся политическим репрессиям на территории государств-бывших республик СССР, не имеют права на реабилитацию.

Принятие данного закона позволит восстановить права граждан, пострадавших вследствие политических репрессий, а также обеспечить выполнение государственных гарантий, предусмотренных Конституцией Российской Федерацией.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона

«О внесении изменения в статью 2 Закона Российской Федерации

В связи с малочисленностью граждан, подпадающих под действие положений данного законопроекта, его реализация потребует незначительных дополнительных затрат из федерального бюджета.

Согласно части 4 статьи 12 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее – Закона РФ) реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет федерального бюджета.

В соответствии со статьей 15 Закона РФ лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, органами социальной защиты населения по месту их жительства на основании документов о реабилитации и о времени нахождения в местах лишения свободы и психиатрических лечебных учреждениях единовременно выплачиваются денежные компенсации из расчета 75 рублей за каждый месяц лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, но не более 10 000 рублей.

Для реализации законопроекта в части выплаты вышеназванной денежной компенсации потребуются дополнительные расходы из федерального бюджета в сумме 548 тыс. рублей.

Указанная сумма расходов федерального бюджета определена по следующей формуле: 300 (человек) * 24 (месяца) * 75 (рублей) * 1,0165 = 548 тыс. рублей, где:

300 (человек) – примерное количество лиц, подвергшихся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, на которых распространяется действие проекта Федерального закона;

24 (месяца) – среднее количество времени лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях в рамках принудительного лечения лиц, подвергшихся репрессиям, на которых распространяется действие проекта федерального закона;

75 (рублей) – размер денежной компенсации за каждый месяц лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях;

1,0165 – коэффициент расходов на доставку средств денежной компенсации получателям.

В статье 16.1 Закона РФ регулируется порядок возврата реабилитированным лицам конфискованного и вышедшего иным путем из их владения в связи с репрессиями имущества, либо возмещения его стоимости, либо выплаты денежной компенсации. Здесь же предусмотрено, что в случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди.

Реабилитированным лицам возмещается стоимость конфискованного жилого дома.

Имущество возвращают государственные и общественные организации, у которых оно находится, без возмещения износа имущества и взыскания расходов на его хранение.

При невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой, но в размере не более 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В таких же размерах возмещается стоимость несохранившегося имущества.

В случаях, когда факт конфискации, изъятия или выхода имущества из владения иным путем установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества, выплачиваются денежные компенсации в размере до 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома.

Для реализации законопроекта в части выплаты вышеназванной денежной компенсации потребуются дополнительные расходы из федерального бюджета в сумме 12 миллионов рублей.

Указанная сумма расходов федерального бюджета определена по следующей формуле: 1 700 (человек) * 7 000 (рублей) * 1,0165 = 12 миллионов рублей, где:

1 700 (человек) – примерное количество лиц, подвергшихся репрессиям, у которых было конфисковано, изъято и вышло иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, на которых распространяется действие проекта федерального закона;

7 000 (рублей) – средний размер денежной компенсации за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из владения лиц, подвергшихся репрессиям, имущество;

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 №635 «Об утверждении Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по выплате денежных компенсаций лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, а также денежных компенсаций реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество» расходные обязательства Российской Федерации по выплате денежных компенсаций, включая расходы на их доставку, исполняются за счет межбюджетных трансфертов, утвержденных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период Министерству финансов Российской Федерации по подразделу «Социальное обеспечение населения» раздела «Социальная политика» классификации расходов бюджетов.

Рассматриваемый законопроект повлечет выпадающие доходы из федерального бюджета в 2013 году, за счет предоставления новой категории граждан льгот при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям, в сумме 450 тыс. рублей.

Согласно статье 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

Указанная сумма расходов федерального бюджета определена по следующей формуле: 450 (человек) * 1 000 (рублей) = 450 тыс. рублей, где:

450 (человек) – примерное количество лиц, подвергшихся репрессиям, которые могут воспользоваться льготой при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям, на которых распространяется действие проекта федерального закона;

1 000 (рублей) – общая сумма всех разновидностей государственной пошлины, от уплаты которой могут быть освобождены лица, на которых распространяется действие проекта федерального закона.

К разновидностям вышеназванной государственной пошлины в соответствии со статьей 333.19 Налогового кодекса РФ относятся:

1) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц — 200 рублей;

2) при подаче надзорной жалобы — в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

3) при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, — 200 рублей;

4) при подаче заявления по делам особого производства — 200 рублей;

5) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

6) при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок для физических лиц — 200 рублей.

ldpr.ru

Это интересно:

  • После вынесения решения суда что делать Вынесено решение суда, что дальше? Что делать после вынесения решения суда? Действия мы описали выше. Вам нужно просто ждать исполнительных действий. Как правило, после получения решения суда осуществляются такие действия: Открывается исполнительное производство; […]
  • Документы для разрешения на оружие 2014 Разрешение на получение охотничьего оружия — лицензия и документы Отправиться в ЛРО, имея при себе необходимый пакет документов и заявление. После того как лицензия будет на руках, можно смело идти в оружейный магазин и купить охотничье оружие. Список документов, […]
  • Как изменить разрешение в корсарах да, стоит патч 1.01.0112, адд-он ставил на К:ГПК 1.2 не помогла даже переустановка адд-она и всей игры Ребят, такая проблема возникла. когда играл в ГПК проблем с вылетами, глюками, лагами вообще не было. на днях переустановил ГПК (диск лицензионный), скачал и поставил […]
  • Сайт торжокского городского суда тверской области Сайт торжокского городского суда тверской области Торжокский городской суд Тверской области Приём граждан (по вопросам не связанным с рассмотрением дел по существу) осуществляет председатель Торжокского городского суда Тверской области Иванов Дмитрий Анатольевич […]
  • Работа юристом альметьевск Работа в Альметьевске. Вакансии и резюме Альметьевска Вакансии Альметьевска Резюме Альметьевска Новые вакансии в Альметьевске Новые резюме в Альметьевске Чем отличается работа в Альметьевске от работы в других городах страны? Потребительская корзина и распределение […]
  • Проблемы наследования по завещанию в рф Правовые проблемы наследования по завещанию в российском гражданском праве тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.03, кандидат юридических наук Каминская, Наталья Львовна Оглавление диссертации кандидат юридических наук Каминская, Наталья Львовна ГЛАВА 1. История […]
  • Приказ мо рф 150 от 2014 Приказ Министра обороны РФ от 9 марта 2017 г. № 150 «Об утверждении Порядка организации деятельности управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и федерального казенного учреждения «Единый […]
  • Заявление о приемной семье Приемная семья - заключаем договор. Как заключается договор о создании приемной семьи? Согласно ст. 152 Семейного кодекса РФ приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом […]