Закон 814077-6

| | 0 Comment

Законопроект № 814077-6 О внесении изменений в Федеральный закон »О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (об установлении возможности изменять Преамбулу Конституции Российской Федерации)

Вносится депутатами
Государственной Думы
Российской Федерации

Е.А. Федоровым
А.В. Романовым

О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»

Внести в Федеральный закон от 4 марта 1998 года № ЗЗ-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 10, ст. 1146) следующие изменения:

1) часть первую статьи 1 после слов «поправок» дополнить словами «в Преамбулу Конституции Российской Федерации и»;

а) часть первую после слов «Поправки к» дополнить словами «Преамбуле Конституции Российской Федерации и»,

б) часть вторую после слова «текста» дополнить словами
«Преамбулы Конституции Российской Федерации и», после слова «положений» дополнить словами «Преамбулы Конституции Российской Федерации» и»;

а) часть первую после слова «положений» дополнить словами «Преамбулы Конституции Российской Федерации и (или)»,

б) часть вторую после слов «содержать либо текст» дополнить словами «нового положения Преамбулы Конституции Российской Федерации и (или)», после слов «новой редакции» дополнить словами «положения Преамбулы Конституции Российской Федерации и (или)», после слов «об исключении» дополнить словами «положения Преамбулы Конституции Российской Федерации и (или)»;

в) часть четвертую после слова «исключаются» дополнить словами «положение Преамбулы,».

xn--b1agaaladdbi2bdzihacdzbm.xn--p1ai

Пояснительная записка к проекту федерального закона N 814077-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 814077-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»

1. Предлагаемый проект Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» направлен на устранение правового пробела, связанного с отсутствием норм, определяющих порядок внесения поправок в Преамбулу Конституции Российской Федерации.

2. Глава 9 Конституции Российской Федерации предусматривает специальное регулирование вопроса о поправках в Конституцию. Так, статья 134 устанавливает общий порядок внесения предложений о пересмотре положений Конституции Российской Федерации, не устанавливая каких-либо изъятий или запретов применительно к отдельным составным частям Конституции, включая ее Преамбулу. Такие предложения могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Статьи 135 — 137 Конституции Российской Федерации устанавливают специальные, особые правила пересмотра отдельных положений Конституции Российской Федерации, а именно: глав 1, 2 и 9, которые не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием (часть 1 статьи 135); глав 3 — 8, поправки в которые хотя и принимаются в том же порядке, что и федеральный конституционный закон, но вступают в силу после их одобрения органами законодательной (представительной) власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (статья 136); статьи 65, изменения в которую вносятся автоматически, на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации либо на основании Указа Президента Российской Федерации в случае изменения наименования субъекта Российской Федерации (статья 137).

Таким образом, современное конституционное законодательство, допуская внесение поправок во все части Конституции, устанавливая особый порядок пересмотра положений отдельных глав и статей, в то же время оставляет открытым вопрос о процедуре внесения поправок в преамбулу.

3. Преамбула является составной частью Конституции Российской Федерации и имеет для законодательной и исполнительной власти не только моральную, но и юридическую силу. На это неоднократно в своих решениях обращал внимание Конституционный Суд Российской Федерации. При этом Конституционный Суд Российской Федерации исходит из того, что, во-первых, преамбула есть неотъемлемая составная часть Конституции; во-вторых, она является не просто сводом политико-правовых деклараций или исторической справкой, а имеет юридическую силу и составляет своеобразный договор между народом, волей которого освящена Конституция, и государством, выступающим от имени народа; в-третьих, органы публичной власти и иные субъекты конституционно-правовых отношений связаны преамбулой в не меньшей мере, чем иными положениями Конституции; в-четвертых, последующие положения Конституции, особенно принципы конституционного строя, должны интерпретироваться и применяться с учетом преамбулы Конституции, ибо именно в ней содержится универсальный социально-политический, нравственный и юридический критерий адекватности правоприменения в стране.

4. Конституция Российской Федерации — единый политико-юридический документ, каждая часть которого органически связана со всеми остальными и в рамках единой системы выполняет свои функции. Это продуманная модель организации жизни общества, охватывающая все его сферы и наиболее важные проявления. Конституция является целостным актом, нормы и институты которого взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе регулирования общественных отношений. В частности, нормативное значение преамбулы заключается в том, что она обычно определяет стратегию как правотворчества, так и правоприменения, налагает на государство, государственные и общественные органы, должностных лиц юридическую обязанность действовать в соответствии со сформулированными в ней основополагающими принципами.

5. Важное юридическое значение преамбулы заключается и в том, что в ней определена стратегия конституционного и правового регулирования в целом в Российской Федерации. Закрепленные в Основном Законе цели имеют определяющее значение в процессе реализации Конституции и ее норм в сфере законодательства, исполнения законов и правосудия. Они образуют не только социально-политический и нравственный, но и юридический ориентир, в соответствии с которым должна осуществляться деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. По существу, это изложение некоторых важнейших обязанностей государства и его агентов, в числе которых — обеспечение свободы и прав граждан, социального и межнационального мира и согласия, противостояние сепаратизму и сохранение целостности Российской Федерации.

В преамбуле Конституции выражены также некоторые социальные обязательства государства по отношению к народу и гражданам, по обеспечению демократического развития страны и др. 84 слова преамбулы дают исходные начала для толкования Конституции в соответствии с действительной волей народа. Парламент не может принимать законы, а исполнительная власть — акты, нарушающие права и свободы человека или способные привести к разрушению гражданского мира и согласия, подрыву демократических основ российской государственности.

Таким образом, преамбула Конституции имеет существенное значение в социальном, политическом, идеологическом и собственно юридическом отношениях, о чем свидетельствуют около 50 ссылок в решениях КС РФ на ее различные положения (аргументация вырабатываемой Судом правовой позиции, предопределяющей его конечные выводы, интерпретация последующих положений самой Конституции, конституционное истолкование федеральных законов и законов субъектов РФ, выявление общих принципов права и т.п.). Именно в ней указаны истоки конституционного правотворчества, в основе которого — юридический догмат воли многонационального народа Российской Федерации. Этим предопределяется соотношение Конституции и Российского государства, также нашедшее отражение в преамбуле, равно как основания верховенства Конституции и ее высшей юридической силы. Преамбула декларирует цели, во имя которых принята Конституция и которым должно служить государство, юридические и нравственные основания и ценностные ориентиры его деятельности*.

Конституционные принципы, закрепленные в преамбуле, имеют значение для всей правовой системы государства. Постоянное обращение к этим принципам позволяет государству и обществу быть солидарным в поддержании безопасности своего существования через развитие.

6. Предлагаемый законопроект распространяет на преамбулу Конституции Российской Федерации общий порядок внесения, рассмотрения и пересмотра поправок, установленный для поправок в главы 3 — 8 Конституции.

7. Принятие законопроекта позволит восполнить существующий правовой пробел, создаст правовые основания для внесения изменений в преамбулу, отражающих политические изменения, произошедшие в России, отражающих настрой народа, его стремление к сохранению традиционных ценностей, способствующих сплочению и общественной солидарности.

* См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный)/под ред. В.Д. Зорькина. — М.

Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»

Принятие федерального закона » О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменении в Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, или принятия актов федерального законодательства.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

base.garant.ru

О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»

об установлении возможности изменять Преамбулу Конституции Российской Федерации

Инициаторы:

Стенограммы по законопроекту №814077-6

Заседание №253

О проекте федерального закона № 814077-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (в части, касающейся поправок к преамбуле Конституции Российской Федерации).

24-й пункт повестки дня, проект федерального закона «О внесении изменений в

Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к

Конституции Российской Федерации». Доклад Евгения Алексеевича Фёдорова.

ФЁДОРОВ Е. А., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предложенный законопроект,

по сути, носит технический характер, устраняет пробел в законодательстве.

Единственный нормативный правовой акт в России, который не подлежит никаким

корректировкам, — это преамбула российской Конституции. Суть поправок — ввод

процедуры изменения преамбулы в соответствии с тем же принципом, согласно

которому изменяется сама Конституция Российской Федерации по процедуре,

которую мы с вами в этом зале и вся Российская Федерация неоднократно

Почему нужно устранить этот пробел в отношении преамбулы? Преамбула

чрезвычайно важна, по сути, это основа правовой системы, то есть

государственного порядка Российской Федерации. Преамбула является составной

частью Конституции Российской Федерации, имеет для законодательной и

исполнительной власти не только моральную, но и юридическую силу — на это

неоднократно в своих решениях обращал внимание Конституционный Суд Российской

Федерации. При этом Конституционный Суд исходил из того, что, во-первых,

преамбула есть неотъемлемая составная часть Конституции; во-вторых, она

является не просто сводом политико-правовых деклараций или исторической

справкой, а имеет юридическую силу и составляет своеобразный договор между

народом, волей которого освящена Конституция, и государством, выступающим от

имени народа; в-третьих, органы публичной власти и иные субъекты

конституционно-правовых отношений связаны преамбулой в не меньшей степени,

чем иными положениями Конституции; в-четвёртых, последующие положения

Конституции, особенно принципы конституционного строя, должны

интерпретироваться и применяться с учётом преамбулы Конституции, так как

именно в ней содержится универсальный социально-политический, нравственный и

юридический критерий адекватности правоприменения в стране. Однако мы все

понимаем, что нация и государство — это живой организм и в процессе развития,

соответственно, цели могут корректироваться, поэтому де-факто запрет на

развитие России — а фактически запрет на изменение преамбулы есть запрет на

развитие России — неприемлем. Тем более что мы помним то горячее время,

госпереворот 93-го года, после которого была принята, по сути впопыхах,

Конституция, в том числе и преамбула. Фиксировать ошибки, которые тогда, в

той ситуации, конечно, были неизбежны, было бы неправильно, дать возможность

устранить их — вот цель нашего законопроекта.

На мой взгляд, когда обсуждается вопрос о преамбуле, надо смотреть немножко

дальше. Мы считаем, что есть и ошибки в преамбуле (если не сказать словами

главы Следственного комитета Бастрыкина — диверсия, он назвал российскую

Конституцию в части 15-й статьи правовой диверсией), которые прямо связаны с

сегодняшней жизнью, когда наши конкуренты-враги перешли к агрессии, используя

уязвимость российского конституционного устройства.

Просто напомню вам некоторые фразы из преамбулы. Например, слова о

возрождении суверенитета государства — можно подумать, что в 93-м или 91-м

году у нас не было суверенитета, и поэтому нам надо его возрождать. На самом

деле это фраза небезобидная, потому что фактически она содержит формулу, что

до этого у нас отсутствовал исторический государственный опыт суверенитета, а

следовательно, ссылаться на тысячелетний опыт России вроде как нельзя, потому

что до этого мы вроде как не были суверенными, — это вытекает из преамбулы.

Мы называем это мягко — ошибкой.

Или, например, обязательство, подобного которому нет вообще ни в одной

конституции мира, кроме российской, — сознавать себя частью мирового

сообщества. Это самоограничение — ну давайте называть вещи своими именами! —

совершенно непонятно зачем вписанное, из которого вытекают и другие элементы

Конституции, например та же упомянутая 15-я статья, которая предписывает

обязательное исполнение решений иностранных чиновников на территории

Российской Федерации. Я сейчас не шучу, я прямо ссылаюсь на постановление

Пленума Верховного Суда № 5 от 2003 года, где прописывается как бы механизм

применения этих общепризнанных принципов и норм международного права. Но ведь

кто их принимает? Специализированные международные учреждения, то есть

иностранные чиновники, и их решения по Конституции являются обязательными для

Я просто хочу показать связь преамбулы с дальнейшим текстом Конституции и с

нормами уже всей системы наших четырёх тысяч законов. Мы говорим о

фундаменте, содержащем ошибки, из-за которых здание на этом фундаменте имеет

серьёзные уязвимости, особенно отчётливо вскрывшиеся в последнее время, в

условиях внешней агрессии. И 13-я статья, и 15-я статья, и иностранный

консалтинг, о чём мы здесь говорили, который, по сути, является обязательным

для органов российской власти и бизнеса, и судебная система, в законах о

которой прямо написано об обязательном исполнении в России общепризнанных, то

есть вырабатываемых иностранными чиновниками норм и правил. И даже в законе о

референдуме (авторы его пока отложили) прямо сказано, что референдум надо

проводить по согласованию. Это значит, что высшая форма волеизъявления

народа должна быть согласована с иностранными чиновниками, поскольку

неотъемлемой частью законодательства о референдуме являются общепризнанные

принципы и нормы международного права. Короче, за что голосовать российскому

гражданину или за что нельзя голосовать, решают иностранные чиновники —

давайте называть вещи своими именами! Всё это, как видите, звенья одной цепи

и вытекает из Конституции, а Конституция вытекает из преамбулы. Отсюда и те

социальные удары и бомбардировки, которые мы сегодня наблюдаем, — ведь

понятно, что если России можно только отдавать иностранные долги, а брать

нельзя, то это, естественно, не способствует развитию российской экономики. И

далее это связано с тем, что мы не можем запустить обозначенную президентом

политику количественного смягчения, политику спроса и, соответственно, решить

проблему, которая возникает из-за внешнего воздействия в виде санкций.

Все эти вещи, вроде бы далёкие и выглядят как теория — преамбула Конституции,

— но это не позволяет сегодня пользоваться инструментами для снятия

уязвимости и решения вопросов, проблем, которые назрели в сегодняшнем

актуализированном, агрессивном мире, поэтому, уважаемые коллеги, прошу

обратиться к основам нашего законодательного строительства и поддержать

направление на реформирование российской Конституции.

Содоклад Владимира Николаевича Плигина.

ПЛИГИН В. Н. Сегодня второй раз в этом зале возникает вопрос об основных

принципах права. Алексей Николаевич Диденко на предыдущем нашем заседании об

этом говорил. Законопроектом — Евгений Алексеевич на этом подробно

остановился — предлагается определить процедуру внесения изменений в

преамбулу Конституции Российской Федерации. Очень органичная вещь преамбула

Конституции Российской Федерации — прочитайте, пожалуйста, её ещё раз, — мне

кажется, в ней изложены потрясающие совершенно принципы, в частности: «Мы,

многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на

своей земле. «, и многие другие принципы и многие другие положения.

Согласно статье 136 Конституции Российской Федерации внесение изменений

возможно лишь в главы 3-8 Конституции Российской Федерации, порядок внесения

и рассмотрения которых определён в Федеральном законе «О порядке принятия и

вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Преамбула

Конституции не является частью глав 3-8 Конституции, что означает

невозможность распространения процедуры внесения поправок в данные главы на

текст преамбулы, таким образом, предложение установить порядок изменения

преамбулы Конституции в Федеральном законе «О порядке принятия и вступления в

ведения данного федерального закона.

Также следует учитывать, что конституционные положения о невозможности

пересмотра Федеральным Собранием глав 1, 2 и 9 Конституции основаны на

принципах особой значимости положений этих глав и усиленной юридической

защиты. В главах 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации установлены

основные принципы государственного и общественного устройства, установлен

перечень прав и свобод гражданина, которые являются высшей ценностью и

определяют смысл и содержание законодательства. Эти положения являются

фундаментальными, их изменение повлечёт за собой нарушение функционирования

иных правовых норм. Хотелось бы отметить, что именно на базе 1-й, 2-й и 9-й

глав Конституции выстроена сама правовая система государства, именно данные

конституционные положения легли в основу развития всего правового поля. Мы

полагаем, что указанные главы требуют повышенной юридической защиты и что

положения преамбулы Конституции так же должны быть защищены от

редактирования, как и указанные конституционные главы, поскольку преамбула

провозглашает цели и задачи, которые определили отправные точки для создания

конституционных основ, сформулированных в 1-й, 2-й и 9-й главах Конституции

Что касается некоторых замечаний, которые были высказаны по отдельным

статьям, отдельным положениям и истории Конституции Российской Федерации. В

сложнейших исторических условиях общество нашло в себе силы и возможность

заключить этот новый общественный договор, если угодно, который сложился на

базе Конституции 1993 года. Современное негативное развитие ситуации в других

регионах мира и в соседней стране подчёркивает и показывает, что когда

конституционный процесс не идёт, когда нет обсуждения формулы общественного

согласия, в обществе происходят фундаментальнейшие разрушительные процессы.

Мы полагаем, что Конституция в этой части выполнила и продолжает выполнять

свою задачу, сохраняя принципы российской государственности.

Что касается статьи 15 Конституции Российской Федерации, то её, видимо,

целесообразно читать, не только в рамках части 4, но прежде всего в части 1,

в которой совершенно жёстко, однозначно установлено, что Конституция

Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и

применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые

акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции

Российской Федерации. Таким образом, вот это положение говорит о том, что.

Конечно, каждая дискуссия может продолжаться сколько угодно, но это

исчерпывает дискуссию по поводу части 4 главы 15. Давайте работать в рамках

недореализованных принципов Конституции Российской Федерации.

Будут ли вопросы?

Включите режим записи на вопросы.

Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.

ИВАНОВ С. В. Владимир Николаевич, как же так получается, что у нас абсолютно

все главы Конституции тем или иным порядком могут быть изменены, а вот

преамбула не может быть изменена?

И вопрос автору. Евгений Алексеевич, а вам-то что в преамбуле хотелось бы

изменить — то, что мы часть мирового сообщества?

ПЛИГИН В. Н. Спасибо за вопрос, уважаемый Сергей Владимирович. Хотел бы

подчеркнуть, что глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции»

Конституции Российской Федерации достаточно предметно определяет, как

рассматривать предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции

Российской Федерации. Несомненно, вот этот дополнительный защищающий механизм

может быть распространён и на положения преамбулы, и если будут меняться

положения глав 1, 2 и 9, тогда, видимо, можно будет ставить вопрос и о

преамбуле. Однако хотел бы подчеркнуть, как неоднократно подчёркивалось в

этом зале, стабильность Конституции — это одна из гарантий развития нашего

демократического федеративного правового государства.

Председательствует Председатель Государственной Думы

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.

Владимир Николаевич Федоткин.

ФЕДОТКИН В. Н. У меня тоже вопрос к Владимиру Николаевичу Плигину.

Владимир Николаевич, вот вы ссылались много раз на различные статьи

Конституции, но, как я понял, данный законопроект очень серьёзно может

подвигнуть нас к преодолению тех противоречий в содержании Конституции,

которые появились в новых условиях жёсткой политики в отношении России. Так,

в той статье, о которой вы говорили, речь идёт о примате международных

договоров и соглашений по отношению к тем законам, которые мы здесь, в зале,

принимаем. То есть фактически договора и соглашения, заключённые теми

государствами, которые сегодня пытаются Россию уничтожить, вводя санкции,

имеют приоритет по сравнению с нашими законами. Мне кажется, данный

законопроект как раз помогает этот узел разрубить. На ваш взгляд, нам нужно

оставлять положение о примате международных договоров и соглашений над нашими

законами? Мне кажется, должно быть наоборот.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин.

ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Владимир Николаевич, у статьи 15 Конституции, так же

как и у других статей Конституции, нет специального названия. И когда я

говорил о статье 15, на которую Евгений Алексеевич ссылался, то, несомненно,

её необходимо трактовать в рамках соотношения со всеми статьями Конституции

Российской Федерации, собственно, я имею в виду части 1 и 4 статьи 15

Конституции Российской Федерации.

При этом хотел бы обратить внимание на то, что международные договоры — это

документы, которые ратифицируются, принимаются Российской Федерацией. В самих

договорах содержатся процедуры, которые позволяют ставить вопрос об их

денонсации. Таким образом, этот вопрос в случае необходимости также решается.

Вы говорили об имеющих место вызовах, мне представляется, что они не могут

изменить наш подход к основному принципу — к принципу стабильности

Конституции Российской Федерации. Все институты, которые закреплены в

Конституции Российской Федерации, особенно касающиеся суверенитета Российской

Федерации, гарантий экономического пространства, гражданства, — эти институты

обозначают Российскую Федерацию как самостоятельное суверенное государство,

позволяют проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику.

Коллеги, кто хотел бы выступить? Прошу записаться.

Включите режим записи на выступления.

Владимир Александрович Поневежский.

ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция

«ЕДИНАЯ РОССИЯ» не поддерживает данный законопроект, в соответствии с которым

предлагается определить процедуру внесения изменений в преамбулу Конституции

Российской Федерации путём уточнения и дополнения соответствующих положений

Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к

Конституции Российской Федерации». В данном законе порядок внесения поправок

(это полномочие Федерального Собрания) лишь к главам с 3 по 8 Конституции

Российской Федерации установлен не случайно, так как главы 1, 2 и 9

устанавливают основы конституционного строя Российского государства, содержат

основные принципы государственно-общественного устройства, устанавливают

перечень прав и свобод гражданина, который является высшей ценностью,

определяют смысл и содержание законодательства и, соответственно, нуждаются в

повышенной юридической защите, поскольку их изменение повлечёт за собой

разрушение всей системы правовых норм. Принимая во внимание, что в преамбуле

Конституции Российской Федерации закреплены основные конституционные цели и

задачи, определяющие дальнейшее направление развития всех конституционных

норм, требуется особая защита положений преамбулы от редактирования.

Предложение установить порядок внесения изменений к преамбуле Конституции

Российской Федерации в Федеральном законе «О порядке принятия и вступления в

силу поправок к Конституции Российской Федерации» не согласуется с предметом

регулирования данного федерального закона и не соответствует Конституции

Российской Федерации, в которой определена возможность, как я уже говорил,

внесения конституционных поправок лишь к главам 3-8 Конституции Российской

Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» не поддерживает принятие данного законопроекта.

Сергей Владимирович Иванов.

ИВАНОВ С. В. Конституцией Российской Федерации, уважаемые коллеги,

установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на осуществление

своей власти как непосредственно, так и опосредованно, однако наша

Конституция, двадцать два года со дня принятия которой мы отметим в этом

году, к сожалению, не имеет своей реализации в части права граждан на

изменение своей собственной Конституции. Если главы 3-8 мы худо-бедно менять

можем, то изменение глав 1, 2 и 9 защищено не только особым порядком принятия

изменений к Конституции, но и нежеланием комитета принимать закон о

Конституционном Собрании, ибо именно этот институт позволяет изменить эти

главы. Ещё раз говорю, нам непонятно, почему Конституция в целом может быть

изменена тем или иным путём, а вот преамбула не может быть изменена.

Я надеюсь, в своём заключительном слове автор законопроекта Евгений

Алексеевич скажет, что же он хотел изменить в преамбуле и чем она его так не

устраивает. Если вы считаете, что мы не часть мирового сообщества, то что мы

тогда из себя представляем — мир отдельно, Россия отдельно? Депутаты фракции

ЛДПР в своё время вносили законопроект с целью изменения преамбулы

Конституции в части упоминания основного народа, который является

государствообразующим, то есть русского народа. Подобные законопроекты

вносились также парламентами субъектов Российской Федерации, но были

благополучно заморожены. Я ещё раз говорю, что мы с вами должны идти до

конца, и если у нас нет такого механизма, то мы этот механизм должны

предусмотреть. Даже с теоретической точки зрения мы должны иметь возможность

и правовой механизм изменения всех глав Конституции, в том числе и преамбулы

Конституции, и никакие разговоры о том, чему это соответствует или не

соответствует здесь, к сожалению, не проходят. Вот такое существующее

положение дел и есть несоответствие российской Конституции, которая не

ущемляет прав российских граждан на её изменение. Вы, к сожалению, своим

отказом принять эту норму как раз и ущемляете конституционные права наших

Я понимаю, что это, может быть, не самый основной вопрос, который интересует

наших граждан на данный момент, текущий, но тем не менее учитывая, что

двадцать два года прошло с того момента, как Конституция была принята, надо

всё-таки набраться мужества и принять окончательно и закон о Конституционном

Собрании, и закон о том, как мы можем изменять, в том числе и преамбулу нашей

Евгений Алексеевич Фёдоров.

ФЁДОРОВ Е. А. Да, спасибо большое.

Сергей Владимирович, мы, как авторы, действительно только даём право,

предлагаем механизм. Естественно, возникает необходимость что-то подправить,

вот вы обозначили такие вопросы, кто-то другой — ещё какие-то вопросы,

поэтому такое право должно быть.

А если вы спросите моё личное мнение, что нам не нравится, то я уже об этом

упомянул. То, что мы часть мирового сообщества, — это действительно не

географическое понятие, не случайно этого нет нигде. В конституциях других

государств везде есть ссылка на Бога, ссылка на свою нацию, но никто не

оговаривает вопрос, является ли это географической частью, находится ли в

западной части мира или в восточной. В нашей Конституции в данном случае

говорится не о географическом положении российского народа как части мирового

сообщества, а о системе отношений с мировым сообществом, и из этого контекста

(это раскрывается в статье 15) следует, что мы — младшие партнёры мирового

сообщества, то есть в этом логика подачи преамбулы Конституции. И я не

случайно сослался и на председателя Следственного комитета, и на Пленум

Верховного Суда (на который, кстати, ссылается и правительство): так

называемые общепризнанные принципы и нормы международного права, которые

вытекают из преамбулы Конституции (я не буду подробно цитировать) и

предусмотрены в части 4 статьи 15 Конституции, определяют смысл, содержание и

применение всех законов — то есть нашу с вами работу, коллеги. Деятельность

законодательной и исполнительной власти обеспечивается правосудием, то есть

сажают в тюрьму, если законы, которые мы принимаем, будут противоречить этим

принципам. А теперь вопрос: а что же это за такие великие общепризнанные

принципы? В том же постановлении Пленума Верховного Суда говорится, что

содержание указанных принципов и норм международного права может

раскрываться, в частности, в документах ООН и её специализированных

учреждений. Вы можете посмотреть в Конституционном Суде — есть, не побоюсь

этого слова, сотни документов, изданных разными специализированными

международными учреждениями, которые с точки зрения нашей Конституции

трактуются у нас как обязательные для исполнения в законодательной сфере.

Например, документы МВФ вполне укладывается в эту формулу — по сути, решения

МВФ являются для нас обязательными. И я не случайно сказал в своём докладе

про санкции и сегодняшнюю ситуацию: в сентябре прошлого года глава

российского государства на заседании Госсовета говорил о том, что нужно

снижать процентные ставки, МВФ в свою очередь заявлял, что ставки надо

поднимать, — как вы думаете, какую команду выполняет российская финансовая

система? Мы все видим. Так работает механизм Конституции. Данный механизм

сегодня закапывает нас всё глубже и глубже, и эту проблему нам придётся

решать в целях выживания в сложившейся ситуации, а не потому, что просто

назрел теоретический вопрос.

ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, прежде всего хотел бы обратить внимание на

статью 135 Конституции Российской Федерации, в которой очень предметно

урегулирован вопрос о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции

Российской Федерации и отмечено, что в соответствии с федеральным

конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Таким образом, в

случае возникновения в обществе такого рода потребности применительно к

конкретному Конституционному Собранию может появиться федеральный

Вместе с тем вновь хотелось бы остановиться на принципиальнейших положениях.

Они заключаются в том, что в настоящее время Конституция Российской Федерации

— и это, с моей точки зрения, огромная удача вообще государственного

строительства Российской Федерации — создаёт условия для поступательного

развития Российской Федерации. Можно анализировать каждую статью Конституции

Российской Федерации, и мы в результате этого анализа получим, что ни одна из

этих статей не создаёт какого-либо рода дополнительных условий зависимости.

Мне представляется, что намерением каждого из нас, присутствующих в данном

зале, и намерением каждого гражданина Российской Федерации является

построение Российской Федерации как демократического федеративного и, что

очень важно, правового государства. Таким образом, мы продолжаем

реализовывать эти принципы, в том числе в рамках своей практической работы.

Ещё раз возвращаясь и, может быть, на этом заканчивая дискуссию по поводу

статьи 15, хочу сказать: никакие нормы, указанные в части 4 статьи 15, не

имеют преимущества, собственно говоря, перед Конституцией Российской

Федерации в целом. Если позволите, я не буду анализировать отдельные моменты,

о которых мы говорили применительно к самой преамбуле Конституции Российской

Федерации, но, в частности, хотел бы обратить внимание и на то, как

многогранно в ней отражены задачи и наша история: «. сохраняя исторически

сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов

равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам

любовь и уважение к Отечеству. » — хотел бы подчеркнуть, что слово

«Отечество» употреблено здесь с большой буквы, — «. веру в добро и

справедливость. «. Таким образом, эти принципы действительно создают основы,

в рамках которых должна развиваться российская государственность, и мне

представляется, что в ближайшее время вряд ли нам стоит ставить вопрос об

изменении глав 1, 2 и 9 Конституции, а значит, и основных принципов, которые

зафиксированы в преамбуле.

Выносим на «час голосования».

24-й вопрос, проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный

закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции

Включите режим голосования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 14 сек.)

lexfeed.ru

Это интересно:

  • Субсидия на улучшение жилищных условий в краснодарском крае Субсидии на улучшение жилищных условий получат 190 жителей Тверской области Постановлением Администрации Тверской области утвержден порядок предоставления субсидий на приобретение жилья отдельным категориям ветеранов, инвалидов и семей, имеющим детей-инвалидов. Об этом […]
  • Как написать согласие на опеку Требуется ли согласие на опекунство от родственников? Опекунство – процедура, которая оформляется в органах опеки и попечительства, направленная на улучшение условий нуждающихся и защиту их интересов в различных инстанциях. Те, кто желает получить такие обязательства, […]
  • Количество правил в outlook Ограничение на размер правил в Outlook Небольшая заметка на тему ограничений на максимальный размер правил в Outlook. Правила Outlook – мощный инструмент, позволяющий организовать и автоматизировать работу пользователя в Outlook. Благодаря правилам можно настроить […]
  • Программа переселения при внж получение ВНЖ для учасников программы "Соотечественники" Вид на жительство через Государственную программу переселения соотечественников проживающих за рубежом. Одной из упрощенной схем получения Вида на жительства в России, является участие в Государственной программе […]
  • Приказ минздрава 787н от 2811 2014 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 ноября 2014 г. N 787н "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями" (утратил силу) Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 ноября 2014 г. N 787н"Об […]
  • Входит ли срочная служба в армии в трудовой стаж для пенсии Входит ли служба в армии в трудовой стаж Обновление: 20 октября 2017 г. Мужчины, которые уже отслужили в армии или еще только собираются отдать долг Родине, могут задаваться вопросом, входит ли служба в армии в трудовой стаж, не пройдут ли годы, потраченные на армию, […]
  • Нотариус ул чкалова Нотариус Усынина Н.В. Информация +7 (343) 234‒00‒00 Показать телефон Расчет по картам Наличный расчет Это ваша компания? Зарегистрируйте бесплатный бизнес-аккаунт и отвечайте на отзывы от имени компании Во вкладке Рекомендованные находятся отзывы только от опытных […]
  • Нотариус на ленина калуга Нотариусы в Калуге - адреса и график работы По состоянию на текущий момент в Калуге работают 15 нотариусов, в строго выделенных для них районах деятельности. Нотариусы ведут наследственные дела в Калуге, заверяют документы и проводят операции, связанные с процедурой […]