Подготовка будущих юристов

| | 0 Comment

Подготовка будущих юристов

В сложных социально-правовых и экономических условиях совершенствования российской государственности и общества в целом все более значительно возрастают общие требования, предъявляемые общественностью и работодателями к уровню профессиональной компетентности специалистов юридического профиля, что неизбежно ведет к необходимости разрешения неизвестных ранее проблем учебно-воспитательного процесса в вузе.

Система современного высшего образования должна в итоге обеспечить ускоренную социализацию каждого выпускника – будущего юриста, уверенное вхождение в самостоятельную трудовую жизнь каждого молодого специалиста, заложить прочную базу для построения успешной профессиональной карьеры молодого юриста.

Любая юридическая служба как сложный производственный процесс требует определенной совокупности компетенций для действенного регулирования как правовых вопросов жизнедеятельности личности, так и правовых проблем экономической и социальной жизнедеятельности общества.

Серьезную проблему представляет трудоустройство выпускников, поскольку «модные» юридические специальности привлекают большое число неподготовленных абитуриентов при параллельном увеличении юридических вузов и факультетов, часто в ущерб качеству подготовки будущего юриста. В итоге выпускается юристов много, но качество их подготовки оставляет желать лучшего. Одновременно среди выпускников ведущих вузов повышается конкуренция, к которой они оказываются не готовы.

Если обратиться к отечественному опыту трудоустройства выпускников вузов, то необходимо отметить, что вплоть до 1989 года в стране существовал статус молодого специалиста, который гарантировал так называемое обязательное государственное распределение и социальную защиту выпускника. Молодой специалист на обеспеченном ему государством рабочем месте мог спокойно продолжать совершенствовать свою профессиональную подготовку еще в течение двух-трех лет. Однако у такой системы трудоустройства был и существенный для выпускников недостаток, в первые два года работы они не могли перейти на другую вакансию (кроме перехода внутри одной организации). В настоящее время молодой специалист «не привязан» к месту своей работы, зато почти у каждого возникают серьезные проблемы не только непосредственно с трудоустройством, но также и с поиском места прохождения практики во время обучения. Как правило, молодые люди вынуждены сами искать себе организации для прохождения практики, часто такая практика оказывается формальной, качество ее не удовлетворяет потребностям студентов и требованиям вузов и будущих работодателей. Такое положение дел, в юридической сфере во многом объясняется неустойчивой связью или полным отсутствием связи региональных юридических сообществ и организаций с вузами.

Молодые юристы, которым посчастливилось найти хорошую работу, сталкиваются далее с проблемой социальной адаптации [1, с. 12–23]. Данная проблема связана, на наш взгляд, с двумя причинами.

Первая причина состоит в противоречивости отношения российского общества к профессии юриста. Как уже отмечалось выше, юридические профессии в настоящее время престижны среди молодежи. Однако уровень уважения и доверия большинства рядовых граждан нашей страны к сотрудникам юридических служб довольно низок. Недостаток вежливости, душевности, этики и других чисто человеческих качеств многих работников юридической сферы при коррумпированной и малоэффективной государственной системе юстиции вызывают у достаточно большой части населения элементарное неверие в силу закона вообще и резко негативное отношение к конкретным юристам.

Вторая причина сложной адаптации на рабочем месте связана с возникающей конкуренцией между молодыми и опытными специалистами. В этой конкуренции преимущество практически всегда – на стороне опыта. А ведь опыт полезно, наоборот, использовать как помощь младшим коллегам, как это принято на производстве, где налажена система наставничества.

Устранить перечисленные проблемы можно с помощью воспитания творческой и гуманистически ориентированной личности юриста.

Примем за основу подход С.Л. Рубинштейна, согласно которому направленность личности как динамические тенденции определяет саму человеческую деятельность в качестве ее мотивов [2]. Мотивы же определяются целями и задачами деятельности. Общая направленность личности отражает гражданскую позицию, мировоззрение, понимание своего места в жизни, идеалы, стремления и потребности [3]. На общей направленности базируется направленность профессиональная. Профессиональная направленность личности выражает структуру профессиональных мотивов и интересов в сложной системе личного профессионального самоопределения [4].

Определим гуманистическую направленность личности юриста через качественные характеристики профессиональной направленности. Гуманистическая направленность личности юриста – это система динамических тенденций [5]. К ним можно отнести активную гуманистическую жизненную позицию юриста, гуманистические идеалы, гуманистическое мировоззрение, мотивы и интересы общественного значения, общественно направленные жизненные цели юриста. В эту же систему входит общественно значимая перспектива – создание комплекса условий для счастливого всестороннего развития каждого человека через защиту интересов отдельной личности и общества от любого рода нарушений законных прав и морали [6].

Формирование гуманистической направленности личности юриста требует разработки специальных педагогических подходов и технологий. В этом направлении выявлены серьезные проблемы, в том числе:

– преобладание в учебном процессе репродуктивных методов и функционального подхода обуславливает прагматические и утилитарные тенденции подготовки будущего юриста;

– нехватка или даже полное отсутствие психолого-педагогической подготовки у преподавателей-предметников;

– отсутствие условий индивидуализации процесса подготовки будущего юриста и развития творческих способностей студентов-юристов.

Разрешение перечисленных проблем связано с пересмотром педагогических подходов к подготовке будущего юриста и соответствующих педагогических технологий. От обучающей и управляющей деятельности преподавателя акцент переносится на активную познавательную деятельность обучающегося, увеличение доли проблемных методов обучения.

С целью формирования гуманистической направленности личности юриста целесообразно реализовать следующие организационно-методические мероприятия: модульное построение учебных планов с индивидуальным выбором элективных курсов; рейтинговый подход к оценке знаний и компетенций; предоставление возможности для углубленной самостоятельной специализации; информатизация учебного процесса и внедрение интенсивных систем обучения; организация обучения по индивидуальным учебным планам и программам. Перечисленные выше и некоторые другие мероприятия проводятся в рамках внедрения современных педагогических технологий [7], включающих в себя также и воспитательный аспект развития личностных качеств. Кроме того, они основываются на современных традициях в области проектирования систем [8; 9].

По результатам проведенного нами анализа современных исследований можно заключить, что для осуществления гуманистической направленности личности юриста педагогическая технология подготовки будущего юриста должна удовлетворять определенным требованиям:

– соответствовать классическим и вновь выявленным в конкретной ситуации закономерностям учебного процесса;

– обеспечивать мотивацию к учению и реализацию принципов активного обучения;

– поощрять внедрение педагогических инноваций;

– способствовать актуализации цели, планированию и диагностике деятельности преподавателя и обучающегося;

– не отказываясь от зарекомендовавших себя коллективных форм обучения, направить обучение каждого студента по индивидуальной траектории, оптимальной конкретно для него программе с учетом его личных предпочтений, мотивации и способностей;

– побуждать студента к рефлексии, самообразованию, самоконтролю.

При проектировании педагогической технологии подготовки будущего юриста необходимо соблюдать следующие общенаучные, общепедагогические и специальные принципы:

– принципы целостности и системности педагогической технологии;

– принцип открытости педагогической системы;

– принцип модифицируемости и воспроизводимости педагогической технологии любым преподавателем в конкретно заданной педагогической среде;

– принцип достижимости результата педагогической технологии, а также конкретно поставленных целей обучения;

– принципы обратной связи и нелинейности элементов и подсистем педагогической системы;

– принцип многофакторности и приоритетности внешних и внутренних факторов, непосредственно влияющих на процессы саморегуляции и самоорганизации педагогической системы;

– принцип адаптируемости педагогической технологии к личности каждого студента;

– принцип достаточности и потенциальной избыточности учебно-научной информации;

– принцип оптимальности условий формирования обобщенных знаний при одновременном формировании способности к получению новых знаний, самообразованию.

Инновационные педагогические системные разработки весьма перспективны и способствуют комплексной интенсификации и информатизации обучения, а также самоорганизации личности обучающегося [10]. Интенсивные системы обучения, будучи открытыми для инноваций и доработок, предполагают возможность выбора студентом адаптированной образовательной траектории в русле общей педагогической технологии, с соответствующей разработкой индивидуальной программы и учебного плана.

Оптимальной интенсификации подготовки будущего юриста способствует увеличение плотности потока учебно-научной информации посредством максимального профилирования общих и общеюридических дисциплин.

На основании вышесказанного сформулируем главные особенности реализации передовых педагогических технологий в подготовке будущего юриста.

Первая и наиболее важная специфическая особенность для последующей юридической деятельности. Превращение студента из пассивного объекта внешнего педагогического воздействия в активный субъект самостоятельной учебно-познавательной деятельности во взаимодействии с преподавателем и другими обучающимися. Для этого преподавателем создаются такие учебные проблемные ситуации, в которых студент вынужден искать решение поставленных как преподавателем, так и другими участниками учебного процесса (сам студент и его коллеги-одногруппники) проблем самостоятельно. Такой подход стимулирует и приучает студентов к самостоятельному приобретению знаний. Студент привыкает не только усваивать презентованную педагогами готовую информацию и алгоритмы действий, но также совершать маленькие личные открытия в процессе самостоятельного поиска необходимой информации и способов действия. В ходе реализации педагогической технологии подготовки будущего юриста учащийся полностью осваивает познавательный цикл в единстве теоретического и эмпирического.

Перейдем ко второй особенности. Несмотря на необходимость запоминания больших объемов нормативно-правовой информации, педагогические технологии подготовки будущего юриста должны быть направлены на формирование у обучающихся механизмов логического мышления, а не тривиальную эксплуатацию памяти. Сформированная в процессе обучения привычка логического осмысления информации позволяет обучающемуся в своей дальнейшей профессиональной деятельности интенсивно саморазвиваться и легко ориентироваться в быстро меняющейся обстановке.

Особенность третья: процесс обучения строится на синтезе индуктивного и дедуктивного способов познания, движение мысли от частного к общему запланированно чередуется с движением от общего к частному при приоритете последнего.

Внедрение в учебный процесс перечисленных и других инноваций невозможно силами отдельно взятого педагога или даже группы энтузиастов. Для эффективной модернизации подготовки будущего юриста в процессе обучения в вузе необходимо построить всю вертикаль образовательной реформы, начиная от нормативных актов и системы государственного контроля. Указом Президента РФ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в России» (2009 г.) было предусмотрено повышение контроля над деятельностью вузов, готовящих юридические кадры. Там же предлагается повысить качество подготовки будущего юриста путем практической ориентации учебного процесса и повышения ответственности молодого специалиста. Последнее достигается через самостоятельную деятельность обучающегося в процессе решения конкретных практических проблемно-проективных задач.

Обобщая результаты проведенного нами анализа современных исследований, можно утверждать, что в настоящее время на рынке востребованы юристы нового типа, способные действовать четко, быстро и эффективно, а главное – самостоятельно принимать решения в проблемном профессионально-правовом поле.

Основными показателями конкурентоспособности и профессиональной зрелости специалиста становятся сегодня умение, желание и готовность не просто осуществлять профессиональную деятельность в стандартных направлениях и объемах, но и реализовывать инновационное решение новых профессиональных задач нашего времени, для которых характерны: неопределенность в начальных условиях и в постановке самой задачи; избыточность или дефицит информации и ресурсов; противоречия, требующие разрешения; неоднозначность, вариативность допускаемых решений; наличие риска при реализации результатов.

Способность молодого юриста быстро находить эффективное решение возникающих в юридической практике задач становится главным критерием компетентности и профессионализма.

Рецензенты:

Ярычев Н.У., д.п.н., к.фил.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории социальной работы, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный;

Мусханова И.В., д.п.н., профессор кафедры теории и истории социальной работы ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.

www.fundamental-research.ru

О проблемах профессиональной подготовки будущих юристов в высшей школе

Дата публикации: 30.06.2014 2014-06-30

Статья просмотрена: 769 раз

Библиографическое описание:

Шнягин А. В. О проблемах профессиональной подготовки будущих юристов в высшей школе // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 452-454. — URL https://moluch.ru/archive/69/11872/ (дата обращения: 21.07.2018).

В статье раскрываются проблемы качества профессиональной подготовки студентов в вузе. Выделяется в качестве условия продуктивной деятельности будущих юристов комплексный личностный ресурс (компетентность, профессиональная готовность, правовая культура, профессиональное самосознание) и предлагаются средства его формирования.

Ключевые слова: качество профессионального образования, личностно-ориентированный подход, компетенция, компетентность, правовая культура, профессиональное самосознание, будущие юристы.

В связи с интеграцией России в Европейское сообщество и активизацией научных исследований в этом направлении в последнее время в сфере высшего образования для повышения качества профессиональной подготовки у студентов начинает широко распространяться идея личностно-ориентированного подхода, суть которого состоит в том, что образование рассматривается не как способ передачи знаний, умений и навыков, а как способ развития личности, субъекта свободной творческой деятельности, что предполагает отношение человека к собственному развитию как к ценности, а процесс формирования человека как субъекта творческой деятельности составляет главную линию его развития. Данная идея нашла свое развитие при реализации деятельного подхода (В. С. Лазарев), в котором качество профессионального образования оценивается как мера соответствия результатов развития личности обучающихся в конце какого-либо возрастного периода возможностям, объективно содержащимся в культуре данного временного периода. Таким образом, интегральный критерий качества профессионального образования будет определяться как синтез трех критериев: профессионального, инновационного, саморазвивающегося.

Качество образования на современном этапе выступает главным конкурентным преимуществом учебных заведений. Это комплекс характеристик профессионального сознания, определяющих способность специалиста успешно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями экономики на современном этапе развития. Таким образом, качество образования дополнительно включает востребованность выпускников, оценку их работодателями, что обусловлено качеством обучения. Качество обучения представляет собой совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающих возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности студента. Качество обучения зависит от уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, учебно-методического процесса, состояния материально-технической базы, интеллектуального потенциала студентов.

Анализ нормативных документов, а также исследований в области качества образования показывают многообразие научных подходов, различную глубину проработок его критериальных показателей. Одну из основных проблем разработчики современной государственной политики России в области образования связывают с необходимостью соответствия требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Оценка качества системы управления образованием производится на основе представлений об эталоне качества профессиональной подготовки специалиста и компетентностного подхода, который связан с расширением образовательного пространства за пределы формального в параллельные структуры системы непрерывного образования в рамках реализации Болонских соглашений и необходимостью подготовки специалистов для деятельности в проблемных ситуациях [1].

Конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности адаптироваться к изменяющимся условиям. В ситуации динамичного социально-экономического развития страны одним из ответов системы образования на запрос работодателей является идея компетентностно-ориентированного образования (Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин, Б. С. Есенькин). В наиболее общем понимании «компетентность» (от латинского слова «competo» — подходить, соответствовать, добиваться) означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в определенных областях деятельности и при решении типовых задач; обладание необходимыми активными знаниями; способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией.

Понятие «компетенция» впервые применяется в США в 60-е годы в контексте деятельностного образования, целью которого была подготовка специалистов, способных успешно конкурировать на рынке труда, что вначале сводилось к простым практическим навыкам, которые формировались в результате «автоматизации знаний» в традициях бихевиоризма. Данный подход подвергался справедливой критике, которая заключалась в том, что компетенции в виде практических знаний недостаточны для развития индивидуальности обучающихся. Было предложено различать два понятия: компетентность и компетенции. Компетентность стала рассматриваться как личностная категория, а компетенции превратились в единицы учебной программы. Мы исходим из того, что отсутствует единство в понимании сути компетенции: под компетенцией понимается способность к реализации знаний, умений, навыков в конкретной ситуации, что позволяет судить о квалификации специалиста, включенного в деятельность; качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности; интегрированная характеристика качества подготовки выпускника, категория результата образования; новый тип целеполагания.

В условиях экономической неопределенности перед высшей школой ставится задача подготовки специалистов, владеющих тем набором качеств и свойств, которым придается особое значение при подготовке специалистов в странах Европейского сообщества [2]. В зарубежной педагогике они получили название «ключевые компетенции». В работах Н. А. Алексеева, С. Я. Батышева Э. Ф. Зеера, Ю. Г. Татур в ранг ключевых компетенции входит коммуникативность, а ее формирование рассматривается как одна из тенденций фундаментализации профессионального образования.

К. Прахалад и Г. Хэмел [4] вводят также термин «стержневые компетенции» для характеристики потенциальных возможностей специалиста. В современном мире они включают «грамотный» уровень владения специальностью, компьютерную грамотность, владение способами решения проблем, гибкое и инновационное мышление, склонность и способность к непрерывному образованию, знание иностранных языков. Таким образом, компетентность можно представить как комплекс компетенций, то есть наблюдаемых проявлений успешной продуктивной деятельности, как комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций [3].

Компетентностный подход к подбору и подготовке специалистов широко распространен в странах Западной Европы, о чем свидетельствуют требования построения учебных планов и программ общего образования на основе «ключевых компетенций»: инструментальных, межличностных, системных. Специальные компетенции отражают особенности различных предметных областей для бакалавров, магистров. Таким образом, идея компетентности появляется тогда, когда к результатам специального образования предъявляются социокультурные и общественные требования.

В отечественной педагогике понятие «компетентность» в качестве термина для описания конечного результата обучения начинает использоваться только в последней четверти прошлого века (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. А. Петровская и др.). В стратегии модернизации содержания среднего образования утверждается, что понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Весьма показательно также, что понятие «компетентность» включено в Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, где система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности названы «современными ключевыми компетенциями».

Профессиональная готовность — субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять. Таким образом, подтверждается необходимость развития специальных способностей юристов интеграцией общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации с блоком социальных и естественнонаучных дисциплин. Объектом деятельности юриста являются межличностные, общественные и международные отношения, поэтому актуализируются задачи педагогического и психологического знания в профессиональной подготовке студентов как будущих юристов. Юрист не только решает профессиональные задачи, но и несет в общество правовую культуру. Его профессиональное самосознание проявляется передачей правовой культуры, а профессиональная умелость — средствами взаимодействия юриста с клиентами, прежде всего, средствами коммуникации. Системообразующим фактором формирования правовой культуры выступает правовая деятельность, реализуемая способами общения.

Проведенные педагогические исследования в области поведения студентов показывают, что не все студенты умеют четко и логично излагать свои мысли, грамотно оформлять речь, формулировать смысловые фразы, адекватно воспринимать и анализировать чужие высказывания [5]. В числе профессиональных барьеров наиболее распространенным является принятие решения с ориентиром на имеющийся в памяти образец действия без учета условий и причин возникновения этой ситуации. Эффективным педагогическим средством устранения сложившегося стереотипа в поведении является деловая игра, воссоздающая предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности юриста, моделирующая систему отношений, характерных для этой деятельности. В деловой игре выполняется квазипрофессиональная деятельность, сочетающая в себе учебный и профессиональный элементы, таким образом знания и умения усваиваются в контексте профессии, налагаясь на канву профессионального труда (А. А. Вербицкий). В процессе выполнения квазипрофессиональной деятельности соотносятся цели собственной деятельности с целями и действиями других, проектируется способ разрешения ситуации, оцениваются последствия, что стимулирует развитие рефлексивных способностей.

Анализ научной литературы показывает, что характер обучения студентов не в полной мере соответствует их социальным ожиданиям, отчасти препятствует включению выпускника в процесс творческой самореализации в профессиональной сфере. Возникает необходимость моделирования учебно-воспитательного процесса в вузе таким образом, чтобы характер учебных задач способствовал формированию готовности к быстрой адаптации в условиях рынка труда. Так, участие российских юристов в международных процессах предполагает определенный стиль поведения, обусловленный правилами и механизмами реализации законодательства. Поэтому студенты должны приобрести представление об организации и проведении таких заседаний в ходе выполнения проектов, требующих разрешения проблемы. Потребность в разрешении проблемы побуждает к активности, вызывая интерес к теме, стимулируя волевые усилия. В ходе создания и реализации проекта происходит активная рефлексия, формируется правовая культура, развивается правовое сознание.

В ходе изучения педагогической и психологической литературы мы пришли к выводу о том, что учебный процесс в вузе должен подчиняться принципу профессионально значимой доминанты, предполагающему определение ценностного стержня в виде меры готовности к решению профессиональных задач, чему способствуют средства обучения, под которыми в педагогической науке понимается совокупность специального содержания, форм, методов и приемов, обеспечивающих выработку профессиональных компетенций. Все это находит выражение в учебниках, учебных пособиях, методических разработках и технических средствах, образующих материальную основу организации учебного процесса. Таким образом, актуализируется задача разработки комплекта средств для преподавателя и студентов, представленного учебными материалами, отвечающими определенным целям, дидактико-методическим требованиям, социальному статусу юриста, сфера деятельности которого значительно расширяется.

1. Байденко, В. И. Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы / В. И. Байденко, Н. А. Гришанова, В. Ф. Пугач // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 5. — С. 16–21.

2. Зеер Э. Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования / Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 2000. — 258 с.

3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 3. — С. 34–42.

4. Стратегическая гибкость. Менеджмент в условиях нестабильности (теория менеджмента) / Г. Хэмел и др. — М.: Питер-Трейд, 2005. — 384 с.

5. Храмцов, Е. Б. Психолого-педагогические проблемы подготовки студентов — будущих юристов / Е. Б. Храмцов // Вестник СамГУ. — 2010. — № 75. — С. 197–201.

moluch.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

студент, кафедра Общей и профессиональной педагогики ОГУ,

В современных условиях общественного развития во всех отраслях нашей жизни требуются квалифицированные специалисты. Их основными характеристиками являются мобильность, компетентность и способность к самообразованию. Постоянная смена приоритетов и социальных ценностей в обществе, большая конкуренция на рынке труда определяют не только необходимые совершенствования образовательного процесса, но и предъявляют новые требования к современным педагогам при подготовке будущих специалистов нового типа в области юриспруденции, способных эффективно действовать в условиях информационно насыщенной среды.

Исходя из того, что общество нуждается в профессиональных юристах, способных положительно влиять на развитие и формирование правовой культуры общества, подготовка востребованных на современном рынке труда специалистов-практиков, в частности, будущих специалистов юридического профиля, является одной из главных задач учреждений среднего профессионального образования.

Настоящий юрист должен быть профессионалом в правоприменительной деятельности и правоохранительной сфере, уметь анализировать производственные ситуации, принимая решения и делая соответствующие выводы, обладать стрессоустойчивостью и оперативным мышлением, руководствоваться справедливостью, верховенством права и гуманными ценностями в своей деятельности. Учитывая данные характеристики, которыми должен обладать юрист с профессиональной точки зрения, необходимо правильное построение процесса его обучения в колледже, способствующего овладению профессиональными умениями, навыками и практическим опытом.

В связи с этим, важно, чтобы каждый педагог осознавал необходимость поиска новых педагогических технологий, которые смогли бы заинтересовать и мотивировать учащихся на изучение дисциплины.

Как отмечает Т.А. Султанова, «любая деятельность побуждается и регулируется внутренней мотивационной позицией» [8, С. 6]. То есть, активность, идущая изнутри, отвечает за стремление обучающихся к открытию нового, эффективному освоению окружающего мира, реализации собственного «Я», развитию человеческой личности, которые выражаются в самореализации и самоактуализации. В связи с чем, необходимо развивать эту внутреннюю активность в рамках колледжа, чтобы будущие специалисты осознавали ценности образования и проявляли интерес к учебной деятельности.

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остаётся одной из актуальных задач педагогики. На современном этапе развития профессионального образования появляется необходимость изменения форм, методов и содержания преподавания в средних профессиональных учреждениях. Требуется введение инноваций в образовательной деятельности. Прежде всего, это связано с тем, что в настоящее время большую роль в формировании профессиональной успешности личности играет уровень его творческого развития. А использование в образовании новых технологий, подходов, приёмов позволяет повышать творческий потенциал учащихся и влиять на качество подготовки будущих специалистов, тем самым формируя у студентов способности к самообразованию. Введение интерактивного обучения в образовательный процесс является одним из современных подходов в области новых технологий к обучению.

Изучением технологии интерактивного обучения занимались Аронова Г.А., Гербекова Л.Х., Гущин Ю.В., Елисеева М.Г., Иванченко М.А., Козлова В.Н., Лобанова Е.Ю., Султанова Т.А., Швецова В.А., Яковлева А.А. и др.

Понятие «интерактивный» в переводе с английского «interaction» означает взаимодействовать, вести диалог, беседу с кем-то. То есть, интерактивное обучение – это организация познавательной деятельности, которая осуществляется в форме совместной деятельности студентов [7, С. 107]. Все участники обмениваются информацией, взаимодействуют друг с другом, решают проблемы совместно.

Технология интерактивного обучения сможет направить студента на предстоящее содержание профессиональной деятельности. Благодаря реализации активных методов обучения, применяемых в русле технологии интерактивного обучения, возможно эффективное формирование не только знаний, умений и навыков по предметам, но и профессионально значимых компетенций [11, С. 2].

С точки зрения Ю.В. Гущина интерактивная технология обучения предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), где и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса, в связи с этим, интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу [3, С. 2]. В данном случае педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создающего условия для проявления инициативы учащихся.

Как говорит В.А. Швецова, эффективность подготовки студента колледжа к качественному выполнению в будущем своих профессиональных обязанностей в большой степени зависит и от особенностей его отношения к выбранной профессии, осознания самого себя как профессионала, осознания своей роли и места в коллективной деятельности [10, С. 194]. Обучение в парах или группах развивает навыки работы в коллективе, способствует формированию профессионального самосознания.

В процессе диалогического общения развиваются мышление и речь студентов, коммуникативные способности, умение принимать участие в коллективном обсуждении рассматриваемых проблем. При таких условиях студенты получают удовольствие от процесса обучения, поскольку могут выражать свои мысли, приводить аргументы, познавая и используя специальные коммуникативные техники.

В интерактивной форме могут проводиться как практические занятия, так и лекции.

Среди лекций могут быть выделены: проблемная лекция, лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация), лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция «пресс-конференция», лекция-диалог [5, С. 375]. Рассмотрим некоторые из них.

В основе проблемной лекции лежит построение и изучение модели профессиональных и социальных ситуаций. В начале и в процессе изложения лекционного материала педагог создает проблемные ситуации, вовлекая будущих специалистов в их анализ. Моделирование позволяет студентам увидеть важные аспекты процесса их будущей профессиональной деятельности. Новыми знаниями будут выступать выводы, к которым студенты должны придти самостоятельно, разрешив противоречия, содержащиеся в проблемных ситуациях. Такая лекция активизирует интерес студентов к научной работе и творческое отношение к учебному материалу [1].

Лекция-провокация направлена на развитие навыка оперативного анализа информации, её ориентирования и оценки. После объявления темы лекции педагог сообщает, что в ней будет сделано некоторое количество ошибок различного типа: содержательные, методические, поведенческие и т. д. В конце лекции, обучающиеся должны назвать ошибки. Во время решения любых профессиональных задач юристу необходимо уметь правильно оценить ситуацию, найти верное решение. Подобное учебное занятие даёт возможность не только активизировать мыслительную деятельность будущих специалистов, но и проконтролировать их, так как позволяет педагогу оценить качество освоения предшествующего материала, а студентам — проверить себя и продемонстрировать свое знание дисциплины, умение ориентироваться в содержании.

Ю.В. Гущин выделяет также результативные интерактивные технологии обучения, способствующие личностному саморазвитию будущего юриста на практических занятиях: кейс-технологии, дискуссии, интерактивные игры, «мозговые штурмы», тренинги, информационные технологии, портфолио, и др. [3, С. 4].

Уникальной осо­бенностью практических занятий при подготовке юристов выступает ре­шение юридических инцидентов.

К кейс-технологиям относятся: ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс-стади); метод кейсов; метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод ситуационно-ролевых игр.

Для метода анализа ситуации («case stadu») характерно принятие решений по предложенным право­вым ситуациям. Задачей студентов в этом случае является демонстрация хода (логики) решения, аргументация его и самостоятельные выводы. Использование данного метода развивает у студентов не только практические навыки по решению ситуаций, которые возникают в профессиональной деятельности юристов, но и навыки самоанализа, аналитические, коммуникативные, творческие навыки.

Метод кейсов рассматривается с одной стороны, как игра, с другой, как возможность применить полученные знания на практике, так как ситуации, анализируемые в рамках данного метода, берутся из реальной жизни, судебной практики или собственной практической деятельности обучаемого или педагога. Студентами анализ ситуаций воспринимается положительно [6, С.109].

Игровые методы пользуются повышенным спросом среди вариантов проведения семинарских занятий будущих юристов, так как имеют ряд преимуществ. Данные формы обучения для студентов юридических специальностей позволяют отрабатывать навыки поведения специалистов, которые могут столкнуться с какой-либо проблемой, юридическими конфликтами и жизненными ситуациями.

Основные характеристики деловой игры, отличающие ее от других интерактивных обучающих технологий:

— моделирование процесса деятельности руководителей и специалистов по выработке профессиональных решений;

— наличие общей цели у всей группы;

— распределение ролей между участниками игры;

— различие ролевых целей при выработке решений;

— взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

— групповая выработка решений участниками игры;

— реализация цепочки решений в игровом процессе;

— наличие управляемого эмоционального напряжения.

Деловая игра является наиболее распространенной и одной из сложных форм игрового обучения, в процессе которой имитируется коллективная профессиональная деятельность. Деловые учебные игры формируют познавательную мотивацию, развивают теоретическое и практическое мышление студентов в профессиональной сфере, позволяют накапливать социальный и профес­сиональный опыт [4, С. 47].

Учебная игра повышает интерес к правовым знаниям, способствует воспитанию и развитию лично­сти студента через участие в игровой ситуации, развивает правосознание и готовность при­менить полученные знания и умения в практической деятельности. Предпочтение отдается ролевым имитационным и правовым дидактическим играм, например «Суд присяжных», «На приеме у адвоката», «Выборы местной власти» и др.

У Е.Ю. Лобановой выделены достоинства применения технологий интерактивного обучения при подготовке будущих юристов [7, С. 107]:

1. Технологий интерактивного обучения способствуют повышению мотивации и вовлеченности участников в решение обсуждаемых проблем.

2. Развивают способность нестандартного мышления у обучающегося, формируют умение сотрудничать и выслушивать точку зрения оппонента.

3. Обеспечивают раскрытие новых возможностей обучающихся.

4. Позволяют контролировать усвоение знаний и умение применять их в различных ситуациях.

5. Результат для конкретного обучающегося (опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением; развитие личностной рефлексии; освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний; развитие толерантности).

В процессе образования осуществляется совокупность управленческой, педагогической и учебной деятельности. Результативность и эффективность инноваций зависит от степени усилий педагогов, учащихся и родителей [9, С.4].

Таким образом, интерактивное обучение основано на диалогическом взаимодействии, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами, способствует развитию мышления и речи будущих юристов, умению принимать участие в коллективном обсуждении рассматриваемых проблем.

Педагог, используя данную технологию, вы­ступает в качестве опытного организатора процесса обучения, а студенты взаимодействуют друг с другом, обмениваясь информацией, решая проблемы совместно, анализируют собственное поведение и оце­нивают действие коллег. Студенты погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, которая способствует выработке навыков и качеств будущего юриста.

Интерактивные методы обучения мотивируют к учебно-профессиональной деятельности и повышают собственную активность обучающихся. Они позволяют перейти от пассивного усвоения знаний студентами к их активному применению в смоделированных или реальных ситуациях профессиональной деятельности, что повышает качество подготовки будущих выпускников.

sibac.info

Это интересно:

  • Питание по 333 приказу Приказ Минздрава СССР от 10 марта 1986 г. N 333 "Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах (отделениях) и детских больницах (отделениях)" Приказ Минздрава СССР от 10 марта 1986 г. N 333"Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах […]
  • Заморозить осаго Как заморозить ОСАГО ЛДПР возмущена принятым решением о росте тарифов на ОСАГО и предлагает Госдуме заморозить старые тарифы до 2017 года. С апреля базовые тарифы ОСАГО повысятся на 40%, а страховые компании имеют право увеличить тарифы еще на 20%, постановил Банк […]
  • Возросли полномочия Хоть права не расти. Регионам готовят правила временного изъятия полномочий Полномочия регионов можно будет передать на федеральный уровень, если это необходимо для безопасности, реализации международных обязательств или позволит сократить расходы бюджета. Такие поправки […]
  • Налог на землю новые изменения Налог на землю в 2018 году — обзор изменений кадастровой стоимости В прошлом году в Российской Федерации был подписан закон, который коренным образом поменял порядок расчета налога на землю. Теперь, с 2018 года, налог на такое имущество, как земельные участки и прочая […]
  • Транспортный налог архангельск ставки Транспортный налог архангельск ставки Изменения ОСАГО. Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания. Подробнее Плата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту […]
  • Отработка 2 недели при увольнении 2018 год Срок отработки при увольнении по собственному желанию Трудовое законодательство не позволяет просто взять и уйти с работы. О своем желании расторгнуть трудовой договор работник должен предупредить руководство заранее. Для чего нужно такое предупреждение и сколько […]
  • Закон о нравственном воспитании Нравственное и патриотическое воспитание может стать элементом образовательного процесса Разработаны меры по обеспечению патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи. Соответствующий законопроект 1 внесен в Госдуму членом Совета Федерации Сергеем […]
  • Корректирующая декларация по налогу на прибыль Уточненная декларация по налогу на прибыль Регион: Российская Федерация Налог на прибыль уплачивается предприятием с суммы, являющейся разницей между его доходами и понесёнными расходами, он аналогичен налогу, который взимается государством с физических лиц (НДФЛ). […]