Место выявления преступления определение

| | 0 Comment

Место производства предварительного расследования

Статья 152. Место производства предварительного расследования

4. Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.

6. По мотивированному постановлению руководителя вышестоящего следственного органа уголовное дело может быть передано для производства предварительного расследования в вышестоящий следственный орган с письменным уведомлением прокурора о принятом решении.

Комментарий к статье 152

1. Комментируемая статья регламентирует вопросы определения подследственности уголовных дел по территориальному признаку. Изложенные в статье нормы подлежат применению в совокупности с положениями ст. 151 УПК.

2. Преступление считается совершенным там, где оно окончено, независимо от места наступления общественно опасных последствий. При невозможности точно определить место совершения преступления предварительное следствие (до момента окончательного выявления данного места) производится в месте обнаружения преступления или наступления последствий его совершения.

3. Под местом деятельности следователя подразумевается территория (район, город, межрайонное территориальное образование и др.), в пределах которой ему обычно поручается производство предварительного следствия.

4. При необходимости произвести следственные или розыскные действия в другом месте следователь направляет соответствующему следователю или органу дознания письменное поручение, обычно именуемое «отдельным поручением». В поручении следователь кратко излагает обстоятельства дела и формулирует задание по производству следственных или розыскных действий. При необходимости поручения сопровождаются приложениями (например, согласованные с прокурором постановления следователя о возбуждении перед судом ходатайств о производстве следственных действий и постановления судьи о разрешении их проведения; копии процессуальных документов, различных справок по уголовному делу).

5. Если невозможно выполнить поручение в течение 10 суток, следователь или орган дознания, его исполняющий, обязан заблаговременно известить следователя о причинах задержки и согласовать с ним дальнейшие действия по выполнению поручения.

6. Безотлагательность выполнения следственных действий по делу, не подследственному данному следователю, определяется необходимостью срочного выявления и процессуального закрепления следов преступления, которые могут быть безвозвратно утрачены до принятия дела к своему производству другим следователем после передачи ему дела по подследственности. Определение круга неотложных следственных действий, подлежащих обязательному выполнению до передачи дела прокурору для направления по подследственности, зависит от конкретных обстоятельств уголовного дела.

7. В случае возникновения разногласий между различными органами предварительного следствия вопрос о подследственности дела решается прокурором по месту, где следствие начато. Следователь вправе обжаловать принятое прокурором решение об определении подследственности вышестоящему прокурору.

crimlib.info

Статья 152. Место производства предварительного расследования

СТ 152 УПК РФ

1. Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий следователю или органу дознания, дознаватель вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий дознавателю или органу дознания. Поручения должны быть исполнены в срок не позднее 10 суток.

2. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

3. Если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

4.1. Если преступление совершено вне пределов Российской Федерации, уголовное дело расследуется по основаниям, предусмотренным статьей 12 Уголовного кодекса Российской Федерации, или в соответствии со статьей 459 настоящего Кодекса по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в Российской Федерации, либо по месту нахождения большинства свидетелей, либо по месту жительства или месту пребывания обвиняемого в Российской Федерации, если потерпевший проживает или пребывает вне пределов Российской Федерации.

5. Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего следователь передает уголовное дело руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору для направления по подследственности.

Комментарий к Статье 152 Уголовно-процессуального кодекса

1. Место производства предварительного расследования определяется территориальным признаком подследственности. С его помощью происходит распределение уголовных дел между различными органами расследования в пределах одного ведомства.

2. В соответствии с правилами территориальной подследственности предварительное расследование производится органом расследования по месту совершения преступления, т.е. тем органом, в районе деятельности которого совершено преступление.

3. В уголовно-процессуальном законодательстве не раскрывается понятие «место совершения преступления». Учитывая положения ч. 2 ст. 9 УК РФ о том, что «временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействие) независимо от времени наступления последствий», можно сделать вывод, что то место, где были окончены указанные действия (бездействия), и будет являться местом совершения преступления. Если последствия преступления наступили в другом месте, это обстоятельство по общему правилу не влияет на определение органа, который обязан вести производство по делу.

4. Территория, которую обслуживает тот или иной орган расследования, определяется спецификой их компетенции. Например, следственные органы Следственного комитета РФ по району обслуживают территорию, как правило, в границах административного района. То же относится и к органам внутренних дел. Следственные органы СК РФ по субъекту РФ соответственно действуют в пределах территории, например области, края, и вправе вести расследование уголовного дела о преступлении, совершенном в границах субъекта РФ, независимо от района совершения преступления. К подследственности следователей управления Следственного комитета РФ по субъекту РФ отнесены наиболее сложные, обладающие повышенной общественной опасностью дела, расследование которых требует высокой квалификации, значительного опыта следователей в расследовании уголовных дел.

Следователи Следственного комитета РФ и соответствующих следственных органов федеральных органов исполнительной власти, имеющих следственные подразделения, расследуют преступления вне зависимости от места их совершения.

5. Преступные действия могут выполняться в разных местах, например в разных районах, поэтому ч. 2 ст. 152 УПК содержит указание о том, что расследовать данное дело будет орган, в районе деятельности которого совершены последние из преступных действий.

6. При совершении преступлений в разных местах руководитель следственного органа определяет орган, который будет вести производство по делу. Такое решение должен принимать вышестоящий руководитель следственного органа (например, руководитель следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ, если преступления совершены в разных районах в пределах одной области). Кроме того, руководитель следственного органа может поручить расследование преступления тому органу, на территории действия которого совершено наиболее тяжкое из преступлений. Вышестоящий руководитель следственного органа вправе передать дело в вышестоящий следственный орган, при этом уведомив прокурора о принятом решении.

7. Если место совершения преступления неизвестно, уголовное дело возбуждает руководитель следственного органа (следователь) того района, города, на территории (либо объекте) которого обнаружены достаточные данные, указывающие на признаки преступления.

8. Подследственность уголовного дела может определяться и исходя из целесообразности. Так, в соответствии с п. 4 ст. 152 УПК расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей для обеспечения полноты, объективности расследования и соблюдения процессуальных сроков.

9. Нередко на момент возбуждения уголовного дела невозможно правильно определить подследственность уголовного дела. После уточнения данного вопроса в ходе расследования передача дела производится дознавателем через прокурора, а следователем — через руководителя следственного органа тому субъекту, которому оно подследственно. При этом орган расследования, возбудивший уголовное дело, которое фактически ему не было подследственно, обязан в соответствии с ч. 5 ст. 152 Уголовно-процессуального кодекса РФ перед передачей дела выполнить по нему неотложные следственные действия.

10. В случаях обнаружения признаков преступления, место совершения которого неизвестно, а также при отдаленности или отсутствии специализированных органов расследования (военных следственных органов, например) в месте совершения преступления производство неотложных следственных действий надлежит организовывать тому субъекту, который получил сообщение о преступлении. Впоследствии уголовное дело подлежит передаче по подследственности в соответствии с общими правилами.

11. При необходимости выполнить следственные и разыскные действия не по месту производства расследования, т.е. в другом районе, следователь правомочен поступать двояко — или лично выполнять необходимые следственные действия, прибыв в соответствующую местность, или поручить выполнение этих действий следователю или органу дознания по месту выполнения следственных и разыскных действий. В последнем случае он направляет полномочному органу поручение о производстве отдельных следственных действий (называемое практическими работниками «отдельное поручение»). В отдельном поручении излагаются установленные обстоятельства дела в той степени подробности, которая необходима для качественного исполнения поручения органом, которому оно направляется. В описательной части поручения также необходимо указать, какие обстоятельства подлежат выяснению. В резолютивной части указывается, что конкретно необходимо установить, какие действия для этого следует выполнить, в какой последовательности и к какому сроку, какое содержание каждого из них (например, по каким вопросам допросить свидетеля). В отдельном поручении указываются приложения, т.е. материалы уголовного дела, направляемые в оригинале или в копиях для обеспечения исполнения поручения. В частности, к отдельному поручению должны быть приложены постановления и другие акты, если требуемое действие без них выполнить невозможно. Для выполнения ряда действий необходимо, например, постановление суда. Поэтому следователь перед направлением отдельного поручения обязан их получить и приложить к отдельному поручению соответствующие документы (постановления и т.п.). Отдельное поручение подлежит исполнению в срок до 10 суток с момента его поступления в соответствующий орган . Продлению данный срок не подлежит. Направление подобных поручений в другое государство регулируется положениями ст. ст. 453, 454 УПК РФ, а также международными правовыми нормами.
———————————
В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 53-ФЗ изменена редакция ч. 1 ст. 152 УПК РФ. В частности, не только следователь, но и дознаватель вправе направить поручение о производстве следственных и разыскных действий дознавателю или органу дознания // РГ. 2013. 10 апр.

По поводу обеспечения своевременного исполнения поручений следователя о производстве следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий на других территориях см.: п. 1.14 Приказа Председателя Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации» // http://www.sledcom.ru (дата обращения: 11.06.2015).

12. Нормами ст. 152 УПК РФ регулируется подследственность уголовных дел о преступлениях, совершенных вне пределов Российской Федерации. В связи с этим базовыми являются положения ст. 12 УК РФ, предусматривающие особенности уголовной ответственности за деяния, совершенные за пределами Российской Федерации. Так, по Уголовному кодексу РФ подлежат ответственности:

— граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых УК РФ, при отсутствии решения суда иностранного государства за данное преступление;

— военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

— иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Подследственность уголовных дел в названных случаях исходя из правил территориальной подследственности определяется следующим образом: если преступление совершено вне пределов Российской Федерации, производство по уголовному делу о таком преступлении в соответствии с ч. 4.1 ст. 152 УПК РФ осуществляет соответствующий орган расследования по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в Российской Федерации, либо по месту нахождения большинства свидетелей, либо по месту жительства или месту пребывания обвиняемого в Российской Федерации, если потерпевший проживает или пребывает вне пределов Российской Федерации.

upkod.ru

ПЕРЕДАЧА СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ КАК СПОСОБ УКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

В статье рассмотрены проблемы укрытия преступлений от регистрации, а также невозможности принятия своевременных мер по раскрытию преступления и соблюдению срока разумного судопроизводства при передаче сообщения о преступлении по территориальной подследственности. Приводится опыт решения проблемы на практике.

В последнее время складывается тенденция роста числа поступивших сообщений о преступлениях при снижении числа зарегистрированных преступлений и возбужденных уголовных дел.

На сегодняшний день незаконный отказ в возбуждении уголовного дела продолжает оставаться самой распространенной формой укрытия преступления от учета. Однако следует отметить, что по итогам 2014 г. в России при указанной тенденции количество решений об отказе в возбуждении уголовного дела, принятых органами МВД России, сократилось.

При этом, согласно статистическим данным отчета формы 4-Е, органы дознания и предварительного расследования МВД России в 2014 г. рассмотрели 11762886 сообщений о преступлениях, 3368875 (28,6%) из которых передано по подследственности (подсудности) или территориальности (на 161677 больше, чем в 2013 г.).

С учетом развития телекоммуникационных технологий все большее распространение приобретает корыстная преступность, связанная с использованием сети Интернет, средств связи, электронных платежей, в том числе так называемое телефонное мошенничество. В то же время органы внутренних дел противодействовать этому виду преступности на должном уровне не в состоянии, в том числе по объективным причинам, связанным с использованием виновными лицами абонентских номеров, оформленных на “подставных” лиц. В результате в абсолютном большинстве случаев такие преступления остаются нераскрытыми. В таких условиях часто выбирается один из путей искусственного завышения положительных показателей работы – укрытие преступления от учета. При этом наиболее часто используемый способ укрытия – незаконный отказ в возбуждении уголовного дела – эффективен лишь до изучения материала доследственной проверки с таким решением надзирающим прокурором. Применительно же к указанной категории преступлений “эффективно” используется в настоящее время другой способ – направление сообщения о преступлении по территориальной подследственности, прежде всего – в другие субъекты Федерации.

Ранее указанная проблема была характерна для учета преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, оружия, а также использования подложных официальных документов. Так, при выявлении в условиях очевидности фактов хранения наркотиков, оружия либо использования подложных документов, как правило, такие преступления содержат сведения о незаконном сбыте указанных предметов, т.е. о другом преступлении, которое должно дополнительно ставиться на учет. Указанные преступления также зачастую являются сложными для раскрытия, поскольку обвиняемые не желают сотрудничать с органами расследования. В связи с этим органы дознания и предварительного следствия нередко с целью постановки на учет изначально бесперспективного для раскрытия преступления от обвиняемого получали показания о приобретении запрещенного к обороту предмета в другом регионе и необоснованно направляли сообщение о соответствующем преступлении в иной субъект России. Указанный способ укрытия в результате мер прокурорского реагирования и позиции Генеральной прокуратуры РФ в настоящее время встречается в единичных случаях.

В целях исключения такой практики прокуратурой Тюменской области и УМВД России по Тюменской области в 2010 г. разработаны и эффективно применяются совместный приказ и инструкция к нему, регламентирующие порядок разрешения сообщений о преступлениях, по которым возник спор о территориальной подследственности.

Основными задачами этого приказа было исключение фактов необоснованного перенаправления поступивших в подразделения органов внутренних дел Тюменской области сообщений о преступлениях, принятие мер к обеспечению полноты собираемого материала и возвращению его через прокуратуру области в случае его необоснованного направления в Тюменскую область, возбуждение уголовного дела (при наличии признаков преступления), проведение неотложных следственных действий и только после этого перенаправление уголовного дела в соответствии с территориальной подследственностью. Согласно приказу все материалы, подлежащие возврату либо перенаправлению в другой субъект (спорные материалы), должны направляться только через аппарат прокуратуры области в прокуратуру соответствующего субъекта России.

Принятие приказа стало эффективным средством для выявления укрытых преступлений, а также позволило анализировать состояние законности при принятии таких решений.

Только в 2014 г. в УМВД России по Тюменской области необоснованно из других субъектов поступило 108 материалов проверок по сообщениям о преступлениях, в которых были достаточные данные для возбуждения уголовного дела и по которым срок проверки с момента первичной регистрации составлял от 1 месяца до 2 лет, необоснованные решения о передаче по территориальной подследственности принимались по ним от 2 до 8 раз. В 15 случаях прокуратуры субъектов сообщили в наш адрес о принятии мер прокурорского реагирования по фактам незаконных передач сообщений о преступлениях по территориальности.

Так, в настоящее время органы дознания и предварительного расследования по сообщениям о мошенничествах по телефону и в сети Интернет используют различные основания для направления материала проверки по территориальности: местонахождение звонившего (отсылающего сообщение, т.е. лица, вводившего в заблуждение потерпевшего с целью хищения), отнесение используемого им номера к базе оператора, обслуживающего регион, регистрация абонента по месту жительства, нахождение потерпевшего в момент обмана либо в момент зачисления (перевода) денежных средств и другие.

В Тюменской области прокуратурой области направлено совместное с УМВД по области информационное письмо с целью придания единообразия правоприменительной практике передачи сообщений о таких преступлениях.

В опубликованных в журнале “Законность” статьях (2014, N 5; 2014, N 9; 2015, N 1) была дискуссия относительно определения места совершения таких мошенничеств и, соответственно, места их расследования. Однако, по нашему мнению, указанная дискуссия только “на руку” органам внутренних дел, поскольку неоднозначная позиция позволяет трактовать место преступления (а значит, и возбуждения уголовного дела) в свою пользу в зависимости от обстоятельств совершения преступления. На наш взгляд, невозможно сделать категоричный вывод о месте совершения таких преступлений по причине многочисленности вариантов обстоятельств совершения преступлений этой категории. Например, позиция С. Фроста и А. Федосова, согласно которой возбуждение уголовного дела и расследование должно производиться по месту нахождения потерпевшего, не учитывает возможность совершения действий потерпевшим по перечислению денежных средств посредством мобильной связи при передвижении либо возможность получения денежных средств лишь в конкретном почтовом отделении. Остается в связи с этим открытым и вопрос о месте расследования мошенничества в сфере компьютерной информации.

Между тем отсутствие законодательно закрепленной обязанности у дознавателя, следователя уведомлять прокурора о принятии решения о передаче сообщения по подследственности (подсудности) с направлением копии соответствующего процессуального решения негативно влияет на осуществление прокурорского надзора. Проверка законности решений о передаче сообщений о преступлении по территориальной подследственности осуществляется, когда материалы по сообщению, в которых зачастую есть достаточные данные для возбуждения уголовного дела, уже направлены в другое территориальное подразделение. К сожалению, в связи с этим возможности оперативно и своевременно реагировать на устранение таких нарушений у прокурора нет, в результате материалы “ходят” из одного отдела полиции в другой. Проводимые же сверки с другими субъектами позволяют выявлять нарушения лишь спустя длительное время в ущерб требованиям о разумном сроке уголовного судопроизводства и в целом состоянию законности.

Но даже при обоснованном направлении сообщения о преступлении по территориальной подследственности срок принятия решения о возбуждении уголовного дела и проведения неотложных следственных действий оттягивается, что негативно отражается на праве потерпевших на доступ к правосудию и своевременности раскрытия преступления.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, требуется скорейшее пресечение практики направления сообщений по территориальной подследственности. Решение указанной проблемы видится в следующем.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК передача сообщения о преступлении возможна лишь по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК. Законодатель, на наш взгляд, определяя требования относительно срока рассмотрения сообщения о преступлении и решений по результатам проверки, не предусматривал возможность принятия решения о передаче по территориальной подследственности, поскольку ст. 152 УПК определяет место производства предварительного расследования, которое возможно только после возбуждения уголовного дела.

Запрет на передачу сообщения по территориальной подследственности позволит исключить нарушения требований уголовно-процессуального законодательства и манипулирование нормами материального и процессуального права органами внутренних дел с целью создания видимости хороших показателей работы.

Прокуратурой Тюменской области совместно с УМВД по области дознаватели и следователи ориентированы в рамках названного совместного приказа на возбуждение уголовного дела по сообщениям о преступлениях, первично зарегистрированных в отделах полиции нашего региона, и передачу уголовного дела по территориальной подследственности в случае достоверного определения места совершения преступления на основании достаточных доказательств. Указанная позиция также обоснована п. 7 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учете преступлений, утвержденного Приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России “О едином учете преступлений” от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399, согласно которому, если не представляется возможным определить место совершения преступления, оно подлежит учету по месту его выявления, т.е. первоначальной регистрации в книге учета сообщений о преступлениях.

Таким образом, единственно возможным, на наш взгляд, эффективным способом избежать укрытия преступлений путем направления сообщений о преступлениях по территориальной подследственности является исключение возможности принятия таких процессуальных решений на стадии доследственной проверки.

Ключевые слова: прокурорский надзор, укрытые преступления, выявление, нарушения закона.

zakoniros.ru

Определение территориальной подследственности при рассмотрении сообщения о преступлениях, совершенных с использованием средств сотовой связи

Яджин Николай Васильевич, кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник, профессор кафедры организации расследования преступлений и судебных экспертиз ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюмень yadzhinnw@mail.ru

Егоров Владимир Александрович, начальник следственного отдела МО МВД России «Варгашинский» УМВД России по Курганской области, г. Курган Questtime@mail.ru

Определение территориальной подследственности при рассмотрении сообщения о преступлениях совершенных с использованием средств сотовой связи

Аннотация. В статье рассматривается виды преступлений совершенных с использованием средств сотовой связи и специфика определения территориальной подследственности на стадии возбуждения уголовного дела. Различные подходы территориальных органов системы МВД и надзирающих городских и районных прокуроров к месту начала и окончания преступления, влечет принятие необоснованных решений о направлении материалов предварительной проверки о преступлениях в другие территориальные органы, а также преждевременному возбуждению уголовных дел для производства предварительного расследования. Предлагаются пути решения в зависимости от способа совершения преступления и сложившейся следственной ситуации, возникающей в ходе проверки сообщения о преступлении и предварительного расследования.Ключевые слова: преступление совершенное с использованием средств сотовой связи, территориальная подследственность, место окончания преступления, место производства предварительного расследования.

Проблемы борьбы с преступлениями совершенными с использованием средств сотовой связи возникли в виду недостаточной практики расследования и установления лица совершившего преступление, несовершенства правовой регламентации деятельности по оказанию услуг связи и банковских услуг, отсутствием методического обеспечения. Сотрудники органов внутренних дел, зачастую используя обыденный практический опыт, не могут принять верное решение по результатам проверки, направляя материалы в различныерегионы Российской Федерации.Как отмечает, В.Н. Кривощеков на современном этапе одной из актуальных является проблема мошенничества, совершенного с использованием информационных технологий.Неоднозначна правоприменительная практика как по вопросам квалификации данного вида преступлений, так и в отношении организационных и процессуальных аспектов.В частности, при определении подследственности так называемого «телефонного» мошенничества (разновидности мошенничества, совершенного с использованием информационных технологий и мошенничество с использованием средств мобильной связи), органы предварительного расследования зачастую принимают решения о передаче уголовного дела по территориальной подследственности, порой даже в другой субъект Российской Федерации, мотивируя свое решение правилами, предусмотренными ст. 152 УПК РФ. При этом обоснованность такого решения вызывает как с уголовноправовой так и с уголовнопроцессуальной позиции [1]. Кроме того, ненадлежащий уровень профилактической работы, как правоохранительных органов, так и учреждений оказывающих услуги в сфере телекоммуникационных технологий, породили доверчивость потерпевших, при потенциальной угрозе совершения в отношении последних преступления. Специфическим к преступлениям указанного вида относится способ совершения, использование дистанционного общения преступника с потенциальной жертвой, либо изъятие нематериальных денежных средств находящихся на счетах с использованием дистанционного управления посредствам связи.В ряде территориальных органоввнутренних дел в результате проверки проведенной Генеральной прокуратурой Российской Федерации выявлены многочисленные факты незаконного направления сообщений о мошенничествах в органы внутренних дел других субъектов Российской Федерации. Решения о возбуждении уголовных дел принимались спустя значительное время после их возвращения из других регионов[2]. Возможность бесконтрольного направления материалов предварительной проверки по заявлению потерпевшего о совершенном преступлении с использованием средств сотовой связи, породило безнаказанность преступников, возможность совершать преступления значительный период времени, оставаясь вне поля контроля правоохранительных органов, нарушая право потерпевшего на доступ к правосудию[3 ].Совершая мошенничество вне территории проживания, преступник, использует несовершенство систем связи, отсутствие информационных криминалистических учетов, и недостаточные возможности правоохранительных органов своевременно осуществлять оперативнорозыскную деятельность по совершенным преступлениям. Возбуждение уголовного дела вне территории субъекта проживания преступника, обеспечивает отсутствие надлежащего оперативнорозыскного сопровождения, в ходе предварительного расследования и пресечения совершения дальнейших преступлений. Это обусловлено техническими особенностями построения систем связи, а так же взаимодействия учреждений и организаций при исполнении своих функций.Для построения следственных версий и получения криминалистической информации необходимо понять, что относится к средствам связи, при этом законодатель под ними понимает технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями[4 ].К средствам связи по способу передачи информации необходимо отнести: 1) проводная связь –кабель, оптоволокно; 2) беспроводная связь –конвенциональная радиосвязь реализуется радиостанциями, не объединенными в единую систему управления; 3) транкинговая связь –основанная на развитии конвенциональной связи, направленная на поддержание работы группы абонентов на одной частоте. 4) пейджинговая связь –система индивидуального радиовызова; 5) сотовая связь, а также спутниковая связь. При этом информация передается при помощи программных средств с использованием взаимодействия различных систем, которые осуществляют преобразование информации протекающей в системе в различные свойства связи, так например использование мобильного телефона, персонального компьютера, для выхода в «Интернет», для осуществления голосовой связи, передачи данных, электронных сигналов и т.д. Таки образом, к средствам связи в современный период относятся телефоны, компьютеры и иное оборудование, осуществляющее целенаправленное кодирование и декодирование сигналов передаваемых в различных сетях для передачи и обработки информации, используемой непосредственно и опосредованно в жизнедеятельности человека.Криминалистический интерес представляет именно эта информация, которая может быть получена из компаний оказывающих услуги связи (интернет провайдеры, компании оказывающие услуги сотовой и иной связи и т.д.), а так же опосредованные услуги, оказываемые в информационной среде, посредствам аренды возможности доступа и управления собственными информационными системами, либо части информационного пространства (учреждения, не относящиеся к провайдерам, пользователи сетей). Взаимодействуя между собой средства связи оставляют информационные следы, записываемые в виде электрических сигналов на цифровые носители информации находящиеся на серверах компаний оказывающих услуги связи, формируемые операционной системой в виде файлов определенного формата. Так, например, при осуществлении телефонных соединений в компании предоставляющей услуги связи сохраняется информация о месте нахождения абонента, список контактов, период соединения, доступные средства для оказания услуг связи и т.д. Кроме того, при выходе в глобальную сеть у провайдера сохраняется информация о IP–адресе, MAC–адресе рабочей станции, точке доступа и т.д. При осуществлении безналичных операций по управлению денежными средствами, находящимися на счетах организаций оказывающих банковской услуги формируется и сохраняется информация, о всех операциях произведенных в системе, а также сведения о позиционировании пользователя. Во всех случаях для доступа к вышеуказанным ресурсам и услугам необходима идентификация пользователя в момент заключения договора оказания услуг, либо для входа в систему, при дистанционном управлении. Сотрудники правоохранительных органов, не вдаваясь в подробности способа совершения преступления с использованием средств сотовой связи, зачастую принимают решение о передаче материала по территориальной подследственности, мотивируя его на основании ст. 152 УПК РФ. Для уяснения места начала и окончания преступления необходимо выделить несколько основных способов совершения преступлений с использованием средств связи, исходная информация о которых позволит определить дальнейшие действия по установлению лица и места производства предварительного следствия. Наиболее часто встречающиеся корыстные преступления совершаемые посредствам связи это хищения и мошенничества.Мошенничество в зависимости от обстоятельств совершения квалифицируются по различным частям ст. 159 УК РФ, обычно преступник сообщает потерпевшему ложную информацию по телефону с использованием федерального телефонного номера, либо в ходе текстовой переписки, посредством направления СМС –сообщения, в результате чего потерпевший, действуя по указанию преступника:

а) осуществляет операцию с использованием банкомата и банковской карты перечисляет безналичные денежные средства на банковскую карту преступника;

б) осуществляет операцию с использованием банкомата и банковской карты перечисляет безналичные денежные средства на счета федеральных телефонных номеров находящихся в пользовании преступника;

в) потерпевший сообщает информацию о реквизитах банковской карты, по которым преступник осуществляет операцию через «Интернет», для подтверждения которой на телефон потерпевшего, подключенный к услуге «мобильный банк», приходит СМС –сообщение, с кодом для подтверждения операции, сообщаемый потерпевшим мошеннику;

г) путем использования банкомата, или мобильного телефона потерпевший подключает услугу «мобильный банк», на федеральный телефонный номер преступника, последний по своему усмотрению распоряжается денежными средствами потерпевшего;

д) путем использования банкомата, терминала оплаты перечисляет наличные денежные средства любым вышеуказанным способом, либо передает денежные средства курьеру.

К хищениям, квалифицируемым по различным частям ст. 158 УК РФ, исходя из специфики рассматриваемого вида преступлений, необходимо отнести:

а) хищение с использованием средств связи в отсутствие потерпевшего, с помощью мобильного телефонас федеральным телефонным номером, на который подключена услуга «мобильный банк», либо путем использования СИМ –карты приобретенной в салоне связи, на федеральном телефонном номере которой не отключена услуга «мобильный банк» предыдущим владельцем;

в) хищение различными способами с использованием дистанционного доступа и возможности управления счетами и банковскими услугами.При определении момента и места окончания рассматриваемых разновидностей мошенничества и хищений существует несколько противоположных точек зрения, относительно специфики совершенного преступления:1) момент и место зачисления денежных средств, где находился потерпевший;2) момент и место, где находился преступник в момент обмана при совершении преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ, хищения при совершении преступления, предусмотренного ст. 158 УК РФ;3)момент и место распоряжения похищенными безналичными денежными средствами, их обналичивание, дальнейший безналичный перевод.Относительно к способу совершения преступления местом нахождения преступника является базовая станция оператора связи, имеющая свой фактический адрес и зону охвата в пределах определенного территориальноадминистративного образования, либо точка доступа, выделяемая провайдером для подключения к сети оказания услуг связи. В первом случае позиционирование и идентификация абонента осуществляется по ИМЕЙ –коду сотового телефона, во втором IP–адресом с привязкой к MAC–адресу сетевого устройства. При использовании банкомата фактический адрес его расположения.Моментом окончания является временной промежуток, период обмена сведениями между запросом и выполнением операции по перечислению денежных средств.При использовании мобильной связи абонент не привязан к конкретной базовой станции, телефонный звонок (СМС –сообщение) могут быть осуществлены фактически из любого места, даже в процессе движения. Поэтому совершение звонка из определенной местности может иметь ориентирующие характер исходя из всей совокупности собранных доказательств, для установления, места окончания преступления.По общему правилу определение территориальной подследственности уголовного дела проводится по месту окончания преступления.В ходе предварительной проверки сообщения о преступлении необходимо установить, как совершено преступление, и какие предметы, оставляющие криминалистически значимые следы, использовались при совершении преступления: 1)ИМЕЙ –код сотовых телефонов; 2)Федеральные телефонные номера; 3)банковские карты; 4)точки доступа в стационарную сеть интернет провайдера.После чего получить сведения о месте расположения базовой станции, с которой работал федеральный абонентский телефонный номер преступника, сотовый телефон, место расположения точки доступа, куда перечислены денежные средства, место обналичивания денежных средств.В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 г. № 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате», с момента, зачисления денег на банковский счет лица оно получает реальную возможность распоряжаться поступившими денежными средствами по своему усмотрению. В результате преступных действий, при мошенничестве, потерпевший с использованием банкомата самостоятельно переводит безналичные денежные средства на лицевой (банковский, мобильный, расчетный) счет преступника, счет не имеет фактического адреса, юридический адрес имеет учреждение обслуживающее счет (юридический адрес платежной системы, юридический адрес оператора сотовой связи, юридический адрес банка) на который преступником переведены денежные средства, однако последний может быть открыт в любом месте, на территории любой страны, и не может быть ориентирующим основанием для направления материала по месту окончания преступления.Распоряжение денежными средствами списание, обналичивание, перевод,со счета осуществляется на основании распоряжения клиента, в том числе посредством мобильного телефона, терминала, банкомата, сети «Интернет» и т.д., дистанционного доступа к банковским, расчетным счетам.Безналичные денежные средства, будучи записью на счете, отражающей обязательственные отношения между кредитной организацией и ее клиентом –владельцем счета, не имеют материального выражения в том смысле, как это определено Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 № 29 (ред. от 23.12.2010) «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое», где указано, что рассматриваемые преступления считаются оконченными, если имущество изъято и виновный имеет реальную возможность им пользоваться или распоряжаться по своему усмотрению (например, обратить похищенное имущество в свою пользу или в пользу других лиц, распорядиться им с корыстной целью иным образом), однако имеет взаимодополняющее значение. Исходя из вышеуказанныхположений и сложившейся правоприменительной практики, по нашему мнению преступление следует считать оконченным с момента зачисления средств на счет лица, которое путем обмана изъяло денежные средства со счета их владельца, используя последнего. Момент окончания преступления (юридический факт совершения преступления, влекущий уголовноправовые последствия) и место окончания преступления (место производства предварительного следствия) могут значительно расходиться во времени. Снятие денежных средств с использованием банкомата, преобразует запись на счете клиента в материальный эквивалент, либо дальнейшее распоряжение, безналично, после похищения у потерпевшего дает возможность установить место окончания преступления.В материале проверки в отличие от достоверно установленного места жительства потерпевшего и места распоряжения денежными средствами потерпевшим, необходимо установить, систему сведений позволяющую определить место нахождения преступника для направления материала проверки и возбуждения уголовного дела, к таковым можно отнести, например сведения о длительной работе федерального телефонного номера с которого совершено преступление, сотового телефона, место регистрации предполагаемого преступника, место снятия денежных средств, место распоряжения денежными средствами безналично. При отсутствии возможности установить вышеуказанные обстоятельства в порядке ст. ст. 144145 УПК РФ, уголовное дело подлежит возбуждению по месту его выявления.

e-koncept.ru

Это интересно:

  • Принцип один монарх один закон одна религия Как принцип "один монарх, один закон, одна религия" влиял на положение. в абсолютистском государстве? Ответ написать в виде эссе. Задание по Истории. Данный принцип был взят за основу французским королем Людовиком 14, который поставил перед собой цель - добиться […]
  • Как платить налог на прибыль за 3 квартал 2018 Ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль с доплатой по итогам квартала Актуально на: 22 января 2018 г. Организации, не имеющие права на уплату только квартальных авансов по налогу на прибыль и не перешедшие добровольно на ежемесячную уплату авансовых платежей по […]
  • Как считать ставку налога Расчет и ставка налога на имущество для юридических и физических лиц Имущественный налог является региональным прогрессивным налогом. Поэтому при определении его размера важно учитывать все связанные с этим нюансы, которые должны находить свое отражение в […]
  • Учим с детьми правила дорожного движения Правила дорожного движения для детей — учиться никогда не рано! Есть вещи, которым учиться никогда не поздно, а вот правила дорожного движения изучать никогда не рано. Конечно в доступной для ребенка форме, и начиная с самых простых и необходимых правил. Используйте […]
  • Требования по практике в суде Требования по практике в суде 1.1. Настоящее Положение регулирует вопросы организации и прохождения практики студентами образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, устанавливает основные права и обязанности студентов, […]
  • Федеральный закон 137-фз от 25102001 Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" С изменениями и […]
  • Новый закон о паспортах Законопроект о выдаче российских паспортов по «праву почвы» расколол Госдуму на два лагеря Взволнованная девушка на ступенях московского педагогического — это Рита. Отличница-аспирантка , которая мечтала бы жить в России. Но подыскивает страну, которая, возможно, станет […]
  • Приказ 553н Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 N 553н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВИДОВ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ" "Российская газета", N 207, 15.09.2010 ПРИКАЗ Минздравсоцразвития […]