Налоговые льготы по земельному налогу определяются

| | 0 Comment

  • Налоги и налоговая система
  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • Земельный налог

    Земельный налог определяется главой 31 Налогового кодекса РФ и местными нормативными правовыми актами, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

    Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности налогоплательщика, а только от объективных обстоятельств, к которым относятся: плодородность, расположение земельного участка и т. п.

    Плательщиками земельного налога являются как физические, так и юридические лица, которые обладают земельными участками, являющимися объектами обложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (рис. 14). На основании пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ эти права возникают с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом. Документы о государственной регистрации прав являются основанием для взимания земельного налога.

    Рис. 14 Плательщики земельного налога

    Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Арендаторы уплачивают за землю, переданную им в аренду, арендную плату.

    Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

    Не признаются объектом налогообложения:

    1. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с Земельным кодексом РФ к землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

    • государственными природными заповедниками и национальными парками;
    • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
    • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
    • объектами организаций федеральной службы безопасности;
    • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
    • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
    • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
    • объектами учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний;
    • воинскими и гражданскими захоронениями;
    • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
    • 2. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

      3. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

      4. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда.

      5. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

      Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

      Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном кадастре недвижимости. Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений и документов об объектах кадастрового учета, а также сведений об административно- территориальном и кадастровом делении. Объектами кадастрового учета являются земельные участки; здания и сооружения, объекты, не завершенные строительством; помещения; территориальные и функциональные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий. Сведения о каждом объекте недвижимости содержатся в виде записи в кадастровой книге. Кадастровая книга содержит записи о кадастровой стоимости объекта кадастрового учета, сведения об оценщиках, проводивших работы по государственной кадастровой оценке, и указывается дата проведения этих работ. В кадастре также содержатся сведения о местоположении границ земельного участка, категории земель, площади, вида разрешенного использования, о находящихся на таком земельном участке объектах недвижимости.

      Объекту кадастрового учета присваивается уникальный кадастровый номер, выдается кадастровый паспорт, представляющий собой выписку из государственного кадастра недвижимости. В нем фиксируются совершаемые с данным объектом сделки.

      Кадастровая стоимость определяется методом массовой оценки на определенную дату на базе рыночной стоимости. Определяют кадастровую стоимость оценщики, организации, выбранные органами власти субъектов РФ путем проведения процедуры размещения заказа.

      Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в области ведения государственного кадастра недвижимости, а также регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

      До 1 января 2011 года государственный кадастр недвижимости подлежит созданию и введению на территории не менее двадцати семи субъектов Российской Федерации, а полностью этот процесс планируется завершить к 1 января 2012 года.

      Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база считается по каждому муниципальному образованию как доля кадастровой стоимости всего

      земельного участка, пропорциональная вышеуказанной доле земельного участка.

      В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально их доле в общей долевой собственности. Если земельный участок находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется в равных долях для каждого собственника.

      Налоговая ставка определяется в процентах к кадастровой стоимости участка.

      Ставки земельного налога

      Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать

      www.grandars.ru

      Земельный налог для организаций

      Платите налоги в несколько кликов!

      Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

      Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют в рамках:

      • налоговые ставки;
      • порядок и сроки уплаты налога;
      • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
      • Какие организации платят земельный налог?

        Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

        Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданных по договору аренды.

        Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

        Объект налогообложения по земельному налогу

        Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Также не признаются объектом налогообложения:

      • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
      • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
      • земельные участки из состава земель лесного фонда;
      • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
      • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
      • Налоговая база по земельному налогу

        Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

        Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

      • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления технической ошибки, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы начиная с периода, в котором была допущена ошибка;
      • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась по решению суда или комиссии по рассмотрению споров: в этом случае измененная кадастровая стоимость действует начиная с периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Но не раньше даты внесения в кадастр первоначальной (оспоренной) кадастровой стоимости.
      • Если земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется доле кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональной доле части участка.

        Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

        Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

        Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

        Если недвижимость покупают несколько лиц, налоговая база для каждого определяется пропорционально доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

        Налоговый и отчетный период по земельному налогу

        Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетный период.

        Налоговая ставка по земельному налогу

        Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

        Ставки не могут превышать:

        — 0,3 %

      • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых для сельскохозяйственного производства;
      • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
      • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
      • для участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
      • — 1,5 % для прочих земельных участков.

        По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

        Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

        Налоговые льготы по земельному налогу

        От налогообложения освобождаются:

      • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
      • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
      • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
      • общероссийские общественные организации инвалидов;
      • «сколковцы».
      • Полный список сморите здесь.

        Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

        Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы. Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится с коэффициентом:

      • коэффициент = 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
      • если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
      • если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих 4 лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент = 4.
      • Налогоплательщики-организации, для которых установлены квартальные отчетные периоды, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

        Квартальный авансовый платеж = ¼ * налоговая ставка * кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

        Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

        По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

        Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

        Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

        Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

      • если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
      • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.
      • Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять подтверждающие документы в ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если налогоплательщик в налоговом периоде получил или потерял право на льготу по земельному налогу, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть срок отсутствия этой льготы. Месяц возникновения и прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

        Когда сдавать декларацию по земельному налогу

        Налогоплательщики-организации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сдают налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Крупнейшие налогоплательщики, сдают декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

        Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

        Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые установлены нормативными актами муниципальных образований. Срок уплаты налога не может быть раньше срока сдачи декларации по земельному налогу — сейчас это 1 февраля.

        Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

        www.b-kontur.ru

        Налоговые льготы по земельному налогу

        Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1 ст. 387 НК РФ).

        Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (п. 1 ст. 388 НК РФ).

        Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды (п. 2 ст. 388 НК РФ).

        Налоговая база (сумма, с которой исчисляется налог) определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

        Льготы по земельному налогу можно условно разделить на три вида (абз. 2 п. 2 ст. 387, п. 5 ст. 391, п. 7 ст. 395 НК РФ):

        1. Освобождение от уплаты земельного налога отдельных категорий граждан.

        Полностью освобождены от уплаты земельного налога физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, принадлежащих им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и находящихся на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. (п. 7 ст. 395 НК РФ).

        2. Уменьшение на 10 тыс. рублей налоговой базы для отдельных категорий граждан.

        Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 тыс. рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении у следующих категорий налогоплательщиков (п. 5 ст. 391 НК РФ):

        2) инвалидов I и II группы;

        3) инвалидов с детства;

        4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

        5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральными законами «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

        6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

        7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

        3. Льготы, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

        Так, к примеру, Положением о земельном налоге на территории города Благовещенска, утвержденным Решение Думы города Благовещенска от 29.09.2005 № 4/32, предусмотрено предоставление налоговой льготы в размере 100 процентов от суммы налога в отношении одного земельного участка из каждого вида разрешенного использования земель, не используемых (не предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности или иной приносящей доход деятельности для:

        1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

        2) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

        3) пенсионеров, имеющих трудовую пенсию по старости;

        4) инвалидов по заболеванию, имеющих I, II и III группы инвалидности;

        5) инвалидов с детства (лица категории «ребенок-инвалид»);

        6) нетрудоспособных членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий;

        7) многодетных семей.

        Кроме того, полностью освобождаются от уплаты налога налогоплательщики, осуществляющие строительство судов, при условии направления высвободившихся от налогообложения средств на пополнение оборотного капитала организации и представления отчета об их целевом использовании.

        Для получения льготы граждане представляют заявление и документы, подтверждающие право на льготу, в налоговый орган по своему выбору (п. 10 ст. 396 НК РФ).

        Для уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму 10 тыс. рублей необходимо подать документы, подтверждающие право на такое уменьшение, в налоговый орган по выбору налогоплательщика (п. 6 ст. 391 НК РФ). К примеру, инвалид представляет справку государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающую наличие у него определенной группы инвалидности (Приложение № 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031н).

        www.prokamur.ru

        ТЕМА 6.3. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

        Плата за землю взимается на всей территории РФ. Цель ее введения – стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях различного качества, обеспечение развития инфрастуктуры в населенных пунктах путем формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий. Формами платы за землю являются: земельный налог и арендная плата.

        Земельный налог является местным налогом, устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ. Порядок исчисления и уплаты регламентирован гл. 31 НК РФ.

        При установлении налога, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

        После изучения материалов данной темы студенты смогут:

      • оценить роль земельного налога в формировании доходов местных бюджетов;
      • назвать состав налогоплательщиков и объект обложения земельного налога;
      • определить налоговую базу по земельному налогу;
      • изложить права представительных органов муниципальных образований при установлении земельного налога;
      • применять налоговые льготы по земельному налогу;
      • объяснить порядок расчета и уплаты земельного налога.
      • Оглавление

        6.3.1. Налогоплательщики и объект налогообложения
        земельного налога

        Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками:

      • на праве собственности;
      • на праве постоянного (бессрочного) пользования;
      • на праве пожизненного наследуемого владения.
      • Не признаются плательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них:

      • на праве безвозмездного срочного пользования;
      • переданных им по договору аренды.
      • Объектом налогообложения выступают земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

        Не признаются объектом налогообложения земельные участки:

        1. изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
        2. ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ:
          • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
          • предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
          • в пределах лесного фонда;
          • занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

        6.3.2. Порядок определения налоговой базы

        Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

        Для целей налогообложения кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года налогового периода. Кадастровая стоимость участка учитывает качество земли, зависящее от многих факторов, в том числе природных, и дает возможность осуществлять более справедливое изъятие земельного налога с учетом рентной составляющей.

        Налоговая база определяется отдельно в следующих случаях (см. табл. 6.4):

      • при нахождении земельных участков в общей долевой собственности;
      • если налогоплательщиками признаются разные лица;
      • если установлены различные налоговые ставки.
      • Организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (для физических лиц).

        Для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

        Порядок определения налоговой базы по земельному налогу

        Порядок определения налоговой базы

        Земельный участок находится в общей долевой собственности

        Определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности

        Земельный участок находится в общей совместной собственности

        Определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях

        Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования

        Определяется пропорционально доле приобретателя (покупателя) в праве собственности на данный земельный участок

        Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц

        Определяется пропорционально доле приобретателя (покупателя) в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость

        6.3.3. Дифференциация ставок земельного налога

        Налоговые ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать ставок, установленных гл. 31 НК РФ:

        1) 0,3 % в отношении земельных участков:

      • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
      • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
      • предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

      2) 1,5 % в отношении прочих земельных участков.

      Налоговый кодекс допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

      6.3.4. Льготы по земельному налогу

      Льготы по земельному налогу, установленные на федеральном уровне, можно разделить на две группы.

      I. Установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

      Так, согласно ст. 391 НК РФ налоговая база уменьшается на сумму в размере 10 000 руб. у следующих категорий налогоплательщиков:

    • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
    • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности (установленную до 1 января 2004 г.);
    • инвалидов с детства;
    • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий и др.
    • Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится на основании документов, подтверждающих такое право, представляемых в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

      II. Освобождение от уплаты налога отдельных категорий налогоплательщиков.

      Так, согласно ст. 395 НК РФ, от уплаты налога освобождаются:

    • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
    • религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
    • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
    • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
    • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
    • организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
    • физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
    • Следует учесть, что при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

      6.3.5. Порядок исчисления и сроки уплаты в бюджет

      Сумма земельного налога определяется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

      Для целей определения земельного налога органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года налогового периода обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о кадастровой стоимости земельных участках.

      Налоговым периодом признается календарный год.

      Для организаций и индивидуальных предпринимателей НК РФ установлены отчетные периоды по налогу – I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. При этом для физических лиц представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей.

      Следует отметить, что при установлении земельного налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

      Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога и авансовых платежей самостоятельно. Для физических лиц налог исчисляют налоговые органы и выписывают налоговое уведомление.

      Если отчетный период определен как квартал, то сумма авансовых платежей по налогу определяется как одна четвертая суммы налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода.

      В случае уплаты в течение года авансовых платежей сумма, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной за год, и суммами авансовых платежей.

      В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок исчисление суммы налога в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, который учитывает число полных месяцев нахождения земельного участка во владении.

      В отношении земельного участка, перешедшего по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.

      Земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Однако сроки уплаты налога в бюджет не могут быть установлены ранее срока представления налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам.

      По окончании налогового периода организации и индивидуальные предприниматели представляют налоговые декларации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Земельный налог и авансовые платежи уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков.

      Таким образом, гл. 31 НК РФ расширены реальные полномочия представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) по использованию земельного налога в качестве инструмента для проведения экономической политики. Поскольку они вправе самостоятельно устанавливать налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков, а также дифференцированные налоговые ставки для отдельных категорий земель. Кроме того, уплата налога производиться в бюджеты тех территорий, где физически находится земельный участок. Таким образом, переход на новый порядок уплаты земельного налога даст дополнительные доходы местным бюджетам, которые должны возрастать по мере совершенствования земельного кадастра.

      eos.ibi.spb.ru

      Это интересно:

      • Опека и попечительство льготы Льготы и выплаты опекунам несовершеннолетних детей Лица, решившие оформить или уже оформившие опеку над ребенком, имеют право на получение государственной поддержки (ст. 31 ФЗ № 48 от 24.04.08г.). Такая поддержка реализуется не только в виде материальных ценностей, […]
      • Программа для юриста рб Хочу быть юристом: в какой юридический ВУЗ пойти учиться Выпускные прошли, закончилась горячая пора централизованного тестирования. Сегодня, 8 июля, началась приемная кампания. Если вы уже определились, что хотите быть юристом, то предстоит сделать еще один выбор: в какой […]
      • Приказ министерства финансов 162н Новая редакция Инструкции 162н: самые важные новшества На регистрацию в Минюст России передан приказ Минфина России от 31 октября 2017 г. № 172н о внесении изменений в План счетов бюджетного учета и Инструкцию по его применению. Нововведения надо будет применять уже при […]
      • Закон о федеральном налоге на прибыль Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I"О налоге на прибыль предприятий и организаций" С изменениями и дополнениями от: 16 июля, 22 декабря 1992 г., 27 […]
      • Правила учебы в вузах Кто может учиться в России В соответствии с п.3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства наделены в Российской Федерации правами и обязанностями наравне с гражданами России. Обучение в средней школе Обучаться в общеобразовательных […]
      • Статьи 14 федерального закона no 255-фз Порядок исчисления пособий по материнству и детству согласно Федерального закона №343-ФЗ Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) доводит до Вашего сведения, что 8 декабря 2010 года Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым подписан […]
      • Оформление документов на пенсию по инвалидности Какие нужны документы для оформления пенсии по инвалидности? Существует три вида пенсий по инвалидности (п. 2 ст. 6 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; пп. 3, 5 п. 1, п. 6 ст. 5 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ): страховая пенсия по инвалидности; пенсия по инвалидности по […]
      • Оформить сделку продажи квартиры Как оформить сделку купли-продажи квартиры? В настоящее время договоры купли-продажи жилых помещений — жилого дома, квартиры или их частей государственной регистрации не подлежат. Однако переход права собственности на недвижимость по данным договорам по-прежнему подлежит […]