Закон главный бухгалтер

| | 0 Comment

Главный бухгалтер увольняется: как не оказаться заложником крупных штрафов

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса, вы можете расторгнуть трудовой договор, если работник не соответствует занимаемой должности – это можно понять по результатам аттестации. Если бухгалтер решил уйти сам, то, согласно трудовому законодательству, у вас есть 14 календарных дней на передачу дел (ст. 80 ТК РФ).

Процедура передачи дел новому главному бухгалтеру при увольнении действующего не отражена в российском законодательстве. Чтобы уменьшить возможные негативные последствия, компания должна максимально подробно организовать данный процесс самостоятельно. Вот список дел, которые необходимо сделать в первую очередь.

Составьте локальный акт

Чтобы не упустить важные пункты, составьте локальный акт, где следует указать, как будут приниматься и сдаваться дела при увольнении/принятии на работу главного бухгалтера. Обязательно подпишите документ у сотрудников, вовлеченных в процесс передачи дел.

Инициируйте аудиторскую проверку

Вы вполне можете уложиться в 10 рабочих дней. Несмотря на дополнительные затраты, вы получите независимое заключение о правильности ведения бухгалтерского и налогового учета. На основе рекомендаций аудиторов вы сможете скорректировать имеющиеся у вас расчеты и избежать претензий налоговой службы, а, значит, дополнительных штрафов.

Проведите инвентаризацию

Перед увольнением главбуха обычно проводят инвентаризацию товаров, материалов, основных средств, кассы, расчетов с дебиторами и кредиторами. Посмотрите, соответствуют ли остатки на счетах бухгалтерского учета реальным остаткам запасов, материалов и основных средств в организации. По итогам проверки должны быть составлены акты и описи в трех экземплярах: один остается в компании, два других передаются бухгалтерам.

В крупной компании инвентаризация может занять довольно много времени, поэтому можно сверять данные выборочно, например, совпадает ли кредиторская и дебиторская задолженности с реальной ситуацией. Эта информация влияет на финансовую отчетность, неправильное отражение которой грозит штрафными санкциями.

Проверьте наличие задолженности

БЛАНКИ

Запросите справки из проверяющих органов: ФНС России, ПФР и т.п. Если вы сделаете запрос выписки через сервис «Электронная отчетность» от компании «Электронный Экспресс», акт сверки, подписанный ЭЦП, получите в течение 1-2 рабочих дней. В налоговой службе справка о задолженностях с печатью ИФНС предоставляется через 10 рабочих дней (такая справка нужна, если вы планируете взять кредит или участвуете в тендере, поэтому можно обойтись первым вариантом).

Вам нужно быть уверенным, что у вас нет никаких задолженностей, а также сданы все необходимые документы: налоговые декларации и другая отчетность. Посмотрите, проводился ли обязательный аудит. Напомню, что он таковым является при соблюдении следующих условий:

  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.;
  • сумма активов бухгалтерского баланса будет равна сумме оборотных и внеоборотных активов (ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Заключения необходимо еще и публиковать в государственном реестре. С 1 октября 2016 года сведения об аудите подлежат включению в реестр в течение трех рабочих дней с даты, когда юридическое лицо или ИП получили аудиторское заключение.

Проверьте расчеты с персоналом

Счет «Расчеты с персоналом по оплате труда», как правило, должен быть закрыт. Здесь может быть только сальдо по задолженности, если, например, вы начислили зарплату в конце месяца, а выплачиваете ее в начале следующего.

Также следует проверить счет «Расчеты с подотчетными лицами». Сюда относятся расчеты по выданным подотчетным суммам и оприходованным авансовым отчетам. Например, кто-то из сотрудников поехал в командировку, и вы выписывали ему командировочные расходы под отчет. Особое внимание нужно обратить на следующий пункт: если работник не отчитался за выданную ему сумму, то новый аванс ему лучше не выдавать, несмотря на то, что с 19 августа 2017 года Банк России внес изменения в действующий порядок расчетов Указанием от 19 июня 2017 г. № 4416-У, и теперь можно выдать сотруднику новую сумму под отчет в любой момент. Раньше этого нельзя было сделать, пока работник не погасит предыдущий долг. За нарушение инспекторы штрафовали на сумму до 50 тыс. руб. (ст. 15.1 КоАП). Но все же копить долги у подотчетных сотрудников и сейчас очень рискованно. Инспекторы могут потребовать с них НДФЛ, и свою позицию придется отстаивать уже в суде (например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19 июля 2016 г. № Ф10-2385/2016). Особенно внимательно нужно проверять, если расчеты проходят в иностранной валюте: несоблюдение курсовой разницы может привести к ошибкам в отчетности.

Проверьте статус всех документов

Сделайте выгрузку реестра, например, оприходованных от поставщиков документов из бухгалтерской базы и сравните с перечнем существующих документов за последние три года. Так как в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Если же система архивации в компании нарушена, и найти документы невозможно, вам придется повторно запрашивать их у контрагентов.

Устраните мелкие недочеты

Отчет «Анализ субконто» позволит посмотреть данные по выбранному виду субконто: начальное и конечное сальдо, обороты за период по счетам. Это некий экспресс-анализ, который позволяет выявить ряд ошибок – человеческий фактор ведь никто не отменял. Можно воспользоваться и другими встроенными функциями бухгалтерской программы и сделать, например, экспресс-проверку по налогу на прибыль. Программа позволяет проверить качество ведения учета ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»

Уведомите налоговую инспекцию

Ни Налоговый кодекс, ни законодательство не требуют сообщать в налоговую инспекцию данные о смене главного бухгалтера (исключение составляет только случай, когда в соответствии с учредительными документами организации главный бухгалтер наделен правом действовать от имени организации без доверенности). Формально представить подобную информацию нужно обязательно, если в компании меняется генеральный директор. Однако информация о главном бухгалтере есть в регистрационном деле компании в ИФНС, поэтому многие инспекторы просят присылать им уведомление о смене главного бухгалтера. Конкретных сроков для подачи уведомления нет. Поэтому компания, в которой прошло увольнение главного бухгалтера, может отправить его в любое удобное время. Но и особо затягивать с данной процедурой тоже не стоит. Уведомление о смене главного бухгалтера составляют в произвольной форме. При подготовке можно взять общие рекомендации по составлению любых документов для налоговой инспекции, которые оформляют в свободной форме. Инспекторы, как правило, просят приложить к уведомлению копию приказа о назначении главбуха, а также указать паспортные данные нового главбуха и контактные телефоны.

Также вам придется оформить новые банковские карточки с подписями во всех банках, где у вас присутствуют счета. Предоставление в банк новой карточки должно сопровождаться одновременным предоставлением документов, подтверждающих полномочия указанных в карточке лиц (п. 7.11 Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов»).

Помните об ответственности

Главный бухгалтер несет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность, если его действия не попадаю под ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ общий срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере бухучета увеличен до двух лет. Но применительно к ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ срок давности составляет всего 1 год. Согласно же ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за правонарушения, влекущие применение дисквалификации, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее одного года со дня совершения либо обнаружения правонарушения. Соответственно, срок давности привлечения должностного лица к ответственности по ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ, в соответствии со специальной нормой ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ, составляет один год.

В этом году чиновники приняли несколько поправок для того, чтобы у налоговиков появилась возможность взыскать долги за счет личного имущества главного бухгалтера (Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Теперь личным имуществом рискуют не только руководители, но и главные бухгалтеры. Раньше из закона о банкротстве было непонятно, кого можно привлечь к субсидиарной ответственности. Теперь риски для главного бухгалтера растут: ответственными лицами становятся и главный бухгалтер, и финансовый директор.

После увольнения главный бухгалтер может понести только уголовную ответственность за уклонение организации от уплаты налогов в крупном размере (ст. 199 Уголовного кодекса). Осудить главного бухгалтера могут лишь в том случае, если он действовал умышленно и осознавал, что его действия причинят ущерб бюджету РФ. А вот к дисциплинарной и административной ответственности уволенного главбуха привлечь уже нельзя.

www.garant.ru

Зоны ответственности директора и главбуха

Ни в налоговом, ни в бухгалтерском законодательстве не определены четкие границы ответственности генерального директора и главного бухгалтера. Рассмотрим, за какие правонарушения в отношении этих лиц может быть применена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность и как быть главбуху, несогласному с учетными решениями руководителя.

На практике ответственность генерального директора и главного бухгалтера определяется исходя из должностных обязанностей и полномочий этих лиц, а также выполняемых ими организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций. При этом следует ориентироваться на внутренние документы организации: трудовые договоры, должностные инструкции и т.п.

Дисциплинарная ответственность

В общем случае дисциплинарная ответственность налагается на руководителя и главного бухгалтера на общих основаниях с остальными работниками, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на них трудовым договором.

В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

увольнение по соответствующим основаниям.

Одним из оснований для увольнения руководителя и главного бухгалтера является, в частности, принятие ими необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (п. 9 ст. 81 ТК РФ).

Дисциплинарное взыскание в виде увольнения в отношении руководителя организации может быть применено также в случае однократного грубого нарушения им своих трудовых обязанностей (п. 10 ст. 81 ТК РФ).

В других случаях вопрос о привлечении руководителя к дисциплинарной ответственности зависит исключительно от усмотрения работодателя.

Материальная ответственность

Руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации (ч. 1 ст. 277 ТК РФ). При этом такая ответственность для руководителя наступает независимо от того, содержится в трудовом договоре с ним условие о полной материальной ответственности или нет (п. 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», далее — постановление № 52).

Полная материальная ответственность наступает за прямой действительный ущерб, причиненный организации (ст. 242 ТК РФ).

Под прямым действительным ущербом понимается:

реальное уменьшение наличного имущества работодателя (организации) или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества);

необходимость для работодателя (организации) произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ст. 238 ТК РФ).

Частью 2 ст. 277 ТК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.

Под убытками в соответствии с требованиями гражданского законодательства понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые могли бы быть получены лицом при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15 ГК РФ).

Материальная ответственность главного бухгалтера должна быть установлена в трудовом договоре. Если трудовым договором не предусмотрено, что он в случае причинения ущерба несет материальную ответственность в полном размере, при отсутствии иных оснований, дающих право на привлечение этого лица к такой ответственности, он может нести ответственность лишь в пределах своего среднего месячного заработка (п. 10 постановления № 52).

Административная ответственность

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организует руководитель экономического субъекта (ч. 1 ст. 7 Закона № 402-ФЗ).

При этом руководитель обязан:

либо возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации;

либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета со сторонней организацией (специалистом);

либо принять ведение бухучета на себя (если организация является субъектом малого или среднего бизнеса) (ч. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ).

Таким образом, ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель организации.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность:

за формирование учетной политики;

ведение бухгалтерского учета;

своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

В КоАП РФ предусмотрен ряд статей, устанавливающих ответственность за нарушение требований административного законодательства РФ в области финансов, налогов и сборов.

Ответственность главного бухгалтера

Главного бухгалтера могут привлечь к административной ответственности за совершение, в частности, следующих правонарушений:

1. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, — ответственность в виде административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. Повторное совершение такого правонарушения грозит штрафом в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацией на срок от одного года до двух лет (ст. 15.11 КоАП РФ).

Отметим, что под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:

занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;

регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;

ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

2. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде — ответственность в виде наложения административного штрафа от 300 до 500 руб. (15.6 КоАП РФ).

3. Непредставление информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, — ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 1500 до 3000 руб. (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).

4. Нарушение установленных сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).

5. Нарушение установленных порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в территориальные органы ФСС России — штраф в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.33 КоАП РФ).

6. Нарушение кассовой дисциплины влечет наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

Обращаем внимание, что нередко рядовые бухгалтеры совершают ошибки, о которых главбух узнает только на этапе налоговой проверки. Однако вина за такие ошибки все равно лежит исключительно на главбухе, а не на его подчиненных. Ведь именно он отвечает за правильное ведение бухгалтерского учета и достоверное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.10.2006 № 18).

Ответственность руководителя

Естественно, что в ситуации, когда руководитель организации возложил обязанности по ведению учета на себя, он будет являться субъектом всех перечисленных правонарушений.

Кроме того, гендиректора могут привлечь к административной ответственности, в частности, если допущены следующие правонарушения, предусмотренные КоАП РФ:

1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе — ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб.

Если это нарушение сопряжено с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, оно влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.3 КоАП РФ).

2. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4 КоАП РФ). Данное нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 до 2000 руб.

Спорная ответственность

По общему правилу компания обязана представлять в инспекцию годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Как правило, обязанность по ведению бухучета и представлению отчетности возлагается на главного бухгалтера. Это прописывают в трудовом договоре и должностной инструкции. Поэтому в случае несвоевременной сдачи бухгалтерской отчетности оштрафуют именно бухгалтера, а не руководителя (постановление Верховного суда РФ от 22.09.2014 № 5-АД14-17).

Но здесь есть один нюанс. В настоящее время подпись главного бухгалтера в формах бухгалтерской отчетности необязательна (приказ Минфина России от 06.04.2015 № 57н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету»). То есть документы подписывает только руководитель компании. Поэтому если в отчетности главбух не проставит свою подпись, ответственность за ее непредставление возлагается на директора. При этом суды в ряде случаев (см., например, решения Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 14.08.2014 № 12-2472014, Жуковского районного суда Брянской области от 08.09.2014 № 12-26/2014, от 08.09.2014 № 12-25/2014) считают, что привлечение гендиректора к ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за несвоевременное представление организацией бухгалтерской отчетности в ИФНС без выяснения должностных обязанностей главбуха неправомерным, так как руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Уголовная ответственность

Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов с организации.

Согласно ст. 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если то же деяние совершено группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, последует наказание в виде штрафа в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо в виде принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишения свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При этом крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 15 млн руб. Особо крупным размером считается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 45 млн руб.

Порядок привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ разъяснен в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» (далее — постановление № 64).

Согласно п. 7 постановления № 64 к субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер, в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов.

Уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, влекущим уголовную ответственность, являются деяния, направленные на неуплату налогов и (или) сборов, повлекшие вредные последствия — полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации. При этом уголовная ответственность может наступить только в случае, если уклонение от уплаты налогов и (или) сборов осуществлялось способами, указанными в УК РФ, а именно:

путем бездействия, выражающегося в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным;

путем совершения действия — умышленного включения в налоговую декларацию или в иные документы заведомо ложных сведений (п. 3 постановления № 64).

Суд разъяснил, что последний способ совершения налогового преступления предполагает указание в налоговой отчетности любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, о расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов (п. 9 постановления № 64).

Кроме того, руководитель или главный бухгалтер в зависимости от вины, степени участия в содеянном может быть привлечен к ответственности:

за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента в крупном или особо крупном размере (ст. 199.1 УК РФ);

за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).

Вместе с тем следует отметить, чтобы возложить на главного бухгалтера или иное лицо уголовную ответственность, необходимо доказать его виновность в совершении конкретного преступления (ч. 1 ст. 5 УК РФ). Причем к ответственности, предусмотренной ст. 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, можно привлечь лишь за те деяния, которые совершены умышленно и направлены непосредственно на избежание уплаты законно установленного налога. Такова правовая позиция Конституционного суда РФ (Определение от 24.03.2005 № 189-О и постановление от 27.05.2003 № 9-П).

Умышленное преступление может быть совершено с прямым или косвенным умыслом (ст. 25 УК РФ). Например, неуплата налогов считается совершенной с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий или бездействия, предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Речь идет о косвенном умысле, если лицо не желало, но сознательно допускало возможность наступления общественно опасных последствий либо относилось к ним безразлично.

При этом главного бухгалтера или другое лицо могут освободить от уголовной ответственности, предусмотренной ст. 199 и 199.1 УК РФ, если он ранее не совершал подобных преступлений. Для этого он сам либо организация должны полностью погасить всю сумму недоимки и пеней и уплатить штраф в размере, определенном согласно нормам НК РФ (примечание 2 к ст. 199 УК РФ).

Главбух против решений гендиректора

Поскольку границы ответственности генерального директора и главного бухгалтера достаточно условны, на практике генеральный директор и главный бухгалтер нередко перекладывают вину друг на друга.

И поскольку главный бухгалтер подчиняется генеральному директору, именно главбуху надо постараться обезопасить себя от рискованных действий в бухгалтерском и налоговом учете.

Как должен действовать главный бухгалтер, если он не согласен с решениями генерального директора? Ответ на этот вопрос содержится в ч. 8 ст. 7 Закона № 402-Ф3. Согласно этой норме в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером:

1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Итак, если главный бухгалтер против отражения в учете тех или иных операций, от руководителя компании нужно получить письменное распоряжение сделать это.

Главному бухгалтеру необходимо составить служебную записку на имя генерального директора, в которой следует отразить свое мнение по спорной ситуации и получить от генерального директора приказ на проведение в учете спорной хозяйственной операции. Такой документ докажет, что вина бухгалтера в совершении правонарушения отсутствует. Ответственность в данном случае несет только директор.

www.eg-online.ru

Новый закон «О бухгалтерском учете»: права и обязанности главного бухгалтера

Рассматривая положения нового Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон 2011 года), мы подошли к нормам с наиболее волнующим содержаниям — предписаниям, определяющим права и обязанности главного бухгалтера.

Их важность и степень вносимых в соответствующие положения изменений требуют отдельного рассмотрения данных предписаний Закона 2011 года.

Если в Федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон 1996 года) нормам о главном бухгалтере была посвящена отдельная статья 7 «Главный бухгалтер», то в Законе 2011 года положения, определяющие права и обязанности главного бухгалтера, квалификационные требования к этой должности, представлены в рамках статьи 7 «Организация ведения бухгалтерского учета».

Квалификационные требования

Закон 2011 года впервые на уровне федерального законодательства определяет обязательные квалификационные требования к главному бухгалтеру. Предписания Закона 1996 года таких требований не не выдвигали. Однако их существование далеко не ново для практики бухгалтерского учета.

Требования относительно необходимой квалификации главного бухгалтера содержит формально не утратившее силу до настоящего времени «Положение о главных бухгалтерах», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1980 № 59, согласно пункту 5 которого «на должность главного бухгалтера назначаются лица, имеющие высшее специальное образование». «В необходимых случаях, — устанавливает пункт 5 Положения, — по решению вышестоящего органа на должность главного бухгалтера может быть назначено лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него стажа работы по специальности не менее трех лет».

Уже после выхода в свет Закона 1996 года, в котором, как мы уже сказали, отсутствовали какие-либо требования к квалификации главного бухгалтера организации, Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37 был утвержден «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» (далее — Справочник), раздел 1 которого содержал перечень квалификационных требований к должности главного бухгалтера. В Справочнике относительно «требований к квалификации» главного бухгалтера указывается следующее: «высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет».

Говоря о данных требованиях, следует отметить, что данный Справочник является нормативным документом, разработанным Институтом труда и утвержденным Постановлением Минтруда России, однако, он лишь «рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики». При этом, согласно пункту 10 раздела «Общие положения» «лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы».

Таким образом, до выхода Закона 2011 года квалификационные требования к должности главного бухгалтера носили не более чем рекомендательный характер.

Возможность установления квалификационных требований к отдельным типам должностей устанавливается действующим трудовым законодательством. В соответствии со статьей 6 ТК РФ «к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих» в частности «особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников».

Следует отметить, что уже сам Трудовой кодекс содержит ряд предписаний относительно специфики трудовых отношений лиц, занимающих должность главного бухгалтера.

Так, согласно статье 70 ТК РФ, определяющей порядок проведения испытаний при приеме на работу, «при заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе». При этом, согласно общему правилу, «срок испытания не может превышать трех месяцев, а для. главных бухгалтеров и их заместителей. — шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом».

Статьей 75 ТК РФ предусмотрено, что «при смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с. главным бухгалтером».

Согласно статье 81 ТК РФ, устанавливающей правила расторжения трудового договора по инициативе работодателя, основанием для такового может служить принятие «необоснованного решения. главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации».

Статья 145 ТК РФ специально определяет правила оплаты труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров.

Согласно статье 243 ТК РФ, «материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с. главным бухгалтером».

В соответствии со статьей 59 ТК РФ по соглашению сторон трудовой договор, заключаемый с главным бухгалтером, может быть срочным, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности заключающей его организации.

Все приведенные нормы ТК РФ дают основание утверждать, что должность главного бухгалтера с точки зрения трудового законодательства имеет совершенно определенную специфику регулирования связанных с ее исполнением трудовых отношений. Этому общему посылу ТК РФ полностью соответствуют и рассматриваемые нами нормы статьи 7 Закона 2011 года, согласно которой,

Выдержка из документа

«в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

1) иметь высшее профессиональное образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики» (п. 4 ст. 7).

Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами» (п. 5 ст. 7).

Специально пунктом 6 статьи 7 Закона 2011 года определяется, что физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать всем вышеуказанным (п. 4 ст. 7 Закона) квалификационным требованиям. Юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего таким требованиям (п. 6 ст. 7 Закона).

Отдельно устанавливается, что «главный бухгалтер кредитной организации должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации» (п.7 ст. 7 Закона 2011 года).

Знакомство с рассматриваемыми положениями Закона 2011 года естественно вызывает вопрос о применимости их к лицам, уже работающим главными бухгалтерами и/или в организациях, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета на момент вступления Закона в силу. Ответ на него дает пункт 2 статьи 30 Закона 2011 года, согласно которому «положения частей 4 и 6 статьи 7 настоящего Федерального закона не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона возложено ведение бухгалтерского учета».

Квалификационные требования и аттестация профессиональных бухгалтеров

При рассмотрении норм Закона 2011 года, определяющих квалификационные требования к должности главного бухгалтера экономического субъекта, обращает на себя внимание, что данный Закон ничего не говорит о профессиональной аттестации бухгалтеров как обязательном условии выполнения ими работы по определенной должности.

Здесь следует вспомнить о том, что уже 14 лет назад утвержденная Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, определяя основные направления реформы учета в России, определяла, что «по мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета возрастет». Это предполагает «создание ряда авторитетных и представительных профессиональных (саморегулирующихся) объединений, формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединение к деятельности соответствующих международных профессиональных организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.), разработка и широкое общественное признание норм профессиональной этики, организация общественного контроля за профессиональной деятельностью и др». Также в Программе говорилось о том, что в ходе ее реализации «будет предусмотрено широкое участие в реформировании бухгалтерского учета Института профессиональных бухгалтеров и иных профессиональных организаций».

На основании данной Программы в том же 1998 году Институтом профессиональных бухгалтеров России (протокол № 14 от 29.09.1998) было утверждено Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров, которое было одобрено Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности (протокол № 8 от 30.09.1998). Данное Положение определило «порядок аттестации профессиональных бухгалтеров — главных бухгалтеров, бухгалтеров — консультантов (экспертов), бухгалтеров, осуществляющих ведение бухгалтерского учета по договорам с юридическими лицами».

При этом, в пункте 1.5 Положения говорилось о том, что «в организациях, подлежащих обязательному аудиту, назначение специалиста на должность главного бухгалтера рекомендуется производить только при наличии квалификационного аттестата профессионального бухгалтера».

Эта рекомендация получила отклик, и вот уже в 2000 году в Указаниях об объеме форм отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 13.01.2000 № 4н в реквизитах бухгалтерского баланса (формы № 1) появляется указание номера «квалификационного аттестата профессионального бухгалтера», что вызывает бурные волнения в профессиональном сообществе, особенно среди наших коллег, не имевших на тот момент такого аттестата.

Разъяснило создавшуюся ситуацию письмо МНС России от 20.04.2001 № АС-6-16/332@ «О наличии в бухгалтерской отчетности организации данных о квалификационном аттестате профессионального бухгалтера», в котором говорилось:

«в связи с поступившим обращением первого заместителя Министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталова, содержащим информацию о фактах предъявления отдельными налоговыми органами требований об обязательном наличии в бухгалтерской отчетности данных о квалификационном аттестате профессионального бухгалтера, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает следующее. до внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 21.11.96 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» требование налоговых органов об обязательном наличии квалификационного аттестата профессионального бухгалтера при представлении налогоплательщиком отчетности в налоговые органы является неправомерным. В то же время, в соответствии с установленным порядком заполнения форм бухгалтерской отчетности при составлении отчетности по установленным формам, организация должна заполнять все предусмотренные указанными формами реквизиты либо проставлять прочерки при отсутствии соответствующих показателей».

Шло время, многие наши коллеги стали членами Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России), сдача ими квалификационных экзаменов повышала уровень их профподготовки, однако, необходимость профессиональной аттестации так и не получила законодательно определенного статуса. При этом формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н, указания на номер квалификационного аттестата главного бухгалтера, составившего отчетность, уже не содержат.

Порядок урегулирования возможных разногласий между руководителем и главным бухгалтером

Мы подошли к рассмотрению очень важной нормы закона, иногда приобретающей решающее значение в работе главного бухгалтера организации — это предписания Закона относительно порядка урегулирования возможных разногласий между главным бухгалтером и руководителем экономического субъекта относительно осуществления хозяйственных операций компании и/или отражения их в бухгалтерском учете.

У этой нормы долгая история, восходящая к упоминавшемуся выше Положению о главном бухгалтере. Мы не случайно упоминаем об этом, давнем для современной учетной практике, документе. Именно его содержание в соответствующей части повлияло на процедуру принятия и содержание положений Закона 1996 года, и отразилось в новых предписаниях Закона 2011 года.

Пунктом 15 Положения о главных бухгалтерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1980 № 59 устанавливалось следующее:

«главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей.

В случаях получения от руководителя объединения, предприятия, организации, учреждения распоряжения совершить такое действие главный бухгалтер, не приводя его в исполнение, в письменной форме обращает внимание руководителя на незаконность данного им распоряжения. При получении от руководителя повторного письменного распоряжения главный бухгалтер исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенной операции несет руководитель объединения, предприятия, организации, учреждения, который обязан о принятом им решении немедленно в письменной форме сообщить руководителю вышестоящего органа.

Руководитель вышестоящего органа, получивший указанное сообщение, срочно рассматривает его и принимает соответствующее решение, о чем извещает руководителя объединения, предприятия, организации, учреждения.

Разногласия между главным бухгалтером и руководителем объединения, предприятия, организации, учреждения разрешаются руководителем вышестоящего органа».

Правильное понимание данных предписаний возможно только в контексте общей системы норм советского законодательства и определяемой им роли бухгалтерского учета и бухгалтера по обеспечению «контроля за сохранностью социалистической собственности и выполнением плановых заданий» (Постановление Совета Министров СССР от 24.01.1980 № 59).

Однако, несмотря на это, процитированные нами предписания Положения о главных бухгалтерах нашли отражение в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 26.12.1994 № 170, а затем и в содержании Закона 1996 года.

Напомним, что согласно пункту 4 статьи 7 Закона 1996 года «в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций».

В чем же состоит смысл указанной нормы Закона 1996 года? По содержанию она напоминает пункт 25 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 26.12.1994 № 170, который устанавливал, что «главному бухгалтеру (бухгалтеру) запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер (бухгалтер) письменно сообщает руководителю организации. При получении от руководителя организации письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету, главный бухгалтер (бухгалтер) исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель организации». И действительно, соответствующая статья Проекта Закона РФ «О бухгалтерском учете», принятого Государственной Думой 14.07.1995, одобренного Советом Федерации 03.09.1995, фактически повторяла смысл указанных предписаний Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. В пункте 4 статьи 7 Проекта Закона говорилось: «документы по хозяйственным операциям, противоречащим законодательству, либо нарушающим договорную или финансовую дисциплину, принимаются главным бухгалтером к исполнению только с письменного распоряжения руководителя, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций».

Однако именно включение в текст Проекта Закона указанной нормы явилось одной из главных причин отклонения его Президентом РФ. В письме Президента РФ от 20.10.1995 № Пр-1561, обосновывающем причины отклонения Проекта Закона говорилось следующее: «Согласно п. 3 ст. 7 Федерального Закона, одной из основных задач главного бухгалтера является обеспечение соответствия осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации. А в соответствии с п. 4 этой же статьи, главный бухгалтер сознательно по письменному распоряжению руководителя может нарушать законы, принимая к исполнению документы по хозяйственным операциям, противоречащим законодательству либо нарушающим договорную и финансовую дисциплину. Данная норма — указывалось в письме — не отвечает здравому смыслу и противоречит ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы».

Таким образом, пункт 4 статьи 7 Закона 1996 года в действующей редакции получил значение нормы, уточняющей содержание пункта 3 статьи 1 Закона 1996 года, одной из основных задач учета определявшей «предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации». С этой точки зрения, пункт 4 статьи 7 Закона 1996 касается разногласий по вопросам экономической целесообразности (эффективности) осуществляемых организациями хозяйственных операций, но никак не соблюдения законодательства.

В подтверждение этому рассматривавшийся нами выше пункт 15 Положения о главных бухгалтерах был признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению решением Верховного Суда РФ от 17.04.2002. Определением Верховного Суда РФ от 11.07.2002 № КАС 02-331 указанное решение было оставлено без изменения.

Новый Закон «О бухгалтерском учете» также не обошел вниманием вопрос разногласий между руководителем организации и ее главным бухгалтером. Пункт 8 статьи 7 Закона 2011 года гласит следующее:

«в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:

1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период».

Здесь, учитывая все вышесказанное, хочется обратить самое пристальное внимание читателей на то, что, хотя речь в данной норме закона идет о противоречиях «в отношении ведения бухгалтерского учета», «ответственности за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период», то есть «за созданную в результате этого информацию», никакое распоряжение руководителя никогда не освободит бухгалтера от ответственности за нарушение действующего законодательства, а обращение к руководителю и получение от него письменных распоряжений в соответствующих случаях будет лишь указывать на понимание бухгалтером и его руководителем фактического содержания отражаемых в учете хозяйственных фактов.

Вопросы, регулируемые трудовым законодательством

Статья 7 Закона 1996 года, согласно которой главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации (п. 1 ст. 7 Закона 1996 года), «подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности» (п. 2. ст. 7 Закона 1996 года), а также предписание Закона, по которому «требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации» (п. 3 ст. 7 Закона 1996 года) в Законе 2011 года отражения не нашли. То есть данные вопросы, не являясь предметом Закона «О бухгалтерском учете», регулируются в порядке, определяемым действующим трудовым законодательством.

В следующей статье мы рассмотрим положения Закона 2011 года, касающиеся вопросов первичного документального оформления фактов хозяйственной жизни и ведения регистров бухгалтерского учета.

buh.ru

Это интересно:

  • Парикмахерская это форма собственности Как открыть парикмахерскую — инструкция 1. Определиться с формой собственности организации Либо стать индивидуальным предпринимателем ИП (без образования юридического лица), либо создать общество с ограниченной ответственностью ООО (юридическое лицо). Возможности у ИП и […]
  • Заявление от физического лица сбербанк Заявления в Сбербанк для физических лиц Сбербанк является крупнейшим банком в России. Количество обращений физических лиц в него с каждым годом растет. Необходимость рассматривать заявления в Сбербанк для физических лиц связана с тем, что внутри этого финансового […]
  • Гражданство обычаев детски Гражданство обычаев детски Гражданство обычаев детских Вопрос: Чин наказания детского колико части имать? Ответ: Три наипаче, первая есть еже младому уму семя благочествия христианского пояти, вторая - еже учения свободная любити и их учитися, последняя - еже о первых […]
  • Правила для мопедов на дороге Правила дорожного движения для водителей скутеров, мопедов 2015 год. В рамках Правил дорожного движения понятие мопед включает в себя и понятие скутер, т.е. ПДД для скутеров 2015 года аналогичны правилам для мопедов. Включение ближнего света на скутере. 19.5. В светлое […]
  • Образец ходатайства амнистия Как применяется амнистия в Украине? Согласно закону «амнистия» – это полное или частичное освобождение от уголовной ответственности и наказания определенной категории лиц, осужденных за совершение преступлений, или уголовные дела относительно которых находятся в […]
  • Реквизиты для оплаты госпошлины за срочную выписку из егрюл 2018 НОВЫЕ ФОРМЫ .РФ • Регистрация • Внесение изменений • Ликвидация Сайт используетгоссервисы: Необходимая при заполнении форм информация: Срочная выписка из ЕГРЮЛ 2018, получение срочной выписки из ЕГРИП 2018, как заказать срочную выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП Чтобы получить […]
  • Полномочия правительства рф в области обеспечения безопасности Контрольные полномочия Правительства Российской Федерации и иных государственных органов исполнительной власти по обеспечению безопасности Российской Федерации Наряду с Президентом РФ Правительство РФ относится к органам, основные функции которых связаны с управлением в […]
  • Приказ 225 от 2005 Приказ Министра обороны РФ от 8 июня 2005 г. N 225 "О документах, необходимых для формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной […]