Сонечка в романе преступление и наказание

| | 0 Comment

Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

Образ Сони Мармеладовой является одним из ключевых в романе «Преступление и наказание». Соня Мармеладова — дочь бедного чиновника; чтобы спасти от голода мачеху и детей, ведет жизнь падшей женщины.

Сознающая ужас своего положения, свой позор, робкая, загнанная, эта девушка сохранила чистой свою душу и отличалась исключительной любовью к людям и пламенной религиозностью. Безропотно, молчаливо, не жалуясь, несет Соня свой крест, жертвуя всею своею жизнью, подвергаясь ради близких людей тяжкому позору.

Это безропотное страдание удивляет Раскольникова, он понимает душу этой девушки, и она является для него как бы олицетворением всего человеческого страдания. Потрясенный всем испытанным в последние дни, он в каком-то восторженном порыве кланяется ей в ноги. «Я не тебе поклонился, — говорит он, — я всему страданию человеческому поклонился».

Но внутренний мир Сони совершенно иной, чем у Раскольникова: она категорически отрицает его теорию о праве сильных; для нее самоценна каждая человеческая жизнь, к которой у нее отношение религиозное, и она не может допустить, чтобы жизнь одного человека могла служить средством для другого. Она исповедует закон Христовой любви, жалеет Раскольникова, ибо преступник для нее, как и для простого народа, — несчастный. Она плачет над ним и посылает его принять страдание и искупить грех, ибо того требуют высшие законы духовной жизни.

Но несмотря на все попытки и душевную борьбу, Раскольников не может понять ее отношения к преступлению и даже на каторгу уезжает непримиренный и не чувствующий раскаяния. Замкнутость и гордость Раскольникова вызываю ту каторжан враждебное отношение к нему, между тем как к Соне они проникаются любовью, чувствуя ее душевное отношение к людям и называют ее «мать ты наша, нежная, болезная».

Но влияние Сони одержало победу и над душой Раскольникова, пережившего полный жизненный перелом, на который в романе только делается намек. «Но тут уж начинается новая история, — говорит Достоевский, — история постепенного обновления человека. »

biblioman.org

«Вечная Сонечка»

Образ Сонечки Мармеладовой в романе «Преступление и наказание » — это для Достоевского воплощение вечного смирения и страдания женской души с ее состраданием к близким, любовью к людям и безграничным самопожертвованием. Кроткая и тихая Сонечка Мармеладова, слабая, робкая, безответная, ради спасения от голода своей семьи, родных людей решается на страшный для женщины поступок. Мы понимаем, что ее решение — неизбежный, неумолимый результат условий, в которых она живет, но в то же время это пример активного действия во имя спасения погибающих. У нее нет ничего, кроме своего тела, и поэтому единственно возможный для нее способ спасти от голодной смерти маленьких Мармеладовых — это заниматься проституцией. Семнадцатилетняя Соня сама сделала выбор, сама решила, сама выбрала дорогу, не чувствуя ни обиды, ни зла к Катерине Ивановне, слова которой были последним толчком, приведшим Сонечку на панель. Поэтому ее душа не ожесточилась, не возненавидела враждебный ей мир, грязь уличной жизни не коснулась ее души. Ее спасает бесконечное человеколюбие. Вся жизнь Сонечки — это вечная жертва, жертва бескорыстная и бесконечная. Но в этом для Сони и есть смысл жизни, ее счастье, ее радость, она не может жить иначе. Ее любовь к людям, как вечный родник, питает ее измученную душу, дает ей силы идти по тернистому пути, которым является вся ее жизнь. Она даже думала о самоубийстве, чтобы избавиться от позора и мучений. Раскольников тоже считал, что «справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!» Но самоубийство для Сони было бы слишком эгоистическим выходом, а она думала о «них» — голодных детях, а потому сознательно и смиренно приняла уготованную ей судьбу. Смирение, покорность, христианская всепрощающая любовь к людям, самоотречение — главное в характере Сони.

Раскольников считает, что жертва Сони напрасна, что никого она не спасла, а только себя «загубила». Но жизнь опровергает эти слова Раскольникова. Именно к Соне приходит Раскольников исповедаться в грехе — в совершенном им убийстве. Именно она заставляет Раскольникова признаться в преступлении, доказав, что истинный смысл жизни в раскаянии и страдании. Она считает, что ни один человек не в праве лишить жизни другого: «И кто меня судьей поставил: кому жить, кому умереть?» Убеждения Раскольникова ужасают ее, но она не отталкивает его от себя. Великое сострадание заставляет ее стремиться переубедить, нравственно очистить загубленную душу Раскольникова. Соня спасает Раскольникова, ее любовь воскрешает его к жизни.

Любовь помогла Соне понять, что он несчастен, что, при всей видимой гордости, он нуждается в помощи и поддержке. Любовь помогла перешагнуть через такую преграду, как двойное убийство, чтобы попытаться воскресить и спасти убийцу. Соня отправляется за Раскольниковым на каторгу. Любовь и жертва Сони очищают ее от позорного и печального прошлого. Жертвенность в любви — вот вечная черта, характерная для русских женщин.

Спасение для себя и для Раскольникова Соня находит в вере в Бога. Ее вера в Бога — это ее последнее самоутверждение, дающее ей возможность делать добро во имя тех, кому она себя приносит в жертву, ее довод в пользу того, что жертва ее не будет бесполезной, что жизнь скоро найдет свой исход во всеобщей справедливости. Отсюда ее внутренняя сила и стойкость, помогающие пройти «круги ада» ее безрадостной и трагической жизни. О Соне можно говорить много. Ее можно считать героиней или вечной мученицей, но не восхищаться ее мужеством, ее внутренней силой, ее терпением просто невозможно.

school-essay.ru

Образ вечной Сонечки в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Достоевского, по его собственному признанию, волновала судьба «девяти десятых человечества», нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного строя. Роман «Преступление и наказание» — это роман, воспроизводящий картины социальных страданий городской бедноты.-Крайняя нищета характеризуется тем, что «идти больше некуда». Образ нищеты постоянно варьируется в романе. Это и судьба Катерины Ивановны, оставшейся после смерти мужа с тремя малолетними детьми. Плача и рыдая, «руки ломая», она приняла предложение Мармеладова, «ибо некуда было идти». Это и судьба самого Мармеладова. «Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где и его пожалели». Трагедия отца, вынужденного принять падение дочери. Судьба Сони, совершившей «подвиг преступления» над собой ради любви к близким. Мучения детей, выраставших в грязном углу, рядом с пьяным отцом и умирающей, раздраженной матерью, в атмосфере постоянных ссор.
Допустимо ли ради счастья большинства уничтожение «ненужного» меньшинства?
Достоевский выступает против. Поиск правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта «о счастье человеческом» сочетаются у Достоевского с неверием в насильственную переделку мира. Путь — в нравственном самосовершенствовании каждого человека.
Важную роль ц романе играет образ Сони Мармеладовой. Деятельная любовь к ближнему, способность отозваться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони идеальным. Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Соня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку.
Итак, обратимся поподробнее к этому образу.
Сонечка — дочь Мармеладова, проститутка. Она принадлежит к категории «кротких». «Малого роста, лет восемнадцати, худенькая недовольно хорошенькая блондинка с замечательными голубыми глазами». Впервые мы узнаем о ней из исповеди Мармеладова Раскольникову, в которой он рассказывает, как она о критический для семьи момент в первый раз пошла на панель, вернувшись, отдала деньги Катерине Ивановне, а сама легла лицом к стене, «только плечики да тело все вздрагивают», Катерина Ивановна же весь вечере у нее в ногах на коленях простояла, «а потом так обе и заснули вместе, обнявшись».
Впервые Соня появляется в эпизоде со сбитым лошадьми Мармеладовым, который перед самой смертью просит у нее прощения. Раскольников приходит к Сонечке, чтобы признаться в убийстве и переложить на нее часть своей муки, за что ненавидит саму Соню.
Героиня — тоже преступница. Но если Раскольников преступил через других для себя, то Соня преступила через себя для других. У нее он находит любовь и сострадание, а также готовность разделить его судьбу и вместе с ним нести крест. Она по просьбе Раскольникова читаем ему Евангелие, принесенное Соне Лизаветой, главу про воскресение Лазаря. Это одна из самых величественных сцен в романе: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги. Соня подталкивает Раскольникова к покаянию. Она следует за ним, когда он идет признаваться. Она едет за ним на каторгу. Если Раскольникова заключенные не любят, то к Сонечке они относятся с любовью и уважением. Сам он холоден и отчужден с ней, пока к нему самому не приходит наконец озарение, и тогда он вдруг понимает, что ближе ее нет у него на земле человека. Через любовь к Сонечке и через ее любовь к нему Раскольников, по мысли автора, воскресает к новой жизни.
«Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» — символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечно «ненаситимого» страдания.

35899 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

«Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И.Ф. Анненский) (по одному из романов Ф.М. Достоевского — «Преступление и наказание» или «Идиот»)

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Образ вечной Сонечки в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

www.litra.ru

Образ «вечной» Сонечки (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)

Воплощением гуманистической философии Ф. М. Достоевского, подразумевающей бескорыстное служение людям, осуществление христианской мора­ли, несущей безраздельное добро, стал образ Сонечки Мармеладовой. Именно она сумела противостоять ок­ружающему ее миру зла и насилия благодаря силе и чистоте своей души. Уже в описании героини прояв­ляется отношение к ней автора: «. Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молодень­кая. с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом». Теплота и сердечность присущи этим словам.

Как и вся представленная в романе беднота, семья Мармеладовых погрязла в страшной нищете. Вечно пьяный, потерявший самоуважение, смирившийся с несправедливостью жизни Мармеладов, больная Ка­терина Ивановна, беспомощные дети — все они, поро­жденные своим временем, глубоко несчастные люди, жалкие в своей беспомощности. И не миновать бы им гибели, если бы не семнадцатилетняя Сонечка, кото­рая нашла единственный выход для спасения своей семьи — торговать собственным телом. Для девушки с глубокими христианскими убеждениями такой по­ступок — самая большая жертва. Ведь, нарушая хри­стианские заповеди, она совершает страшный грех, обрекает свою душу на вечные страдания. Но Соня по­шла на это ради своих близких. Милосердие и состра­дание этой девушки не знает границ. Даже соприкос­нувшись с самым дном, на себе испытав всю низость и мерзость человеческую, она сохранила бесконечное человеколюбие, веру в добро, выстояла и не уподоби­лась тем, кто продает и покупает людские тела и души, не страдая от мук совести.

Именно поэтому Раскольников приходит к Сонеч­ке, чтобы открыть ей изболевшую душу. Но по мне­нию героя, Сонин грех не менее, а может даже и более, страшен, чем его. Раскольников считает ее жертву бессмысленной, не понимая и не принимая мысли об ответственности за жизни близких людей. А Сонечке только эта мысль и помогает смириться со своим паде­нием, забыть о своем страдании, ведь осознание собст­венной греховности толкало Соню на самоубийство, которое могло бы избавить ее от позора и нравствен­ных мук.

Полагая, что Сонечка, никого не спасая, только себя «загубила», Раскольников надеется найти в ней свое отражение, заставить поверить в его идею. Он за­дает ей вопрос: что лучше — подлецу «жить и делать мерзости » или честному человеку умирать? На что Со­нечка отвечает со всей присущей ей непосредственно­стью: «Да ведь я божьего промысла знать не могу. И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?» Надежды Раскольникова не оправдались. Со­нечка готова пожертвовать собой ради других, но не может принять убийства одного человека ради блага других. Именно поэтому она стала основным оппо­нентом Раскольникова, направив все свои силы на разрушение его безнравственной теории.

Хрупкая, кроткая Сонечка проявляет недюжин­ную силу в собственном смирении. «Вечная» Сонечка приносит себя в жертву, и в поступках ее невозможно найти границы между добром и злом. Так же, как, за­быв себя, она спасала свою семью, она стремится спа­сти Раскольникова, который «ужасно, бесконечно не­счастен». Она пытается привести его к основам хри­стианской веры, проповедующей смирение и раскаяние. Именно это, говорит писатель устами Со­нечки, помогает очистить душу от зла, губящего ее. Благодаря своим христианским убеждениям девушка выстояла в этом жестоком мире, храня надежду на светлое будущее.

Сонечка помогает Раскольникову понять противо­естественность, антигуманность его теории, принять в свое сердце ростки добра и любви. Любовь Сонечки, способность ее к самопожертвованию ведет героя к нравственному возрождению, к первому шагу на пути спасения своей души. «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями?»,— думает Рас­кольников, понимая, что только «бесконечною любо­вью искупит он теперь все ее страдания».

5litra.ru

Образ Сонечки в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди — «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук Раскольникова, которые он испытал после убийства старухи процентщицы и Лизаветы. Именно Соня была постоянно рядом с Раскольниковым, помогая ему разобраться в себе и прийти к тем вечным ценностям, которые олицетворяла в своем характере бедная и безропотная девушка. Смыслом жизни Сонечки является сочувствие к человеку, сострадание ко всем живущим. Она не делит людей на добрых и злых. Для нее любой человек является хорошим. Соня обладает великой силой сострадания, и эта сила заставляет ее идти по всем кругам ада, толкает ее к таким же «униженным и оскорбленным» людям, как и она сама. Раскольников называет таких людей, как Соня, «бедными и кроткими», которые «все отдают, глядят кротко и тихо». Но именно это качество и делает Соню способной на сильные поступки, которые требуют от человека большого нравственного мужества.

Не о себе думает Соня. Все ее мысли направлены на ее спившегося отца, больную мачеху и маленьких детей. Страх за них, за их будущее толкает Соню на путь проститутки. Если не было этих несчастных, она не позволила бы себе опуститься так низко, скорее всего она покончила бы с собой. Но она всегда помнит о своей семье. Если страдание Раскольникова ведет его к разъединению с людьми, то страдание Сони — к единению с человечеством. Поэтому для Раскольникова Соня становится символом вечной жертвенности, символом души, попранной этим жестоким миром. Но Соня верит в некий глубинный смысл жизни, исконный смысл человеческого бытия вообще. Пойдя на убийство, Раскольников подавил в себе ощущение полноты жизни, задавил в себе желание жить. А Соня живет этим ощущением постоянно, хотя сама находится в ужасном поруганном положении проститутки.

Раскольников идет на бунт против беспощадного и жестокого мира, хочет избавиться от насилия, совершив другое насилие, и это приводит к подавлению человека, его личности (неслучайно вместе со старухой он убивает Лизавету, такую же несчастную и забитую душу, как и Соня). Соня же не всегда может понять великий смысл бытия, но она ощущает его своим сердцем, склоняется перед ним и интуитивно следует вечным христианским и человеческим законам. Она отрицает право человека вершить самосуд, поэтому ей кажется кощунственной сама идея о делении людей на два разряда. Раскольников часто пытается отождествить Сонечку с собой. По его мнению, она тоже переступила через человеческие законы, пойдя на улицу. Есть существенное различие между стремлением к добру через допущение зла по отношению к другим людям и добровольным, естественным самопожертвованием, совершенным во имя любви к ближнему. В понимании Сони человек не может переступить через другого человека, только через себя, через свое страдание.

Но самоотверженность Сони далека от смирения, она носит активный характер и направлена по помощь близким. Это очень религиозная девушка, но ее религиозность далека от обрядовой стороны христианской веры. Она не служит молебном, не спрашивает совета у священников, не обращается к чудодейственным иконам. Она просто верит. В лице Сони Достоевский показал народный вариант религиозного мироощущения, который намного искреннее и идет от самого сердца. Сонино человеколюбие свободно от каких либо теоретических обоснований, это ее естественное состояние. Она любит людей потому, что так подсказывает ей ее сердце. Соня Мармеладова становится идеалом женщины, идеалом человека. Поэтому она одерживает победу над Раскольниковым, окончательно развенчивает его теорию. Соня едет за ним на каторгу, где до конца помогает Родиону ступить на путь раскаяния и очищения, обращает его к истинной вере, к человеколюбию без насилия.

soshinenie.ru

Это интересно:

  • Питание по 333 приказу Приказ Минздрава СССР от 10 марта 1986 г. N 333 "Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах (отделениях) и детских больницах (отделениях)" Приказ Минздрава СССР от 10 марта 1986 г. N 333"Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах […]
  • Заморозить осаго Как заморозить ОСАГО ЛДПР возмущена принятым решением о росте тарифов на ОСАГО и предлагает Госдуме заморозить старые тарифы до 2017 года. С апреля базовые тарифы ОСАГО повысятся на 40%, а страховые компании имеют право увеличить тарифы еще на 20%, постановил Банк […]
  • Возросли полномочия Хоть права не расти. Регионам готовят правила временного изъятия полномочий Полномочия регионов можно будет передать на федеральный уровень, если это необходимо для безопасности, реализации международных обязательств или позволит сократить расходы бюджета. Такие поправки […]
  • Налог на землю новые изменения Налог на землю в 2018 году — обзор изменений кадастровой стоимости В прошлом году в Российской Федерации был подписан закон, который коренным образом поменял порядок расчета налога на землю. Теперь, с 2018 года, налог на такое имущество, как земельные участки и прочая […]
  • Транспортный налог архангельск ставки Транспортный налог архангельск ставки Изменения ОСАГО. Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания. Подробнее Плата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту […]
  • Отработка 2 недели при увольнении 2018 год Срок отработки при увольнении по собственному желанию Трудовое законодательство не позволяет просто взять и уйти с работы. О своем желании расторгнуть трудовой договор работник должен предупредить руководство заранее. Для чего нужно такое предупреждение и сколько […]
  • Закон о нравственном воспитании Нравственное и патриотическое воспитание может стать элементом образовательного процесса Разработаны меры по обеспечению патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи. Соответствующий законопроект 1 внесен в Госдуму членом Совета Федерации Сергеем […]
  • Корректирующая декларация по налогу на прибыль Уточненная декларация по налогу на прибыль Регион: Российская Федерация Налог на прибыль уплачивается предприятием с суммы, являющейся разницей между его доходами и понесёнными расходами, он аналогичен налогу, который взимается государством с физических лиц (НДФЛ). […]