Правила вдоха и выдоха

| | 0 Comment

ПЯТЬ ТИБЕТЦЕВ
Задержка дыхания на вдохе и выдохе

Если задержать дыхание на вдохе, то крови к сердцу и легким будет поступать больше, Больше оказывается и вентилируемая поверхность легких (около 100 м2). Ввиду того, что в тканях происходит постоянное расходование кислорода, то и переход его в кровь из альвеолярного воздуха при задержке на вдохе будет более эффективен и совершаться при меньшем парциальном давлении в альвеолах. Углекислый газ при задержке дыхания на вдохе вначале будет усиленно диффундировать в легкие, но так как он оттуда не удаляется («заперт»), то его парциальное давление сравняется с таковым в крови и будет способствовать плавному нарастанию его в организме. В свою очередь нарастание концентрации углекислого газа в крови будет способствовать ее закислению, что приводит к более лучшему связыванию и отдаче кислорода гемоглобином. Поэтому задержка дыхания на вдохе прекрасно стимулирует газообмен в организме и способствует насыщению его кислородом.

Во время выдоха и задержки дыхания на выдохе происходят другие изменения. Во время сильного выдоха давление в легких становится выше атмосферного, что приводит к сдавливанию полых вен у входа их в сердце. Отсюда, приток крови к сердцу уменьшается и затрудняется. Если при этом еще задержать дыхание на выдохе – сердце будет «вхолостую» сокращаться, как насос, в который перестали подавать воду. Естественно, это отрицательно отразится на его работе и кровообращении в целом (нарушается нагнетательная функция крови сердца). Легкие во время выдоха и задержки дыхания на выдохе сжаты; поэтому в них поступает мало крови и уменьшена вентилируемая поверхность (около 30 м2). Кислород в кровь практически не поступает, а углекислота не выводится из крови в легкие. Это приводит к резкому повышению концентрации углекислого газа в крови, что в свою очередь стимулирует дыхательный центр, а через хеморецепторы и всю центральную нервную систему. Повышение углекислого газа в крови закисляет ее и резко увеличивает концентрацию водородных ионов. Значит, началось резкое потребление организмом электронов — универсальной энергии всего живого. Подъем температуры тела и потовыделение во время задержки дыхания на выдохе – первейший и (главный признак возбуждения энергетики организма! Отсюда задержка дыхания на выдохе – прекрасный стимулятор общей энергетики организма.

Если дыхание рассматривать с позиции Инь-Ян, то ВДОХ (расширение, увеличение пространства, легкость, охлаждение) – это Инь процесс; ВЫДОХ (сжатие, убыстрение времени, тяжесть, подъем внутреннего тепла) – это Ян процесс. Во время задержки вдоха активизируется Инь процесс – накапливание в крови кислорода, переход углекислого газа из крови в легкие (накопление, переход из внутреннего во внешнее). Во время задержки выдоха активизируется Ян процесс – поглощение кислорода тканями, распад веществ с выработкой энергии (переход из внешнего во внутреннее, рабочий цикл).

Исходя из вышеизложенного, вытекают следующие рекомендации: 1 – никогда не задерживать дыхание на максимальном вдохе, это может привести к растяжению легочной ткани, увеличению диаметра альвеол, что в общем неблагоприятно отразится на здоровье. Если нужно сделать максимальный вдох, то выполняйте его без задержки. Задерживать дыхание на вдохе рекомендуется в пределах 70-80 проц. от глубины максимального вдоха. При этом, чем старше возраст, тем меньше глубина вдоха за счет ребер. При вдохе больше работайте диафрагмой и умеренно межреберными мышцами и плечами. 2 – никогда не задерживайте дыхание на максимальном выдохе, это верное средство разладить работу сердца. Если нужно сделать максимальный выдох, делайте его без задержки. Задерживать дыхание на выдохе рекомендуется в пределах 70-80 проц. от максимального выдоха. Чем слабее сердце, тем меньше величина задержки, на выдохе. Выполняя выдох, больше работайте диафрагмой — это массирует внутренние органы и сердце.

Насколько справедливы эти рекомендации? Если обратиться к опыту Йоги, то основное дыхательное упражнение выполняется так – 1:4:2. Где 1 – время вдоха; 4 – задержка дыхания на вдохе, в 4 раза большая времени вдоха; 2 – время выдоха в 2 раза больше времени вдоха. Задержки на выходе нет. Делается полный медленный выдох и за ним сразу вдох. Все физиологично от и до.

Работая в ритме дыхания 1:4:2, йогины лишь увеличивают время и проходят три вида пранаямы. Пранаяма, при которой вдох, задержка и выдох равны 12, 48 и 24 секундам, соответственно является низшим видом пранаямы. Результатом такого дыхания является потение тела и уда¬ление из организма нечистот. Когда время вдоха, задержки в выдоха достигает 24, 96 и 48 секунд соответственно, она называется средним видом пранаямы. В результате этого дыхания тело начинает дрожать от прохождения могучих энергий. И, наконец, высший вид пранаямы предусматривает наибольшее время вдоха, задержки и выдоха, равное 36, 144 и 72 секундам соответственно. Благодаря практике высшего вида праноямы, человек ощущает левитацию тела и прилив Великого Блаженства.

key-rich.com

ПРАНАЯМА. Правила дыхания.

1. Полное дыхание йогов (ритмическое дыхание) – глубокое дыхание, осуществляемое в последовательности: живот, грудная клетка, ключицы. Выдох в той же последовательности. Ритм естественный, т.е. не вызывающий затруднений.

2. Капалабхати (серебряная голова) – ритмическое дыхание, выполняемое за счет живота с ритмом 90-120- дыханий в минуту. Соотношение длительности вдоха к длительности выдоха 3:1.

3. Акапалабхати – тоже, но вдох осуществляется двумя ноздрями, а выдох одной, попеременно. Ноздри перекрываются правой (для мужчин) или левой (для женщин) рукой, сложенной в положении Йони-мудра: средний и указательный пальцы прижаты к основанию большого в районе линии жизни, остальные пальцы выпрямлены.

4. Кумбхака (задержка на вдохе) – вдохнуть полным дыханием йоги. Задержать дыхание, сделав три бандхи. Не расслаблять вдыхательные мышцы грудной клетки до окончания выдоха. Выдохнуть, снять бандхи.

5. Бхастрика (меха)- выполняется аналогично капалабхати, но жестче и амплитуднее.

Прежде чем приступать к пранаяме, внимательно прочитайте и хорошо усвойте следующие указания и предостережения.

Определение пригодности

1. Как возможность обучения в аспирантуре зависит от способностей человека и от навыков работы, приобретенных им при изучении той отрасли знаний, которой он занимался раньше, и от дисциплины, так и обучение пранаяме требует овладения асанами и приобретенных таким образом силы и дисциплины.

2. Пригодность ученика к занятиям и продвижению в пранаяме должна определяться опытным гуру, чье личное руководство существенно важно.

3. Пневматические инструменты способны прорезать крепчайшие скалы. В пранаяме йог использует свои легкие как пневматический инструмент. Неправильное употребление погубит как инструмент, так и человека, работающего с ним. Это правило применимо и к пранаяме.

Чистота и пища

4. В храм не входят с грязным телом и нечистыми мыслями. Прежде чем войти в храм собственного тела, йог соблюдает правила чистоты.

5. Перед выполнением пранаямы следует освободить мочевой пузырь и кишечник. Это облегчает выполнение бандх.

6. Предпочтительно практиковать пранаяму на пустой желудок, но если это трудно, можно выпить перед занятиями чашку молока, чая, кофе или какао. После приема пищи должно пройти не менее шести часов, прежде чем можно будет приступать к пранаяме.

7. Через полчаса после окончания занятий пранаямой можно принять легкую пищу.

Время и место

8. Лучшее время для занятий пранаямой — раннее утро (предпочтительнее перед восходом солнца) и после захода солнца. Согласно «Хатха Йоге Прадипике», пранаяму следует практиковать четыре раза в сутки: рано утром, в полдень, вечером и в полночь, по 80 циклов за раз (гл.II, стих 11). Это едва ли возможно в каше торопливое время. Поэтому можно рекомендовать заниматься не менее 15 минут в день. Выполнять же 80 циклов могут ревностно преданные йоге люди, это не для среднего семьянина.

9. Лучше всего начинать занятия весной или осенью, когда нет резких климатических колебаний.

10. Пранаямой следует заниматься в чистом, хорошо проветренном помещении, свободном от насекомых, в тихие часы, когда нет беспокоящего шума.

11. Пранаяму следует выполнять решительно и регулярно в одно и то же время, в одном и том же месте и в одной и той же позе. Изменения допускаются только в типе пранаям: если в первый день выполняется Сурья Бхедана Пранаяма, то на следующий день можно упражняться в Шитали, а на. третий — в Бхастрике. Нади Шодхана Пранаяма должна, конечно, выполняться ежедневно.

12. При выполнении пранаямы дыхание производится только через нос, за исключением Шитали и Шитакари.

13. Лучше всего выполнять пранаяму, сидя на полу на сложенном одеяле. Подходящими позами будут Сиддхасана, Вирасана, Падмасана и Баддха Конасана. Можно принять и любую другую сидячую позу, лишь бы она обеспечивала абсолютно прямое (от основания позвоночника до шеи) и перпендикулярное по отношению к полу положение спины. Некоторые типы пранаям могут выполняться лежа, о чем будет сказано ниже.

14. Во время занятий не должно ощущаться никакого напряжения ни в лицевых мышцах, ни в глазах или ушах, ни в мышцах шеи, плечах, руках, бедрах и стопах. Бедра и руки следует намеренно расслаблять, так как они бессознательно напрягаются во время пранаямы.

15. Язык следует держать пассивно, иначе во рту будет скапливаться слюна. Если это произойдет, проглотите ее перед выдохом (речакой), а не во время задержки дыхания (кумбхаки).

16. Во время вдоха и задержки дыхания грудная клетка должна расширяться как вперед, так и в стороны, но область под лопатками и подмышками должна расширяться только вперед.

17. В начальном периоде наблюдаются потоотделение и дрожь, но постепенно они исчезают.

18. Во всех пранаямах, выполняемых в сидячей позе, голова должна свисать от шеи, а подбородок помещаться в ямку между ключицами наверху грудины. Этот подбородочный замок, или Джаландхара Бандху, следует выполнять всегда, за исключением особых положений, оговоренных ниже.

19. Во время занятий глаза следует держать закрытыми, так как иначе ум будет блуждать, следя за внешними объектами, и отвлекаться. Если глаза держать открытыми, в них возникнет ощущение жжения и раздражения.

20. Во время занятий пранаямой внутри ушей не должно ощущаться давления.

21. Левую руку нужно держать прямой, а задняя сторона ее запястья должна лежать на левом колене. Кончики указательного и большого пальцев соединяются в Джняна Мудру, описание которой следует ниже.

22. Правая рука сгибается в локте, а ее кисть располагается на носу для того, чтобы регулировать ровный ток дыхания и определять тонкость дыхательной струи. Это осуществляется при помощи кончиков безымянного пальца и мизинца, которые контролируют левую ноздрю, и кончика большого пальца, который контролирует правую ноздрю. Положение правой руки подробно рассматривается в разделе «Техника». В некоторых типах пранаям обе кисти располагаются на коленях в Джняна Мудре.

23. Когда ребенок учится самостоятельно ходить, мать не двигается, ее тело пассивно, но ум бдит. При необходимости, например, если ребенок споткнется, ее тело моментально приводится в действие, чтобы уберечь ребенка от падения. Так и при занятиях пранаямой мозг пассивен, но бдителен. Если какие-то телесные органы не срабатывают, бдительный мозг шлет сигналы предупреждения. Ухо должно прислушиваться к звуку дыхания (о надлежащем его звучании говорится ниже), а кисть руки и нос должны следить за чувствительностью дыхательного потока, идущего через носовые проходы.

24. Возникает вопрос: если мозг обязан посылать чувствам предупредительные сигналы, как можно сосредоточиться на пранаяме? Художник, поглощенный своей работой, замечает одновременно различные подробности: перспективу и композицию, тона и оттенки цвета, передний план и фон, мазки своей кисти. Музыкант, исполняя какую-либо мелодию, следит за движением своих пальцев и за сочетаниями звуков, за настройкой инструмента и за высотой тона. Хотя художник и музыкант замечают и исправляют разные частности, они сосредоточены на своем деле. Так и йог, учитывая такие частности, как время, положение тела и даже ритм дыхания, бдителен и чувствителен к току праны внутри себя.

25. Как заботливая мать учит ребенка ходить без поддержки, так заботливый ум йога учит его чувства беззаботности. В результате продолжительных занятий пранаямой чувства освобождаются от увлечения вещами, к которым когда-то стремились.

26. Выполняя пранаяму, каждый человек должен определить свои возможности и не превышать их. Это можно проверить следующим образом: предположим, что человек может спокойно делать вдохи и выдохи длительностью по 10 секунд ритмическими пятиминутными циклами. Если появится какое-либо изменение в ритме, скажем, период вдоха или выдоха уменьшится до 7 или 8 секунд, значит возможности упражняющегося исчерпаны. Продолжать упражнения далее этой точки значило бы неумеренно напрягать легкие, что повлечет всяческие дыхательные расстройства.

27. Неправильная практика приводит к чрезмерному напряжению легких и диафрагмы. От этого страдает дыхательная система, и это вредно отражается на нервной системе. Неправильные занятия пранаямой могут сотрясти основы и здорового тела и здравого ума. Насильственные и напряженные вдохи и выдохи недопустимы (за исключением Бхастрики).

28. Равномерность дыхания способствует здоровому состоянию нервов и, таким образом, ведет к уравновешенности ума и темперамента.

29. Асанами ни в коем случае не следует заниматься сразу после пранаямы. Если сначала выполняется пранаяма, то нужно отдыхать не менее часа, прежде чем приступить к асанам, так как спокойствие нервов, достигнутое в пранаяме, может быть нарушено движениями тела в асанах.

30. Пранаяму можно выполнять спустя не менее 15 минут после умеренных занятий асанами.

31. Напряженные асаны вызывают усталость. При утомлении нельзя заниматься пранаямой ни в какой сидячей позе, так как спина не может держаться прямо, тело охватит дрожь, а ум — беспокойство. Глубокое дыхание, как это делается в Удджайи, но в лежачем положении, снимает усталость.

32. Если не удается больше сохранять мерный ритм глубокого, устойчивого и медленного дыхания — остановитесь. Не продолжайте дальше. Ритм следует определять по характеру носового звука при вдохе («сссссса», вроде того, что слышится, когда воздух вырывается из прокола велосипедной шины) и при выдохе (придыхание вроде «хууууууууум»). Если громкость звука уменьшилась, надо остановиться.

33. Старайтесь достигнуть ровного соотношения вдоха (пураки) и выдоха (речаки). Например, если в данном непрерывном цикле вдох занимает 5 секунд, то выдох должен занимать столько же.

34. Из всех типов пранаям особенно полезны Удджайи и Нади Шодхана. Их могут выполнять беременные женщины, предпочтительно в позе Баддха Конасана. Только нельзя во время беременности производить задержку дыхания, разве под непосредственным руководством опытного учителя.

35. После окончания пранаямы всегда ложитесь в Шавасану не менее чем на 5-10 минут в тишине. Ум должен быть полностью отключен, и все члены тела и органы чувств должны быть совершенно пассивны, как у мертвеца. Шавасана после пранаямы освежает как тело, так и ум.

36. Все три бандхи, а именно, Джаландхара, Уддияна и Мула, должны соблюдаться в кумбхаке (паузе после полного вдоха или задержке дыхания после полного выдоха), о чем еще пойдет речь. Бандхи — это своего рода предохранительные клапаны, которые должны быть закрыты во время кумбхаки.

37. Необходимо полностью освоить выполнение вдоха (пураки) и выдоха (речаки), прежде чем браться за разучивание антара кумбхаки (задержки после вдоха).

38. Не следует пытаться делать бахья кумбхаку (задержку после выдоха) пока не будет полностью освоена антара кумбхака.

39. Во время выполнения кумбхаки существует тенденция, втягивать воздух, а также сжимать и расслаблять диафрагму и органы брюшной полости, чтобы увеличить время задержки дыхания. Это происходит бессознательно и непреднамеренно. Следует стараться не допускать этого.

40. Если окажется трудным задерживать дыхание (делать кумбхаку) после каждого вдоха либо выдоха, то выполните несколько циклов глубокого дыхания, а затем упражняйтесь в кумбхаке. Например, за тремя циклами глубокого дыхания может следовать один цикл кумбхаки, а после еще трех циклов глубокого дыхания второй цикл кумбхаки и т.д.

41. Если задержка дыхания нарушает ритм вдохов или выдохов, сократите длительность кумбхаки.

42. Люди, страдающие глазными или ушными болезнями (например, глаукомой или гнойным воспалением в ушах), не должны пытаться задерживать дыхание.

43. Иногда вначале упражнений в кумбхаке возникает запор. Это временное явление, оно скоро проходит.

44. Нормальная частота дыхания — 15 дыханий в минуту. Она возрастает, когда деятельность организма нарушается из-за несварения желудка, лихорадки, насморка и кашля или таких эмоций, как страх, злоба, похоть. При нормальной частоте дыхания в сутки человек делает 21600 вдохов и выдохов. Йог измеряет продолжительность своей жизни количеством не дней, а дыханий. Поскольку в пранаяме дыхание удлиняется, занятия ею ведут к долголетию.

45. Продолжительная практика пранаямы изменяет мировоззрение и значительно укрощает чувственное стремление к мирским удовольствиям, таким как курение, выпивка и распутство.

46. При занятиях пранаямой чувства втягиваются внутрь, и в тишине кумбхаки адепт слышит внутренний голос, призывающий: «Смотри внутрь! Источник всякого счастья внутри!» Это также подготавливает ученика к следующей ступени йоги — пратьяхаре, которая ведет к освобождению от власти и тирании чувств.

47. Поскольку во время занятий пранаямой глаза держат постоянно закрытыми, ход времени отмечают джапой — повторением в уме какого-либо священного слова или имени. Такое повторение священных слов или имен считается семенем (биджа), посаженным в ум йога. Это семя растет, подготовляя адепта к дхьяне (сосредоточению), шестой ступени йоги. В конечном счете оно порождает плод — самадхи, последнюю ступень йоги, на которой йог испытывает полноту сознания и высшую радость, он сливается с Творцом Вселенной и ощущает то, что никогда не смог бы выразить, но не может и полностью скрыть. Слова бессильны передать его ощущения, так как ум не может найти нужных для этого слов. Это ощущение покоя, которое выше понимания.

БАНДХИ, НАДИ и ЧАКРЫ

Чтобы следовать техникам пранаямы, необходимо знать кое-что о бандхах, нади и чакрах.

Бандха — значит связь, соединение, сковывание, захват. Так называют также позу, в которой какие-то органы или части тела сокращены и взяты под контроль.

Нади — это трубчатый канал в организме, через который течет энергия.

Чакры — это колеса или круги. Это маховые колеса в механизме человеческого организма.

При производстве электрической энергии необходимы трансформаторы, проводники, предохранители, выключатели и изолированные провода для передачи энергии к месту назначения; без всего этого электроэнергия была бы смертельно опасна. Когда выполнение пранаям возбуждает течение праны в теле йога, ему столь же необходимо применять бандхи, чтобы помешать утечке энергии и чтобы доставлять ее в нужное место, не причиняя вреда другим органам. Без бандх прана смертоносна.

Три главные бандхи, важные для пранаямы:

(1) Джаландхара Бандха,

(2) Уддияна Бандха,

(3) Мула Бандха.

Первая бандха, которую йогу следует освоить, — это Джаландхара (от слова «джала» — сеть, сетка, паутина, решетка). В Джаландхаре шея и горло сокращены, а подбородок опущен на грудь в ямку между ключицами наверху грудины. Йог осваивает эту бандху, упражняясь в Сарвангасане (см. стр. 197-212) и других асанах ее цикла, так как при их выполнении тоже образуется подбородочный замок. Джаландхара Бандха регулирует поступление крови и праны к сердцу, к железам, расположенным в области шеи и головы, и к мозгу. Если пранаяма выполняется без Джаландхара Бандхи, тотчас же ощущается давление в области сердца, за глазными яблоками и в полостях ушей, начинается головокружение. Джаландхара Бандха играет существенную роль в трех процессах пранаямы, а именно: пураке (вдохе), речаке (выдохе) и кумбхаке (задержке дыхания).

«Уддияна» значит взлет. В процессе Уддияна Бандхи диафрагма поднимается высоко в грудную клетку, а органы брюшной полости втягиваются назад к позвоночнику. Говорят, что процесс Уддияна Бандхи заставляет великую птицу Прану устремляться вверх по Сушумна нади — главному каналу нервной энергии, который расположен внутри меру-данды (позвоночного столба). Говорят, что это лучшая из бандх и тот, кто постоянно упражняется в ней так, как учит его гуру или наставник, становится снова молодым.

Говорят, что она как лев, который убивает слона по имени Смерть. Выполнять Уддияну можно только во время бахья кумбхаки, следующей за речакой, т.е. в промежутке между полным выдохом и свежим вдохом, когда дыхание приостановлено. Она упражняет диафрагму и органы брюшной полости. Впадина, образуемая при подъеме диафрагмы, способствует легкому массажу мышц сердца и тонизирует его. Ни в коем случае не следует делать Уддияна Бандху во время антара кумбхаки, т.е. в промежутке между полным вдохом и началом выдоха, когда дыхание задержано, так как это создает напряжение в сердце и диафрагме и утруждает глаза.

«Мула» значит корень, источник, происхождение или причина, базис или основа. Мула Бандха — это область между анусом и мошонкой. Сокращение этой области вынуждает Апана Ваю (нисходящую энергию нижней части брюшной полости) течь вверх на соединение с Прана Ваю, вместилище которой находится в области груди.

Мула Бандху сначала следует делать во время антара кумбхаки (задержки дыхания после вдоха). Нижняя часть брюшной полости от пупка до ануса прижимается тогда к позвоночнику и подтягивается вверх к диафрагме. В Уддияна Бандхе подтягивается назад к. позвоночнику и поднимается вверх вся область от ануса до диафрагмы по самую грудину. Но в Мула Бандхе вся нижняя часть брюшной полости от ануса до пупка сокращается, подтягивается назад к позвоночнику и поднимается вверх к диафрагме.

Освоить Мула Бандху помогает опыт сокращения анального сфинктера (Ашвини Мудра). Ашва — это лошадь, а мудра — запечатывающая поза. Она называется так потому, что вызывает представление о мочащейся лошади. Ее можно разучивать во время выполнения различных асан, особенно Тадасаны, Ширшасаны, Сарвангасаны, Урдхва Дханурасаны, Уштрасаны и Пашчимоттанасаны.

Выполнение этих бандх замыкает, говорят, шестнадцать адхар. «Адхара» (от корня «дхр» — поддерживать) значит опора, жизненно важная часть. Эти шестнадцать жизненно важных частей тела таковы: большие пальцы рук, лодыжки, колени, бедра, крайняя плоть, детородные органы, пупок, сердце, шея, горло, небо, нос, пространство между бровями, лоб, голова и брахмарандхра (отверстие в темени, через которое улетает душа, оставляя тело).

Осваивать Уддияна Бандху и Мула Бандху самостоятельно, без личного наблюдения опытного гуру или учителя очень опасно. Неправильное выполнение Уддияна Бандхи вызовет непроизвольное истечение семени и утрату жизненной энергии, а неправильное выполнение Мула Бандхи серьезно ослабит занимающегося и лишит его силы. Даже правильное выполнение Мула Бандхи имеет свои опасности. Она повышает способность удерживать сексуальную силу, чем может соблазнить на злоупотребление ею. Если ученик поддастся этому искушению, он погиб.

Все его дремлющие желания пробудятся и станут смертоносными, как змея, разбуженная ударом палки. Овладев тремя бандхами, йог оказывается на перекрестке своей судьбы. Одна дорога ведет к бхоге, наслаждению мирскими радостями, другая — к йоге, единению с Верховной Душой. Привлекательность мирских радостей велика. Йог, однако, чувствует большее влечение к их Творцу. Чувства открыты наружу, поэтому они притягиваются к вещам и следуют по пути бхоги. Если направление чувств изменить так, чтобы они повернулись вовнутрь, тогда они встанут на путь йоги. Чувства йога повернуты к встрече с Творцом, источником всего мироздания.

И именно тогда, когда ученик освоит три бандхи, руководство гуру особенно необходимо, так как под надлежащим руководством эта возросшая сила сублимируется для высших и благородных целей. Упражняющийся становится тогда урдхваретусом (от слов «урдхва» — вверх и «ретус» — сперма), то есть человеком, избравшим безбрачие и не растрачивающим попусту половую энергию. Такой человек обретает нравственную и духовную силу. Эта внутренняя сила будет сиять, как солнце.

Практикуя Мула Бандху, йог стремится достигнуть истинного источника (мула) всего мироздания. Его целью является полное обуздание (бандха) читты, которая включает ум (манас), интеллект (буддхи) и эго (ахамкару).

Человеческое тело, само по себе, является миниатюрной вселенной. Слово хатха состоит из двух слогов: «ха» — солнце и «тха» — луна. Считается, что солнечная и лунная энергии текут соответственно через два главных канала (нади) — Пингалу, который начинается от правой ноздри, и Иду, начинающийся от левой ноздри; они идут вниз, к основанию позвоночника. Пингала — это нади солнца, а Ида — это нади луны. Между ними находится Сушумна — нади огня. Как уже указывалось, Сушумна нади -это главный канал нервной энергии, он расположен внутри меру-данды (позвоночного столба). Пингала, Ида и Сушумна пересекаются друг с другом в различных местах. Эти узловые пункты называются чакрами, центрами управления механизмом тела, которые можно уподобить маховым колесам машины.

Главные чакры следующие:

Муладхара Чакра (от слов «мула» — основа, причина, источник и «адхара» — опора, жизненно важная часть) находится в области малого таза над анусом;

Свадхиштхана Чакра (от слов «сва» — жизненная сила, душа и «адхиштхана» — вместилище, местопребывание) расположена над детородными органами;

Манипурака Чакра (от слова «манипура» — пупок) в пупке;

Манас Чакра и Сурья Чакра (от слов «манас» — ум и «сурья» — солнце) расположены между пупком и сердцем;

Анахата Чакра (от слова «анахата» — сердце) в области сердца; Вишуддха Чакра (от слова «вишуддха» — чистый) в области глотки;

Аджна Чакра (от слова «аджна» — приказ) в межбровье;

Сахасрара Чакра, которая называется тысячелепестковым лотосом, расположена в полости мозга;

Лалата Чакра (от слова «лалата» — лоб) в верхней части лба.

Возможно, эти чакры соответствуют эндокринным железам, которые снабжают организм гормонами и другими внутренними секрециями. Чакры Муладхара и Свадхиштхана, возможно, соответствуют половым железам (яичкам, половому члену и предстательной железе — у мужчин; яичникам, матке и влагалищу — у женщин). Между этими двумя чакрами расположен орган деторождения, называемый Камарупа, в честь Камы, Бога страсти и любви. Органам брюшной полости (желудку, селезенке, печени и поджелудочной железе), может быть, соответствует Манипурака Чакра. Оба надпочечника можно сопоставить с чакрами Сурья и Манас. Анахата Чакра — это сердце и главные кровеносные сосуды вокруг него. Вишуддха Чакра — это, возможно, щитовидная и паращитовидная, а также вилочковая железы. Чакры Аджна, Сахасрара и Лалата, возможно, обозначают мозговое вещество, гипофиз и шишковидную железу.

По тантрическим текстам, целью пранаямы является пробуждение в нашем теле Кундалини, божественной космической силы. Кундалини символически представляют в виде свернувшейся спящей змеи, скрытой в самом нижнем нервном центре у основания позвоночника в Муладхара Чакре. Эту скрытую энергию надо пробудить и заставить двигаться вверх по позвоночнику, пронизывая чакры вплоть до Сахасрары (тысячелепесткового лотоса в голове, нервной сети мозга), а там соединиться с Верховной Душой.

Все это, возможно, аллегорический способ описания огромной жизненной силы, в особенности сексуальной, которая достигается практикой Уддияна и Мула Бандх, описанной выше. Пробуждение Кундалини и направление ее вверх, возможно, является символическим способом описания сублимации сексуальной энергии.

beloveresk.ru

06.05.2011 Секреты вдоха и выдоха (Иванов В.)

В.Иванов, доктор искусствоведения, профессор Московского государственного университета культуры и искусств

В предлагаемой читателю статье рассматривается частный методический вопрос, связанный с возможностью применения специальных дыхательных упражнений в исполнительском и педагогическом процессе музыкантов-духовиков.

Вместе с тем данный материал имеет общую методологическую и определённую практическую направленность, ориентированную на исполнителей, педагогов и студентов музыкальных образовательных учреждений других исполнительских специальностей.

Как известно, воздух является основной звуковой энергией любого духового инструмента. А это значит, что природа звучания духовых инструментов непосредственно связана с дыханием человека. Точнее — с особенностями выполнения вдоха и выдоха, техникой звукоизвлечения и выразительной стороной воспроизведения музыкального произведения. Следовательно, исполнение музыки духовых инструментов выдвигает на первый план проблему формирования и управления техникой исполнительского дыхания.

Что касается сущности постановки профессионального, или, как принято говорить, исполнительского дыхания музыканта-духовика, оценки её элементов, то мы обойдём этот вопрос стороной, так как здесь сегодня существуют различные, иногда спорные, подходы и рекомендации, основанные в большей степени на эмпирическом опыте и в меньшей степени — на объективных закономерностях. В общем, задача эта далеко не простая. Мы же сконцентрируем своё внимание на рекомендациях по организации режимов дыхания, его фаз и специальных дыхательных упражнениях без игры на духовом инструменте.

Прежде чем конкретно говорить об этих упражнениях, целесообразно уточнить суть биомеханики естественного дыхания человека и исполнительского дыхания музыканта-духовика.

Как известно, сущность процесса обыденного (внешнего) дыхания человека заключается в обеспечении организма необходимым количеством кислорода и удалении из него избытка углекислого газа. Этот процесс осуществляется, при одновременном участии физиологических систем крови, дыхательных мышц, особым отделом центральной нервной системы — дыхательным центром, координирующим ритмическое чередование вдоха и выдоха. Именно этот «пульт управления», подчиняясь командам человека, способен изменять глубину, объём, продолжительность и силу дыхательных фаз. При обыденном дыхании фазы вдоха и выдоха совершаются непроизвольно и через примерно равные промежутки времени.

Во всяком случае, физиологическая целесообразность естественного дыхания — это лишь исходный базис, на котором происходит формирование исполнительского дыхания музыканта-духовика. Другими словами, процесс адаптации обыденного дыхания к игре на том или ином духовом инструменте детерминируется исключительно анатомо-физиологическим и психологическим факторами, представляющими собой первичное условие его рациональной постановки.

В современной методике под понятием «исполнительское дыхание музыканта-духовика» понимается особая приспособительная деятельность дыхательного аппарата к условиям звукоизвлечения и звуковедения, когда в линию выдоха включено искусственное сопротивление в виде мундштука, трости или стенки лабиального отверстия. Из-за сопутствующего сопротивления происходит заметное повышение энергозатрат дыхательной системы. При этом на музыканта-духовика ложится двойная физическая нагрузка: увеличивается вентиляция лёгких и повышается энергетическая стоимость каждого литра выдыхаемого в инструмент воздуха.

В основе работы дыхательной системы лежит произвольное (сознательное) управление исполнителем фазами вдоха и выдоха, характеризующимися своей неравномерностью — быстрым, коротким вдохом и продолжительным, равномерным выдохом.

Это управление связано с особенностями построения музыкальных фраз, продолжительностью цезуры, динамикой, звуковысотной интонацией, агогикой и другими элементами, имеющимися в фактуре конкретно исполняемого произведения.

Собственно говоря, подчинение дыхания этим особенностям и составляет для исполнителя суть хорошего выполнения музыкальной фразировки в целом и отдельных интонационно-выразительных элементов в частности.

Небезынтересно вспомнить высказывание по поводу исполнительского вдоха тонкого музыканта и мудрого педагога-учёного Ю.А. Усова

«Вдох всегда подчиняется музыкально-исполнительским задачам, — писал он в работе «Сто секретов трубача» (2005)

— от характера музыки зависит его скорость, полнота и глубина. Эмоциональное состояние трубача, стремящегося передать образное содержание исполняемой музыки, может быть самым разнообразным.

В зависимости от него изменяется и вдох: при жизнерадостной музыке он будет лёгкий и живой, при печальной — тяжёлый и медленный, при драматической и героической — значительный и величественный, при трагической — напряжённый и несколько удлинённый и т.д.

Необходимо помнить, что вдох — такое же средство музыкальной выразительности, каким являются звук, дыхание, агогика и т.д.».

Формирование исполнительского дыхания

Формирование исполнительского дыхания, то есть его правильная постановка, занимает важное место в обучении игре на духовом инструменте. Этот процесс начинается с первых дней занятий на инструменте и продолжается до того момента, когда постепенно закрепляются способы управления тем или иным типом дыхания (грудным, брюшным, грудобрюшным), формируется так называемое ощущение «опоры» дыхания, а также приобретаются технические навыки смены дыхания в процессе игры. Срок постановки, конечно, зависит от физических данных и возраста музыканта, состояния его дыхательного аппарата, преобладающих тенденций технического развития и т.п.

Практика показывает плохо поставленное дыхание служит серьёзным тормозом и проблемой развития исполнительской и художественной техники. Вполне очевидно, что исполнитель, не обладающий хорошо закреплёнными дыхательными движениями, рискует потерять целый ряд существенных для воспроизведения музыки интонационно-выразительных возможностей.

С точки зрения физиологии, основной силой, приводящей в движение грудную клетку и лёгочную вентиляцию, является группа дыхательных мышц: наружных и внутренних межрёберных, мышц брюшного пресса и диафрагмы. Именно диафрагма, представляющая собой сильную, листообразную мышцу, отвечает за фазу вдоха. Её сокращение происходит практически автономно, чем несколько напоминает сердечную мышцу. Когда диафрагма растягивается, то объём грудной клетки увеличивается, воздух втягивается в лёгкие, а когда же она сжимается — воздух выдавливается из лёгких обратно во внешнюю среду.

А вот важнейшими мышцами, отвечающими за фазу выдоха, являются мышцы передней брюшной стенки. При их сокращении повышается внутрибрюшное давление и происходит подъём диафрагмы вверх.

Не последнее место в исполнительском дыхании, а точнее в режиме выдоха, принадлежит механизму опоры. По сути, опора дыхания обеспечивает исполнителю необходимое по интенсивности, насыщенности и организованности воздушное давление и, как следствие этого, способствует экономии дыхательных усилий, созданию рационального типа дыхания, благоприятных условий для игровой артикуляции. Фиксация опоры (здесь скорее можно говорить об её физическом ощущении) достигается с помощью сознательно созданного и регулируемого напряжения дыхательных мышц. При этом между воздушным давлением и дыхательными мышцами, включая диафрагму, имеется нервная связь. В процессе звукоизвлечения со стороны губных мышц поступают импульсы на стенки бронхов, которые автоматически «корректируют» воздушное давление в зависимости от тонуса амбушюра, высоты и силы извлекаемых звуков. Стало быть, норма этого давления устанавливается рефлекторно.

Как показывает практика, в процессе игры музыканты используют преимущественно два типа дыхания: брюшной и грудобрюшной (смешанный). Эти типы дыхания характерны для всех исполнителей-духовиков. Однако у некоторых девушек и женщин, играющих на духовых инструментах, наблюдается при игре грудной тип дыхания, как преобладающий над грудобрюшным типом.

Тип дыхания в процессе игры варьируются

Нужно сказать, что в зависимости от целого ряда причин режим и тип дыхания в процессе игры варьируются. Каждый из типов дыхания имеет, с одной стороны, свою сферу применения и отличается индивидуальным характером выполнения, с другой — они взаимно дополняют друг друга. «Чистого» типа исполнительского дыхания, в общем-то, не существует. Правда, названные типы дыхания — это их условное разделение. Каждая разновидность дыхания определяется степенью активности вовлечённых в функциональную работу группы дыхательных мышц.

У нас нет, естественно, возможности подробно анализировать каждый тип дыхания. Мы лишь констатируем, исходя из опыта, что музыкант-духовик во время игры пользуется, как правило, своим, можно сказать, естественным типом вдоха, исходя из индивидуальных анатомических особенностей строения грудной клетки, самих лёгких, физической развитости и силы мышц, участвующих в дыхательном процессе.

В любом случае наилучший результат достигается при использовании грудобрюшного типа дыхания, который способствует наибольшей длительности выдоха и исполнению без вынужденного перенапряжения продолжительных музыкальных фраз. Брюшной тип дыхания, характеризующийся двигательной активностью диафрагмы и нижних рёбер грудной клетки, применяется, обычно, при игре коротких музыкальных построений или в тех случаях, когда исполнитель располагает для взятия вдоха малым запасом времени. При выполнении этого типа дыхания игровая лёгкость и свобода не пропадают. Грудной тип дыхания менее эффективен, так как сниженная активность диафрагмы не способствует формированию глубокого и достаточно продолжительного выдоха. Вообще, одним из показателей хорошо организованного вдоха является бесшумный (через рот) и незаметный для визуального наблюдения вдох.

Итак, что должно обеспечивать в условиях игрового процесса исполнительское дыхание музыканта-духовика?

Исходя из сказанного, следующее:

  • создание опоры дыхания;
  • взаимодействие дыхания с игровыми действиями губ;
  • снятие излишнего напряжения с дыхательной опоры и губного аппарата;
  • возможность свободного и быстрого перехода от одного типа дыхания к другому;
  • получение необходимого звукового результата.

Однако вернёмся к предмету нашего разговора — дыхательным упражнениям. Они представляют собой систему вдохов, выдохов и задержек дыхания, благотворно влияющих не только на органы дыхания, но и на вегетативную нервную сферу, систему кровообращения, пищеварения. В целом эти упражнения дают исполнителю хороший оздоровительный эффект, мобилизуют и повышают его природные физические ресурсы. Важной особенностью этих упражнений является саморегуляция параметров дыхания, связанных с сознательным контролем музыканта за частотой, глубиной и ритмом дыхательных движений. И, что очень полезно в них, это возможность быстрого регулирования эмоционального состояния в виде мобилизующего и успокаивающего эффектов.

Из чего же, собственно, формируется «дыхательная гимнастика»?

Да, из следующих компонентов: частоты и глубины дыхания; временного соотношения продолжительности вдоха выдоха и дыхательной паузы; чередования того или иного типа дыхания; изменения силы и направления выдыхаемого воздуха; включения в дыхательный тракт (горло, глотка, бронхи) искусственного сопротивления.

Дыхательных упражнений, описанных в различной литературе, достаточно много, часть из них имеет прикладное значение в обучении и игре на духовых инструментах. В основном они просты по своему содержанию и выполнению. Их, впрочем, несложно составить самостоятельно, исходя из целевой направленности тренировки, скажем, на: формирование правильного вдоха и выдоха; активизацию работы мышц брюшного пресса, диафрагмы, межрёберных мышц; регулирование отдельных функциональных состояний организма.

От музыканта-духовика требуется только предельная сосредоточенность, устойчивая мотивация и осмысленный подход к их выполнению.

Дыхательная тренировка может принести пользу лишь в том случае, если упражнения будут выполняться целенаправленно и регулярно — по несколько раз в день. При выполнении упражнений одежда не должна стеснять движений, мешать свободному дыханию и кровообращению.

Прежде всего, предложим обязательно освоить одно из наиболее эффективных упражнений, взятого, кстати, из системы дыхания йогов, на формирование так называемого «полного дыхания». Данное упражнение, приводя в активное движение всю дыхательную систему, способствует как «оперативной» перестройке обыденного дыхания на исполнительское, так и закреплению навыка выполнения актов вдоха и выдоха.

Система дыхания йогов

Итак, исходное положение стоя. Корпус прямой, плечи развёрнуты, руки не напряжены. Сначала следует положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой — на живот. Затем через рот сделать глубокий, не быстрый вдох так, чтобы передние и боковые стенки живота выпятились вперёд и в стороны, поднимая одновременно вашу ладонь. После начинайте наполнять воздухом среднюю и верхнюю часть лёгких, расширяя верхнюю часть груди, поднимая соответственно этому положенную на неё ладонь. Далее, удерживая брюшной пресс и грудную клетку в положении глубокого вдоха, задержите дыхание на некоторое время (считая, например, мысленно и не быстро до трёх), затем начинайте делать медленный, желательно по возможности продолжительный выдох через узкую щель губ. Можно представить, что вы как бы дуете на горящую свечу, пытаясь погасить огонь. При выдохе старайтесь как можно дольше не опускать грудь, то есть удерживать её во вдыхательном положении. Упражнение повторять без перерыва 5-8 раз.

Данное упражнение можно несколько усложнить, если приставить к губам или поместить в рот мундштук, посылая на выдохе в него воздушную струю.

Полезны также будут упражнения для тренировки диафрагмы и мышц брюшного пресса. Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Приседая, нужно сделать полный глубокий вдох, затем, задержав дыхание на фазе выдоха, следует встать и слегка наклониться вперёд, упираясь руками в верхнюю часть бёдер. В этом положении нужно энергично втянуть, а потом быстро расслабить переднюю стенку живота.

Следующее упражнение выполняется в том же исходном положении, что и предыдущее упражнение. Сделайте короткий вдох с одновременным выпячиванием живота, затем задержите дыхание и начинайте подтягивать живот (диафрагма начнёт тоже подниматься). Потом расслабьте мышцы брюшного пресса и произведите выдох. Мысленный счёт ведите медленно, постепенно увеличивая фазу задержки дыхания. Повторите данное упражнение без перерыва 4-6 раз.

Другое рекомендуемое нами упражнение выполняется во время ходьбы. В умеренном темпе сделайте полный вдох на 4,6 или 8 шагов, затем задержите дыхание на 2, 3 или 4 шага. Потом сделайте полный выдох опять на 4,6 или 8 шагов. После выдоха — задержка дыхания прежней продолжительности (2, 3 или 4 шага) или на несколько большее время. В ходе повторений продолжительность вдоха может возрастать до 12 и более шагов и, как следствие этого, может возрастать и задержка дыхания. Упражнение, впрочем, можно повторять, выдыхая воздух толчками через плотно сжатые губы, а также с акцентированным выдохом через 15-20 дыхательных порций. Кстати, ходьбу можно чередовать с пробежкой во время выдоха.

Следующий комплекс дыхательных упражнений ориентирован на регулирование эмоционально-психологического состояния музыканта.

Хорошо известно, что при частом и поверхностном дыхании возбудимость отдельных нервных центров повышается и, наоборот, — при глубоком дыхании понижается. При этом вдох связан с возбуждением нервной системы, а выдох — с её торможением. Как раз эта особенность естественного дыхания лежит в основе мобилизующих и успокаивающих дыхательных упражнений.

Поэтому, если исполнителю необходимо поднять свой эмоциональный тонус, то следует взять продолжительный вдох с последующей задержкой дыхания, равной приблизительно половине вдоха. Продолжительность выдоха в этом случае почти не меняется.

Схема мобилизующего дыхательного упражнения выглядит следующим образом:

2 (2) +2
4 (2) +6
4 (2) +7
4 (2) +8
8 (2) +5
9 (4) +5
10(5) +5

где первая цифра в формуле указывает на продолжительность вдоха в секундах, а цифра в скобках определяет продолжительность дыхательной паузы. Знак (+) — это продолжительность выдоха в секундах.

Нетрудно убедиться, что в процессе выполнения этого дыхательного упражнения продолжительность вдоха и дыхательной паузы возрастает в пять раз, а продолжительность выдоха — всего лишь в 2,5 раза. Всего несколько минут выполнения этого упражнения потребуется, чтобы, скажем, музыкант смог настроить и сосредоточить себя на плодотворную музыкальную репетицию, экзамен, зачёт или публичное выступление.

С другой стороны, с помощью тренировочных дыхательных упражнений можно быстро добиться успокоения нервной системы, снятия напряжения и волнения. В основе успокаивающих дыхательных упражнений лежит относительное укорочение вдоха, удлинение выдоха и, соответственно, — дыхательной паузы после него. Практически продолжительность выдоха увеличивается до тех пор, пока он не станет вдвое длиннее вдоха. Удлиняется потом и дыхательная пауза, которая, как правило, должна будет составлять половину вдоха.

Схему «успокаивающего» дыхания можно представить так:

2 + 2(2)
4 + 4(2)
4 + 6(2)
4 + 7(2)
4 + 8(2)
4 + 9(2)
5 + 9(2)
5 + 10(2)
6 + 10(3)
7 + 10(3)
8 + 10(3)
9 + 10(4)
10 + 10(5)

где первая цифра формулы означает продолжительность вдоха, вторая цифра — продолжительность выдоха, а третья цифра — задержку дыхания после выдоха.

Снять несколько нервное и мышечное напряжение, скажем, после длительных занятий на инструменте, поможет исполнителю и такой «экстренный» метод. Сразу после окончания занятий на инструменте сильной и прерывистой (небольшими порциями) струёй выдохните воздух наружу. Сделать это надо 3-4 раза через плотно сжатые губы.

Итак. Что же можно считать критерием продуктивности комплекса дыхательных упражнений?

Ответим на этот вопрос так: основным критерием продуктивности дыхательных упражнений является усиление рефлекторной связи между дыхательной мускулатурой и центральной нервной системой исполнителя, а также перевод бессознательных действий, физических ощущений в условно игровое сознательное состояние.

Предложенные нами для музыкантов дыхательные упражнения не исчерпывают весь их прикладной и оздоровительный спектр. Однако надо полагать, что они являются лишь исходными примерами для проведения дальнейшей серьёзной работы по развитию исполнительского дыхания. Думается также, что изложенный теоретический материал будет иметь непосредственное значение для связи объективных знаний с исполнительской и педагогической практикой музыкантов-духовиков.

Иванов В.Д., журнал «Оркестр» январь-май 2011
07.05.2011

tubastas.ru

Это интересно:

  • Акт об отказе от подписи в приказе о дисциплинарном взыскании Отказ подписывать приказ работника наказали штрафом. работник отказывается подписывать приказ о наказании. что делать кадровому работнику? Ответы юристов (4) Здравствуйте, Наталья! Если работник отказывается подписать приказ о наказании, то пишется акт об отказе. С […]
  • Ст3 закона о рро Актуальные вопросы по применению РРО Могут ли предприятия торговли не использовать регистратор расчетных операций при возврате покупателю наличных денежных средств за неполученный или возвращенный им товар? Согласно требованиям ст.2 Закона Украины «О применении […]
  • Как не плотит алименты Как не платить алименты Многие в своей жизни сталкивались с вопросами взыскания алиментов, но нередко людей интересуют вопросы неуплаты алиментов. В данной статье мы не будем никого осуждать либо призывать не платить законом установленные деньги. Постараемся рассмотреть […]
  • Перевозка без лицензии штраф За перевозку пассажиров легковым такси без разрешения может быть введена административная ответственность Сегодня на рассмотрение Госдумы внесен законопроект, устанавливающий административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке […]
  • Размер пособия при рождении ребенка рб Пособие при рождении ребенка в Беларуси: период начисления, размеры выплат, документы Пособие при рождении ребенка в Беларуси: какие нужны документы, кому их подавать, в какие сроки. Мы составили для вас краткую выжимку необходимых шагов. По законодательству Беларуси […]
  • Материнский капитал от сдс в кемерово Материнский капитал в Кемерово и Кемеровской области Кемеровская область — активно развивающийся шахтерский регион. Социальная политика местных властей направлена на оказание максимальной помощи семьям с детьми, проживающим в регионе. Согласно статистическим данным, в […]
  • Экономические преступления в омске В Омске на треть выросло число экономических преступлений Следователи и полицейские рассказали, как борются с налоговыми преступлениями и фирмами-однодневками, которые открывают на подставных лиц. В Следственном управлении СК РФ по Омской области прошло совещание, […]
  • Клиент на квартиру с материнским капиталом NEW! Материнский капитал + рассрочка Сегодня "Норманн" рад предложить уникальную форму оплаты: мы принимаем материнский капитал в качестве первого взноса по любой из рассрочек, доступных в нашей компании! Если материнский капитал не покрывает размер минимально […]