Ликвидация последствий аварий на аэс

| | 0 Comment

Принятые меры по ликвидации последствий аварии на АЭС Фукусима-1

По мнению многих экспертов действия японских властей по предотвращению радиационного загрязнения и ликвидации последствий аварии нельзя назвать обдуманными, оперативными и полностью скоординированными, а предпринимаемые меры поройоказывались неэффективными. К тому же периодически возникали трудности с выбором приоритетов ввиду ограниченного числа человеческих ресурсов.

Экстренные меры

Через сутки после третьего взрыва, который вывел из строя второй реактор, правительство Японии заявило о своих планах по охлаждению третьего энергоблока и заполнению водой бассейнов выдержки третьего и пятого энергоблоков. Для этого 17 марта вертолеты начали сбрасывать на него морскую воду. До того момента как были расчищены завалы, вывезен крупный мусор и организована наземная подача воды, два военных вертолета CH-47 сделали по 4 рейса. Далее в течение сорока минут 6 полицейских машин с водяными пушками пытались продолжить начатое, но так и не смогли достать до реактора. После них к работе приступили пожарные. Пять машин за 15 минут вылили на третий реактор в общей сложности 30 тонн воды.

Одновременно с этим проводилось восстановление электроснабжения станции, поддержание пятого и шестого энергоблоков в работоспособном состоянии и попытки охладить ОЯТ.

Предотвращение загрязнения воды

2 апреля ликвидаторы обнаружили трещину в стене кабельного канала, расположенного вблизи водозабора энергоблока №2. А поскольку канал связан с техническими помещениями второго блока, то вода, которой он был заполнен, имела практически одинаковую мощность дозы — 1000 мЗв в час, а это угрожало загрязнением воды в море.

1 — реакторное отделение, 2 — турбинное отделение, 3 — место заливки жидкого стекла.

После двух неудачных попыток залить трещину бетоном и полимером на примыкающем участке прорубили отверстия, в которые залили 1,5 тонны жидкого стекла.

Меры, принятые в последствии

Попытки снизить температуру реакторов привели к увеличению ее уровня и скоплению огромного количества загрязненной воды. Это потребовало усилий по откачиванию и налаживанию системы охлаждения. TEPCO принимает решение построить эффективные очистные сооружения подобно тем, что функционируют во Франции. Имеющаяся в реакторе вода насосами должна откачиваться в специальный резервуар, проходя через фильтры и охладители, а оттуда подаваться обратно в реактор. Запуск системы произошел 31 мая 2011 года.

Все это время и вплоть до декабря 2011 года на станции проводятся общевосстановительные работы, расчистка территории и подготовка к холодной остановке реакторов.

rb.mchs.gov.ru

Ликвидация последствий аварий на аэс

Особенности ликвидации последствий радиационной аварии


Для классификации аварий на радиационно опасных объектах существует несколько подходов. Это обусловлено тем, что подобные аварии отличаются большим разнообразием присущих им признаков, а также объектов, на которых они могут происходить. В большинстве случаев аварии, сопровождающиеся выбросами радиоактивных веществ и формированием радиационных полей, классифицируют применительно к АЭС.

В зависимости от характера и масштабов повреждений и разрушений аварии на радиационно опасных объектах подразделяют на проектные, проектные с наибольшими последствиями (максимально проектные) и запроектные (гипотетические). [15,16]

Под проектной аварией понимается авария, для которой определены в проекте исходные события аварийных процессов, характерных для того или иного объекта (типа ЯР) или другого радиационно опасного узла, конечные состояния (контролируемые состояния элементов и систем после аварии), а также предусмотрены системы безопасности, обеспечивающие ограничение последствий аварий установленными пределами.

Максимально проектные аварии характеризуются наиболее тяжелыми исходными событиями, обусловливающими возникновение аварийного процесса на данном объекте. Эти события приводят к максимально возможным в рамках установленных проектных пределов радиационным последствиям.
Под запроектной (гипотетической) аварией понимается такая авария, которая вызывается не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями и сопровождается дополнительными по сравнению с проектными авариями отказами систем безопасности.

В радиационной аварии различают четыре фазы развития: начальную, раннюю, промежуточную и позднюю (восстановительную).

Начальная фаза аварии является периодом времени, предшествующим началу выброса (сброса) радиоактивности в окружающую среду или периодом обнаружения возможности облучения населения за пределами санитарно-защитной зоны предприятия. В отдельных случаях подобная фаза может не существовать вследствие своей быстротечности.

Ранняя фаза аварии (фаза «острого» облучения) является периодом собственно выброса радиоактивных веществ в окружающую среду или периодом формирования радиационной обстановки непосредственно под влиянием выброса (сброса) в местах проживания или нахождения населения. Продолжительность этого периода может быть от нескольких минут до нескольких часов в случае разового выброса (сброса) и до нескольких суток в случае продолжительного выброса (сброса). Для удобства в прогнозах продолжительность ранней фазы аварии в случае разовых выбросов (сбросов) целесообразно принимать равной 1 суткам.

Промежуточная фаза аварии охватывает период, в течение которого нет дополнительного поступления радиоактивности из источника выброса в окружающую среду и в течение которого принимаются решения о введении или продолжении ранее принятых мер радиационной защиты на основе проведенных измерений уровней содержания радиоактивных веществ в окружающей среде и вытекающих из них оценок доз внешнего и внутреннего облучения населения. Промежуточная фаза начинается с нескольких первых часов с момента выброса (сброса) и длится до нескольких суток, недель и больше. Для разовых выбросов (сбросов) протяженность промежуточной фазы прогнозируют равной 7-10 суток.

Поздняя фаза (фаза восстановления) характеризуется периодом возврата к условиям нормальной жизнедеятельности населения и может длиться от нескольких недель до нескольких лет в зависимости от мощности и радионуклидного состава выброса, характеристик и размеров загрязненного района, эффективности мер радиационной защиты.

В зависимости от границ зон распространения радиоактивных веществ и радиационных последствий потенциальные аварии на АЭС делятся на 6 типов. [16]

Локальная авария. Радиационные последствия аварии ограничиваются пределами объекта. При этом возможно облучение персонала и загрязнение зданий и сооружений, находящихся на территории АЭС, выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации.

Местная авария. Радиационные последствия аварии ограничиваются пределами пристанционного поселка и населенных пунктов в районе расположения АЭС. При этом возможно облучение персонала и населения выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации.

Территориальная авария. Радиационные последствия аварии ограничиваются пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена АЭС, и включают, как правило, две и более административно-территориальные единицы субъекта. При этом возможно облучение персонала и населения нескольких административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации.

Региональная авария. Радиационные последствия аварии ограничиваются пределами двух и более субъектов Российской Федерации и приводят к облучению населения и загрязнению окружающей среды выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации.

Если при региональной аварии количество людей, получивших дозу облучения выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации, может превысить 500 человек, или количество людей, у которых могут быть нарушены условия жизнедеятельности, превысит 1000 человек, или материальный ущерб от аварии превысит 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, то такая авария будет федеральной.
Трансграничная авария. Радиационные последствия аварии выходят за территорию Российской Федерации либо данная авария произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

Радиоактивное загрязнение окружающей среды является наиболее важным экологическим последствием радиационных аварий с выбросами радионуклидов, основным фактором, оказывающим влияние на состояние здоровья и условия жизнедеятельности людей на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Степень опасности радиоактивно загрязненных поверхностей определяется радионуклидным составом загрязнений, плотностью загрязнений, характером загрязненных поверхностей, временем, прошедшим после загрязнения, и некоторыми другими характерными для соответствующего загрязнения причинами.
Наиболее характерные особенности имеет радиоактивное загрязнение вследствие аварий ядерных реакторов различного характера.

В соответствии с удельным весом в составе выбросов биологически наиболее значимых радионуклидов при аварии ядерных реакторов в развитии радиационной обстановки выделяют, как правило, два основных периода: «йодовой опасности», продолжительностью до 2-х месяцев, и «цезиевой опасности», который продолжается многие годы.

В «йодном периоде», кроме внешнего облучения (до 45% дозы за первый год), основные проблемы связаны с молоком и листовыми овощами — главными «поставщиками» радионуклида йода внутрь организма.
«Цезиевый период», наступающий по прошествии 10 периодов полураспада 131J, является периодом, когда цезий определяет основную причину радиационного воздействия на население и окружающую среду.
На первом этапе радиационное воздействие на людей складывается из внешнего и внутреннего облучений, обусловленных соответственно радиоактивными облучениями от загрязненных радионуклидами объектов окружающей среды и вдыханием радионуклидов с загрязненным воздухом, на втором этапе — облучением от загрязненных радионуклидами объектов окружающей среды и введением их в организм человека с потребляемой пищей и водой, а в дальнейшем — в основном за счет употребления населением загрязненных продуктов питания. Принято считать, что 85 % суммарной прогнозируемой дозы облучения на последующие 50 лет после аварии составляет доза внутреннего облучения, обусловленного потреблением продуктов питания, которые выращены на загрязненной территории, и лишь 15 % падает на дозу внешнего облучения.

Радиоактивное загрязнение водоемов, как правило, представляет опасность лишь в первые месяцы после аварии.

Приоритетной целью ликвидации последствий радиационных аварий (ЛПА) является обеспечение требуемого уровня мер защиты населения.

Принятие решений по ликвидации последствий аварий зависит от целей и задач, определяемых каждой конкретной стадией работ.

На ранней стадии решаются следующие задачи ЛПА:
локализация источника аварии, т.е. прекращение выброса радиоактивных веществ в окружающую среду;
выявление и оценка складывающейся радиационной обстановки;
снижение миграции первичного загрязнения на менее загрязненные или незагрязненные участки, путем локализации или удаления загрязненных фрагментов технологического оборудования, зданий и сооружений, просыпей и проливов радиоактивных веществ;
создание временных площадок складирования радиоактивных отходов.
Характерной особенностью ранней стадии аварии является высокая вероятность возникновения вторичных загрязнений за счет переноса нефиксированных, первично выпавших радиоактивных веществ на менее загрязненные или незагрязненные поверхности.

С течением времени происходит увеличение прочности фиксации загрязнения на поверхностях, приводящее к необходимости применения более сложных и дорогостоящих методов его ликвидации, увеличению объемов образующихся радиоактивных отходов, продолжительности и стоимости работ по обеспечению требуемого уровня защиты населения. Поэтому эффективность и оперативность принятия решений по ликвидации выявленных нефиксированных загрязнений на ранней фазе имеет первостепенное значение. Эти решения надо прежде всего принимать по наиболее критическим объектам загрязнения.

На промежуточной стадии решаются следующие задачи ЛПА:
стабилизация радиационной обстановки и обеспечение перехода к плановым работам по ЛПА;
организация постоянного контроля радиационной обстановки;
принятие решения о методах и технических средствах ЛПА;
проведение плановых мероприятий по ЛПА до достижения установленных контрольных уровней радиоактивного загрязнения;
создание временной или стационарной системы безопасного обращения с радиоактивными отходами (локализация и ликвидация объектов первичного и вторичного загрязнений, удаление образующихся радиоактивных отходов на временные или стационарные площадки и т.д.);
обеспечение требуемого уровня мер защиты населения, проживающего на загрязненных территориях.
На этой стадии производится уточнение и детализация данных инженерной и радиационной обстановки, зонирование территорий по видам и уровням излучений и реализация мероприятий, необходимых и достаточных для обеспечения заданного уровня мер защиты населения.

В этот период на поверхностях объектов радионуклиды находятся в нефиксированных или слабо фиксированных формах. Методы ЛПА на этой фазе должны исключить возможность возникновения вторичных загрязнений, предотвратить процесс фиксации радиоактивных веществ на поверхности и проникновение их вглубь объема и, как следствие, снизить уровень требований к необходимым мерам защиты населения.

На поздней стадии решаются следующие задачи ЛПА:
завершение плановых работ по ЛПА и доведение радиоактивного загрязнения до предусмотренных Нормами радиационной безопасности уровней;
ликвидация временных площадок складирования радиоактивных отходов или организация радиационного контроля безопасности хранения на весь период потенциальной опасности;
обеспечение проживания населения без соблюдения мер защиты.

Работы на поздней стадии ЛПА наиболее трудоемки и продолжительны. Радионуклиды, определяющие радиационную обстановку на загрязненных объектах, в этот период находятся преимущественно в фиксированных и трудно удаляемых известными методами дезактивации формах. Выбор наиболее эффективных методов может быть сделан только по данным детальных исследований нуклидного состава и физико-химических форм радиоактивного загрязнения.

Основными принципами планирования работ по локализации загрязнений и ликвидации последствий аварии являются следующие:
оценка состава и основных форм нахождения радионуклидов загрязнения;
учет свойств основных типовых поверхностей территории и объектов;
оценка предполагаемого характера (прочности) фиксации радиоактивного загрязнения на различных поверхностях;
определение приоритетов (очередности) проведения работ по локализации и ликвидации загрязнений на различных объектах (участках) в зависимости от их влияния на формирование радиационной обстановки;
выбор наиболее эффективного и реально осуществимого способа локализации и ликвидации радиоактивного загрязнения объектов исходя из возможности имеющихся в распоряжении сил и технических средств.

Локализация и ликвидация источников радиоактивного загрязнения проводится с использованием следующих основных методов:
1. Сбор и локализация высокоактивных радиоактивных материалов.
Особенностью сбора и локализации высокоактивных радиоактивных материалов (осколки топливных элементов, конструкционных и защитных материалов) является, как правило, то, что точное расположение радиоактивных источников не известно, по территории они распределены случайным образом, при проведении работ возможно неожиданное «появление» источника в результате вскрытия завала или изменения места его расположения.

Проведение работ в условиях полей с высокой мощностью экспозиционной дозы (МЭД) гамма-излучения должно планироваться с максимально возможным применением средств механизации. В случае крайней необходимости привлечения ручного труда должны быть обеспечены:
подбор руководящего технического персонала, способного вести работы без детально разработанного плана и принимать управленческие решения по оперативной информации через средства наблюдения за работающими;
разработка детальных организационно-технических мероприятий по работам в зонах высоких МЭД до начала работ;
четкая организация рабочих мест в зоне сосредоточения персонала непосредственно перед выходом в зоны работ (места приема персонала, места надевания защитной одежды, пост дозиметрического контроля, пункт управления, места вывода персонала в зоны работ, места раздевания);
организация подразделений комендантской службы для поддержания установленного порядка в зоне сосредоточения;
преодоление психологического барьера у персонала, непосредственно выполняющего особо опасные работы (должны отбираться добровольцы);
постановка конкретных задач и подробный инструктаж.

2. Метод перепахивания грунта.
Основной защитный эффект достигается за счет «разбавления» активности по толщине перепаханного слоя грунта. Характеристикой эффективности использования данного способа является коэффициент ослабления Кос, как правило, определяемый по мощности экспозиционной дозы.

3. Метод экранирования.
Данный метод используется обычно после снятия загрязненного слоя при высоких остаточных уровнях радиоактивного загрязнения. Характеристикой эффективности так же является коэффициент ослабления Кос. На территории промплощадки аварийного объекта может широко применяться экранирование путем засыпания песком, гравием или покрытием бетоном или бетонными плитами.

4. Метод обваловки и гидроизоляции загрязненных участков.
Используется обычно как временная мера на первых этапах работ для предотвращения «расползания» загрязнения за счет смыва осадками и для исключения попадания радиоактивных веществ в грунтовые воды. Для сильно заглубленных загрязнений могут использоваться сложные гидротехнические сооружения: «стена в грунте», «фильтрующая завеса». Применение этого метода предполагает большой объем земляных работ с привлечением инженерно-строительной техники.

5. Методы связывания радиоактивных загрязнений вяжущими и пленкообразующими композициями. Основными методами являются: пылеподавление и химико-биологическое задернение.

Для закрепления (химико-биологического задернения) отдезактивированных и сильно пылящих участков местности нашли применение рецептуры, содержащие в своем составе пылеподавляющие композиции (ССБ, ММ-1, латекс) в качестве основы, минеральные и органические удобрения и смеси семян многолетних злаковых и бобовых трав.

В качестве основных технических средств пылеподавления используются поливомоечные машины, войсковые авторазливочные станции, сельскохозяйственная авиация.

Одной из самых эффективных мер радиационной защиты является дезактивация. Наиболее подходящими сроками проведения дезактивации, если не рассматривать необходимость ее для обеспечения безопасности при эвакуации населения или проведении неотложных аварийных работ на промплощадке аварийного объекта (предприятия), является период поздней фазы аварии. Это определяется временем, необходимым для планирования и организации дезактивационных работ, и сроками наступления относительной стабилизации радиационной обстановки, когда прекращается поступление радиоактивных веществ из источника выброса и заканчивается формирование следа радиоактивного загрязнения.

Основными методами дезактивации отдельных объектов являются:
а) для открытых территорий (грунта):
снятие и последующее захоронение верхнего загрязненного слоя грунта (механический способ);
дезактивация методом экранирования;
очистка методом вакуумирования;
химические методы дезактивации грунтов (промывка);
биологические методы дезактивации (естественная дезактивация);
б) для дорог и площадок с твердым покрытием:
смыв радиоактивных загрязнений струёй воды или дезактивирующих растворов (жидкостный способ);
удаление верхнего слоя специальными средствами или абразивной обработкой;
дезактивация методом экранирования;
очистка методом вакуумирования;
сметание щетками поливомоечных машин (многократно);
в) для участков местности, покрытых лесокустарниковой растительностью:
лесоповал и засыпка чистым грунтом после опадания кроны;
срезание кроны с последующим ее сбором и захоронением;
г) для зданий и сооружений:
обработка дезактивирующими растворами (с щетками и без них);
обработка высоконапорной струёй воды;
очистка методом вакуумирования;
замена пористых элементов конструкций;
снос строении.

Основными этапами дезактивационных работ являются паспортизация объекта дезактивации, подготовительные мероприятия и непосредственно дезактивация объекта.

Очередность проведения дезактивационных работ на территории зоны радиоактивного загрязнения определяется необходимостью последовательной дезактивации, начиная с наиболее загрязненных и заканчивая менее загрязненными местами и участками постоянного или длительного пребывания населения в процессе его жизнедеятельности или трудовой деятельности. Очередность дезактивации зданий, сооружений, средств производства, транспортных средств, дорог должна также определяться необходимостью первоочередной дезактивации наиболее загрязненных объектов, находящихся в постоянном обращении.

При выборе соответствующих приемов для конкретных объектов дезактивации необходимо руководствоваться наличием ресурсов, ожидаемой эффективностью и производительностью. Следует помнить, что практически всегда эффективность дезактивации обеспечивается тщательным соблюдением соответствующей технологии и постоянным оперативным дозиметрическим или радиометрическим контролем, иначе может потребоваться повторение операций или увеличение их числа при многократных обработках. Наиболее эффективными являются ручные приемы, которые, однако, характеризуются наибольшей трудоемкостью и повышенным облучением персонала.

При проведении дезактивации участков территории необходимо определять порядок работ (движение транспорта и персонала), который позволяет предотвратить новое радиоактивное загрязнение уже отдезактивированных участков. В этом плане дезактивацию следует вести в направлении от более загрязненных участков к менее загрязненным. Для дезактивации транспортных средств и другой самоходной техники целесообразно создание стационарных пунктов дезактивации с централизованным обеспечением техническими средствами, участками разборки техники, системами локализации и обработки образующихся радиоактивных отходов.

При проведении дезактивации зданий, сооружений, средств производства, транспортных средств с применением методов, вызывающих пылеобразование, требуется предварительное или одновременное увлажнение. Следует учитывать возможность перераспределения радиоактивного загрязнения в ходе дезактивации зданий и сооружений. В частности, при дезактивации кровель и стен (вертикальных поверхностей) мокрыми методами стекающие растворы могут привести к концентрированию радиоактивного загрязнения в отдельных местах на поверхности грунта, что потребует повторной его дезактивации, если она была проведена ранее.

Не менее важным мероприятием при ликвидации последствий радиационной аварии является сбор и захоронение (размещение) радиоактивных отходов.

В зависимости от применяемых методов дезактивации локализация отходов может быть достигнута следующими способами:
локализация образующихся объемов загрязненного грунта и других материалов непосредственно в транспортных средствах при дезактивации методами снятия поверхностного слоя грунта, щебня или всего объема мусора и т.д.;
локализация отходов, образующихся в ходе дезактивации механическими (дробеструйными или гидроабразивными) методами, путем отсоса образующейся пыли или пульпы;
локализация жидких отходов в специальных емкостях-сборниках;
локализация как дополняющий дезактивацию технологический прием, осуществляемый ручными или механизированными методами при дезактивации, включающий разборку конструкций, а также механические и физико-химические способы.

На стационарных пунктах дезактивации должны быть задействованы системы очистки; схема очистных сооружений должна включать оборотное водопользование, системы сбора отходов, их отстоя, коагуляции, ионообменной сорбции, сбора и удаления шламов, концентрирующих радиоактивность. Желательно, чтобы мероприятия позднего периода включали создание специальных предприятий по обработке большей части накопленных в ходе дезактивационных работ радиоактивных отходов в жидком и твердом виде, включая почву. Грунтовые могильники радиоактивных отходов должны быть расположены в местах, выбор которых определяется:
гидрогеологическими и другими природными характеристиками, позволяющими осуществлять длительное хранение отходов без опасности проникновения их в окружающую среду;
малой хозяйственной ценностью участков территории размещения могильников;
возможностью организации постоянного контроля за состоянием могильников и ограничения доступа к ним в ходе хозяйственной деятельности. Места размещения могильников должны быть согласованы с местными органами Госсанэпиднадзора, обозначены на местности и ограждены, местоположение их должно быть нанесено на карту. Могильники должны быть изолированы сверху чистым слоем грунта с возможной его дальнейшей биологической рекультивацией.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях должны знать потенциально радиационно опасные объекты на подведомственной территории, степень их опасности, иметь прогноз возможных последствий аварий на этих объектах, предусмотреть необходимые мероприятия по ликвидации последствий радиационных аварий в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

www.obzh.ru

Сайт пожарных | Пожарная безопасность

Главная / Энциклопедия / Термин, определение, понятие: Ликвидация последствий радиационной аварии

Ликвидация последствий радиационной аварии

Ликвидация последствий радиационной аварии – это комплекс мероприятий, направленных на прекращение или снижение поражающего воздействия радиоактивного загрязнения на население и окружающую среду. Ведется силами и средствами радиационно опасных объектов, территориальных и ведомственных формирований, воинских частей и подразделений войск ГО, Минобороны России, МВД России, Минздравсоцразвития России и др. ведомств. Приоритетной целью Л.п.р.а. является обеспечение требуемого уровня мер защиты населения. Основными мероприятиями по Л.п.р.а. являются:

  • обнаружение факта радиационной аварии, непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития масштабов последствий аварии;
  • оповещение руководителей органной исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, а также населения о возникающей радиационной аварии и её последствиях;
  • выдвижение оперативных групп в район аварии;
  • организация радиационного контроля;
  • установление и поддержание режима радиационной безопасности;
  • проведение, при необходимости, на ранней стадии аварии йодной профилактики населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий аварии;
  • обеспечение населения средствами индивидуальной защиты;
  • укрытие населения, оказавшегося в зоне аварии, в защитных сооружениях;
  • санитарная обработка населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий аварии;
  • дезактивация аварийного объекта, объектов производственного, социального, жилого назначения, территорий, сельскохозяйственных угодий, транспорта, других технических средств, средств защиты, одежды, имущества, продовольствия и воды;
  • эвакуация и/или отселение граждан из зон, в которых дозы облучения населения превышают или превысят допустимый предел для проживания;
  • непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне радиоактивных загрязнений и в ходе работ по их ликвидации;
  • проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в зоне радиоактивных загрязнений;
  • организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации последствий радиационной аварии.
  • Принятие решений о проведении тех или иных конкретных мероприятий осуществляется в зависимости от целей и задач, определяемых каждой конкретной стадией работ. Суть основных мероприятий по Л.п.р.а. следующая. Выявление радиационной обстановки при авариях состоит в определении методом прогнозирования или по данным разведки масштабов и степени радиоактивного загрязнения окружающей среды. Оценка радиационной обстановки включает определение влияния радиоактивного загрязнения окружающей среды на действия сил РСЧС и поведение населения, а также обоснование мероприятий защиты. При выявлении радиационной обстановки решаются следующие задачи:

  • прогнозирование радиационных последствий аварии;
  • обнаружение радиоактивного загрязнения;
  • радиационная разведка и контроль за распространением радиоактивных веществ;
  • установление границ и степени (плотности) радиоактивного загрязнения;
  • определение оптимальных маршрутов движения людей, транспорта и другой техники к аварийному объекту, эвакуации (отселения) населения и сельскохозяйственных животных.
  • Радиационный контроль – это контроль за соблюдением норм радиационной безопасности и основных санитарных правил работы с радиоактивными веществами и иными источниками ионизирующего излучения, а также получение информации об уровнях облучения людей и о радиационной обстановке на объекте и в окружающей среде. Выделяют дозиметрический и радиометрический контроль.

    Дозиметрический контроль – это комплекс организационных и технических мероприятий по определению доз облучения людей с целью количественной оценки эффекта воздействия на них ионизирующих излучений. Ведется групповым и индивидуальным способами, для населения допускается производить расчетным путем по уровням излучения и времени работы. По данным контроля определяются режим работы формирований и необходимость направления на обследование в медицинские учреждения.

    Радиометрический контроль – это комплекс организационных и технических мероприятий по определению интенсивности ионизирующего излучения радиоактивных веществ, содержащихся в окружающей среде или степени радиоактивного загрязнения людей, техники, сельскохозяйственных животных и растений, а также элементов окружающей среды. Осуществляется с целью определения необходимости:

  • специальной обработки техники, используемой при Л.п.р.а.;
  • санитарной обработки личного состава и населения после выхода из зон радиоактивного загрязнения;
  • дезактивации зданий, сооружений, дорог, местности, одежды, материальных средств;
  • обеззараживания продовольствия и воды.
  • Установление и поддержание режима радиационной безопасности осуществляется в целях максимально достижимого и оправданного снижения радиационного воздействия на население, персонал аварийного объекта и участников Л.п.р.а. Этот режим обеспечивается:

  • установлением особого порядка доступа в зону аварии;
  • зонированием района аварии;
  • целесообразным отбором участников Л.п.р.а. с обязательным медицинским их освидетельствованием;
  • проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • осуществлением радиационного контроля в загрязнённых зонах и на выходе в «чистую» зону;
  • обеспечением спецодеждой, средствами индивидуальной защиты и медицинской помощью;
  • организацией индивидуального дозиметрического контроля и ведением учёта доз облучения персонала и коллективных доз облучения населения;
  • осуществлением дезактивационных работ; организацией обращения с радиоактивными отходами.
  • Под дезактивацией понимается удаление (снижение концентрации) радиоактивных веществ с загрязненных поверхностей (территории, дорог, зданий, сооружений, оборудования, техники, транспортных средств, одежды, обуви, средств индивидуальной защиты и пр.) и из различных сред (воздуха, воды, пищевого сырья, продовольствия и пр.) до допустимых норм. Цель всех мероприятий по дезактивации – свести к минимуму уровни облучения людей путем локализации и удаления источников излучений из рабочих зон и среды обитания. В случае поверхностного загрязнения дезактивация ограничивается удалением с поверхности объектов радиоактивных веществ, которые закрепились на ней в результате адгезии и адсорбции. Для дезактивации при глубинном загрязнении необходимо извлечение радиоактивных веществ, проникших вглубь, и дальнейшее их удаление. Осуществляется различными способами, которые, с одной стороны, определяются условиями радиоактивного загрязнения, а с другой – условиями самой дезактивации. При выборе способа дезактивации учитываются также особенности объекта. Способы дезактивации: жидкостные (струей воды, дезактивирующими растворами, электрическим полем, ультразвуком, стиркой или экстракцией, использованием сорбентов); безжидкостные (струей газа (воздуха), пылеотсасыванием, снятием загрязненного слоя, изоляцией загрязненной поверхности); комбинированные (фильтрация, протирание щетками, ветошью, паром, при помощи затвердевающих пленок). Технические средства дезактивации разделяют на три основные группы:

  • специальные, разработанные и используемые для дезактивации, дегазации и дезинфекции (стационарные, подвижные, роботизированные);
  • многоцелевые, при разработке которых, помимо основного назначения, предусмотрена возможность их применения для дезактивации (пожарные, пылесосы, средства стирки и экстракции);
  • обычные, которые могут привлекаться для проведения дезактивации, особенно после локальных аварий (строительно-дорожная техника, техника коммунального хозяйства, сельскохозяйственная техника).
  • Мероприятия по локализации источников радиоактивного загрязнения проводятся до начала и одновременно с работами по ликвидации радиоактивных загрязнений. В целом они направлены на предотвращение перераспределения первичных радиоактивных загрязнений за счет ветрового и антропогенного переноса загрязнений, миграции с поверхностными и грунтовыми водами. Выбор методов локализации поверхностных радиоактивных загрязнений определяется стойкостью локализующих покрытий к воздействию атмосферных факторов. Большинство методов локализации реализуется путем создания полимерных покрытий, имеющих различную стойкость к воздействию атмосферных факторов, поэтому методы локализации радиоактивных загрязнений на внутренних и наружных поверхностях различны. Для локализации радиоактивных загрязнений территорий чаще всего используются: обработка открытых участков местности пылеподавляющими композициями, химико-биологическое задернение, экранирование слоем чистого материала, обвалование. Для локализации и предотвращения выхода объемных загрязнений используются:

  • связывание полимерными и пленкообразующими рецептурами;
  • вспашка;
  • изоляция глубинных участков загрязненных грунтов и донных отложений водоемов;
  • осаждение взвешенных и растворенных в водах водоемов загрязнений.
  • Особое внимание при локализации и захоронении источников радиоактивного загрязнения должно быть обращено на вопросы сбора, транспортировки и захоронения радиоактивных отходов. В зависимости от применяемых методов, локализация отходов может быть достигнута следующими способами:

  • локализация образующихся объемов загрязненного грунта и других материалов непосредственно в транспортных средствах при дезактивации методами снятия поверхностного слоя грунта, щебня или всего объема мусора и т.д.;
  • локализация отходов, образующихся в ходе дезактивации механическими (дробеструйными или гидроабразивными) методами, путем отсоса образующейся пыли или пульпы;
  • локализация жидких отходов в специальных емкостях – сборниках;
  • локализация, как дополняющий дезактивацию технологический прием, осуществляемый ручными или механизированными методами при дезактивации, включающей разборку конструкций, а также механические и физико-химические способы.
  • Для сбора и временного хранения радиоактивных отходов по согласованию с органами местного самоуправления, органами Госсанэпиднадзора и МПР России оборудуют специальные пункты («могильники»). Жидкие отходы, при необходимости, хранят в специальных емкостях, твердые – в специальных контейнерах с крышками. Емкости и контейнеры изготавливают по специальным техническим условиям. Транспортирование радиоактивных отходов выполняется на специально оборудованных автомобилях (транспортных средствах), имеющих санитарный паспорт и свидетельство водителя транспортного средства, выданных органами Госсанэпиднадзора Минздравсоцразвития России. Захоронение высокоактивных и среднеактивных отходов осуществляется в капитальные железобетонные сооружения с многократной гидроизоляцией (битум, нержавеющая сталь, бетон). Низкоактивные твердые радиоактивные отходы с уровнями загрязнения до 0,3 мЗв/ч допускается захоранивать траншейным методом. Для захоронения твердых радиоактивных отходов могут также применяться и сборные железобетонные лотки.

  • перевод водоснабжения населенных пунктов с поверхностных и смешанных водоисточников на подземные;
  • герметизация резервуаров чистой воды и оснащение водопроводных станций приборами для автоматического обнаружения радиоактивных веществ в питьевой воде;
  • герметизация всех шахтных колодцев и водозаборных скважин;
  • строительство систем дамб, фильтрующих плотин, перемычек, донных ловушек и других гидротехнических сооружений, обвалование на отдельных участках рек и осушительных каналов для предотвращения попадания радиоактивных веществ в реки и водохранилища в период сильных ливней и интенсивного снеготаяния.
  • Радиационная защита населения при Л.п.р.а. предусматривает проведение комплекса мероприятий:

    • укрытие населения, включая укрытие населения в противорадиационных убежищах;
    • эвакуацию населения;
    • отселение;
    • применение мер индивидуальной защиты;
    • медицинское обеспечение;
    • применение радиозащитных профилактических препаратов;
    • комплекс мер по ограничению поступления радиоактивных веществ в организм людей с пищевым рационом;
    • ограничения на жизнедеятельность населения и условия его производственной деятельности.
    • Основой всех мер радиационной защиты населения при авариях с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду являются три способа снижения потенциальных доз облучения человека: уменьшение интенсивности и дозы непосредственного воздействия ионизирующих излучений на человека. Это достигается:

      1) физически экранированием источников излучений, увеличением расстояния до этих источников, уменьшением длительности облучения человека, создаваемого различными источниками внешнего и внутреннего облучения (дезактивация территории, укрытие в убежищах, эвакуация, отселение);

      2) ликвидацией или ограничением путей внутреннего облучения человека (использование средств защиты, эвакуация, отселение, модификация продовольственного обеспечения и т.д.);

      3) временной модификацией физиологических процессов у облучаемых лиц за счет применения радиозащитных профилактических средств (применение препаратов стабильного йода).

      Первый и третий способы являются преимущественной основой превентивных мер и мер, осуществляемых на ранней и промежуточной стадиях, второй – дополнительной основой мер на промежуточной и поздней стадиях ликвидации последствий аварии.

      Источники: Методические рекомендации по ликвидации последствий радиационных и химических аварий. Под общей редакцией Владимирова В.А. –М., 2005; Радиационная и химическая безопасность населения. Владимиров В.А., Измалков А.В. –М., 2005.

      fireman.club

      Это интересно:

      • Пособие по безработице в январе 2018 Экономполитика «Это позорный размер пособия по безработице» Пособие по безработице в 2018 году планируется сохранить на уровне 850-4900 рублей в месяц Размер пособия по безработице в России в будущем году предлагается оставить на уровне 850-4900 рублей в месяц. Это в […]
      • Налоги учебное пособие под ред дГ черника Налоги и налогообложение. Под ред. Черника Д.Г. Оглавление Раздел I. Налоговая система РФ: эволюция, основные принципы построения 3 Глава 1. Налоги в системе экономических отношений 4 1.1. Генезис налогообложения и налоговых теорий 4 1.2. Экономическая сущность и […]
      • Практическое пособие для обучения детей чтению нефедова узорова Практическое пособие для обучения детей чтению. Автор: Узорова О.В, Нефедова Е.А. Общие Торговая марка АСТ Артикул 1841129 Сертификат РСТ Страна Россия Состав Бумага, картон Серия Академия начального образования Упаковка и фасовка В боксе 24 шт Фасовка […]
      • 1997 подоходный налог 16.3 ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Объектом обложения подоходным налогом с физических лиц является сово- купный годовой доход физического лица, включающий в себя общую сумму всех видов доходов, полученных физическим лицом в течение отчетного го- ОСНОВНЫЕ ВИДЫ […]
      • Чем правил иван калита История России 1 половина 19 века 2 половина 19 века 1 четверть 20 века 2 четверть 20 века 3 четверть 20 века 4 четверть 20 века Князь Иван Данилович Калита Точная дата рождения Ивана Калиты не известна - предположительно это 1283 год. С 1325 г. он был Великим Московским […]
      • Правила приёма на работу иностранных граждан Прием на работу иностранных граждан в 2017-2018 годах (нюансы) Отправить на почту Прием на работу иностранных граждан в 2017-2018 годах продолжает вестись по правилам, действовавшим в 2016-м. Алгоритм трудоустройства зависит от того, из какой страны приехал работник, как […]
      • Когда вступает в силу кассационное постановление арбитражного суда Порядок обжалования судебных актов в арбитражном производстве Разъясняет начальник управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры г. Москвы Марина Николаевна Данилова В случае несогласия с принятым по делу решением […]
      • Закон накопления маркс Всеобщий закон капиталистического накопления — экономический закон капитализма, согласно которому рост функционирующего общественного капитала, увеличение размеров и энергии его возрастания, а следовательно, увеличение общей численности пролетариата и производительной силы […]