Закон налог на недвижимость в россии

| | 0 Comment

В России изменился налог на недвижимость

При этом правила начисления налога кардинально меняются. Он будет рассчитываться из кадастровой, то есть приближённой к рыночной. Чем дороже квартира или особняк, тем больше будет разрыв между «старым» и «новым» налогом.

По мнению экспертов, эта справедливая практика обеспечит рост доходов муниципальных образований, которым достаются имущественные налоги. Весь мир, кстати, живет за их счет. Во Франции имущественные налоги формируют 51 процент доходов местных бюджетов, в США — 71 процент, в Великобритании, Ирландии и Австралии — муниципалитеты в полном объеме живут за счет имущественных налогов. В России до сих пор имущественные налоги в доходах местных бюджетов составляют не более 20 процентов. Два года назад, на 1 ноября 2013 года, по данным ФНС, сумма поступлений по налогу на имущество физических лиц составила всего 16,6 миллиарда рублей. Это мизер.

По словам главы Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина, задача государства в данном случае — выровнять условия налогообложения граждан. Те, кто имеет дворцы и комнаты в коммуналках, должны платить разный по величине налог. Взамен же местные власти смогут построить новые парковки, дорожные развязки, детские сады, облагородить дворы и детские площадки.

Кроме того, при новом способе налогообложения многие состоятельные граждане задумаются: есть ли смысл покупать и строить огромные квартиры и дома, в комнаты которых они годами не заходят. Риэлторы уже прогнозируют уменьшение спроса на большие апартаменты и повышение цен на малогабаритную недвижимость.

За отдельно стоящие на земельных участках бани, старые и новые сараи, гаражи и другие зарегистрированные хозпостройки также надо будет платить по-рыночному. Либо сносить. Оплачивать или сносить — это по желанию собственника. Не захочет за них платить, может снести, а если не будет платить и не снесет, то накопит долг перед налоговой.

Впрочем, переходить на новый налог регионы страны будут по мере готовности кадастровой оценки зданий, отменяя при этом устаревший налог на имущество, который сейчас рассчитывается из инвентаризационной стоимости. Так, за стандартную «двушку» в многоквартирном доме собственник исходя из инвентаризационной стоимости пока уплачивает в год около 150 рублей налога. За дом площадью 350 квадратов на участке в 10 соток ненамного больше — в среднем 1000 рублей в год. На переходный период отведено пять лет: с 2015 по 2019 год.

За 2015 год налог с кадастровой стоимости начнут пока уплачивать только жители 28 регионов, включая Москву и Московскую область. Первые платежки граждане регионов-первопроходцев получат весной 2016 года, а не позднее 1 октября они должны будут рассчитаться с государством. В данном случае с местными бюджетами, куда направляются налоговые поступления. Учитывая необходимость пополнять бюджет, местные власти не будут затягивать с принятием решения. С 2016 года на новый налог перейдут все регионы, уверены в Федеральной налоговой службе.

По словам заместителя руководителя ФНС Светланы Бондарчук, правительство и законодатели нашли способы смягчить налоговое бремя и сделать максимально адекватной доходам граждан конечную сумму налога.

У кого есть льготы?

Во-первых, Налоговым кодексом установлен перечень льготных категорий населения, которые полностью освобождаются от уплаты налога на один объект из имеющихся в собственности видов недвижимости — комнат, квартир, гаражей, машино-мест, жилых домов, творческих мастерских. Это, в частности, пенсионеры, ветераны войны, Герои Советского Союза, инвалиды I и II группы, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Но в отличие от прежнего порядка, сейчас пенсионер, владеющий несколькими квартирами, может выбрать по своему желанию только одну из квартир, к которой применят льготу. За остальные заплатит налоги по полной. Это делается для того, чтобы родственники не переписывали на льготников избыточное имущество. То же самое по другим видам недвижимости.

Во-вторых, определены налоговые вычеты, также по каждому объекту — 10 квадратных метров для комнаты, 20 квадратных метров для квартиры, 50 квадратных метров для жилого дома. Если, к примеру, ваша комната в коммуналке в престижном центре Москвы меньше 10 квадратных метров, то налог вам не платить.

Кстати, местные власти по своему усмотрению могут менять и льготы и размеры вычетов, исходя из социально-экономических приоритетов своих территорий. Например, в Ямало-Ненецком округе, одном из регионов, в котором с 2015 года вводится реформированный налог на имущество физлиц, увеличили вычет для жилых домов с «федеральных» 50-ти метров до 75 квадратных метров, идя навстречу населению. В другом регионе причислили к льготникам многодетные семьи. В федеральном перечне эта категория населения не значится.

В Москве 1,7 миллионов жителей относятся к льготным категориям и освобождаются от уплаты данного налога. Кроме того, налог не коснется каждой седьмой квартиры в городе, которая сдается жильцам по договору социального найма. Существенный рост налоговой нагрузки коснется, прежде всего, около 5-6 процентов москвичей, владеющих элитными квартирами в историческом центре.

Новый налог коснется следующих видов недвижимости:

— квартира или комната;

— гараж или машино-место;

— помещения, используемые в качестве творческих мастерских, ателье, студий, негосударственных музеев, галерей, библиотек;

— хозяйственные строения, площадь которых превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личных подсобных хозяйств, дач, индивидуального жилого строительства.

rg.ru

До 2020 года налог на недвижимость увеличится в несколько раз

Постепенное увеличение налога на квартиры и нежилую недвижимость от полутора до десяти раз ожидает россиян в течение ближайших пяти лет. Закон, регламентирующий это повышение, подписал президент РФ В. В. Путин 4 октября 2014 года, а текст этого закона был опубликован два дня спустя. Увеличение налоговой ставки, произойдёт потому, что документ предусматривает расчёт налога на недвижимость, исходя из кадастровой, а не инвентаризационной её стоимости. Чем старее городское жильё — тем ощутимее окажется разница перерасчёта для его владельца.

Закон «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» подразумевает постепенный переход в исчислении налога на недвижимость с инвентаризационной на кадастровую её стоимость до 1 января 2020 года. Его текст опубликован на Едином портале правовой информации.

Налоговая ставка по новым правилам составит 0,1% от кадастровой стоимости жилых помещений. Согласно положениям нового закона, она может быть увеличена местными городскими властями до 0,3% или полностью отменена. А база для налогообложения составит размер кадастровой стоимости жилой недвижимости минус стоимость 10 кв. м. от площади комнаты для владельца комнаты, или 20 кв. м. от общей площади квартиры для владельца квартиры, или 50 кв. м. от общей площади жилого дома для владельца дома. Этой льготой владелец недвижимости сможет воспользоваться лишь для одного объекта из каждой категории, но выбрать объект для применения вычета сможет сам. Ставка налога на офисную и торговую недвижимость составит 2% от кадастровой стоимости объекта, если его стоимость превысит 300 млн. руб., причём муниципалитеты изменить эту ставку не смогут. Ставка налога на все остальные объекты недвижимости составит 0,5%. Для смешанных типов недвижимости, в составе которых имеется жилое помещение, налоговая база уменьшается на 1 млн. руб.

В течение переходного периода до 1 января 2020 года разрешается считать налог, исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости. Момент перехода на расчёт по кадастровой стоимости субъекты РФ могут определять сами. Для более плавного увеличения налога предусмотрены понижающие коэффициенты: при переходе на расчёт налога по кадастровой стоимости в 2015 году налог на недвижимость будет уплачен с коэффициентом 0,2, в 2016 году — 0,4, в 2017 — 0,6, в 2018 — 0,8. В 2019 году понижающего коэффициента не будет.

Если владелец недвижимости сочтёт кадастровую оценку своего имущества завышенной, то ему следует обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд, которые рассмотрят его обращение в соответствии с законом «Об оценочной деятельности в РФ».

РБК приводит пример расчёта стоимости налога на недвижимость для обычной московской квартиры площадью 54 кв. м. С учётом имущественного вычета в 20 кв. м. (то есть, расчёт производится для владельца квартиры) и средней кадастровой стоимости в 160 тыс. руб. за 1 кв. м. и при применении ставки налогообложения в 0,1% налог составит 5440 руб. По оценкам департамента экономической политики и развития Москвы, первый платёж в этом случае составит 1000 руб., а при увеличении ставки до 0,3% размер среднего налога за московскую квартиру превысит 20 тыс. руб.

Но проблема в том, что инвентаризационная стоимость квартир в старых домах столицы ниже кадастровой 20-40 раз. И владельцы именно такой недвижимости, в отличие от обладателей новых квартир, почувствуют на себе увеличение налога больше всего. Глава независимого экспертного центра «Общественная Дума» Роман Терехин считает, что размер налога для таких собственников может вырасти 8-10 раз, а для владельцев новых квартир — в 1,5-2 раза, в зависимости от региона.

xn--80ajkzr2a.xn--p1ai

Недвижимость

Рыночный гид

Налог пересчитают по кадастру

Госдума приняла законопроект об изменении налога на имущество физлиц

Налог на недвижимость для большинства россиян теперь уже наверняка вырастет в несколько раз. Госдума приняла в окончательном чтении законопроект об изменении налога на имущество физических лиц — уже со следующего года регионы смогут взимать налог по кадастровой стоимости, которая максимально приближена к рыночной, а с 2020 года на новую систему перейдет вся страна.

Государственная дума спустя десять лет после первого рассмотрения приняла в итоговом третьем чтении законопроект об изменении системы налогообложения имущества физических лиц: налог на принадлежащую россиянам недвижимость теперь будет взиматься с кадастровой стоимости объектов, которая максимально приближена к рыночной.

Закон принят под названием «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».

После нововведений налоги граждан могут вырасти в десятки раз

Как ранее писала «Газета.Ru», Минфин предлагал дополнить Налоговый кодекс главой «Налог на недвижимое имущество физических лиц», заменив налогом на недвижимость два налога — на имущество и на землю. Однако этого не произошло. В результате раздел X Кодекса дополнится главой 32 — «Налог на имущество физических лиц».

Сейчас при определении налоговой базы используется инвентаризационная стоимость.

Она определяется Бюро технической инвентаризации (БТИ) – эта государственная служба оценки недвижимости существует еще с советских времен. Такая оценка включает в себя всего несколько параметров, в частности себестоимость объекта при строительстве и износ, и может быть ниже рыночной в несколько раз.

Существующие ставки варьируются от 0,1% до 2% в зависимости от инвентаризационной стоимости недвижимости. Их устанавливают представительные органы местного самоуправления в следующих пределах: до 0,1% при стоимости до 300 тыс. руб., от 0,1% до 0,3% при стоимости 300–500 тыс. руб., 0,3–2% при стоимости свыше 500 тыс. руб.

Кадастровая стоимость, напротив, учитывает коммерческие данные объекта, то есть его расположение, сегмент, поэтому максимально приближена к рыночной.

Что нужно знать при покупке апартаментов: налоги, коммунальные услуги и условия

Муниципалитеты смогут устанавливать налоговые ставки в следующих пределах.

Для жилых помещений и объектов незавершенного строительства (если проектируемым назначением является жилой дом), единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение, гаражей и машиномест, а также хозяйственных строений и сооружений, площадь которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства – 0,1%.

При этом тут же указано, что ставку на жилье муниципалитеты смогут увеличивать в три раза.

«Налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)», — говорится в тексте законопроекта.

Такое решение было принято после того, как субъекты пожаловались на то, что бюджеты недосчитаются средств из-за длинного переходного периода. Законопроект должен вступить в силу с 1 января 2015 года, однако, чтобы избежать резкого скачка, предусмотрен переходный период продолжительностью четыре года.

В каком округе Москвы стоит обзавестись жильем

В отношении административно-деловых и торговых центров, офисов, торговых объектов, а также объектов общественного питания и бытового обслуживания и в отношении объектов, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн руб., ставка составит 2%. Для прочих объектов налогообложения — 0,5%.

Законопроект предусматривает налоговые вычеты: 20 кв. м для квартиры, 10 кв. м для комнат, 50 кв. м для жилого дома или миллион рублей для единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение.

При этом представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя смогут увеличивать размеры налоговых вычетов.

Действующие налоговые льготы сохранятся. Однако льготники не будут платить только за один объект по каждому виду недвижимости на выбор.

Льгота, согласно законопроекту, предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения: квартира или комната, жилой дом, помещение, используемое, например, под мастерскую или студию, строение до 50 кв. м на дачном участке, гараж или машиноместо.

Начиная с 1 января 2020 года все регионы должны перейти на новую систему налогообложения по кадастровой стоимости.

Власти Италии арестовали имущество Аркадия Ротенберга на €30 млн в связи с санкциями

Тяжелее всех придется Москве, Санкт-Петербургу и другим крупным городам, где жилье дорогое.

Налоговая нагрузка увеличится в несколько раз для большинства собственников, говорят эксперты.

Сильнее всего пострадают граждане, владеющие недвижимостью с высокой рыночной и низкой инвентаризационной стоимостью. Речь идет в первую очередь о квартирах в старых домах, в отношении которых оценка проводилась в 90-х или начале 2000-х годов.

«Для некоторых из подобных объектов разница между кадастровой и инвентаризационной стоимостью может исчисляться сотнями и тысячами раз.

Поэтому после полного введения нового порядка исчисления налога фискальная нагрузка на такие объекты может увеличиться в десятки раз, а если речь идет об объектах, расположенных в центральных районах крупных городов (Москва, Санкт-Петербург), то и сотни раз», — комментирует партнер юридической компании «Некторов, Савельев и партнеры» Егор Батанов.

По его словам, у новостроек, вводимых в эксплуатацию в последнее время, текущая инвентаризационная стоимость практически равна рыночной, поэтому изменение метода расчета налоговой базы не повлечет увеличения роста налога. А учитывая, что после перехода на кадастровую стоимость налоговые ставки снизятся, в целом сумма налога к уплате может и уменьшиться.

Освобождать от налога при продаже предлагают только единственное жилье

«Самый неоднозначный момент в законопроекте – это каким образом будут применяться льготы и устанавливаться ставки. Налоговый кодекс отдает решение этих вопросов органам муниципальных образований. Кроме этого в законопроекте довольно размытые формулировки — во что это может вылиться в итоге, предположить сложно», — говорит ведущий юрист «Пепеляев Групп» Анна Крыгина.

Кроме этого рост налоговой нагрузки будет зависеть от того, насколько адекватно будет проведена кадастровая оценка и не придется ли собственникам недвижимости платить налог с завышенной кадастровой стоимости.

С этой проблемой уже столкнулись юридические лица, которые вынуждены оспаривать завышенную, по их словам, кадастровую оценку по земельному налогу. Некоторые предприниматели Подмосковья жалуются, что нагрузка выросла в десятки раз и это душит их бизнес.

Сведения о кадастровой стоимости большинства квартир и домов официально опубликованы на сайте Росреестра. Граждане уже сейчас могут произвести примерный расчет налога по новым правилам, советуют юристы.

m.gazeta.ru

История новой России

Налог на имущество физических лиц действовал в России в неизменном в виде с декабря 1991 года. Специалисты давно говорили о том, что он социально несправедлив, его исчисление по инвентаризационной стоимости – анахронизм в условиях рыночной экономики. Инвентаризационная стоимость является стоимостью «кирпичей» с учетом их износа, она не учитывает местоположение и качество жилья. В итоге за элитную недвижимость в центре российских городов собственники могли платить в десятки раз меньше, чем в новостройках на окраинах.

Подобные перекосы исключены, если налоговая база рассчитывается по кадастровой оценке, приближенная к реальной стоимости жилья. Но для этого нужен полноценный кадастр, содержащий достоверные сведения обо всей недвижимости в разрезе регионов и муниципальных образований. В России его начали создавать в 2008 году. Далеко не все региональные власти успешно справляются с этой трудоемкой и масштабной задачей.

Ситуация усугубилась тем, что в начале 2013 году упразднили техническую инвентаризацию, закрыли БТИ. Квартиры, вводимые в строй последние два года, жилые дома, садовые домики, индивидуальные гаражи, прошедшие регистрацию по дачной амнистии, вообще не оценивались, налог на них не начислялся. Понятие «инвентаризационная стоимость» из документов исчезло, а рассчитывать ставку по кадастровой стоимости не позволяло действующее законодательство. Казна не дополучала немалые средства. Свою лепту в эти недоборы вносило и освобождение льготников от уплаты налога на всю недвижимость, порой весьма многочисленную, оформленную на них предусмотрительными родственниками.

Изменения в закон о налогах на имущество физических лиц Госдума впервые пыталась рассмотреть в 2004 году. С тех пор процесс заморозился на последующие 10 тучных лет – пока страна подпитывалась нефтяными доходами, и власти игнорировали необходимость проведения болезненных экономических реформ в разных сферах, в том числе налоговой.

Когда же в России разразился экономический кризис, доходы бюджета резко упали, а расходы не уменьшались, внешние рынки капитала оказались недоступными, вспомнили о внутреннем источнике – о недвижимости как наиболее стабильном и прозрачном объекте налогообложения. Спешно был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ и признании утратившим силу Закона “О налогах на имущество физических лиц“» от 4 октября 2014 года. Его ключевое новшество – определение налогооблагаемой базы, исходя из кадастровой стоимости недвижимости.

Налог на имущество, исчисленный по инвентаризационной стоимости (возможен только до 1 января 2020 года)

Инвентаризационная стоимость – восстановительная стоимость с учетом износа и динамики роста цен на стройматериалы, работы и услуги на 1 января каждого года. Она учитывает только расходы, которые потребуются для воспроизводства точно такой же жилплощади с использованием аналогичных строительных и расходных материалов. И не учитывается этажность, местоположение, удаленность от метро и остановок общественного транспорта, рыночная стоимость и престижность района. Эту стоимость определяло бюро технической инвентаризации по месту нахождения имущества. В начале 2013 года БТИ были упразднены. Последние сведения об инвентаризационной стоимости объектов и их правообладателях поступили в налоговые органы до 1 марта 2013 года. На их основе и будет исчисляться налог на имущество – но только до 1 января 2020 года, когда от инвентаризационной стоимости откажутся окончательно.

Коэффициент-дефлятор введен с 2014 года для того, чтобы и дальше корректировать инвентаризационную стоимость, зафиксированную в государственном реестре, на уровень инфляции. Этот коэффициент ежегодно устанавливается на следующий год. В 2013 году, когда в налоговые органы были представлены последние данные об инвентаризационной стоимости, дефлятор был принят равным 1 и действовал в 2014 году. А далее он увеличивается в соответствии с ростом инфляции в стране. На 2015 год дефлятор определен в размере 1,147.

Ставки налога на имущество в этой формуле зависят от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, всех объектов налогообложения в собственности налогоплательщика (с учетом его доли в общей собственности на каждый объект), расположенных в пределах одного муниципального образования, Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.

Установлены следующие ставки налога при суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на дефлятор:

– до 300 тыс. рублей – 0,1%,

– 300–500 тыс. рублей – 0,1–0,3%,

– свыше 500 тыс. рублей – 0,3–2%.

Доля налогоплательщика в общей собственности на объект. Если квартира (жилой дом) находится в общей долевой собственности, то инвентаризационная стоимость умножается на размер доли того собственника, которому рассчитывается налог. При общей совместной собственности двух или трех человек у них одинаковые доли (по 1/2 или по 1/3). Когда собственник один, его доля равна 1.

Налог на имущество, исчисленный по кадастровой стоимости (возможен с 1 января 2015 года)

Кадастровая стоимость определяется в результате государственной кадастровой оценки недвижимости с учетом ее целевого назначения, технических характеристик, местоположения и рыночной стоимости. Региональные власти принимают решение об оценке объектов недвижимости, формируют их перечни, выбирают по конкурсу независимых оценщиков (экспертов). Единый Росреестр недвижимости сам не занимается оценкой, а только получает готовые результаты и вносит их в свои базы.

Процедура оценки недвижимости регламентируется федеральным стандартом. Он предписывает, чтобы кадастровая оценка максимально соответствовала рыночной стоимости объекта и чтобы использовался преимущественно метод массовой оценки. При этом методе выделяются группы объектов, сходных по техническим характеристикам и ключевым ценообразующим факторам (местоположение, материал стен, год постройки, наличие инфраструктуры и др.). Постоянное отслеживание реальных сделок с недвижимостью, средних рыночных цен 1 кв. м позволяет оценщикам довольно точно по аналогии определять рыночную стоимость объектов в таких группах. Для группы моделируется единая оценочная формула, на основе которой рассчитывается величина кадастровой стоимости всех объектов недвижимости, входящих в группу. Определяется и кадастровая стоимость объекта недвижимости в расчете на единицу его площади. Умножение этой удельной величины на площадь оцениваемого объекта позволяет определить его кадастровую стоимость. Остается только правильно найти для оцениваемого объекта аналог в соответствующей группе.

Если аналог не найден, то используется затратный метод. Чаще это относится к строящимся объектам: учитывается стоимость строительных материалов и сделок с земельными участками, затраты на подключение к основным инженерным системам и т. п. При необходимости применяется доходный метод, который базируется на информации об арендных ставках, расходах на эксплуатацию и обслуживание недвижимости и других параметрах рынка аренды.

Оценщик независим – никто не праве влиять на его оценки и выбираемый им метод. Но контроль над ним все же предусмотрен. Он готовит отчет по кадастровой оценке со всеми необходимыми расчетами и выкладками и представляет его в специальный институт экспертизы. Экспертизу отчета проводит комиссия, состоящая из участников саморегулирующейся организации оценщиков. В эту организацию должен входить и сам оценщик, тогда результаты его работы страхуются в рамках юридической ответственности. Если надзорная комиссия не выявит нарушений и ошибок, региональные власти утверждают отчет и передают для регистрации в Единый Росреестр, а также в Фонд данных государственной кадастровой оценки. Законом установлено, что кадастровая оценка должна пересматриваться не реже одного раза в 5 лет. Но по решению региональных органов власти это может делаться чаще.

Налоговый вычет. Для собственников законом предусмотрен налоговый вычет из налогооблагаемой базы:

– для квартиры – в размере кадастровой стоимости 20 кв. м,

– для комнаты – в размере кадастровой стоимости 10 кв. м,

– для жилого дома – в размере кадастровой стоимости 50 кв. м,

– для единого недвижимого комплекса, в который входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), – 1 млн рублей.

При этом объект попадает под льготу независимо от его расположения и площади. Собственнику нескольких квартир (жилых домов) налоговый вычет полагается по каждой (каждому) из них. В обратной ситуации, когда квартира находится в собственности нескольких человек, вычет будет один на всех. Налоговики сначала вычислят налоговую базу (кадастровая стоимость квартиры минус кадастровая стоимость 20 кв. м) и исходя из нее, с учетом доли каждого, определят налог.

Местным властям дано право увеличивать размеры предусмотренных законом налоговых вычетов. Если при этом налоговый вычет превысит кадастровую стоимость, то налоговая база считается равной нулю, то есть налог на это имущество данному собственнику не начисляется.

Для коммерческой недвижимости, а также жилья, кадастровая стоимость которого свыше 300 млн рублей, налоговые вычеты отсутствуют.

Ставки налога на имущество. В новых условиях окончательные ставки налога на имущество устанавливают муниципальные власти. Но закон ограничивает их аппетиты в диапазоне от 0,1 до 2% по видам недвижимости:

– для жилых домов и помещений, гаражей и машиномест, незавершенных жилых домов, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом, хозяйственных строений и сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, – 0,1% кадастровой стоимости,

– для коммерческой недвижимости (торговые и офисные объекты) и жилья, кадастровая стоимость которого свыше 300 млн рублей, – 2%,

– для прочих объектов недвижимости – 0,5%.

Закон разрешил муниципальным властям уменьшать рекомендованную ставку 0,1% до 0% или увеличивать до 0,3% – в зависимости от вида объекта, его кадастровой стоимости, местонахождения и территориальной зоны, в границах которой он расположен.

Ставки налога на имущество в Москве. Московские власти воспользовались такой возможностью и установили следующие ставки для жилых домов, квартир, иных жилых помещений независимо от площади, а также хозяйственных построек площадью до 50 кв. м при кадастровой стоимости одного объекта:

– до 10 млн рублей – 0,1% кадастровой стоимости (таких квартир в Москве 77%),

– свыше 10 до 20 млн рублей – 0,15% (20% московских квартир),

– свыше 20 до 50 млн рублей – 0,2% (2% московских квартир),

– свыше 50 до 300 млн рублей – 0,3% (1% московских квартир),

– свыше 300 млн рублей – 2,0%.

Для недостроенных жилых домов установлена максимально возможная ставка – 0,3%. На рекомендованных уровнях остались ставки для гаражей и машиномест – 0,1%, для прочих объектов недвижимости – 0,5%, и для коммерческой недвижимости (офисы, объекты торговли, общепита и др.) – 2,0%.

Ставки налога на имущество в Московской области. Для квартир и комнат в Московской области власти установили ставку 0,1%, а все остальное – жилые дома и жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, ИЖС, «недострой», хозяйственные постройки, гаражи, машиноместа – подвели под максимальные 0,3%. Для коммерческой недвижимости, кроме гостиниц, оставили 2%. Гостиницы освободили от налога на имущество по экономическим соображением: область намерена развивать туристический бизнес, которому катастрофически не хватает отелей.

А, скажем, в Татарстане установил ставку для квартир и комнат – 0,2%, для жилых домов – 0,3%, для хозяйственных построек – 0,1%. Утвержденные налоговые ставки в других регионах размещены на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru

Доля налогоплательщика в общей собственности на объект. Ситуация та же, что и в предыдущей формуле, при использовании инвентаризационной стоимости.

Льготы по налогу на имущество

Право не платить налог на недвижимое имущество сохранили пенсионеры, инвалиды первой и второй групп, инвалиды детства, участники Гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР, Герои Советского Союза и Российской Федерации, чернобыльцы, военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, прослужившие не менее 20 лет, члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, собственники хозяйственных строений или сооружений площадью не более 50 кв. м, расположенных на участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства и др. Всего в списке 15 категорий льготников. Сократить этот список региональные власти не вправе, а вот расширить могут.

Важно, чтобы объект налогообложения находился в собственности налогоплательщика и не использовался им в предпринимательской деятельности.

Отныне налоговая льгота, равная всей сумме сбора, предоставляется только на один объект налогообложения, но каждого вида (квартира или комната, жилой дом или дача, коттедж, гараж или машиноместо, хозяйственное строение или сооружение) – независимо от количества оснований для применения налоговых льгот. Объекты с кадастровой стоимостью свыше 300 млн рублей исключены и из этого перечня.

Человек, имеющий право на налоговую льготу, должен обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы, подтвердив свое право документами. Если он уже пользовался льготой до 1 января 2015 года, то новое заявление не требуется.

Собственнику, у которого несколько квартир (или домов), желательно определиться, по какому из них ему выгоднее получать льготу, и подать уведомление о своем решении в налоговую инспекцию – обязательно до 1 ноября текущего налогового периода. Уведомление нужно сопроводить документами, подтверждающими право на налоговую льготу, опять же если она получается впервые. Если налогоплательщик проигнорирует такое уведомление, закон предписывает налоговикам предоставить ему налоговую льготу в отношении одного объекта каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога. Осталось только, чтобы они выполняли это требование, а не ссылались на «недостаток информации».

Переходный период

Закон начал действовать с 1 января 2015 года. Но на новый порядок определения налоговой базы по кадастровый стоимости переходят не все регионы, а только те, власти которых справились с масштабной кадастровой оценкой недвижимости, приняли постановления о таком переходе, определили ставки налога и льготы с учетом местной специфики в рамках, разрешенных федеральным законом. Тем же регионам, которые еще не готовы, разрешили продолжать взимать налог с инвентаризационной стоимости, скорректированной на уровень инфляции, – но только до 1 января 2020 года.

За 2015–2019 годы они обязаны справиться с задачей и по мере готовности пополнить список регионов-первопроходцев. Практически все регионы планируют сделать это уже в 2016 году. Теперь у них появился серьезный стимул к этому, ведь имущественный налог поступает в скудные местные бюджеты. Теперь возможности увеличить эти поступления, определяя кадастровую стоимость и размер налоговых ставок, у властей расширились. По предварительным подсчетам, повышение налога на недвижимость ежегодно будет приносить муниципальным бюджетам области порядка 6 млрд рублей дополнительных поступлений. С 1 января 2020 года инвентаризационную стоимость при определении налогооблагаемой базы не будет использовать никто.

С января 2015 года на новый порядок перешли 28 регионов: Москва, Бурятия, Татарстан, Ингушетия, Башкортостан, Мордовия, Карачаево-Черкесия, Коми, Удмуртия, Московская, Новгородская, Ивановская, Владимирская, Нижегородская, Самарская, Тверская, Ярославская, Рязанская, Архангельская, Псковская, Пензенская, Новосибирская, Сахалинская, Амурская, Магаданская области, Забайкальский край, Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО.

Решение о применении нового порядка на территории данного региона с конкретной даты принимают региональные власти после утверждения результатов определения кадастровой стоимости недвижимого имущества. Затем власти муниципальных образований должны конкретизировать положения федерального закона, учесть местную специфику.

Переходный период касается и регионов-первопроходцев. В данном случае законодатели проявили заботу о налогоплательщиках, решили не пугать их сразу, а наращивать налоговую нагрузку постепенно – в течение первых четырех налоговых периодов с начала перехода на новый порядок, по 20% в год.

Формула постепенного перехода от инвентаризационной к кадастровой стоимости при исчислении налога на имущество:

В этой формуле одновременно присутствуют налоги, исчисленные по кадастровой и по инвентаризационной стоимости, с удельными весами (коэффициентами), в сумме составляющими 1. В первый год перехода региона на новый порядок по воле законодателей коэффициент равен 0,2. Затем каждый следующий год он увеличивается на 0,2, пока не достигнет 1. В год, когда коэффициент достигнет 1, останется только налог, исчисленный по кадастровой стоимости, а налог, исчисленный по инвентаризационной стоимости, имея нулевой удельный вес, исчезнет.

Замысел законодателей проще пояснить на примере. Допустим, регион перешел на новый порядок с 2015 года. Этот год и будет первым налоговым периодом. Заплатить налог за него нужно будет до 1 октября 2016 года. При определении имущественного налога за 2015 год коэффициент равен 0,2, за второй налоговый период, то есть за 2016 г. – 0,4, за 2017 г. – 0,6, за 2018 г. – 0,8, за 2019 г. – 1.

Посмотрим, как при этом ведет себя формула.

Несправедливая кадастровая оценка недвижимости

О социальной справедливости определения налога на имущество на базе кадастровой стоимости, приближенной к рыночной, мы поговорили. Теперь обратим внимание на российскую специфику – «хотели, как лучше, получилось, как всегда».

Какие возможны чудеса, показывает ситуация с земельным налогом, который последние годы уже начислялся по кадастровой стоимости. В Подмосковье владельцы дачных участков в не самых близких к Москве и благоустроенных районах обнаружили, что кадастровая стоимость земли, по которой им насчитали налог, в разы превышает рыночную. По мнению экспертов, получилось это потому, что использовалась некорректная модель оценки земель. За основу была взята рыночная стоимость участков в дачных поселках с развитой инфраструктурой. Ее применили ко всем земельным участкам, в том числе и неосвоенным, которые стоят гораздо меньше. И подобных случаев немало. О точности и полноте кадастра говорят такие цифры: в 2013 году там было зарегистрировано 70 млн земельных участков, из них 29 млн по документам не имели границ.

Но если земельные участки есть далеко не у всех, то собственников квартир гораздо больше. И ошибки здесь будут более масштабными и болезненными. Многочисленные огрехи в государственном кадастре признают сами чиновники. Данные по зданиям, включая городские многоэтажки, переносились из баз бюро технической инвентаризации, где не было части сведений, нужных для оценки недвижимости. Многие жилые дома и земельные участки вместе со строениями на них регистрировались по дачной амнистии – тоже без уточнения сведений. В результате не всегда удается однозначно идентифицировать объект. У какого-то налогоплательщика возникла недвижимость, которой у него на самом деле нет, а кто-то, наоборот, выпал из-под налогообложения.

Татьяна Голикова, председатель Счетной палаты России: «Самый большой риск введения налога кроется в недостоверности правообладателей недвижимости и ее кадастровой стоимости. Контрольные проверки, проведенные Счетной палатой, показывают, что Государственный кадастр недвижимости содержит неполную, недостоверную и противоречивую информацию об адресах, площади и стоимости объектов капитального строительства и земельных участков. Сведения о кадастровой стоимости объектов капитального строительства и земельных участков в Федеральной налоговой службе и Росреестре по состоянию на май 2013 года совпадали менее чем в половине случаев. В отличие от земли, жилой недвижимостью владеет абсолютное большинство граждан, включая членов семей собственников домой и квартир. Для недопущения ситуации, когда установление кадастровой стоимости жилья будет расцениваться как возможность пополнения бюджетов, необходимо законодательно ограничить возможности региональных и местных властей произвольно и часто менять налогооблагаемую базу по земле и другой недвижимости».

Опыт других стран показывает, что кадастровая стоимость недвижимости должна быть меньше рыночной на 25–30%, чтобы существенно снизить количество случаев оспаривания кадастровой стоимости и размера налога несогласными собственниками. В России это правило не соблюдается, кадастровая стоимость ниже рыночной на 15–20%, а в ближайшем будущем, когда механизмы ее оценки будут отлажены, она, по мнению экспертов, приблизится к рыночной.

Кадастровую стоимость своей недвижимости собственник может получить по запросу на официальном сайте Росреестра. Если он не согласен с ее величиной, официально у него есть два основания для ее пересмотра: первое – ошибочность или неполнота данных, на базе которых проводилась оценка, например, в кадастровом паспорте была указана неверная площадь квартиры или иное количество комнат; второе – проведение альтернативной оценки рыночной стоимости квартиры независимым оценочным агентством (на дату, когда была установлена кадастровая стоимость). Нужно понимать, что кадастровая стоимость может быть снижена не произвольно, а лишь до среднего рыночного уровня. Рыночная же стоимость определяется на основании отчета оценщика.

Для пересмотра кадастровой стоимости собственник должен обратиться с заявлением в Комиссию Росреестра по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – не позднее 6 месяцев с даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. Комиссия в течение месяца обязана вынести решение об удовлетворении требования или отказе. Если это решение собственника не устроит, он может обратиться в суд. Изменения в государственный кадастр вносятся по решению суда. Если 6-месячный срок пропущен, придется идти в суд с иском к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Последствия введения нового порядка можно будет оценить только после того, как в регионах будет закончена кадастровая оценка недвижимости, установлена ее реальная периодичность, конкретные налоговые ставки, льготы и вычеты. Пока же власти заверяют о гипотетическом снижении фискальной нагрузки на основную часть населения, а эксперты не исключают ее 10-кратное увеличение – и вовсе не для единиц несчастливцев. Собственники надеются на лучшее, но ожидают худшего.

Хотя бы приблизительно оценить, насколько оправдаются эти надежды и опасения, помогает знакомство с практикой стран, в которых налог на имущество давно исчисляется по стоимости, приближенной к рыночной. В них ставки налога на недвижимость выше, чем в России: Великобритания – 1,5%, Дания – 0,6–2,4%, Германия – 1–2,1%, США – 1,4%, Япония – 1,4%, Швеция – 0,7–1,2%, Нидерланды – 0,1–0,9%, Австралия – 0,35%, Испания – 0,3–0,4%.

www.ru-90.ru

Это интересно:

  • Пособие в оаэ Роскошь в цифрах: ОАЭ С 1968 по 2003 год население ОАЭ увеличилось почти в 20 раз, прежде всего благодаря притоку зарубежной рабочей силы — кто-то должен был строить небоскребы, учить и лечить коренных жителей, развивать бизнес в Абу-Даби и Дубае. 85% рабочей силы в […]
  • Правила дорожного движения пункт 51 Приказ МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001"О порядке регистрации транспортных средств" С изменениями и дополнениями от: 27 августа 2010 г., 20 января, 29 […]
  • Возврат билетов бухучет Возврат билетов бухучет Ответ от 21.09.2017 : Работнику, направленному в командировку, организация обязана компенсировать расходы на проезд (ч. 1 ст. 168 ТК РФ). При этом работодатель может как выдать работнику деньги на приобретение билетов, так и самостоятельно купить […]
  • Губернатор тульская область жалоба Туляки смогут пожаловаться губернатору в любое время суток Губернатор поручил проработать варианты перевода работы многоканального телефона доверия на круглосуточный режим. - Жители Тульской области должны иметь возможность получить совет, консультацию в любое удобное […]
  • Пункт правил 211 2018 Постановление Правительства РФ от 01.03.2018 N 211 "О внесении изменений в Правила осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного […]
  • Налог на второй этаж дома Мансарды — жизнь под крышей Поговорим о юридических и технических тонкостях возведения и оформления в жилых домах. Налоги на — важный юридический вопрос Налоги на дома с мансардами Высота очень важна в налоговых вопросах Этапы возведения мансарды в частном доме При […]
  • Новый закон рф о пенсиях Пенсионное обеспечение в России. Досье Владимир Путин 7 июня в ходе прямой линии заявил, что перед правительством сформулирована задача значительного повышения доходов пенсионеров ТАСС-ДОСЬЕ. 7 июня 2018 года президент РФ Владимир Путин в ходе прямой линии заявил, что […]
  • Стаж по уходу за инвалидом 80 лет ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 13 марта 2013 Ежедневно специалисты Отделения ПФР по Волгоградской области отвечают на многочисленные вопросы волгоградцев. Приводим […]