Закон ликвидация банка

| | 0 Comment

Ликвидация коммерческого банка

Банк — это кредитная организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Основное назначение банка — посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т. д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров. В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ «О банках и банковской деятельности в РФ». В соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверительные операции и т. п. В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности — частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается возможность создания банков, основанных исключительно на государственной форме собственности, которые в соответствии с действующим законодательством могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. Для формирования уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций.

Решение об открытии каждого отдельного банка с участием иностранных инвестиций принимается Советом директоров ЦБ РФ. ЦБ устанавливает лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны. Если на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерных обществ.

Важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка. Действующее законодательство предоставляет всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих от своих операций коммерческий банк берет на себя.

В данной работе я раскрою такой важный вопрос, связанный с кредитными организациями, как правовой аспект ликвидации организации, трудности, связанные с подготовкой и проведением процесса ликвидации кредитной организации, вопросы возникающие при этом.

Понятие ликвидации коммерческого банка в рамках реструктуризации.

Ликвидация кредитной организации может произойти в связи с окончанием срока действия, отзывом лицензии, нарушений и т. п. Ликвидация — это прекращение деятельности предприятия без перехода прав и обязанностей третьим лицам. Конечными результатами ликвидации и подтверждением факта ликвидации предприятия является внесение об этом записи в Госреестр и получение свидетельства о ликвидации. Ликвидация — это достаточно сложный и трудоемкий процесс, занимающий в среднем 10-12 месяцев в зависимости от конкретной ситуации, но в некоторых случаях удавалось завершить все дела предприятия за 6-8 месяцев. 1

Ликвидация может быть инициирована по решению ее участников или по решению суда. Процедура ликвидации требует безупречных бухгалтерских документов, так как при подаче заявления о ликвидации почти наверняка (как показывает практика) будет назначена налоговая проверка за весь период деятельности предприятия. Все сделки должны быть завершены и документы приведены в соответствие законным образом. На предприятии не должно оставаться никаких задолженностей, включая коммунальные платежи и расчеты с фондами. Все кредиты, выданные предприятию, должны быть возвращены. Хорошая аудиторская проверка — самое лучшее средство для предотвращения каких-либо неприятностей от налоговых органов.

Как только подано заявление о ликвидации в налоговую инспекцию, создается ликвидационная комиссия, состоящая обычно из учредителей или ответственных работников предприятия. Ее задача — выявление кредиторов и получение дебиторских задолженностей, объявление о ликвидации в средствах массовой информации и управление всеми делами фирмы до полного прекращения работы предприятия. Два месяца это обычный срок предъявления требований кредиторов, на основании которых приготавливается промежуточный ликвидационный баланс, в котором должны быть отражены: имущество, требования кредиторов и результаты их рассмотрения. В случае, если активы предприятия не позволяют погасить все задолженности, имущество фирмы продается с публичных торгов. Ликвидационный баланс, распределяемый между учредителями, делится соответственно их пропорциональному участию после выплаты всех долгов предприятия.

1.2. Основания для ликвидации коммерческого банка.

Юридическое лицо может быть ликвидировано в соответствии с решением учредителей (участников, акционеров) или уполномоченного учредительными документами органа юридического лица в связи с (ст. 20 Закона «О банках и банковской деятельности):

— окончанием срока действия юридического лица;

— достижения цели, для которой создавалось юридическое лицо;

— решением суда о признании регистрации юридического лица недействительной из-за нарушения законодательства;

— решением суда в случае, если юридическое лицо ведет деятельность без соответствующего разрешения (лицензии);

— юридическое лицо ведет деятельность, запрещенную законодательством;

— юридическое лицо допускало многочисленные или серьезные нарушения законодательства;

— в других случаях, предусмотренных законодательством;

— в результате объявления юридического лица банкротом.

Ликвидация юридического лица может быть начата уполномоченным государственным органом (например, регистрационной палатой — местного или государственного уровня, налоговой инспекцией и другими). В результате ликвидации юридического лица деятельность юридического лица прекращается без передачи прав и обязательств другим лицам правопреемства (ст.61”Ликвидация юр. лица” ГК РФ), (ст. 20 Закона “О банках и банковской деятельности).

Процесс ликвидации коммерческого банка в рамках процедуры банкротства.

2.1 Основания признания банка банкротом.

Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» закрепил такое важное правило, в соответствии с которым дело о банкротстве может быть возбуждено ( арбитражным судом) только после надлежаще проведенного отзыва у банка лицензии. Правом отзыва лицензий у банков обладает лишь Банк России. 2

Дело о банкротстве может рассматривать только арбитражный суд (оно не может быть передано в третейский суд), но не по собственной инициативе, а лишь на основании обращенного к нему особого заявления с ходатайством объявить опре­деленного должника банкротом. В соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)» право обратиться в арбитражный суд с указанным заявлением име­ют конкурсные кредиторы:

в связи с неисполнением денежных обязательств — сам должник, кредитор и прокурор;

в связи с неисполнением обязательных платежей — должник, прокурор, налоговые и иные уполномоченные законом органы.

В данном Законе (ст. 2) конкурсные кредиторы определены как кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия.

В то же время Закон допускает подачу такого заявления в арбитражный суд и иными лицами (в особых случаях, предусмотренных названным Законом).

В Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст. 35) вопрос решается несколько подробнее. Здесь определено, что правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом банка (вообще любой кредитной организации) обладают:

сам банк-должник. Заявление должно отвечать требованиям, содержащимся на этот счет в Законе «О несостоятельности (банкротстве)». Копия заявле­ния направляется в Банк России;

кредиторы банка, включая граждан, имеющих право требования к нему по любому договору банковского счета;

прокурор (в случаях, предусмотренных Законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

налоговый или иной уполномоченный орган — в отношении невыполнения банком обязательных платежей в бюджеты и во внебюджетные фонды.

Перечисленные лица (кроме Банка России) имеют право направить в Банк России заявление об отзыве у банка лицензии, если могут подтвердить, что у банка обнаружены признаки банкротства, указанные в Законе. Это значит, что к заявлению следует приложить документы, доказывающие, с одной стороны, наличие денежных обязательств банка перед заявителем, с другой — что их размер соответствует критериям банкрота, установленным в ст. 4 Закона «О несостоятельности (банкротстве)». Если по истечении 2 месяцев ответ Банка России не получен, указанные лица могут направить свои заявления о признании банка банкротом непосредственно в арбитражный суд. Копии заявлений направляются в Банк России и в банк, о судьбе которого идет речь.

Когда в арбитражный суд поступает заявление о признании банкротом банка, судья прежде всего (до возбуждения производства по делу о банкротстве) предлагает Банку России представить либо заключение о целесообразности отзыва у банка лицензии, либо, если лицензия уже отозвана, копию соответствующего приказа. Банк России обязан откликнуться на такое предложение в месячный срок. Если он представил в арбитражный суд копию своего приказа об отзыве лицензии, то тем самым появляется основание для возбуждения производства по делу о банкротстве (в соответствии со ст. 40 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» указанная копия приказа БР составляет обязательный элемент пакета документов, прилагаемых к заявлению о признании банка банкротом). Если Банк России представил заключение о нецелесообразности отзыва у банка лицензии, то заявление о признании его банкротом возвращается заявителю. Наконец, если в отведенный законом срок заключение Банка России не получено, то арбитражный суд все равно возвращает заявление направившему его лицу, но в этом случае такое лицо получает право требовать в арбитражном суде, чтобы Банк России возместил ему убытки, причиненные тем, что не принял ни таких мер, которые могли воспрепятствовать доведению банка до банкротства, ни решения об отзыве у него лицензии.

works.doklad.ru

«Забыть и жить дальше»: что делать юрлицам при ликвидации банка

145 банков остались без лицензии с момента вступления в должность руководителя Центробанка Эльвиры Набиуллиной. Если схема действия физлиц в подобной ситуации проработана достаточно четко, то вопрос о том, что делать юридическому лицу, деньги которого «зависли» в банке с отозванной лицензией, фактически остается открытым. В попытке внести ясность Право.Ru обратилось к экспертам.

В среду, 12 августа, Центробанк оставил без лицензии Пробизнесбанк, самый крупный банк группы «Лайф». Уже известно, что в целях сохранения фонда страхования вкладов, власти могут впервые применить для помощи вкладчикам новый механизм – передачу вкладов другой кредитной организации. Такую возможность предполагают прошлогодние поправки в закон «О несостоятельности (банкротстве)», принятые после того, как зачистка банковского рынка привела к резкому сокращению средств в фонде страхования вкладов.

В первую очередь переданы будут живые активы и застрахованные вклады физлиц, цитирует РБК аналитика Fitch Александра Данилова. И только если после этого еще остаются нормальные активы, речь может идти о передаче вкладов сверх страховой суммы «или даже средств юрлиц».

Если в случае с физлицами схема действий относительно понятна, то о способах вернуть средства юрлицу информации немного. Причина проста – на деле вероятность возвращения средств для юрлица стремится к нулю.

Без шансов?

Крупные клиенты банка могут полностью избежать проблем – наиболее вероятным сценарием будет узнать о проблемах банка от сотрудников. «Сначала появляются проблемы, о которых руководство, конечно же, знает, потом приходит ЦБ – то есть всегда время есть. В случае с крупными компаниями вывести деньги с расчетного счета или закрыть депозит можно достаточно быстро и безболезненно: есть возможность перекинуть деньги на другой счет или же заплатить со счета зарплату или налоги. Подобные действия никак не оспорить. Поэтому крупные компании обычно редко страдают. Как правило, на счете остаются копейки, и крупные клиенты не особо грустят по этому поводу», – описывает ситуацию Александр Боломатов, партнер компании «ЮСТ».

Однако для обычных клиентов и клиентов с небольшими остатками на счетах ситуация выглядит иначе – в данном случае, к сожалению, закон предусматривает лишь простое включение в реестр кредиторов банка с перспективой вернуть в лучшем случае совсем небольшой процент от суммы переданных банку денежных средств, констатирует Боломатов.

По его словам, при существующей на сегодняшний день ситуации, когда государство ничего не гарантирует и, соответственно, не возмещает юрлицам, с деньгами, оказавшимися на счете потерявшего лицензию банка, можно проститься. «Специально закон ничего не предусматривает, а практика показывает, что тебе ничего не дадут. Страхование же предусмотрено только для физлиц при некоммерческой деятельности», – напоминает юрист.

Для большинства мелких вкладчиков сообщение о прекращении деятельности банка звучит как гром среди ясного неба. «С ними никто не связывается по этому поводу, ничего не рассказывает, не объясняет», – поясняет Боломатов.

С физической точки зрения у них появляется право требования – договор с банком, который не исполняется. При банкротстве начинается конкурсное производство, соответственно необходимо заявить в суд о включении требований в реестр кредиторов. Администрация банка, как правило, дает выписку о сумме на счете. Суд включает их в реестр, выносит определение, происходит формирование реестра. Однако затем в дело вмешивается Агентство по страхованию вкладов с преимущественным удовлетворением претензий, рассказывает юрист: «В итоге все деньги, которые есть, они, как правило, забирают себе».

Если у крупной компании при банкротстве есть шанс хоть что-то получить, то в банке он фактически равен нулю, отмечает эксперт. «С мелкими вкладами – стоит забыть и жить дальше», – делает вывод Боломатов.

Есть план

Тем не менее формальная схема действий по возврату средств существует. «После отзыва лицензии ЦБ РФ назначает временную администрацию, которую возглавляет один из сотрудников ЦБ, и в ее состав также обычно входят сотрудники Агентства по страхованию вкладов», – рассказывает Олег Хохлов, партнер банковской и финансовой практики Goltsblat BLP.

«Первые шаги юрлица – подача документов для включения в реестр требований кредиторов, а также разработка стратегии возврата средств совместно с внутренним юрдепартаментом или консультантами, которая может включать в себя иски к акционерам и менеджменту банка, а также подача заявлений о возбуждении уголовного дела при наличии признаков мошенничества, преднамеренного банкротства и других преступлений, приведших к отзыву лицензии или появлению недостоверной отчетности о счетах юрлица», – объясняет Хохлов.

Ликвидация: что происходит?

Если надежда на возврат средств все же не угасла, имеет смысл разобраться, что именно происходит после лишения банка лицензии: это поможет понять необходимость и вероятную эффективность предпринимаемых действий.

«В том случае, если у кредитной организации отозвана лицензия на осуществление банковских операций, то наступают правовые последствия, предусмотренные ст. 20 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Так, в частности, запрещается совершение сделок с имуществом кредитной организации, в том числе исполнение кредитной организацией обязательств, за исключением сделок, связанных с текущими обязательствами кредитной организации. Возврат средств, «зависших» на банковских счетах организации, к текущим обязательствам не относится», – объясняет Владислав Кораблин, юрист банковской и финансовой практики «Пепеляев Групп». — В то же время кредитная организация осуществляет возврат клиентам их ценных бумаг и иного имущества, принятых или приобретенных за их счет по договорам хранения, доверительного управления, депозитарным договорам и договорам о брокерском обслуживании».

Как пояснил Кораблин, после отзыва лицензии в отношении банка может принято решение:
1) о его принудительной ликвидации по решению Банка России (ст. 23.1 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», при том согласно ст. 23.3 закона со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации наступают последствия, предусмотренные параграфом 4.1 главы IX ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для случаев признания кредитной организации несостоятельной (банкротом) либо
2) об обращении с требованием о признании кредитной организации несостоятельной (в данном случае также будут применяться положения нового параграфа 4.1 главы IX ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Информацию о необходимых действиях и о происходящих с банком процессах можно найти в разделе «Ликвидация кредитных организаций» на сайте Банка России. Там будет содержаться четкая информация о порядке, сроках и месте предъявления требований кредиторов.

В соответствии с п. 12 ст. 189.32, п. 1, 2 ст. 189.85 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявлять свои требования в течение всего срока действия временной администрации, а также в течение определенного времени в ходе конкурсного производства (такой срок определяется в объявлении конкурсного управляющего, но не может быть менее 60 дней со дня опубликования сообщения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства). Как правило, именно такой срок (60 дней) и закрепляется в объявлении конкурсного управляющего или ликвидатора, поясняет Кораблин.

При этом если требование кредитора будет заявлено после истечения срока, то оно может быть включено только «за реестр» (то есть подлежит удовлетворению лишь за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр).

К требованию, направляемому в адрес временной администрации (конкурсного управляющего, ликвидатора) надо приложить достаточные доказательства наличия и размера задолженности (например, документы, указанные в п. 14 ст. 189.32 и ст. 189.85 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Далее управляющий в течение 30 дней рассматривает требование и уведомляет кредитора о включении требования в реестр, или об отказе в таком включении, или о включении в этот реестр требования в неполном объеме.

«В случае несогласия с решением управляющего кредитор вправе предъявить в арбитражный суд возражения на решение управляющего в течение 15 дней. Далее уже арбитражный суд рассматривает судьбу требования», – говорит Кораблин. При этом, обращает внимание юрист, согласно практике применения новых положений закона суды тщательно проверяют соблюдение кредиторами всех требований, предусмотренных действующим законодательством (в том числе наличие необходимых доказательств, соблюдение претензионного порядка, наличие необходимых приложений к возражениям).

Автоматического включения требований в реестр не предусмотрено: требования кредиторов (за исключением требований кредиторов, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также требований по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору) могут быть включены в реестр только на основании письменного заявления, поданного в установленном законом порядке, напоминает Кораблин.

При этом выплаты, если они вообще состоятся, могут быть произведены только через несколько лет – согласно ст. 189.92 закона о банкротстве требования кредиторов – юрлиц (в том числе по договорам вклада и банковского счета) включаются в третью очередь реестра. «Шансов получить реальное удовлетворение немного», – признает Кораблин.

В отдельных случаях конкурсный кредитор вправе также подавать заявления о привлечении контролирующих кредитную организацию лиц к субсидиарной ответственности, отмечает юрист: «Удовлетворение судом такого заявления может увеличить шанс получить денежные средства в качестве расчета по своим требованиям».

В то же время отдельные сделки кредитной организации, совершенные в предбанкротный период, могут быть оспорены конкурсным управляющим, в связи с чем попытка вывести свои средства из «проблемного» банка может впоследствии обернуться необходимостью возвращать все полученное в конкурсную массу банка.

Не попасться на удочку

При том, что вариантов действий для юрлиц в случает отзыва лицензии у банка не так много, всегда находятся те, кто предлагает «быстро и эффективно вернуть деньги». Однако верить в подобные ожидания не стоит, предупреждают юристы. По словам Александра Боломатова, на ситуации пытаются нажиться многие, однако следует помнить, что никакого реального механизма по возврату средств на настоящий момент, по сути, не существует. Обратившиеся за помощью к мошенникам просто потеряют еще больше.

Как правило, бесполезно и пытаться добиться возврата средств непосредственно от собственника – к банку он уже не имеет отношения.

Центробанк как главный обвиняемый

В проблемах кредиторов нередко винят Центробанк. Можно говорить о том, что компания доверяет Центробанку в вопросе лицензирования, считает Александр Боломатов, и с этой точки зрения отзыв лицензии при имеющихся в распоряжении ЦБ инструментах контроля, и, как следствие, потеря средств юрлицами, – вина Центробанка, нарушившего свои обязательства по надзору. Тем не менее набор юридических инструментов, которые позволили бы привлечь кого-либо к ответственности за просиходящее в случае ликвидации банка, минимален. Проблемы же, связанные с банкротствами кредитных учреждений, растут вместе с числом банков с отозванными лицензиями.

Если за год, предшествующий назначению Набиуллиной (24 июня 2013 г.), ЦБ отозвал лицензии только у 12 банков, суммарные активы которых составляли 25 млрд рублей, то позже был взят курс на массовый отзыв банковских лицензий (одним из самых крупных страховых случаев стал отзыв лицензии у Мастер-Банка). Впрочем, его зампред Банка России Сухов назвал «частью системы мер по укреплению доверия ко всем банкам». Типичные причины отзыва лицензии, по его словам, проведение сомнительных операций и «неспособность банков рассчитаться со вкладчиками, связанная с низким качеством активов, а иногда и с почти полным их отсутствием». В итоге за последние 2,5 года ЦБ РФ отозвал лицензии у 145 банков, из которых более 30 пришлись на 2015 год. Несмотря на все более обширное распространение практики ликвидации, инструменты, позволяющие юрлицам хотя бы частично компенсировать потери, так и не были созданы.

pravo.ru

Статья 23.1. Ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация)

Банк России в течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации (далее — заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации), за исключением случая, если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Если ко дню отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», или наличие этих признаков установлено назначенной Банком России временной администрацией по управлению кредитной организацией после дня отзыва у кредитной организации указанной лицензии, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Арбитражный суд рассматривает заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи указанного заявления.

Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. При рассмотрении заявления Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации предварительное судебное заседание, предусмотренное Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, не проводится.

Арбитражный суд направляет решение о ликвидации кредитной организации в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

www.electorat.info

Ликвидация банка

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1 (далее – Закон № 395-1) банк как разновидность кредитной организации может быть создан либо в форме общества с ограниченной ответственностью, либо акционерного общества.

Это значит, что к процедуре ликвидации банков применяются положения гл. 4 ГК РФ. Кроме того, нормы о банкротстве как форме принудительной ликвидации содержатся в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (далее – Закон №127-ФЗ).

Под ликвидацией юридического лица понимается полное прекращение деятельности без передачи прав и обязанностей иному юридическому лицу (ст. 61 ГК РФ).

По своей сути ликвидация банка — это один из способов рассчитаться с долгами учреждения. Если оно нарушает законодательство РФ, это может стать поводом для того, чтобы Банк России отозвал у него лицензию.

Отзыв лицензии может являться основанием для банкротства финансовой организации.

Процедура ликвидации банка может быть инициирована по следующим основаниям:

  • Собственник банка либо его кредиторы в случае, если имущества учреждения недостаточно для погашения его долгов, подают в арбитражный суд заявление о банкротстве (добровольная ликвидация).
  • Государственные органы (Федеральная налоговая служба, пенсионный фонд, Банк России) подают в арбитражный суд заявление о банкротстве банка. Подаче такого заявления должны предшествовать признаки неплатежеспособности, которые были выявлены в ходе проверки, нарушение учреждением требований закона (принудительная ликвидация).
  • После того, как в суд подано заявление о признании финансовой организации банкротом, до возбуждения дела о банкротстве Банк России по требованию судьи в обязательном порядке предоставляет документально подтвержденные выводы о необходимости лишить учреждение лицензии. В случае, если отзыв разрешения уже произошел, Банк России предоставляет в суд копию приказа о ликвидации учреждения, а также заключение, на основании которого принято данное решение.

    Если в течение месяца регулятор предоставляет заключение о целесообразности банкротства, суд возбуждает дело. Если в заключении говорится о нецелесообразности лишения банка лицензии, то суд возвращает заявление.

    Когда дело о банкротстве возбудили, судья инициирует одну из процедур ликвидации – наблюдение либо конкурсное производство.

    Ликвидация банка после отзыва лицензии

    В упрощенном виде процедура ликвидации банка после отзыва лицензии может выглядеть следующим образом:

  • Центральный банк РФ осуществляет отзыв лицензии на ведение банковской деятельности.
  • После отзыва лицензии банк имеет право осуществлять ограниченный перечень операций (взыскание дебиторской задолженности, выполнение платежей и т.д).
  • Арбитражный суд принимает решение о ликвидации банка.
  • После вступления решения суда в законную силу образуется ликвидационная комиссия, которая непосредственно проводит процедуру ликвидации.
  • После того, как ликвидационная комиссия сформирована, она в соответствии с положениями Закона №127-ФЗ производит следующие действия:

    • В средствах массовой информации размещается объявление о начале процедуры.
    • Кредиторов банка оповещаются о начале процесса.
    • Проводится комплекс мероприятий, направленных на сохранение имущества учреждения.
    • Взыскивается дебиторская задолженность.
    • Проводится процедура реализации имущества, заложенного по кредитам, по которым были просрочки платежей.
    • Осуществляется оценка имеющегося в наличии имущества банка, а также составляется перечень его активов и пассивов.
    • Проверяются все требования кредиторов, и формируется специальный промежуточный баланс.
    • Если имеющихся в наличии денежных средств недостаточно, проводится распродажа имущества с торгов.
    • Удовлетворение требований кредиторов в определенном порядке.
    • О проведенных мероприятиях составляется ответ, который вместе с ликвидационным балансом передается на утверждение учредителю банка.
    • После утверждения ликвидационного баланса происходит закрытие корреспондентского счета в Центральном банке РФ.

      Ликвидация считается завершенной, когда вносится информация в Единый государственный реестр юридических лиц, сведения публикуются в издании «Вестник Банка России».

      Очередь кредиторов при ликвидации банка

      Под очередью кредиторов в законе понимается порядок, в котором производятся соответствующие выплаты. Проще говоря, кто получит свои деньги первым, кто вторым и так далее.

      Очередность установлена в ст. 189.92 Закона №127-ФЗ. Всего закон предусматривает три очереди кредиторов, а именно:

    • Первая очередь – требования физических лиц, которым банком нанесен ущерб, которые имеют вклады.
    • Вторая очередь – требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.
    • Третья очередь – требования физических лиц, являющихся кредиторами, по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, а также по уплате сумм финансовых санкций.
    • После того, как удовлетворены требования кредиторов 1-3 очереди, удовлетворяются требования остальных.

      Однако следует обратить внимание на некоторые особенности при удовлетворении требований кредиторов:

    • Требования кредитора по обязательству, обеспеченному залогом, удовлетворяются в первую очередь за вычетом денежных средств, направляемых на удовлетворение требований кредиторов первой и второй очереди.
    • Текущие обязательства банка удовлетворяются вне очереди (ст. 189.84 Закона №127-ФЗ).
    • Требования работников кредитной организации о выплате выходного пособия, компенсационных и иных выплат, если они превышают минимальный размер, установленный трудовым законодательством, выплачиваются после удовлетворения требований кредиторов третьей очереди.
    • Процедура ликвидации банка является чрезвычайно сложной и запутанной, в частности, из-за особенностей ее законодательного регулирования. Для того, чтобы ваши права были защищены в полной мере, мы рекомендуем обратиться к нашим юристам.

      pravoved.ru

      Это интересно:

      • Питание по 333 приказу Приказ Минздрава СССР от 10 марта 1986 г. N 333 "Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах (отделениях) и детских больницах (отделениях)" Приказ Минздрава СССР от 10 марта 1986 г. N 333"Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах […]
      • Заморозить осаго Как заморозить ОСАГО ЛДПР возмущена принятым решением о росте тарифов на ОСАГО и предлагает Госдуме заморозить старые тарифы до 2017 года. С апреля базовые тарифы ОСАГО повысятся на 40%, а страховые компании имеют право увеличить тарифы еще на 20%, постановил Банк […]
      • Возросли полномочия Хоть права не расти. Регионам готовят правила временного изъятия полномочий Полномочия регионов можно будет передать на федеральный уровень, если это необходимо для безопасности, реализации международных обязательств или позволит сократить расходы бюджета. Такие поправки […]
      • Налог на землю новые изменения Налог на землю в 2018 году — обзор изменений кадастровой стоимости В прошлом году в Российской Федерации был подписан закон, который коренным образом поменял порядок расчета налога на землю. Теперь, с 2018 года, налог на такое имущество, как земельные участки и прочая […]
      • Транспортный налог архангельск ставки Транспортный налог архангельск ставки Изменения ОСАГО. Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания. Подробнее Плата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту […]
      • Отработка 2 недели при увольнении 2018 год Срок отработки при увольнении по собственному желанию Трудовое законодательство не позволяет просто взять и уйти с работы. О своем желании расторгнуть трудовой договор работник должен предупредить руководство заранее. Для чего нужно такое предупреждение и сколько […]
      • Закон о нравственном воспитании Нравственное и патриотическое воспитание может стать элементом образовательного процесса Разработаны меры по обеспечению патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи. Соответствующий законопроект 1 внесен в Госдуму членом Совета Федерации Сергеем […]
      • Корректирующая декларация по налогу на прибыль Уточненная декларация по налогу на прибыль Регион: Российская Федерация Налог на прибыль уплачивается предприятием с суммы, являющейся разницей между его доходами и понесёнными расходами, он аналогичен налогу, который взимается государством с физических лиц (НДФЛ). […]