Особенности подведомственности арбитражным судам отдельных категорий дел

| | 0 Comment

Общие критерии подведомственности дел арбитражным судам. Специальная подведомственность. Особенности подведомственности отдельных категорий дел.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

  • об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  • об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  • о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
  • другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
  • Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Арбитражные суды рассматривают в соответствии с главой 30 АПК РФ дела:

    1. об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;
    2. о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Арбитражные суды рассматривают в соответствии с главой 31 АПК РФ дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Специальная подведомственность дел арбитражным судам

    Арбитражные суды рассматривают дела:

    • о несостоятельности (банкротстве);
    • по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
    • по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
    • по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;
    • о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
    • другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
    • Указанные дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

      Несмотря на то что производственные и потребительские кооперативы являются юридическими лицами, дела по спорам между этими кооперативами и их членами подведомственны судам общей юрисдикции, поскольку указанные кооперативы не являются хозяйственными товариществами или обществами (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»).

      Если объединяются несколько связанных между собой требований, одни из которых подведомственны суду, другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции (п. 1 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. N 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам»).

      Арбитражный суд. Судебная практика: Видео


      legalquest.ru

      Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

      Особенности в подведомственности арбитражным судам отдельных категорий дел: искового производства; возникающих из публично-правовых; особого производства

      Виды споров (в АПК не закреплены выводятся практикой) подвемоственных арб. Суду (основные), возникающие из гражданских правоотношений (исковые)

      Преддоговорные, т.е разногласия возникающие относительно заключения договора или его конкретных условий. (в добровольном порядке, т.к — свобода договора, кроме случаев обязательно заключения)

      Споры, возникающие из гражданско-правовых сделок (нарушения условий договора, признание оспоримой сделки недействительной, о взыскании долга и т.д.)

      Споры из вещных гражданских правоотношений (определение принадлежности права собственности и других ограниченных вещных правах)

      Споры, возникающие из внедоговорных правоотношений ( причинение вреда, неосновательное обогащение и др.)

      Согласно ст. 29 АПК арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

      1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

      2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов МСУ, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов МСУ, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

      5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда, поскольку данный перечень не является закрытым.

      Критерии подведомственности дел в сфере административного судопроизводства заключаются в следующем:

      Во-первых , спор должен возникнуть из административных либо иных публично-правовых отношений (например, налоговых, таможенных).

      Во-вторых , содержание спора связано с предпринимательской или иной экономической деятельностью, либо доступом к ней, либо оценкой законности ненормативного или нормативного акта в данной сфере.

      В-третьих , в отличие от дел гражданского судопроизводства, в административном судопроизводстве другие требования к правовому статусу сторон. Здесь статус юридического лица либо гражданина-предпринимателя имеет, как правило, только истец.

      Кроме того, в качестве истца могут выступать прокурор и государственные органы, органы МСУ. Что касается ответчика, то в этом качестве могут выступать Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, другие государственные органы, муниципальные образования, должностные лица, включая судебных приставов-исполнителей. При этом соответствующие органы как субъекты публично-правовых отношений могут как иметь статус юридического лица, так и не быть наделенными им.

      Условия подведомственности арбитражным судам дел об установлении юридических фактов сформулированы в гл. 27 АПК.

      Имеется не утратившее своего значения Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 1996 г. N 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел в суде первой инстанции». В п. 2 Постановления определены четыре условия, при наличии которых в совокупности арбитражные суды принимают к своему производству и рассматривают заявления об установлении юридических фактов:

      • если согласно закону факт порождает юридические последствия, т.е. влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
      • если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду;
      • если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт;
      • если действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.

      Оспаривание решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, является новой категорией дел, отнесенных к подведомственности арбитражных судов.

      Во-первых , арбитражные суды вправе рассматривать заявления об оспаривании решений третейских судов, вынесенные в соответствии с Федеральным законом «О третейских судах в РФ», если дело, рассмотренное третейским судом, подведомственно арбитражному суду.

      Во-вторых , возникает вопрос о компетентном суде при оспаривании решений международных коммерческих арбитражей, образованных на территории РФ, а также третейских судов, выполняющих функции международного коммерческого арбитража. Согласно п. 2 ст. 6 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» функции компетентного суда выполняет областной и равный ему по статусу суд общей юрисдикции. Поэтому до принятия нового АПК здесь вопрос решался вполне однозначно. По смыслу и содержанию норм о подведомственности в новом АПК все дела, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью, должны рассматриваться арбитражным судом. Поэтому логичнее дать такое толкование по данному вопросу, что с момента вступления в силу правил о подведомственности оспаривание решений международных коммерческих арбитражей также производится в арбитражный суд, если дело, разрешенное арбитражем, касается предпринимательской и иной экономической деятельности.

      Выдача исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, ранее относилась к подведомственности арбитражных судов. Однако по новому процессуальному законодательству необходимо уточнение ряда положений.

      Во-первых , арбитражные суды компетентны на выдачу исполнительных листов по решениям третейских судов, образованных в соответствии с Федеральным законом «О третейских судах в РФ» по делам, которые им подведомственны. Ранее подобные полномочия они осуществляли в соответствии с разд. V Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров.

      Во-вторых , в соответствии с п. 2 ст. 31 АПК арбитражным судам подведомственны дела по выдаче исполнительных листов на решения третейских судов, выполняющих функции международного коммерческого арбитража, а также международных коммерческих арбитражей, образованных на территории РФ. Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» с самого начала не определил компетентный суд, который должен рассматривать заявления о признании и исполнении арбитражных решений. Поэтому, хотя в основном данные дела рассматривались областными судами общей юрисдикции, в отдельных случаях заявления взыскателей подавались в арбитражные суды, которые признавали себя компетентными (см. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 июня 1999 г. N 3836/98) .

      Логика правил нового процессуального законодательства заключается в последовательной передаче дел из предпринимательских и иных экономических отношений к ведению арбитражных судов. Поэтому компетентным судом для выдачи исполнительных листов в отношении международных коммерческих арбитражей, образованных на территории РФ, и третейских судов, выполняющих функции международных коммерческих арбитражей, следует рассматривать арбитражный суд.

      www.shpora.su

      Вопрос 231. Общие критерии подведомственности дел арбитражным судам. Специальная подведомственность. Особенности подведомственности отдельных категорий дел.

      Вопрос 231. Общие критерии подведомственности дел арбитражным судам. Специальная подведомственность. Особенности подведомственности отдельных категорий дел.

      Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 27 АПК). Подведомственность дел арбитражному суду, по общему правилу, связана не только с характером спорного правоотношения, но и с его субъектным составом (юридическим статусом сторон).

      К числу субъектов споров, с участием которых дела рассматриваются арбитражными судами, относятся следующие.

      1) Юридические лица.

      2) Граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя. Однако само по себе наличие статуса юридического лица или индивидуального предпринимателя еще не дает основания для отнесения спора с их участием к подведомственности арбитражного суда. Например, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут обратиться с иском в арбитражный суд только в случаях, когда спор с их участием носит экономический, имущественный характер. Аналогичное правило действует и в отношении индивидуального предпринимателя: если спор с его участием возник из брачно-семейных, жилищных правоотношений либо из гражданских правоотношений, но носит бытовой характер (например, совершение им сделки купли-продажи товара для личных нужд и пр.), то такой спор относится к подведомственности суда общей юрисдикции.

      3) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, когда они выступают в качестве участников отношений гражданского оборота (ст. 2,124 ГК) или публично-правовых отношений, споры из которых отнесены к подведомственности арбитражных судов.

      4) Государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, должностные лица, когда им предоставлено право участия в арбитражном процессе с целью защиты имущественных интересов государства и представляемых ими органов.

      5) Образования, не являющиеся юридическими лицами, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

      6) Иностранные организации, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, организации с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

      К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела (ч. 3 ст. 27 АПК).

      Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (ч. 4 ст. 27 АПК).

      Специальная подведомственность.

      При рассмотрении арбитражными судами дел специальной подведомственности не имеет значения субъектный состав, поскольку определяющим и практически единственным критерием подведомственности является характер дела. Арбитражные суды рассматривают дела (ст. 33 АПК):

      1) о несостоятельности (банкротстве);

      2) по спорам, указанным в ст. 225.1 АПК 20 ;

      3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

      4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;

      4.1) по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

      4.2) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 ст. 34 АПК;

      5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

      6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

      Указанный перечень дел, отнесенных к специальной подведомственности, не является исчерпывающим и может быть расширен другими законами.

      Особенности подведомственности отдельных категорий дел.

      Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений (ст. 28 АПК). Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

      Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (ст. 29 АПК). Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

      1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

      2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;

      3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

      4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

      5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

      Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ст. 30 АПК). Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

      Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (ст. 31 АПК). Арбитражные суды рассматривают в соответствии с гл. 30 АПК дела:

      1) об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;

      2) о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

      Подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (ст. 32 АПК). Арбитражные суды рассматривают в соответствии с гл. 31 АПК дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

      law.wikireading.ru

      Общие критерии подведомственности дел арбитражным судам. Специальная подведомственность. Особенности подведомственности отдельных категорий дел

      Арбитражные суды в Российской Федерации. Система, полномочия.

      Арб. суды в РФ составляют единую систему федеральных судов, определяемую ФКЗ «О судебной системе РФ». Согласно этому Закону в РФ действует Высший Арб. Суд РФ, 10 федеральных арб. судов округов (суды кассационной инстанции), 20 арб. апелляционных судов, арб. суды субъектов РФ. 1) Высший Арб. Суд РФ является судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арб. судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он выступает в качестве вышестоящей судебной инстанции по отношению к другим арбитражным судам. 2) Арб. кассационный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ. 3) Арб. апелляционный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. 4) Арб. суд субъекта РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

      Под устройством любого арбитражного суда понимается его внутренняя структура. Так, ВАС РФ действует в составе: Пленума ВАС РФ; Президиума ВАС РФ; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Арбитражным судам подведомственны: дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; дела по спорам, вытекающих из административных и иных личных отношений: об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

      Общие критерии подведомственности дел арбитражным судам. Специальная подведомственность. Особенности подведомственности отдельных категорий дел.

      Особенности подведомственности отдельных категорий дел. Под подведомственностью понимают правила, позволяющие определить круг дел, которые отнесены к ведению арб. судов РФ. Критерии подведомственности дел арбитражным судам: 1) Основной — характер спорных правоотношений: арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. 2) Вспомогательный — субъектный состав сторон: арб. суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием: организаций, являющихся юридическими лицами; граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, в случаях, предусмотренных АПК. Виды подведомственности: 1) множественная: договорная — подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон; императивная — подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности; альтернативная — подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. 2) исключительная (специальная). Независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, арб. судами рассматриваются следующие дела: о несостоятельности (банкротстве); по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций. Предъявление искового заявления с нарушением правил подведомственности спора арбитражным судам не является основанием для возвращения искового заявления. В таком случае исковое заявление принимается, и вопрос о его подведомственности разрешается в судебном заседании.

      studopedia.org

      15. Особенности подведомственности дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Подведомственность иных дел арбитражным судам.

      В основе спора из административных правоотношений лежит публичный интерес, это публичный спор о правах и обязанностях сторон, одна из которых находится в административном или ином властном подчинении у другой стороны.

      В ст. 29 АПК установлено правило о том, что эти дела, рассматриваются в порядке административного судопроизводства.

      Ст. 29 называет отдельные категории дел, отнесенных к подведомственности арбитражных судов:

      — подведомственность Суда по интелектуальным правам дел об оспаривании нормативных правовых актов ФОИВ в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интеграционных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юр.лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии. Другие арбитражные суды дел об оспаривании нормативных правовых актов в настоящее время не рассматривают.

      споры об оспаривании ненормативных правовых актов гос.органов, органов МСУ, решений и действий иных органов, организаций, наделенных ФЗ отдельными гос. и иными публичными полномочиями, и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении этих споров необходимо иметь в виду что, 1) оспариваемый акт должен иметь ненормативный характер, т. е. быть адресованным конкретному лицу или группе лиц, 2) акт должен порождать юр.последствия, 3) круг органов и должностных . лиц, чьи ненормативные правовые акты, решения и действия могут быть признаны недействительными или незаконными, арбитражным процессуальным законодательством не ограничивается.

      дела об административных правонарушениях, если ФЗ их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов (ст. 23.1, 30.1 КоАП)

      Правила определения подведомственности арбитражным судам дел об административных правонарушениях исходят из необходимости установления трех составляющих: 1) характер нарушения должен быть связан с предпринимательской или иной экономической деятельностью; 2) субъектами нарушения должны быть юр.лица или ИП; 3) дела охватываются абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 или ч. 3 ст. 30.1 КоАП.

      дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если ФЗ не предусмотрен иной порядок их взыскания.

      Для обращения гос.органов, органов МСУ, иных контрольных органов в арбитражный суд с требованием о взыскании указанных платежей и санкций необходимыми условиями являются неисполнение требования об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропуск указанного в таком требовании срока уплаты. При этом подобное дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, если ФЗ предусмотрен иной порядок взыскания указанных платежей.

      Подведомственность иных категорий дел

      К ведению арбитражных судов в соответствии со ст. 30 АПК отнесены дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В частности, арбитражному суду подведомственны дела об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом как своим собственным; факта государственной регистрации юр.лица или ИП в определенное время и в определенном месте; факта принадлежности правоустанавливающего документа и др.

      Арбитражный суд в порядке особого производства может устанавливать именно факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав юр.лиц и ИП в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а не правовые последствия этих действий. При этом условием подведомственности арбитражному суду дел об установлении юридических фактов будет не только их значимость для определенной сферы общественных отношений (предметный критерий), но и наличие у заявителя определенного юридического статуса – юр.лица или ИП.

      К подведомственности арбитражных судов согласно ст. 31 АПК отнесены дела об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов. При этом юрисдикция арбитражных судов распространяется как на «внутренние» третейские суды, так и на международный коммерческий арбитраж.

      АПК предусматривает возможность сторон третейского разбирательства ходатайствовать перед арбитражным судом об отмене решения третейского суда или испрашивать приведения его в исполнение, и обратиться с заявлением о принятии обеспечительных мер в отношении иска, рассматриваемого в третейском суде, а также с заявлением об отмене постановления третейского суда предварительного характера о наличии у него компетенции.

      Значительно расширена подведомственность арбитражных судов в сфере признания и приведения в исполнение решений иностранных государственных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 32 АПК). При этом подведомственность данной категории дел также обусловлена предметным критерием, а не субъектным составом лиц, являющихся сторонами спора, рассмотренного иностранным судом.

      studfiles.net

      Это интересно:

      • 19 фз о трудовых пенсиях в рф Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 […]
      • Заявление об уплате ндс Может ли организация применить ставку НДС 0% при экспорте товара в Республику Беларусь и Республику Казахстан, если контрагент уплатил НДС при импорте товара и представил в налоговый орган по месту своего учета заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, но […]
      • Приказ на аккредитацию по школе Государственная аккредитация школы: каков перечень необходимых документов? Вопрос-ответ по теме Какова последовательность шагов и перечень необходимых документов для государственной аккредитации школы? Отвечает Екатерина Бородина, юрист-эксперт Из рекомендации Как […]
      • Сроки получения свидетельства о наследовании Как получить свидетельство о праве на наследство и нужно ли его регистрировать? Выдача свидетельства о праве на наследство является заключительным действием, которое нотариус совершает в рамках открытого наследственного дела. Свидетельство о праве на наследство — это […]
      • Тоесть или то есть правило Как пишется «то есть» или «тоесть»? то есть или тоесть Слитно или раздельно? Данный присоединительный союз в соответствии с закрепленными нормами русского языка пишется раздельно – то есть. Чтобы понять, как правильно пишется “то есть“, можно подобрать к нему синонимы […]
      • Что выгодней аренда земли или собственность 4) Что выгоднее: приобрести участок, занятый капитальными объектами, в собственность или на праве аренды У большинства собственников капитальных объектов, имеющих намерение оформить права на земельные участки, сформированные для эксплуатации данных объектов, имеется […]
      • Отмена доверенности в суде Отмена доверенности по новым правилам Лично-доверительный (фидуциарный) характер отношений представительства обусловливает право лица, выдавшего доверенность, в любое время без указания мотивов прекратить полномочие путем отмены доверенности, за исключением случаев, […]
      • Налоги по дарственной на квартиру 2018 Как оформить договор дарения квартиры, максимально подробно рассказано в обзоре по указанной ссылке. О том, нужно ли платить налог при дарении квартиры близким родственникам можно узнать из статьи перейдя по ссылке. Как взаимосвязаны дарственная на квартиру и налог на нее, […]