Налог на прибыль собираемость

| | 0 Comment

Собираемость налогов: хорошо для бюджета, плохо для роста

главный экономист Альфа-банка

Эти усилия правительства повредили темпам роста в таких сегментах как сельское хозяйство и строительство, хотя и стали основанием для недавнего решения агентства S&P повысить суверенный рейтинг России. Поскольку проведение налоговой реформы в год выборов неуместно, то в 2018 году ставка будет по-прежнему сделана на дальнейшее улучшение собираемости налогов: заложенные в бюджет дополнительные 0,5 трлн руб. от сбора НДС подтверждают наше решение понизить прогноз роста ВВП на 2018 г. до 1,0% г/г.

Ненефтяные налоговые доходы консолидированного бюджета выросли на 2,5 трлн руб. в 2017 г., в результате ненефтяной дефицит консолидированного бюджета снизился до 8,1% ВВП. В 2017 г. доходы консолидированного бюджета выросли до 33,3% ВВП с 32,3% ВВП в 2016 г., или на 2,9 трлн руб. Примерно 1,1 трлн руб. этой суммы связан с нефтяными доходами и ростом цены на нефть в прошлом году, тогда как оставшаяся часть, то есть 1,8 трлн руб. пришлась на рост ненефтяных доходов. Тем не менее, эта последняя цифра полностью не отражает усилия правительства по росту собираемости налогов: в расчет ненефтяных доходов бюджета 2016 года вошла сумма 0,7 трлн руб., полученная в результате приватизации Роснефти, что, тем самым, завышает базу сравнения результатов 2017 г. С очисткой от приватизационных доходов ненефтяные налоговые доходы прошлого года выросли на 2,5 трлн руб., или на 13% г/г в реальном выражении, показав сильное ускорение роста доходов в сравнении с динамикой предыдущих лет. Рост собираемости налогов не только помог сократить консолидированный дефицит бюджета до 1,5% ВВП против в среднем 2,6% ВВП в 2013-2016 гг., но и снизить ненефтяной дефицит консолидированного бюджета до 8,1% ВВП против 10,2-10,6% ВВП, наблюдающихся с 2013 г.

По оценке Минфина, 1 трлн руб. в 2017 г. пришло в бюджет в результате роста собираемости налогов. Согласно заявлениям министра финансов на Экономическом форуме имени Гайдара в январе 2017 г., примерно 1 трлн руб., или 40% дополнительных налоговых сборов 2017 г. было собрано благодаря усилиям правительства по повышению собираемости налогов. По нашим оценкам, дополнительные доходы от налога на прибыль составили 320 млрд руб.; эта цифра близка к недавним оценкам агентства АКРА, оценившего дополнительные доходы от налога на прибыль в сумму около 400 млрд руб., полученную благодаря прочим факторам (кроме органического прироста), включая изменения в администрировании налога (вплоть до 2020 г. база расчета налога на прибыль не может быть уменьшена на сумму ранее полученных убытков более чем на 50%). По нашей оценке, улучшение в собираемости НДС принесло еще 300 млрд руб. в прошлом году. Это указывает на то, что даже без решения правительства увеличить ставки налогов, налоговое давление на экономику выросло в прошлом году.

Существует ли дополнительный потенциал для улучшения собираемости налогов?

Пару лет назад международные агентства оценили, что в результате уклонения от уплаты налогов российский бюджет может недосчитываться 4-5 трлн руб. в год, включая потери от а) неформального сектора и б) различных мошеннических схем. По данным Минфина, уклонение от уплаты налогов неформального сектора обходится бюджету примерно в 3 трлн руб. в год, в том числе примерно 2 трлн руб. приходится на недосборы подоходного налога. Учитывая продолжающийся рост занятости в неформальном секторе, мы сомневаемся, что в этой сфере можно увеличить собираемость налогов. Различные мошеннические схемы обходятся бюджету еще в 1-2 трлн руб. в год; при этом значительная часть уклонений от налогов приходится на НДС, в том числе фиктивное возмещение НДС из бюджета оценивается примерно в 500 млрд руб. в год. Усилия по сбору НДС были в центре внимания последние годы: в итоге уровень собираемости после локального минимума в 2013 году сейчас вернулся к значениям 2011 года и всего на 10% ниже уровня собираемости 2007 года. Это означает, что потенциал дополнительного увеличения собираемости налогов выглядит ограниченным.

Меры по повышению собираемости налогов вредят темпам роста в некоторых отраслях экономики. Меры по улучшению собираемости налогов положительно влияют на бюджет, однако при этом вредят экономической активности в ряде отраслей. Сельское хозяйство – один из таких примеров. Борьба с уходом от налогов в этом сегмент разрушила цепочки поставок в некоторых сегментах этого сектора и оказала негативное влияние на производство – в итоге после роста сектора в среднем на 3% г/г в 2013-2016 гг., в 2017 г. он вырос всего на 1,2% г/г, несмотря на рекордный урожай с 2008 г. Другим примером является строительный сектор — на него приходится около трети всех обнаруженных фактов уклонения от уплаты налогов; после снижения темпов роста этого сектора на 4,2% г/г в 2016 г. он продолжил снижение еще на 1,4% г/г в 2017 г. Таким образом, ужесточение налогового администрирования явно позитивно для бюджета, но, судя по всему, временно оказывает сдерживающий эффект на рост ВВП.

Усилия в сфере улучшения собираемости налогов в 2018 г. объясняют повышение рейтинга и помогут сдерживать рост процентных расходов по обслуживанию долгу. Проект бюджета 2018 г. предусматривает увеличение доходов от НДС еще на 0,5 трлн руб., что, на наш взгляд, является знаком того, что правительство продолжит уделять повышенное внимание вопросу улучшения собираемости налогов именно в данной области. Дальнейший рост ненефтяных доходов бюджета поможет правительству сохранить контроль над ценой на нефть, балансирующей бюджет – сейчас мы прогнозируем ее на уровне $63/барр. в этом году. Мы считаем, что улучшение в налоговом администрировании стало одним из главных аргументов в пользу решения повысить суверенный рейтинг России с BB+ до инвестиционного уровня BBB-. Это решение важно для бюджетной стабильности, так как оно может помочь снизить давление по обслуживанию долга: в данный момент годовые процентные расходы российского федерального бюджета составляют около 0,7 трлн руб. (0,6% ВВП) в связи с обслуживанием внутреннего долга в размере 7,2 трлн руб. и внешнего долга в $50,5 млрд.

Попытки решить проблему уклонения от уплаты налогов не исключают необходимости повышать ставки налогов: Учитывая наш вывод о том, что потенциал для дальнейшего увеличения собираемости налогов ограничен, необходимость пересмотра существующих налоговых ставок, судя по всему, неизбежна. Значительное улучшение собираемости НДС и некоторый потенциал по улучшению его администрирования являются веским аргументом в пользу повышения ставки именно этого налога в будущем. Мы видим два следствия этого события. Первое, мы ожидаем ускорения консолидации в некоторых секторах, в том числе в сельском хозяйстве, из-за дальнейшего давления налоговых властей. Второе, очень вероятно, что рост налоговой нагрузки продолжит оказывать негативный эффект на экономический рост, так как в ряде сегментов потребуется реструктурировать логистические цепочки. В целом мы ожидаем, что усилия правительства будут позитивны для стабильности бюджета, но краткосрочно ограничивают перспективы роста, что вписывается в наше недавнее решение понизить прогноз роста ВВП до 1,0% г/г на 2018 г.

1prime.ru

Анатомия роста: кто и как собирает налоги в России

Что стоит за резким ростом налоговых поступлений в федеральный бюджет?

Федеральная налоговая служба (ФНС) отчиталась о невероятных успехах: собираемость налогов по итогам восьми месяцев 2017 года оказалась на 32% выше, чем за соответствующий период прошлого года – и это при низкой инфляции и стагнации в производстве. Речь, правда, идет о федеральном бюджете, но ведь именно он является основой всей финансовой системы страны. Давайте попробуем исследовать анатомию этого налогового чуда.

Изменения в налогах и сборах

Несмотря на заявленный «налоговый мораторий», налоги в 2016-17 годах продолжали расти. Начало свое победное шествие по стране исчисление ставки налога на недвижимое имущество от его кадастровой стоимости. Изменились правила начисления НДФЛ при продаже жилья – теперь для освобождения от уплаты этого налога даже единственное жилье должно находиться в собственности целых пять лет вместо прежних трех.

Вырос предел ставки торгового сбора – коэффициент поднялся с 1,154 до 1,237 (7,2%, заметно выше уровня инфляции). Сейчас максимальная ставка составляет 680,35 руб. за кв. м.

Администрирование страховых взносов передано от Пенсионного фонда в налоговую службу – власти наконец-то признали, что так называемые «взносы» – это просто целевые налоги. Одновременно до 27 990 руб. выросли фиксированные взносы индивидуальных предпринимателей – они рассчитываются от заметно повысившегося МРОТ.

Радикально выросли акцизы, в первую очередь на бензин и дизельное топливо.

В то же время совершенствуется система налоговых льгот. Они применяются к начинающим предпринимателям, к резидентам особых экономических зон и территорий опережающего развития, иногда к экспортерам в несырьевом секторе. То есть говорить про какой-то резкий рост налогов нельзя. Тем более что и НДФЛ, и налог на имущество остаются в региональных бюджетах и на наполняемость федерального не влияют.

Драйверы роста

На сайте Росстата доступна подробная налоговая раскладка по первой половине 2017 года и ее сравнение с первой половиной 2016-го. Рост для федерального бюджета на тот момент был еще более ощутимым – 37% вместо 32% на текущий момент. Региональные бюджеты прибавили 9,3%, что тоже очень неплохо.

Надо сказать, что федералы не обошлись без шулерства: если в 2016 году налог на прибыль распределялся между центром и регионом как 2 к 18, то теперь – как 3 к 17 (при этом регионы имеют право уменьшить свою долю). Неудивительно, что драйвером «федерального» успеха стал именно этот налог – он стал давать в бюджет сразу в полтора раза больше (то есть налогооблагаемая база фактически не изменилась).

Важно, конечно, и то, что выросла средняя стоимость нефти, а с ней и поступления от налога на добычу полезных ископаемых.

Надо отдать должное и коллекторской деятельности налоговиков – ФНС. Объем взыскания недоимок вырос на 25% (данные по итогам пяти месяцев); возвращенные недоимки составляют примерно 10% общих поступлений в бюджет. Новая Концепция по работе с задолженностью, принятая в 2016 году, похоже, действительно работает.

Таким образом, можно выделить три основных фактора, благотворно повлиявших на собираемость налогов.

  1. Ключевую роль сыграл рост цен на нефть – сборы НДПИ, который обеспечивает более 40% налоговых доходов федерального бюджета, выросли в полтора раза.
  2. Существенно улучшилось администрирование налогов, работает новая система взыскания задолженностей.
  3. Центр стал забирать себе не 2%, а 3% прибыли предприятий в рамках налога на прибыль.

Все это очень приятно, но лучше бы на их месте был ровно один фактор – «рост производства и выход бизнеса из тени».

Налоги от Калининграда до Сахалина

Эксперты PwC проделали отличную работу по составлению рейтинга эффективности налогового администрирования в регионах. Из их цифр следует удивительная вещь – основная проблема собираемости налогов лежит в области психологии, а не финансов. Стремятся реально собирать налоги и зарабатывать на них в первую очередь регионы-доноры. Основные признаки эффективной налоговой политики:

  • быстрый переход на расчет налога на имущество от кадастровой стоимости;
  • введение патентной системы;
  • высокая ставка налога на мощные легковушки;
  • активное предоставление налоговых льгот компаниям.

Москва, ХМАО, Московская область, Башкирия, Петербург – вот пятерка лидеров по эффективности (дотационная из них только Башкирия). Ульяновская, Астраханская области, республика Марий Эл, Северная Осетия и Мурманская область – пятерка аутсайдеров, все прочно сидят на дотациях.

Руководителей депрессивных регионов, впрочем, тоже можно понять. Налоги на бизнес в России высокие, и если реально выводить из тени людей, кто зарабатывает свои копейки «нелегально», можно вообще оставить их в нищете. Чтобы пройти между Сциллой низкой собираемости налогов и Харибдой уничтожения бизнеса, нужно быть профессионалом высочайшего класса – или же просто возглавлять очень богатый регион.

Здесь, к сожалению, проявляется определенная противоречивость государственной политики. Когда-то центр забрал себе подавляющую часть налоговых доходов именно для того, чтобы подавить всякую самостоятельность регионов, сделать их зависимыми от финансирования из центра. Эта методика отлично работает на местном уровне: известно немало ситуаций, когда оппозиционных мэров вынуждали перейти в правящую партию или уволиться, просто обрезая всякое финансирование непокорному населенному пункту. Но, лишив регионы заработка (федеральный бюджет сейчас забирает в 1,14 раза больше налогов, чем бюджеты всех регионов и местных образований, вместе взятых), центр лишил их и инициативы. А теперь, в сложной ситуации, Минфин начал требовать от региональных властей активной работы на этом выжженном поле. Перестраиваться очень сложно: для этого требуется государственное мышление на местном уровне, но именно этого мышления опасается центральная власть (история с выборами губернатора Свердловской области – яркий тому пример).

Удивляет и непоследовательная политика в кредитной сфере. Регионы России в долгах как в шелках, Мордовия, Хакасия, Костромская и Астраханская области – фактически банкроты, их долг заметно превышает годовой ВРП, а главным кредитором выступает как раз федеральный бюджет. Но при этом мы прощаем долги Венесуэлам и Узбекистанам, а не субъектам собственной федерации. Венесуэльцы и узбеки Кремлю пока что милее, чем астраханцы и мордвины. По здравому смыслу, кажется, должно быть наоборот.

ФНС – одна из самых эффективных государственных служб в России, на нее, безусловно, надо равняться. Благодаря собираемости налогов, кажется, удастся в 2018 году поднять пенсии чуть выше, чем на уровень инфляции. Но сами по себе налоговики никогда не сделают страну богатой – разве что отдельных ее граждан. Ведь с ростом налогооблагаемой базы у нас пока что большие проблемы. Сейчас в правительстве разрабатывается новая налоговая система, которая начнет действовать с 1 января 2019 года. Будем надеяться, что ей удастся стать топливом, а не тормозом локомотива многострадальной российской экономики…

m.infox.ru

УФНС: собираемость налогов в Москве выросла за год на 11%

Наибольшую долю — 40,5% налоговых поступлений — обеспечил налог на добавленную стоимость

МОСКВА, 14 октября. /ТАСС/. Собираемость налогов в Москве по сравнению с 2014 годом выросла на 11% — до 1 трлн 623 млрд руб. Об этом ТАСС сообщили в управлении Федеральной налоговой службы (УФНС) по Москве.

«В январе — сентябре 2015 года в консолидированный бюджет РФ от налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах Москвы, поступило 1 трлн 623 млрд руб. доходов, что на 11,8% превышает уровень соответствующего периода 2014 года», — сообщили в УФНС.

Наибольшую долю — 40,5% налоговых поступлений — обеспечил налог на добавленную стоимость (сумма выросла на 17,8% и составила 656,6 млрд руб.). Вторым по объему поступлений стал налог на доходы физических лиц — 26,4% в общем объеме поступлений, или 428,2 млрд руб. В том числе в бюджеты муниципальных образований — 2,5 млрд руб. Поступления по нему выросли на 5%.

Налог на прибыль организаций в общих поступлениях в консолидированный бюджет РФ составил 21,9%, или 354,7 млрд руб. В том числе в федеральный бюджет — 72 млрд руб., в бюджет города Москвы — 282,7 млрд руб. Его сбор вырос на 9,6%.

В федеральный бюджет от московских налогоплательщиков поступило 773,9 млрд руб. (рост на 14,1% к уровню января — сентября 2014 года).

В консолидированный бюджет столицы поступило 849,1 млрд руб. (рост на 9,8%), в том числе в бюджеты муниципальных образований — 5,4 млрд руб.

С учетом крупнейших налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в Межрегиональных инспекциях центральной ФНС, в бюджет города поступило 1 трлн 42,1 млрд руб. (рост — 107,3%).

tass.ru

Показатели, оказывающие влияние на поступление налога на прибыль в бюджетную систему Российской Федерации

Показатели, оказывающие влияние на поступление налога на прибыль в бюджетную систему Российской Федерации


Ю.М. Лермонтов,
советник налоговой службы II ранга

Большое значение в работе налоговых органов имеет анализ налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, осуществляемый на основе показателей налоговой статистики, макроэкономических показателей, а также воздействия отраслевых и региональных факторов, который дает возможность налоговым органам всех уровней делать выводы о результатах деятельности по повышению уровня собираемости налогов.

1. Прибыль организаций и отдельных отраслей

Данный показатель является наиболее близким к налоговой базе налога на прибыль, но не тождественным ей, так как бухгалтерская прибыль не совпадает с налогооблагаемой прибылью.

Доля налога на прибыль в бухгалтерской прибыли организаций позволяет оценивать налоговую нагрузку на отрасль и на экономику региона.

Выявление изменений в прибыли организаций и сопутствующего ему изменения налоговых обязательств по налогу на прибыль является важной частью анализа динамики налоговой базы, однако при этом не устанавливаются причины, приводящие к таким изменениям. Для определения причин изменения налоговых поступлений необходим анализ дополнительных факторов, касающихся величины и структуры налоговой базы налога на прибыль.

2. Объем валового регионального продукта

Валовой региональный продукт (ВРП) представляет собой совокупную стоимость конечной продукции отраслей материального производства и сферы услуг, произведенной на территории конкретного региона, или, иными словами, сумму добавленной стоимости, полученную в регионе.

Прибыль является одной из составляющих ВРП наряду с косвенными налогами и доходами в виде заработной платы в совокупности с налогами, базой которых является заработная плата. При прочих равных условиях рост ВРП влечет рост поступлений налога на прибыль. Оценка доли налоговых доходов в ВРП и характер изменения этой доли позволяют делать выводы о причинах динамики поступлений налога на прибыль. Сокращение или увеличение доли налога в ВРП может свидетельствовать о сокращении (увеличении) прибыли, относительном увеличении других составляющих ВРП, перемещении доходов из одной налоговой базы в другую. Последнее обстоятельство может быть особенно важным для оценки относительных изменений доходов бюджетов разных уровней, поэтому анализ данного показателя производится в сравнении с долей в ВРП поступлений других налогов.

Для более полного описания факторов, влияющих на поступления налога на прибыль, целесообразно рассматривать отраслевую структуру налоговых поступлений; причем рассмотрение доли налога в добавленной стоимости отрасли может существенно помочь в объяснении динамики поступления налога, особенно если в некоторых отраслях происходили существенные изменения в течение налогового периода.

3. Индекс потребительских цен

Анализ индекса потребительских цен, под которым понимается отношение стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде, в регионе и динамика индекса позволяют выявлять причины динамики налоговых поступлений; однако при этом следует принимать во внимание то, что индекс цен складывается, во-первых, за счет усреднения темпов роста цен на различные товары (работы, услуги), а во-вторых, отражает изменение стоимости потребительской корзины, а не всех производимых товаров (работ, услуг). Это означает, что в регионах с моноотраслевой структурой производства изменение цен на одни товарные группы, формирующие индекс цен (например, на продукты питания или жилищно-коммунальные услуги для населения), может не сопровождаться изменением цен на продукцию тех отраслей промышленности, которые представляют собой основную часть региональной налоговой базы. Кроме того, даже если цены конечной продукции растут, прибыль может не увеличиваться при условии, что опережающими темпами растут цены факторов производства. И напротив, если темпы роста цен факторов отстают от роста цен конечной продукции, может наблюдаться рост прибыли даже при небольших изменениях индекса потребительских цен. Наконец, поскольку продукция экономики региона потребляется, а факторы производства производятся не только в данном регионе, влияние на прибыль могут оказывать не только цены в данном регионе, но и цены в других регионах, а также на международных рынках, если организации экспортируют продукцию или импортируют факторы производства.

Влияние цен на реальную налоговую базу может быть разнонаправленным. Помимо вышеприведенных причин, влияние на налоговые обязательства и налоговые поступления могут оказывать правила определения налоговой базы и порядок уплаты налога. Для организаций с длительным циклом производства инфляция может приводить к росту реальной налоговой базы, поскольку издержки обесцениваются относительно реализуемой продукции за время с момента их осуществления до момента реализации и это может происходить даже при применении организацией метода ЛИФО. В то же время если инфляция высока, налоговые доходы могут обесцениваться с момента фактического возникновения прибыли до момента уплаты налога. При низких и средних темпах инфляции уплата авансовых платежей существенно компенсирует этот эффект.

Поэтому при анализе темпов изменения цен в регионе необходимо, по возможности, производить оценку и анализ данных о ценах на основные виды товаров (работ, услуг), которые не только потребляются, но и производятся на территории региона.

4. Количество налогоплательщиков

При прочих равных условиях увеличение количества организаций в регионе должно способствовать росту поступлений налога на прибыль за счет появления новых плательщиков. Однако в некоторых случаях рост числа организаций может приводить к уменьшению прибыли каждой из них и к снижению суммарной прибыли, если речь идет об организациях одной отрасли, конкурирующих между собой. Поэтому при анализе воздействия этого показателя следует обращать внимание на то, к каким отраслям относятся вновь зарегистрированные налогоплательщики.

5. Количество налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения

Прирост данного показателя может оказывать отрицательное воздействие на объем налоговых поступлений по налогу на прибыль прежде всего за счет перемещения доходов из налоговой базы по налогу на прибыль в налоговую базу налогов, собираемых с организаций, перешедших на применение специальных режимов налогообложения, если на эти режимы перешли организации, ранее применявшие общий порядок налогообложения. Возможно также негативное воздействие роста числа и оборотов малых предприятий на базу налога на прибыль за счет применения организациями особых форм уклонения от налогообложения, связанных с использованием сделок между организациями с различной базой налогообложения доходов собственника.

6. Сальдированный финансовый результат

Сальдированный финансовый результат, который определяется как разница между суммой прибыли прибыльных организаций и суммой убытков убыточных организаций, менее пригоден для оценки налоговой базы, нежели прибыль. Увеличение числа и суммы убытков убыточных организаций в периоды экономического спада приводит к большему снижению сальдированного финансового результата, чем базы налога на прибыль, поскольку убытки не уменьшают налоговую базу текущего периода. Нелинейность зависимости налоговой базы от сальдированного результата затрудняет использование этого показателя для количественных оценок. Однако для качественного описания изменений в экономике региона, влияющих на поступления налога, данный показатель может быть полезным, особенно в случае, если недоступны данные о прибыли.

7. Убытки организаций и доля убыточных организаций

Поскольку для убыточной организации база налога на прибыль текущего периода принимается равной нулю, непосредственная количественная оценка базы налога с помощью данных показателей неосуществима, однако рост доли убыточных организаций и увеличение их убытков, как правило, сопровождается снижением прибыли (характеризуют спад в экономике), а снижение убытков — ростом прибыли, поэтому при прочих равных условиях при увеличении убытков или доли убыточных организаций может иметь место падение обязательств по налогу на прибыль. Кроме того, в периоды спада может возрастать задолженность по налогам, а значит, снижается собираемость налогов. В такие периоды может расти и уклонение от налогообложения: если число организаций, имеющих низкую прибыль или убытки, велико, возможность налоговых органов определить наиболее перспективные адреса налоговых проверок уменьшается, а значит, снижается и вероятность проверки отдельной организации, имеющей отрицательный финансовый результат.

Сокращение числа убыточных организаций и их убытков не обязательно сопровождается быстрым ростом налоговых поступлений, особенно если накопленные в период спада убытки велики. Несмотря на рост текущей прибыли организаций, налоговая база может возрастать относительно медленно, поскольку к вычету из базы принимаются убытки прошлых лет. Поэтому показатели убытков прошлых лет могут частично объяснять динамику налоговых поступлений и налоговых обязательств текущего года.

8. Начисленная организациями заработная плата и единый социальный налог

Заработная плата и единый социальный налог, рассчитываемый исходя из величины заработной платы, вычитаются из базы налога на прибыль в составе расходов; поэтому чем больше заработная плата, тем меньше обязательства по налогу на прибыль.

9. Сумма уплаченных косвенных налогов

Чем выше сумма уплачиваемых косвенных налогов, тем меньше налогооблагаемая прибыль организации. Этот показатель может быть особенно важным в случае, если происходят относящиеся к косвенным налогам изменения в законодательстве. Например, отмена льгот для некоторых организаций может привести к снижению у них прибыли.

10. Начисленная для целей налогообложения амортизация. Стоимость основных фондов и нематериальных активов по амортизационным группам

С увеличением норм налоговой амортизации возрастает ее значение для величины налоговых обязательств и налоговых поступлений. Ее значение, в свою очередь, зависит от стоимости основных фондов организаций по амортизационным группам.

11. Выплаты процентов по заемным средствам

Сокращение льгот по налогу на прибыль должно со временем привести к росту значимости заемных средств как источника финансирования инвестиций. При этих обстоятельствах выплаты процентов начнут приобретать большее значение в расходах, уменьшающих величину налоговой базы. В то же время финансирование из заемных средств может стать способом минимизации налоговых платежей, поскольку правила, ограничивающие применение практики недостаточной капитализации, учитывают не все возможные схемы применения этого способа снижения налогов.

12. Объем дебиторской и кредиторской задолженности налогоплательщиков

Значимость этого показателя уменьшается начиная с 2002 года в связи с применением метода начисления для целей налогообложения. Однако часть организаций имеет право на применение кассового метода; кроме того, применение резервов по сомнительным долгам позволяет уменьшить налоговые обязательства при наличии дебиторской задолженности.

13. Стоимость экспорта у налогоплательщиков региона

Объем экспорта может изменяться в результате изменения цен на экспортируемую продукцию или реальных объемов экспортируемой продукции. В любом случае уменьшается выручка организаций-экспортеров, что влечет снижение прибыли.

14. Стоимость импорта у налогоплательщиков региона

Стоимость импорта товаров (услуг) может изменяться вследствие изменения стоимости конечного потребления импортируемых товаров (услуг) в регионе, а также изменения стоимости факторов производства, импортируемых организациями региона.

В первом случае влияние на налогооблагаемую базу может быть опосредованным, проявляющимся через изменение в спросе на продукцию отечественных организаций. Если происходит замещение импортной продукции продукцией отечественного производства, растет объем реализации, а значит, при прочих равных условиях — прибыль организаций, и наоборот, рост спроса на импортную продукцию снижает спрос на отечественную продукцию, что становится причиной уменьшения прибыли. Однако в этом случае необходимо определить, происходит замещение импорта товаров (услуг) продукцией, производимой в регионе, или продукцией организаций других регионов. В последнем случае воздействие на налоговую базу может происходить за счет изменения спроса со стороны организаций других регионов на факторы производства, предлагаемые организациями данного региона.

Во втором случае при изменении стоимости импортируемых организациями субъекта Российской Федерации факторов производства влияние на налоговую базу является непосредственным: изменяются издержки организаций, что приводит к изменению налоговой базы. Рост стоимости импортируемых организациями товаров и услуг влечет снижение налоговой базы, и наоборот.

www.nalvest.ru

Как Путин повысит собираемость налогов без увеличения налоговой нагрузки?

Повысить собираемость налогов можно и без увеличения налоговой нагрузки, заявил Владимир Путин во время визита в Федеральную налоговую службу в апреле этого года. О том, что подразумевал президент и каким образом этого можно добиться, рассказывают эксперты.

Заплатят потребители

Количество налоговых поступлений зависит от нескольких составляющих: размера экономических субъектов, их налогооблагаемой базы и от эффективности налоговых органов в отношении налоговых сборов. Когда президент говорил об увеличении собираемости налоговых поступлений, он имел в виду устранение неэффективности сборов, считает Денис Шумаков, генеральный директор ООО «Шумаков и Партнёры».

– Добиться этого Федеральная налоговая служба намерена с помощью внедрения новой контрольно-кассовой техники на предприятиях, которые позволят ФНС получать данные о покупках в режиме реального времени. В результате реализации этой меры у налоговиков появится гораздо более чёткое представление о реальной экономической деятельности предприятий и, соответственно, значительно увеличатся налоговые поступления, в основном, от косвенных налогов, – объясняет эксперт.

Кого именно Путин освободил от налогов? Во-вторых, будет оптимизировано административное управление в налоговых органах, что уменьшит временные и денежные затраты. В-третьих, будут больше сил прилагать на выявление и устранение серых схем, с помощью которых организации уходят от уплаты налогов.

В скором времени произойдёт уход от прямого налогообложения и случится больший крен в сторону косвенных налогов, уверен собеседник издания. Правительство сейчас рассматривает новые поправки и изменения в Налоговый кодекс.

– Контролировать сбор косвенных налогов проще прямых, так как базой для косвенных налогов является выручка компании, а для прямых – его прибыль. Здесь можно вспомнить любимую поговорку бухгалтеров о том, что выручка – это факт, а прибыль – это искусство. Однако следует отметить, что повышение собираемости налогов больше всего отразится на обычных гражданах, так как организации будут, в конечном счете, переносить возросшие налоговые нагрузки на своих конечных потребителей, – отмечает эксперт.

Пора обратить внимание на расходы

Наиболее действенным методом повышения собираемости налогов могла бы стать глобальная реформа налогового законодательства, считает адвокат, руководитель коллегии адвокатов «Комиссаров и партнёры» Андрей Комиссаров. Действующая система налогообложения основана на контроле и учёте доходов граждан и организаций, поэтому в стране широко распространены серые зарплаты, фальсификация налоговой отчётности и иные побочные последствия такой системы. Пора обратить внимание на расходы.

– Наиболее эффективной представляется система налогообложения, при которой контроль основан не только на доходах, но и на расходах граждан. Сейчас недобросовестный налогоплательщик без особого труда имеет возможность утаивать от государства размер своих реальных доходов. В результате таких действий государство ежегодно недополучает миллиарды рублей, – говорит адвокат.

– Если бы налоговые органы контролировали расходы граждан, оперативно анализировали и реагировали на ситуации, когда расходы налогоплательщика существенно превышают его доходы, это привело бы к выявлению неплательщиков и, как следствие, повышению общей собираемости налогов без увеличения их размера, – отмечает эксперт.

Акцизы и налог на недвижимость

Собираемость НДС, которая и так является достаточно высокой, вряд ли удастся сильно увеличить, полагает Людмила Дуканич, профессор кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС.

– Поступления от этого налога значительно коррелируют с фазой бизнес-цикла и, в конечном счёте, определяются объёмом конечного потребления, его динамикой. Поступления от налога на прибыль зависят от объёма чистой прибыли, а налоги на труд – страховые платежи и НДФЛ – от объёма заработной платы и их динамики. Реальным источником увеличения поступлений в бюджеты в настоящее время являются акцизы и налог на недвижимость физических лиц, – говорит эксперт.

Банковский вопрос

Чтобы повысить сборы налогов, нужно для начала устранить различие требований к компании при регистрации в налоговом органе и к компании при открытии расчётного счета со стороны банков, обращает внимание Ирина Морозова, генеральный директор компании «Бухгалтерия.РУ».

– Налоговая инспекция в своём большинстве удовлетворяет все обращения о регистрации юридического лица, а банки везде и повсеместно отказывают в открытии счёта по причине массового адреса или директора. Вот и получается, что налоговая регистрирует компанию, и она пытается начать работать, но встречает на своем пути реальную проблему в виде открытия счёта в банке. Что делает инспекция, если компания не оплатила налоги? Она блокирует операции по расчетному счёту в сумме недоимки. Фактически это парализует работу компании. Для повышения собираемости налогов нужен комплекс мер: контроль и ответственность со стороны конечных бенефициаров, приведение в соответствие требований к компании со стороны налоговой инспекции и банков и индивидуальный подход в каждом случае возникновения недоимки, – поясняет Ирина Морозова.

Чем ниже нагрузка, тем больше налогов

Президент говорил о правильных и разумных вещах, но его планы вряд ли будут реализованы, учитывая малоэффективность и неповоротливость российского государственного управления, а также желание побыстрее собрать денег в бюджет, считает первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова.

– К сожалению, при рассмотрении модернизации налоговой системы у нас обычно выбирается самый лёгкий путь – ужесточение и повышение налоговой нагрузки. Проблема малой эффективности налогового законодательства решается не системно, а какими-то рывками. Минфину надо бы задуматься о том, чтобы сначала провести аудит всех налогов, по всем регионам, по всем сферам деятельности, выяснить, сколько и откуда собирается и на что именно тратится собранное. Нужно снижать ставки, замерять динамику, делать из этого выводы, – говорит Тамара Касьянова.

– Если дать бизнесу по-настоящему развиваться, снизить нагрузку на него, то и собираемость налогов будет больше. Всё это понятные вещи, о которых говорят на самом высоком уровне уже давно, однако ситуация не меняется, – добавляет эксперт.

Отметим, сборы налогов в консолидированный бюджет России в первом квартале 2017 года по сравнению с первым кварталом 2016 года выросли на 30,8% – до 4,2 триллиона рублей.

m.xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai

Это интересно:

  • Закон об образовании в пермской области Закон Пермского края от 12 марта 2014 г. N 308-ПК "Об образовании в Пермском крае" (с изменениями и дополнениями) Закон Пермского края от 12 марта 2014 г. N 308-ПК"Об образовании в Пермском крае" С изменениями и дополнениями от: 6 сентября, 6 ноября, 1, 22 декабря 2014 г., […]
  • Закон рф от 11031992 n 2487 Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I"О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" С изменениями и […]
  • Федерального закона n 174-фз Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ"Об автономных учреждениях" С изменениями и дополнениями от: 24 июля, 18 октября 2007 г., 8 мая 2010 г., 14 июня, 18 […]
  • Правила страхования каско вск 2018 Страховая компания ВСК Калькулятор Каско в СК «ВСК» Информация о страховой компании, офисы продаж, отзывы. Экспертное мнение о компании «ВСК» Ведущая розничная страховая компания России, основанная в 1992г. Общий сбор премий 2011 года превысил 29 млрд. руб., выплат более […]
  • Страховая деятельность в рф закон Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 31 декабря 1997 г. N 157-ФЗ в наименование внесены изменения Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N […]
  • Федеральный закон 137-фз от 25102001 Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" С изменениями и […]
  • Закона о торговле розничная торговля Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ"Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской […]
  • Приказы министра природных ресурсов Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12 июля 2017 г. № 403 “Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды” (не вступил в силу) В соответствии с пунктом 7 статьи 68 Федерального закона от 10.01.2002 № […]