Налог на имущество новое в 2014 году

| | 0 Comment

Правила расчета налога на имущество в 2014 году

С нового года налог на имущество организаций по некоторым основным средствам придется рассчитывать по кадастровой стоимости: изменены нормы Налогового кодекса. А вот об особенностях определения налоговой базы придется узнавать от властей субъектов РФ, которые нынче наделены правом принимать соответствующие законы.

С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. № 307-ФЗ. Этот закон изменяет положения главы 30 Налогового кодекса, а также дает право субъектам РФ устанавливать особенности определения налоговой базы по региональным налогам (коим является иналог на имущество). Теперь власти субъектов РФ своими законами могут утверждать перечень объектов, по которым налоговая база приравнивается к их кадастровой стоимости. Такие законы уже приняты в Москве и области, а также в Санкт-Петербурге.

Как изменится расчет налога

Налог на имущество в масштабах страны рассчитывается по старым правилам. Налоговой базой считается среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ). В том случае, если субъект РФ принял соответствующий закон, налог на имущество организаций по некоторым объектам рассчитывается по особым правилам. Налоговой базой в этом случае будет кадастровая стоимость объекта, действительная на первое января налогового периода (п. 2 ст. 375 НК РФ).

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимости закреплены в статье 378.2 Налогового кодекса.

Чтобы узнать, принят ли закон в вашем регионе и изменился ли расчет налога на ваше имущество, достаточно зайти на официальный сайт вашего субъекта РФ (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Налоговые базы по имуществу из расчета кадастровой стоимости определяются по отдельности. Среднегодовая стоимость имущества рассчитывается без учета объектов, по которым налоговая база считается по кадастру (п. 1, 4 ст. 376, п. 3 ст. 382).

По какой недвижимости изменится расчет

Субъекты РФ могут установить расчет налоговой базы исходя из кадастровой стоимости не по любому имуществу организаций, а только по недвижимости, перечисленной в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса, а это:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства;
  • а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
  • Власти субъектов РФ должны установить перечень объектов недвижимости, по которым имущественный налог нужно рассчитывать исходя из кадастровой стоимости, не позднее 1 января. Если такой перечень не установлен, то налог на имущество считается по старым правилам. Соответствующий закон субъект РФ принимает на основании кадастровой оценки перечисленных зданий (письмо ФНС России от 31 октября 2013 г. № БС-4- 11/19535).

    Новые ставки по налогу на имущество

    В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений.

    Для города федерального значения Москвы:

  • в 2014 году – 1,5 процента,
  • в 2015 году – 1,7 процента,
  • в 2016 году и последующие годы – два процента.
  • Для иных субъектов Российской Федерации:

  • в 2014 году – 1,0 процента,
  • в 2015 году – 1,5 процента,
  • Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

    По остальному имуществу максимальная ставка, установленная Налоговым кодексом, как и прежде, составляет 2,2 процента (п. 1, 3, 4 ст. 380 НК РФ).

    Платить налог на имущество организаций, рассчитанный по кадастровой стоимости, и авансовые платежи по нему нужно в бюджет по месту нахождения каждого из объектов этого имущества. Налоговая ставка, соответственно, тоже берется местная (п. 13 ст. 378.2, п. 6 ст. 383 НК РФ).

    Как платить за «кусочек» здания

    Часто у организации есть не здание целиком, а только его часть. Например, нежилое помещение в жилом доме. Как рассчитать налог на это имущество, если кадастровая стоимость определена по зданию целиком?

    В этом случае налоговой базой будет доля кадастровой стоимости здания, в котором находится ваше помещение. Она соответствует доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).

    Как рассчитывать авансовые платежи

    По общему правилу авансовые платежи по налогу на имущество организаций рассчитываются, как и раньше – исходя из его среднегодовой стоимости. Если же субъектом РФ установлен расчет по кадастровой стоимости, то авансовый платеж рассчитывается как произведение четвертой части кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной на 1 января налогового периода, на установленную налоговую ставку (п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

    Бухгалтерский учет

    Для отражения данных по налогу на имущество в бухгалтерском учете используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Налог на имущество». Суммы авансовых платежей и самого налога отражаются по кредиту счета 68 и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы». Если в вашем регионе есть обязанность платить авансы по налогу на имущество, то по истечении каждого квартала вы делаете проводки:

    Дебет 91 Кредит 68 субсчет «Налог на имущество»
    — начислен авансовый квартальный платеж по налогу на имущество;

    Дебет 68 субсчет «Налог на имущество» Кредит 51
    — оплачен авансовый квартальный платеж по налогу на имущество.

    Учитывая, что налоговая база по различным объектам имущества теперь определяется по отдельности, имеет смысл открыть аналитические счета к привычным субсчетам. Данный порядок следует закрепить в учетной политике организации.

    Кадастровую стоимость можно оспорить

    Установленную кадастровую стоимость здания можно изменить с помощью профессионального оценщика

    Заинтересованные лица могут оспорить кадастровую стоимость земельных участков и объектов капитального строительства в досудебном порядке и в суде в порядке, установленном статьей 24.19. Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

    В досудебном порядке кадастровая стоимость оспаривается в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, которая может быть создана при Управлении Росреестра в вашем регионе. Рекомендуемые формы заявлений и перечень необходимых документов можно найти на сайте Росреестра.

    Законом об оценочной деятельности установлены два основания для обращения в комиссию по спорам: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, и установление рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

    При обращении в комиссию по спорам по второму основанию следует учитывать, что рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на ту же дату, что и его кадастровая стоимость.

    К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

  • кадастровый паспорт объекта недвижимости;
  • нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
  • отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
  • положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в порядке создания и работы комиссии.
  • Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

    К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.

    Чтобы вам не вернули документы без рассмотрения, советуем предварительно проконсультироваться с секретарем комиссии по спорам при Управлении Росреестра.

    Срок обращения в комиссию ограничен и составляет шесть месяцев с момента внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ). Ограничение срока собираются исключить, но закон пока не принят.

    Сведения о кадастровой стоимости объектов капитального строительства доступны на портале государственных услуг Росреестра в разделе «Электронные услуги» – «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online».

    Решения комиссии по спорам о кадастровой стоимости объектов недвижимости можно оспорить в арбитражном суде.

    Налоговый учет и отчетность

    В бераторе «Налоговый учет и отчетность» собрана воедино и правильно систематизирова полная и подробная информация о том, как организовать и вести налоговый учет.
    Узнайте больше >>

    Читайте также по теме:

    Практическая энциклопедия бухгалтера

    Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

    www.buhgalteria.ru

    Недвижимость и налоги: чего ожидать в 2017 году

    Налог на имущество с налогом на доходы физических лиц в части продажи недвижимости претерпевает очередные изменения, запланированные еще пару лет назад. К тому же власти обещают ужесточить контроль над уплатой налогов. О том, сколько теперь придется платить и за что.

    Каждый год на 0,2% больше

    Новая схема расчета налога на имущество была принята в 2014 году, в ее основе – кадастровая стоимость, а не инвентаризационная. Согласно статье 402 Налогового кодекса РФ, реформа налогообложения частного имущества должна постепенно произойти к 2020 году. При этом ежегодно будет проводиться увеличение налоговой ставки на две десятых процента. На данный момент изменения уже коснулись городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. У других субъектов федерации есть право до 2020 года самостоятельно определить дату введения новых правил расчета налога, т.е. определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. С 2016 года в 27 регионах России уже действуют новые расчеты, а с 1 января 2017 года начнутся второй и третий этапы постепенного изменения налогооблагаемой базы налога на имущество. В первый год переходного периода собственники имущества будут платить лишь 20% от общей суммы начисления, а к концу реформы – полную сумму налога.

    Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик группы компаний «ФИНАМ»:

    — Первые четыре года сумма налога будет увеличиваться с помощью так называемых понижающих коэффициентов: в первый год – 0,2 от стоимости БТИ, во второй – 0,4, в третий – 0,6, в четвертый – 0,8 и достигнет максимума на пятый год. Кадастровая стоимость снижается на 20 кв. м, если это основное жилье. Уже в этом году сумма налога с учетом 20 кв. м и коэффициента 0,2 повысится где-то в среднем в 2-3 раза.

    Для наглядности рассмотрим формулу расчета налога. Выглядит она так: (Н1 – Н2)×К + Н2. Н1 – это размер налога, рассчитанный исходя из кадастровой стоимости. Н2 – размер налога, рассчитанный исходя из инвентаризационной стоимости. К – это коэффициент, размер которого отличается в зависимости от региона. Для областей и республик, в которых реформа началась раньше, уже в 2017 году будет применяться коэффициент 0,6, в других – 0,4, а в тех уголках страны, которые в последнюю очередь подключатся к реформе, он будет равен 0,2.

    Олег Сухов, адвокат, руководитель юридического центра Олега Сухова:

    — Для примера возьмем трехкомнатную квартиру общей площадью 60 кв. м, принадлежащую одному собственнику. Её инвентаризационная цена составляет 464 546 рублей. Кадастровая стоимость – 2 456 732 рублей. Сначала рассчитываем налог с кадастровой стоимости. Чтобы его вычислить, надо узнать налогооблагаемую базу. Для этого вычитаем цену 20 квадратных метров из общей кадастровой стоимости помещения. Получится 1 965 385 рублей 60 копеек. Примем ставку за 0,1%. Следовательно, налог, исходя из кадастровой стоимости, будет равен 1 965 рублей 39 копеек. Данную сумму хозяин этой квартиры будет платить с 2020 года. Теперь рассчитаем размер налога по инвентаризационной стоимости путем её умножения на размер доли в праве собственности и на налоговую ставку. Пусть ставка будет равна 0,2%. Тогда 464 546×1×0,2% = 929 рублей 09 копеек. Теперь подставим полученные данные в формулу расчета налога и рассчитаем налог за 2016 год с коэффициентом 0,4: (1965,39 – 929,09) × 0,4 + 929,09. В итоге у нас получится 1 343 рубля 61 копейка. Налог за 2017 год рассчитывается точно так же. Только вместо 0,4 нужно использовать коэффициент 0,6 или тот, который действует в вашем регионе. Получим 1 550 рублей 87 копеек. Следовательно, за год налог увеличится почти на 15%. А в 2018 году он вырастет еще больше, так как налоговые органы применят коэффициент 0,8.

    Климент Русакомский, управляющий партнер юридической группы «Парадигма»:

    — Согласно статье 401 Налогового кодекса РФ, изменения коснутся собственников любого вида имущества – квартир, комнат, домов, дач, гаражей, машино-мест, единых недвижимых комплексов, объектов незавершенного строительства, творческих мастерских, негосударственных музеев и библиотек, хозяйственных построек на дачных участках и наделах, выделенных под индивидуальное жилищное строительство.

    А льготы есть?

    От уплаты налогов будут освобождены собственники комнат, квартир и домов площадью 10, 20 и 50 кв. м соответственно. При этом ранее действующие налоговые льготы сохранятся только в отношении одного объекта недвижимости каждого вида (на одну квартиру, один дом и один гараж).

    Климент Русакомский:

    — Категории лиц, имеющих право на налоговые льготы, указаны в ст. 407 Налогового кодекса РФ. В частности, к ним относятся Герои СССР, Герои РФ, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, инвалиды I и II групп инвалидности, участники Гражданской войны, Великой Отечественной войны, пенсионеры, лица, имеющие право на получение социальной поддержки, и т.д.

    Олег Сухов:

    — Наряду с ними льготы смогут оформить чернобыльцы, ликвидаторы, граждане, подвергшиеся радиоактивному заражению во время аварий или принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия. Также государство предоставило налоговые послабления семьям военнослужащих, потерявших кормильца, пенсионерам, мужчинам от 60 лет и женщинам от 55 лет, лицам, осуществляющим профессиональную творческую деятельность в специально оборудованных помещениях. Замыкают перечень дачники, огородники и владельцы жилых домов. Они имеют право на льготу в отношении хозяйственных построек площадью не более 50 кв. м.

    Алина Дмитриева, директор компании «Мой Семейный Юрист»:

    — Ставка налога не будет превышать 0,1% для жилых домов, в том числе недостроенных жилых помещений, гаражей и машино-мест, а также хозяйственных строений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м, расположенных на садовых и дачных земельных участках.

    Если не пришла квитанция из налоговой

    Еще одно нововведение коснется самого факта уплаты данного налога. Не секрет, что многие собственники, зная о своей обязанности платить налог, ни разу не получали из налоговой квитанцию и уж тем более не порывались самостоятельно прийти в инспекцию и заплатить налог. «Пробелы» в доставке налоговых уведомлений объясняются плохим уровнем взаимодействия госструктур: вероятно, Росреестр не передает налоговой данные обо всех собственниках, поэтому кто-то получил платежку, а кто-то – нет. Однако с нового года все собственники, независимо от получения квитанции, должны будут обратиться в налоговую инспекцию и заплатить налог самостоятельно. Даже если до конца 2016 года вы не получите извещение, то нужно до 1 января сообщить об этом налоговикам. Если снова пренебречь этим, то придется выплачивать налоги за владение квартирой, которые накопились за три года, а к ним приплюсуют еще и штраф в размере 20% от суммы долга.

    Кадастр «залез» и в куплю-продажу

    Новости от НДФЛ в части продажи недвижимости тоже имеют место. Причем с начала 2016 года этот налог уже претерпел определенные изменения, касающиеся минимального срока владения имуществом для его безналоговой продажи. Три года увеличили до пяти лет, а ставка налога осталась прежней – 13%. Напомним, что те, кто купил квартиру после первого января 2016 года, в случае ее продажи в течение пяти лет с момента регистрации будут платить налог. Это же правило действует и для жилья, впервые внесенного в ЕГРП после 1 января 2016 года. А с 2017 года налоговики идут дальше и начинают проверять расчет налога с продажи имущества путем сравнения цены, указанной в договоре, с кадастровой стоимостью объектов, умноженной на коэффициент 0,7.

    — Если договорная цена окажется выше кадастровой стоимости, умноженной на 0,7, то налог будет считаться от суммы, указанной в договоре. А если цена договора окажется ниже, то фискальные органы рассчитают налог исходя из кадастровой стоимости, умноженной на те же 0,7.

    — С 2017 года граждане РФ обязаны будут уведомлять Федеральную налоговую службу РФ о появившемся у них новом имуществе.

    Больше «теневых» сделок и судов?

    Предстоящие перемены выгодны только государству, которое ищет все новые и новые способы пополнения казны. При этом для ряда простых людей нововведения станут непомерным бременем. В первую очередь возмущает россиян поверхностно проведенная в 2013 году кадастровая оценка.

    Алина Дмитриева:

    — Преобразования в сфере налогов на имущество физических лиц, которые ожидаются с 1 января 2017 года, значительно «ударят» по кошельку граждан. Переход с инвентаризационной стоимости имущества к определению налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости, существенно повысит размер оплачиваемых налогов, а также увеличит количество судебных дел по оспариванию кадастровой стоимости недвижимого имущества.

    — С одной стороны, наличие переходного периода позволит сделать данное увеличение налога постепенным и не таким резким. С другой, нововведения могут привести к увеличению числа «теневых» сделок на рынке недвижимости, а также к сознательному занижению цены сделки в целях уменьшения размера уплачиваемого налога.

    При этом эксперты называют происходящий процесс объективным, мол, во всем цивилизованном мире рынок недвижимости уже давно руководствуется кадастровой стоимостью объектов. Другое дело, что для адекватного восприятия народом нововведений необходимо было более ответственно подойти к вопросу организации кадастровой оценки. Также юристы считают, что момент для реформ выбран неудачный. Реформы в кризис подрывают и без того далеко не патриотичный настрой людей, повышая социальную напряженность в обществе. В любом случае рынок недвижимости, где спрос все еще существенно отстает от предложения, может захлестнуть новая волна выставления объектов на продажу и для сдачи в аренду. И связано это будет именно с увеличением размера налога на недвижимость.

    — Прежде всего ощутят на себе нововведения малообеспеченные граждане, особенно которые проживают в дорогом и большом жилье или получили несколько квартир по наследству. Эти россияне будут нести значительные затраты и попытаются избавиться от части собственности либо станут сдавать помещения в аренду. Данный процесс приведет к небольшому снижению цен. Как ни странно, закон ударит также по владельцам элитных особняков и квартир. Здесь налоги будут очень высокими. Можно ожидать, что многие собственники выставят свою недвижимость на продажу, и её цена тоже упадет. В этом случае Россия пойдет по западному пути. В Европе и США десятилетиями пустуют дорогие дома и квартиры, построенные в стабильные периоды – 50-60, 80 и 90-е годы XX века, и выставленные на продажу в период кризиса, но не востребованные. Так будет и у нас.

    www.cian.ru

    Новое в расчете налога на имущество в 2015 году

    Материалы подготовлены аудиторами компании «Правовест Аудит»

    Движимое имущество, не признаваемое объектом налогообложения и движимое имущество, освобожденное от налогообложения

    В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

    На основании подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, не признавалось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств.

    Согласно вступившим в силу с 1 января 2015 года положениям Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 366-ФЗ) в соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ с 1 января 2015 года не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций объекты основных средств, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.

    Вышеназванное исключение из объекта налогообложения применяется налогоплательщиками в силу нормы подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ вне зависимости от факта приобретения имущества у взаимозависимых лиц. (Письмо Минфина России от 24.06.2015 N 03-05-05-01/36524)

    Вместе с тем в соответствии с пунктом 25 статьи 381 НК РФ с 1 января 2015 года освобождаются от налогообложения организации — в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми.
  • Указанная норма не содержит особенностей налогообложения имущества, принятого к учету у налогоплательщика в качестве объекта основных средств, в зависимости от того, в качестве какого объекта бухгалтерского учета такое имущество учитывалось у лица, осуществившего его передачу.

    Таким образом:

    Движимое имущество, относящееся к первой или второй амортизационной группе не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество.

    Движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года (не относящееся к первой и второй амортизационной группе) освобождено от налогообложения налогом на имущество на основании пункта 25 ст. 381 НК РФ.

    Движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года в результате реорганизации (в том числе присоединения) или ликвидации, а также приобретенное у лица, признаваемого в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимым с организацией- приобретателем, с 1 января 2015 года подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

    Аналогичная точка зрения изложена в Письме ФНС России от 01 июня 2015г. N БС-4-11/9319@ Об изменениях в исчислении налога на имущество с 2015 года.

    С 1 января 2015 года не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу согласно Классификации основных средств, утвержденной Правительством РФ.

    Одновременно с 1 января 2015 года льгота по налогу на имущество предоставляется в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением движимого имущества, принятого на учет в результате:

  • передачи, включая приобретение, имущества между взаимозависимыми лицами.

Таким образом, с 1 января 2015 года движимое имущество, принятое на баланс с 1 января 2013 года в результате реорганизации, а также полученное (приобретенное) от взаимозависимого лица, с 1 января 2015 года облагается налогом на имущество в общеустановленном порядке.

При этом основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу, не признаются с 1 января 2015 года объектами налогообложения вне зависимости от даты постановки на учет и источника получения (приобретения).

Следовательно, в 2015 году должно быть вновь введено в налоговый оборот движимое имущество, поставленное на учет организациями в налоговых периодах 2013–2014 годов в результате реорганизации или полученное (приобретенное) от взаимозависимых лиц, за исключением не являющихся объектами налогообложения с 1 января 2015 года ОС, включенных в первую или во вторую амортизационную группу.

Движимое имущество, изготовленное из комплектующих изделий и учитываемое в качестве ОС с 01.01.2013, налогом на имущество не облагается. Письмо Минфина от 15 мая 2015г. N 03-05-05-01/27973

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 и Планом счетов бухгалтерского учета.

С 1 января 2015 года ОС, включенные в 1 или во 2 амортизационную группу в соответствии с Классификацией ОС, утвержденной Правительством РФ не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций вне зависимости от даты постановки их на учет в качестве ОС.

Движимое имущество, включенное в иные амортизационные группы в соответствии с Классификацией, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве ОС (в том числе в 2013 и 2014 годах), не облагается налогом, за исключением движимого имущества, принятого на учет в результате:

Учитывая положения ПБУ 6/01 и Плана счетов бухгалтерского учета, указанная налоговая льгота применяется в отношении ОС, учтенных организацией на счетах бухгалтерского учета 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Согласно Плану счетов бухучета предметы труда, предназначенные для обработки, переработки или использования в производстве либо для хозяйственных нужд, в том числе комплектующие изделия, не учитываются в качестве ОС, а отражаются в качестве производственных запасов по счету 10 «Материалы», в частности по счету 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали».

Комплектующие изделия не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество.

О применении освобождения от налога на имущество организаций движимого имущества — ОС в случае приведения учредительных документов и наименования АО в соответствие с гл. 4 ГК РФ

Движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств в результате реорганизации или ликвидации, приобретения у взаимозависимых лиц в течение 2013–2014 годов, признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с 1 января 2015 года.

Согласно части 7 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. При этом изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Кроме того, частью 10 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ установлено, что перерегистрация ранее созданных юридических лиц (в том числе акционерных обществ) в связи с вступлением в силу изменений не требуется.

Таким образом, приведение учредительных документов, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона N 99- ФЗ, в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не является реорганизацией (ликвидацией) юридических лиц.

При этом, в письме Минфина России от 12.12.2014 N 07-02-09/64114 разъясняется, что изменение организацией организационно-правовой формы рассматривается как реорганизация в форме преобразования.

Особенности определения налоговой базы как кадастровой стоимости недвижимости

Как известно, с 2014 года налоговая база для исчисления налога на имущество организаций по некоторым объектам недвижимости определяется не как среднегодовая стоимость по данным бухучета, а как кадастровая стоимость (п. 2 ст. 375 НК РФ).

Для целей налогообложения учитывается кадастровая стоимость объекта, внесенная в государственный кадастр недвижимости (письмо ФНС России от 25.09.2014 N БС-4-11/19568).

В статье 378.2 НК РФ установлен перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Среди них — административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; здания, предназначенные или фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания; недвижимость иностранных компаний, не имеющих в РФ постоянных представительств, с 2015 года — жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве основных средств.

При этом особенности исчисления налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, устанавливаются законом соответствующего субъекта РФ. В регионе утверждаются результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Помимо этого, в субъекте РФ устанавливается конкретный Перечень объектов «коммерческой» недвижимости в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, а также нежилых помещений, для которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Исчисление налога на имущество по жилым домам и помещениям, не учтенных в качестве ОС

Вопрос о налогообложении налогом на имущество организаций жилых домов и помещений, учитываемых на балансе в качестве товаров или готовой продукции, и машино-места, расположенного в административно-деловом или торговом центре разъяснен в письме ФНС от 23 апреля 2015 г. N БС-4-11/7028@.

Пунктом 2 статьи 378.2 Кодекса определено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 4 пункта 1 указанной статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

При этом в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится в отношении учтенных в государственном кадастре объектов недвижимости.

В этой связи подлежат налогообложению по кадастровой стоимости учтенные в государственном кадастре объектов недвижимого имущества жилые дома и жилые помещения, учитываемые на балансе организации в качестве товаров или готовой продукции в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, с учетом положений закона субъекта Российской Федерации.

В случае если законом субъекта Российской Федерации не установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, то жилые дома и жилые помещения, учитываемые на балансе организации в качестве товаров или готовой продукции в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, не облагаются налогом на имущество организаций.

В отношении машино-места сообщаем, что машино-место, расположенное в административно-деловом или торговом центре, включенном в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, облагается налогом на имущество организаций в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.

Установлены критерии признания здания (строения, сооружения) одновременно административно-деловым и торговым центром для целей исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости такого объекта (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ).

Отнесение объекта к административно-деловому или торговому центру предопределено видом разрешенного использования земельного участка под ним либо видом предназначения, фактического использования 1/5 части площади объекта.

Согласно п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ, введенному в действие с 2015 г., здание может считаться одновременно административно-деловым и торговым центром, если оно предназначено или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Если организации принадлежит на праве собственности нежилое здание или помещение в нем, хотя бы фактически и не используемое и даже не предназначенное для указанных целей, нужно посмотреть на вид разрешенного использования земельного участка и характеристики соседних помещений в здании.

Вопрос об определении налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, ошибочно включенного в перечень, указанный в ст. 378.2 НК РФ, в том числе по причинам несоответствия признакам объекта торговли или объекта административного назначения, отсутствия регистрации права собственности на объект недвижимости и сведений о правообладателе разъяснен в письме Минфина России от 20.01.2015 N 03-05-04-01/1246) .

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Кодекса фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса (далее — Перечень объектов недвижимого имущества), направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

С учетом изложенного в Перечень объектов недвижимого имущества должны быть включены объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, отвечающие условиям, установленным пунктами 3–5 статьи 378.2 Кодекса.

Объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, не включенные в Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на соответствующий налоговый период, в силу подпункта 2 пункта 12 статьи 378.2 Кодекса подлежат налогообложению исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, то есть исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При этом полагаем, что в случае ошибочного включения объекта недвижимого имущества в Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 Кодекса необходимо внести изменения в Перечень объектов недвижимого имущества, с учетом которых в соответствующем налоговом периоде должны применяться к указанному объекту недвижимого имущества положения главы 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса.

В случае когда объект недвижимого имущества образован в течение текущего налогового периода в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству РФ действия в отношении объектов недвижимости, включенных в перечень по состоянию на 1 января года соответствующего налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества облагается налогом исходя из кадастровой стоимости, определенной на дату его постановки на государственный кадастровый учет до включения в перечень (абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);

По Вопросу внесения изменений в течение налогового периода в перечень недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость разъяснения даны в письме ФНС от 28 апреля 2015 года N БС-4-11/7315.

Согласно пункту 2 статьи 375 Кодекса налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в частности, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

  1. нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно положениям пунктов 2 и 7 статьи 378.2 Кодекса налоговая база в отношении перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса объектов недвижимости определяется как кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При этом пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса предусмотрено единоразовое определение указанного перечня не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.

Кроме того, абзацем первым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса определено, что выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.

Таким образом, статьей 378.2 Кодекса не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов.

Однако следует иметь в виду, что ошибочно включенные уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации в перечень объекты недвижимого имущества, а также включенные в перечень объекты, в отношении которых судом принято решение о неправомерности их включения в перечень (например, по причине несоответствия критериям отнесения объекта недвижимого имущества к объектам, в отношении которых региональным законодательством установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости), должны быть исключены из перечня, определенного на соответствующий налоговый период, с обязательным размещением соответствующей информации на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (соответственно, в зависимости от того, на каком сайте первоначально был размещен перечень).

В случае если принято решение об исключении из перечня неправомерно включенного в перечень объекта недвижимого имущества, налоговая база в отношении указанного объекта в соответствующем налоговом периоде определяется как среднегодовая стоимость.

Об учете для целей налогообложения изменений в кадастровой стоимости

Если комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суд примет решение о ее изменении, то новая величина учитывается при расчете налога на имущество организаций начиная с периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения оспариваемой стоимости в госкадастр недвижимости (абз. 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ);

Изменения, внесенные согласно новому п. 15 ст. 378.2 НК РФ:

www.klerk.ru

Это интересно:

  • Налог на имущество с 2013 для юридических лиц Налог на имущество юридических лиц: изменения с 2014 года Согласно пункту 1 статьи 14 Налогового Кодекса РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Это означает, что данный налог устанавливается не только главой 30 НК РФ, но и законами субъектов […]
  • Приложение 25б к правилам внутреннего контроля Приложение 5. Показатель организации службы внутреннего контроля Информация об изменениях: Указанием Банка России от 25 октября 2013 г. N 3091-У в приложение внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г. Приложение 5к Указанию Банка Россииот 16 января 2004 г. N […]
  • Приказ по прививкам гепатит в Приказ № 229 от 27.06.01 О национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям (с изменениями от 30 октября 2007 г.) В целях реализации Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" от […]
  • Налог на имущество юридических лиц составляет Рассчитываем налог на имущество организаций по-новому Осталось совсем немного времени до 30 марта – последнего дня сдачи налоговой декларации по налогу на имущество организаций. Сама форма декларации осталась прежней, а вот порядок расчета налога для многих организаций […]
  • Закон о соц гарантиях фсин Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 […]
  • Приказом минтруда россии от 17082018 n 551н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 августа 2015 г. N 551н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок" Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 августа 2015 г. N 551н"Об утверждении Правил по охране […]
  • 264 приказ минтранса 264 приказ минтранса ПРИКАЗ от 25 августа 2015 г. N 264 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ВЫДАЧЕ ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО СООТВЕТСТВИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО […]
  • Следственный комитет фрунзенского района минска Фрунзенский (г.Минска) районный отдел Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Фрунзенский (г.Минска) районный отдел Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Телефон: +375 17 2087505, +375 17 2130826 Адрес: г.Минск, ул. […]