Положение правила оформления

| | 0 Comment

АДМИНИСТРАТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Административно-организационные документы предназначены для обеспечения решения широкого круга задач управления людьми и экономическими объектами как глобального (межгосударственного и государственного) уровня, так и локального — предприятиями, организациями, производственными коллективами и т. п.

К административно-организационным документам относятся: положения, планы, уставы, правила, отчеты, контракты, договоры, инструкции и пр.

ПОЛОЖЕНИЕ, ПРАВИЛО, ИНСТРУКЦИЯ

Положение — нормативный акт, имеющий сводный характер и определяющий структуру, функции, компетенцию органа или системы органов ( Положение об отделе главного конструктора, Положение о гимназии ), либо порядок их действий в определённых случаях ( Положение о порядке созыва и проведения общего собрания акционеров закрытого акционерного общества ), либо регулирующий совокупность организационных, имущественных, трудовых отношений по конкретному вопросу ( Положение о порядке заключения и исполнения договоров, Положение о порядке аккредитации журналистов).

Правила — нормативный акт, которым регулируется организация и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений. В частности, правилами устанавливается организация и порядок деятельности государственного или иного органа, предприятия, учреждения (например, Правила внутреннего трудового распорядка предприятия ). В правилах устанавливаются нормы и требования, обязательные для выполнения.

Инструкция (от лат. instructio — устройство, наставление):

1. Акт управления, содержащий нормы и правила, регулирующие порядок и условия осуществления какой-либо деятельности, а также нормы, определяющие порядок и условия реализации нормативных актов, изданных данным или вышестоящим органом (например, Инструкция о порядке санаторно-курортного обеспечения в федеральных органах правительственной связи и информации ).

2. Нормативный акт, определяющий порядок и способы осуществления какой-либо деятельности (например, Должностная инструкция заведующего складом ).

Текст проекта положения (правил, инструкции) печатается на общем бланке.
Общая структура документа :

1. Наименование органа, организации, учреждения, выпустившего данный документ.
2. Гриф утверждения.
3. Заголовок.
4. Констатирующая часть.
5. Основной текст.
6. Подпись лица, подготовившего проект документа, дата.

Обязательными являются пункты 2 — 5. В ряде документов наименование организации включается в пункт 2 и не дублируется в пункте 1.
Пункт 6 обычно используется, если документ готовится и подписывается руководителем подразделения, а утверждается вышестоящей организацией.

Основные правила оформления грифа утверждения, заголовка и подписи рассмотрены в разделе «Требования к оформлению реквизитов документа». Здесь мы остановимся только на особенностях оформления, присущих рассматриваемым документам.

Заголовок к тексту положения (правил, инструкции) отвечает на вопрос «о чем?», например: Положение о порядке заключения и исполнения договоров; Положение о персонале; Инструкция о порядке подготовки проектов приказа .

Заголовок к инструкции , содержащей должностные требования и порядок проведения работ (должностная инструкция), отвечает на вопрос «кого?, чья?», например: Должностная инструкция главного специалиста; Должностная инструкция заведующего складом .

В констатирующей части положения (правил, инструкции) указываются основания разработки, основное назначение нормативного акта и сфера его распространения, ответственность за нарушение установленных правил и технологий и т. п.

Констатирующая часть оформляется либо в виде отдельного абзаца перед основным текстом документа, либо как раздел «Общие положения» документа (см. примеры).

Основной текст положения (правил, инструкции) имеет следующие языковые особенности:

  • употребление специальных терминов, отыменных предлогов, слов, принадлежащих канцелярской речи;
  • преимущественное использование страдательных конструкций;
  • трафаретность в изложении текста;
  • применение рубрицирования, необходимого при перечислении положений устава, пунктов плана и отчета, обязательств и прав договора и контракта. Текст документа может делиться на главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь названия. Главы нумеруются римскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами;
  • изложение в сжатой форме от третьего лица единственного или множественного числа. Типовые глаголы, используемые в тексте: «должен», «следует», «необходимо», «запрещается», «не допускается», «устанавливает», «разработано», «признается», «возлагается» и т. п.
  • doc-style.ru

    Составляем правила внутреннего трудового распорядка

    В данной статье рассмотрим, как правильно составить и утвердить правила внутреннего трудового распорядка, как их применять. Разберем ошибки, которые допускают работодатели. И, кроме того, предоставим образец правил внутреннего трудового распорядка.

    Правила внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР) являются обязательным локальным нормативным актом компании независимо от ее организационно-правовой формы и численности (ст. 189,190 ТК РФ). Это один из тех документов, который трудовая инспекция запрашивает при проведении проверки в первую очередь, причем проверяющие уделяют внимание не только наличию правил, но и их оформлению, содержанию и порядку ознакомления с работниками. Рассмотрим, как их правильно составить, утвердить и применять; разберем ошибки, которые допускают работодатели.

    Утверждение правил внутреннего трудового распорядка и ознакомление с ними

    Отсутствие правил внутреннего трудового распорядка. Несмотря на то что статья 189 Трудового кодекса носит императивный характер и обязывает всех работодателей утвердить правила внутреннего трудового распорядка, одной из распространенных ошибок является отсутствие данного локального акта. Особенно часто данное нарушение встречается в маленьких компаниях, такие работодатели считают, что правила внутреннего трудового распорядка для них не обязательны в силу небольшой численности. Но это мнение является ошибочным, за отсутствие правил внутреннего трудового распорядка работодателя могут привлечь к административной ответственности (ст. 5.27 КоАП РФ) независимо от среднесписочной численности сотрудников. Хотелось бы отметить, что, возможно, в ближайшее время с микропредприятий снимут обязанность оформления правил внутреннего трудового распорядка: Минтруд России разработал законопроект (проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части особенностей регулирования труда лиц, работающих на микропредприятиях)» (подготовлен Минтрудом России 14.09.2015)), в рамках которого юридические лица и индивидуальные предприниматели с численностью до 15 человек (подп. «б» п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ) смогут отказаться от утверждения локальных нормативных актов. Но законопроект еще не принят, и воспользоваться им в настоящее время работодатель не может.

    Утверждение неуполномоченным лицом. Для определения порядка утверждения правил внутреннего трудового распорядка необходимо обратиться к уставу, именно в уставе компании прописано, к чьей компетенции отнесено утверждение локальных актов. Анализируя практику проведения кадрового аудита, можно сделать вывод, что во многих компаниях правила внутреннего трудового распорядка утверждены ненадлежащим образом. Уставом утверждение локальных актов отнесено к компетенции общего собрания участников общества, а по факту на документе стоит подпись генерального директора. Данная ошибка несет риск признания локальных актов недействительными и не подлежащими применению. Поэтому стоит проверить устав. Если в уставе, например, прописано, что к компетенции общего собрания участников общества относится утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества), то правила внутреннего трудового распорядка утверждаться генеральным директором не могут.

    Отсутствие отметки об учете мнения представительного органа работников. Утверждение правил внутреннего трудового распорядка производится работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ст. 190 ТК РФ). Порядок учета мнения приведен в статье 372 Трудового кодекса, в соответствии с которой ПВТР разрабатываются работодателем, затем проект разработанных правил направляется для согласования представительному органу работников и, если возражений со стороны указанного органа не поступило, утверждаются. Но сейчас редко встретишь компанию, в которой есть представительный орган работников или профсоюз, в таком случае для соблюдения процедуры принятия локального акта (ст. 8 ТК РФ) на нем делается отметка «На дату утверждения правил внутреннего трудового распорядка в ООО “Ромашка” нет представительного органа работников».

    Работники не ознакомлены с правилами внутреннего трудового распорядка. Обязанностью работодателя является ознакомление работников с локальными нормативными актами (ст. 22 ТК РФ), новый сотрудник должен быть ознакомлен с правилами внутреннего трудового распорядка до подписания трудового договора (ст. 68 ТК РФ). На практике часто встречаются случаи, когда ПВТР утверждены, размещены в общедоступном месте, но работодатель не может подтвердить факт ознакомления работников с документом, а между тем, если сотрудник не ознакомлен с правилами внутреннего трудового распорядка компании грозит такой же штраф, как и за их отсутствие (ст. 5.27 КоАП РФ).

    Существует несколько способов фиксации факта ознакомления с правилами внутреннего трудового распорядка:

    • на самом локальном акте (к ПВТР подшиваются листы ознакомления, и все работники расписываются на данных листах в порядке их приема на работу);
    • в журнале ознакомления (работодатель заводит специальные журналы ознакомления, и работники в них расписываются также в порядке приема на работу);
    • на отдельных листах ознакомления для каждого работника (в таком листе приводится полный перечень локальных актов, с которыми работник ознакомлен, факт чего он подтверждает подписью напротив каждого);
    • в трудовом договоре (в конце трудового договора делается отметка об ознакомлении с ПВТР и иными локальными нормативными актами с приведением их точных названий).
    • Работодатель может выбрать удобный для себя способ ознакомления. Для подтверждения того, что ознакомление произошло раньше подписания трудового договора, рекомендуем использовать фразу «До подписания трудового договора работник ознакомлен со следующими локальными актами», далее приводится перечень актов.

      Состав и структура правил внутреннего трудового распорядка

      В соответствии с Трудовым кодексом (ст. 189 ТК РФ) правила должны содержать следующие разделы:

    • общие положения;
    • порядок приема и увольнения работников;
    • права и обязанности работника и работодателя;
    • ответственность работника и работодателя;
    • режим работы, время отдыха;
    • порядок оплаты труда (размер, порядок выплаты, сроки и место выплаты);
    • применяемые к работникам меры поощрения и взыскания;
    • заключительные положения.
    • Также в соответствии со спецификой деятельности компании обязательными для включения в правила внутреннего трудового распорядка являются:

    • порядок ведения суммированного учета рабочего времени;
    • порядок и сроки ознакомления с графиками работы или сменности;
    • перечень должностей с ненормированным рабочим днем (можно вывести в отдельный локальный нормативный акт);
    • продолжительность дополнительного отпуска;
    • случаи, продолжительность и порядок предоставления специальных перерывов для обогрева и отдыха;
    • перечень работ, где по условиям труда невозможно предоставление перерывов для отдыха и питания;
    • порядок направления работников в командировку, оформления и оплаты расходов, связанных с командировкой (можно вывести в отдельный локальный нормативный акт);
    • размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, которым установлены разъездной характер работы или работа в пути, а также перечень таких должностей (можно вывести в отдельный локальный нормативный акт).
    • Правила внутреннего трудового распорядка носят формальный характер. Ошибкой многих работодателей является то, что они составляют ПВТР для трудовой инспекции и других контролирующих органов, чтобы избежать штрафов. Но работодатель в первую очередь должен быть сам заинтересован в принятии данного документа, так как это основной инструмент работодателя, призванный поддержать и укрепить трудовую дисциплину, а также закрепить правила, установленные в компании.

      Помимо вышеуказанных работодатель имеет право включить в ПВТР и другие разделы. Например, можно предусмотреть следующее.

    • Порядок ведения видеонаблюдения. Если на территории компании установлены видеокамеры, то в правилах внутреннего трудового распорядка необходимо обосновать причины их наличия, например, видеокамеры на проходной могут быть установлены с целью контроля своевременного прихода на работу, ухода с работы, возвращения с обеденного перерыва.
    • Порядок предоставления работникам дополнительного медицинского страхования или оплаты сотовой связи. Часто компании предоставляют работникам полисы ДМС или оплачивают им расходы на сотовую связь. Во избежание споров стоит закрепить в ПВТР данный порядок (когда у работника возникает право на ДМС, какой уровень страховки полагается определенной категории работников, каким работникам оплачивают сотовую связь, какие установлены лимиты по сотовой связи и другие вопросы). Также включение данного условия в ПВТР необходимо для признания затрат на ДМС и сотовую связь в расходах по налогу на прибыль.
    • Правила соблюдения дресс-кода. Во многих компаниях данный вопрос актуален. Если включить данное положение в правила внутреннего трудового распорядка, то соблюдение дресс-кода станет обязанностью работника.
    • Другие разделы, регламентирующие требования к работникам и определяющие порядок работы в компании (процедура прохождения испытательного срока, установленный в компании пропускной режим, порядок соблюдения коммерческой тайны и др).
    • При разработке правил внутреннего трудового распорядка для компании от клиента поступил запрос на включение в правила внутреннего трудового распорядка условия о том, что работник несет ответственность за установление на рабочий компьютер нелицензированной программы. Для клиента вопрос был очень актуальным, так как информационная безопасность оставляла желать лучшего. Один из разделов разработанных правил внутреннего трудового распорядка был посвящен порядку работы с персональным компьютером и запрету установления какого-либо программного обеспечения без письменного согласия генерального директора компании, составленного в двух экземплярах для каждой стороны.

      Установление в правилах внутреннего трудового распорядка норм, противоречащих законодательству.СоставляяПВТР, необходимо помнить, что правила не должны противоречить действующему законодательству и ухудшать положение работников по сравнению с Трудовым кодексом.

      Распространенные нарушения правил внутреннего трудового распорядка

      При проведении кадрового аудита в обязательном порядке проверяются правила внутреннего трудового распорядка. Приведем перечень нарушений, которые при этом выявляются.

      Образец правил внутреннего трудового распорядка.

      Требование дополнительных документов.

      Установление в качестве обязательного документа, предоставляемого работником при приеме на работу, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ИНН), о браке и т. п. Перечень документов, которые работник должен предоставить при приеме на работу, установлен статьей 65 Трудового кодекса, и требовать от него документы, не включенные в данную статью, запрещено.

      Проверка на наличие судимости или административных правонарушений.

      В соответствии с требованиями законодательства (ст. 65 ТК РФ) справку о наличии судимостей предоставляют при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость,подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. Если такой категории работников в компании нет, то проверять соискателей и сотрудников неправомерно. Также отметим, что сведения о наличии судимостей и административных правонарушениях не являются сведениями открытого характера и работодатель не может получить к ним доступ законным путем.

      Отсутствие раздела «Ответственность работника и работодателя».

      Очень часто ПВТР этого раздела не содержат, что является нарушением, так как Трудовой кодекс устанавливает данное условие в качестве обязательного (ст. 189 ТК РФ).

      Если работник не прошел обходной лист, то расчет с ним не производится.

      Закрепление в правилах внутреннего трудового распорядка процедуры прохождения обходного листа при увольнении представляется возможным, но ставить в зависимость выдачу окончательного расчета в день увольнения от наличия в обходном листе всех необходимых подписей запрещено (ст. 84.1 ТК РФ).

      Установление в правилах внутреннего трудового распорядка несуществующих видов дисциплинарных взысканий.

      Очень часто в локальных актах компаний встречаются такие виды наказания, как строгий выговор или штраф. Трудовым кодексом установлены только три вида дисциплинарных взысканий – замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ), самовольное установление иных видов взысканий является правонарушением.

      Установление запрета на работу по совместительству или на ведение бизнеса.

      Работник имеет право заниматься любым видом деятельности (работать по совместительству или вести собственный бизнес) в свободное от работы время, установить запрет работодатель не вправе.

      Также встречаются следующие нарушения:

    • не указано время начала и окончания работы, перерывов в работе;
    • сроки ознакомления с графиками работы на вахте меньше, чем установлено Трудовым кодексом (ст. 301 ТК РФ);
    • не прописан порядок ведения суммированного учета рабочего времени;
    • установлена обязанность работника делить отпуск на части строго 14, 7 и 7 дней;
    • не указана продолжительность дополнительного отпуска или продолжительность основного отпуска установлена меньше 28 календарных дней;
    • не указаны даты выплаты заработной платы.
    • Основной целью работодателя при принятии правил внутреннего трудового распорядка должна быть защита прав как работников, так и компании. При грамотном составлении документа он станет инструментом регулирования трудовой дисциплины работников.

      Аида Ибрагимова, руководитель кадровой службы КСК групп

      www.garant.ru

      Положение правила оформления

      Положение подразумевает под собой нормативный акт, который позволяет определить порядок формирования, внутреннюю структуру, права, компетенцию, обязанности, а также основные функции компании, её отдельных служб, комиссий (коллегиальных органов).

    • типовыми (создаются управляющими органами (отраслевыми/государственными) для компаний, производственных и прочих предприятий, комиссий, которые занимаются однотипной деятельностью (в частности, для хозяйственной службы, бухгалтерского отдела)).
    • индивидуальными (создаются для определённой компании с учётом специфики её функционирования ).
      Отдельно можно также выделить положения о проведении определённых мероприятий (положение УЗ «МКДЦ» о принятии участия в смотре-конкурсе на звание «Лучшего медработника»).
    • Положение об организации

      На основании представленного документа функционируют все государственные компании бюджетного типа. В частности, в нём устанавливается статус предприятия, порядок его формирования, структура, основная компетенция, обязанности, место, занимаемое в системе управления, схема проведения процедуры реорганизации.

      Структура рассматриваемого документа зачастую включает часть, где прописываются вопросы, касающиеся проведения контроля, проверки деятельности, ревизии предприятия.

      При оформлении компанией положения в обязательном порядке нужно указывать полное название вышестоящей компании, название самого предприятия, вид документации, № регистрации, дату, гриф утверждения.

      Если административная практика предприятия подразумевает наличие разветвлённой структуры, применяется несколько другой тип положения. В подобного рода ситуации основное его назначение – определение/разг раничение компетенции, функций отдельных служб.
      Положения о структурных подразделениях (службах)

      Представленные документы служат для:

    • объяснения сотрудникам предприятия их прав, обязанностей, компетентности;
    • оценки работы персонала, принятия в будущем решения о направлении его на обучение, а также о его перемещении, поощрении либо взыскании;
    • определения действий, которые должны осуществляться персоналом;
    • контроля текущей деятельности предприятия;
    • отбора кандидатов на вышестоящую должность;
    • защиты сотрудников компании, работодателя, предприятия;
    • обеспечения позитивной корпоративной культуры.
      Что касается структуры текста положения, его формуляра, то они являются унифицированными (регламентируютс я УСОРД).
    • Напомним, что представленный нормативный акт оформляется на фирменном банке компании и содержит такую информацию:

      • название вида документации;

      Положения о структурных подразделениях подписываются лицом, которое является их разработчиком. Затем бумага визируется юрисконсультом, утверждается руководством компании. Документ приобретает силу с даты, указанной в грифе (заверяется печатью предприятия). Как правило, он содержит ряд разделов, а именно:

      «Общие положения»
      Здесь прописывается степень подчинённости, уровень самостоятельност и службы, управляющий орган, которому она подчиняется. Здесь же приводятся документы, которыми должно руководствоватьс я подразделение в ходе своей работы.

      «Цели и задачи»
      В представленном разделе формулируется цель, перечень задач рассматриваемой службы.

      «Функции»
      Здесь всесторонне характеризуется работа службы, приводится подробный список функций, обеспечивающих урегулирование возникающих вопросов, решение всех поставленных задач.

      «Права, обязанности»
      Указанный раздела включает перечень прав, которыми наделено подразделение (при этом подчёркивается их соответствие современным законам, нормативной, правовой документации, разработанной правительством, управляющими органами, бумагам, которые регламентируют деятельность предприятия).

      «Руководство»
      В представленном разделе прописывается название должности руководителя службы, требования, предъявляемые к его уровню образования, стажу непрерывной работы в рассматриваемой области. Вместе с тем здесь же определяются его обязанности, компетенция, права. В частности, руководитель должен координировать работу персонала, заниматься планированием деятельности службы, осуществлять контроль над работой сотрудников, принимать участие в создании методических и прочих материалов. При этом он устанавливает степень ответственности заместителей, утверждает определённые бумаги, издаёт распоряжения по назначению/освоб ождению от должности и пр.

      «Взаимоотношения с иными службами»
      В представленном разделе прописываются взаимосвязи, возникающие между отдельными подразделениями в ходе управленческой, хозяйственной деятельности, взаимные права, обязанности сторон, периодичность обмена данными.
      Общие правила написания положений:

      1) Текст положений необходимо писать от третьего лица (в единственном либо множественном числе). При этом он должен включать слова типа «следует», «должен», «требуется», «необходимо», «не допускается», «запрещается».

      2) Заголовок положения должен отвечать на вопрос «о чём?».

      3) Разделы документа необходимо нумеровать (с помощью римских либо арабских цифр). Пункты могут делиться на подпункты, которые, как правило, имеют буквенную/цифровую нумерацию.

      sekretar-eps.ru

      Положения. Правила их составления и оформления

      Наиболее разнообразную и наименее регламентированную группу организационно-правовых документов представляют собой положения, инструкции, регламенты, правила. Эти документы могут разрабатываться по любому направлению деятельности организации (правила внутреннего распорядка, положение об оплате труда, положение о защите персональных данных работников, инструкция по делопроизводству).

      Положение — это:

      1) правовой акт, устанавливающий основные правила деятельности организаций, их структурных подразделений, а также нижестоящих (подведомственных) учреждений, организаций и предприятий;

      2) свод правил, регулирующих определенное направление деятельности (культурное, политическое, хозяйственное и др.).

      В отдельную группу следует выделить положения, регулирующие совокупность организационных, трудовых и других отношений по конкретному вопросу, например: «Типовое положение о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях»; «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»; «Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете»; а также положения о проведении конкурсов, смотров, фестивалей и других мероприятий.

      Положения бывают типовые и индивидуальные. Типовые положения разрабатываются вышестоящей организацией для однотипных подведомственных структур, а индивидуальные — для конкретной организации, органа, структурного подразделения и пр.

      Положение о структурном подразделении — нормативный акт, основной целью которого являются регламентация направлений деятельности данного подразделения.

      Документ оформляется на общем бланке организации и включает в себя реквизиты:

      · наименование вида документа,

      · регистрационный номер документа,

      · заголовок к тексту,

      Положение о структурном подразделении, как правило, состоит из следующих разделов:

      1) «Общие положения» — приводятся полное и сокращенное (если оно имеется) наименования структурного подразделения, характеризуется его место (статус) в организационной структуре организации, определяется степень его хозяйственной и экономической самостоятельности. Здесь же приводится информация о подчиненности данного подразделения руководству предприятия, конкретно указывается должность лица, непосредственно руководящего подразделением, порядок назначения и освобождения его от занимаемой должности.

      Отдельным пунктом приводится перечень основных нормативных, правовых, директивных и инструктивных документов, которыми подразделение руководствуется в своей работе. В случае если подразделение содержит какие-либо внутренние деления (например, отдел подразделяется на несколько секторов), в раздел включается пункт «Внутренняя структура». В нем содержится перечень внутренних подразделений, даются их полное и сокращенное наименования, наименование должности руководителя каждого внутреннего деления с указанием, кому непосредственно они подчиняются.

      В заключительном пункте раздела «Общие положения» содержится информация о наличии в подразделении печати, ее описание, назначение и условия хранения.

      2) «Цели и задачи подразделения» — формулируются основные цели и задачи подразделения, его основное назначение, оправдывающее существование подразделения в структуре предприятия. Цели должны быть долгосрочными, реальными и тесно увязанными как между собой, так и с целями предприятия (организации) в целом.

      3) «Функции» — содержится полный перечень функций подразделения с указанием, какие из них выполняются подразделением целиком, а какие — совместно с другими подразделениями. В этом случае уточняется форма участия.

      При наличии в подразделении отделов в текст раздела вводятся соответствующие их названиям подразделы, в которых аналогичным образом дается описание функций для каждого деления.

      4) «Права и обязанности» — содержится перечень полномочий, которые реализуются данным подразделением; дается характеристика специфических прав, которыми обычно не обладают аналогичные структуры. Под правом подразделения в отношении других структурных подразделений понимается узаконенная возможность требовать (предлагать, использовать, запрещать) выполнения каких-либо действий или предоставления какой-либо информации. Права подразделения обычно устанавливаются в объеме, необходимом для эффективной реализации его функций.

      5) «Ответственность» — устанавливаются виды дисциплинарной, административной (в необходимых случаях – уголовной) ответственности, которую может нести руководитель подразделения в случае невыполнения подразделением своих обязанностей. В разделе точно формулируется экономическая ответственность подразделения в рамках внутреннего хозяйственного расчета.

      6) «Взаимоотношения с другими структурными подразделениями» — содержится характеристика различного рода взаимосвязей с другими структурными подразделениями внутри предприятия (организации) и вне ее. Здесь же регламентируются документационные потоки подразделения, указывается перечень основных документов, создаваемых им, и документов, разрабатываемых совместно с другими подразделениями, а также периодичность и сроки представления документов.

      Положение о структурном подразделении подписывается его руководителем и утверждается, как правило, первым лицом предприятия (организации).

      Положение о коллегиальных и совещательных органах — организационно-правовой документ, имеющий нормативный характер и определяющий состав, порядок формирования, компетенцию, порядок работы, права и ответственность коллегиальных и совещательных органов. Коллегиальные (совещательные) органы могут быть как руководящие (совет директоров, правление), так и специализированные (ученый совет, педсовет, научно-технический совет и др.) (8).

      Положение о коллегиальном или совещательном органе определяет:

      · статус коллегиального или совещательного органа;

      · порядок планирования работы;

      · порядок подготовки материалов для рассмотрения на заседании;

      · внесение материалов на рассмотрение;

      · порядок рассмотрения материалов и принятия решений на заседании;

      · ведение протокола заседания;

      · порядок доведения решений до исполнителей;

      · материально-техническое обеспечение заседаний.

      В ряде коммерческих организаций разрабатывается Положение о персонале.Это документ, в котором:

      · отражаются вопросы профессионального и социального развития трудового коллектива;

      · устанавливаются основные принципы трудовых взаимоотношений между администрацией и персоналом;

      · определяются способы организации труда;

      · раскрывается кадровая концепция предприятия — системы и принципы найма, кадрового планирования, стимулирования труда, социальная политика предприятия;

      · формулируется взаимная ответственность администрации и персонала.

      Положение о персонале — документ, заимствованный из зарубежной практики делопроизводства, — стало активно использоваться для регулирования социально-трудовых отношений в период формирования в современной России института частной собственности и появления первых коммерческих организаций.

      В разработке положения о персонале должны принять участие различные профильные специалисты — отдела организации и оплаты труда, отдела кадров, юридического отдела и иных подразделений организации. Возглавляет группу, как правило, директор по развитию или заместитель руководителя организации по управлению персоналом.

      В Трудовом кодексе РФ не содержится указание по данному документу. Поэтому положение о персонале НЕ распространяется на лиц, выполняющих работу (оказывающих услуги) на основе гражданско-правовых отношений.

      В положении о персонале определяются принципы взаимоотношений персонала и администрации, основными из которых являются:

      · соблюдение ном законодательства;

      · полномочность представителей сторон;

      · добровольность принятия обязательств;

      · недопущение принудительного или обязательного труда и дискриминации в сфере труда;

      · реальность обеспечения принимаемых обязательств.

      При разработке положения о персонале необходимо учитывать эти, а также другие принципы взаимоотношений персонала и администрации, за несоблюдение которых возможна социальная, но только не юридическая ответственность.

      Очень часто собственники компаний требуют включить в положение обязательство персонала не критиковать политику компании при общении с клиентами и конкурентами, а также запрет на сообщение о временных трудностях компании кому-либо вне компании, на совершение действий, подрывающих репутацию компании.

      Единых форм и макетов положения о персонале нет. В каждой организации они разрабатываются самостоятельно.

      Один из возможных макетов структуры текста следующий:

      1. Общие положения.

      2. Основные принципы организации труда в компании и взаимоотношений руководства компании и персонала.

      3. Порядок оформления трудовых отношений.

      4. Основные права и обязанности персонала.

      5. Основные права и обязанности руководства компании.

      6. Рабочее время и время отдыха.

      8. Социальный пакет.

      9. Повышение квалификации персонала.

      10. Гарантии занятости персонала.

      11. Меры дисциплинарного воздействия (поощрения и взыскания).

      12. Заключительные положения.

      Оформляется Положение о персонале на общем бланке организации с указанием вида документа, подписываетсяруководителем службы управления персоналом, согласовываетсяна общем собрании персонала. Утверждаетсядокумент на Совете директоров.

      Если в организации есть положение о персонале, то принимаемых работников знакомят с ним под расписку ещё ДО подписания трудового договора.

      Положения о временных органах (совещаниях, комиссиях, советах)создаются на период действия такого органа. Структура текста нормативно не закреплена. Утверждается органом, в компетенцию которого входит создание временного органа.

      Положение о материальном и моральном поощрении —локальный документ, поэтому органы пенсионного и социального страхования при возникновении споров в отношениях тех или иных выплат зачастую не принимают во внимание данный документ как аналог положения о премировании.

      Цель положения о материальном и моральном поощрении — заинтересовать работников в большей производительности труда, в повышении качества выполнения задач, возложенных на них, своевременном и добросовестном исполнении трудовых обязанностей, повышении уровня ответственности за порученный участок работы.

      В положении о материальном и моральном поощрении должны быть определены:

      1. Принципы поощрения.

      2. Основные показатели применения мер поощрения.

      3. Формы и меры (виды) поощрения.

      4. Порядок представления работников к поощрению.

      5. Компетенция руководства организации по применению той или иной меры поощрения.

      6. Основания к применению мер поощрения (приказ руководителя организации, распоряжение иного должностного лица и др.).

      7. Порядок проведения мероприятий по поощрению (торжественная обстановка, собрание трудового коллектива и пр.).

      8. Другие сведения.

      Как правило, разрабатывает положение о материальном и моральном поощрении отдел организации и оплаты труда совместно с юридическим отделом и отделом кадров. Составление может быть поручено и отдельным специалистам — инженеру по организации труда, инженеру по кадрам, юрисконсульту, экономисту по труду и др.

      Подписываетположение заместитель руководителя организации по управлению персоналом, визирует начальник юридического отдела или иное должностное лицо, ответственное за правовую работу.

      Может быть предусмотрено и визирование главным бухгалтером организации (особенно если в положении предусматривается значительное количество форм материального поощрения). Утверждает положение руководитель организации.

      Положение об аттестации— документ, в котором регламентируется аттестация работников предприятия: ее цели, принципы и методы, организация работы аттестационных комиссий, содержатся формы характеристик (отзывов), аттестационных карт, аттестационных листов.

      studopedia.org

      Это интересно:

      • Пункт о статьи 63 ук рф Статья 63 УК РФ. Обстоятельства, отягчающие наказание 1. Отягчающими обстоятельствами признаются: а) рецидив преступлений; б) наступление тяжких последствий в результате совершения преступления; в) совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по […]
      • Счетчики вода правила монтажа Требования (правила) к установке счетчиков воды Установка приборов, учитываюших уровень расхода воды в жилом помещении в настоящее время получила достаточно большое распространение. Данная процедура позволят существенно снизить финансовые затраты, связанные с оплатой […]
      • Частная жалоба от юридического лица Примерная форма частной жалобы на определение суда о возврате заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг (подготовлено экспертами компании "Гарант") В [ наименование суда апелляционной инстанции ]адрес: [ вписать нужное […]
      • Ст13 закона 229-фз Ст13 закона 229-фз Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Закон об […]
      • Чем отличается субвенция от субсидии и дотации Субвенция и субсидия: отличия Субсидия и субвенция – это два вида помощи за счет бюджетных средств. Эти термины применяются в области государственных финансов, ими обозначаются виды трансфертов от одного бюджета другому (например, из бюджета области в городской бюджет). […]
      • Закон о ветеранах труда в воронежской области Меры социальной поддержки и льготы в Воронеже и Воронежской области в 2018 году Социальная поддержка в регионах Меры социальной поддержки и льготы в Воронеже и Воронежской области в 2018 году Меры социальной поддержки и льготы для граждан Воронежа и Воронежской области […]
      • Дипломная работа купля продажа Понятие и виды договора купли-продажи гражданского права и гражданского процесса по дисциплине Гражданское право “Понятие и виды договора купли-продажи” Домашний адрес (адрес электронной почты) Договор купли-продажи является основным из видов договоров, применяемых в […]
      • Бесплатное межевание по новому закону Бесплатное проведение межевания земельных участков по закону в 2017 – 2018 году Межевание земельного участка, стало обязательным для любого владельца собственности. Законом не стоит пренебрегать, ведь с 2018 года станет невозможным без четких установленных границ […]