Экспертизы только 2 глава

| | 0 Comment

ГЛАВА 2. Правовые основы назначения судебной экспертизы и их классификация.

Назначение экспертизы – это процессуальной действие, которое реализуется при соблюдении определенных законом оснований и условий. Оно не сводится только к составлению постановления (определения) о производстве экспертизы.

В новом Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, вступившего в действие с 1 июля 2002 года, судебной экспертизе посвящена двадцать седьмая глава со статьями 195 – 207 УПК РФ.

Ст.195 УПК РФ определяет порядок назначения судебной экспертизы, хотя умалчивает о самой сущности судебной экспертизы. Из смысла же данной статьи можно сделать вывод о том, что – это следственное действие, представляющее собой особую, установленную уголовно — процессуальным законом форму исследования доказательств, производимую по поручению следователя (суда, прокурора, органа дознания), лицами, сведущими в специальных отраслях знания и завершающуюся составлением заключения по специальным вопросам.

Судебную экспертизу можно назначать только после возбуждения уголовного дела. Перед экспертом ставятся вопросы в области специальных отраслей знаний, и они не должны выходить за пределы специальных познаний эксперта и тем более не носить юридический характер.

Экспертиза назначается в случаях, когда при производстве дознания, предварительного следствия и при судебном разбирательстве необходимы специальные познания в науке, технике и искусстве. Ранее в данном определении употреблялось слово – «ремесло», что не соответствует достигнутому научному прогрессу, и было предметом дискуссий в юридической литературе.

Экспертиза проводится экспертами соответствующих экспертных учреждений либо иными специалистами, назначенными лицом, производящим дознание, следователем, прокурором и судом.

Заключение эксперта опирается на имеющиеся в деле фактические данные. Оно всегда является результатом исследования материальных объектов или отраженных в деле сведений. Во всех случаях заключение имеет своим содержанием новые фактические данные, существенные для дела, полученные в ходе производства экспертизы.

Закон не определяет, что понимается под специальными знаниями в случаях, когда появляется необходимость назначить экспертизу. Вероятно, под специальными познаниями следует понимать такие знания, которыми располагает ограниченный круг специалистов, но. которыми не располагает адресат доказывания (следователь, суд, участники процесса). И это правильно, ибо судебная экспертиза призвана устанавливать фактические данные на основе применения специальных познаний, которыми не обладают те, кто наделен, правом ее назначать. Эксперт может исследовать только обстоятельства конкретного дела, которые отражены в представленных ему материалах.

На основе специальных познаний в области науки и техники, полного изучения материалов дела судебные эксперты устанавливают фактические данные, которые позволяют устанавливать обстоятельства предмета доказывания и факты, имеющие доказательственное значение по отношению к таким обстоятельствам.

Экспертизы, проводимые в предварительном следствии, оказывают существенную помощь правосудию в реализации важнейшего конституционного положения, сформулированного в ст. 49 Конституции РФ: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

Так как признание лица виновным в совершении преступления составляет исключительную прерогативу суда, привлечение лица в качестве обвиняемого не порождает начала реализации уголовной ответственности. Уголовная ответственность может быть выражена только приговором суда и только в отношении лица, виновного в совершении преступления. Отсюда так значимо название «судебной экспертизы», поскольку подчеркивает ее важное значение в уголовном процессе — обеспечить получение доказательств с помощью специальных познаний сведущих лиц, оказать суду необходимую помощь в решении важного вопроса судопроизводства о виновности (невиновности) лица.

Судебные экспертизы отличаются от несудебных тем, что порядок их назначения и производства, а также использование полученных при этом результатов в виде заключений, предусмотрен процессуальным законодательством. Закон определяет основания и условия их назначения. В строгом соответствии с указанием закона составляется постановление следователя о назначении экспертизы, и оно возможно лишь по возбужденному уголовному делу. В законе также устанавливается принцип оценки и использования заключения как доказательства по делу. Конкретно определены права и обязанности участников процесса при проведении судебных экспертиз. Соблюдение процессуальной формы производства экспертизы — необходимое условие допустимости заключения эксперта как судебного доказательства.

В сложный период становления демократических основ государственной и общественной жизни, упрочения гарантии прав и свобод граждан, возрастает требование к повышению качества деятельности всех субъектов правоохранительных органов. Вероятно, этим можно объяснить, что производство судебных экспертиз постоянно увеличивается.

Анализ уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 1 июля 2002 года, так же показывает, что из 473 его статей 108 прямо или косвенно касаются производства экспертиз и ей полностью посвящена Глава 27 УПК РФ «Производство судебной экспертизы». Такого соотношения никогда ранее не существовало, что свидетельствует о возрастающей роли судебной экспертизы в системе доказательств.

Сегодня экспертиза переживает бурное развитие, обусловленное процессами интеграции и дифференциации научного знания. Интеграция создает предпосылки для комплексного исследования объектов, попадающих в поле судебного производства. И ярким примером тому может служить появление новой ст. 201 УПК РФ «Комплексная судебная экспертиза».

Экспертиза стала неотъемлемой частью уголовно-процессуальной деятельности при расследовании многих составов преступлений как, например, по делам, связанным с наркотическими и психотропными веществами, дорожно-транспортными происшествиями с человеческими жертвами, по убийствам с применением огнестрельного и холодного оружия, авиакатастрофам и т.д.

С помощью экспертизы, которая проводится на основе специальных знаний в науке, технике и искусстве, полного и объективного исследования обстоятельств дела, устанавливаются фактические данные, имеющие доказательственное значение, что и позволяет решать основной вопрос судопроизводства о виновности (невиновности) лица.

В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством, по уголовному делу может быть назначена: первичная (основная) экспертиза; дополнительная; повторная; комиссионная и комплексная.

Статья 207 УПК РФ регламентирует порядок производства дополнительной и повторной экспертизы. В процессе расследования преступлений иногда возникает необходимость назначить дополнительную экспертизу. Она назначается в отношении тех же объектов исследования, что и первичная, если заключение первой экспертизы недостаточно ясно или полно. На дополнительную экспертизу могут быть направлены и новые материалы, ранее не исследовавшиеся. Например, первичной экспертизой следы пальцев рук были признаны пригодными для идентификации по ним личности, но у следователя еще не было подозреваемых лиц. После их появления следователь назначает дополнительную экспертизу и представляет на исследование дактилоскопическую карту подозреваемого. Данную экспертизу можно и даже желательно проводить тому же эксперту, который признал следы пригодными для идентификации личности, но может быть поручена и другому эксперту, имеющему аналогичную подготовку и право на производство данного вида экспертизы. Целью назначения дополнительной экспертизы является восполнение недостатков первой экспертизы.

В ряде случаев приходиться назначать повторную экспертизу. Основанием для ее проведения могут быть: необоснованность первого заключения эксперта; наличие сомнений в его правильности; недостаточная квалификация эксперта, проводившего первичную экспертизу; нарушение требований УПК РФ; неправильная методика проведения экспертизы; противоречие выводов первичной экспертизы бесспорно установленным обстоятельствам дела и т.п. Производство повторной экспертизы поручается другому эксперту и желательно проводить ее в другом экспертном учреждении.

Для решения экспертным путем особо сложных вопросов по делу может быть назначена комиссионная экспертиза (Ст.200 УПК РФ). Как правило, это связано с большим объемом исследуемых объектов, например бухгалтерских или почерковедческих, а также в случае технической сложности или повторного исследования. Экспертиза проводится не менее чем двумя экспертами одной специальности. Если эксперты придут к общему выводу, то заключение подписывается всеми экспертами. В случае разногласий между экспертами каждый из экспертов, участвующих в производстве судебной экспертизы, дает отдельное заключение по вопросам, вызвавшим разногласие (Ст.22 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности») от 5 апреля 2001г.

Судебная экспертиза, в производстве которой участвуют эксперты разных специальностей, является комплексной (Ст.201 УПКРФ). В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной экспертизы, указывается, какие исследования, и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам он пришел. Каждый эксперт, участвовавший в производстве комплексной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность. Если в одном постановлении или определении суда о назначении судебной экспертизы содержатся вопросы, требующие производства раздельных, не связанных между собой исследований, то по каждому из них составляется отдельное заключение.

adhdportal.com

Основы судебной медицины и психиатрии (Г. P. Колоколов, 2008)

Предлагаемое издание представляет собой научно-практическое пособие, которое раскрывает основные понятия судебной медицины и судебной психиатрии, задачи этих наук, организацию и осуществление деятельности судебно-медицинских и судебно-психиатрических служб. В пособии комплексно рассмотрены основные вопросы двух сложных и взаимосвязанных наук, что значительно сокращает временные затраты на их изучение. Издание предназначено для сотрудников органов внутренних дел (следователей, дознавателей), деятельность которых тесно связана с данными науками, преподавателей, студентов и аспирантов юридических и медицинских вузов.

  • Глава 1. История развития, понятие, предмет и методы судебной медицины
  • Глава 2. Процессуальные основы судебно-медицинской экспертизы
  • Глава 3. Судебно-медицинская классификация смерти. Основания и порядок судебно-медицинского исследования трупов
  • Глава 6. Судебно-медицинская экспертиза повреждений, причиненных острыми предметами
  • Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы судебной медицины и психиатрии (Г. P. Колоколов, 2008) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    Глава 2. Процессуальные основы судебно-медицинской экспертизы

    2.1. Порядок назначения судебно-медицинской экспертизы

    Согласно ст. 195 УПК РФ, следователь, признав необходимым назначение судебной экспертизы, выносит об этом постановление, а в случаях, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК РФ, возбуждает перед судом ходатайство, в котором указываются:

    1) основания назначения судебной экспертизы;

    2) фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена судебная экспертиза;

    3) вопросы, поставленные перед экспертом;

    4) материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. Судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.

    Следователь знакомит с постановлением о назначении судебной экспертизы подозреваемого, обвиняемого, его защитника и разъясняет им права, предусмотренные ст. 198 УПК РФ. Об этом составляется протокол, подписываемый следователем и лицами, которые ознакомлены с постановлением.

    Судебная экспертиза в отношении потерпевшего, за исключением случаев, предусмотренных п. 2, 4 и 5 ст. 196 УПК РФ, а также в отношении свидетеля производится с их согласия или согласия их законных представителей, которое дается указанными лицами в письменном виде.

    Экспертиза может быть назначена только тогда, когда возбуждено уголовное дело. Назначение экспертизы оформляется письменно постановлением следователя или определением суда. Если постановления или определения суда нет (уголовное дело не возбуждено), а судебно-медицинское исследование необходимо произвести, представителем органов дознания, следователем или прокурором оформляется письменное направление (направительное отношение). Требования к оформлению этих документов, по существу, одинаковые. В постановлении о назначении экспертизы следователь указывает дату и место ее вынесения, кратко излагает фабулу дела, указывает, кому поручается производство экспертизы, какие материалы или объекты предоставляются эксперту для исследования. Руководствуясь положениями УПК РФ, следователь в постановлении ставит на разрешение эксперта соответствующие вопросы.

    Согласно ст. 196 УПК РФ, назначение судебной экспертизы является обязательным для установления:

    1) причины смерти;

    2) характера и степени вреда, причиненного здоровью;

    3) психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;

    4) психического или физического состояния потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;

    5) возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.

    2.2. Виды судебно-медицинской экспертизы

    В том случае, если СМЭ назначается по делу впервые, она называется первичной. Как правило, она проводится единолично судебно-медицинским экспертом, который может прибегнуть к консультации врачей других специальностей.

    Если после производства первичной экспертизы в ходе расследования возникают новые вопросы к эксперту или пересматриваются ранее разрешенные экспертом вопросы в связи с предоставлением ему новых материалов, экспертиза называется дополнительной.

    Повторную экспертизу назначают в случае необоснованного заключения эксперта или при наличии сомнений в его правильности, и обязательно поручают другому эксперту или экспертам. Назначение повторной экспертизы должно быть мотивировано в постановлении следователя.

    Комиссионная судебно-медицинская экспертиза проводится по наиболее сложным вопросам, разрешаемым коллегиально либо с привлечением врачей других специальностей.

    Если по результатам проведенных исследований мнения экспертов по поставленным вопросам совпадают, то ими составляется единое заключение. В случае возникновения разногласий каждый из экспертов, участвовавших в производстве судебной экспертизы, дает отдельное заключение по вопросам, вызвавшим разногласие.

    Сущность комплексной экспертизы заключается в том, что представители разных специальностей, изучая одни и те же или разные объекты, на основе сопоставления и анализа полученных результатов решают качественно новую задачу, которую не в состоянии разрешить каждый из них в отдельности.

    В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной судебной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвовавший в производстве комплексной судебной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.

    2.3. Оценка заключения эксперта

    Каждое судебно-медицинское исследование или экспертиза завершается составлением документа, который при наличии постановления следственных органов или определения суда именуется Заключением эксперта, а при их отсутствии – Актом судебно-медицинского исследования. Оба документа имеют три части: вводную, исследовательскую и выводы (в акте – собственно заключение), и составляются с учетом определенных требований. Документы подписывает эксперт (или эксперты), непосредственно проводивший экспертизу, указывается, кто при этом присутствовал (следователь, врач). Документ составляется в двух экземплярах, один из которых остается в архиве, другой направляется в учреждение, назначившее экспертизу. Документы заверяются печатью экспертного учреждения.

    Заключение эксперта – письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом.

    Заключение эксперта не является обязательным для лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда, однако несогласие их с заключением должно быть мотивировано.

    Судебно-следственные органы оценивают заключение эксперта с точки зрения научной достоверности и доказательного значения выводов эксперта, поскольку факты, установленные экспертом и содержащиеся в его заключении, являются одним из видов судебных доказательств. При этом никакие доказательства для суда, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, не имеют заранее установленной силы.

    2.4. Обязанности, права и ответственность эксперта

    Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» предусматривает определенные обязанности и права эксперта (ст. 16, 17).

    Эксперт обязан принять к производству порученную ему руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения судебную экспертизу; провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам; составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы; не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну; обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

    Эксперт также исполняет обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.

    Эксперт не вправе принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения; осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта; вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела; самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы; сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших; уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.

    Эксперт вправе ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения; делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний; обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.

    Эксперт также имеет права, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.

    Согласно ст. 57 УПК РФ, эксперт вправе знакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предмету судебной экспертизы; ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, либо привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов; участвовать с разрешения дознавателя, следователя и суда в процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы; давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении о назначении судебной экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования; приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права; отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных знаний, а также в случаях, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения.

    В соответствии с названной статьей УПК РФ, эксперт не вправе без ведома следователя и суда вести переговоры с участниками уголовного судопроизводства по вопросам, связанным с производством судебной экспертизы; самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования; проводить без разрешения дознавателя, следователя, суда исследования, могущие повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств; давать заведомо ложное заключение; разглашать данные предварительного расследования, ставшие известными ему в связи с участием в уголовном деле в качестве эксперта, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ; уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд.

    За дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность в соответствии со ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ). За разглашение данных предварительного расследования эксперт несет ответственность в соответствии со ст. 310 УК РФ.

    2.5. Организация судебно-медицинской службы в Российской Федерации. Объекты судебно-медицинской экспертизы

    Высшим органом судебно-медицинской службы в нашей стране является Центр судебно-медицинской экспертизы Российской Федерации, включающий Бюро Главной судебно-медицинской экспертизы Российской Федерации и НИИ судебной медицины.

    Основные судебно-медицинские учреждения, обслуживающие запросы органов следствия, суда, – республиканские, краевые, областные и городские бюро судебно-медицинских экспертиз.

    Бюро судебно-медицинской экспертизы содержит следующие структурные подразделения:

    1) отдел судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц;

    2) отдел судебно-медицинской экспертизы трупов с судеб-но-гистологическим отделением;

    3) судебно-медицинская лаборатория, в составе которой су-дебно-биологическое, медико-криминалистическое, су-дебно-химическое, биохимическое отделения;

    4) районные, межрайонные и городские отделения бюро судебно-медицинской экспертизы;

    5) хозяйственная часть;

    6) организационно-методический отдел.

    Объектами судебно-медицинских экспертиз могут быть: живые люди, трупы, материалы уголовных и гражданских дел, вещественные доказательства (подозреваемое орудие, одежда, следы выделений человека).

    Оглавление

  • Глава 4. Судебно-медицинская экспертиза повреждений, причиняемых тупыми предметами
  • Глава 5. Судебно-медицинская экспертиза транспортной травмы
  • Глава 7. Судебно-медицинская экспертиза огнестрельных повреждений и взрывной травмы

kartaslov.ru

Экспертизы только 2 глава

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с назначением и проведением экспертизы проектов решений, принимаемых государственными органами, независимо от уровня подготавливаемого и принимаемого решения, вида экспертизы, технологии и участников экспертных работ, устанавливает задачи и принципы проведения государственной экспертизы, определяет полномочия и ответственность государственных органов, экспертных организаций и экспертов.

Целью настоящего Закона является повышение объективности и обоснованности решений, подготавливаемых и принимаемых органами государственной власти, с соблюдением при этом государственных приоритетов в области национальной безопасности, международного сотрудничества, социально-экономического, научно-технического и культурного развития.

Правовое обеспечение государственной экспертизы состоит из настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных актов государств — участников Содружества Независимых Государств.

Проведение отдельных видов государственной экспертизы (научно-технической, медицинской, психиатрической, криминалистической, строительной и т.п.) регулируется специальными законами и иными нормативными актами, принимаемыми государствами — участниками Содружества Независимых Государств. Указанные акты не должны противоречить настоящему Закону.

С т а т ь я 1. Понятие государственной экспертизы

1. Государственная экспертиза — установленная настоящим законом деятельность уполномоченных организаций (экспертных организаций) и физических лиц (экспертов), осуществляемая по государственному заказу на договорной основе и связанная с проведением исследований, изучением, оценкой определенного объекта (предмета экспертизы), а также с подготовкой и оформлением выводов, рекомендаций (экспертных заключений) по предмету экспертизы.

2. Экспертное заключение носит рекомендательный характер и является государственной собственностью, если иное не предусмотрено законодательством и договором подряда на проведение государственной экспертизы.

3. Экспертная деятельность, предусмотренная настоящим законом, относится к научно-исследовательской деятельности. Экспертное заключение и другие результаты, полученные в ходе проведения государственной экспертизы, относятся к результатам научно-исследовательской деятельности.

С т а т ь я 2. Задачи государственной экспертизы

1. Задачами государственной экспертизы являются:

— установление объективных фактов, обстоятельств и ситуаций, связанных с объектами государственной экспертизы, обеспечивающих обоснованность и достоверность принимаемых решений;

— проверка соответствия объектов экспертизы требованиям законодательства;

— оценка объекта экспертизы в соответствии с заданными критериями;

— разъяснение вопросов, требующих специальных познаний в различных сферах экспертизы.

2. Задачи государственной экспертизы определяются в задании на проведение государственной экспертизы в соответствии с видом экспертизы и предметом экспертизы.

Экспертное задание может включать одну или несколько задач экспертизы.

С т а т ь я 3. Задачи государственной экспертизы

1. Предмет государственной экспертизы — факты и обстоятельства определенного вида, исследуемые с применением специальных знаний и навыков.

3. Объектами государственной экспертизы являются:

— проекты международных договоров и соглашений, вносимые в установленном порядке для подписания и ратификации (денонсации);

— проекты законов и иных нормативных актов, разрабатываемые по заданию должностных лиц, органов и организаций, наделенных правом законодательной инициативы;

Государственная экспертиза основывается на следующих принципах:

— обязательность проведения государственной экспертизы по предметам, установленным настоящим Законом, а также законами и иными нормативными актами государств — участников Содружества Независимых Государств;

— компетентность и объективность экспертных организаций и экспертов;

— независимость экспертных организаций и экспертов по осуществлению своих полномочий и невмешательство в их деятельность лиц, представляющих интересы заказчика государственной экспертизы;

— соблюдение законности при экспертных процедурах;

— полнота экспертного исследования, соответствующего современному мировому уровню научного, технического и технологического знания с учетом норм и правил технической, экологической и экономической безопасности, международных стандартов;

— недопустимость преследования экспертов в связи с экспертной деятельностью, соответствующей настоящему Закону.

С т а т ь я 4. Предмет и объект государственной экспертизы

1. Предмет государственной экспертизы — факты и обстоятельства определен-ного вида, исследуемые с применением специальных знаний и навыков.

2. Объект государственной экспертизы — информация, подлинность которой надлежащим образом удостоверена, а также физические предметы и иные материальные носители, содержащие информацию о предмете экспертизы, а также другие исходные данные, необходимые для решения задач экспертизы и представленные экспертной организации или эксперту для проведения государственной экспертизы в порядке, установленном настоящим Законом.

— проекты и программы, подлежащие утверждению уполномоченными государственными органами;

— научно-технические и инвестиционные программы и проекты, разрабатываемые по инициативе государственных органов;

— размещаемые на конкурсной основе государственные заказы;

— предлагаемые для финансирования за счет государственного бюджета (средств государственной бюджетной системы) проекты и программы капитального строительства жилищных и нежилых объектов.

4. К объектам государственной экспертизы могут быть отнесены объекты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий, террористических актов и других чрезвычайных ситуаций.

Государственные органы и должностные лица несут ответственность за необеспечение представления для государственной экспертизы объектов, указанных в настоящей статье.

С т а т ь я 5. Субъекты государственной экспертизы

1. Субъектами государственной экспертизы являются заказчики и исполнителиэкспертизы, а также иные участники экспертной деятельности.

2. Заказчиками государственной экспертизы могут быть должностные лица, государственные органы, организации и учреждения, уполномоченные в принятии решений о проведении государственной экспертизы.

3. Исполнителями государственной экспертизы являются специализированные компетентные экспертные организации и физические лица (эксперты), осуществляющие экспертизу.

4. Экспертные организации и эксперты, участвующие в проведении государственной экспертизы, могут быть аккредитованы при государственных органах, организациях и учреждениях, уполномоченных принимать решение о проведении государственной экспертизы.

С т а т ь я 6. Права и обязанности заказчика государственной экспертизы

1. Заказчик государственной экспертизы имеет право:

— заявлять о необходимости проведения государственной экспертизы, в том числе повторной и дополнительной;

— назначать государственную экспертизу, определять объект и предмет государственной экспертизы, ее тематику, участников экспертного процесса, сроки проведения;

— ставить вопрос о подборе, отводе или замене экспертной организации (эксперта), получать у экспертной организации (эксперта) разъяснения и консультации относительно подготовки и проведения экспертизы;

— получать информацию о ходе проведения государственной экспертизы на всех стадиях экспертного процесса, давать экспертной организации (эксперту) письменные или устные пояснения, замечания, рекомендации по проведению государственной экспертизы;

— знакомиться с промежуточными и конечными выводами государственной экспертизы;

— использовать экспертное заключение и другие результаты экспертизы в своей деятельности, если законодательством не предусмотрена обязательность такого использования;

— создавать реестры (банки данных) экспертных организаций и экспертов, экспертных заключений и других результатов экспертных работ;

— определять степень конфиденциальности экспертных работ;

— передавать в порядке, предусмотренном законодательством или договором подряда на проведение государственной экспертизы, отчуждаемые полномочия заказчика экспертизы представителям для совершения определенных действий от имени заказчика экспертизы.

2. Сбор и распространение информации об экспертных организациях и экспертах осуществляется только с их согласия, если иное не предусмотрено законодательством, установленными регламентами и правилами проведения государственной экспертизы, договором подряда на проведение государственной экспертизы или заданием на проведение государственной экспертизы.

3. Заказчик государственной экспертизы обязан:

— назначать государственную экспертизу в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

— представлять на экспертизу соответствующие объекты и сопроводительные материалы к ним, а в предусмотренных законом случаях — выводы предшествующей экспертизы;

— ставить в известность исполнителя экспертизы обо всех известных рисках, связанных с объектом экспертизы;

— в полном объеме финансировать проведение работ по государственной экспертизе в соответствии со сметой расходов, предусмотренной договором подряда на проведение государственной экспертизы;

— способствовать экспертной организации и эксперту в проведении всестороннего, объективного, научно обоснованного комплексного анализа объектов экспертизы, выработке независимой экспертной оценки;

— передавать экспертной организации и (или) эксперту в сроки, установленные договором подряда на проведение государственной экспертизы или заданием, необходимые материалы, расчеты, данные, дополнительные сведения, которые касаются объектов экспертизы;

— использовать в своей деятельности рекомендации экспертизы при принятии решений по объектам экспертизы и подавать в случаях, предусмотренных законодательством, объекты экспертизы и сопроводительные материалы к ним на повторную и дополнительную экспертизу;

— обеспечивать конфиденциальность экспертных работ и анонимность экспертов в случаях, предусмотренных законодательством и договором подряда на проведение государственной экспертизы;

— возмещать моральный и материальный ущерб, причиненный своими неправомерными действиями.

С т а т ь я 7. Права и обязанности исполнителя государственной экспертизы

1. Исполнитель государственной экспертизы имеет право:

— выбора методов и способов проведения государственной экспертизы, если иное не установлено законом или договором подряда на проведение государственной экспертизы;

— знакомиться в установленном порядке с материалами, в том числе представляющими коммерческую, служебную или государственную тайну, относящимися к предмету и объекту государственной экспертизы, делать выписки из них и снимать копии;

— свободного доступа к государственным базам данных, к другим государственным источникам информации по вопросам, связанным с объектом государственной экспертизы;

— заявлять ходатайства о представлении дополнительных объектов экспертизы и иной информации, самостоятельно осуществлять в установленном порядке сбор дополнительной информации, относящейся к предмету и объекту государственной экспертизы с разрешения или с уведомлением заказчика экспертизы;

— принимать участие в проведении экспертного анализа и оценки объектов экспертизы на всех стадиях проведения государственной экспертизы;

— свободно излагать мнения и суждения в процессе проведения государственной экспертизы, способствующие достижению целей и задач государственной экспертизы;

— ходатайствовать о привлечении к проведению государственной экспертизы других экспертных организаций и (или) экспертов;

— давать разъяснения и делать заявления по поводу толкования экспертного заключения или других результатов экспертизы;

— обжаловать в установленном порядке действия лиц, препятствующих экспертному процессу;

— осуществлять в порядке, предусмотренном законодательством или договоромподряда на проведение государственной экспертизы, отчуждаемые полномочия заказчика экспертизы.

2. Исполнитель государственной экспертизы имеет право отказаться от проведения государственной экспертизы в случаях:

— нарушения установленного порядка назначения экспертизы, которое существенно затрудняет или делает невозможным ее проведение;

— недостаточности объектов исследования для подготовки экспертного заключения, если исчерпана или не предоставлена возможность дополнить их;

— экспертного заключения согласно экспертному заданию.

3. Исполнитель государственной экспертизы не вправе:

— отказаться от участия в государственной экспертизе при отсутствии предусмотренных законом оснований для своего отвода от участия в экспертизе;

— вступать в контакты с участниками экспертного процесса по вопросам, ставящим под сомнение его добросовестность или свидетельствующим о ненадлежащей заинтересованности в решении, которое будет принято на основе его экспертного заключения;

— самостоятельно собирать информацию для проведения государственной экспертизы без согласия или ведома заказчика экспертизы;

— уничтожать объекты экспертного исследования либо существенно изменять их свойства без письменного разрешения заказчика экспертизы.

4. Эксперт имеет право отказаться от проведения государственной экспертизы в случаях:

— выхода поставленных в задании на проведение государственной экспертизы вопросов за пределы компетенции (специальных познаний) эксперта;

— угрозы жизни, свободе, репутации или здоровью эксперта, выходящей за рамки профессионального риска.

Мотивированный отказ эксперта от проведения государственной экспертизы должен быть представлен в письменном виде заказчику экспертизы.

5. Эксперт при проведении государственной экспертизы обязан:

— предъявлять по требованию заказчика государственной экспертизы документы, подтверждающие профессиональную квалификацию и опыт работы эксперта;

— при наличии или возникновении предусмотренных законом оснований для своего отвода в качестве эксперта немедленно письменно заявить об этом заказчику государственной экспертизы либо руководителю экспертной организации;

— провести полное исследование представленных ему объектов экспертизы и дать объективное и обоснованное заключение по поставленным перед ним вопросам;

— явиться по вызову должностного лица — представителя заказчика государственной экспертизы для личного участия в экспертном процессе;

— давать в порядке, предусмотренном законодательством, показания по вопросам, поставленным в задании на проведение государственной экспертизы и отмеченным в экспертном заключении;

— не разглашать информацию, которая стала ему известна в связи с проведением государственной экспертизы, отнесенную к категории охраняемой законом государственной, служебной или коммерческой тайны, а также иную конфиденциальную информацию, оговоренную в договоре подряда на проведение государственной экспертизы.

6. Эксперт не имеет права принимать подарки, денежные и иные приравненные к материальным благам вознаграждения от лиц, имеющих ненадлежащую заинтересованность в решении, которое будет принято на основе его экспертного заключения.

Под ненадлежащей заинтересованностью в данном случае понимается корыстная выгода для ограниченного круга лиц.

7. Права и обязанности эксперта возникают на основании заключенного с ним договора подряда на проведение государственной экспертизы, а также правил внутреннего трудового распорядка экспертной организации и (или) трудового договора, заключенного с экспертом, если государственная экспертиза осуществляется экспертом в порядке служебного задания.

8. Эксперт несет ответственность за нарушения законодательства о государственной экспертизе, невыполнение условий договора подряда на ее проведение, а в соответствующих случаях, предусмотренных законодательством, привлекается к уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

9. Государство гарантирует реализацию прав эксперта, участвующего в проведении государственной экспертизы.

Лица, нарушившие права эксперта, несут ответственность в установленном законом порядке.

Эксперт вправе в судебном порядке обжаловать действия лиц, нарушившие права эксперта.

10. Не допускается участие государственных служащих в качестве экспертов при проведении государственной экспертизы, если иное не оговорено специальными законами, регулирующими проведение отдельных видов государственной экспертизы.

С т а т ь я 8. Основания для проведения государственной экспертизы

1. Основаниями для проведения государственной экспертизы являются:

— решение государственного органа о проведении государственной экспертизы, принятое в пределах установленных полномочий;

— договор подряда на проведение государственной экспертизы, заключенный в установленном законом порядке между заказчиком и исполнителем государственной экспертизы.

2. К договорам подряда на проведение государственной экспертизы применяются нормы, регулирующие государственный заказ на выполнение научно-исследовательских работ.

С т а т ь я 9. Решение государственного органа о проведении государственной экспертизы

1. Решение государственного органа о проведении государственной экспертизы должно содержать следующие сведения:

— дата и место его вынесения;

— наименование органа и должности лица, назначившего экспертизу;

— поставленные перед экспертом вопросы;

— представленные для экспертизы объекты;

— особые условия обращения с объектами экспертного исследования, если они необходимы;

— наименование экспертной организации, которой поручается проведение экспертизы, или сведения об эксперте, которому поручается проведение экспертизы;

— иные необходимые сведения.

2. Государственная экспертиза считается назначенной с момента подписания договора подряда на проведение государственной экспертизы.

С т а т ь я 10. Договор подряда на проведение государственной экспертизы

1. В договоре подряда на проведение государственной экспертизы определяются:

— предмет и объект экспертизы;

— условия проведения экспертизы;

— права и обязанности сторон;

— сроки проведения экспертизы;

— условия, влияющие на изменение или прекращение договорных отношений;

— ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора;

— другие существенные для сторон условия.

2. В договоре подряда на проведение государственной экспертизы могут быть оговорены дополнительные условия:

— право собственности на конечный, промежуточный и побочный результаты экспертизы;

— обязанности заказчика по представлению специальной информации об объекте и предмете экспертизы;

— условия и режим доступа к справочным и информационным материалам, базам данных и другим источникам информации, содержащим государственную, коммерческую тайну или иную конфиденциальную информацию;

— условия и порядок привлечения специалистов к участию в отдельных действиях экспертного процесса;

— другие дополнительные условия.

3. Обязательной частью договора подряда на проведение государственной экспертизы является задание на проведение государственной экспертизы.

С т а т ь я 11. Обязательность государственной экспертизы

1. Государственная экспертиза обязательна в случаях, когда:

— установление, оценка или проверка фактов, существенных для принятия решения государственного органа, требуют особых исследований, которые не могут быть произведены без привлечения независимых квалифицированных специалистов;

— выводы экспертизы могут иметь определяющее значение для принятия решения государственным органом;

— заключение экспертизы не может быть заменено другими источниками информации.

2. При наличии сомнений действует презумпция обязательности государственной экспертизы.

3. В иных случаях вопрос о назначении государственной экспертизы решается заинтересованным государственным органом.

С т а т ь я 12. Дополнительная и повторная государственная экспертиза

1. Дополнительной является государственная экспертиза, которая назначается для восполнения пробелов в ранее проведенной государственной экспертизе.Проведение дополнительной экспертизы поручается тому же или другому исполнителю экспертизы.

2. Повторной является государственная экспертиза, назначенная в связи с сомнением у заказчика экспертизы в правильности или обоснованности ранее полученного заключения государственной экспертизы по тем же вопросам.Проведение повторной экспертизы поручается другому исполнителю экспертизы.

3. Назначение повторной или дополнительной экспертизы должно быть мотивировано заказчиком.

4. Назначение дополнительной и повторной государственной экспертизы осуществляется с соблюдением требований статей 8-11 настоящего Закона.

С т а т ь я 13. Комиссионная государственная экспертиза

1. Комиссионной государственной экспертизой является экспертиза, которая проводится несколькими исполнителями экспертизы одной экспертной специальности (тематическая экспертиза) либо несколькими исполнителями экспертизы разных экспертных специальностей, смежных по предмету, объекту или методу проводимых экспертных действий (комплексная экспертиза).

2. Необходимость комиссионной государственной экспертизы определяется заказчиком экспертизы.

Обязательность комиссионного характера государственной экспертизы определяется по правилам для назначения государственной экспертизы (статья 11 настоящего Закона).

3. Государственная экспертная комиссия создается по решению заказчика экспертизы, принимаемому в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона.

4. Государственная экспертная комиссия может создаваться на временной или постоянной основе.

Государственная экспертная комиссия руководствуется в своей деятельности настоящим Законом и положением о государственной экспертной комиссии, утверждаемым заказчиком экспертизы.

5. При проведении комиссионной государственной экспертизы каждый из экспертов в полном объеме проводит исследование, исходя из полученного личного задания на проведение государственной экспертизы, и совместно с другими членами комиссии оценивает полученные результаты. В заключении экспертизы указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какую информацию он лично получил.

6. После проведения необходимых экспертных действий все участники государственной экспертной комиссии совместно оценивают полученные результаты.

Каждый эксперт участвует в подготовке экспертного заключения, исходя из полученного личного задания на проведение государственной экспертизы.

С т а т ь я 14. Полномочия председателя государственной экспертной комиссии

Председатель государственной экспертной комиссии осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Законом и положением об экспертной комиссии.

Председатель государственной экспертной комиссии организует осуществление экспертных действий, вытекающих из настоящего Закона, и несет персональную ответственность за это.

С т а т ь я 15. Полномочия руководителя экспертной организации

Руководитель экспертной организации после получения экспертной организацией заказа на проведение государственной экспертизы организует осуществление экспертных действий, вытекающих из настоящего закона и договора подряда на проведение государственной экспертизы, и несет персональную ответственность за это.

С т а т ь я 16. Обеспечение объективности и полноты государственной экспертизы

1. Объективность и полнота государственной экспертизы обеспечиваются:

— подлинностью и полнотой информации, предоставленной для проведения государственной экспертизы;

— правом эксперта требовать представления дополнительной информации и сведений в случае неполноты или противоречивости исходных данных, а также правом эксперта отказаться от дачи заключения в предусмотренных законодательством случаях;

— обязанностью эксперта дать письменное заключение по существу экспертного задания с подробным изложением хода и результатов экспертизы;

— персональной ответственностью эксперта за недобросовестное отношение к порученному экспертному заданию;

— правом заказчика государственной экспертизы оценить результаты заключения экспертизы по существу;

— правом заказчика государственной экспертизы назначить в предусмотренных законом случаях дополнительную, повторную, комиссионную и комплексную экспертизу;

— правом лиц, имеющих в результатах экспертизы охраняемый законом интерес, требовать назначения государственной экспертизы, в том числе дополнительной, повторной, комиссионной и комплексной, а также заявлять требование о привлечении или отводе экспертной организации (эксперта)

2. Заказчик государственной экспертизы при получении от лиц, имеющих в результатах экспертизы охраняемый законом интерес, требования о назначении государственной экспертизы (в том числе дополнительной, повторной, комиссионной и комплексной) или требование о привлечении или отводе экспертной организации (эксперта) обязан удовлетворить это требования либо отклонить его в установленном законом порядке.

Отказ в удовлетворении заявленного требования должен быть обоснован и сообщен заявителю.

С т а т ь я 17. Обеспечение компетентности исполнителя государственной экспертизы

1. Компетентность исполнителя государственной экспертизы обеспечивается:

— свободой заказчика государственной экспертизы выбирать экспертные организации и экспертов, приглашаемых для проведения государственной экспертизы;

— обязанностью государства обеспечить подготовку и повышение квалификации экспертов для целей государственной экспертизы;

— государственной аккредитацией экспертных организаций и экспертов.

2. Компетентность исполнителя государственной экспертизы определяется наличием специальных знаний, квалификации и профессионального опыта в определенной области, необходимых для выполнения экспертного задания.

С т а т ь я 18. Присутствие третьих лиц при проведении государственной экспертизы

1. При проведении государственной экспертизы вправе присутствовать третьи лица, предусмотренные законодательством или договором подряда на проведение государственной экспертизы.

2. Третьи лица, присутствующие при проведении государственной экспертизы, не имеют права вмешиваться в ход экспертного процесса, но могут пользоваться правами, вытекающими из законодательства или договора подряда на проведение государственной экспертизы.

3. Не допускается присутствие третьих лиц:

— при составлении заключения государственной экспертизы;

— на совещаниях экспертов, если проводится комиссионная или комплексная государственная экспертиза;

— если это присутствие может помешать экспертному процессу.

4. Если третье лицо, присутствующее при проведении государственной экспертизы, препятствует экспертному процессу, то любой эксперт вправе приостановить экспертные действия, немедленно сообщить об этом заказчику государственной экспертизы и потребовать от него устранения препятствий экспертному процессу.

Заказчик государственной экспертизы в этом случае должен или удовлетворить требование эксперта или мотивированно отказать в удовлетворении этого требования.

5. Отказ заказчика государственной экспертизы удовлетворить требование эксперта об устранении препятствий экспертному процессу является для эксперта основанием своего отвода от участия в государственной экспертизе.

С т а т ь я 19. Заключение государственной экспертизы

1. Заключением государственной экспертизы является документ, подготовленный исполнителем экспертизы, содержащий основные выводы по предмету и объекту государственной экспертизы.

При проведении комиссионной или комплексной государственной экспертизы исполнитель экспертизы, ответственный за подготовку заключения государственной экспертизы, определяется решением государственного органа о проведении государственной экспертизы и договором подряда на проведение государственной экспертизы.

2. Заключение государственной экспертизы по предмету и объекту ее проведения должно быть положительным или отрицательным, о чем в постановляющей части заключения должна быть соответствующая формулировка.

При невозможности дачи заключения исполнитель государственной экспертизы составляет акт, который подписывается экспертами, имеющими такое мнение.

3. В случае несовпадения мнения экспертов по отдельным результатам государственной экспертизы, экспертное заключение составляется из двух частей: в первой части описываются все согласованные выводы, а во второй части описываются все разногласия.

4. Эксперт, принимавший участие в государственной экспертизе и согласный с постановляющей частью заключения государственной экспертизы, обязан подписать это заключение.

5. Эксперт, принимавший участие в государственной экспертизе, но не согласный с постановляющей частью заключения, обязан подписать и приложить к заключению государственной экспертизы мотивированное особое мнение.

6. Заключение государственной экспертизы (а при их наличии — особое мнение эксперта и акт о невозможности дачи заключения) представляется исполнителем экспертизы полномочному представителю заказчика государственной экспертизы.

7. Заказчик государственной экспертизы, не оценивая обоснованности заключения, проверяет выполнение исполнителем экспертизы требований экспертного задания и договора подряда на проведение государственной экспертизы и при выполнении этих требований утверждает экспертное заключение.Отказ от утверждения экспертного заключения по мотивам несогласия с экспертным заключением недопустим, и может быть обжалован в судебном порядке.

8. Заключение государственной экспертизы хранится как документ строгой отчетности.

9. Надлежаще заверенные копии заключения государственной экспертизы рассылаются заказчиком экспертизы всем заинтересованным лицам и участникам подготовки соответствующего решения государственного органа.

10. В случае если решение государственного органа противоречит заключению государственной экспертизы, то подлинный экземпляр заключения государственной экспертизы хранится вместе с подлинным экземпляром указанного решения.

11. Заключение государственной экспертизы может быть оспорено в судебном порядке.

12. Заключение государственной экспертизы (или его основная часть) подлежит опубликованию с соблюдением правил обеспечения государственной, коммерческой тайны и условий конфиденциальности.

С т а т ь я 20. Полномочия государственных органов по организации и проведению государственной экспертизы

1. Полномочия государственных органов по организации и проведению государственной экспертизы определяются законодательством.

2. Государственные органы, ответственные за организацию государственной экспертизы, в пределах своих полномочий:

— разрабатывают порядок и регламент проведения государственной экспертизы;

— устанавливают правила определения срока и условий действия заключений по результатам проведения государственной экспертизы;

— создают подведомственные экспертные органы, экспертные комиссии (советы) и специальные государственные экспертные организации, контролируют их деятельность;

— финансируют в установленном порядке осуществление государственной экспертизы;

— организуют информационное, методическое и материально-техническое обеспечение государственной экспертизы;

— проводят в установленном порядке государственную аккредитацию экспертных организаций и экспертов.

С т а т ь я 21. Специальная государственная экспертная организация

1. В случае если для государственной экспертизы по специальным предметам и объектам экспертизы объективно отсутствуют экспертные организации и эксперты, отвечающие требованиям настоящего Закона, или такая государственная экспертиза невозможна по другим законным основаниям, государственные органы вправе принять решение о создании в установленном порядке специальной государственной экспертной организации.

2. Решение о создании специальной государственной экспертной организации должно быть опубликовано в открытой печати с указанием перечня специальных видов государственной экспертизы, для которых создана эта организация.

Такое решение может быть обжаловано в судебном порядке.

3. Специальная государственная экспертная организация руководствуется в своей деятельности настоящим Законом.

4. Специальная государственная экспертная организация вправе осуществлять государственную экспертизу только специального вида (специальных видов), для проведения которого (которых) она создана.

Специальная государственная экспертная организация может в установленном порядке заниматься научно-исследовательской, образовательной, а также предпринимательской деятельностью, если такая деятельность предусмотрена ее учредительными документами.

С т а т ь я 22. Статус государственного эксперта

1. Государственный эксперт является основным участником экспертного процесса.

2. Статус государственного эксперта, его права и обязанности определяются настоящим законом и другими нормативными актами, регулирующими проведение государственной экспертизы.

3. Эксперты, участвующие в проведении государственной экспертизы, могут быть в установленном порядке аттестованы и аккредитованы при государственных органах, уполномоченных быть заказчиком государственной экспертизы.

Порядок аттестации и государственной аккредитации экспертов устанавливается с учетом требований настоящего Закона.

Отказ государственного органа аттестовать или аккредитовать эксперта может быть обжалован в судебном порядке.

4. После прохождения аттестации и государственной аккредитации эксперту присваивается статус государственного эксперта.

Государственный эксперт может быть наделен правами, оплатой труда, льготами и компенсациями, социальным, медицинским и пенсионным обеспечением, установленными для государственных служащих соответствующего уровня (ранга).

5. Аттестация и государственная аккредитация в качестве государственного эксперта для целей настоящего Закона иностранных граждан, лиц без гражданства и юридических лиц — нерезидентов осуществляется в порядке, установленном законодательством.

6. Обязанностью государства является подготовка и повышение квалификации экспертов для целей государственной экспертизы.

С т а т ь я 23. Порядок государственной аттестации и аккредитации экспертов

1. Аттестация обязательна для экспертов, осуществляющих проведение государственной экспертизы на профессиональной основе.

2. Квалификационный аттестат, выданный эксперту по результатам его специальной экспертной подготовки, действителен на протяжении пяти лет. По истечении пяти лет эксперт должен пройти очередную аттестацию, подтверждающую соответствие профессиональной квалификации эксперта в области, соответствующей экспертной специальности.

3. Эксперт может быть аттестован по одной или нескольким специальностям.

4. Общие требования и процедура аттестации профессиональных экспертов утверждаются полномочным государственным органом.

5. Проведение аттестации возлагается на учебные заведения, осуществляющие подготовку экспертов, и экспертные организации, наделенные правами аттестационного центра.

6. Эксперты, аттестованные в соответствии с положениями настоящего Закона, получают квалификационный аттестат единого образца.

7. На основе данных, полученных в результате аттестации экспертов, специально уполномоченная государственная организация ведет государственный реестр экспертов.

Государственный реестр экспертов, представляет собой общедоступное издание, содержащее систематизированные сведения об экспертах.

8. Эксперты в порядке, установленном настоящим Законом, проходят государственную аккредитацию с выдачей свидетельства.

Признание дипломов об образовании, квалификационных аттестатов и других документов, их заменяющих, для иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется при прохождении ими государственной аккредитации.

С т а т ь я 24. Финансирование государственной экспертизы

1. Источником финансирования государственной экспертизы является государственный бюджет и внебюджетные фонды.

В государственных бюджетах предусматриваются средства для целей финансирования государственной экспертизы.

2. Государственные бюджетные средства на проведение государственной экспертизы включаются в ассигнования на научно-исследовательские работы.

3. Государственная экспертиза, проводимая специальной государственной экспертной организацией, финансируется за счет государственных бюджетных средств, направляемых этой организации.

4. Порядок финансирования государственной экспертизы в остальных случаях определяется бюджетным законодательством и договором подряда на проведение государственной экспертизы.

С т а т ь я 25. Материально-техническое и иное обеспечение государственной экспертизы

В обязанности заказчика государственной экспертизы согласно договору подряда на проведение государственной экспертизы может входить материально-техническое обеспечение проведения экспертизы, предоставление помещений, оборудования, транспорта, средств связи и т.п.

С т а т ь я 26. Регулирование международных отношений в области организации государственной экспертизы

1. Регулирование международных отношений в рамках организации и проведения государственной экспертизы, осуществляется на основе международных договоров и соглашений с учетом традиций, сложившихся в международной экспертной деятельности.

2. Заказчики государственной экспертизы вправе приглашать для ее проведения представителей иностранных и международных экспертных организаций и иностранных экспертов, имеющих соответствующую квалификацию по профилю экспертной деятельности.

3. Экспертные организации и эксперты могут входить в международные экспертные организации, а также проводить экспертизу по заданиям международных организаций, иностранных государств, юридических лиц и граждан.

С т а т ь я 27. Виды нарушений законодательства о государственной экспертизе

1. К нарушениям законодательства о государственной экспертизе относятся:

— непредставление на экспертизу необходимой документации (информации);

— фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;

— принуждение эксперта к подготовке заведомо ложного заключения экспертизы;

— создание препятствий проведению государственной экспертизы;

— уклонение от представления специально уполномоченным государственным органам в области экспертизы, экспертным организациям и экспертам необходимых материалов, сведений и данных;

— уклонение от извещения должностных лиц, государственных органов и населения, имеющих в предмете экспертизы охраняемый законом интерес, о назначении экспертизы, а также уклонение от предоставления им возможности ознакомиться с объектом, предметом экспертизы и экспертным заключением;

— необоснованность выводов экспертизы;

— фальсификация выводов экспертизы;

— сокрытие от заказчика государственной экспертизы оснований для отвода эксперта;

— фальсификация сведений и данных о результатах проведения государственной экспертизы;

— принятие государственным органом решения без проведения государственной экспертизы, предусмотренной настоящим Законом;

— организация и проведение государственной экспертизы неправомочными на то органами, организациями и физическими лицами;

— прямое или косвенное неправомерное вмешательство в экспертный процесс в целях оказания влияния на ход и результаты проведения государственной экспертизы.

2. Национальным законодательством могут быть установлены иные виды нарушений законодательства об экспертизе.

С т а т ь я 28. Ответственность за нарушение законодательства о государственной экспертизе

1. Лица, виновные в нарушении законодательства о государственной экспертизе, несут ответственность в соответствии с законодательством.

2. Экспертные организации и эксперты, деятельность которых осуществляется с нарушением законодательства, регулирующего государственную экспертизу, могут быть лишены государственной аккредитации или аттестации.

3. Решение государственного органа об отзыве свидетельства о государственной аккредитации или квалификационного аттестата может быть обжаловано в судебном порядке.

www.cis-exp.ru

Это интересно:

  • Преступление по банкротству Преступления, связанные с банкротством Неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ). В данной статье речь идет о противоправных действиях при осуществлении процедуры банкротства, данная норма предусматривает уголовную ответственность за совершение трех деяний, […]
  • Гост и федеральный закон Гост и федеральный закон Об охране окружающей среды: федер. Закон Рос. Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ: в ред. в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от […]
  • Штрафы ростехнадзора по лифтам Штрафы в сфере промышленной безопасности Анализ административной практики Ростехнадзора за апрель-июль 2015 года показывает, что все чаще результатом плановых и внеплановых проверок становится наложение штрафов на организации, эксплуатирующие ОПО. Как правило, инспекторы […]
  • Исчисление стажа для больничного листа Расчет стажа для больничного и не только Рассмотрим, каким образом и на основании каких документов производится расчет общего стажа работника, непрерывный стаж, стаж для оплаты больничных листов, в том числе с учетом нестраховых периодов, что включается в каждый вид […]
  • Кто имеет право участвовать в выборах в государственную думу Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - депутаты […]
  • Закон центробанка рф Правовой статус и функции Банка России Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве […]
  • Федеральным законом 162-фз от 08122003 Федеральный закон 162 от 08122003 года Абзац первый статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2007, N 26, ст. 3089; 2009, N 23, ст. 2776) изложить в следующей […]
  • Правила водолазной службы часть 2 ПВС ВМФ Правила водолазной службы военно морского флота 2002. Часть 2. Медицинское обеспечение водолазов военно-морского флота Настоящие Правила предназначены для всех должностных лиц, военнослужащих и гражданского персонала ВМФ, чья деятельность связана с водолазной […]