Свод правил проектирование зданий и сооружений

| | 0 Comment

Своды правил по проектированию

Своды правил по проектированию и строительству составляются для конкретизации и развития требований, заложенных в общепринятых нормативных документах, в том числе, ГОСТ, СНиП и других. В данных документах приводятся рекомендации по проектированию вновь возводимых, а также реконструкции уже действующих объектов. Следование сводам правил по проектированию при выполнении всех необходимых работ позволяет обеспечить соблюдение обязательных требований к объектам и установкам различного назначения.

Свод правил может использоваться при составлении проектов и строительстве конкретных зданий и сооружений только после решения вопроса о его применении компетентной проектной или строительной организацией. Если решение о его использовании принимается, то все заложенные правила становятся обязательными к исполнению. Частичное использование норм и требований, заложенных в сводах правил по проектированию не допускается.

Использование на практике положений сводов правил позволяет проектировать здания, сооружения и отдельные механизмы с рациональным использованием трудозатрат. Найти своды правил по проектированию можно в системах «Техэксперт». Помимо требований основных нормативных документов, в них используются прогрессивные и наиболее эффективные конструктивные решения, зарубежные стандарты и другие нормативные положения. Свод правил не должен противоречить основным нормативным документам, принятым в нашей стране. Если какие-то иные нормы удовлетворяют этим требованиям, то они могут становиться его элементами.

Своды правил по проектированию и строительству разрабатываются различными проектными институтами, в том числе, и по заданию коммерческих предприятий. Наша компания занимается сбором, систематизацией и распространением всех используемых в России нормативных документов данного класса, относящихся к различным отраслям промышленности, в том числе, строительной. Своды правил по проектированию вы сможете найти в составе информационно-справочных систем «Техэксперт». Помимо них в эти продукты включена нормативная и справочная информация. Вы можете заказать демонстрацию систем «Техэксперт» в вашем офисе. Во время встречи наш специалист расскажет вам о наполнении системы, о том, какие профессиональные задачи она позволяет решить и научит как ей пользоваться.

Исключительные авторские и смежные права принадлежат АО «Кодекс».

www.cntd.ru

Свод правил проектирование зданий и сооружений

ЗДАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Buildings of professional educational institutions. Design rules

Дата введения 2017-06-17

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ — Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский и проектный институт учебных, общественных и жилых зданий» (ООО «Институт общественных зданий»), Общество с ограниченной ответственностью «СтройСервис»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Настоящий свод правил разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» [1], Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [2], Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3], Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [4], с учетом современного этапа и перспектив развития профессиональных образовательных организаций Российской Федерации и направлен на повышение уровня комфорта, доступности и безопасности образовательного процесса, соответствие проектируемых, реконструируемых и капитально ремонтируемых учебных зданий, их функциональному назначению, повышение экономичности разрабатываемых проектов.

Разработка свода правил выполнена авторским коллективом: ООО «Институт общественных зданий» (руководитель работы — канд. архитектуры Д.А.Рождественский, ответственные исполнители — канд. архитектуры A.M.Гарнец, ст. науч. сотрудник Л.В.Сигачева, канд. техн. наук А.И.Цыганов, канд. архитектуры Т.А.Исаева, канд. архитектуры А.В.Анисимов) при участии доктора техн. наук Г.Ш.Мирфатулаева, доктора техн. наук Ю.М.Глуховенко (Ассоциация МОАБ), инж. В.В.Коноваловой (НП «Доступная городская среда»).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает правила к размещению, участкам, функциональным группам помещений, объемно-планировочным решениям, безопасности, инженерному оборудованию, внутренней среде и энергоэффективности проектируемых профессиональных образовательных организаций.

1.2 Настоящий свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся, реконструируемых и капитально ремонтируемых зданий.

Настоящий свод правил не распространяется на проектирование:

— зданий общежитий и учреждений культурно-бытового обслуживания преподавателей и студентов;

— непрофильных коммерческих структурных подразделений, не связанных с учебным процессом (автосервис, пекарня, ателье, мастерская по ремонту вычислительной техники и т.п.).

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 22011-95 Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 51631-2008 Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения

ГОСТ Р 52382-2010 Лифты пассажирские. Лифты для пожарных

СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (с изменением N 1)

СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (с изменением N 1)

СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности»

СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (с изменением N 1)

СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» (с изменением N 1)

СП 30.13330.2012 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий»

СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

СП 51.13330.2011 «СНиП 23-03-2003 Защита от шума»

СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»

СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные»

СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (с изменением N 1)

СП 60.13330.2012 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»

СП 88.13330.2014 «СНиП II-11-77* Защитные сооружения гражданской обороны»

СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» (с изменением N 1)

СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения»

СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества»

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий»

СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»

СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования»

Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены термины по СП 59.13330 и СП 118.13330.

4 Общие положения

4.1 Профессиональные образовательные организации осуществляют подготовку и повышение квалификации рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

4.2 В профессиональных образовательных организациях обучаются выпускники образовательных организаций, имеющие не ниже основного общего или среднего образования.

4.3 Продолжительность обучения, в зависимости от ранее полученного обучаемым образования (полное или неполное общее среднее, специальное и т.д.), и специальности составляет от десяти месяцев до 4 лет десяти месяцев.

4.4 Основным видом профессиональной образовательной организации в России является колледж.

4.5 Колледжи подразделяются:

— на имеющие одно основное структурное подразделение;

— имеющие несколько основных структурных подразделений (отделений), различающихся между собой составом специальностей.

4.6 Колледжи, сформированные из нескольких отделений (колледжи-комплексы), подразделяются на:

— территориально-отраслевые комплексы, готовящие специалистов для предприятий и учреждений, расположенных в пределах конкретной территории; отделения таких комплексов сосредоточены, как правило, в одной части района или города, например, в пределах одного административного округа или нескольких близрасположенных районов;

— программно-отраслевые комплексы, готовящие специалистов для конкретных отраслей производства или народного хозяйства в целом, отделения которых, как правило, рассредоточены по территории района или города.

4.7 При подсчете общей, полезной и расчетной площадей, строительного объема, площади застройки и этажности зданий профессиональных образовательных организаций следует руководствоваться СП 118.13330.

4.8 Контингенты обучаемых (студентов) вновь строящихся профессиональных образовательных организаций определяются заданиями на проектирование, исходя из градостроительных, демографических и социально-экономических условий региона.

4.9 Здания профессиональных образовательных организаций следует проектировать по нормальному уровню ответственности согласно [4].

4.10 Расчетный контингент профессиональных образовательных организаций определяется как сумма контингентов обучаемых (студентов) дневного отделения и 15% от контингента заочного отделения.

4.11 Профессиональные образовательные организации, не имеющие отделений, а также отделения колледжей-комплексов рекомендуется проектировать с контингентами не более 1000 обучаемых (студентов).

4.12 Расчетная численность учебной группы составляет 25 обучаемых (студентов).

4.13 Здания профессиональных образовательных организаций должны проектироваться с учетом доступности для маломобильных групп населения (МГН) в соответствии с требованиями СП 59.13330 и СП 136.13330.

Количество маломобильных студентов определяется заданием на проектирование.

5 Требования к размещению и организации участка

5.1 Размещение зданий профессиональных образовательных организаций и выбор отводимого для строительства участка осуществляется в соответствии с [1] и СП 42.13330.

5.2 Формирование сети профессиональных образовательных организаций следует проводить с учетом размещения предприятий различных отраслей городского хозяйства и промышленности, социальных особенностей региона и реальных возможностей обеспечения обучаемых (студентов) учебно-производственной базой и общежитиями.

5.3 В составе колледжей-комплексов рекомендуется предусматривать головное отделение, на базе которого целесообразно размещать подразделения административно-хозяйственного и вспомогательного обеспечения колледжа (дирекция, хозяйственная часть, объединенная, бухгалтерия, объединенный отдел кадров, объединенная библиотека, объединенный архив, объединенная психологическая служба, объединенный штаб гражданской обороны), и подразделения совместного использования в учебном процессе всеми отделениями колледжа (приемная комиссия, подготовительное отделение (курсы), фонд лекционных аудиторий).

5.4 Профессиональные образовательные организации подразделяются по принадлежности к следующим отраслям народного хозяйства:

— экономика и управление;

— машиностроение и металлообработка;

— радиотехника и связь;

— информатика и вычислительная техника;

— строительство и архитектура;

— технология производства продовольственных и потребительских товаров;

— культура и искусство;

— прочие (пожарная безопасность, полиграфическое дело, народные промыслы, социальные вопросы, библиотечное дело и др.).

5.5 Здания и сооружения профессиональных образовательных организаций должны размещаться на обособленных участках.

5.6 При новом строительстве профессиональные образовательные организации следует размещать приближенно:

— организации отраслей: энергетика, машиностроение и металлообработка, транспорт, радиотехника и связь, строительство и архитектура, технология производства продовольственных и потребительских товаров — к соответствующим отраслевым производственным предприятиям;

— организации сферы обслуживания — к объектам системы обслуживания населения;

— организации культуры и искусства — к объектам культурно-просветительного назначения;

— педагогические образовательные организации — к базовым дошкольным образовательным организациям, общеобразовательным организациям (школам, гимназиям, педагогическим лицеям), с целью формирования учебно-педагогических комплексов.

К профессиональным образовательным организациям отраслей экономики и управления, информатики и вычислительной техники требования к особому размещению в городе не предъявляются.

5.7 При размещении в городе профессиональных образовательных организаций или отделений, рекомендуется предусматривать их кооперирование с другими профессиональными образовательными организациями с целью объединения вспомогательного хозяйства, жилой и спортивной зон, а также — с вузом (факультетом вуза) той же отрасли. При этом, студенческие общежития рекомендуется объединять в студенческие городки с комплексным обслуживанием, включенным в единую систему культурно-бытового обслуживания города.

5.8 Участки профессиональных образовательных организаций не допускается пересекать городскими улицами или дорогами.

5.9 На участке профессиональных образовательных организаций следует предусматривать следующие основные функциональные зоны: учебную, учебно-производственную, спортивную, хозяйственную, жилую (при наличии общежитий).

5.10 На участке или вблизи от него в зависимости от профиля и условий строительства профессиональной образовательной организации допускается предусматривать вспомогательные функциональные зоны: учебного полигона, парковки автомобилей, а также при необходимости зону перспективного развития учебной организации.

5.11 Размеры участков профессиональных образовательных организаций следует принимать по СП 42.13330 и СанПиН 2.4.3.1186.

5.12 Размеры и состав функциональных зон участков профессиональных образовательных организаций определяются заданием на проектирование с учетом состава специальностей, площади выделяемого для строительства участка, его рельефа и конфигурации, потребности в общежитиях, плотности застройки участка и других градостроительных факторов.

5.13 При кооперировании нескольких профессиональных образовательных организаций и создании учебных центров их площадь допускается сокращать, но не более чем на 20% согласно СП 42.13330.

5.14 При проектировании генерального плана профессиональных образовательных организаций рекомендуется:

— учебную зону размещать приближенно к учебно-производственной и спортивной зонам;

— жилую — приближенно к спортивной зоне;

— зону учебного полигона — к учебно-производственной зоне;

— зону автомобильных стоянок — к учебной зоне и главному входу;

— зону перспективного развития организации — со стороны учебной и учебно-производственной зон.

5.15 В зависимости от профиля профессиональных образовательных организаций в учебной зоне допускается предусматривать открытую выставочную площадку для размещения крупногабаритных образцов техники, механизмов и устройств, площадь которой определяется заданием на проектирование.

5.16 В спортивной зоне допускается размещать как открытые, так и крытые спортивные сооружения и площадки.

5.17 Площадки для спортивных игр с мячом и сооружения для метания спортивных снарядов следует размещать в удалении от здания учебного корпуса на расстояние не менее 25 м. При наличии между площадками и зданием ограждения высотой 3 м — на расстояние не менее 15 м.

Площадки и открытые спортсооружения для занятий гимнастикой, легкой атлетикой и других занятий, проводимых без использования спортивных снарядов, следует размещать на расстоянии не менее 10 м.

5.18 Спортивные сооружения и открытые площадки спортивной зоны рекомендуется размещать со стороны спортивных помещений учебного корпуса. Размещение спортсооружений и спортплощадок со стороны других учебных и вспомогательных помещений учебного корпуса или общежитий допускается с соблюдением мер защиты от шума, предусмотренных СП 51.13330.

5.19 Жилую зону профессиональных образовательных организаций рекомендуется размещать в удалении от учебно-производственной зоны и предусматривать для нее отдельный въезд на территорию.

5.20 При недостаточной площади участка жилую зону допускается размещать на отдельной территории, находящейся в пределах не более 40-минутной транспортно-пешеходной доступности от учебной организации.

5.21 В общежитиях профессиональных образовательных организаций следует предусматривать помещения для студентов, преподавателей, обслуживающего персонала и гостей организации. Допускается выделение зоны жилых домов преподавателей согласно требованиям СП 54.13330.

5.22 Хозяйственную зону рекомендуется располагать поблизости от столовой учебного учреждения и въезда на его территорию.

5.23 В хозяйственной зоне, как правило, размещаются ремонтные и эксплуатационные службы, складские помещения. Площадь хозяйственной зоны рекомендуется принимать в размере 10-15% от суммарной площади учебной и учебно-производственной зон.

5.24 Зону учебного полигона следует предусматривать, как правило, для профессиональных образовательных организаций отраслей «Транспорт» и «Строительство», размещая ее на примыкающем к основным зонам участке или отдельной территории.

5.25 Площадь зоны учебного полигона определяется заданием на проектирование в соответствии с технологическими требованиями учебного процесса.

5.26 Количество и площадь стоянок автотранспорта работников и обучающихся (студентов) определяется в соответствии с СП 42.13330 и СП 113.13330.

5.27 Количество и площадь мест для стоянки автомобилей инвалидов определяется в соответствии с требованиями СП 59.13330. Такие места должны обозначаться специальными знаками, определяемыми [10] и ГОСТ Р 52289.

5.28 Зона перспективного развития образовательных организаций предусматривается при наличии свободной территории и предназначается для будущего расширения учебной и учебно-производственной зон. Площадь зоны перспективного развития рекомендуется предусматривать в размере 20% суммарной площади учебной и учебно-производственной зон.

5.29 Участки профессиональных образовательных организаций должны иметь ограждение по всему периметру. Тип ограждения приведен в [11].

5.30 Площадь озеленения участка профессиональных образовательных организаций рекомендуется принимать не менее 30% от его площади без учета площади застройки. Деревья должны размещаться в удалении от окон учебных помещений на расстояние не менее 15 м, а кустарники — не менее 5 м в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3.1186.

5.31 На участке со стороны главного входа учебного учреждения рекомендуется предусматривать площадку для проведения общественных мероприятий.

6 Объемно-планировочные решения

Общее решение зданий и комплексов

6.1 Для затесненных градостроительных условий или расчетных контингентов образовательных организаций или их отделений до 600 обучаемых (студентов), рекомендуются компактные объемно-планировочные решения с размещением всех подразделений в едином здании.

6.2 Для относительно свободных градостроительных условий и расчетных контингентов образовательных организаций более 600 обучаемых (студентов) рекомендуются объемно-планировочные решения с выделением учебного, учебно-производственного и общественно-бытового блоков.

6.3 Варианты блокировки групп помещений при различных объемно-планировочных решениях зданий образовательных организаций приведены в приложении А.

6.4 При проектировании крупных профессиональных образовательных организаций и их отделений допускается предусматривать отдельные блоки лекционных аудиторий, спортивного зала (залов), актового зала, столовой.

6.5 Помещения административно-хозяйственного назначения рекомендуется размещать в единой зоне здания.

6.6 Учебные корпуса профессиональных образовательных организаций следует проектировать высотой не более девяти этажей в соответствии с требованиями СП 118.13330. Высота помещений классов и кабинетов принимается не менее 3 м в соответствии с требованиями СП 118.13330.

6.7 Высоту лабораторий с крупногабаритным оборудованием, учебно-производственных мастерских, лекционных аудиторий вместимостью более 75 мест, спортивных и актовых залов следует принимать в соответствии с технологическими требованиями — не менее 4 м от пола до потолка. Высота спортивных помещений приведена в [12]*.
________________
* См. раздел Библиография. — Примечание изготовителя базы данных.

6.8 Учебные помещения следует размещать в надземных этажах.

6.9 Учебные помещения следует изолировать от помещений, являющихся источниками шума (мастерские, учебно-спортивные и актовые залы) и запахов (столовые, виварии и др.) с учетом требований СанПиН 2.4.3.1186.

6.10 Помещения лабораторий специальных дисциплин и учебно-производственные помещения мастерских с тяжелым оборудованием следует размещать на первом или цокольном этажах бесподвальных зданий или в подвале согласно СП 118.13330.

6.11 Лаборатории общетехнических и специальных дисциплин, а также оснащенные тяжелым и крупногабаритным оборудованием рекомендуется размещать в блоке с учебно-производственными мастерскими.

6.12 Спортивные залы рекомендуется размещать на нижних этажах здания.

6.13 Допускается размещать спортивные залы над помещениями, кроме учебных, при условии соблюдения требований защиты от шума, определяемых СП 51.13330.

6.14 В здании спортивные залы рекомендуется размещать со стороны открытых плоскостных спортивных сооружений.

6.15 Столовую рекомендуется размещать на нижних этажах здания поблизости от вестибюля. Допускается размещать столовую на двух смежных этажах: на одном — производственные и складские помещения, на другом — обеденный зал с кухней и моечной.

6.16 Проектное решение учебно-спортивных и зрелищно-клубных помещений должно обеспечивать возможность их автономного использования.

6.17 Перечень помещений, которые допускается размещать в подвальном и цокольном этажах, приведен в СП 118.13330

6.18 Помещения для хранения легковоспламеняющихся и горючих материалов размещать в основном учебном здании не допускается.

6.19 Требования к проектированию помещений, в которых хранятся материалы, содержащие закрытую информацию, приведены в [8] и [9]. Перечень таких помещений определяется заданием на проектирование.

6.20 При проектировании помещений, оснащенных компьютерной техникой, следует руководствоваться СанПиН 2.2.2/2.4.1340.

6.21 Пассажирские лифты следует предусматривать в зданиях профессиональных образовательных организаций при разнице отметок пола вестибюля и верхнего этажа — 9,9 м и более. При меньшей высоте зданий, устройство лифтов не обязательно, за исключением случаев, когда устройство лифта необходимо согласно СП 59.13330. В таких случаях в лифтовых холлах может предусматриваться зона безопасности МГН согласно СП 59.13330.

6.22 Количество входов и выходов из зданий должно соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности и технологическим требованиям СП 59.13330 и СП 118.13330.

6.23 Количество лифтов в зданиях профессиональных образовательных организаций (но не менее двух), их назначение, грузоподъемность и габариты определяются ГОСТ Р 52382, ГОСТ 22011, ГОСТ Р 51631.

6.24 Коридоры в зданиях образовательных организаций следует проектировать по СП 118.13330, СП 59.13330 и СП 1.13130.

6.25 Размеры сквозных проездов в зданиях следует принимать по СП 118.13330 и СП 1.13130.

Учебные кабинеты, лаборатории и аудитории

6.26 Учебные помещения профессиональных образовательных организаций включают:

— кабинеты и лаборатории;

— групповые и лекционные аудитории.

6.27 Состав учебных помещений следует определять в соответствии с учебными планами и программами, исходя из условий проведения занятий в одну смену.

6.30 Залы дипломного и курсового проектирования следует рассчитывать на 30% от численности дипломников. Рекомендуемая вместимость залов составляет от 12 до 50 мест.

6.31 Планировка учебных кабинетов, лабораторий, групповых и полугрупповых аудиторий должна обеспечивать боковое освещение учебных мест естественным светом с левой стороны или смешанное освещение — верхнее с боковым. Освещение только верхним естественным светом допускается в лекционных аудиториях вместимостью более 100 мест, залах курсового и дипломного проектирования.

6.32 При проектировании кабинета информатики и вычислительной техники следует руководствоваться требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340.

6.33 Препараторские при лекционных аудиториях и кабинета информатики и вычислительной техники должны иметь не менее двух выходов: один — в аудиторию, другой — в коридор (рекреацию).

6.34 В лекционных аудиториях вместимостью до 75 мест включительно допускается устройство горизонтального пола.

6.35 Уровень пола перед доской лекционных аудиторий, лабораторий и учебных кабинетов может быть поднят на высоту до 30 см над уровнем остального горизонтального пола. Ширина повышенной части пола должна составлять не менее 150 см, ширина прохода между повышенной частью и первым рядом — не менее 110 см.

6.36 В аудиториях с амфитеатром при наличии демонстрационного стола пол от меловой доски до второго ряда мест должен быть горизонтальным.

6.37 Лекционные аудитории вместимостью до 75 мест, имеющих меньшую высоту, рекомендуется размещать в блоке (зоне) учебных помещений. Аудитории большей вместимости — в блоке общественно-бытовых помещений.

6.38 Рекомендуемые удельные показатели площади кабинетов, лабораторий и аудиторий приведены в приложении Б.

Библиотеки

6.39 Библиотеку следует размещать изолированно от актового и спортивного залов, столовой и учебно-производственных мастерских.

6.40 Библиотека должна иметь отдельный служебный вход.

6.41 Антресоли в читальных залах должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.

6.42 В библиотеке следует предусматривать условия для работы студентов с электронными носителями информации и Интернетом (медиатеку) с использованием оснащенных компьютерами индивидуальных кабин. Индивидуальные кабины рекомендуется размещать в специально выделенной зоне читальных залов. Количество оснащенных кабинами читательских мест рекомендуется принимать не более 30% от общего количества читательских мест библиотеки.

6.43 Устройство прохода через помещения библиотеки в другие помещения учебного учреждения не допускается.

6.44 В колледжах — территориально-отраслевых и программно-отраслевых комплексах библиотека может предусматриваться как в каждом отделении колледжа, так и при головном отделении как объединенная библиотека, а также в сочетании этих двух вариантов. Выбор варианта устройства библиотеки определяется заданием на проектирование.

6.46 Библиотеки профессиональных образовательных организаций проектируются из расчета численности читателей, равного сумме 100% расчетного контингента студентов и 100% численности преподавателей.

6.47 Количество читательских мест библиотеки определяется из расчета не менее 9% численности читателей.

6.48 Величина книжного фонда библиотеки укрупнено принимается из расчета 50 единиц на одного читателя.

6.49 При реконструкции и расширении существующих библиотек образовательных организаций площадь книгохранилища следует принимать с учетом реального книжного фонда, но не менее расчетной.

6.50 Площадь читального зала следует принимать из расчета не менее 2,4 м на одно обычное читательное место и не менее 6,0 м на одну индивидуальную кабину. Площадь читательского места инвалида определяется по СП 136.13330.

6.51 Площадь помещений закрытого хранения книжного фонда следует принимать из расчета не менее 2,5 м на 1000 единиц хранения со стационарными стеллажами и не менее 1,5 м на 1000 единиц хранения с передвижными стеллажами.

6.53 Вспомогательные помещения библиотек профессиональных образовательных организаций следует принимать согласно СП 118.13330.

Физкультурно-спортивные помещения

6.54 Состав спортивных помещений профессиональных образовательных организаций определяется заданием на проектирование в зависимости от величины расчетного контингента и учебной программы физического воспитания. Примерный состав спортивных залов приведен в приложении В.

6.56 Требования к размерам и устройству спортивных залов и вспомогательных помещений при них приведены в [12].

6.57 В игровых и универсальных спортивных залах следует предусматривать зоны для установки:

— спортивных гимнастических снарядов и тренажеров;

— помоста для занятий тяжелой атлетикой;

— ринга для занятий боксом;

— ковра для занятий борьбой.

6.58 Вход в спортивный зал из раздевальных комнат должен быть организован непосредственно либо через обособленный от других помещений коридор.

6.59 Допускается объединение спортивных залов в единый трансформируемый зал-манеж и объединение вспомогательных помещений.

6.60 В отдельно стоящих корпусах спортивных залов и бассейна следует предусматривать дополнительный вестибюль с гардеробом.

6.61 При спортивных залах допускается предусматривать стационарные или трансформируемые места для зрителей.

6.62 Необходимость строительства бассейна и его параметры определяются заданием на проектирование, исходя из учебных программ. Состав и площади помещений бассейна следует принимать по СанПиН 2.1.2.118* (см. также [13]).
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СанПиН 2.1.2.1188-03. — Примечание изготовителя базы данных.

6.63 В спортивных залах рекомендуется предусматривать специальное тренажерное оборудование [12], предназначенное для занятий инвалидов.

6.64 Рекомендации по определению открытых спортивных сооружений профессиональных образовательных организаций приведены в [14].

6.65 Размеры спортивных сооружений, их устройство, конструкция покрытий площадок, состав вспомогательных помещений при открытых площадках приведены в [14].

Зрелищно-клубные помещения

6.66 К зрелищно-клубным помещениям относятся: актовый зал с эстрадой и вспомогательными помещениями, фойе — танцевальный зал со вспомогательными помещениями, клубно-кружковые комнаты со вспомогательными помещениями.

6.67 Количество мест в актовом зале принимается равным 60% от расчетного контингента обучающихся (студентов) образовательной организации.

6.69 Балконы актовых залов вместимостью более 50 мест должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.

6.70 Планировки и оборудование актового зала должны обеспечивать возможность проведения конференций, заседаний, собраний, концертов, самодеятельных спектаклей, просмотра кинофильмов.

6.71 При проектировании клубно-кружковых помещений допускается вынесение комнат для технического творчества из клубного блока и приближение их к учебно-производственным мастерским.

6.72 Состав и площади зрелищно-клубных помещений рекомендуется принимать по приложению Г.

Помещения административно-хозяйственного и общественного назначения

6.73 Состав помещений административно-хозяйственного назначения и общественного назначения определяется заданием на проектирование, исходя из организационной структуры учебного учреждения.

6.74 Помещения административно-хозяйственного назначения рекомендуется размещать на нижних этажах зданий поблизости от вестибюля и общих коммуникаций.

6.75 Примерный состав площади административно-хозяйственных помещений приведен в приложении Д.

6.76 Помещения старшего мастера и мастеров производственного обучения рекомендуется размещать в блоке учебно-производственных мастерских.

6.77 Для кабинета директора и заместителя директора по учебной работе, а также для кабинетов заместителей директора по направлениям деятельности допускается предусматривать общую приемную.

6.78 Примерный состав и площади помещений общественного назначения приведены в приложении Е.

6.80 Площадь объединенного архива территориально или программно-отраслевого комплекса следует определять как сумму площадей архивов отделений учебного учреждения.

Предприятия общественного питания

6.81 Основным видом предприятия общественного питания в профессиональных образовательных организациях является столовая. Состав и площади помещений столовой определяются заданием на проектирование.

6.82 Столовая включает: обеденные залы (для обучающихся студентов и преподавателей), производственные, складские и административные помещения.

6.86 При обеденных залах должны предусматриваться умывальники из расчета — 1 умывальник на 20 мест в обеденном зале, но не менее одного.

6.87 Столовые, работающие на готовой продукции или полуфабрикатах высокой степени готовности, а также столовые, работающие на сырье, вместимостью не более 50 мест рекомендуется проектировать встроенными в учебный корпус. Столовые, работающие на сырье, вместимостью более 50 мест рекомендуется проектировать пристроенными к учебным корпусам или в отдельно стоящих зданиях, связанных с учебными корпусами отапливаемыми переходами.

6.88 Наибольшее расстояние от отдельно стоящей столовой до учебных и учебно-производственных корпусов не должно превышать 300 м.

6.89 Состав и площади производственных, складских и административных помещений столовых определяются на основании СанПиН 2.3.6.1079 и СанПиН 2.4.3.1186.

Помещения медицинского обслуживания

6.90 Состав и площади помещений медицинского обслуживания (медицинского пункта) следует принимать по приложению Ж в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3.1186.

6.91 Помещения медицинского обслуживания рекомендуется размещать на нижних этажах, поблизости от спортивных и учебно-производственных помещений.

Вспомогательные и подсобные помещения

6.92 В зданиях профессиональных образовательных организаций к вспомогательным и подсобным помещениям относятся:

— вестибюль с гардеробом;

— складские помещения, кладовые, помещения уборочного инвентаря;

— помещения для хранения домашней и рабочей одежды;

— помещение учрежденческой автоматической телефонной станции (УАТС);

6.93 Состав и площади вспомогательных и подсобных помещений, а также количество санитарных приборов в уборных и душевых определяются заданием на проектирование в соответствии с СП 59.13330, СП 118.13330, СанПиН 2.4.3.1186 и приложением И.

6.94 Туалеты для преподавателей и персонала следует предусматривать при каждом туалете для студентов и оборудовать писсуаром, унитазом и умывальником.

6.96 Помещения для хранения домашней и рабочей одежды, оснащенные душевыми, рекомендуется размещать при учебно-производственных мастерских.

6.97 В серверной, как правило, следует предусматривать одно рабочее место специалиста, оснащенное компьютером, также размещать шкаф или стеллаж для хранения комплектующих и расходных материалов. Рабочее место в серверной не является основным рабочим местом специалиста, которое должно быть предусмотрено в помещении технического персонала.

6.98 Площадь комнаты охраны рекомендуется принимать из расчета — 6 м на 1 место, но не менее 12 м . Необходимость проектирования комнаты охраны определятся заданием на проектирование.

6.99 В комнате охраны должно предусматриваться выходящее в вестибюль окно.

6.100 Помещение охраны должно оснащаться приемно-контрольными приборами систем охранной, пожарной и тревожной сигнализации, а также мониторами видеоконтроля и другими устройствами, предназначенными для дистанционной охраны помещений и территории.

7 Требования пожарной безопасности

7.1 Противопожарные мероприятия в зданиях профессиональных образовательных организаций должны отвечать требованиям [2], СП 118.13330, СП 59.13330 и нормативных документов по пожарной безопасности.

7.2 Класс функциональной пожарной опасности помещений в зданиях образовательных организаций высшего образования устанавливается в соответствии с классификацией [2].

7.3 Допустимую высоту и площадь этажа в пределах пожарного отсека в зависимости от степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности следует принимать в соответствии с СП 2.13130.

7.4 Определение категории по пожарной и взрывопожарной опасности помещений производственного и складского назначения в зданиях образовательных организаций высшего образования проводится в соответствии с требованиями СП 12.13130.

7.5 Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации следует предусматривать в соответствии с СП 5.13130.

Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре следует предусматривать в соответствии с СП 3.13130.

7.6 Помещения для приемно-контрольных приборов и приборов управления системами сигнализации, пожаротушения, оповещения и управления эвакуацией должны быть с постоянным пребыванием людей и отвечать требованиям СП 5.13130.

7.7 Пути эвакуации из зданий образовательных организаций высшего образования должны соответствовать требованиям [2], СП 118.13330, СП 59.13330, СП 1.13130.

8 Требования к внутренней среде и инженерному оснащению зданий

8.1 Системы водопровода, канализации зданий профессиональных образовательных организаций следует проектировать в соответствии с требованиями СП 30.13330.

8.2 Системы отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и кондиционирования воздуха следует проектировать в соответствии с требованиями СП 60.13330 и СП 118.13330.

8.3 При проектировании естественного и искусственного освещения следует руководствоваться требованиями СП 52.13330, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076.

8.4 Требования к проектированию электрооборудования зданий профессиональных образовательных организаций приведены в [5] и [6].

8.5 При проектировании охранно-пожарной и тревожной сигнализации и средств связи [8], [9], следует руководствоваться СП 5.13130, [6].

8.6 Требования к проектированию систем видеонаблюдения и контроля доступа в здания профессиональных образовательных организаций приведены в [8] и [9]. Места размещения устройств видеонаблюдения на участке и в здании следует определять в зависимости от планировки участка, состава помещений и объемно-планировочного решения здания при разработке задания на проектирование.

8.7 Молниезащита зданий профессиональных образовательных организаций должна предусматриваться в соответствии с инструкцией [7].

8.8 При проектировании зданий профессиональных образовательных организаций следует руководствоваться требованиями энергосбережения и повышения энергетической эффективности [3].

8.9 Требования эксплуатационной и конструктивной безопасности проектных решений профессиональных образовательных организаций регламентируются [4].

docs.cntd.ru

Это интересно:

  • Транспортный налог архангельск ставки Транспортный налог архангельск ставки Изменения ОСАГО. Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания. Подробнее Плата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту […]
  • Пособие для учителя азбука берегоши Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию» Алена Антонова Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию» Азбука Берегоши Программное содержание: продолжать формирование понимания единства человека и природы, […]
  • Закон о нравственном воспитании Нравственное и патриотическое воспитание может стать элементом образовательного процесса Разработаны меры по обеспечению патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи. Соответствующий законопроект 1 внесен в Госдуму членом Совета Федерации Сергеем […]
  • Ходатайство об уточнении размера исковых требований Уточнение исковых требований После принятия судом иска и даже в процессу судебного разбирательства истец имеет право заявить уточнение исковых требований. В порядке уточнений можно указать новые обстоятельства или дополнить старые, увеличить или уменьшить сумму иска, […]
  • Каков возраст выхода на пенсию Какой сейчас пенсионный возраст в России для мужчин и женщин? Будет ли его повышение с 2017-2019 года до 63/65 лет? Самые последние новости из Госдумы ​ не планируется.​ для госслужащих -​ страховой стаж с​необходимо отрегулировать возможность переквалификации​сокращение […]
  • Что полагается за третьего ребенка матери одиночке Мать-одиночка: льготы и пособия в 2018 году Понятие «одинокая мама» отличается в трудовом и социальном праве. В большинстве случаев под определением «мать-одиночка» понимается женщина, у которой в документах ребенка не указан отец (или указан с ее слов). Дополнительные […]
  • Закон рф о борьбе с терроризмом 2018 Основные законы по противодействию терроризму. Досье В 1998 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон "О борьбе с терроризмом", который впервые в истории России установил правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, вопросы координации и порядок […]
  • Разрешения на охоту с оружием Разрешение на охотничье оружие (лицензия): порядок получения, документы Разрешение на охотничье оружие – документ, получаемый в лицензионно-разрешительном отделе (ЛРО), без которого человек не имеет права на использование охотничьего ружья. Разрешение не может быть выдано […]