Признаки государства налоги и сборы

| | 0 Comment

Понятие и признаки государства

  • Теория государства и права в системе наук
  • Формы правления и государственного устройства
  • Государство и право
  • Государство — организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

    Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

    Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

    По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

    Государство

    Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

    В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.

    В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

    Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

    Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.

    Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.

  • Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.
  • Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.
  • Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.
  • Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

  • Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.
  • Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.
  • Аппарат — система органов и наличие особого «класса чиновников» посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.
  • Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). Вторая концепция восходит к идеям Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Д. Юм, Ф. Ницше). Очевидно, в истории человечества имели место как первый, так и второй способ возникновения государства.

    Как уже говорилось, вначале государство являлось единственной политической организацией в обществе. В дальнейшем, в ходе развития политической системы общества, возникают и другие политические организации (партии, движения, блоки и т. д.).

    Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.

    В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО», «государство Индия». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века.

    В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.

    Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.

    Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации). Так, в годы советской власти в СССР были фактически уничтожены многие классы и сословия (буржуазия, купечество, зажиточное крестьянство и др.), политическим репрессиям подвергались целые народы (чеченцы, ингуши, крымские татары, немцы и др.).

    Признаки государства

    Основным субъектом политической деятельности признается государство. С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.

    Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

    Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

    Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;

    Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;

    Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

    Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;

    Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;

    Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

    Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

    В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.

    Страна — понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.

    Общество — понятие более широкое, чем государство. Например, общество может быть над государственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род). На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества.

    Правительство — только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти. Государство — устойчивый институт, вто время как правительства приходят и уходят.

    Общие признаки государства

    Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства. Наиболее полно и аргументированно, на наш взгляд, эти признаки были изложены В. П. Пугачевым.

    К числу таких признаков относятся следующие:

    • публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;
    • определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;
    • суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;
    • монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;
    • право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;
    • обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;
    • претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.
    • Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

      При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

      www.grandars.ru

      Налоги и налогообложение (Конспект лекций) (Е. П. Богданов)

      В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Налоги и налогообложение». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

      Оглавление

    • 2. Налогообложение в Европе в XVI–XVIII вв.
    • 4. История налогообложения в России до XIX в.
    • 7. Налоги и сборы. Признаки и функции. Понятие «сбора»
    • 9. Фискальная функция налогов
    • 10. Система налогов и сборов: общие положения. Налоговая система РФ и элементы налогообложения
    • 14. Метод правового регулирования налогового права. Место налогового права в системы российского права
    • 17. Сборщик налогов и (или) сборов и лица, контролирующие правильность исчисления и полноту уплаты налогов и привлекаемые для проведения контрольных мероприятий
    • 7. Налоги и сборы. Признаки и функции. Понятие «сбора»

      Определение налога содержится в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

      Приведенное определение позволяет выявить следующие признаки налога, на которые обращает внимание законодатель:

      а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;

      б) индивидуальная безвозмездность платежа;

      в) денежная форма налога;

      г) отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;

      д) целью указанных обязательных платежей является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

      Налог – это платеж, то есть отчуждение имущества, осуществляется в денежной форме. Решение вопроса о форме отчуждения собственности при налогообложении в науке финансового права предопределялось не только и не столько уровнем развитости финансово-правовых учений, сколько состоянием финансовой системы государства на том или ином историческом этапе. На ранних стадиях развития налоговых систем государственные ресурсы формировались преимущественно с помощью натуральных сборов.

      Основная задача налога – формировать ресурсы государства, т. е. те ресурсы, которые необходимы ему для выполнения своих функций.

      Пункт 2 ст. 8 НК РФ посвящен специфическому обязательному платежу – сбору (или, как его принято именовать в последнее время, фискальному сбору). Согласно п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

      В числе признаков, которые выделяет НК РФ, определяя понятие «сбор», можно отметить:

      б) взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

      Иные признаки сбора в комментируемом пункте ст. 8 НК РФ не упоминаются.

      Итак, первый признак сбора, который следует выделить в данном определении, – признак обязательности. Этим признаком сбор схож с налогом.

      Другой признак сбора, указанный в п. 2 ст. 8 НК РФ, – тот факт, что взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий. [6, 9, 13]

      • 1. Возникновение и развитие налогообложения. Древний мир и древний Рим
      • 3. Налогообложение в Европе XIX–XX вв.
      • 5. История налогообложения в России с XIX в. до 1917 г.
      • 6. История налогообложения в России с 1917 г. до 2001 г.
      • 8. Экономические принципы налогообложения в основе системы налогообложения
      • 11. Отличие системы налогов от налоговой системы
      • 12. Налоги и сборы в налоговой системе России
      • 13. Налоговая база. Налоговая ставка и ее виды
      • 15. Источники налогового права. Предмета налогового права. Понятие и сущность налоговых отношений
      • 16. Налоговое правоотношение и его характеристика. Виды налоговых правоотношений

      Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоги и налогообложение (Конспект лекций) (Е. П. Богданов) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

      kartaslov.ru

      Признаки государства налоги и сборы

      Понятие государства

      Основные признаки:

      Территориальная организация государственной власти

      Наличие публичной власти

      Суверенитет

      Создание законов

      Право на легальное насилие

      Сбор налогов

      Достоевский Ф. М.

      Дополнительные признаки

      Наличие собственной государственной символики

      Гражданство

      Обладание определенными материальными средствами

      Международное признание

      Непризнанные государства — общее название регионов, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие населения, контроля над территорией, системы права и управления, но в то же время не имеют дипломатического признания.

      Непризнанные государства возникшие после распада СССР:

      Преднестровская Молдавская Республика
      Нагорно-Карабахская Республика
      Непризнанные государства возникшие на территории государства Сомали:

      Сомалиленд
      Пунтленд
      Джубаленд
      Галмудуг
      Химан и Хеб
      Авдаленд
      Азания

      Непризнанные государства возникшие на территории государства Мальта:
      Государство Ва
      Государство Шан
      Частично признанные государства:

      Абхазия
      Южная Осетия
      Китайская Республика
      Турецкая Республика Северного Кипра
      Сахарская Арабская Демократическая Республика

      Собственная национальная валюта

      Государства использующие чужую национальную валюту:
      Использующие Доллар США:

      Эквадор
      Сальвадор
      Маршалловы Острова
      Микронезия
      Палау
      Панама
      Зимбабе
      Восточный ТиморИспользующие Евро:

      Республика Косово
      Черногория
      Сан-МариноИспользующие Австралийский Доллар:

      www.studysocial.ru

      Понятие и признаки налогов

      ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НАЛОГОВ

      ГЛАВА 2 КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ НАЛОГОВ И ИХ СУЩНОСТЬ

      2.1 Сущность и функции налогов

      2.2 Классификация налогов

      Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:

      Защита территории; выполнение управляющих и распределительных функций; поддержание внутреннего порядка; сбор налогов и податей с населения.

      По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Показательным примером может служить то, что в XVII веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34 налогами (акцизами).

      Неизбежность налогов настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: “В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов”.

      Налоги – основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической политики государства. Поэтому оно уделяет особое внимание правовым основам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В Конституции Республики Казахстан определено, что каждый обязан законно платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

      В совместном ведении Республики Казахстан и субъектов Республики Казахстан находится установление общих принципов налогообложения в Республики Казахстан.

      Основным законодательным документом по налогам в Республики Казахстан является Налоговый кодекс Республики Казахстан.

      Выполнение его требований обязательно для налогоплательщиков, нарушение каких-либо положений указанных в Налоговом кодексе Республики Казахстан есть серьезное противозаконное действие наказуемое в административном или уголовном порядке.

      Цель работы – раскрыть сущность налоговых отношений, принципы и функции налогов в Республике Казахстан на современном этапе.

      Исходя из этой цели, предстоит решить следующие задачи:

      1) определить понятие и признаки налогов;

      2) рассмотреть функции и сущности налогов;

      3) рассмотреть классификации налогов;

      ГЛАВА 1 ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКИ НАЛОГОВ

      Налоги — это обязательные поступления в сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства. Они выражают обязательность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги, являясь инструментом перераспределения, призваны также гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать людей в развитии той или иной формы деятельности. Налоги делятся на реальные и личные.

      В некоторых случаях применение налогов возможно не только в чистом виде, но и в смешанном варианте.
      В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственных и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.

      Специфические налоги имеют целевое назначение.
      Из основных концепций налогообложения мне хотелось бы выделить концепцию, согласно которой юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.

      Данная концепция отличается большой рациональностью и справедливостью, поскольку существует разница между налогом, который взимается с предполагаемых доходов на предметы роскоши, и налогом, который хотя бы в незначительной степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Поскольку роль и значение налога — это завершающий момент в самом действии налога, следует рассматривать экономическое значение подоходного налога, с юридических лиц поняв его сущность, то есть экономическое содержание, которое включает в себя изучение всех элементов, составляющих этот налог. Не менее важно знать построение подоходного налога с юридических лиц и порядок его взимания.
      Подоходный налог не только самый распространенный, но и самый значительный вид налогообложения — ставки подоходного налога по сравнению с другими видами налогов являются самыми высокими.

      Поэтому уплата подоходного налога является самой болезненной для налогоплательщика с точки зрения его материальных интересов.
      Между тем, учитывая всеобщую распространенность подоходного налога и его особую значимость как для конкретного налогоплательщика, так для бюджета государства в целом, знание законодательства о подоходном налоге является обязанностью каждого участника налогового отношения, т.е. как того, который обязан платить налог, так и того, который обязан обеспечить его взимание. Следовательно, механизм исчисления, правового обеспечения подоходного налогообложения юридических лиц требует дальнейшей корректировки. 1

      Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета.

      Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

      С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство.

      Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

      В соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан налог считается установленными, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

      порядок исчисления налога;

      порядок и сроки уплаты налога.

      В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматривается налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

      Налогоплательщиками признаются организации (предприятия) и физические лица, на которых в соответствии в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В законодательных актах об отдельных налогах и сборах в обязательном порядке определяются налогоплательщики и плательщики сборов.

      Объектами налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом РК могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Налоговая ставка представляет величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. 2 Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются налоговым законодательством.

      2 КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ НАЛОГОВ И ИХ СУЩНОСТЬ

      Сущность налога проявляется в единстве, взаимопереплетении его функций. Функция налога — это направление правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающие постоянством, раскрывающие сущность налога и реализующие социальное назначение государства.

      В настоящее время в юридической литературе термин «функция» употребляется для характеристики социальной роли государства и права. 3

      Существуют следующие признаки функции налога:

      — они вытекают из сущности налога и определяются назначением налога в обществе;

      1) представляют собой направление воздействия налога на общественные отношения, потребность в котором порождает необходимость налога как социального явления;

      2) отражают наиболее значимые, главные характеристики права и направлены на решение конкретных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;

      3) выражают направление активного действия права, упорядочивающего налоговые отношения;

      4) отвечают за критерию постоянства, т.е. обладают стабильностью, непрерывностью, длительностью действия. Одни ученые выделяют три функции — фискальную, распределительную и стимулирующую; другие к ним добавляют еще две — контрольную и поощрительную; третьи рассматривают распределительную и фискальную функции как синонимы и добавляют к ним контрольную. Анализ концептуальных аспектов налогового законодательства позволил исследователям выделить еще большее количество функций налога: конституционную, координирующую, фискальную, стимулирующую, контрольную, межотраслевую, правовую и внешнеэкономическую

      Функции налогов формируют структуру налоговых отношений, определяют их основные институты, принципы и методы. Кроме количества функций, отмечается также разночтение и в содержании функций.

      Есть мнение, что налог не исполняет никаких функций. Функция есть атрибут только системы налогообложения, так как теоретический потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны определенные функции — соответственно фискальная и распределительная.

      Фискальная функция налога признается и выделяется в качестве подавляющей большинством исследователей, изучавших функции налога.

      Отмечают, что налогам свойственна, прежде всего, функция формирования бюджетного фонда государства, т.е. фискальная, в которой проявляется общественное назначение налога — обеспечение государства необходимыми финансовыми ресурсами. Доля налоговых поступлений в бюджетных доходах большинства государств является преобладающей.

      Фискальная функция определяется самой природой налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их развития. С ее помощью образуется государственный денежный фонд, и создаются материальные условия существования и функционирования государства. С развитием и совершенствованием производственных отношений значение фискальной функции налогов возрастает. Несмотря на то, что налоги изначально служат фискальной цели, их взимание может преследовать и другие цели — экономические, конъюнктурные, структурные, социальные, экологические и т.п. Таким образом, пользуясь налогом как косвенным инструментом воздействия государство вызывает к жизни новые отрасли, при этом налог может быть и, доходным, но цель налога явно не только фискальная.

      Регулирующие возможности налога определяются конституционностью принципа всеобщности налогообложения.

      Государство, как правило, облагает любую деятельность, способную приносить доход. В этом выражается абсолютность фискальной функции. Индивид лишен права выбора: платить или не платить налоги. Общеобязательность налогообложения создает необходимый фон для влияния на выбор деятельности путем манипуляции налоговыми обязательствами, сопутствующими тому или иному виду деятельности.

      В этом заключается, относительность регулирующей функции, то есть ее значение исчисляется не от нуля (как фискальной), а от общего уровня налогообложения. Несмотря на относительность регулирующей функции, нельзя говорить о вторичности налоговых стимуляторов, поскольку практикой признан факт налогового планирования, то есть использование налогоплательщиком собственного капитала наиболее выгодным для себя образом. Такому влиянию подвержен практически каждый активный налогоплательщик. Это означает, что налог начинает занимать лидирующие позиции среди факторов, оказывающих влияние на экономическую жизнь общества.

      Налоговым периодом считается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачивается авансовые платежи.

      Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. 4 Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями, и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Порядок уплаты налогов и сборов уплата налогов производится разовой уплатой всей суммы налога либо в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Республики Казахстан и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком в установленные сроки.

      В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

      Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным налогоплательщикам и плательщикам сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

      Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

      Налогоплательщик в праве отказаться от использования налоговых льгот либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Республики Казахстан. На сегодняшний день налоги весьма разнообразны и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки классифицировать, уменьшить их количество видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобно вместо единого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые сборы становятся менее заметными и менее чувствительными для налогоплательщика. Используемые в законодательном порядке такие налоги мобильны, функциональны и эффективны. Разделение всех видов на группы осуществляется в соответствии с объективными классификационными признаками. Эти признаки учитывают различия налогов в зависимости особенностей их исчисления, уплаты, отнесения на затраты или результаты производственной деятельности, возмещения за счет внешнего контрагента (переложение налогов).

      Классификационные признаки являются объективными критериями разграничения налогов, предопределенными самой экономической природой налога как такового. Они не зависят от одностороннего волеизъявления государства и, как правило, формируются на протяжении все истории развития податных систем стран мира. Более ста лет известно разграничение налогов на две подсистемы:

      Прямые налоги – те, которые непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей.

      Косвенные налоги — те, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или объема продаж товаров, работ, услуг.

      2.2. Классификация налогов

      Классификация налогов не только по способу их изъятия, но и по другим признакам имеет важное значение для организации рационального управления налогообложением. В целом классификационные признаки универсальны.

      Состав налогов отечественной налоговой системы можно классифицировать, объединив группы налогов по следующим признакам: объект обложения, особенности ставки, полноты прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и другие признаки классификации:

      — по субъекту уплаты:

      В налоговом законодательстве термин «физическое лицо» объединяет следующие категории налогоплательщиков: граждан Республики Казахстан, иностранных граждан и лиц без гражданства. В гражданском праве – термин, употребляемый для обозначения человека (гражданина) как участника правоотношений.

      Физические лица — налоговые резиденты Республики Казахстан — физические лица, фактически находящиеся на территории РК не менее 183 дней в календарном году.

      Юридическое лицо — предприятие (организация), которое имеет в собственности, хозяйственном или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может приобретать от своего имени и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком а суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

      — по объектам налогообложения:

      имущество (движимое, недвижимое);

      доход (прибыль) от экономической деятельности;

      операции по реализации товаров, работ, услуг;

      ввоз (вывоз) товаров на таможенную территорию Казахстана (или с неё);

      отдельные виды экономической деятельности;

      Под имуществом в Налоговом кодексе Республики Казахстан понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским Кодексом Республики Казахстан. Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальными предпринимателями признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товар, результатов вышеназванных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Казахстан, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ (оказанных услуг) одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.

      Общегосударственные налоги — элементы данных налогов определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Они устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Республики Казахстан. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты разных уровней. 5

      Отличительной чертой региональных налогов является то, что налоги устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан.

      Местные налоги вводятся нормативными актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан. Они вступают в действие только на основании решения, приятого на местном уровне.

      — по методу исчисления (от налоговой техники):

      твердые (в абсолютной сумме).

      В зависимости от метода исчисления налоговые ставки могут быть твердыми в абсолютной сумме с объекта обложения, т.е. на каждую единицу налогообложения устанавливается зафиксированный размер налога (например, пять тысяч тенге квадратный метр площади) или процентными, как доля его стоимости. Эту роль можно выявить, соотнося суммарные величины налогов и налоговых групп с показателями, характеризующими финансовое состояние, как налогоплательщиков, так и государства в целом. Это может выявить факт переложения налогов и величину налогового гнета. Значительным шагом в систематизации учета налогов и налоговых групп, классифицированных по определенным признакам, является введение для налогоплательщиков идентификационных номеров. 6

      На основе проведенного исследования литературных источников и закона Республики Казахстан «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Республики Казахстан и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Республики Казахстан о налогах сборах можно составить ряд выводов о сущности налогов и налогового планирования в Республике Казахстан.

      Таким образом, налог — обязательный, регулярный, индивидуально безвозмездный, обеспеченный государственным принуждением, не носящий характера наказания платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

      Если рассматривать налоговые отношения не изолированно, а вкупе с бюджетными, становится очевидным, что налогоплательщику противостоит здесь не только (и не столько) государство, устанавливающее и взимающее налоги, а бюджетополучатель — конечная инстанция налоговых платежей. Иными словами, праву собственности частного лица противостоит право другого частного лица на определенный уровень жизни, обеспечиваемый бюджетным финансированием. Обязанность платить налоги имеет особый, публично-правовой (не частноправовой) характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права других лиц и государства. Целью налогового планирования является уплата налогоплательщиком минимально возможной суммы налогов в максимально возможный срок при абсолютном соблюдении закона. Налоговое планирование основывается на стремлении собственника защитить свое имущество.

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

      1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

      Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. с изменениями и дополнениями от 21 мая 2007 г. Учебно-практическое пособие. – Алматы: «Издательство «Норма – К», — 2009, 44с.

      Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 12 декабря 2008г. с изменениями и дополнениями на 17 июля 2009г. – Налоговый Вестник в Казахстане,- 2009, 246с.

      Байдусенов А.Д «Налоговая система Казахстана»/ А.Д Байдусенов// Финансы Казахстана.

      Киперман Г. Я., Белялов А. З. Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации. — М., 1992.

      Кэмпбелл Р. Макконнел, Стэнли Л. Брю. Экономика: принципы, проблемы и политика. – Баку, 1992.

      Худяков А.И. Налоговое право Республики Казахстан. – Алматы: «Жеті жарғы», — 1998, 304с.

      А.В.Репа, аудитор, г. Донецк, Украина. Об украинских непрямых методах определения налогового обязательства.

      Бюджетная система России. Уч. Для вузов. – М. – ЮНИТИ-ДАНА,2000. – С.550.

      Кучеров И.И. Современная налоговая политика государства. Налоговое право России. Курс лекций. – М., 2003.

      О внесении изменении и дополнении в закон РК и экономическом бюджете на 2000 г. Закон РК от 8 ноября 2000 г. № 95 ЗРК//«Казахстанская»

      О внесении изменении и дополнении ЗРК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет по вопросам автотранспорта». ЗРК. – 2000 г. №10 ст.234.

      Финансовый учет: учебник для вузов /под ред. В.Г Гетмана- М.: Финансы и статистика, 2003.-640 с.

      1 Худяков А.И. Налоговое право Республики Казахстан. – Алматы: «Жеті жарғы», — 1998

      2 Кучеров И.И. Современная налоговая политика государства. Налоговое право России. Курс лекций. – М., 2003

      3 Худяков А.И. Налоговое право Республики Казахстан. – Алматы: «Жеті жарғы», — 1998

      4 Худяков А.И. Налоговое право Республики Казахстан. – Алматы: «Жеті жары», — 1998

      5 А.И. Налоговое право Республики Казахстан. – Алматы: «Жеті жары», — 1998

      6 Кучеров И.И. Современная налоговая политика государства. Налоговое право России. Курс лекций. – М., 2003

      works.doklad.ru

      Это интересно:

      • Налог инспекция железнодорожного района Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары 6311 Операционный зал по приему налогоплательщиков по адресу: ул.Мичурина, 21В (в помещении ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары) пн 9:00 — 18:00 вт 9:00 — 18:00 ср 9:00 — 18:00 чт 9:00 — […]
      • Как удерживать и отражать алименты Алименты: проводки в бухучете Актуально на: 20 февраля 2017 г. Под алиментами поднимаются денежные средства на содержание несовершеннолетних детей или совершеннолетних нетрудоспособных членов семьи. О том, какие проводки, связанные с алиментами, делаются в бухгалтерском […]
      • Доклад на тему материальные ценности Ценности и их роль в жизни человека Ценности: понятия, сущность, виды Ценности в литературе Ценности жизни и культура современной молодёжи (социологическое исследование) Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из […]
      • Развод с детьми через загс Процедура развода Развод можно осуществить двумя способами, отличающимися сроками, сложностью и финансовыми затратами. Самый простой путь развестись – написать заявление в ЗАГС, расположенный по месту регистрации брака или проживания одного из супругов. В случаях, делающих […]
      • Образец платежного поручения по налогам усн в 2018 году Образец платежки УСН «доходы минус расходы» 2018 Применение специального налогового режима УСН предусматривает уплату трех авансовых платежей в течение года и уплату налога по его окончании. Налогоплательщики с объектом «доходы минус расходы» по окончании года делают […]
      • Решение суда определение доли в квартире Решение суда определение доли в квартире Судебный участок № 25 Шарьинского судебного района Именем Российской Федерации 07 ноября 2012 года г. Шарья Мировой судья судебного участка № 25 г. Шарьи и Шарьинского района Костромской области Яблонцева И.В., с участием истца […]
      • Санитарно-экологическая экспертиза это Экологическая экспертиза, экологический аудит или экспертиза экологической безопасности? Экологическая экспертиза, экологический аудит или экспертиза экологической безопасности? В данной статье мы попытаемся в доступной форме объяснить, что такое экологическая экспертиза, […]
      • 2 понятие собственности и права собственности Понятие собственности и права собственности Собственность представляет собой определенную форму присвоения материальных благ. Общественные отношения, возникающие в процессе такого присвоения, имеют имущественный характер. B этой связи они подлежат регулированию нормами […]