Церковь жалобы

| | 0 Comment

Церковь жалобы

ЗАЯВЛЕНИЕ

9 августа 2005 года в программе «Времечко» на телеканале «ТВ — Центр» был показан сюжет производства «Авторского телевидения», посвященный «сектам». Мы считаем, что данный сюжет наносит вред деловой репутации нашей Церкви, а также чести и достоинству её руководителей и членов, как содержащий недостоверную и порочащую информацию о деятельности Церкви.

После показа по телевидению сюжет был размещён на сайте Авторского телевидения но адресу:
http://www.atv.ru/programs/vremechko/announces/2005/08/09/sion/, где он доступен и по сей день.

Местная религиозная организация Церковь евангельских христиан — баптистов «На Шелепихе», далее Церковь, была зарегистрирована 14 ноября 1994г. Управлением юстиции т. Москвы. В 1999 году Церковь прошла государственную перерегистрацию в связи с вступлением в силу Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и на данный момент осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (свидетельство №1108 от 29 декабря 1999г.). Церковь входит в централизованную религиозную организацию Российский Союз евангельских христиан — баптистов. Это одна из традиционных для России конфессий. По данным единого государственного реестра юридических лиц, в настоящее время на территории Российской Федерации зарегистрировано более тысячи общин этой конфессии.

На данный момент наша Церковь насчитывает более тридцати постоянных членов, это простые рядовые граждане нашего города, имеющие множество знакомых, соседей, сослуживцев, с которыми они поддерживают тёплые дружеские и деловые отношения. Но в результате данной передачи на них легло пятно, порочащее их в глазах окружающих как приверженцев одной из «сект», что естественно прямым образом отражается на репутации членов, так и самой Церкви.

Начинается сюжет со слов диктора о том, что «В столице за последние пять лет появилось пятьдесят новых сект, некоторые из них даже официально зарегистрированы в Минюсте, где значатся новыми церквями». Далее диктор поясняет для зрителей, что «Основная, цель организаторов сект, например вот этой под названием Торжествующий Сион, отъём у граждан денежных средств . честным путём».

(Для справки — Церковь «Торжествующий Сион» арендует помещение для своих богослужений у нашей Церкви).

В данной фразе представлена информация в форме утверждения о нарушении «сектами», о которых пойдёт речь в репортаже, своими действиями норм и принципов морали и нравственности, — цель всех представленных в сюжете организаций отъём денежных средств у граждан, правда делается оговорка, что производится это честным путём. Своей оговоркой авторы удержали себя от прямого обвинения так называемых «сект» в нарушении действующего законодательства, но обвинили в непорядочности, поставив их в нравственном смысле в один ряд с мошенниками, которые всегда скрывают свои истинные цели.

Далее приводятся слова некого Василия, который в сюжете представлен как Василий — сектант со стажем 3 года: «Десятина — это заповедь Бога, которую Он сказал, что как бы, десятая часть от всех прибытков твоих она принадлежит Мне».

В приведённых словах нет ничего плохого, так как это действительно заповедь Бога, данная в Библии. Данного учения придерживаются практически все христианские конфессии, в том числе и православная церковь. Однако в сюжете эти слова приведены не как часть, причём не значительная, деятельности христианских Церквей, а как основная цель деятельности «сект», чтобы очернить их в глазах зрителей.

Далее в сюжете идёт видеоряд, снятый скрытой камерой на служении нашей Церкви 31 июля 2005 года, с частью проповеди пастора Церкви Семченко Александра Трофимовича, который в сюжете почему-то назван как Василий Петрович. Хотя в сюжете наименование нашей Церкви не названо, она лишь названа просто баптистской, но для людей, знакомых с нашей деятельностью и с нашими прихожанами, очевидно, что речь идёт о нашей Церкви, так как на экране отчётливо видны лица прихожан.

Чтобы показать правильность своих утверждений, авторы выдёргивают из проповеди одну лишь маленькую фразу пастора: «А Господь говорит: «Что вы отдадите Мне сегодня?»

Комментируя проповедь, диктор подчёркивает, что «Добровольные взносы присутствующих так же составляют десять процентов».

Далее диктор переходит уже на личность пастора: «Духовник Василий Петрович ни дня в своей жизни не работал и имел срок за тунеядство, правда это было давно». Этот вывод опять же «подтверждается» словами пастора о его служении в советское время: «Участковый приходит и говорит: «Ты — тунеядец, мы тебя посадим».

В сюжете не приводятся истинные причины судимости Семченко Александра Трофимовича, но авторы то их знают, так же как знают они и то, что преподносят зрителю недостоверную информацию, тем не менее далее заявляют, что «Нынче срок за тунеядство представляется братьям и сестрам как гонения за веру. Пожалуй, стоило однажды отсидеть, чтобы сейчас уже не прятаться, как раньше, а открыто и безбоязненно собирать дань с легковерных и обманутых уже как официальная религиозная организация»

Семченко Александра Трофимовича действительно был судим в советское время, но судим он был по статье 162 часть 2 УК РСФСР за занятие запрещёнными видами трудовой деятельности. Запрещенной же деятельностью тогда было распространение Библий. К тунеядцам он никогда не относился, всегда работал и обеспечивал себя и родных. Работает он и по сей день, в должности руководителя крупной московской фирмы.

В приведённых фразах, искажая факты, авторы доносят до зрителей информацию в форме утверждения о нарушении пастором Церкви своим поведением не только норм и принципов морали и нравственности, но и законодательства.

Далее в сюжете говорится о том, что после проповеди проводится совместное чаепитие. Однако акт доброй воли некоторых прихожан, представлен как какой-то побор со стороны «секты».

Следующая часть сюжета посвящена Церкви Торжествующий Сион, к которой мы не имеем отношения.

Однако то, как заканчивается сюжет, относится и к данной Церкви и к нашей. А заканчивается он утверждением: «Были бы деньги, а умеющие их у нас отнять всегда найдутся» Времечко. «Умеющие отнять деньги» — это как раз те, о ком было рассказано только что в сюжете.

В результате, таким образом смонтированного сюжета, искажается реальное положение вещей и у зрителя создаётся превратное представление о деятельности нашей Церкви, как о мошеннической организации. Как уже было сказано выше, из сюжета следует вывод, что основная цель организаторов всех «сект», а особенно тех, о ком шла речь — отъём у граждан денежных средств.

Все приведённое выше говорит о преднамеренном искажении информации со стороны журналистов.

Таким образом, сюжет представляет собой типичный пример циничного конструирования псевдо-сенсационного материала, в котором мы усматриваем дискриминацию на религиозной почве, так как сюжет несёт в себе откровенное оскорбление религиозных чувств каждого члена нашей Церкви, и разрушает и без того шаткий межконфессиональный мир в нашей стране. Более того, авторы сюжета, преследуя свои меркантильные цели по поднятию рейтинга программы, вторглись в сокровенную область религиозных чувств, используя неэтический и мерзкий метод подглядывания. Съёмки скрытой камерой людей в момент, когда они прославляют Бога или молятся, изливая перед Богом свои чувства, к тому же является грубым вторжением в частную жизнь человека, неприкосновенность которой гарантировано статьёй 23 Конституции РФ. Такие действия не допустимы для журналистов.

Напомним, что Решением Большого Жюри Союза журналистов России от 18 ноября 2004 года № 42 по поводу сюжета в программе «Времечко» на телеканале ТВЦ (производство телекомпании «Авторское телевидение») уже отмечалось, «что съемка скрытой камерой во время богослужения является этически неприемлемой, поскольку создает опасность вмешательства в сферу частной жизни. В то же время, в случае, если такая видеозапись ведется в целях защиты общественных интересов, например, когда имеются достаточные основания полагать, что под видом религиозных обрядов совершается издевательство над людьми, журналист может использовать скрытую видеозапись». Однако авторы пренебрегли данным замечанием и использовали запись, сделанную скрытой камерой. При этом никаких оснований для этого не было.

На основании вышесказанного считаем материал, показанный в передаче «Времечко» наносящим вред деловой репутации нашей Церкви и оскорбляющим честь и достоинство её членов и пастора — Семченко А.Т. Данным материалом автор распространил недостоверную и порочащую информацию, тем самым злоупотребив правами журналиста и нарушив положения ст.51 Закона РФ «О средствах массовой информации».

На основании вышеизложенного и в соответствии с Уставом Общественной коллегии по жалобам на прессу

ПРОСИМ:

  1. -Констатировать, что в данном материале программы «Времечко» содержатся грубые нарушения действующего законодательства, норм профессиональной этики и правил поведения журналистов, проявившиеся в выпуске в эфир компрометирующей информации без принятия должных мер к её проверке с обращением к объекту критики;
  2. -Направить решение для информации в Федеральную Службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия;
  3. -Рекомендовать телеканалу ТВ — Центр обнародовать решение Общественной коллегии по жалобам на прессу и опровержение на распространённый материал в программе «Времечко»;
  4. -Просить редакцию журнала «Журналист» опубликовать решение Общественной коллегии по жалобам на прессу.

Приложения:
1. Копия заявления
2. Диск с записью сюжета программы «Времечко» от 9 августа 2005 гола.

30 марта 2006 года
Семченко А.Т.

presscouncil.ru

Главные новости

В канун праздника Казанской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы

13-17 июля состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Екатеринбургскую митрополию

Святейший Патриарх Кирилл возглавил стотысячный крестный ход от Храма на Крови в Екатеринбурге до монастыря на Ганиной Яме

Редакция портала Патриархия.ru

119034, Москва, Чистый пер., 5

Телефон: (495) 637-43-18

119334, Москва, Андреевская набережная, 2

Телефон: (495) 781-97-61, +7(800) 100-33-53 (бесплатный звонок по России)

115191, Москва, Даниловский вал, 22

Телефон/факс: (499) 578-03-49

Пресс-служба проводит аккредитацию СМИ на мероприятия и богослужения с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, а также предоставляет по заявкам СМИ фото- и видеоматериалы о служении и деятельности Предстоятеля Русской Православной Церкви.

E-mail для аккредитации журналистов на Патриаршие мероприятия: accredit@patriarchia.ru.

  • Заявка на аккредитацию оформляется на официальном бланке СМИ с подписью руководителя и печатью организации. В заявке необходимо указать ФИО и должность сотрудника СМИ, а также контактный телефон.
  • E-mail для аккредитации журналистов на общецерковные мероприятия: pressoffice.mp@gmail.com

  • Пресс-служба общецерковных мероприятий создана для информационного сопровождения мероприятий в рамках ключевых общецерковных торжеств и церковно-государственных праздников; проводит аккредитацию прессы, оказывает помощь в организации съемок, интервью и пресс-конференций​ ​в указанных объемах деятельности​.
  • E-mail для заявок на фотографии: foto@patriarchia.ru.

    • Заявки на получение фотоматериалов в исходном качестве оформляются на официальном бланке СМИ с подписью руководителя и печатью организации. В заявке перечисляются необходимые фотографии, а также указывается цель использования фотографий.
    • Заявки на получение видеоматериалов оформляются на официальном бланке СМИ с подписью руководителя и печатью организации. В заявке перечисляются необходимые видеоматериалы, а также указывается цель использования видеофрагментов.
    • www.patriarchia.ru

      Звонарей попросили «заткнуться», но закон на стороне церкви

      Пост опубликован: Май 23, 2016

      Кому в Санкт-Петербурге, и по какой причине мешает звон церковных колоколов, попытался разобраться корреспондент СЗПЦ «Человек и Закон».

      Во времена Петра Первого храмовые колокола снимали с колоколен и звонниц, чтобы отлить из меди пушки для войны со шведами. После Октябрьской революции молодая советская республика снова нуждалась в металле, да и сами церкви оказались тогда не у дел, поэтому с церковными святынями не церемонились. В сегодняшней России, и меди много, и богоборчество не в чести, вот только звонарям от этого подчас бывает не легче: красивый колокольный перезвон в центре Петербурга для многих горожан превратился в банальный шум, на который они жалуются властям.
      Не успел распахнуть свои двери отреставрированный красавец-Феодоровский храм, расположенный в центре Петербурга на Миргородской улице, как у его администрации начались проблемы: оказалось, что далеко не всем жителям, заселившимся через два года после открытия церкви в корпуса новеньких близлежащих домов, пришелся по душе перезвон местной колокольни.

      «Две недели назад мне позвонили по телефону и попросили «заткнуться», — рассказал корреспонденту СЗПЦ «Человек и Закон» Владлен Пигарев, старший звонарь Феодоровского собора, по словам которого, данная жалоба на звон колоколов далеко не первая. Около года назад, жилец дома, расположенного прямо напротив колокольни, даже пытался устроить со звонарем словесную перебранку. «Я, конечно, не ответил, сделал вид, что не замечаю его, но было неприятно», — рассказал Владлен Пигарев, с сожалением отметив, что в дни церковных праздников по утрам колокол звонит не раньше 9:45, а по вечерам не позднее 17:45, при этом колокола звучат красиво и навряд ли кого-либо могут раздражать.

      В позднее время суток «звуковую молитву» или «икону звучащую», как называют звон колоколов люди воцерковленные, сейчас можно услышать только один раз в год — во время празднования Пасхи, а главный девятитонный колокол Феодоровского собора из-за жалоб теперь задействован только семь раз в год во время центральных церковных праздников. При этом защитники православной веры и церковных обрядов вполне логично заявляют, что храм был отреставрирован несколько раньше (а построен и освящен еще в 1913 году – ред.), чем появились местные новостройки, жильцы которых отлично знали, что покупают недвижимость, что называется, с видом на церковь.

      Один из экспертов «Человек и Закона» предположил, что шум далеко не самое главное, что может раздражать недовольных горожан, коих на самом деле не так уж и много, ведь за два последних года поступило всего три обращения. «На мой взгляд, эти люди просто не переваривают саму церковь и с помощью жалоб и придирок пытаются бороться с ней и с религией», — отметил специалист.
      Подобное противостояние между представителями традиционной веры и уверенным только в своей правоте части гражданского общества существует и в странах Запада. «Как мне рассказывали мои испанские коллеги, в Мадриде больше четырех минут звонить нельзя, недовольные сразу скандалят, жалуются в полицию, после чего начинаются разборки, тоже самое происходит в Германии, других странах», — сообщил Владлен Пигарев, подчеркнувший, что за границей на христианских звонарей часто жалуются представители других религиозных конфессий, считающие, что, дескать, колокольный звон нарушает их права. Небезынтересно, что зарубежные суды часто встают не на сторону христиан, а на сторону противников колокольного звона.

      Несмотря на то, что по существующему в России законодательству положение «Закона о тишине» «не рассматривается на действия юридических лиц и граждан при отправлении ими религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий», многие представители церкви идут навстречу просьбам местных жителей. Например, достаточно часто в храмах РПЦ отменяется утренний колокольный звон благовест, оповещающий о наступлении в 7 часов утра ранней воскресной литургии.

      «Что касается Феодоровского храма, то с местными жителями нами был найден компромисс, который на данный момент устроил всех, ведь мы полностью отказались от колокольного звона в будние дни за исключением больших церковных праздников», — пояснил Алексей Волчков, клирик Феодоровского собора.

      По информации нашего издания, руководство храма на Миргородской поступило достаточно деликатно, ознакомив жителей близлежащих домов с графиком работы колокольни.

      Вот, что рассказал по этому поводу юрист СЗПЦ «Человек и Закон»:

      «В каждом регионе есть свой нормативно-правовой акт, устанавливающий административную ответственность за шум в ночное время с определением временных рамок этого самого ночного времени.
      В Санкт-Петербурге административная ответственность за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время (с 23 часов до 08 часов) установлена ст.8 Закона Санкт-Петербурга №273-70 от 31.05.2010 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге». К наказуемому шуму законодатель относит: нарушение тишины и покоя граждан в ночное время и в выходные (или нерабочие общегосударственные праздничные дни) с 07:00 до 12:00 с использованием телевизоров, радиоприемников, устройств звукоусиления, в том числе установленных на транспортных средствах, торговых объектах; крики, свист, стук, передвижение мебели, пение, игра на музыкальных инструментах; за шум от использования пиротехники (кроме периода с 23 часов 31 декабря до 4 часов 1 января календарного года); шум, созданный в результате производства ремонтных, разгрузочно-погрузочных работ (за исключением работ по погрузке и вывозу снега); шум, созданный в результате производства строительных работ. Наказание – предупреждение (если речь идет о нарушениях, указанных в частях 1 и 2 указанной нормы) или штраф (для граждан до 5000 руб., для должностных лиц до 50 000 руб., для юридических лиц до 1 млн. руб.).

      Но этим же законом определены случаи-исключения (когда административная ответственность за шум не наступает). К таковым относится и шум при отправлении религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий».

      При всем при этом представителей церкви все-таки настораживает вопрос, существует ли гарантия, что в дальнейшем чрезмерно ретивые российские граждане не станут требовать полного закрытия звонниц или превращения их, например, в декоративный элемент? А кто-то может пойти и дальше, и по эстетическим или другим причинам потребовать убрать церковное здание и т. д.
      Если вернуться к тому же Феодоровскому собору, то можно предположить, что застройка многоэтажками пространства вокруг церкви является градостроительной ошибкой. Вместо домов-громадин, например, можно было продолжить строительство крепостной стены, часть которой сохранилась и в настоящее время. Архитектурный ансамбль мог бы получиться на загляденье! Но, как говорится, увы и ах, но построили в итоге то, что построили. И в итоге Миргородская улица так и не превратилась в новую архитектурную изюминку старого Петербурга, которая бы радовала красотой московского стиля и жителей города, и многочисленных туристов. А вот теперь мы могли лишиться и перезвона колоколов.

      chelovek-zakon.ru

      Русская Православная Церковь

      Официальный сайт Московского Патриархата

      В праздник Казанской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Кирилл возглавил престольные торжества на подворье Покровского ставропигиального монастыря в подмосковном селе Марково

      В день памяти преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Троице-Сергиевой лавре

      Управление делами Московской Патриархии

      Входит в состав Московской Патриархии на правах Синодального учреждения. Управляющий делами Московской Патриархии является Постоянным членом и секретарем Священного Синода.

      Основными задачами Управления делами Московской Патриархии являются:

    • обеспечение взаимодействия епархий Русской Православной Церкви с Московской Патриархией;
    • подготовка материалов, документов и дел, подлежащих рассмотрению Патриархом и Священным Синодом по вопросам, относящимся к компетенции Управления делами;
    • своевременная подготовка аналитической информации о деятельности епархий, их канонических подразделений, клириков и должностных лиц;
    • рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц, направленных на имя Патриарха и касающихся деятельности епархий, их канонических подразделений, клириков и должностных лиц;
    • проведение по распоряжению Патриарха и Священного Синода плановых и (или) внеплановых проверок деятельности епархий;
    • внесение на рассмотрение Патриарха и Священного Синода предложений по результатам проделанной Управлением делами аналитической и контрольной работы;
    • подготовка поступивших на имя Патриарха заявлений и апелляционных жалоб для рассмотрения в Общецерковном суде первой и второй инстанции;
    • обеспечение в пределах своей компетенции взаимодействия Московской Патриархии с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
    • исполнение иных поручений Патриарха и Священного Синода.
    • В Управление делами входят:

    • контрольно-аналитическая служба Управления делами под руководством заместителя управляющего делами;
    • секретариат Управления делами под руководством ответственного секретаря;
    • личный секретариат управляющего делами.

    Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 18) и.о. управляющего делами Московской Патриархии назначен архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий.

    Решением Священного Синода от 25 декабря 2009 г. (журнал № 142) архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий утвержден в должности управляющего делами Московской Патриархии.

    Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением управляющим делами Московской Патриархии — постоянным членом Священного Синода архиепископ Варсонофий возведен 1 февраля 2010 года в сан митрополита.

    Решением Священного Синода от 26 июля 2010 года (журнал № 76) образована контрольно-аналитическая службы Управления делами Московской Патриархии. Заместителем управляющего делами Московской Патриархии и руководителем контрольно-аналитической службы назначен игумен Савва (Тутунов), ранее занимавший должность секретаря Управления делами.

    В Церкви все ужасно.

    Последние несколько дней в Интернете обсуждают письмо анонимного священника, в котором тот критикует Церковь и рассказывает о том, как сильно в отрицательном смысле Церковь повлияла на него. Не хотел и касаться такой темы — много чего пишут, не реагировать же на каждый текст. Но письмо имело широкий резонанс. Подходят и спрашивают в храме, пишут на эл. почту, звонят по телефону. Просят высказать свое мнение: с чем — согласен, с чем — не согласен. Подумал, что имеет смысл высказаться и пригласить вас к разговору на эту тему. Если промолчу, могут подумать, что мы, священники, боимся ставить эти вопросы, прячем голову от правды, как страусы.

    Сначала я приведу письмо целиком, а потом буду приводить какие-то фрагменты и комментировать.

    Сразу предупреждаю, что Я БЫ ВООБЩЕ НЕ РЕКОМЕНДОВАЛ ЧИТАТЬ ЭТО ПИСЬМО. Не смущайте себя, не портьте себе настроение. Я, когда читал его первый раз, дочитал лишь до половины и закрыл, потому что на душе стало отвратительно и как-то грязно. Потом, когда стали задавать вопросы, я понял, что мне от этого никуда не уйти и надо дочитать до конца — работа такая

    Итак, некий анонимный священник (сильно сомневаюсь, кажется, это состряпанный безбожниками фейк) отвечает на вопросы. Он честен. Со своей стороны тоже буду совершенно честным. Но сначала письмо «батюшки»: httр://ahilla.ru/ya-nadeyus-na-revolyutsiyu-v-rpts/

    Есть ли для тебя разница между Церковью, в которую пришел когда-то, и РПЦ, в которой оказался?

    Какой-то принципиальной, сущностной разницы я не вижу. Церковь другой не стала, я стал другим и радикальным образом пересмотрел свое отношение как к Церкви в частности, так и к религии вообще.

    Период моего воцерковления — середина 90-х годов. Сам знаешь, какое это было время: разброд, шатание, денег нет, жрать нечего, ничего не работает. А Церковь предлагала некую идею в этом хаосе, некий порядок. Я был такой, что пусть без еды и денег, но лишь бы за идею, послужить Богу, человечеству, сделать этот мир лучше и все такое. И получилось так, что, подсев на эту идею, я не смог разглядеть те реальные проблемы Церкви, от которых надо было сразу делать ноги, а они, эти проблемы, маячили у меня перед носом, я с ними сталкивался постоянно, но видеть не хотел… Как говорится: влюбленные безумны.

    Давай по аналогии такую историю расскажу: лет в 15 или 16 случилась у меня беда. Влюбился я в одну девчонку. Девочка была необыкновенной красоты, но при этом тупая как пробка и невероятная эгоистка. И так вот мне это ее внешнее благолепие нравилось, что я четыре года за ней бегал и просто не обращал внимания на ее совершенно инфернальный характер. Мне уже и друзья говорили: ну ты посмотри, с кем ты связался, а я им буквально словами из песни Высоцкого «Про Нинку» отвечал. Потом, конечно, разрыв, депрессия. Короче, плохо было…

    Вот та же история с Церковью: прекрасная обложка, прекрасные слова о любви, о Боге, о самоотверженном служении, но за всей этой позолотой — абсолютный смердящий свинарник. В этом смысле Церковь от секты не отличается вообще ничем. Да, попы не ходят по улицам, как иеговисты, не пристают, не раздают литературу. Но Церковь поступает еще круче. Она выдает себя за оплот патриотизма, хранителя исторической памяти народа, каких-то там абстрактных скреп и традиций, необычные одежды, необычный язык, даже запах в церкви необычный. Все как не отсюда. Знаешь, многие клюют на такую дешевую пропаганду с полпопытки.

    А когда человек попал в оборот, тут уже начинается про послушание, смирение, благоговение перед священноначалием, целование надушенных лапок, ежедневное бубнение непонятных текстов, масоны, весь мир хочет уничтожить Россию, потому что она православная, пусть живем в дерьме, зато с молитвой, и тому подобное. А если один раз ударить как следует бронебойным в голову и суметь пробить самую главную защиту под названием «критическое мышление», то мозг можно уже высосать из головы через трубочку. Этим занимаются секты и, тут у нас не должно быть никаких иллюзий, этим же занимается и Церковь.

    По-моему, Кураев как-то сказал нечто вроде: для Церкви канонично то, что ей полезно. От себя добавлю: есть только две абсолютно полезные вещи — деньги и власть. И церковные иерархи это прекрасно знают, и действуют в полном соответствии с этим знанием на протяжении сотен лет.

    Что изменилось для тебя за последние 8 лет власти Патриарха Кирилла?

    Неожиданную вещь скажу: Кириллу благодарен как отцу родному. Вот как традиционный такой, патриархальный домостроевский отец выбивает ремнем из отрока всякую дурь, так же Кирилл выбил из меня всю оставшуюся романтику и иллюзии. Он открыл для всех думающих людей церковную систему во всей ее «красоте», показав, что власть и деньги — это именно то, для чего живет РПЦ. И за это надо быть ему благодарным, потому что, если бы не существовало таких замечательных вещей как похмелье и ломка, то все поголовно были бы алкоголиками и наркоманами. И все эти «пуськи», невзоровы, протесты против строительства храмов, пляски с бубном вокруг Исаакия, акции православнутых — это и есть тот самый похмельный синдром, который он всем обеспечил.

    Он довел власть архиереев до абсолютного абсурда, сделав их неподсудными феодалами, он практически вышвырнул мирян из любых областей, где можно принимать в Церкви хоть какие-то решения, настроил против Церкви интеллигенцию, лишил рядовое духовенство возможности проявлять малейшую инициативу, он превратил проповедь в митинговую речь, рассчитанную только на уши властей и подвластной им толпы с IQ ниже плинтуса.

    Надо отдать Кириллу должное — он гениальный демагог. Демагог именно в таком, советском, большевистском смысле слова.

    Помнишь, когда судили Алехину и Толоконникову, не было ведь сказано из его уст ни единого слова о милосердии, мол, да отпустите вы этих дурочек, пусть идут себе на все четыре стороны. Нет, он ответил этим ничтожным панкушкам целым молитвенным стоянием, где своей речью о «предателях в рясах» точно провел черту между толпой и последними думающими людьми в Церкви. Дал совершенно четко понять, что Церковь не с людьми, а с властью, и благословит все, что будет делать власть. Именно при нем стало не просто можно, но и нужно называть убийство людей «священной войной», именно он объяснил, что прощение может быть «нецелесообразным», что прощать можно только тех, кто поджимает хвост перед властью. На панк-молебне в ХХС прозвучал самый главный «прокимен»: «Патриарх Гундяй верит в Путина, лучше бы в Бога, с..ка верил». Никогда на Руси скоморохи не отличались особой нравственностью, но правду о царе говорить умели всегда.

    По моему глубокому убеждению, Патриарх — совершенно нормальный, ожидаемый проект кремлевской пропаганды и вполне себе атеист, который, имея покровителем не Бога, а власть, прекрасно понимает, что ему ничего не будет, пока эта власть является властью. И поэтому он держится за эту власть, как немощная старуха за сундук с тряпьем.

    За последние 8 лет в моей жизни изменилось то, что я очень сильно поумнел, а процесс поумнения всегда сопряжен со страданиями — нравственными, интеллектуальными, ценностными… Но, в конечном счете, это здорово, потому что пройдя через эту ломку, можно посмотреть на Церковь глазами без очков.

    Ощутил ли на себе последствия раздела епархий?

    Да нет практически. Это же все административные проблемы. Это заморочки для архиереев, благочинных и прочей верхушки. Рядовой священник рад уже тому, что на хлеб заработал и что его не пинают с прихода на приход или за штат только потому, что архиерею в очередной раз моча в голову ударила.

    Ничего в лучшую сторону не изменилось. Архиереи как были поместными царьками, которым никто не указ, так и остались, как гребли деньги с приходов, так и гребут. Архиерей в РПЦ непререкаем и неподсуден, пока он не пошел поперек патриарха. Славь Кирилла и делай что хочешь, хоть иподьякона своего в алтаре трахай — ничего тебе не будет, если не уклоняешься от общей вертикали. В этом принципе есть что-то очень советское, сталинское. Сталин, как известно, не мешал своим ставленниками обогащаться, пить и развратничать, потому что такие были наименее способны руководствоваться в жизни принципами и представлять потенциальную угрозу для власти.

    Какие проблемы видишь в епархиальной жизни?

    Самая главная проблема, на мой взгляд, это абсолютно бесправное положение рядового духовенства. Это все неправда, что попы зажрались и ездят на мерседесах, лезут в школы, и занимаются рейдерством. Всем этим занимается очень тонкая прослойка духовенства, которым по разным причинам можно. Основная масса нормальных, рядовых священников боится лишний раз рот открыть, чтоб произнести что-то, чего нет в Требнике.

    У архиереев сильнейший страх перед любой самостоятельностью, перед любым независимым суждением. В большинстве епархиальных управлений (а мне об этом хорошо известно из рассказов тех священников, которые от этого пострадали) есть специальные люди, которые постоянно мониторят все, что священники пишут в социальных сетях, и все эти распечатки кладутся на стол архиерею. И за какой-то невинный комментарий, анекдот, несанкционированное суждение можно потерять место на приходе. Это факт.

    Среди духовенства огромное финансовое расслоение: от очень богатых, которые покупают себе машины за несколько миллионов рублей, до очень бедных, которые не могут своему ребенку купить дешевый мобильный телефон. Бедных абсолютное большинство. Жаловаться, просить деньги не имеет никакого смысла. Архиереи в курсе этого положения, и сами его, можно сказать, создают, руководствуясь принципом «сытый голодного не разумеет». Каким бы тираном и самодуром архиерей ни был, священники никогда между собой не договорятся возразить ему по-настоящему, объявить бойкот, коллективно и не анонимно нажаловаться.

    Как живет обычный священник день за днем, без прикрас, без слащавой картинки для православной публики?

    Очень по-разному живут. Как я уже сказал, есть очень богатые, есть очень бедные. Богатым мне побывать не довелось, а вот что такое полтора года сидеть вообще без денег, я знаю. Друзья выручали, помогли хоть как-то протянуть это время.

    Я знаю одного священника, который, сидя так же без денег, просил благочинного занять ему средства на лекарства для умирающего отца, на что получил ответ: я только что заплатил взносы в епархию и у меня нет ни копейки. Правда ли у него не было ни копейки, я не знаю, но если было, и он врал, то он сволочь, если говорил правду, тогда сволочь — архиерей, который высосал из благочинного все деньги.

    Жизнь рядового священника заключается в том, что он не имеет никаких прав. Его могут использовать как угодно, где угодно, могут платить, могут не платить, могут переводить с прихода на приход, отправлять за штат по капризу архиерея, наказывать согласно анонимным доносам. Если учесть, что священники в основной своей массе многодетны, можно представить, с какими это сопряжено проблемами. Рядовой священник живет в страхе, он боится сказать лишнее слово, попасть в немилость, он постоянно ждет какого-то доноса на себя, анонимки, жалобы, которые совсем не зависят от его поведения.

    Это жизнь бесправного крепостного, которую пафосно именуют «служением».

    Каковы взаимоотношения с настоятелем, братьями-священниками, архиереем?

    Лично я с начальством был в контрах всегда. Правда, в разной степени. За что немало получил: и по приходам меня пинали, и запретом грозили. Научили быть умнее и не метать бисер. Зато я научился интуитивно за 5 минут определять, можно ли с данным человеком нормально общаться или нет. Это, скажу я тебе, очень полезный навык. Последние года три он меня ни разу не подвел.

    Что касается отношений с равными мне, рядовыми священниками, то тут все тоже очень по-разному. Тут надо понимать, что многие священники, чтобы не жить в постоянном когнитивном диссонансе, просто отключают совесть и мозги и плывут по течению, считая, что это все «воля Божья». С ними говорить вообще не о чем. Они, в лучшем случае, ничего не поймут, потому что уже нечем понимать, в худшем — просто донесут на тебя куда надо.

    Есть умные, интеллектуально и психологически не деградировавшие священники, которые все давно поняли, с которыми можно поговорить по душам. Но это все не больше разговоров на кухне под коньяк. Я пивал коньячок со многими батюшками из разных епархий. На таких посиделках архиереев не просто ругают, а ругают отборным матом, их не просто не любят, их ненавидят и презирают. Но сделать ничего не могут: у каждого семья, дети, их надо как-то кормить. Большинству таких священников уже за 40 и начинать новую жизнь страшно. У многих воля просто сломлена.

    Среди священников довольно много неверующих, иногда, в частном разговоре, откровенных атеистов. Но именно они, по моему мнению, наиболее способны к здравым, независимым суждениям. Я со многими из таких дружу и с ними в разведку пошел бы запросто. По одной простой причине — они в своей жизни руководствуются не какими-то внешними правилами и моральными нормами, скрепами и традициями, а своим умом и опытом, если они что говорят, то не цитируют бездумно священные тексты, а говорят о том, что сами испытали и выстрадали.

    А как же они служат?

    Да, я по молодости задал одному протоиерею такой вопрос: «А как же ты служишь?» Вместо прямого ответа, он предложил мне мысленный эксперимент. Он сказал: «Зайди в интернет на сайт, где объявления проституток с номерами телефонов, позвони какой-нибудь Снежане и спроси ее: „А как же ты занимаешься сексом без любви? Тебя совесть не мучает?“ И все что она скажет — это мой ответ тебе».

    Для меня это было исчерпывающим ответом. Да, для значительной части духовенства вся эта православная жизнь это просто позволение использовать себя за деньги или хотя бы за то, чтоб не вышвырнули на улицу. Поэтому за деньги тебе в церкви отпоют хоть сатаниста.

    Как выглядит приходская жизнь глазами священника? Социальная, миссионерская, молодежная деятельность — это реальность или фикция?

    Абсолютно полное, откровенное втирание очков. Для заметки на сайте, для того, чтобы отчитаться. От их просветительской работы градус тупости и абсурда только растет, от всех этих пафосных речей про реабилитацию наркозависимых и алкоголиков самому хочется уколоться и забыться. А чем ты хочешь привлечь в Церковь молодежь? Изучением церковнославянского языка или запретом заниматься сексом до брака. Не, ну можно еще, конечно, пойти сжечь абортарий и набить морду каким-нибудь педикам. Больше молодежи Церковь ничего предложить не может.

    Кстати о «голубизне». Насколько это распространенное явление?

    Слушай, мне всегда так нравились женщины, что я никогда о геях не думал. Так что знакомых гомосексуалов у меня в Церкви нет, и свечку я ни над кем не держал. Но есть целый ряд персон в рясах, в гомо- и бисексальности которых я не сомневаюсь. И это не обязательно монахи, среди которых ситуативный гомосексуализм очень распространен, как в армии и в тюрьмах. Это явление в Церкви существует, как существует оно везде. Проблема в том, что часто это становится политикой и средством давления. И есть такие священники, которые не получили хороший приход только потому, что, будучи семинаристами, попали в немилость, отказавшись сосать кому надо.

    Как выглядит финансовая жизнь обычного прихода, куда распределяются потоки денег? Зарплаты, отпуска, больничные, пенсии, трудовая, полис — как с этим обстоит?

    Зарплаты в основном серые в конвертах (официальная зарплата ничтожна), и их величина прямо пропорциональна наличию совести у настоятеля или благочинного. Проблема еще в том, что епархиальное управление выдаивает приходы досуха, а это уже прямо пропорционально зависит от вменяемости и жадности архиерея. Поэтому в разных епархиях по-разному — от полной невменяемости, до вполне приемлемой ситуации.

    Как себя ощущает священник через 10 лет служения? Есть ли чувство правильного движения, духовного развития или регресс по сравнению с тобой, только что рукоположенным?

    Ощущает себя так же, как ощущает себя мужчина, женившийся на прекрасной целомудренной девушке, а прожив с ней несколько лет, понимает, что она всего лишь рядовая шлюха. А выводы из этого знания можно делать разные. Можно собрать вещи и уйти, а можно терпеть, принимая это как «волю Божью». Первых я искренне уважаю, вторых не осуждаю, потому что отчасти к ним и принадлежу, с той только разницей, что ни в какую «Божью волю» давно не верю. Если меня можно с кем-то сравнить, так это с работником мясокомбината, который никогда в жизни не только не станет есть сосиски, но и кошку свою ими не накормит.

    Если отмотать назад — пошел бы опять в священники?

    Да ни за что. Проблема в том, что дверь на выход открывается очень туго. Светская специальность у меня потеряна, я оброс детьми, в значительно степени десоциализировался. Я пока думаю о том, как выйти из этой ситуации с наименьшими потерями, в том числе и финансовыми.

    Нет ли желания уйти совсем: за штат, снять сан или в альтернативную церковь?

    Постоянно, разве только кроме желания уйти в какую-то другую церковь. Здесь для меня все кошки серы, ну, а если не все кошки серы, то все кошки все равно — кошки. Да, я думаю над тем, чтоб уйти, планирую этот уход, но не хочу пока пороть горячку. Кинуть свой крест на стол митрополиту я еще успею.

    От чего больше всего устаешь?

    От глупости, абсурда и самодурства. Религиозность реально отупляет человека, лишает его самостоятельности, терпимости, человечности. Это можно видеть повсеместно. Это утомляет. Поэтому в моем кругу общения с каждым годом все больше людей, которые не имеют к Церкви никакого отношения или отношение негативное.

    Есть ли какая-то разница между тобой настоящим и тобой-священником?

    Я бы сказал: нет почти ничего общего. Только очень плохой артист отождествляет свое лицо с гримом и свой ум — с набором реплик из пьесы. А я хороший артист. Церковь это театр, витрина, и обмануть она может только очень неумных и экзальтированных людей, как артист обманывает детей, одеваясь в костюм Деда Мороза. Но ребенок это ребенок, а взрослый человек, верящий разодетому бородатому мужику, который претендует на знание божественного откровения — просто дурак. Ну, а сам мужик, одевшийся в костюм Деда Мороза и верящий, что от этого он в самом деле стал Дедом Морозом — полный идиот.

    Священство — благо для твоей семейной жизни или проблема?

    На данный момент просто средство выживания.

    Каким видится будущее: ближайшее, лет через 10?

    Я очень надеюсь на переход количественных изменений в качественные и на революцию в РПЦ, которая в своем нынешнем виде просто обязана перестать существовать. В противном случае, она заслужит если не ненависть народа, то презрение, это точно. И когда система начнет рушиться, я надеюсь на тот момент уже не быть ее частью.

    А теперь мое мнение обо всем высказанном в этом письме. Сначала выскажусь вообще о позиции священника, потом поговорим о частностях.

    Самое первое и основное:

    Мы имеем дело с человеком, потерявшим веру. НЕ ПОТОМУ ОН ПОТЕРЯЛ ВЕРУ, ЧТО ТАК ВСЕ ПЛОХО В ЦЕРКВИ, А ПОТОМУ ЕМУ И ПЛОХО, ЧТО ВЕРУ ПОТЕРЯЛ. Чувствуете разницу?
    Моя жена через мое плечо глянула на это письмо и сказала: «Бедный, веру потерял. Ну, так пусть уходит из священства и идет работать на светскую работу».
    Я прокомментировал: «Не может…»
    Жена, искренне: «Почему не может?»
    Я задумался. А ведь на самом деле не не-может, а не хочет, потому, что там надо работать, а тут плыви себе по течению: оттарабанил службу, положил денежки в карман и давай, отдыхай. Сиди себе за компьютером и критикуй анонимно Церковь.

    Мы скажем: Но ведь это очень подлая, непорядочная позиция.
    Ну, – ответит наш батюшка, – потому я такой подлый и непорядочный, что Патриарх плохой, да церковники.

    А ведь все именно так! Мы имеем дело с человеком, который абсолютно не соответствует занимаемой должности – НЕВОЗМОЖНО БЫТЬ НЕВЕРУЮЩИМ СВЯЩЕННИКОМ (. ) И при этом этот человек не покидает своего места только из-за денег, которые мы, верующие, ему несем. Но ведь это обманщик! Он не дает нам того, что должен давать, – священнического служения, которое, по определению, связано с личной верой пастыря, – и при этом получает деньги.

    Мне скажут, что хороший священник может быть неверующим, лишь бы был профессионалом своего дела, а я отвечу, что это невозможно. Я много над этим думал. Сводить священство к пению-чтению-говорению проповедей-ответам на богословские вопросы и т.д. нельзя! Нельзя быть теоретическим специалистом в духовных вещах. Настоящая помощь людям предполагает твою личную молитву и твой посильный, но подлинный духовный опыт. Пусть маленький, но живой. А без этого – ты плохой священник, как бы ты красиво не пел и не говорил проповеди.

    Можно быть священником слабым и грешным, можно быть сомневающимся и вопрошающим (как Папа в фильме «Молодой Папа»). Это все можно иметь, но при этом, – как бы для кого-то это страшно не звучало, – можно быть священником хорошим. А вот неверующим, то есть не имеющим своего личного духовного опыта, не имеющим личных отношений с Богом, – невозможно!

    Любой психолог скажет (а интуитивно мы и так все это знаем), что при общении важны даже не слова, а таинство общения. При общении мы считываем 90% информации, идущей от собеседника подсознательно. И если священник неверующий – как бы красиво он ни говорил, мы считываем, что нам говорят ложь!

    Как можно говорить, что ты хороший священник и соответствуешь занимаемой должности, если нет в тебе того живого импульса, того духовного измерения, которые-то и считываются человеком?

    Значит, ты – обманщик, ты вор!

    Уйди честно и служи в миру людям, но не надо лгать, стоя у престола, произнося молитвы. Мы не верим этим молитвам и твоим советам. Мы слышим молитвы, но в сердце нашем они не откликаются, потому что это бездушные механические слова.

    Позиция автора письма абсолютно инфантильная, тут полная личностная незрелость. Автор письма, как ребенок, считает, что старшие за него должны все сделать. Только если они будут что-то делать и менять, тогда станет хорошо.

    А ты, дорогой, что лично ты делаешь в этом отношении? Не смотри на других, делай сам. Кто мешает проповедовать, окормлять паству, преподавать.

    Впрочем, давайте перейдем к письму. Я буду цитировать фрагменты и давать свой комментарий.

    Период моего воцерковления — середина 90-х годов. Сам знаешь, какое это было время: разброд, шатание, денег нет, жрать нечего, ничего не работает. А Церковь предлагала некую идею в этом хаосе, некий порядок. Я был такой, что пусть без еды и денег, но лишь бы за идею, послужить Богу, человечеству, сделать этот мир лучше и все такое. И получилось так, что, подсев на эту идею, я не смог разглядеть те реальные проблемы Церкви, от которых надо было сразу делать ноги, а они, эти проблемы, маячили у меня перед носом, я с ними сталкивался постоянно, но видеть не хотел…

    Итак, когда увидел проблемы – нужно «делать ноги». Хорошая позиция

    Я вот тоже через какое-то время, придя в Церковь, увидел проблемы, но задал себе вопрос: смогу ли я что-то изменить? Ведь это Церковь родного мне, открывшегося мне Христа, моего Спасителя, Который умер за меня и обещал мне Царство Божие. Знакомство с христианской историей даже на самом поверхностном уровне показывает, что в Церкви всегда были проблемы и язвы, потому что Церковь – это сообщество людей, а люди, сами-знаете…

    В период моего неофитства мне казалось, что я смогу реально, принципиально что-то в нашей церковной реальности изменить к лучшему. Сейчас иллюзии рассеялись и я стал более трезво смотреть на вещи. Я знаю, что глобально я ситуацию не спасу, но я спасу ее на том участке работы, на который поставлен. Я хочу, чтобы у людей была не слепая и примитивная вера, а зрячая и осмысленная, я хочу, чтобы люди имели живой опыт прикосновения к Богу, и я могу хотя бы поделиться своим мизерным опытом. Я знаю, что у людей страхи, запутанность, потеря ориентира и я смогу донести до нескольких тысяч (благодаря Интернету есть такая возможность) мое видение, мой опыт. И, может быть, кого-то он согреет и поддержит.

    Я все это могу, и тогда в чем проблема? Буду делать. То малое, что от меня зависит, но буду делать Я, ЛИЧНО Я, а не буду ждать, пока ситуацию начнут менять к лучшему какие-то дядьки в высоких кабинетах.

    Вот та же история с Церковью: прекрасная обложка, прекрасные слова о любви, о Боге, о самоотверженном служении, но за всей этой позолотой — абсолютный смердящий свинарник.

    Ну, встречаются «смердящие» вещи, но ведь есть и благовонный запах…
    А как же молитвенные минуты, согретые слезами или шепотом радости?
    А как же переживание Царства и праздника на Литургии и на других службах?
    А как же глаза людей, которым чуть-чуть помог и они светятся радостью и надеждой?
    А как же маленькие чудеса, которыми тебя, как заботливый папа, всегда приносящий детям вкусненькое, балует постоянно Господь?
    А благоухание Личности Христа, Который любит нас, смотрит на нас и показывает пронзенные руки и ноги, которые Он дал пробить, чтобы нас Спасти?
    А как же сонм святых, которые возлюбили Господа даже до смерти?
    А как же сияние иного мира в святых и старцах, которые жили совсем недавно, как мой любимый отец Паисий Афонский, и которые доныне в латаных-перелатанных подрясниках встречают тебя на Афоне или в монастырях Востока?
    А как же чистые девочки и юноши с лицами, полными света, которых ты постоянно встречаешь в храме? И морщинистые лица стариков и старушек, которым в их тяготах на коммунальных кухнях подставляет плечо Господь?
    А как же…
    Список можно продолжать долго.
    От всего этого захочешь – и не отречешься! Мне, во всяком случае, моя вера дает неизмеримо больше, до стыдного больше, чем я – ей.

    Скажу больше: я и свинарник, и грязь нашу целую, потому, что это грязь людей, которые мне дороги. Это не чья-то грязь чужая, а грязь и моя и моих близких. Потому что мы все несовершенны. И над всем этим ты видишь огромное прощение, милость и любовь Божию.
    Я – это принимаю и с этим буду работать.

    В этом смысле Церковь от секты не отличается вообще ничем. Да, попы не ходят по улицам, как иеговисты, не пристают, не раздают литературу. Но Церковь поступает еще круче. Она выдает себя за оплот патриотизма, хранителя исторической памяти народа, каких-то там абстрактных скреп и традиций, необычные одежды, необычный язык, даже запах в церкви необычный. Все как не отсюда. Знаешь, многие клюют на такую дешевую пропаганду с полпопытки.

    Я, как говорят в Одессе, «дико извиняюсь», но ведь Церковь действительно есть оплот патриотизма, хранитель исторической памяти и всяких там скреп. Если бы не Церковь, то куда скатился бы мир? В разврат, потакание страстям и порокам, в забвение исторической миссии, которую несет любой христианский народ – быть городом, стоящим наверху горы и светить всему миру.
    Да, эти лозунги сегодня опошлены и девальвированы, но ведь это, все-таки, так и есть. Да, мы, священники, сами не показывающие примера, вещаем об этом своими «скверными устнами», но ведь в этих словах – правда.

    По-моему, Кураев как-то сказал нечто вроде: для Церкви канонично то, что ей полезно. От себя добавлю: есть только две абсолютно полезные вещи — деньги и власть. И церковные иерархи это прекрасно знают, и действую в полном соответствии с этим знанием на протяжении сотен лет.

    Да, и это есть… Грустно мне читать про то, как Церковь придумывала законы, абсолютизирующие власть царя и епископа, как благословляла гонения на старообрядцев, иноверцев, поддерживала крепостной режим… Я уже молчу про инквизицию и все прочее, но ведь мы определились, что Церковь – это люди. И они могут ошибаться. Временное они могут принять за вечное, свое придуманное могут возвести в статус богоустановленного и незыблемого. Церковь, как она предстала в видении Ерму (читайте раннехристианский документ Пастырь Ермы), – и старая, и молодая одновременно. Старая – потому, что существует очень давно, а молодая – потому, что вечно обновляется, «юнеет».

    Да, я за то, чтобы была проведена ревизия наших канонов и некоторых представлений. Но нельзя сказать, что этого процесса нет. Он идет. И спешка тут не самый хороший советчик. Как хорошо сказал тот же отец Андрей Кураев: Минер идет медленно. Но лучше его не обгонять.

    . Кирилл выбил из меня всю оставшуюся романтику и иллюзии. Он открыл для всех думающих людей церковную систему во все ее «красоте», показав, что власть и деньги — это именно то, для чего живет РПЦ. И за это надо быть ему благодарным, потому что, если бы не существовало таких замечательных вещей как похмелье и ломка, то все поголовно были бы алкоголиками и наркоманами. И все эти «пуськи», невзоровы, протесты против строительства храмов, пляски с бубном вокруг Исаакия, акции православнутых — это и есть тот самый похмельный синдром, который он всем обеспечил.

    А чем Патриарх Кирилл вам не нравится? Часто слышу: «Кирилл! Кирилл!» А спросишь: в чем конкретно есть претензии к Патриарху? – и как-то задумываются.

    Надо строить храмы? Надо. Патриарх инициировал программу строительства сотен храмов, и это очень нужно! Нужен Исаакий верующим? Конечно! Хватит из храма делать музейный бизнес-проект. Или вы за то, чтобы ничего не строилось, главное – спокойствие и согласие с безбожниками?

    «Пуськи»? Ну, тут я согласен, что священноначалие должно было громче проартикулировать нашу позицию прощения. Это не было сделано. Но ведь Патриарх – он Патриарх для всего общества, а не только для либеральной интеллигенции. В нашем обществе есть запрос на охранительскую позицию, на «скрепы» и проч. И наше священноначалие заняло такую позицию: обидеться и наказать. Мы можем не соглашаться с этим, но ведь и эта позиция имеет права на существование.

    А при чем тут «невзоров» и «православнутые»? Они и вправду появились в последние годы, но именно потому, что сейчас выросло поколение людей, которые не боятся озвучивать свою позицию. И их никто за это не репрессирует. А вы хотели бы на их рты накинуть платки?

    Меня, напротив, удивляет терпимая позиция Патриарха к иному мнению. В свое время я выступил за то, чтобы отец Иоанн Охлобыстин оставался бы в священнослужении. Я написал ему открытое письмо: http://archive.taday.ru/text/251708.html
    Мне потом рассказали, что Патриарху не понравилось, что пишут такие письма, которые идут вразрез с позицией священноначалия. И все. Просто — «не понравилось». Мне даже никто не позвонил, просто рассказали о личной реакции Патриарха. Уважаю его мнение, но остаюсь при своем.

    А никого не удивляет, что сегодня открыто публикуются материалы, в которых высказываются критические замечания к церковной жизни (тот же о.А.Кураев, о.В.Чаплин) и никто их не затыкает?

    И еще: Патриарх – это начальник, если хотите, босс. Мы можем быть с его мнением несогласны, но босс – он, а не мы. Мы ведь на своей светской работе можем быть несогласны с мнением начальника, он не обязан действовать так, как нам нравится. Это – право начальника. У него другой уровень компетенции, видение вещей, и он может принимать решения, которые нам не близки.
    Но анархии нет нигде — нет ее и в Церкви.

    Он довел власть архиереев до абсолютного абсурда, сделав их неподсудными феодалами, он практически вышвырнул мирян из любых областей, где можно принимать в Церкви хоть какие-то решения, настроил против Церкви интеллигенцию, лишил рядовое духовенство возможности проявлять малейшую инициативу, он превратил проповедь в митинговую речь, рассчитанную только на уши властей и подвластной им толпы с IQ ниже плинтуса.

    Архиереи и были неподсудными феодалами – это печальный факт. С этим я отчасти согласен. «Отчасти», потому что именно при нынешнем Патриархе был учрежден Церковный суд. Туда может обратиться несправедливо обиженный клирик. И я знаю дела, когда несправедливо запрещенный, или лишенный сана клирик восстанавливался по решению этого суда.
    А вот дальше – не согласен. Откуда миряне вышвырнуты? Почему рядовое духовенство лишено возможности проявлять инициативу? Действуйте, кто мешает? Может быть, где-то на местах архиереи и мешают, но это их частная инициатива. Проповедническая, миссионерская, педагогическая деятельность – флаг вам в руки.

    Надо отдать Кириллу должное — он гениальный демагог. Демагог именно в таком, советском, большевистском смысле слова.

    Патриарх – прекрасный проповедник и оратор! Это факт, нравится нам или нет, но признайте правду. Мы можем быть с ним в чем-то не согласны, но то, что Патриарх говорит вещи мудрые, правильные, сбалансированные и избегающие крайностей, которые могут иных соблазнить (мой грех), – это совершеннейший факт. Покажите мне другого церковного спикера у нас или за рубежом, с которым вы полностью согласны и вам его позиция нравится? Нет таких.

    Самая главная проблема, на мой взгляд, это абсолютно бесправное положение рядового духовенства. Это все неправда, что попы зажрались и ездят на мерседесах, лезут в школы, и занимаются рейдерством. Всем этим занимается очень тонкая прослойка духовенства, которым по разным причинам можно. Основная масса нормальных, рядовых священников боится лишний раз рот открыть, чтоб произнести что-то, чего нет в Требнике.

    Верна – первая половина. А вторая половина этого пассажа неверна. Почему рядовые священники боятся открыть рот? Чего такое, чего нет в Требнике, запрещается? При нынешней церковной администрации из опалы был даже возвращен отец Георгий Кочетков, который при прежнем Патриархе был репрессирован. Я лично – с Кочетковым не согласен, но ему вернули право служения и окормления его, очень своеобразных, общин.

    Миссионерские литургии с пояснениями, детские литургии, возможность совершить без всяких справок в епархию Чин молитвенного утешения родственников над самоубийцей (что реально утешает сродников самоубийцы), сокращенный вариант Соборования, другие прекрасные нововведения.

    Я, честно говоря, не вижу, чтобы кто-то священников ограничивал в их деятельности и допустимых пастырских экспериментах.

    Дал совершенно четко понять, что Церковь не с людьми, а с властью, и благословит все, что будет делать власть. Именно при нем стало не просто можно, но и нужно называть убийство людей «священной войной», именно он объяснил, что прощение может быть «нецелесообразным», что прощать можно только тех, кто поджимает хвост перед властью. На панк-молебне в ХХС прозвучал самый главный «прокимен»: «Патриарх Гундяй верит в Путина, лучше бы в Бога, с..ка верил». Никогда на Руси скоморохи не отличались особой нравственностью, но правду о царе говорить умели всегда.

    Церковное священноначалие не идет вопреки власти. А нужно, чтобы шло? Нужно, чтобы, вместо созидания, шла работа на разделение общества?

    Пока речь не идет о принципиальных вещах, Церковь поддерживает власть и молится за нее. Так было всегда. И Христос ничего не говорил об оккупантах-римлянах, и первохристиане не бунтовали против власти. Но в принципиальнейших вещах, как озвучил позицию Церкви Ап. Петр, » должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян 5:29).

    В большинстве епархиальных управлений (а мне об этом хорошо известно из рассказов тех священников, которые от этого пострадали) есть специальные люди, которые постоянно мониторят все, что священники пишут в социальных сетях, и все эти распечатки кладутся на стол архиерею. И за какой-то невинный комментарий, анекдот, несанкционированное суждение можно потерять место на приходе. Это факт.

    А я вообще за то, чтобы священники не скрывались за никами и анонимными аватарками. Мне бывает противно, когда я читаю какую-нибудь гадость и знаю, что за ником скрывается священник. Я считаю, что священник должен быть более ответственным за свои слова и не подливать масла в огонь, когда идет волна хулы. Если боишься – лучше молчи. Готов сказать правду и за это пострадать от архиерея м говори.

    Хорошо было бы, чтобы архиереи не наказывали за твое суждение? Да. Но это зависит опять же от самого архиерея.

    Вообще в письме «священника», которое я разбираю, много критики на архиереев. Справедливой. Есть такие, по-видимому, не совсем достойные. Но я лично знаю некоторых архиереев и скажу, что те, кого я знаю, – достойные люди. Да, у них есть свое мнение и если ты не соответствуешь ему, можешь лишиться и прихода, но, дорогие, это опять вопрос о начальнике. Не можешь работать с этим начальником – уходи к другому. Не можешь ужиться с этим архиереем, иди к другому.

    Все время стонут, что можно лишиться прихода. Да какая разница? Ты Богу и людям пришел служить, или приходу? Я совершенно не привязываюсь к месту своего служения. Если меня завтра отправят в глухую деревню, буду трудиться там. Проповедовать, окормлять людей, писать тексты и видео. И я знаю, что мои духовные чада будут приезжать ко мне. Не надо ни к чему привязываться! Обидно? Да, меня самого, в свое время, сняли с настоятельства и перевели на другой приход самым младшим священником, но ведь ничего не делается без Промысла Божия?

    Читая про то, как какого-то батюшку сняли и у него случился сердечный приступ, могу сказать, что у этого батюшки было нездоровое отношение к его приходу. Христианское отношение к месту служения должно быть совсем другим. Ни к чему не привязываемся.

    Как живет обычный священник день за днем, без прикрас, без слащавой картинки для православной публики?
    Очень по-разному живут. Как я уже сказал, есть очень богатые, есть очень бедные. Богатым мне побывать не довелось, а вот что такое полтора года сидеть вообще без денег, я знаю. Друзья выручали, помогли хоть как-то протянуть это время.
    Я знаю одного священника, который, сидя так же без денег, просил благочинного занять ему средства на лекарства для умирающего отца, на что получил ответ: я только что заплатил взносы в епархию и у меня нет ни копейки.

    Священник, который любит людей и свое служение, с голоду не умрет. Помню, пришел к нам в храм один батюшка. И начал плакаться, как бедно живет. А отец Павел – был у нас такой батюшка – ему отвечает: «Ты люби людей, и люди тебя будут любить». И тот священник не внял. Ушел и до сих пор (лет уже 10) плачется, а тот, кто ему сказал, живет хорошо. Потому, что отец Павел, не обладая ни проповедническим, ни каким-то иным катехизаторским даром, никогда не отказывает людям в молитве. Попросят его помолиться, послужить, он всегда откликается. И люди его очень любят.
    Это я к чему рассказал? А к тому, что я не видел ни одного священника, который был бы добр к людям и люди его оставили в беде и в голоде. Есть приходы архи-бедные. Но, если ты любишь людей, через несколько лет у тебя возникает круг духовных чад, которые тебя в обиду не дадут.
    Если какой-то батюшка просил благочинного (!) одолжить денег, то значит, у этого священника вообще нет духовных чад. И как это характеризует этого батюшку.

    Среди священников довольно много неверующих, иногда, в частном разговоре, откровенных атеистов. Да, для значительной части духовенства вся эта православная жизнь это просто позволение использовать себя за деньги или хотя бы за то, чтоб не вышвырнули на улицу. Поэтому за деньги тебе в церкви отпоют хоть сатаниста.

    Я вот знаю, наверное, сотню священников, и среди них не знаю ни одного атеиста. Наверное, такие беспринципные обманщики есть, но их единицы. И я не знаю ни одного священника, который бы отпел сатаниста или цинично высказался по поводу святыни. Допускаю, что такие есть, и это очень грустно. Это с очень плохой стороны характеризует человека, который только для того, чтобы не идти работать на светскую работу, как все нормальные люди, обманывает людей в храме.

    Социальная, миссионерская, молодежная деятельность — это реальность или фикция?
    Абсолютно полное, откровенное втирание очков. Для заметки на сайте, для того, чтобы отчитаться. От их просветительской работы градус тупости и абсурда только растет, от всех этих пафосных речей про реабилитацию наркозависимых и алкоголиков самому хочется уколоться и забыться.

    Это откровенное вранье. Есть социальная деятельность, и она усилилась после прихода к церковному рулю Патриарха Кирилла. Да, на некоторых приходах «втирают очки» церковному начальству и всяким епархиальным комиссиям, но это вопрос опять же к этим настоятелям и к этим батюшкам. Что Патриарх может сделать? Он требует вести работу, посылает комиссии и проверки, но он не может встать рядом с каждым и вместе с ним что-то делать.

    У меня встречный вопрос к автору письма: а что должен сделать Патриарх, чтобы наши батюшки начали заниматься социальной деятельностью? Какие кнуты или пряники использовать, чтобы расшевелить обленившихся.
    Это ведь опять вопрос про активную позицию. Если нет ее у батюшки, то кто его мотивирует что-то делать?

    Кстати о «голубизне».

    Есть такие люди в рядах священнослужителей. Их немного, и они тщательно шифруются. И мне трудно поверить, что где-то имеет место какое-то административное давление, если ты отказался оказывать подобного рода услуги епископу-гомосексуалисту. Но представим, что это так. Ну что, с прихода батюшку выгонят? Ну, иди на другой приход. Ну, запиши скрытой камерой приставания и направь в Патриархию. Но не ной, займи активную позицию.

    Зарплаты в основном серые в конвертах (официальная зарплата ничтожна), и их величина прямо пропорциональна наличию совести у настоятеля или благочинного. Проблема еще в том, что епархиальное управление выдаивает приходы досуха, а это уже прямо пропорционально зависит от вменяемости и жадности архиерея. Поэтому в разных епархиях по-разному — от полной невменяемости, до вполне приемлемой ситуации.

    Официальные зарплаты и правда ничтожные, но, насколько я знаю, священники все же живут на пожертвования прихожан. Мне моей зарплаты хватит только на еду для семьи (и то не хватит), но если пастырь любит своих духовных чад, то овечки не оставят его своей заботой. На это мы, рядовые священники, и живем.
    В этом смысле гораздо большее попечение нужно иметь о диаконах и других служителях храма. У них нет духовных чад, и они нуждаются в том, чтобы их зарплаты (белые или серые) соответствовали нормальному уровню.

    Как себя ощущает священник через 10 лет служения? Есть ли чувство правильного движения, духовного развития или регресс по сравнению с тобой, только что рукоположенным?
    Ощущает себя так же, как ощущает себя мужчина, женившийся на прекрасной целомудренной девушке, а прожив с ней несколько лет, понимает, что она всего лишь рядовая шлюха.

    Нет, священник, после 10 лет служения все же ощущает себя иначе. Женившись на прекрасной девушке, ты начинаешь открывать в ней жену. За 10 лет брака иллюзии спадают, но зато ты видишь, что твоя женщина еще прекрасней, еще интересней (хотя и не без проблем), чем казалось во время влюбленности.

    Как семейный системный психолог (есть у меня такое образование) скажу совершенно ответственно: тот, кто через 10 лет видит жену шлюхой, – на самом деле ничтожный супруг! Он не потрудился за эти годы построить крепкие и подлинные отношения, он ждал от своей женщины чего-то своего, эгоистичного. Женщина в его руках не раскрылась, она осталась ему чужой. Если ко мне придет такой мужчина и скажет это про свою избранницу, я не ему, а ей скажу: бегите от такого мужа!

    А, вообще, стоит задуматься о том, что это за отношение такое: сначала абсолютный восторг и идеализация, затем полное обесценивание и отвержение. Зрелый человек, даже будучи влюбленным (а это, конечно, состояние, когда возлюбленный идеализируется), не теряет связь с реальностью полностью, даже в этом состоянии он видит все-таки и реального человека тоже, а не только какой-то придуманный совершенный образ. И это залог того, что при встрече с реальностью (когда влюбленность пройдет) он не будет полностью разочарован встречей с кем-то совершенно незнакомым. Но есть люди, которые действительно неспособны на это. Они, действительно, сначала объект идеализируют, а затем полностью обесценивают. Собственно, Другого, как такового там и нет, оба образа (совершенный и безобразный) существуют в воображении такого человека. И это его характеристика, а не того Другого, к которому вроде бы направлены чувства. На месте этого Другого может быть кто и что угодно, история будет повторяться. И в жизни таким людям очень сложно строить долговременные отношения, они, по понятным причинам, у них не складываются. И, вообще, людям с ними очень сложно, мало кто способен выдерживать такое отношение к себе.
    Священник описывает как раз такую ситуацию – Церковь виделась ему сначала совершенной, потом отвратительной. Но, вообще-то, Церковь, как и любое явление, состоящее из живых людей, имеющее отношение к нашей реальности, содержит в себе самые разные оттенки. И после первой влюбленности в нее человек начинает больше узнавать о ней и видит не только плохое, но и хорошее.

    Шатание от идеализации к обесцениванию – характеристика незрелой личности. Зрелая личность умеет интегрировать разные аспекты реальности. Реальность не черно-белая, она многоцветная. В ней есть и хорошее и плохое, и грустное и радостное. Это относится абсолютно ко всему, с чем мы сталкиваемся в жизни.
    Это позиция ребенка, а мир на самом деле – тем более Церковь, имеет много оттенков.

    Если отмотать назад — пошел бы опять в священники?
    Да ни за что. Проблема в том, что дверь на выход открывается очень туго. Светская специальность у меня потеряна, я оброс детьми, в значительно степени десоциализировался. Я пока думаю о том, как выйти из этой ситуации с наименьшими потерями, в том числе и финансовыми.

    Стараюсь никого не осуждать, но тут просится с языка: лентяй и обманщик! Разуверился – иди на завод работать, иди дворником. Не обманывай людей, которые с израненными и искренне открытыми душами приходят к священнику, как к Богу.

    . Вот и все. Нет сил и желания комментировать дальше. Стараюсь не осуждать своего собрата-священника, потерявшего веру, но хотелось бы обратить к нему такие слова:

    Жизнь коротка. Не изменяй себе, не трать драгоценный срок жизни на ложь, не поступай, как слабак и лентяй, а уйди из Церкви. Иди на светскую работу. А Господь будет терпеливо и заботливо (Он тебя и твою семью не оставит) ждать твоего возвращения. Как блудного сына.
    А мы пока в нашей несовершенной, но любимой Церкви будем трудиться, чтобы исправить плохое и укоренить хорошее. Нам наша супруга нравится. Мы знаем ее, и морщинки, и прыщики, но от этого любим ее только сильнее.

    azbyka.ru

    Это интересно:

    • Законы подлежат официальному опубликованию Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов и актов палат федерального собрания Порядок опубликования и вступления в законную силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания установлен ФЗ от 14 июня 1994 […]
    • Пиколт домашние правила Джоди Пиколт Книги, собрания сочинений Джоди Пиколт - Серия: Романы Джоди Пиколт 2005 Издательство: Харьков, Книжный клуб "Клуб семейного досуга"Серия: Книжный клуб "Клуб семейного досуга". С о д е р ж а н и е: Дорога перемен Девятнадцать минут Последнее правило Похищение […]
    • Приказ министра обороны n 260 Приказ министра обороны n 260 МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 30 июня 2007 г. N 260 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНСПЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Утвердить прилагаемое Положение об Инспекции государственного […]
    • Закон о жилищной рк Жилищное законодательство Жилищное законодательство. Наряду с Конституцией Республики Казахстан и Гражданским кодексом Республики Казахстан, в котором в общем виде регламентированы договорные отношения по пользованию жилищами, жилищные правоотношения регулируются и […]
    • Полномочия глав субъектов Порядок и процедура назначения и снятия губернаторов в России. Справка Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о досрочном прекращении полномочий губернатора Камчатского края Алексея Кузьмицкого, сообщает в пятницу пресс-служба Кремля. "Принять отставку губернатора […]
    • Федеральный закон об основах труда в рф новый Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ"Об основах охраны труда в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 20 […]
    • 536 закон Федеральный закон от 31.12.2014 N 536-ФЗ "О внесении изменения в статью 47 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 47 КОДЕКСА ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ 16 декабря 2014 года 25 декабря 2014 года Внести в наименование статьи 47 Кодекса […]
    • Приказ минздрава от 12042011 302-н Приложение N 3. Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда Настоящий Порядок вводится в […]