Преступление православия

| | 0 Comment

Преступление и покаяние

В Бердичевской «особой»

Здесь, за бетонными заборами и колючей проволкой, под дулами автоматов часовых на вышках, под аккомпанемент сторожевых псов и лязг стальных запоров годами томится несколько тысяч людей. С искалеченными судьбами, разного возраста и «профиля» преступлений. До недавнего времени их объединяла статья этой «особой» зоны — 26-я Уголовного кодекса Украины — «особо опасный рецидивист» (в последней редакции УК эта статья упразднена, «особая» зона переименована в так называемую колонию «максимального уровня безопасности»). В графах уголовных дел — серьезные преступления. Часть уголовников, свершивших особо тяжкие преступления, по приговору суда отбывают определенный период срока в так называемой «крытке» — тюремном здании с камерным содержанием, находящемся на территории зоны. В отличие от остальных заключенных, которые могут относительно свободно передвигаться по зоне, камерные осужденные проводят годы жизни в мрачных прокуренных камерах на железных нарах, а свежий воздух имеют возможность глотнуть лишь на кратковременных прогулках на асфальтированных площадках, смахивающих на длинные клетки для больших хищников.

Такова реальность взаимоотношений общества с криминалом, таково извечное выражение философского вопроса о преступлении и наказании. Впрочем, время общественных перемен вносит свои обнадеживающие коррективы: железная карательная система тоталитарного режима постепенно рушится. С января 2002 г. новый Уголовный кодекс Украины нивелирован под европейские стандарты со смягченной системой наказаний: понятие «рецидивист» отсутствует и градация между «тяжелым» и «легким» преступлением стала иной.

Автору этих строк запомнилось освящение епископом Житомирским и Новоград-Волынским Гурием лагерного храма Покрова Божией Матери. В своей проповеди архиерей обратился к заключенным, сгрудившимся вокруг него. Он поведал присутствующим, что миссия Церкви состоит в том, чтобы освящать и просвещать мир и людей, живущих в нем, независимо от места их пребывания. Что Церковь совершает богоустановленные Таинства, преображающие и обновляющие человека. Что фундаментальным Таинством из основных семи является Таинство покаяния. Добровольное, осознанное покаяние человека пред Богом открывает путь к обновлению человеческой души, морали, разума и творческих сил.

Бритые люди в темных робах с надписями своего имени на груди внимательно слушали слова епископа, и казалось, что в серых лицах с печатью многолетнего греха и тюремной изоляции светилось понимание.

Все тюремные священники УПЦ — «приходящие», энтузиасты своего дела. В Житомирской епархии это священник Зиновий Ромах, протоиерей Виталий Бойков, протоиерей Порфений Маркевич (кстати, родной брат архиепископа Августина (Маркевича), курирующего работу между Департаментом Украины по отбыванию наказаний и УПЦ). Им приходится совмещать тюремную миссию с приходской деятельностью. Коростышевский благочинный о.Парфений за скудные средства прихода все же умудряется «мотаться» между Коростышевом и Житомиром, чтобы посетить узников, одарить их свечами, богослужебным вином, литературой, иконками. Как и владыка Августин, они полагают, что вопрос введения капелланства в вооруженные силы и места лишения свободы особенно актуален. Отцу Парфению неоднократно приходилось исповедовать «расстрельников», как и тех, кому высшая мера заменена пожизненным заключением. Такие люди теперь будут находиться в Житомирской тюрьме №8 («Православный мир» планирует рассказать о ней в одном из своих выпусков), отец Парфений считает, что работа с этим контингентом заключенных должна быть особенно выверенной.

Довелось услышать здесь и «веселую» историю о местном тюремном аборигене-библиотекаре, неком Викторе Антонове, проведшем 48 лет в местах не столь отдаленных, бывшем детдомовце, юнге одного из балтийских кораблей. Споткнувшись на карманных кражах, закончил он преступную стезю статусом убийцы, имел 12 судимостей, практически всю жизнь провел за решеткой. Сердобольным «ментам» удалось устроить дедушку-рецидивиста в местный дом престарелых, где он нынче здравствует и, как ни странно, заходит в Бердичевский городской храм помолиться Богу. Как знать, каким образом сложилась бы его судьба, если бы его с детства этому научили.

На окраине древнего Львова

Львовская колония так называемого среднего уровня безопасности (по старому: «усиленного режима») N 42 находится в черте города. Так что с верхних этажей соседних домов видна ее огромная территория с вышками и колючей проволкой, выщербленными плацами, производственными ангарами и металлическими стенами-решетками, перегораживающими зону на отряды: с таким расчетом, чтобы две тысячи человек не смогли соединиться в одну бунтующую массу. После прогулки по «украинской Европе» — старинному Львову — лязг запоров с электрозамками, вышки с автоматчиками, специфический запах помещений и темные фигуры заключенных с землистыми лицами воспринимаются весьма контрастно. Все они утратили на разные сроки главное право на земле — право свободы. Поэтому в официальных сводках Департамента они фигурируют не как отдельные личности, а как «спецконтингент». Так, очевидно, развивается цепочка греха. Сперва, совершая его, человек лишается духовной свободы и становится рабом греха, затем общество лишает человека свободы и делает его рабом закона, который он нарушил.

Украинская Православная Церковь не случайно обращает внимание именно на эту категорию людей, требующую первоочередной духовной помощи. К сожалению, статистика украинской криминальной преступности неукоснительно возрастает. За сухими цифрами статистики разворачивается ужасающая по своему драматизму картина. По сведениям пресс-службы Департамента в настоящее время система исполнения наказаний Украины насчитывает 183 учреждения (исправительно-трудовые колонии разного режима — 131, колонии для малолеток — 11, следственные изоляторы (тюрьмы) — 33, лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП) — 5), кроме этого существуют 709 отделений Департамента, которые контролируют людей, осужденных условно. В количественном составе заключенных это выглядит так: в заключении ежегодно пребывает более 200 тыс. человек и 140 тыс. осуждены условно без взятия под стражу. Из них более трех тысяч осужденных неполнолетних детей. Визуально эту цифру можно представить, поставив рядом четыре переполненных стадиона-стотычясника. Причем, цифры имеют тенденцию роста: из заключения ежегодно освобождается более 60 тыс., а попадает за решетку около 80-ти. На 100 тыс. украинского населения приходится 440 заключенных — наибольший показатель в странах Европы (кроме России и Беларуси, где статистика не менее устрашающая).

В одной небольшой статье не вместить затрагиваемую проблему. Но можно коротко определить так: государство, как и семья, (впрочем, как и человечество в целом) — единый организм. И в случае бедствия он интуитивно ищет выход. Думается, что одним из признаков поиска решения этого социального бедствия является то, что государство в лице Департамента обратило свой взор к Церкви. Причем, не к сектантским формированиям, а к Церкви Православной. 25 ноября 1999 года между Департаментом Украины по вопросам исполнения наказаний и Украинской Православной Церковью в лице Митрополита Владимира заключено Соглашение о взаимодействии. Хотя сотрудничество началось намного раньше. Практически во всех местах лишения свободы действуют сегодня домовые церкви, строятся часовни и храмы.

В колониях Слобожанщины

Харьковская область — одна из наибольших по размещению мест лишения свободы. Здесь расположено 12 исправительных учреждений, в т.ч. женская и для подростков. Харьковская епархия Православной Церкви одна их первых в Украине проявила инициативу в работе духовенства с заключенными. Еще в начале 90-х годов митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим благословил ряд священников на служение в тюрьмах, колониях различного режима. К нему обращались люди, родственники которых находятся в заключении, с тревогой о том, что в «зоны» рвутся сектанты разного толка. Дошло до того, что в одной из колоний «поселились» бритоголовые кришнаиты, стали устраивать благотворительные обеды с восточными пряностями, ряженные в бледно-розовые, голубые и белые балахоны, с бубенчиками и горящими сандаловыми палочками, они приплясывали на плацу перед заключенными и пели мантры «Хари Кришна, Хари Кришна, Хари Кришна, Кришна Хари…», впадали в экстаз и предлагали «уйти из этой реальности». В итоге один молодой офицер из охраны также надел балахон и стал приплясывать вместе с ними. Офицера потом уволили, а руководство колоний задумалось о том, как быть с нашей религиозной демократией. Сектанты заваливали «зоны» зарубежной литературой, а заключенные часто с удовольствием использовали ее папиросную бумагу на самокрутки: такая сигарета, даже с текстом псалмов Давида, отлично курится.

Согласно международным правовым актам, Европейским тюремным правилам (пункты 46, 47) «каждому заключенному, по мере необходимости, разрешается удовлетворять свои потребности религиозного, духовного или морального порядка. Никому из заключенных никогда не должно быть отказано в деле общения с официальным представителем какой-либо религии». Но дело в том, что в Европе за решетку попадают чаще люди, принадлежавшие к определенной конфессии. У нас картина иная: атеистическая система сделала все возможное, чтобы в обществе царило безверие. Следовательно, как говорил один литературный герой, «коль Бога нет, то и запретов нет. А значит — и преступления нет». Социально-психологическая служба Департамента Украины по вопросам отбывания наказаний свидетельствует: за решетку попадают преимущественно люди, не получившие религиозного воспитания, хотя определенная часть из них называет себя верующими. Украинский Департамент, созданный в 1998 году с целью реконструкции криминально-исполнительной системы (по нормативам Совета Европы), в результате проведенной исследовательской работы на местах с заключенными пришел к выводу, что в процессе духовного возрождения заключенных особое место должна занимать Украинская Православная Церковь, как исторически традиционная для большинства заключенных. По опросам отделений социально-психологической службы колоний Харьковской области более 90% заключенных назвали себя православными верующими.

«…голуби целуются на крыше…»

…При выходе из одной зоны мы увидели голубятню. Белых породистых почтовых голубей, которых так мало осталось в наших городах. Они мирно ворковали, а потом под пронзительный свист парня в черной робе взмыли высоко в небо. Так высоко, что превратились в крошечные точки. И множество людей из-за колючей проволоки и железных решеток смотрело на них. И вспомнились слова из монолога пьяненького Мармеладова (из «Преступления и наказания» Достоевского), который исповедовался Родиону Раскольникову, и веру свою с покаянием вложил в такие слова: «А пожалеет нас Тот, Кто всех пожалел и Кто всех и вся понимал, Он Единый, Он и Судья…»

pravoslavie.ru

Преступление православия

После распада Советского Союза и краха социалистического общества Церковь вступила в новую фазу своего развития – она не только восстановила свое положение в стране, но значительно его превысила. По сути, наряду со светской властью, Русская Православная Церковь (РПЦ) сегодня стала второй властью в России. Несмотря на то, что по Конституции Церковь отделена от государства, она, как и в царский период, получает полную поддержку своих интересов на всех уровнях государственной власти – от самого маленького чиновника до президента страны. Более того, нынешнее положение РПЦ выгодно отличается от её статуса до 1917 года, когда она не имела самостоятельности и была подчинена высшему светскому руководителю государства – царю. Набрав за короткое время силу, она настолько осмелела, что впервые в истории русского государства заявила на своем соборе о возможности её неповиновения государственной власти («Основы социальной концепции РПЦ»).

Сегодня РПЦ представляет себя как главную духовную силу страны. Со своей стороны чиновники и депутаты, поддерживающие Церковь в её стремлении играть ведущую роль в духовной жизни общества, уверены, что она может поднять его мораль и, прежде всего, мораль подрастающего поколения. Чиновники и депутаты плохо знают историю РПЦ. Между тем, ее моральный облик далек от совершенства, и поэтому доверять ей окормление наших граждан и особенно воспитание детей было бы большой ошибкой.

Считая себя самой совершенной религиозной организаций не только среди всех православных Церквей мира, но и среди Церквей инославных, РПЦ не нашла ни времени, ни повода для признания того, что в её истории были не только ошибки, но и преступления, которые она должна расценивать как грехи, причем грехи тяжкие. А грехи, как следует из христианского вероучения, следует признавать, каяться в них и замаливать. И просить прощения. И не столько у Бога (лучше не только у Христа, но у всей святой Троицы), сколько у народов России. К сожалению, руководство РПЦ и прежде всего патриарх Алексий II в своей гордыне не видят за собой никаких грехов и каяться в них не желают. А напрасно…

Глава первой по численности христианской Церкви — католической, объединяющей более одного миллиарда верующих, “наместник Бога на земле” Папа Римский Иоанн Павел II смог критически подойти к деяниям христианской Церкви и признать ее греховной, признать ошибки её руководства (в том числе ошибки пап Римских) и просить за них прощения. Среди прошлых грехов Папа назвал деяния инквизиции, ведение религиозных войн, дискриминацию женщин в Церкви и пассивность католических священников в защите евреев от преследований, особенно во времена нацистов. Папа осудил терпимость Церкви к рабству в прошлые времена и то, что монастыри и поместные Церкви обогащались за счёт эксплуатации рабов. В Апостольском послании по случаю 2000-го юбилея “Tertio millenio adveniente” впервые в истории говорилось об ответственности христиан и за зло, происходящее в наши дни.

В мае 2001 года во время посещения Греции в беседе с Архиепископом Афинским и всея Эллады Христодулом Папа попросил прощения не только у православных греков, но и у православных верующих всего мира. Вслед за Католической Церковью некоторые протестантские организации также сделали публичные заявления о том, что они раскаиваются за те беды, которые христиане (христиане-протестанты) причинили евреям и иудаизму. На сомнения, может ли Церковь просить о прощении грехов, лежащих на иных людях и относящихся к иным временам, не повредит ли это святости Церкви, Папа Иоанн Павел II ответил так: Церковь должна признать грехи своих чад, как это делает любая мать, а дети должны признать, что все они связаны узами христианской любви. Более того, понтифик поблагодарил историков за то, что они стараются пролить свет на “тяжелую главу церковной истории”. Акт покаяния, — сказал ватиканский богослов Жорж Котье, — ни в коем случае не ведёт к осуждению Церкви. Он лишь подчёркивает её святость. На симпозиуме в Ватикане, проведенном международной богословской комиссией (она является совещательным органом ватиканской Конгрегации вероучения), кардинал Эчегарай заявил, что Церковь не боится предать своё прошлое суду историков. Инквизицию следует рассматривать именно как церковный институт, не пытаясь свалить вину за её злоупотребления на светскую власть. Защита Истины методами принуждения и насилия — грех, — заявил папа.

Вот такой пример подал всем христианским Церквам не кто-нибудь, а наместник Бога на земле — Папа Римский. Раскаиваясь в грехах христианской Церкви, глава всех католиков мира по существу протянул руку дружбы православным Церквам и, в частности, РПЦ. Так, в киевском аэропорту “Борисполь” Папа не только попросил прощения у православных верующих, но призвал и их к покаянию перед греко-католиками.

А что же Православные Церкви, как они отнеслись к похвальной инициативе Католической Церкви? Весьма сдержанно, даже неодобрительно и почти без комментариев. О явном неодобрении покаяния Папы со стороны руководства Русской Православной Церкви можно судить по словам официального представителя Московской Патриархии, аккредитованного в пресс-центре апостольского визита. “Слова Папы о прощении были бы более эффектными, если бы понтифик считался с мнением Православной Церкви, — заявил он. — Я уже три дня живу в Киево-Печерской лавре и вижу, как обижены православные, что всё происходит вопреки их священноначалия”.

Ну, а сами Православные Церкви, им что, не в чем каяться? Может быть, у православных и, в частности, у Русской Православной Церкви нет грехов? Поскольку РПЦ делает вид, что грехи католической части Церкви её не касаются, следует напомнить её иерархам: прошлое их Церкви вовсе не было чистым и безоблачным. И у неё есть в чем каяться как перед инославными Церквами, так и перед верующими других монотеистических Церквей, т.н. язычниками и неверующими.

Взять хотя бы методы привлечения к вере в “истинного и доброго“ Бога, которыми на протяжении многих веков пользовалась РПЦ. О том, как на Руси насаждалось христианство, свидетельствуют летописи, которые нельзя заподозрить в желании очернить РПЦ, т.к. они писались христианами. Жителей древнего Киева просто загнали в Днепр, и им пришлось принять крещение, опасаясь расправы. Зная, что новгородцы против принятия христианства, для их крещения вместе с епископом Иоакимом Корсуняниным были направлены войска — киевская дружина во главе с тысяцким князя Владимира — Путятой. Город был взят штурмом, и княжеская дружина совершила акт кощунства над верой новгородцев – изображения их богов – статуи были повержены (сожжены, разбиты или утоплены). Так как желающих отказаться от своей исконной веры, веры отцов и дедов и принять чужую веру было немного, княжеская дружина заставила принять её под страхом смерти. Не желающих принять христианство постигла расправа.

Вся эта процедура дала новгородцам основание заявить, что “Путята крестил мечом, а Добрыня (новгородский воевода) — огнём”. Насаждение христианства на Руси не было однократным актом, оно продолжалось много столетий – практически вплоть до ХХ века. И часто – по-прежнему огнем и мечом.

Руководство РПЦ не останавливалось перед уничтожением целых народов. Грамота 1452 года митрополита Ионы вятскому духовенству красноречиво свидетельствует о том, как христианство насаждалось среди нерусских. Священники перемучили многих людей, переморили, в воду “пометали”, сжигали в избах — мужчин, старцев и малых детей, выжигали глаза, младенцев сажали на кол и умерщвляли. При этом митрополит не осуждал духовенство за зверскую расправу, а только предостерегал, что такой кровавый террор может вызвать ненависть к духовенству и нанести ущерб Церкви.

В XVII веке происходило насильственное крещение народов Поволжья и Сибири. В Сибири огнём и мечом действовал сибирский митрополит Филофей Лещинский. Он разрушал нехристианские кладбища, рубил и сжигал капища, возводя вместо них часовни. Принудительное крещение нерусских народов продолжалось даже в XIX веке.

Чёрной страницей истории РПЦ является учреждение патриаршества. Прибывший за деньгами в июне 1588 г. константинопольский патриарх Иеремия II вовсе не был озабочен учреждением патриаршества на Руси. Более того, он этого не хотел. Грамоту об учреждении патриаршества на Руси бывший с Иеремией митрополит Монемвасийский Иерофей был вынужден подписать лишь под угрозой утопления в реке! Незаконность создания Московской патриархии состояла и в том, что это решение властен был принять только Вселенский Синод, как это было со всеми существовавшими патриархиями.

Государственная православная Церковь расправлялась не только с язычниками, но и с еретиками (т.е. инакомыслящими). Согласно соборному уложению 1649 г. критика Церкви и её догматов каралась сожжением на костре. Так же карался и переход в другую веру. Инакомыслящие и перешедшие в другую веру (чаще — вернувшиеся в свою прежнюю веру) считались врагами Церкви. Их сажали на кол, выносили за городские ворота и сжигали, а пепел засыпали землёй. После никоновских реформ были начаты страшные гонения на старообрядцев. Именно РПЦ была инициатором издания в годы правления царевны Софьи “12 статей о раскольниках” (1685 г.), в которых было сказано, что даже если некоторые “особо опасные” старообрядцы и присоединятся к господствующей Церкви, исповедуются и примут причастие от официального священника, то всё равно их надо “казнить смертию без всякого милосердия”. Причём казнить через сожжение. Автором этого документа был патриарх Иоаким. По настоянию духовных властей уничтожались деревни и сёла, где жили раскольники, их скиты и монастыри. По свидетельству иностранцев, только перед пасхой 1685 г. патриархом Иоакимом было сожжено в срубах около 90 “церковных противников”.

Одним из следствий кровавого террора было самосожжение раскольников, принявшее большие размеры в XVII — XVIII веках. Самое массовое самосожжение произошло в Олонецком крае в 1687г.: крестьяне, восставшие против притеснителей-священников, после отчаянного сопротивления воинскому отряду решили сжечь себя. В огне погибло 2700 человек. В результате жестокой расправы духовного ведомства с раскольниками в течение XVIII века было сожжено 1733 человека, а самосожжению подвергло себя 10567 человек!

Как и Католическая Церковь, руководство РПЦ преследовало инакомыслящих («еретиков») с помощью своей «святой инквизиции». Инквизиторскую деятельность РПЦ осуществляла через судебные органы, находившиеся в распоряжении епархиальных архиереев, через патриарший суд и церковные соборы. Она располагала и специальным органами, созданными для расследования дел против религии и Церкви, — Приказом духовных дел, Приказом инквизиторских дел, Раскольническим и Новокрещенскими конторами и др. Уже в XI веке РПЦ сурово расправлялась со своими противниками и требовала того же от светской власти. В Лаврентьевской летописи 1069 г. рассказывается о злодеяниях ростовского епископа Федора: «Много бо пострадаша человецы от него … головы порезывая … иним же очи выжегая и язык урезая». Новгородского архиерея Луку Жидяту, жившего в XI веке, христианский летописец называет “звероядивым”. “Сей мучитель, — говорит летописец, — резал головы и бороды, выжигал глаза, урезал язык, иных распинал и подвергал мучениям”. Церковных противников сжигали на кострах и варили в «собственном соку» в раскалённых железных котлах.

Выступившему против религиозного догматизма Фому Иванова в цепях привели в церковь и предали анафеме. После этого его пытали и заключили в Чудов монастырь, а 30 декабря 1714 г. в Москве на Красной площади построили сруб, куда поместили Иванова, после чего сруб сожгли. Сожжения еретиков проходили на Руси с 1504 по 1743 год, причем достаточно регулярно. Карались еретики и другими способами, например, утоплением.

Уже в XI веке на Руси происходили ведовские процессы. Летописи отмечают, что в 1024 году в Суздальской земле были схвачены волхвы и «лихие бабы». И те и другие были преданы смерти через сожжение. Их обвинили в том, что они являются виновниками постигшего Суздальскую землю неурожая. В 1411 году (почти за сто лет до начала охоты на ведьм в Европе) двенадцать «жонок вещих» «наслали чуму на Псков», за что поплатились жизнью на костре. Последний раз русская ведьма была отправлена на костер в 1682 году. Это была Марфушка Яковлева, уличенная в наведении порчи на самого царя Федора Алексеевича. По примеру своих католических соратников православная инквизиция разработала в XIII веке методы распознавания ведьм и чародеев огнем, холодной водой, подвешиванием и. т. п. Поддерживая веру в дьявола и его могущество, РПЦ объявляла еретичеством всякое сомнение в реальности дьявола. Жертвами православных инквизиторов были главным образом женщины. По церковным представлениям, женщины легче всего входили в сношение с дьяволом. Женщин обвиняли, что они портят посевы, погоду, что они виновны в неурожаях и голоде.

Отдельно следует сказать об отношении РПЦ к русскому народу и государству. Вопреки усиленно распространяемому сегодня представлению об особой любви РПЦ к русскому народу, её руководство не всегда стояло на его стороне. Так, когда со второй трети XII века в Киевской Руси начали крепнуть центробежные тенденции, когда интересы многочисленных удельных князей возобладали над соображениями национального единства, Церковь не только не противостояла им, но нередко и поддерживала их.

В истории РПЦ были и периоды, когда она выступала на стороне врага. Так, в середине XIII века священнослужители призывали смириться с татарским игом, отнестись к нему как к заслуженной божьей каре.

В период освободительной борьбы Руси против золотоордынского ига (XIV — XV вв.), хотя некоторые иерархи и встали на борьбу с врагом, например, игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский, — большая часть священнослужителей, исходя из собственных интересов, сотрудничала с захватчиками, призывала прихожан к смирению и покорности. А Ростовский епископ Тарасий навел вместе с князем на Русь хищные орды Дуденя, разграбившего и разрушившего Владимир, Суздаль, Москву и ряд других русских городов. Многочисленные источники свидетельствуют, что в этот период духовенство находилось в несравненно лучшем положении, чем народ. Священники РПЦ под властью Орды быстро приспособилась – многие сами поспешили перейти на службу к татарам и призывали народ к покорности.

Глава Церкви митрополит Иосиф бежал, оставив кафедру. Бежали также епископы Рязанский и Ростовский, Галицкий и Перемышльский. Монголы не только не притесняли, но и предоставили православному духовенству всевозможные льготы и послабления. Благодаря этим льготам, православное духовенство не испытывало и сотой доли тех тягот, которые легли на русский народ. В частности, монастыри и причт были полностью освобождены от уплаты дани. За верную службу завоевателям православному духовенству давались от ханов специальные ярлыки (жалованные грамоты).

Когда в 1601 — 1603 гг. страну поразил голод, во время которого вымерла “треть царства Московского”, архиереи и монастыри (вопреки указу Бориса Годунова) не поделились хлебом с народом. ”Сам патриарх, — писал свидетель событий, — имея большой запас хлеба, объявил, что не хочет продавать зерно, за которое должны будут дать ещё больше денег”.

Руководству РПЦ не следует забывать, что ещё 140 лет назад крепостное право в России признавалось богоугодным, и таким же признавалась продажа одного человека другим на правах «крещенной собственности». Освобождение от крепостного права в России произошло на сто лет позднее, чем на Западе, во многом благодаря сопротивлению духовенства. РПЦ активно выступала в защиту неограниченной власти царя: «Всякая мысль о какой-то конституции, — заявлял епископ Никон, — о каком-то договоре царя с народом является кощунством, непростительным оскорблением не только царя, но и Бога» (Голос Церкви, 1912, №10, с.47).

В развязывании гражданской войны 1917 — 1921 гг. немалая вина лежит на РПЦ. Ведь инициаторами столкновения с большевиками было руководство РПЦ. Когда большевики издали манифест о земле (второй после декрета о мире), против них яростно выступили служители Церкви. Ещё бы — у них отбирали землю, которая приносила им огромные доходы! После царя РПЦ была крупнейшим землевладельцем. Они сразу же забыли слова Христа о том, что отнимающему у тебя рубашку “. отдай и верхнюю одежду» (Матф. 5:40) и его призыв “Любите врагов ваших”. Патриарх Тихон (Белавин) объявил анафему (т.е. церковное проклятие) советской власти и стал призывать народ подниматься на гражданскую войну. Чтобы защитить свою собственность и свою сытую жизнь!

Когда утверждают, что РПЦ является хранительницей древней русской культуры, то заведомо говорят неправду. Ведь вся действительно древняя русская, славянская культура дохристианской поры (VI — X веков) была уничтожена. И уничтожена именно христианами. Уничтожена до основания! Погибли все ранние произведения древнерусского зодчества — храмы, святилища и капища, священные рощи, вся скульптура, вся древняя церковная утварь, все произведения прикладного искусства. А та культура, которую сторонники христианства называют древнерусской, в основе является привнесённой, чуждой русскому народу. Лишь постепенно, с веками, произошло частичное обрусение этой чуждой христианской (точнее, иудео-христианской) культуры. Усилиями христианских «просветителей» была уничтожена и древняя письменность русского народа. От неё сегодня ничего не осталось. Из летописи известно лишь, что такая письменность была и что на ней составлялись договоры с Византией.

Ещё один тяжкий грех Русской Православной Церкви состоит в её многовековой борьбе против науки и просвещения, в чём она мало чем уступала своей более могучей сестре – Католической Церкви. Нападки РПЦ на науку вынудили великого русского ученого М.В. Ломоносова написать в «Регламенте» академического университета (1748 г.): «Духовенству к учениям, правду физическую для пользы и просвещения показующим, не привязываться, а особливо не ругать наук в проповедях». «Не привязываться» Михаил Васильевич требовал не случайно, ибо духовенство, пока ещё неофициально, выражало недовольство светским образованием. Как и Католическая Церковь, РПЦ активно боролась против учения Коперника и Джордано Бруно, препятствовала развитию астрономии. Её духовенство считало «противной православной вере» гелиоцентрическую систему. М.В. Ломоносову пришлось включить в свое знаменитое «Письмо о пользе стекла… писанное в 1752 году» резкую отповедь «невеждам свирепым», веками стремящимся погубить научную астрономию.

А 21 декабря 1756 года духовное ведомство представило императрице Екатерине II подробный доклад о вредности для православия гелиоцентрических воззрений. Синод испрашивал именной указ, согласно которому следовало «отобрать везде и прислать в Синод» издание книги французского писателя и ученого Бернара Фонтенеля, пропагандировавшего учение Коперника (1740 г.), и номера академических «Ежемесячных сочинений» 1755 и 1756 годов, а также строго воспретить, «дабы никто отнюдь ничего писать и печатать как о множестве миров, так и о всем другом, вере святой противном и с честными нравами не согласном, под жесточайшим за преступление наказанием не отваживался». Немало препятствий чинило православное духовенство развитию медицины. На православных церковных соборах XIV — XVII веков рассматривались и утверждались индексы запрещенных книг. В 1743 г. синодальное начальство потребовало изъять из продажи (что и было сделано) изданный Академией наук астрономический календарь: оно обнаружило в нём сведения, “к соблазну народному склонные” “относительно Луны и протчих планет”. Оно возражало также против предпринятого Академией наук издания русских летописей (!).

В 60-х годах XIX века РПЦ запретила издание романа Ж. Верна “Путешествие к центру Земли”, т. к. духовные цензоры нашли, что этот роман может развить антирелигиозные идеи и уничтожить доверие к священному писанию и духовенству. Церковные власти России запрещали издание многих произведений выдающихся французских писателей — Флобера, Анатоля Франса, Эмиля Золя и др.

По настоянию Синода на лобном месте в Москве была публично сожжена книга-диссертация видного философа и математика Д.С. Аничкова “Рассуждения из натурального богословия о начале и происхождении натурального богопочитания у разных, особенно невежественных народов”, изданная в 1769 г. Эта книга была посвящена вопросам происхождения религии. В XIX веке цензурным и иным преследованиям духовенства подвергались труды по геологии, биологии, ботанике, физиологии, истории, философии, произведения Дидро, Гольбаха, Гоббса, Фейербаха. Чтение трудов Ч. Дарвина запрещалось, а его книги уничтожались.

Лишь после отмены в 1861 году крепостного права Церковь стала постепенно отказываться от открытых и грубых нападок на науку. Однако после крушения социалистической системы в России РПЦ снова стала открыто лягать науку. В частности, сегодня она вновь нападает на эволюционное учение, объявляя его ложью (В. Тростников, «Дарвинизм: крах мира». Православная беседа, 1991, №2: 41-43). Вместо него она настойчиво и агрессивно предлагает молодому поколению (детям дошкольного возраста, школьникам и студентам) верить в допотопную сказку под названием «креационизм» — о сотворении богом Вселенной, состоящей всего лишь из планеты Земля, двух светил и тверди небесной с приколоченными к этой тверди звездочками.

Есть в чем покаяться руководству и клирикам РПЦ в связи с канонизацией святых. РПЦ взяла на себя большой грех, объявив святым не кого-нибудь, а убийцу — князя Владимира Святославича, который участвовал в братоубийственной войне, убил полоцкого князя Рогволода и насильно взял себе в жёны его дочь Рогнеду. Вся его «святость» состоит в том, что он навязал русскому народу чуждую ему, но так желанную для попов иудео-христианскую религию.

Главы РПЦ <начиная с Петра I номинальной главой РПЦ до 1917 г. был царь (царица)>не только часто вели себя неподобающе, но некоторые из них были и просто клятвопреступниками. Так, когда императрица Елизавета Петровна была ещё цесаревной, она устроила заговор против правительницы Анны Леопольдовны и её сына — малолетнего императора Иоанна Антоновича. Когда заговор стал известен Анне Леопольдовне и та потребовала объяснений, Елизавета расплакалась, бросилась к правительнице в объятия и, поклявшись ей, что ничего не замышляет, убедила её, что она невинна. Та ей поверила. А в ночь с 24 на 25 ноября 1741 г. Елизавета, возглавив заговор, свергла Анну и ее сына и стала императрицей.

Клятвопреступником был и вновь чтимый сегодня РПЦ император Николай II. Поскольку Александр III считал Николая II неспособным править страной, он хотел передать престол младшему сыну Михаилу. Но когда Александр III умирал, Михаил не достиг ещё совершеннолетия и не мог принять корону. Перед смертью Александр III взял с Николая II клятву в том, что он откажется от престола, как только Михаилу исполнится 21 год. “Ты же сам знаешь, что не убережешь Россию, — пророчески говорил умирающий. — Добереги её до совершеннолетия Михаила”. Когда грянула революция и Николай II отрёкся, наконец, в пользу Михаила, было уже поздно.

Греховность РПЦ в вопросах нравственности огромна! Вот, например, отношение РПЦ к войнам и, в частности, объяснение, почему христианский Бог убил (или допустил убийство) мирных граждан в Великую Отечественную войну.

Во время этой войны Церковь не посмела заявить, что Бог наказал людей за их грехи. Это было бы кощунственно, ибо нет и не может быть у всего народа вины перед Богом. Тем более нет её у женщин, стариков и детей. Нельзя было во время войны использовать и второе распространённое у Церкви объяснение: Бог попустительствует страданиям людей, чтобы отметить их своим вниманием. Однако спустя более полувека и после того, как права Церкви были полностью восстановлены и она, как и при царском самодержавии, почувствовала свою силу, иерархи РПЦ вернулись к средневековым нормам нравственности. Сегодня они не только не осуждает войну, но и кощунственно высказывают традиционную для РПЦ точку зрения: война – это… благо для людей.

Протоиерей Василий Преображенский поучает: “Мы, безусловно, веруем: исход всех событий — и малых, и великих — предопределён Богом. ”. Вдумайся, читатель, в следующие глумливые слова слуги божьего: “. война является одним из способов, посредством которого Провидение ведёт род человеческий к миру и спасению. Война установлена Богом (попущена им) прежде всего ради общенародного и общечеловеческого вразумления. ”. Это значит, что человек должен поверить, что его бьют, издеваются над ним и его близкими, убивают его для. его же собственного блага!

Покаяться руководство РПЦ может и в своём отношении к евреям. В католической Церкви из богослужения Великой Пятницы была изъята молитва за “вероломных иудеев”. В некоторых православных странах также начинает проводиться подобная реформа. Но не в РПЦ. Как полагают некоторые иудейские авторы (например, Х. Фрай “Христиано-иудейский диалог“. М., 1998), главная причина антииудаизма христианства (в том числе православной теологии) коренится в той идее спасения, которую проповедует христианство. Пока не будет признана теологическая самостоятельность иудаизма как возможного пути к спасению, антииудаизм в значительной мере будет сохраняться. До тех пор, пока иудаизм, наравне с христианством, не будет признан религией спасения, христиане (в том числе и православные) будут рассматривать иудаизм как религию несовершенную, низшего сорта.

Здесь, конечно, приведены не все ошибки и преступления руководства РПЦ. Но и тех, что упомянуты, вполне достаточно, чтобы смиренно опустить голову и вслед за Папой Римским и главами некоторых протестантских Церквей (к сожалению, не все они изгнали из себя гордыню) принести слова покаяния своему народу. Может быть, наш многострадальный народ их выслушает и простит.

humanism.su

Это интересно:

  • Объем налога ндпи Налоги и налоговая система Налоговый кодекс Российской Федерации Налоговые органы Налоговые проверки Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение Налоговое администрирование и налоговый контроль Упрощенная система налогообложения […]
  • Преступление по банкротству Преступления, связанные с банкротством Неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ). В данной статье речь идет о противоправных действиях при осуществлении процедуры банкротства, данная норма предусматривает уголовную ответственность за совершение трех деяний, […]
  • Федеральным законом 162-фз от 08122003 Федеральный закон 162 от 08122003 года Абзац первый статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2007, N 26, ст. 3089; 2009, N 23, ст. 2776) изложить в следующей […]
  • Возможность иметь права и обязанности в сфере государственного управления Возможность иметь права и обязанности в сфере государственного управления Тема 5. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА 5.1. Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданина Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. […]
  • Ст4 закона 948-1 Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ в настоящий Закон внесены изменения Закон […]
  • Федеральный закон об основах труда в рф новый Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ"Об основах охраны труда в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 20 […]
  • Срок полномочий ограничен у судей Анализ практики Принятие в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации послужило правовой основой происходящих в нашей стране преобразований, включая сферу судебной власти. В рамках совершенствования законодательства о судебной власти правовые акты, касающиеся […]
  • Ст59 закона о банкротстве Арбитражный суд Костромской области Обобщение судебной практики о порядке погашения расходов в деле о банкротстве. Обобщение судебной практики о порядке погашения расходов в деле о банкротстве* Во исполнение пункта 5.3 плана работы Арбитражного суда Костромской области […]