Электронное пособие мой выбор

| | 0 Comment

МОЙ ВЫБОР — ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Профессия играет важную роль в жизни человека и общества в целом. Выбор профессии можно сравнить с решением сложной творческой задачи со многими неизвестными. При решении подобной задачи необходимо учитывать многие факторы: понять содержание и характер деятельности в данной профессии, требования профессии к самому человеку, включая, состояние его здоровья, физическую готовность, психические характеристики и др. Не следует забывать о ваших возможностях, способностях, интересах.

Профессия (от лат. profession, от profiteer — объявляю своим делом) — это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

В нашем пособии представлено описание многих наиболее распространенных и популярных сегодня профессий. Определенный уклон сделан в сторону профессий, которые связаны с окружающей средой в самом широком смысле толкования этого термина.

Все профессии, как утверждают специалисты в области профориентации, могут быть сгруппированы в пять классов, исходя из того, с каким предметом труда приходится иметь дело специалисту:

1 — профессии типа «человек — человек«, в которых специалист работает с людьми, группами, коллективами людей;

2 — профессии типа «человек — техника«, где человек работает с техникой, техническими системами, энергией, различными материалами и веществами;

3 — профессии типа «человек — природа«, в которых специалист работает с природными объектами: растениями, животными, микроорганизмами и пр.;

4 — профессии типа «человек — художественный образ«, эти профессии связаны с созданием и воспроизведением различных художественных образов, их элементов, частей;

5 — профессии типа «человек — знаковая система«, в них специалист имеет дело с обработкой информации в виде условных знаков, цифр, букв, искусственных и естественных языков.

При выборе профессии важно знать содержание труда, что конкретно приходится делать профессионалу, какими орудиями и средствами труда он пользуется, в каких условиях работает. Все перечисленные характеристики относятся к профессиональному миру.

Второй стороной выбора профессии является сам человек, его интересы, профессиональные предпочтения, качества, необходимые для успешного выполнения работы, а также качества, препятствующие успешной профессиональной деятельности. Человек будет наиболее успешен, удовлетворен своей работой, будет меньше уставать и сохранит свое здоровье, если при выборе профессии учтет соответствие своих способностей, интересов, здоровья и требований профессий. Поэтому в описании каждой профессии даются следующие характеристики;

  • условия труда и содержание профессиональной деятельности;
  • основные и сопутствующие интересы;
  • профессиональная направленность;
  • необходимые и желательные качества;
  • ограничения по состоянию здоровья;
  • родственные профессии;
  • уровень необходимого образования.

Учитывая многообразие окружающей человека среды, практически о любой профессии можно сказать: «От нее зависит качество окружающей среды«, — или — «Люди этой профессии влияют на качество окружающей среды«. Поэтому Вы имеете возможность познакомиться лишь с основным профессиями представленных типов, которые вносят существенный вклад в качество окружающей среды.

files.school-collection.edu.ru

Электронное пособие мой выбор

Авторизация

Ресурсы сайта

Предметный каталог

программа «Мой выбор»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №45

С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ»

для учащихся 9 классов

Гилязетдинова Татьяна Мансуровна,

Роженко Виктория Акифовна,

1.Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.

Ранняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста — учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило, они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере; таким образом, выбор профессии осуществляется методом “проб и ошибок”.

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников — социально-значимый раздел обучения.

Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

· что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),

· что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),

· что он может (возможности и способности),

· что от него хочет общество, и что он ждет от общества.

2. Цели программы:

· Сформировать психологическую готовность к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей;

· Повысить компетентность старшеклассников в области планирования карьеры;

· Развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

3. Задачи программы.

1. Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;

2. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.

3. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

4. Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями. Расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;

1. Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;

2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника;

3. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;

4. Развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.

1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

2. Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;

3. Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

4. Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, презентовать себя);

5. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

6. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.

4. Особенности программы:

По желанию учащихся ими могут быть выполнены реферативные и исследовательские работы по отдельным темам курса.

Особенностью нашей программы является использование в учебно-практических целях электронного пособия «Мой выбор», разработанного с учётом поставленных целей и задач данной программы авторами курса и созданного в программе Miсrosoft Office Power Point 2007. Пособие построено по блочно-модульному принципу в виде отдельных элементов, образующих логическую структуру, что позволяет достаточно легко дифференцировать разделы и темы пособия. В текстах установлены необходимые гипертекстовые связи, отражающие ключевые слова, термины, основные понятия, и т.п. Одной из важнейших особенностей электронного учебного пособия является возможность самостоятельного использования электронной базы профессиограмм, работа над которой еще продолжается (она включает в себя не только психологический анализ профессий, но и видеоматериалы). Использование электронного пособия «Мой выбор» определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания, осознанного выбора профессии. Пособие может использоваться как материал для самостоятельного знакомства обучающихся с данным блоком, для сопровождения занятий учителем, в помощь организации профконсультирования. Использование пособия поможет дать обучающимся представление о способах и средствах профессионального самоопределения, развить интерес, выявить особенности будущей профессиональной деятельности.

5. Особенности организации занятий курса:

Организация занятий по программе “Мой выбор” опирается на использование следующих важных принципов:

· свободного выражения своего мнения;

Место проведения занятий: кабинет профориентации и информатики.

Организационно-методическое сопровождение курса должен осуществлять специалист, компетентный не только в общепедагогических, но и в информационных, психологических и организационных проблемах профильного обучения.

6. Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

Кроме того ей присуща практическая направленность, а также принципы доступности и гуманизации.

7. Требования к уровню подготовки учащихся:

По результатам курса старшеклассники должны овладеть:

· знаниями о значении профессионального самоопределения, о требованиях к составлению личного профессионального плана;

· правилами выбора профессии;

· знаниями об определении профессии и профессиональной деятельности;

· понятиями об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

· понятиями темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;

· значение творческого потенциала человека, карьеры;

· требования современного общества к профессиональной деятельности человека;

· понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;

Обучающиеся должны уметь:

· находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;

· объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

· ставить цели и планировать действия для их достижения;

· использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

· анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

· пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

8. Критерии и показатели усвоения материала:

· сформированность представления о мире профессий;

· знание места каждого их градообразующих предприятий в истории города;

· знание основных направлений производств города, особенностей технологий;

· знание о возможностях получения специального профессионального образования в городе.

· участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;

· изучение путей овладения избранными профессиями.

· сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;

· готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;

· определение профессиональных планов и намерений учащихся;

· развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов;

· знание функций и задач городского центра занятости.

· диагностика знаний, умений, навыков учащихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме;

· презентации проектов обучающихся;

· выполнение самостоятельных работ — написание творческих эссе по темам: «Мир профессий и мой выбор», «Мое профессиональное будущее» и др.

10. Тематическое планирование курса «Мой выбор» (18 часов):

www.openclass.ru

Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов

В учебно-методическом пособии изложена программа учебного курса «Психология и выбор профессии». В нем содержатся подробные конспекты занятий, включающие надежные профдиагностические методики и справочные материалы.

Цель программы – сформировать у учащихся реалистичный взгляд на выбор профессии с учетом их возможностей и требований рынка труда.

Издание предназначено для педагогов, психологов, студентов педагогических и психологических вузов, занимающихся психолого-педагогическим сопровождением профильного обучения, а также для родителей, заинтересованных в своевременном и точном профессиональном самоопределении своих детей.

Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. Резапкина Г.В.

От автора

«Психология и выбор профессии» — моя седьмая книга о профессиональном самоопределении молодежи. Первая — «Я и моя профессия», вышла в 2000 году.
За пять лет выпускниками стали дети, родившиеся после «перестройки». Они уже — другие, но еще — не «чужие». Да и страна, в которой мы живем, уже другая. Поэтому не срабатывают традиционные программы, приемы и методы. Если мы надеемся хотя бы на внимание и понимание, не говоря уже о передаче какого-то опыта, мы должны, прежде всего, сами верить в то, чему учим. Беда многих программ в том, что дети безошибочно чувствуют их фальшь. Особенно это касается программ профессионального самоопределения, которые транслируют социально одобряемые, но оторванные от жизни установки и ценности. Это — все равно, что учить детей соблюдать правила дорожного движения там, где их не соблюдают водители.

Что делать? Не выходить из дома или самим не соблюдать никакие правила? Ни то, ни другое. Просто смотреть, думать и принимать решения. Современная программа профессионального самоопределения должна честно рассказывать не только о «технологии выбора», но и той ответственности, которую каждый человек несет за свой выбор, дополняя этический взгляд на выбор профессии рациональными аргументами, значимыми для нового поколения прагматичных и целеустремленных людей.

На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» в ходе самодиагностики школьники изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами мы создаем поле выбора профиля обучения и формируем психологическую готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.
Занятия могут быть полноценными в том случае, если у всех учащихся будут рабочие тетради с бланками, текстами опросников и заданиями, которые они должны выполнять на уроках и дома. Пособие для учителя содержит примерный конспект всех уроков с необходимыми пояснениями и комментариями, а также ответами на вопросы (правильные ответы выделены жирным шрифтом). При подборе материала к урокам я следовала принципу избыточности информации, поэтому ничего страшного не произойдет, если ребята не успеют выполнить за урок все задания.

Говорить, что в ходе этих занятий у всех учеников произойдет коррекция самооценки и резко поменяются приоритеты и ценности, сформированные и поддерживаемые личным опытом, было бы преждевременно. Очень многое зависит от личности преподавателя, стиля семейного воспитания, атмосферы образовательного учреждения. Убеждена, что учителя и психологи, которые будут работать по этой программе, увидят и разовьют ее возможности.
Галина Резапкина

Пояснительная записка к программе «Психология и выбор профессии»

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которого — создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т.п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Программа «Психология и выбор профессии» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры и даны диагностические и профинформационные материалы, которые должны помочь ребятам в выборе профессии.

Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы различные типы уроков, в них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания.

Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модулей) по принципу один модуль — одна четверть. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов. Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем целей урока и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности учащихся, опору на знания и жизненный опыт учащихся, контроль их деятельности.
Основная идея курса: профессионал — это человек, которому профессиональная деятельность позволяет удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями. Наша цель — формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.

Основные задачи курса: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.

От автора
Пояснительная записка к программе “Психология и выбор профессии”
План занятий по программе “Психология и выбор профессии”

Первая четверть. Что я знаю о своих возможностях
Урок 1. Самооценка и уровень притязаний
Урок 2. Темперамент и профессия. Определение темперамента
Урок 3. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций
Урок 4. Стресс и тревожность
Урок 5. Определение типа мышления
Урок 6. Внимание и память
Урок 7. Уровень внутренней свободы
Урок 8. Обобщающий

Вторая четверть. Что я знаю о мире профессий
Урок 9. Классификации профессий. Признаки профессии
Урок 10. Определение типа будущей профессии
Урок 11. Профессия, специальность, должность. Формула профессии
Урок 12. Интересы и склонности в выборе профессии
Урок 13. Определение профессионального типа личности
Урок 14. Профессионально важные качества
Урок 15. Профессия и здоровье
Урок 16. Обобщающий

Третья четверть. Способности и профессиональная пригодность
Урок 17. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности
Урок 18. Способности к интеллектуальным видам деятельности
Урок 19. Способности к профессиям социального типа
Урок 20. Способности к офисным видам деятельности
Урок 21. Способности к предпринимательской деятельности
Урок 22. Артистические способности
Урок 23. Уровни профессиональной пригодности
Урок 24. Обобщающий

Четвертая четверть. Планирование профессиональной карьеры
Урок 25. Мотивы и потребности
Урок 26. Ошибки в выборе профессии
Урок 27. Современный рынок труда
Урок 28. Пути получения профессии
Урок 29. Навыки самопрезентации
Урок 30. Стратегия выбора профессии
Урок 31. Обобщающий
Уроки 32–33. Защита проекта “Моя будущая профессия”

Приложение. Словарь профессий
Список литературы

www.knigi-psychologia.com

«Электронный образовательный ресурс «Мой выбор». Элективный курс «Мой выбор» для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ».

электронного образовательного ресурса

и программы элективного курса для старшеклассников

(Авторы: Прасова Татьяна Мансуровна,

Роженко Виктория Акифовна)

Актуальность проекта определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,

Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации.

  • свободного выражения своего мнения;
  • взаимоуважения;
  • доверительности;
  • безоценочности.
  • Продолжительность курса: 18 академических часов.

    Критерии и показатели усвоения материала:

  • сформированность представления о мире профессий;
  • знание основных направлений производств города, особенностей технологий;
  • знание о возможностях получения специального профессионального образования в городе, республике, стране.
    1. изучение путей овладения избранными профессиями.
    2. готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;
    3. развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов;
    4. знание функций и задач городского центра занятости.
    5. презентации проектов обучающихся;
    6. выполнение самостоятельных работ — написание творческих эссе по темам: «Мир профессий и мой выбор», «Мое профессиональное будущее» и др.
    7. Проект реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.

      Кроме того ему присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизации.

      Возникновение идеи создания проекта, её практическое воплощение были обусловлены ещё и желанием полноценно использовать ресурсы кабинета профориентации с максимальным включением всех имеющихся в нашем арсенале возможностей.

      Восполняя недостаток на рынке современных электронных образовательных ресурсов в области профориентологии, электронное пособие «Мой выбор» содержит обширные текстуальные, иллюстративные, мультимедийные, методические, информационные достоверные материалы по профориентации, р ынку образовательных услуг и рынку труда в городе, республике, стране. Пособие построено по блочно-модульному принципу в виде отдельных элементов, образующих логическую структуру, что позволяет достаточно легко дифференцировать разделы и темы пособия. В текстах установлены необходимые гипертекстовые связи.

      Рассмотрим блоки, которые составляют структуру нашего пособия.

      В блоке «Методические материалы» представлена программа элективного курса, по которой и составлено электронное пособие, а также разработки уроков и тематическое планирование.

      Блок «Теоретические материалы» позволяет изучить теоретические аспекты по всем темам курса. Это даёт возможность учителю подготовиться к уроку, используя представленный материал, а обучающимся – закрепить и расширить знания по пройденному материалу.

      Следующий блок – «Диагностические методики». Очевидно, что обучающиеся, изучающие данный курс, хотели бы не только получить информацию о теоретических аспектах выбора профессии, но и использовать возможность самопознания как необходимое условие успешного самоопределения в мире профессий. Именно в этом и сможет помочь данный блок. Преподаватель, используя во время занятий профориентационные тесты, опросники или анкетирование, даёт возможность обучающимся получить представление об индивидуальных особенностях своей нервной системы, темперамента, способностей, а также о личностных особенностях. Это, в свою очередь, позволяет учитывать их при выборе профиля обучения, а в дальнейшем и при планировании своей профессиональной деятельности, в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями.

      Блок «Профориентационные игры». Помимо закрепления теоретического материала, изученного на уроках, данный блок может быть полезен для приобретения практического опыта, развития прикладных умений, а также формирования навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.

      Одной из важнейших особенностей электронного учебного пособия является возможность использования электронной базы профессиограмм – это блок «Профессиограммы». Он включает в себя не только психологический анализ профессий, но и видеоматериалы, которые могут использоваться не только в рамках элективного курса, но и на классных часах, внеклассных мероприятиях.

      Блок «Презентации» предназначен для визуализации теоретических аспектов каждой изучаемой темы. Визуальное сопровождение позволяет улучшить восприятие информации, более эффективно формировать знания по каждой теме курса.

      Следующий блок – «Учебные заведения Республики Татарстан». Этот блок предназначен как для самостоятельного знакомства обучающихся с рынком образовательных услуг в городе и республике, так и для изучения системы профобразования на уроках. Материалы здесь представлены в виде ссылок на интернет-сайты, поэтому для работы с этим блоком необходимо иметь доступ в Интернет, где информация постоянно обновляется, поэтому есть возможность получать достоверные и оперативные данные.

      Блок «Советы психолога» не ограничивается использованием материалов только на уроках курса. Информацию этого раздела можно использовать классными руководителями для проведения классных часов, родительских собраний. Психолог школы может воспользоваться ею при организации профконсультирования.

      Это позволит всегда иметь под рукой ответы на интересующие вопросы и учителям, и родителям, а главное – обучающимся.

      И заключительный блок – «Полезные ссылки». Он используется в качестве вспомогательных ресурсов для знакомства и более глубокого изучения материалов курса. Перейдя по ссылке, обучающийся может пройти он-лайн тестирование, изучить дополнительные материалы по темам, а также посетить сайты ведущих вузов страны. Для работы с данным блоком необходимо подключение к сети Интернет.

      Необходимость проведения профориентационной работы в школе связана с быстрыми темпами технического развития общества и с появлением новых профессий на рынке труда. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Помочь обучающемуся правильно решить проблему профессионального выбора призвана данный проект.

      На занятиях элективного курса с использованием электронного образовательного ресурса «Мой выбор» старшеклассники получают теоретические знания о том, какие профессии существуют на сегодняшний день, на что надо обратить внимание при выборе профессии, какими источниками информации можно воспользоваться при ознакомлении с рынком труда. В ходе работы на занятиях обучающиеся получают возможность овладеть практическими навыками в освоении стратегии выбора профессии, опыт соотнесения своих желаний в выборе профессии со своими возможностями выполнять ту или иную деятельность. Данная программа предполагает использование тестового материала, который позволит обучающимся узнать больше о себе: о своих способностях, профессиональных предпочтениях, уровне развития познавательных процессов, о качествах личности.

      МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ

      УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ГОРОДА КАЗАНИ

      МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТАТАРСКО-РУССКАЯ ШКОЛА №23С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ» НОВО-САВИНОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КАЗАНИ

      учитель информатики и ИКТ;

      1.Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.

    8. что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
    9. что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),
    10. что он может (возможности и способности),
    11. что от него хочет общество, и что он ждет от общества.
    12. 2. Цели программы:

    13. Сформировать психологическую готовность к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей;
    14. Повысить компетентность старшеклассников в области планирования карьеры;
    15. Развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
    16. 3. Задачи программы.

    17. Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
    18. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
    19. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
    20. Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями. Расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;
    21. Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;
    22. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника;
    23. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
    24. Развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
    25. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
    26. Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;
    27. Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
    28. Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, презентовать себя);
    29. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
    30. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
    31. Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что обучающиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, профориентационных, деловых игр. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.

    32. Особенности организации занятий курса:
    33. обратной связи;
    34. Оптимальное число учащихся: 10-15 человек, т.к. при увеличении количества человек в группе уменьшается возможность включенности каждого в групповой процесс, что снижает эффективность занятий.

      Периодичность занятий: 1 час в неделю в течение полугодия.

    35. Принципы и подходы, лежащие в основе программы:
    36. Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.

    37. Требования к уровню подготовки учащихся:
    38. По результатам курса старшеклассники должны овладеть:

    39. знаниями о значении профессионального самоопределения, о требованиях к составлению личного профессионального плана;
    40. правилами выбора профессии;
    41. знаниями об определении профессии и профессиональной деятельности;
    42. понятиями об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
    43. понятиями темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
    44. значение творческого потенциала человека, карьеры;
    45. требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
    46. понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
    47. Обучающиеся должны уметь:

    48. находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
    49. объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
    50. ставить цели и планировать действия для их достижения;
    51. использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
    52. анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
    53. пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
    54. Критерии и показатели усвоения материала:
    55. знание места каждого их градообразующих предприятий в истории города;
    56. участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;
    57. сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;
    58. определение профессиональных планов и намерений учащихся;
    59. Формы контроля:
    60. диагностика знаний, умений, навыков учащихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме;
    61. деловые игры;
    62. профориентационные игры;
    63. анкетирование;
    64. Тематическое содержание курса.
    65. Тема 1. Что такое профориентация (1 час).

      Содержание занятий. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. Обсуждение правил работы на занятиях. Сбор информации.

      Практическая работа: работа с анкетой на определение основных мотивов выбора профессии.

      Профориентационное упражнение : «Состязание мотивов»

      Тема 2. Рынок образовательных услуг и рынок труда в городе, республике, стране (2 часа).

      Система профессионального образования в РФ и возможности приобретения профессии в Набережных Челнах, в республике Татарстан, а также Москве и Санкт-Петербурге. Государственные и коммерческие организации, оказывающие услуги по профориентации трудоустройству молодежи в регионе. Встреча с представителями Центра занятости.

      Развивающие процедуры: Просмотр информационных роликов ССУЗов и ВУЗов города и республики, а также визитные карточки градообразующих предприятий.

      Профориентационное упражнение: «Мои профессиональные желания»

      Тема 3. Теоретические аспекты профориентации (2 часа).

      Знакомство с понятием “профессия”, профессиограмма. Классификация профессий по Е.А. Климову: типы профессий, требования профессии к человеку, орудия труда, условия труда. Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий. Активизация умственной активности.

      Диагностические методики : ДДО.

      Профориентационная игра : “Ассоциации”.

      Тема 4. Анализ профессий (1 час).

      Составление формулы профессии, анализ профессии. Формирование представлений учащихся об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда; выработка умения анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.

      Практическая работа: составление формул профессий.

      Профориентационные игры : «Угадай профессию», «Профессия-специальность».

      Тема 5. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии (2 часа).

      Темперамент и выбор профессии. Интересы и выбор профессии. Склонности и профессиональная направленность.

      Диагностические методики : опросник Айзенка, «Карта интересов» Е.А. Климова.

      Развивающие процедуры : обсуждение результатов диагностических тестов.

      Тема 6. Здоровье и выбор профессии (1 час).

      Свойства нервной системы, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности, значение нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.

      Практическая работа: знакомство с нормативными документами по охране труда.

      Диагностические методики : «Теппинг-тест», «Профессиональная пригодность и здоровье».

      Тема 7. Профессиональный тип личности (1 час).

      Определение своего профессионального типа личности. Ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии.

      Диагностические методики : «Профессиональный тип личности» Дж. Голланда.

      Профориентационное упражнение: «Рейтинг ошибок»

      Тема 8. Профессиональная перспектива (1 час).

      Понятие о профессиональной пригодности. Профессионально важные качества личности. Призвание. Целеустремлённость.

      Развивающие процедуры : дискуссия на тему «Мой выбор – моё призвание».

      Профориентационные упражнения: «Дорожная карта», «Силовое поле выбора профессии».

      Тема 9. Деловая игра «Кадровый вопрос» (1 час).

      Актуализация осознанного самостоятельного выбора (самоопределения) учащимися профессионального пути. Знакомство с новыми профессиями. Развитие навыков целеполагания и планирования. Формирование информационного пространства.

      Практическая работа : автономный игровой тренинг по развитию навыков целеполагания и планирования «Кадровый вопрос». Учащиеся знакомятся как с малоизвестными профессиями, так и с традиционными. Учащиеся соотносят требования, которые предъявляет профессия с возможностями человека (претендента).

      Развивающие процедуры : дискуссия по результатам выполненных заданий.

      Тема 10. Секреты выбора профессии (2 часа).

      Мотивы выбора профессии. Тактика осуществления «выбора»: «хочу» — «могу» — «надо». Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии.

      Практическая работа : конференция «Профессия, которую я выбираю» — подготовка и защита профориентационных проектов — презентация профессий (интеграция с уроком информатики).

      Развивающие процедуры : дискуссия на тему: «Профессия, которую я выбираю».

      Профориентационное упражнение: «Жил-был у бабушки серенький козлик…»

      Тема 11. Навыки самопрезентации. Основы технологической культуры (2 часа).

      Резюме, правила составления. Навыки самопрезентации. Деловой этикет и его составляющие. Введение понятия “профессиональное взаимодействие”. Профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений. Профессиональное становление.

      Практическая работа : деловая игра «Интервью», упражнение «Резюме». Создание собственного резюме (интеграция с уроком информатики).

      Тема 12. Личный профессиональный план (2 часа).

      Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение.

      Практическая работа : составление и анализ личного профессионального плана. Написание творческого эссе на одну из предложенных тем: «Мир профессий и мой выбор», «Мое профессиональное будущее» (интеграция с уроком развития речи «Написание сочинений на заданную тему»).

      Профориентационное упражнение: «Личная профессиональная перспектива (ЛПП)», «Заборы и овраги».

      Необходимость проведения профориентационной работы в школе связана с быстрыми темпами технического развития общества и с появлением новых профессий на рынке труда. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Помочь обучающемуся правильно решить проблему профессионального выбора призвана данная программа.

      На занятиях данного элективного курса старшеклассники получат теоретические знания о том, какие профессии существуют на сегодняшний день, на что надо обращать внимание при выборе профессии, какими источниками информации можно воспользоваться при ознакомлении с рынком труда. В ходе работы на занятиях обучающиеся получат возможность овладеть практическими навыками в освоении стратегии выбора профессии, опыт соотнесения своих желаний в выборе профессии со своими возможностями выполнять ту или иную деятельность. Данная программа предполагает использование тестового материала, который позволит обучающимся узнать больше о себе: о своих способностях, профессиональных предпочтениях, уровне развития познавательных процессов, о качествах личности.

    66. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
    67. «Закон о занятости населения». М.: МП «Новая школа», 1992.
    68. «Закон об образовании». М.: Про-Пресс, 2004.
    69. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6
    70. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
    71. Пряжников Н.С. “Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2005.
    72. Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации.//Директор школы. №2, М., 2006.
    73. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М.: «Академия», 2005.
    74. Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.
    75. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.
    76. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.: «Вако», 2005.
    77. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС пресс, 2001.
    78. Савченко М.Ю. Профориентация (сценарии занятий, тренинги для учащихся 9-11 классов). М.: «Вако», 2005.
    79. Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Ростов/нД: «Феникс», 2005.
    80. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.: «Просвещение», 1991.
    81. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Вита-пресс, 2007.
    82. Л.А.Ясюкова Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников (часть 1): Методическое руководство, Спб: «ИМАТОН», 2005
    83. 10.Тематическое планирование курса «Мой выбор» (18 часов):

      Содержание материала (тема занятия)

      Что такое профориентация

    84. Понятия: «профессиональная ориентация», «профориентатор», «профпросвещение», «профконсультация», «профподбор», «профотбор», «профадаптация»;
    85. Методы профориентации.
    86. Анализировать, конкретизировать, логически мыслить, и организовать себя на выполнение поставленной задачи.
    87. Рынок образовательных услуг и рынок труда в городе, республике, стране.

    88. Уровни профессионального образования;
    89. Место градообразующих предприятий в истории города;
    90. Основные направления производств города, особенности технологий;
    91. О возможностях получения специального профессионального образования в городе;
    92. Функции и задачи городского центра занятости.
    93. Пользоваться информацией о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, об их требованиях к выпускникам школы.
    94. Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
    95. Анализировать информацию о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка труда города.
    96. Теоретические аспекты профориентации.

    97. Понятия: «профессия», «оптант», «профессиограмма», «должность», «специальность», «специализация», «квалификация», «вакансия», «карьера»;
    98. Психологическую классификацию профессий;
    99. Классификацию профессий по Е.А. Климову;
    100. Теоретические представления и понятия, связанные с миром профессий.
    101. Различать понятия: «профессия», «должность», «специальность»;
    102. Пользоваться информацией об основных классификациях профессий;
    103. Рассуждать, находить общее и частное.
      1. Понятия: «формула профессии», «пирамида профессии».
      2. Схему анализа профессии;
      3. «Пирамиду профессии»
      4. Пользоваться основными понятиями темы;
      5. Составлять формулу профессии;
      6. Анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.
      7. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии.

      8. Понятия: «темперамент», «свойства нервной системы», «индивидуальный стиль деятельности», «типы темперамента»;
      9. Особенности типов темперамента и их внешние проявления;
      10. Взаимосвязь типа темперамента с выбором профессии.
      11. Соотносить понятия «темперамент» и «профессия»;
      12. Пользоваться сведениями о типах темперамента, свойствах нервной системы, об индивидуальном стиле деятельности.
      13. Здоровье и выбор профессии.

      14. Основные свойства нервной системы;
      15. Типы высшей нервной деятельности;
      16. Факторы, влияющие на работоспособность человека;
      17. Понятия: «неблагоприятные производственные факторы», «работоспособность», «условия и режим работы»;
      18. Нормативные документы по охране труда .
      19. Пользоваться знаниями о взаимосвязи свойств нервной системы с индивидуальными особенностями поведения личности, значением нервной системы в профессиональной деятельности;
      20. Профессиональный тип личности.

      21. Понятие: «профессиональный тип личности»
      22. Типы профессиональной направленности личности;
      23. Ошибки при выборе профессии.
      24. Анализировать и использовать информацию по своему профессиональному типу личности;
      25. Пользоваться основными понятиями темы.
      26. Понятие о профессиональной пригодности;
      27. Профессионально важные качества личности. Призвание. Целеустремлённость.
      28. Аргументированно участвовать в дискуссии
      29. Деловая игра «Кадровый вопрос».

      30. Собственный выбор профессионального пути(самоопределение). Знакомство с новыми профессиями;
      31. Соотносить требования, которые предъявляет профессия с возможностями человека (претендента)
      32. Формировать информационное пространство;
      33. Выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать и участвовать в дискуссии.
      34. Использовать и развивать навыки целеполагания и планирования.
      35. Секреты выбора профессии.

      36. Мотивы выбора профессии;
      37. Тактику осуществления выбора: «хочу», «могу», «надо»;
      38. Формулу выбора профессии; условия оптимального выбора.
      39. Создать и защитить свой проект – презентацию: «Профессия, которую я выбираю»;
      40. Аргументированно участвовать в дискуссии
      41. Навыки самопрезентации. Основы технологической культуры.

      42. Основные понятия – «резюме», «самопрезентация», «интервью», «деловой этикет»;
      43. Правила делового общения, техники ведения переговоров, постановки вопросов;
      44. Правила самопрезентации.
      45. Пользоваться навыками делового общения, техникой ведения переговоров;
      46. Составить резюме;
      47. Выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать и участвовать в дискуссии.
      48. Личный профессиональный план.

      49. Понятие: «Личный профессиональный план»;
      50. Характеристики личного профессионального плана;
      51. Этапы формирования личного профессионального плана;
      52. Принципы при выборе профессии.
      53. Составить и проанализировать личный профессиональный план;
      54. Использовать межпредметные умения при выполнении практических заданий;
      55. Выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать и участвовать в дискуссии;
      56. Искать оригинальные решения и самостоятельно выполнять творческие работы.
      57. Предварительный просмотр:

        В качестве примера приводим план-конспекты возможных вариантов групповых занятий по основам выбора профессии:

        Тема 3. Теоретические аспекты профориентации.

        Урок 1: «Основные понятия профориентологии»

      58. обучающая: знакомство учащихся с основами выбора профессии , с основными понятиями профориентологии;
      59. развивающая: сформировать представление об основных признаках профессиональной деятельности;
      60. воспитательная: формирование у учащихся навыков и умений самоопределения, самоорганизации и самореализации.
    104. Дать представление об основных понятиях профориентологии – «профессия», «профориентация», «профессиональное самоопределение», «оптант», «профессиограмма», «должность», «специальность», «квалификация», «вакансия», «карьера»;
    105. Разъяснить назначение профконсультации;
    106. Выяснить уровень профессионального самоопределения ребят.
    107. Приветствие. Организационная часть. Вводная часть.
    108. Изучение нового материала: обсуждение основных понятий (профессия, профориентация, профессиональное самоопределение, оптант, профессиограмма, должность, специальность, вакансия, карьера).
    109. Закрепление нового материала: проведение профориентационной игры «Ассоциация».
    110. дидактические материалы;
    111. интерактивная доска или стенд для размещения наглядных материалов.
    112. 1. Организационная часть урока :

    113. проверка оснащённости рабочих мест;
    114. Педагог объявляет тему занятия и дает краткое описание того, что ждет ребят на занятии, и главное, каковы его цель и задачи. Здесь главное – с помощью наводящих вопросов подвести ребят к самостоятельному формулированию этой цели. Также с помощью вопросов определяется, для чего проводится данное занятие, что оно может дать полезного ребятам.

      2. Изучение нового материала:

      Обсуждение основных понятий (профессия, профориентация, профессиональное самоопределение, оптант, профессиограмма, должность, специальность, квалификация, вакансия, карьера).

      Педагог, используя электронное пособие «Мой выбор», выводит на экран одно понятие. Ребятам предлагается высказать свое понимание, представление о сущности этого явления. Опять же, используя формулировки ребят, педагог подводит к четкому определению данного понятия.

      Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий определенной квалификации.

      Профориентация – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на выбор и освоение профессии в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности рынка труда.

      Цель профориентации – подвести учащегося к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

      Система профессиональной ориентации – деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества в целом.

      Профессиональное самоопределение – система установок личности (когнитивных, оценочных, мотивационных) по отношению к конкретной профессиональной деятельности и самореализации в ней.

      Оптант — человек, выбирающий профессию.

      Профессиограмма – описание профессии, где отражены ее требования к человеку (система количественно измеримых медико-биологических, психофизиологических и социально-психологических свойств и качеств, необходимых для успешного овладения профессией).

      В качестве примера можно привести профессиограмму психолога (электронное пособие «Мой выбор»)

      Должность – служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для выполнения.

      Специальность – функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках одной профессии.

      После того, как разобрали три понятия: профессия, должность и специальность, предлагается выполнить следующее задание, а затем, ребятам привести свои примеры.

      Найдите профессию, должность и специальность:

      Продавец – продавец продовольственных товаров – заведующий отделом.

      Слесарь-сборщик – бригадир – слесарь.

      Летчик – пилот – командир вертолета.

      Методист по воспитательной работе – педагог – заведующий методическим отделом.

      Инженер – инженер-синоптик – заведующий отделом.

      Специализация – 1) сосредоточение деятельности на относительно узких, специальных направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции; 2) приобретение специальных знаний в определенной области (часть специальности); 3) разделение труда по его отдельным формам, видам.

      Квалификация – 1) уровень подготовленности индивида к профессиональной деятельности; 2) наличие у работника знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалификация работников отражается в их тарификации.

      Вакансия – свободное место, незанятая должность

      Карьера – 1) осознанный трудовой путь человека; 2) продвижение по служебной лестнице – успешное продвижение вперед в общественной, служебной, научной, профессиональной или иной деятельности.

      3. Закрепление нового материала: п роведение профориентационной игры «Ассоциация».

      Цель: выявить истинное отношение ребят к разным профессиям и по возможности подкорректировать это отношение.

      Объясняются условия игры (инструкция): «Сейчас 3 человека выйдут из класса, а класс загадает какую-нибудь профессию. Потом 3 человека войдут и попробуют ее отгадать с помощью ассоциативных вопросов, например: «Какого цвета эта профессия?», «Какой запах напоминает?», «Какая мебель используется?» и т.д. Можно спросить у учащихся, не играли ли они в игру «Ассоциация», когда вместо профессии загадывается человек.
      Опыт показывает, что не все ребята сразу понимают эти вопросы, поэтому целесообразно потренироваться на одном примере. Можно взять для разбора профессию «врач-терапевт» и показать, что цвет этой профессии скорее всего белый, запах — что-то связано со спиртом (лекарство слишком наводящий ответ), мебель — стеклянный шкаф или кушетка.

      Далее ведущий дает инструкцию отгадывающим: «Каждый из вас может задать по 2 таких вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течение 2—3 минут, продумайте свои вопросы. Когда будете задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их задаете. После этого каждый из вас будет иметь по одной попытке отгадать профессию».

      Три человека выходят из класса. Остальные быстро загадывают профессию, а ведущий предупреждает всех, что спросить могут каждого, поэтому надо быть готовым к правильным, но не наводящим ответам.

      Ведущий приглашает трех человек (отгадывающих), которые по очереди задают вопросы. Ведущий следит за динамикой игры.

      Когда все вопросы и ответы произнесены, ведущий предлагает в течение одной минуты продумать трем отгадывающим свои ответы.

      Отгадывающие называют свои варианты ответов. Эти ответы могут не совсем совпадать с угаданной профессией. Например, загадана профессия «военный летчик», а ответы такие: «космонавт», «милиционер», «автогонщик». Как видно, военный летчик и космонавт довольно близки. Право определить, отгадали ребята профессию или нет, должно быть предоставлено группе. Однако окончательно этот вопрос решается после обсуждения. Загаданная профессия, естественно, называется.

      Обсуждение игры (проигрывание). Отдельно обсуждается правильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если группа не согласна с ответом, можно попросить того, кто так ответил, дать объяснение. Нередко эти объяснения бывают разумными. Например, в одной игре была загадана профессия «милиционер» и на вопрос «Какого цвета профессия?» был дан ответ: «черно-белая». Оказалось, что школьник имел в виду милицейский жезл.

      При выявлении неудачных ответов ребятам предлагается тут же придумать ответы, более соответствующие загаданной профессии.

      Участвовать в этом может и ведущий, корректируя, таким образом представления о профессии.

      У отгадывающих можно спросить также, какие ответы лучше всего помогли им, а какие, наоборот, ввели в заблуждение. После корректировки ответов можно уточнить, кто же выиграл (возможен и ничейный результат).

      Диагностические возможности игры . Игра позволяет выявить эмоциональное отношение к разным профессиям, и, поскольку характер этого отношения сильно влияет на выбор профессии, ведущий получает довольно важную информацию о группе в целом и об отдельных воспитанниках, так как за одно занятие в отдельной игре могут принять активное участие многие ребята.

      Перспективы использования игры. В перспективе можно разработать специальный перечень ассоциативных вопросов, помогающих отгадывающим лучше подготовиться, а ведущему лучше организовывать игру и обсуждение в ситуации меньшей неопределенности. Можно также использовать в игре не одну, а две (соревнующиеся) группы отгадывающих. Можно загадывать не только профессии, а конкретные места работы, учебные заведения, образ типичных представителей тех или иных профессий (типичных работников).

      4. Подведение итогов занятия:

      — Каковы впечатления от проведённого занятия?

      — Что нового и полезного вы узнали на занятии?

      — Что вызвало затруднения?

      Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1996

      Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2000. – 80с.: ил.

      Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003

      Урок 2: «Знакомство с классификацией профессий Е.А. Климова».

    115. обучающая: знакомство учащихся с классификацией профессий Е.А. Климова и признаками профессионального труда;
    116. развивающая: сформировать представления о проведении анализа профессий на основе классификации типов профессий;
    117. воспитательная: формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом, активной жизненной позиции.
    118. Познакомить обучающихся с основными понятиями по теме и классификацией профессий по Е.А. Климову;
    119. Познакомить обущающихся с основными критериями анализа профессий;
    120. Развивать у обучающихся способность к анализу, синтезу, классификации и обобщению;
    121. Формировать у обучающихся устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения.
    122. Изучение нового материала: обсуждение основных понятий, знакомство с классификацией профессий Е.А. Климова ;
    123. Закрепление нового материала: проведение диагностики с помощью «Дифференциально-диагностического опросника» (ДДО);
    124. Обсуждение результатов проведённой диагностики;
    125. Подведение итогов занятия.
    126. Необходимое материально-техническое обеспечение:

    127. электронное пособие «Мой выбор»;
    128. персональные компьютеры;
    129. бланки опросника для обучающихся;
    130. таблица “Классификация профессий”;
    131. приветствие учащихся;
    132. сообщение темы и цели урока.
    133. Выбор профессии — твой первый шаг к самостоятельной жизни, от которого зависит, как сложится твоя дальнейшая судьба. Сделать этот выбор очень нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в нужном направлении. А поэтому к профессиональному выбору нужно относиться серьезно и ответственно. Для того, чтобы не совершить ошибку в предстоящем вам выборе, необходимо научиться разбираться в особенностях профессиональной деятельности и специфике профессий.

      Формулировка темы, целей и задач урока.

      Формулировка темы, цели и задач урока осуществляется педагогом совместно с обучающимися.

      2. Изучение нового материала.

      На прошлом уроке, рассматривая профессиональную деятельность человека, мы затронули такое понятие как “профессиограмма”. Вспомним, что оно обозначает и, чем может помочь профессиограмма при выборе профессионального будущего.

      Обучающиеся формулируют понятие и основные функции профессиограммы, с опорой на план анализа профессии (структуру профессиограммы), выданной каждому школьнику:

      Профессиограмма – это описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

      Функции: раскрытие основных характеристик профессиональной деятельности, требований, предъявляемых к специалисту в области профессиональной подготовки, наличию определенных способностей, умений и навыков, психологического и физиологического здоровья.

      Чтобы начать изучение нового материала, повторим основные понятия, без которых невозможно разобраться в особенностях профессиональной деятельности человека.

      Для этого используем предыдущий материал урока электронного пособия «Мой выбор».

      Слово “профессия” (от лат. pгоfеssio — “объявляю своим делом”, “говорить публично”, “заявлять”) означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником к существованию.

      Профессия — это знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.

      Профессия — это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями. Понятие “профессия” обозначает достаточно широкий спектр трудовых функций, но часто возникает потребность в определении конкретной работы, которую выполняет человек, то есть его специализации.

      Специальность – (от лат. species – род, вид) – вид занятия в рамках одной профессии.

      Например: врач – хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и др.

      Это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека.

      Специализация — это узко дифференцированная область трудовых функций, определяющая форму разделения труда и ее рациональную организацию.

      профессия — врач, специальность — хирург, специализация — нейрохирург, кардиохирург, хирург-стоматолог и т.д.;

      профессия — машинист, специальность — машинист-крановщик, специализация — машинист мостовых кранов, машинист автомобильных кранов, машинист кранов- трубоукладчиков и т.д.

      Должность — это трудовой пост, положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.

      Например: должность “главный врач” имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть участковый врач, палатный врач; наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.

      Практическое задание. Обучающимся предлагается рассмотреть иллюстрации с представителями различных профессий и называть изображенные профессии и специальности (используем электронное пособие «Мой выбор»)

      Если попросить человека перечислить известные ему профессии, то, как показывает практика, полученный список будет включать в себя не более ста наименований, хотя на сегодняшний день в России существует более 20 тысяч профессий. Чтобы ориентироваться в этом изобилии, необходима систематизация всего массива профессий на отдельные группы профессий. Существует немало вариантов классификации профессий, например:

    134. по отраслям народного хозяйства: профессии сферы образования, здравоохранения, обслуживания, сельского хозяйства, добывающей и перерабатывающей промышленности и прочие;
    135. по приоритетным областям научного знания: профессии химические, юридические, экономические, биологические и др.;
    136. по степени востребованности: очень востребованные, менее востребованные.
    137. Или другая классификация типов профессий, предложенная Е.А. Климовым :

    138. по предмету труда: По предмету труда выделяют пять типов профессий: “Человек — Природа”, “Человек — Техника”, “Человек — Человек”, “Человек — Знаковая система”, “Человек — Художественный образ”;
    139. К типу «человек – природа» можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, су ходом за растениями, животными, профилактикой и лечением заболеваний растений и животных, например: агроном, ветеринар, геолог, микробиолог, озеленитель и др.
    140. развитое воображение, наглядно-образное мышление;
    141. хорошая зрительная память, точное восприятие (особенно зрительное), наблюдательность;
    142. способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
    143. терпение, настойчивость;
    144. готовность к работе вне больших коллективов, в трудных погодных условиях.
    145. Тип «человек — техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники, например: инженер-строитель, инженер-механик, мастер по ремонту видео и аудиоаппаратуры, монтажник, слесарь и др.
    146. точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
    147. хорошая координация движений;
    148. развитое техническое и творческое мышление и воображение;
    149. умение переключать и концентрировать внимание;
    150. наблюдательность.
    151. К профессиям типа «человек- человек» относятся профессии связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой, управлением, например: педагог, врач, юрист, продавец и др.
    152. Психологические требования профессии этого типа к человеку:

    153. стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
    154. устойчивое, хорошее самочувствие при работе с людьми, доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции;
    155. способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения, помыслы и настроения других людей, умение слушать и слышать;
    156. способность разбираться во взаимоотношениях людей, организовывать их взаимодействие, умение улаживать разногласия , учитывать мнение другого человека;
    157. развитая речь, умение убеждать, умение владеть мимикой, жестами;
    158. аккуратность, пунктуальность, собранность.
    159. Тип «человек – знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами. С чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами, например: программист, оператор ЭВМ, лингвист, переводчик, бухгалтер.
    160. хорошая оперативная и механическая память;
    161. способность длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
    162. хорошие переключаемость и распределение внимания
    163. точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
    164. усидчивость и терпение.
    165. К типу «человек – художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием моделированием художественных произведений, в воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образу. например: модельер, дизайнер, актер театра и кино, художник, музыкант.
    166. Психологические требования профессий этого типа к человеку:

    167. художественные способности, развитые эстетические чувства;
    168. развитое зрительной восприятие, наблюдательность, зрительная и музыкальная память;
    169. наглядно-образное мышление, творческое воображение;
    170. знание законов эмоционального воздействия на людей;
    171. нестандартное мышление;
    172. креативность
    173. Педагог предлагает схему классификации, разъясняет ее. Предлагается ребятам самим привести примеры конкретных профессий. Ребята называют профессии, вместе с ними педагог определяет их место в данной классификации. Ребята сталкиваются с проблемой невозможности однозначного отнесения той или иной профессии только к одному типу, виду или классу. Идет обсуждение существования так называемых «смешанных» профессий. Например, профессию «библиотекарь» можно отнести и к сфере «человек-человек», и к сфере «человек — знаковая система».

    174. по средствам труда : ручные, механические, автоматические, функциональные, теоретические;
    175. по условиям труда : бытовой микроклимат, открытый воздух, моральная ответственность, необычные и экстремальные условия;
    176. по проблемности трудовых ситуаций : работа по алгоритму, решение проблем;
    177. по коллективности процесса : индивидуальный, коллективная работа;
    178. по характеру труда выделяют: профессии исполнительского класса , связанные с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением правил, нормативов, инструкций, стереотипным подходом к решению проблем. В большинстве своем эти профессии не требуют высшего образования. Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления и, как правило, высшего образования.
    179. по ответственности в труде : моральная, материальная.
    180. В самом деле, когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль (как бы она ни была хороша или престижна и т. п.), а на предмет (объект) труда. С предметом труда человеку нужно что-то сделать — цель труда. В любом труде есть орудия, средства. Наконец, для человека существенно, в каких условиях протекает его работа.

      3. Закрепление нового материала.

      Чтобы закрепить изученный материал, выполним практическое задание. Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Давайте определим, к какому из типов профессий принадлежит каждый из вас. Для этого вам предлагается пройти тест.

      Практическое задание: Опросник “ДДО”.

      Ребятам раздаются бланки опросника (либо используется электронный вариант опросника из электронного пособия «Мой выбор»), дается инструкция.

      В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.

      Первую группу составляют профессии типа человек — природа, где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т.д.

      Основой второго типа являются отношения человек — техника, объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими профессиями являются: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер.

      Третью группу образуют профессии типа человек — человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности — сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т.д.

      Четвертую группу составляют профессии типа человек — знаковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, машинистки, статистики, экономисты.

      Человек — художественный образ — основа пятого типа. Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. К названному типу относятся, например, такие специальности, как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д.

      4. Обсуждение результатов проведённой диагностики, проговаривание и обсуждение ранее изученных понятий, классификаций профессий по типам.

      Названные типы профессий не могут быть строго ограничены, принимаются во внимание лишь преобладающие признаки, характерные для каждого из этих типов.

      Итог может быть выражен как алгебраическая сумма. Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесообразного применения сил испытуемого. Однако следует оговорить, что результаты ДДО лишь в какой-то мере характеризуют его способности в данный момент.

      5. Подведение итогов занятия:

      Подведение итогов и формулирование выводов по занятию:

    181. Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
    182. Что понравилось, какую пользу извлекли из полученных знаний?
    183. Что вызвало затруднения и над чем еще нужно поработать?
    184. Заключительное слово педагога:

      На сегодняшнем уроке мы рассмотрели важные аспекты классификации профессий, расширили свой словарный запас новыми понятиями и сделали первый шаг к освоению умения анализировать профессиональную деятельность.

      Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000. – 128с.: ил.

      Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2004. – 48с. – (Психодиагностика)

      Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: УЦ «Перспектива», 2000

      Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: «Просвещение», 1996

      Правовая азбука молодежи в вопросах и ответах (разработка Всероссийского научно-практического центра профориентации и психологической поддержки населения), 2000

      Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11 классов / Под ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И. – М.: «Просвещение», 2000

      Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Глав. ред. Е. Ананьева; отв. ред. В. Белоусова. – М.: Аванта+, 2003

      Тема 10: «Секреты выбора профессии»

      Урок 2: «Хочу. Могу. Надо. Что важнее в выборе профессии?»

      В последнее время очень много говорится об интегрированном обучении. На данном уроке предоставляется возможность объединить программу курса «Мой выбор» и предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии». В результате совместной работы педагога-психолога и учителя информатики обучающимся удастся создать собственные презентации профессий в программе Microsoft Office PowerPoint.

      Такая форма деятельности даёт возможность обучающимся не только познакомиться с новым материалом, но и практически обучает навыкам работы с различными компьютерными программами, развивает творческие способности, способствует формированию навыков информационно-коммуникативной компетенции, а также формирует уверенность в себе, актуализирует потребность в саморазвитии.

      Заявленная нами тема звучит следующим образом: «Использование компьютерных технологий при проведении занятия по профориентации». Представленное занятие входит в программу элективного курса по профориентации для 9 классов «Мой выбор». Тема «Секреты выбора профессии» рассчитана на 2 часа. Первый час предполагает теоретическое погружение в материал. Представленное же занятие имеет практическую направленность. В связи с этим цели урока формулировались следующим образом.

    185. обучающая : знакомство обучающимися с требованиями успешного выбора профессии, с формулой и условиями оптимального выбора профессии .
    186. воспитательная : содействие формированию у обучающихся устойчивого интереса к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения.
    187. развивающая : развитие познавательных способностей, способностей к анализу, синтезу, классификации и обобщению; расширение кругозора и обогащение словарного запаса.
    188. обучающая : помочь обучающимся получить представление о мультимедиа, познакомиться с программой для создания мультимедийных презентаций.
    189. воспитательная: воспитание информационной культуры обучающихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
    190. развивающая: развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере, работы с мультимедийными программными средствами.
    191. Знакомство с основными понятиями урока – «формула выбора профессии», тактика осуществления «выбора»: «хочу» — «могу» — «надо»;
    192. Формирование коммуникативных умений и навыков;
    193. Развитие навыков аргументации, защиты своей точки зрения в процессе дискуссии;
    194. Подготовка и защита профориентационных проектов — презентация профессий.
    195. Оборудование и наглядные пособия:

    196. Электронное пособие «Мой выбор»;
    197. Интерактивная доска;
    198. Персональные компьютеры.
    199. Межпредметная связь: информатика, психология.

      В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбирать. К ним относятся наше собственное тело, наши родители, наша страна и историческая эпоха. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу выборов является выбор профессии. Особенно сложно сделать этот выбор в молодом возрасте, когда нет еще за плечами богатого жизненного опыта, когда недостаточно информации для принятия этого жизненно важного решения.

      В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу людям, обществу.

      Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией и зарабатывающие много денег, сформулировали три главных требования, которым должна удовлетворять профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:

      — профессия должна быть интересной,

      — профессия должна пользоваться спросом на рынке труда,

      — профессия должна соответствовать собственным возможностям.

      nsportal.ru

      Это интересно:

      • Прямое указание закона Каким бывает указание закона: (определения приводятся в именительном падеже) Делаем Карту слов лучше вместе Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги […]
      • Как пройти 15 этаж в ликвидации с багом 15 этаж "Ликвидации" - проходим в лифте. #1 Администратор 160 сообщений Время онлайн: 13d 5h 34m 51s 41 спасибо Страна: Есть еще один способ прохождения прохождения 15-го этажа в режиме "Ликвидация" и по мне он гораздо проще, нежели у стола. […]
      • Ошибка при разрешении доступа к подключению к интернету Решение неполадки «Ошибка при разрешении общего доступа к подключению к интернету» Часто пользователи, желая, расшарить интернет со своего компьютера, сталкиваются с неполадкой «Ошибка при разрешении общего доступа к подключению к интернету». Сегодня пойдет речь о том, […]
      • Срок исковой давности для подачи в суд Срок искового заявления. Cроки при подаче иска в суд Наиболее важные сроки исковых заявлений 1. Cрок исковой давности; 2. Срок для принятия искового заявления; 3. Срок для устранения ошибок в исковом заявлении; 4. Сроки рассмотрения искового заявления. Cрок исковой […]
      • Буковель проживание поляница Курорт Поляниця/Буковель/ Адмістративний поділ: Поляниця – центр сільської Ради та підпорядковано міській раді м.Яремче,Івано-Франківської обл., Україна. Найближчі населені пункти(курорти) :Яблуниця,Татарів,Ворохта,Микуличин,Яремче. Поляниця – Село Поляниця […]
      • Правила безопасности тепловых установок Тепловые энергоустановки Правила технической эксплуатации ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕПЛОПОТРЕБЛЯЮЩИХ УСТАНОВОК И ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ СОГЛАСОВАНЫ Советом Федерации независимых профсоюзов России 06.05.1992 г. письмом № 105/78 УТВЕРЖДЕНЫ […]
      • Оформлено или оформленно как правильно пишется НЕДОПОСТА́ВКА, -и, ж. Спец. Предложения со словом «недопоставка»: Таким образом, недопоставка или движение в связи с какими-либо иными вопросами в сторону уменьшения составляющего капитала приводит к осуществлению обвала рубля. Была даже недопоставка деревянных ящиков для […]
      • Правила чергування е и Правила чергування е и ТРЕНАЖЕР З ПРАВОПИСУ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ Чергування е з о після ж, ч, ш, ш, дж та й У літературній мові звук e, що стоїть після шиплячих та й , чергується з о. При цьому діють такі закономірності. Перепишіть, вставляючи замість крапок пропущені букви о […]