Социальный налог является источником доходов

| | 0 Comment

Налоги как источник доходов государства

В экономиках, основанных на частной собственности и рыночных механизмах, источником денежных ресурсов государства служат прежде всего налоги на доходы и имущество граждан и фирм. Такого рода устройство государственных финансов постепенно формируется в последние годы и в России.

Финансы — 1) денежные средства, ценные бумаги и иные денежные обязательства семьи, предприятия, государства; 2) совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Знакомство с миром государственных финансов мы начнем с устройства и действия современных налоговых систем, тем более что налоги прямо влияют на жизнь каждого гражданина, чем бы он ни занимался и где бы ни работал.

Говоря о налоге, мы понимаем под этим обязательную для гражданина, домохозяйства или организации выплату в пользу государства, порядок и условия которой определяют законы страны.

Механизм изъятия налогов — налогообложение — один из древнейших экономических механизмов, родившийся вместе с государством как таковым. Без налогообложения государство вообще существовать не может, хотя в некоторых случаях может обойтись без собственной армии и даже национальной валюты.

Под системой налогообложения страны понимают (рис. 13-1):

  1. перечень видов налогов с домохозяйств и организаций, которые по законам данной страны государство может взимать для формирования своих доходов;
  2. методы определения величины платежей по тем или иным видам налогов;
  3. методы организации сбора и использования налогов;
  4. круг государственных организаций, которые занимаются сбором налогов.


Рис. 13-1. Структура налоговой системы страны

Долгий и конфликтный опыт налогообложения позволил экономической науке сформулировать три основных принципа создания налоговой системы, в соответствии с которыми она должна быть:

  1. нейтральной;
  2. справедливой и
  3. эффективной как источник получения доходов государства.
  4. Налоговая система может быть признана нейтральной, если она не влияет на то, как люди и фирмы отвечают на главные экономические вопросы: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО производить? Создать абсолютно нейтральную систему налогов (например, просто брать с каждого гражданина страны одинаковую абсолютную сумму денег) в реальности никому не удавалось, но каждое государство стремится к нейтральности налогообложения, сокращая, например, до минимума всякого рода льготы по уплате одного и того же налога для разных плательщиков.

    Еще труднее реализовать в налогообложении принцип справедливости, так как даже ответ на вопрос: «Какое налогообложение более справедливо?» — в каждой стране разный. Единственное, что в реальности может сделать государство, — стараться создать такую систему налогообложения, чтобы налоги были соразмерны возможности налогоплательщика их платить.

    Более однозначен для понимания принцип эффективности. По сути он означает, что налоговая система, с одной стороны, должна давать государству необходимые ему доходы, а с другой — не должна быть сама по себе слишком дорогим и сложным делом. Добиться этого не так просто. Например, сейчас в России есть налог на недвижимое имущество, который каждое домохозяйство, имеющее жилье в собственности, платит раз в год. Величина этого налога пока соизмерима с почтовым уведомлением о его уплате.

    Создавая системы налогообложения, каждая страна решает одни и те же вопросы:

    1. что облагать налогами (какова основа налогообложения);
    2. какой должна быть ставка каждого налога (механизм налогообложения).
    3. Основы налогообложения. Механизм сбора налогов совершенствовался человечеством тысячелетиями. И все же если проанализировать систему налогов, действовавших в Римской империи, то мы обнаружим там зачатки тех же принципов налогообложения, которые использовались и в конце XX в.

      Например, римляне пользовались прямыми и косвенными налогами. Когда мы говорим о прямом налоге, то имеем в виду сбор в пользу государства, взимаемый с каждого гражданина или хозяйственной организации. Размер этого сбора может зависеть от различных факторов, но чаще всего он устанавливается в зависимости от размера доходов или стоимости имущества.

      Примером прямого налога может служить подушная подать, т. е. налог, взимавшийся с каждой «живой души». Это предок нынешнего подоходного налога, который обязаны платить все граждане.

      Наряду с прямыми налогами в практику издревле вошли косвенные налоги, которые вносятся гражданином не прямо в государственную казну, а сначала накапливаются у продавцов определенных товаров, которые затем и перечисляют собравшиеся у них суммы налогов государству.

      Скажем, римские пошлины с вина — это косвенный налог, поскольку платить его должны были не все граждане Рима, а только те, кто вел торговлю вином. В ту же категорию попадает сбор за обмен и размен денег — его взимали лишь с тех, кому нужно было выполнить такие операции с денежными знаками. В нынешней российской действительности косвенными налогами являются акцизы на отдельные виды товаров (в частности, табачные, ювелирные и винно-водочные изделия) или налоги на продажу жилья.

      Акциз — налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара.

      Акцизные налоги широко распространены во всем мире и нередко составляют немалую часть той конечной цены, которую уплачивает за товар покупатель. Использование акцизных налогов (особенно когда оно сочетается с разумной экономической политикой в других сферах) позволяет укрепить бюджет и дать стране средства для развития. Именно так, например, укрепил бюджет России на пороге XX в. выдающийся государственный деятель премьер-министр граф Сергей Юльевич Витте.

      Современные налоговые механизмы крайне разнообразны (только в России используется примерно 40 различных налогов), а их использование регулируется специальными законами (в России это Налоговый кодекс). При этом некоторые из налогов являются целевыми, т. е. привязаны к конкретному направлению государственных расходов.

      В России целевыми являются, например, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и налог для создания дорожных фондов. Первый из них призван дать средства для финансирования работы геологов и буровиков, отыскивающих и готовящих к промышленному использованию новые месторождения полезных ископаемых взамен уже исчерпанных. Второй (его еще называют дорожным налогом) собирают для финансирования ремонта и строительства дорог. Некоторые налоги по экономической природе вообще напоминают цены. К этой категории особенно близка государственная пошлина.

      Пошлина — плата, взимаемая государством с граждан и хозяйственных организаций за оказание им определенного вида услуг.

      Например, государство берет с россиян пошлину за:

      • оформление свидетельств о браке и рождении детей;
      • выполнение процедуры расторжения брака;
      • подтверждение права на получение наследства;
      • принятие жалобы к рассмотрению в суде;
      • выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

      Практически эти пошлины оплачивают те услуги, которые государственные службы оказывают обращающимся к ним гражданам, а само государство действует как один из продавцов услуг на рынке.

      В России различают налоги федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги поступают в доходы Правительства РФ, региональные пополняют бюджеты региональных органов власти, а местные — бюджеты городов и других муниципальных органов власти.

      Федеральные налоги включают налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог (взнос); налог на операции с ценными бумагами; платежи за пользование природными ресурсами: за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, за загрязнение окружающей среды, за пользование водными объектами; налог на прибыль организаций; налоги, служащие источником образования дорожных фондов: налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств; государственную пошлину; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог на игорный бизнес; сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; налог на добычу полезных ископаемых.

      Виды региональных налогов: налог на имущество предприятий; лесной налог; сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц; налог с продаж; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

      Местные налоги: налог на имущество физических лиц; земельный налог; реги-страционный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; сбор с владельцев собак; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах; сбор за выигрыш на бегах; сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за уборку территорий населенных пунктов; сбор за открытие игорного бизнеса.

      Механизм налогообложения. В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, исходя из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства.

      Ставка налога — величина платы, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчете на единицу налогообложения.

      Ставка налога определяется как абсолютная сумма платежа либо как доля от стоимости того, к чему привязан данный налог (например, доходы или стоимость имущества). При этом чрезвычайно спорным всегда является вопрос о том, какова должна быть количественная величина этой ставки: должна ли она быть единой либо меняться по какой-то схеме.

      В мировой практике можно обнаружить три разные системы по видам налоговых ставок:

      • прогрессивную;
      • пропорциональную;
      • регрессивную.
      • В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. В России она использовалась, например, в 90-е гг. XX в. по отношению к личным доходам. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов большую долю своих доходов, чем менее состоятельные или преуспевающие.

        В пропорциональной системе налогообложения используется единая ставка на-логообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохода, прибыли, имущества и т. д.). Такое налогообложение применяется в России, например, при обложении прибыли юридических лиц.

        Наконец, схема исчисления налогов в регрессивной системе построена зеркально по отношению к прогрессивной: в ней предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода или имущества. Регрессивная схема нередко оказывается разумной при обложении доходов самых богатых граждан. Причина проста — при обычной прогрессивной схеме они вынуждены платить так много, что им становится дешевле оплатить услуги юристов и налоговых консультантов, которые помогают им легально уменьшить налогообложение. В итоге государство от прогрессии налогов не выигрывает, а проигрывает. Напротив, при невысокой ставке меньше стимулов к уклонению от налогов.

        Перечисленное выше разнообразие способов налогообложения не случайно. Оно порождено необходимостью создания в каждой стране такой системы сбора налогов, которая воспринималась бы обществом как более или менее справедливая. Существуют два подхода к обеспечению налоговой справедливости — горизонтальная справедливость и вертикальная справедливость.

        Горизонтальная справедливость (рис. 13-2) предполагает равное налогообложение равных доходов. Напротив, вертикальная справедливость (рис. 13-3) — это система налогообложения, при которой применяются различные налоговые ставки в зависимости от уровней дохода.


        Рис. 13-2. Горизонтальная налоговая справедливость (каждый из граждан отдает в качестве налога 1/3 своих доходов)


        Рис. 13-3. Вертикальная налоговая справедливость (доля доходов, отдаваемая в качестве налогов, увеличивается по мере роста исходной суммы доходов)

        Каждая из систем налогообложения имеет свои достоинства и недостатки. В связи с этим они часто используются в рамках комплекса налогов, так как практически все страны мира собирают доходы с помощью не одного, а многих различных налогов.

        Размер налогообложения зависит от того, решение каких задач общество возлагает на государство. Чем серьезнее эти задачи, тем больше средств нужно государству для их решения и тем тяжелее будет в стране налоговое бремя. Именно под углом этих двух проблем мы и попытаемся рассмотреть механизмы налогообложения и масштаб налоговых изъятий.

        Масштаб налоговых изъятий. Хотя система налогообложения имеет древние корни и опыт человечества в этой сфере Огромен, по сей день не утихают споры о том, как лучше устроить налоговую систему и каковы должны быть уровни ставок налогообложения.

        С одной стороны, чем большую долю доходов граждан и фирм государство концентрирует в своих руках, тем лучше оно может помочь социально незащищенным группам граждан, активнее поддержать развитие в стране образования, здравоохранения и науки.

        С другой стороны, имеющийся мировой опыт показывает, что чем слабее налоговый гнет на экономику, тем быстрее она развивается.

        В итоге система налогов всегда формируется как компромисс между интересами различных групп общества, а также между интересами страны в целом и ее отдельных регионов. Именно поэтому не существует однозначных правил построения налоговых систем, хотя экономической науке известно немало проверенных вековой практикой принципов на/логовой политики. Но каждая страна использует эти принципы по-своему в зависимости от стоящих перед нею задач.

        В России нет года, чтобы на заседаниях законодательных и исполнительных органов власти не возникало острейших споров о том, как изменять налоги и способы их сбора.

        Возможности дальнейшего введения новых налогов практически исчерпаны — можно добиваться лишь более полного сбора налогов, ранее утвержденных законодательной властью. Поэтому задача российского правительства на ближайшее десятилетие не изобретение новых налогов, а совершенствование механизма взимания уже действующих и общее улучшение механизма налогообложения в соответствии с рекомендациями финансовой науки.

        Теперь надо выяснить, что происходит с налоговыми сборами, как они трансформируются в расходы государства. Как формируется и расходуется государственный бюджет.

        be5.biz

        Социальный налог является источником доходов

        Источник налога —доход субъекта налога, из которого вносится последний. Принципиально важно, что налог всегда только часть дохода и потому он всегда меньше дохода по величине. В ряде случаев источник может совпадать с объектом налога (например, налог на прибыль (доход) организаций). [c.90]

        Источником налогов, как правило, выступает новая стоимость — национальный доход, создаваемый в сфере материального производства он включает стоимость необходимого продукта и стоимость прибавочного продукта, или прибавочную стоимость. В отдельных случаях налоги являются формой перераспределения национального богатства. [c.80]

        Источники налогов и ставки определяются Налоговым кодексом Российской Федерации, законами и постановлениями Правительства, а порядок определения налогооблагаемой базы до настоящего времени определялся инструкциями и методическими указаниями МНС РФ. [c.81]

        Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог и т. д. Следует подчеркнуть неразрывную связь объекта обложения с всеобщим исходным источником налога — валовым внутренним продуктом (ВВП), поскольку вне зависимости от конкретного источника уплаты каждого налога все объекты обложения представляют собой ту или иную форму реализации ВВП. Вместе с тем объект обложения и источник уплаты конкретного налога не всегда совпадают, а как правило, почти никогда. [c.86]

        Рекомендации по реализации принципа равномерности обложения отражали состояние финансовой науки. Физиократическая школа ответила на вопрос с чего брать налоги — с валового или чистого дохода, отдав предпочтение последнему. Решив этот вопрос, физиократы предложили налог, который позволил бы эффективно уловить чистый доход, что обеспечило бы равномерность распределения налогового бремени. Поскольку все налоги платятся из чистого дохода, то теоретически все существующие налоги можно заменить единым налогом, падающим на этот единственный источник, — налогом на чистый доход граждан. [c.99]

        Напомним, что источником налогов является тот материальный фонд, из которого выплачивается налог. [c.167]

        Определите понятия налогооблагаемая база , объект налогообложения , источник налогов , сокрытая и заниженная прибыль , налоговое производство . [c.208]

        Объект налогообложения необходимо отличать от источника налога, т.е. от резерва, используемого для уплаты налога. [c.94]

        Если можно бесконечно долго экспериментировать с объектом, предметом, масштабом налогообложения, порядком исчисления налоговой базы, то выбор источника налога строго ограничен в экономическом [c.94]

        На макроэкономическом уровне совокупность различных форм доходов населения образует национальный доход, который и является источником налогов. [c.95]

        Таким образом, законодательную форму установления налоговых обязательств можно рассматривать как своего рода компромисс публичной цели взимания налогов и частного характера источников налога. Нарушение равновесия одинаково пагубно и для налогоплательщиков и для бюджета. Для налогоплательщиков потому, что ведет к произвольному лишению их части собственности, для бюджета потому, что чревато нестабильностью бюджетных поступлений, пагубно сказывается на выполнении государством его социальных функций. Так, в Постановлении от 1 апреля 1997 г. № 6-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что средства, полученные в результате взимания сбора, введенного правительством с превышением полномочий, не предусмотрены доходной частью бюджета, что ставит под сомнение правомерность их расходования правительством (абз. 8 п. 2). Незаконно собранные средства по общему правилу должны быть возвращены плательщикам. В результате этого остаются нереализованными какие-то запланированные программы. Законодательная форма установления налога в этом смысле выступает гарантией формирования доходной части бюджета в соответствии с намеченными показателями. [c.207]

        Если источником выплаты дивидендов являются российская организация или действующее в Российской Федерации постоянное представительство иностранной организации, то сумма налога исчисляется отдельно по каждой выплате дивидендов по ставке 30%. Затем распределяется сумма уплаченного этими источниками налога на доход организаций, относящегося к части прибыли, распределяемой в виде дивидендов в пользу физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. Полученная сумма налога принимается к зачету в исчисленную сумму налога на доходы физического лица по ставке, не превышающей 30%. В этом случае дивиденды, как правило, не будут облагаться налогом на доходы физических лиц, так как ставка налога на прибыль организаций составляет 35%, а налог на доходы физи- [c.422]

        Государственный бюджет финансируется за счет множества источников (налоги, сборы, поступления от государственной собственности), в то время как частное лицо или предприятие имеют один или два источника доходов (заработная плата, дивиденды или прибыль). Кроме того, в исключительных случаях государство может прибегать к заимствованию денежных средств для финансирования своего бюджета, как и частное лицо или предприятие. Однако здесь различие заключается в уровне значимости размера долга. [c.401]

        ИСТОЧНИК НАЛОГА — это, независимо от объекта налогообложения, чистый доход общества. [c.184]

        Источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль, проценты). [c.119]

        А определенность налогообложения (согласно ст. 11 Закона в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты о конкретных налогах устанавливают и определяют субъект налога, объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который налог зачисляется) [c.157]

        Основные элементы любого налога субъект налога (или налогоплательщик), на которого законом возлагается обязанность уплачивать этот налог объект налога — доход (в т. ч. и оборот) или имущество, исходя из которого рассчитывается сумма налога (заработная плата, объём реализации, стоимость имущества предприятия, земля, объём добытых полезных ископаемых и т.д.) источник налога — доход (вид дохода), за счёт которого производится уплата конкретного налога ставка налога — величина налога, приходящегося на единицу обложения (напр., на 1 руб. заработной платы, на единицу земельной площади, на 1 руб. стоимости имущества). [c.176]

        Источник налога — доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог. По некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают. [c.225]

        Регулирующие доходные источники (налоги) 49 [c.422]

        Важнейшими элементами Н. являются субъект Н., носитель Н., объект Н., источник Н., единица обложения и налоговая ставка. Субъект Н. — это физич. или юридич. лицо, непосредственно облагаемое данным Н. В капи-талистич. странах субъект Н. в результате переложения Н. на трудящихся не всегда является конечным плательщиком. Конечный или фактич. плательщик называется носителем Н. Для понимания классовой сущности Н. важно выяснить источник Н., т. е. получаемые налогоплательщиком совокупный доход или отдельные виды доходов. У рабочих и др. трудящихся источником налога служит трудовой доход (заработная плата), у капиталистов — прибавочная стоимость (прибыль, рента и т. п.), у мелких производителей — доходы от с. х-ва и ремесла. Под объектом Н. понимается предмет или доход, к-рый служит основанием для обложения (заработная плата, предпринимательская прибыль, гонорар, земля, строения, ценные бумаги, предметы потребления). Часть дохода (или имущества), принимаемая за основу при исчислении Н., называется единицей обложения (1 долл. дохода, 1 га земли и т. д.), а размер Н. на единицу обложения— налоговой ставкой, к-рая может определяться в процентах к облагаемому доходу или имуществу либо в твердой сумме. [c.76]

        При определении политики выплаты дивидендов ме] [ другие факторы, например юридические ограничения, ш части, доступность и цену других источников, налоги > При осуществлении плана выкупа акций фирма приобретает [c.480]

        Доходы государственного бюджета традиционно классифицируются по источникам (налоги, сборы, займы и т.д.) и видам (подоходный налог, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т.д.). На практике еще используются юридическая и финансовая классификации. Первая распределяет доходы в зависимости от того, используется ли сила государственной власти при их формировании или нет. Соответственно выделяют налоги и штрафы, а также — плату за услуги и добровольные взносы. Вторая — делит доходы на постоянные (налоги) и временные (займы). [c.114]

        В России принципы налогообложения закреплены Конституцией РФ и Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Среди этих принципов следует выделить а) всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы -ст. 57 Конституции) б) верховенство представительной власти в их установлении (ст. 57, 71, 76, 105, 106 Конституции, ст. 1 Закона) в) прямое действие во времени законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков (ст. 57 Конституции) г) однократность налогообложения (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида (уровня) два раза за один период налогообложения — ст. 6 Закона) д) очередность взимания налогов из одного источника (в целях уменьшения налогового бремени — ст. 22 Закона) е) временное ограничение налоговых притязаний (ст. 24 Закона) ж) определенность налогообложения (согласно ст. 11 Закона в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты о конкретных налогах устанавливают и определяют субъект налога, объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который налог [c.198]

        В законодательных актах по отдельным видам налогообложения должны были устанавливаться и определяться налогоплательщик (субъект налога), а также следующие обязательные эелементы налогообложения объект и источник налога единица налогообложения налоговая ставка (норма налогового обложения) сроки уплаты налога бюджет или внебюджетный фонд, в который подлежал зачислению налоговый оклад. [c.297]

        Налоги как часть ВВП выполняют роль индикатора экономического развития, определяют степень фискальной направленности экономических преобразований и производительного использования ресурсов. К тому же созданный за определенный период ВВП является источником налогов и сборов. Показатель налогоемкости ВВП очень информативен и при изучении тяжести налогового бремени, и при межстрановых сравнениях. Сейчас в качестве экономических показателей в России рассчитываются следующие основные [c.434]

        Если можно бесконечно долго экспериментировать с ббъектом, предметом, масштабом налогообложения, порядком исчисления налоговой базы, то выбор источника налога строго ограничен в экономическом смысле существуют только два источника, за счет которых может быть уплачен налог, — доход и капитал налогоплательщика. [c.199]

        Withholding tax (налог у источника). Налог, вычитаемый у источника, которым могут быть проценты, дивиденды и т. д., который трудно скрыть от налогового инспектора. Обычно инвесторы его ненавидят. [c.463]

        economy-ru.info

        §3. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        Денежные средства государственных социальных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции Российской Федерации, устанав-ливающих каждому гражданину гарантии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безработицы (ст.ст. 37, 39, 41).

        Законодатель определяет Единый социальный налог как особый обязательный платеж и запрещает изъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов, в том числе в целях погашения бюджетного дефицита.

        Единый социальный налог (ЕСН) относится к числу федеральных налогов и сбо- ров . Налог был введен главой 24 части 2 Налогового кодекса 1 января 2001 года. В системе Единого социального налога присутствуют элементы накопительной пенсионной системы: 14% налога подлежит выплате непосредственно сразу нынешним пенсионерам; 8-12% составляют социальные взносы на страховую часть трудовой пенсии и 2-6% предназначены для формирования накопительной части трудовой пенсии. Именно последнее вызывает большие споры среди специалистов, так как чрезвычайно сложно эффективно и надежно разместить такие большие денежные средства (около 1 млрд долларов) с целью их реального прироста, а также при соблюдении максимальной безопасности в условиях российской экономики.

        Размеры отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования — 3,6% — вероятно, неадекватны, так как тариф налога не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи населению страны. И хотя доходы Фонда, в сравнении с 2000 г., увеличились почти в 1,5 раза, при сокращении бюджетного финансирования становится все труднее реализовывать Закон «Об обязательном медицинском страховании».

        В налоговую систему ЕСН был включен с 1 января 2001 года, когда Федеральным законом от 5 августа 2000 года №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» была введена в действие глава 24 части второй Налогового кодекса РФ.

        Как всякий налог, Единый социальный налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, в целях финансового обеспечения деятельности государства (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации).

        В частности, Единый социальный налог обеспечивает финансирование расходов государства на выплату трудовых пенсий, на выплату пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам и иных социальных пособий, на оплату оказываемых медицинскими учреждениями медицинских услуг, включенных в Программу обязательного медицинского страхования.

        До 1 января 2002 г. сумма начисляемого Единого социального налога зачислялась в бюджеты Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования.

        С 1 января 2002 г. сумма Единого социального налога, зачислявшаяся в бюджет Пенсионного фонда РФ, перечисляется в Федеральный бюджет, а затем направляется в бюджет Пенсионного фонда РФ для финансирования базовой части трудовых пенсий .

        До 2001 года для финансирования расходов на аналогичные цели уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и в фонды обязательного медицинского страхования, которые и были заменены уплатой Единого социального налога. Исключение было сделано для обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Взносы по этому виду страхования не вошли в Единый социальный налог, их уплата по-прежнему осуществляется напрямую в Фонд социального страхования по действующим ранее правилам.

        С введением Единого социального налога меняется не только порядок и размеры уплаты страховых взносов, но и сам финансовый механизм социального страхования.

        Исполнение бюджетов социальных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством. Суммы начисляемого налогоплательщиками Единого социаль-ного налога перечисляются не на счета фондов, а на счета Федерального казначейства. Федеральному казначейству предписывается в однодневный срок перечислять поступившие суммы на счета внебюджетных фондов.

        С введением Единого социального налога был введен и новый порядок контроля за правильностью, полнотой и своевременностью его начисления и уплаты. Если раньше контрольные проверки проводились непосредственно ревизионными службами самих внебюджетных фондов, то с 2001 года они стали осуществляться налоговыми органами.

        Внебюджетные фонды обладают определенными полномочиями, связанными с контролем за проведением отдельных этапов социального страхования у налогоплательщиков:

        Пенсионный фонд РФ контролирует порядок ведения страхователями индивидуального персонифицированного учета в пенсионном страховании .

        Фонд социального страхования осуществляет проверки произведенных страхователями расходов по средствам социального страхования.

        Контроль внебюджетных фондов за уплатой Единого социального налога носит дополнительный, справочный характер, так как они не имеют права составлять и подписывать акты о документальных проверках.

        Единый социальный налог — главный источник средств государственных внебюджетных фондов социального назначения.

        Налогоплательщиками или страхователями, обязанными уплачивать Единый социальный налог, признаются все хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовой формы или формы собственности.

        В зависимости от особенностей налогообложения все налогоплательщики разделены на две группы.

        К первой относят работодателей (или лиц, производящих выплаты физическим лицам):

        физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями.

        Вторую группу налогоплательщиков представляют группы самозанятого населения, обязанные уплачивать Единый социальный налог с получаемого индивидуального дохода:

        В том случае, когда налогоплательщик Единого социального налога относится и к первой, и ко второй группе плательщиков Единого социального налога, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому основанию.

        Для организаций и индивидуальных предпринимателей, переведенных на уплату налога на вмененный доход, Единый социальный налог включен в сумму единого налога и отдельная уплата Единого социального налога не предусмотрена.

        Введение Единого социального налога почти не изменило условия предоставления льгот по уплате взносов в социальные внебюджетные фонды. По-прежнему освобождены от уплаты Единого социального налога так называемые военизированные министерства и ведомства (Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральное агентство правительственной связи информации при Президенте РФ, Министерство юстиции и другие ведомства, где проходят службу военнослужащие) в части денежного довольствия и других выплат, получаемых военнослужащими.

        Федеральные суды и органы прокуратуры также освобождены от уплаты Единого социального налога с денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания.

        Сохранены льготы для работников-инвалидов, общественных организаций инва-лидов и их предприятий. Однако установлены максимальные границы доходов, не под-лежащих налогообложению, и уточнены некоторые формы организации и виды дея-тельности таких предприятий.

        От уплаты Единого социального налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.

        Указанные налогоплательщики, являющиеся инвалидами I, II или III группы, освобождены от уплаты Единого социального налога в части доходов от их предпринимательской или профессиональной деятельности, не превышающих 100 000 рублей в год.

        От уплаты Единого социального налога освобождены в пределах выплат и иных вознаграждений в размере 100 000 рублей на каждого работника такие категории работодателей, чья деятельность связана с работой и обслуживанием инвалидов:

        общественные организации инвалидов (и их союзы), среди членов которых инвалиды и их представители составляют 80%;

        организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов при условии, что среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля их заработной платы — не менее 25%;

        учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных соци-альных целей, а также для помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, един-ственными собственниками имущества которых являются указанные общественные ор-ганизации инвалидов (ст. 239 Налогового кодекса).

        Льготы, предоставленные работодателям, нанимающим или обслуживающим инвалидов, льготы не распространяются на организации, занимающиеся производством (торговлей) подакцизных товаров и минерального сырья или другими видами бизнеса в соответствии с Перечнем, утверждаемым Правительством РФ.

        Важная налоговая, но не социальная льгота предоставлена индивидуальным предпринимателям и другим категориям самозанятого населения (вторая группа налогоплательщиков) относительно уплаты части налога в Фонд социального страхования.

        Они не уплачивают ту долю налога, которая предусмотрена для Фонда социального страхования, однако при этом автоматически лишаются права на получение пособий и других выплат из этого Фонда.

        Указанные категории налогоплательщиков ранее могли регистрироваться в Фонде социального страхования на добровольных началах, платить положенные страховые взносы и получать социальные выплаты. Порядок введения Единого социального налога такой возможности не предусматривает.

        Объект налогообложения представлен в разрезе отдельных групп налогоплательщиков, источников выплат и категорий их получателей.

        Для работодателей (кроме физических лиц) в объект налогообложения включены: выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе:

        вознаграждения (кроме вознаграждений индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;

        выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым или гражданско- правовым договором.

        У работодателей — физических лиц объектом налогообложения выступают только выплаты в пользу работников.

        Объект налогообложения для самозанятого населения оставлен без изменений и представляет собой доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

        Более детально характеризует виды и формы облагаемых Единым социальным налогом выплат налоговая база.

        Для работодателей (кроме физических лиц) она определяется как сумма всех выплат, являющихся объектом налогообложения и начисленных за налоговый период в пользу работников или третьих (не связанных с работодателем) лиц, и включает:

        выплаты и вознаграждения в денежной форме;

        выплаты и вознаграждения в натуральной форме;

        Налоговая база для самозанятого населения представляет собой сумму доходов в денежном и натуральном выражении, полученных налогоплательщиками за налоговый период от индивидуальной или профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

        Как и прежде, но уже в рамках Налогового кодекса представлен Перечень выплат, исключаемых из налогооблагаемой базы. Он во многом схож с перечнями, ранее утверждавшимися Правительством РФ для каждого внебюджетного фонда.

        Не подлежат налогообложению следующие основные выплаты:

        государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местных органов власти и другие, законодательно установленные выплаты за счет средств бюджета и внебюджетных фондов;

        все виды законодательно установленных компенсационных выплат в пределах установленных норм, в том числе:

        в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

        бесплатное предоставление жилья, коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;

        оплата стоимости или выдача натурального довольствия;

        компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемые при увольнении;

        возмещение иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

        расходы на трудоустройство работников, уволенных в связи с сокращением численности или штата, ликвидацией или реорганизацией предприятия;

        выплаты, связанные с выполнением работником трудовых обязанностей (командировочные расходы, расходы в связи с переездом в другую местность);

        единовременная материальная помощь, оказываемая работодателем;

        суммы в иностранной валюте, выплачиваемые работникам, направленным на работу за границу (для государственных организаций, финансируемых из Федерального бюджета, в пределах законодательно установленных размеров);

        доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства при условии, что ранее хозяйства этой нормой не пользовались;

        доходы, получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых семейных общин народов Севера;

        иные выплаты, установленные в Перечне.

        Перечень видов выплат, на которые не начисляется Единый социальный налог, постоянно меняется в связи с происходящими изменениями в социальной и экономической жизни нашего государства.

        Порядок начисления и уплаты Единого социального налога в основном совпадает с прежним порядком уплаты страховых взносов.

        Начисленные суммы налога перечисляются на счет единого государственного органа — Федерального казначейства отдельными платежными поручениями для каждого фонда. Порядок начисления и уплаты Единого социального налога различается по группам налогоплательщиков.

        Налогоплательщики-работодатели ежемесячно производят начисление авансовых платежей Единого социального налога за прошедший отчетный период.

        Налогоплательщики — индивидуальные предприниматели и иные категории са-мозанятого населения осуществляют авансовые платежи Единого социального налога на основании налоговых уведомлений три раза в год.

        Уже в 2000 году внебюджетные фонды при нарушении страхователями порядка начисления и уплаты страховых взносов стали применять финансовые санкции, установленные налоговым законодательством.

        С введением Единого социального налога наложение штрафов и иных взысканий сохранилось и осуществляется в соответствии с главами 15 и 16 Налогового кодекса.

        Основными нарушениями правил уплаты Единого социального налога считаются:

        нарушение сроков регистрации в налоговом органе;

        неуплата или неполная уплата сумм налога;

        нарушение правил учета объекта налогообложения;

        непредставление налоговой декларации;

        непредставление сведений, необходимых для налогового контроля.

        Налоговые санкции устанавливаются в виде денежных штрафов. Срок давности

        привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет 3 года. Налоговые органы могут обращаться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения.

        textbook.news

        Это интересно:

        • Система арбитражных судов включает в себя Арбитражные суды в Российской Федерации: система, полномочия Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды — это федеральные суды, образование и регулирование деятельности которых относится к […]
        • Нк рф налог на прибыль 2018 Налог на прибыль в 2018 году: ставки, таблица Ставка налога на прибыль зависит от того, в какой бюджет платиться налог. В 2018 году налог на прибыль между федеральным и региональным бюджетом нужно распределять по-новому. Таблицу с новыми ставками смотрите в статье. Из 20% […]
        • Сущность приказа Судебный приказ (понятие, основания и порядок вынесения, отмена) Судебный приказ — судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным […]
        • Пенсия казань Пенсионное обеспечение для жителей Казани и Республики Татарстан в 2018 году В правовом поле Российской Федерации граждане разделены на две большие группы: на трудоспособных и тех, кто не в состоянии (по нормам законодательства) себя обеспечивать. Причем действующие нормы […]
        • Какие права имеет учитель на уроке Права и обязанности учащихся Неотъемлемой составляющей образования является воспитание - педагогически рациональное управление процессам развития личности ребенка. Такое его понимание закреплено в Законе РФ «Об образовании» и находит подтверждение в практике работы […]
        • Налоговые вычеты уменьшающие налоговую базу налога на доходы физических лиц Налог на доходы физических лиц Налогоплательщики. Включают две группы физических лиц: налоговые резиденты – физические лица, фактически находящиеся на территории РФ более 183 дней в календарном году; физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами (нерезиденты), […]
        • Кто принимает жалобы в прокуратуре Кто принимает жалобы в прокуратуре Федеральный Закон "О прокуратуре" дает гражданам право обращения в прокуратуру с жалобами на действия государственных органов. Статья 10: В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные […]
        • Материнский капитал список документов ипотека Ипотека в Сбербанке под материнский капитал В перечне финансовых учреждений Российской Федерации, имеющих право на работу с материнским капиталом, Сбербанк по праву занимает одно из ведущих мест. Главный плюс использования данного вида пособия в Сбербанке — возможность […]