Принудительное прекращение права собственности на земельные участки

| | 0 Comment

Принудительное прекращение прав на земельный участок

Основания принудительного прекращения права лица на земельный участок закреплены в ГК РФ и ЗК РФ.

Так, например, наиболее распространенные основания принудительного прекращения права собственности на земельный участок следующие:
1) решения суда об обращении взыскания на земельный участок по обязательствам собственника (ст. 278 ГК РФ);
2) безвозмездное изъятие у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления — конфискация (ст. 50 ЗК РФ, ст. 104.1 УК РФ);
3) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ, ст. 279 ГК РФ);
4) изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением (ст. 284 ГК РФ);
5) изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ).
Порядок принудительного прекращения прав на земельные участки регулируется нормами ГК РФ и ЗК РФ и зависит от основания прекращения права, по которому он изымается. В частности, прекращение публичного сервитута происходит путем принятия органом публичной власти соответствующего нормативного правового акта.

Пример из судебной практики:
Сторона спора обратилась в суд с требованием о признании права собственности на земельный участок и о соответствующем принудительном прекращении права на земельный участок в связи с тем, что у Истца имеется право на земельный участок под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости. В результате рассмотрения требования суд решил его удовлетворить, поскольку право пользования спорным участком у ответчика прекратилось в результате продажи объектов недвижимости и участок перешел в силу закона в пользование нового собственника – истца.

www.intercessia.ru

Принудительное прекращение права собственности на земельный участок

принудительное прекращение права собственности на земельный участок

Астраханский государственный технический университет

Согласно п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации основания прекращения права собственности разделены на четыре группы: 1) отчуждение собственником своего имущества другим лицам; 2) добровольный отказ от права собственности; 3) гибель или уничтожение имущества; 4) утрата права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Принудительное изъятие у собственника его имущества, по общему правилу, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Основываясь на указанных нормах ГК РФ, ст. 44 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством [1, c. 52].

Вопросы принудительного прекращения прав на землю требуют особой регламентации. Ведь от того, насколько четко отлажен механизм принудительного прекращения прав на землю, зависят гарантии имущественно-правового статуса собственников, землевладельцев и землепользователей земельных участков.

Исчерпывающий перечень оснований для принудительного изъятия у собственника его имущества приведен в п. 2 ст. 235 ГК РФ. Применительно к земельным участкам можно выделить следующие из них:

1. Обращение взыскания на земельный участок по обязательствам собственника. По общему правилу такое взыскание производится на основании решения суда в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, если только иной порядок не предусмотрен законом или договором. Вступившее в законную силу решение суда является основанием для изъятия имущества должника на основании выдаваемых судом исполнительных документов. Процедура обращения взыскания установлена нормами ГПК РФ, а также Федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах».

Внесудебный порядок взыскания может быть предусмотрен законом или договором. ГК РФ отдельно устанавливает ряд случаев, в которых может быть предусмотрен договорный порядок обращения взыскания на имущество должника (например, соглашение сторон об удовлетворении требования залогодержателя за счет заложенного недвижимого имущества без обращения в суд – п. 1 ст. 349 ГК РФ, соглашение о прекращении обязательства предоставлением отступного – ст. 409 ГК РФ).

2. Отчуждение земельных участков, которые в силу закона не могут принадлежать данному лицу. Допустим, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом (например, в результате наследования), оказался земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это повлекло превышение предельных размеров общей площади сельхозугодий, которые могут одновременно находиться в собственности физического лица, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых данные гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50% голосов, такой земельный участок или его доля должны быть отчуждены собственником (ст. 5 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Согласно п. 1 ст. 238 ГК РФ срок отчуждения собственником такого имущества не должен превышать одного года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. Однако следует отметить, что срок, в течение которого такой участок должен быть реализован, целесообразно исчислять не с момента возникновения права собственности, а с момента, когда отпали основания нахождения имущества у данного лица. Иначе не исключены ситуации, когда собственник может быть лишен привилегии сам реализовать земельный участок, что будет ограничивать его права и законные интересы. В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в ст. 238 ГК РФ и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

3. Выкуп у собственника земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Пункт 1 статьи 279 ГК РФ предусматривает возможность изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд только путем его выкупа. Статья 49 ЗК РФ предусматривает, что земельный участок может быть изъят у его собственника и иными способами, говоря об изъятии «в том числе путем выкупа» [2, с. 172]. К иным способам можно отнести изъятие участка при условии предоставления взамен другого участка в соответствии с п. 3 ст. 281 ГК РФ с зачетом его стоимости в счет выкупной цены. В любом случае органы государственной власти или муниципальные образования будет обязаны предоставить собственнику участка соответствующую компенсацию в соответствии с конституционным принципом, предполагающим в качестве обязательного условия для отчуждения предварительное равноценное возмещение (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ). При этом принудительное отчуждение имущества для муниципальных нужд в Конституции РФ не предусмотрено.

Выкуп для государственных или муниципальных нужд части земельного участка допускается не иначе как с согласия собственника (п. 5 ст. 279 ГК РФ). Это правило носит императивный характер. Изъятие части земельного участка для государственных нужд в принудительном порядке не допускается.

4. Реквизиция земельного участка (ст. 242 ГК РФ, ст. 51 ЗК РФ). В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

5. Изъятие у собственника земельного участка при ненадлежащем его использовании. В соответствии со ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

Представляя собой один из видов принудительного прекращения права собственности на имущество, такое изъятие производится исключительно в судебном порядке.

Согласно ст. 285 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Следует отметить, что принудительное изъятие у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае его ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет предусмотрено п. 3 ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

6. Отчуждение земельного участка в принудительном порядке предусмотрено также в п. 4 ст. 252 ГК РФ в случае выплаты участнику долевой собственности остальными собственниками компенсации вместо выдела его доли в натуре. Такая ситуация может иметь место, когда небольшой земельный участок переходит по наследству к нескольким наследникам, доли которых оказываются меньше минимального размера, установленного для конкретного целевого использования земельного участка, и поэтому не могут быть выделены в натуре [2, с. 25].

7. Собственник может быть лишен решением суда своего права на земельный участок в случае признания права собственника недвижимости на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположена эта недвижимость согласно п. 2 ст. 272 ГК РФ. При этом, как правило, стоимость недвижимости должна явно превышать стоимость отведенного под нее земельного участка.

Анализ действующего законодательства показывает, что оно содержит множество пробелов и противоречий, которые на практике вызывают существенные проблемы, связанные с прекращением права собственности на земельные участки.

Так, ни в земельном, ни в гражданском законодательстве четко не прописан порядок изъятия земельных участков у собственников при ненадлежащем их использовании. Ст. 286 ГК РФ при определении органа государственной власти или местного самоуправления, уполномоченного принимать решения об изъятии земельных участков в случае ненадлежащего их использования, а также порядка обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях отсылает к земельному законодательству.

В ЗК РФ такой порядок не установлен, определены лишь правила и процедуры для принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками (ст. 54). При этом статья 44 ЗК РФ устанавливает, что принудительное прекращение права собственности на земельный участок осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством.

Таким образом, два нормативно-правовых акта, отсылая друг к другу, образуют правовой вакуум. Этот пробел в законодательстве серьезно нарушает права и интересы собственника земельного участка.

Принимая во внимание важнейший конституционный принцип, по которому принудительное отчуждение имущества возможно только в судебном порядке, решение компетентного органа об изъятии участка не может быть исполнено автоматически. Для прекращения права собственности на земельный участок помимо административного решения необходимо получить согласие его собственника на исполнение решения либо, если согласие не получено, предъявить соответствующее требование в судебном порядке. Пункт 2 ст. 286 ГК РФ содержит норму о том, что при письменном уведомлении собственника о его согласии исполнить решение об изъятии у него земельного участка такой участок подлежит продаже с публичных торгов. При несогласии собственника с этим решением вопрос может быть решен в судебном порядке.

Однако остается неясным, какими нормами должен руководствоваться суд, вынося решение по данному делу. Именно поэтому в земельном законодательстве должны быть четко прописаны процедура реализации изъятого земельного участка, порядок определения его продажной цены, порядок возмещения расходов на реализацию такого земельного участка и другие вопросы, связанные с его изъятием.

Таким образом, проблемы, связанные с прекращением права собственности на земельные участки, нуждаются в более четкой регламентации и устранении «пробелов» законодательства, чтобы обеспечить защиту прав собственника правовыми средствами не только декларативно, но и реально [2, с. 26].

Список использованной литературы

1. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. , . СПб.: «Питер», 2008.

2. Ельникова права собственности на землю // Бюллетень нотариальной практики. 2003. № 1.

pandia.ru

Основания прекращения права собственности на земельный участок

Прекращение права собственности на земельные участки возможно в добровольном или принудительном порядке.

Важным фактором в жизни каждого члена гражданского общества, который является гарантом надежности и уверенности, многие юристы и финансовые специалисты заслуженно считают недвижимое имущество.

Особым приоритетом в любые времена пользовалась земля. Это универсальный вид недвижимого имущества, который можно использовать в любых личных целях: для строительства жилья и постоянного проживания, для постройки подсобных, производственных зданий, с целью организации фермерского, садового или огородного хозяйства бытового или профессионального уровня.

Также выгодной для законных владельцев территории станет продажа участка или же заключение договора для сдачи имущества в аренду.

Однако нарушение правил использования земли может повлечь за собой изъятие земельного участка принудительно, что может обернуться для владельца неприятными правовыми последствиями. Поэтому каждый гражданин, который имеет земельные участки в своем личном владении или распоряжении, должен знать способы и причины изъятия участков земли.

Понятие прекращения права собственности на земельный участок

Согласно с конституционными актами в сфере земельных правовых отношений установлено, что земля как природный ресурс может находиться в пользовании государственных, муниципальных органов или же частных лиц. Объектом права собственности в данном случае выступает конкретная территория, которая включает поверхностный слой земли, плодородную почву, а также все водные ресурсы и полезные ископаемые.

Право собственности на какой-либо земельный участок заключается в возможности владеть им, пользоваться в личных целях, а также распоряжаться по собственному смотрению личным недвижимым имуществом. Обратной стороной данного понятия является прекращение права собственности на землю, которое заключается в изъятии участка из владения гражданского лица.

Данная правовая операция возможна в случае добровольного отчуждения владельцем собственной земли в пользу других лиц, при выражении добровольного отказа собственника от права владения земельным участком, после принудительного изъятия недвижимого имущества (земли) в судебном или гражданском порядке.

Земли, которые находятся в распоряжении государственных или муниципальных органов, на законных основаниях предоставляются в пользование и собственность физических и юридических лиц.

Юридические лица иностранного происхождения, граждане других стран, а также лица без какого-либо гражданства не имеют удостоверенного действующим законом права на владение собственными земельными территориями, которые находятся в пограничных пределах, а также покупать недвижимое имущество в форме земельных участков для дальнейшей фермерской или садовой деятельности.

Существует несколько различных форм прав владения участками земли, которые отличаются между собой правовой стороной вопроса. Соответственно, граждане могут получать право постоянного или безвозмездного срочного пользования, пожизненного наследуемого владения, а также право на частный или публичный сервитуты.

Однако при нарушении правил обращения с земельными участками, предусмотренных законодательством, могут возникнуть серьезные причины для принудительного изымания территорий или добровольного отказа от пользования. Существуют следующие причины прекращения права собственности на земельный участок:

  • добровольное отчуждение земельного участка собственниками в пользу иных лиц;
  • добровольный отказ собственника от законного права собственности на землю;
  • изъятие земельного участка какими-либо государственными или муниципальными органами у собственников принудительно.
  • Отчуждение земельного участка собственником

    Отчуждение земельного имущества – это особая форма распоряжения недвижимостью, которая заключается в возможности реализации собственником земли своих полномочий, чтобы распоряжаться принадлежащим ему на законных основаниях имуществом. Отчуждение заключается в передаче владельцем своего имущества в законную собственность другого гражданина.

    Существуют различные формы отчуждения земельных участков, которые отличаются между собой, а именно:

  • возмездное отчуждение земли, которое может реализоваться в форме купли или продажи;
  • безвозмездное отчуждение участка, например, дарение.
  • Помимо добровольных случаев отчуждения земельных участков, законов предусматриваются принудительные случаи отчуждения, которые осуществляются без изъявления воли собственника для проведения конфискации, осуществления реквизиции или же для использования участка при государственных или муниципальных нуждах.

    В процессах по отчуждению земельных участков существуют важные особенности, которые предусматриваются гражданским законодательством. Например, земли, которые были изъяты из общего оборота, не могут на законных основаниях предоставляться для пользования частным лицам или быть основными объектами любых сделок.

    Помимо этого, отчуждение земель, пригодных для осуществления сельскохозяйственных и фермерских работ, организации садоводства или огородничества, а также строительства личного жилья или подсобных построек происходит в соответствии со специализированными актами гражданского законодательства.

    Отказ собственника от права собственности на участок

    Чтобы в законном порядке осуществить добровольный отказ от земельного участка, собственнику земли стоит подать соответствующее заявление, в котором будет изложено желание. Обращаться с таким документом нужно в государственный орган, который проводит государственную регистрацию прав на любое недвижимое имущество и контролирует проведение любых сделок с недвижимостью.

    В случае полного соблюдение процедуры право собственности на конкретный участок полностью будет прекращено с момента государственной регистрации факта прекращения права собственности на участок. Для принятия исполнительным или судебным органом решения о прекращении собственности на любой земельный участок владельцу земли стоит подать следующий пакет документов в государственный или муниципальный орган:

    • заявление с выражением отказа от прав собственности на конкретный участок;
    • копию документов, подтверждающих личность заявителя или факт государственной регистрации юридического лица в специальном реестре;
    • кадастровый паспорт участка земли, если в государственном земельном кадастре присутствуют данные о конкретном участке;
    • если присутствуют в наличии у собственника документы, которые подтверждают права собственности на участок;
    • если документов о собственности на участок нет, то нужно предоставить документы, которые свидетельствуют о предоставлении земельного участка муниципальным или государственным органом.
    • Принудительное изъятие земельного участка

      Государственные или муниципальные органы имеют законное право и возможность принудительно изъять земли из личного владения физических лиц. Такой процесс возможен в том случае, если хозяин участка не заключил добровольного соглашения об изъятии земли или же он не согласен с подобным судебным решением. В таком случае законом предусматривается принудительное изъятие имущества.

      Изъятие участков возможно только при вынесении судебного решения. Судебный иск предъявляется в судебные органы в течение всего срока действия решения об изъятии земли, однако данный документ не может быть подан в суд ранее трех месяцев с момента получения собственником земли подобного проекта будущего соглашения на осуществление изъятия.

      Пакет документов у собственника запрашивается, если необходимые бумаги отсутствуют в распоряжении исполнительного органа или имеющихся данных оказывается недостаточно для вынесения решения о принудительном изъятии.

      Таким образом, прекращение права собственности на земельные участки возможно в добровольном или принудительном порядке при наличии соответствующей документации или судебных решений.

      advokat-malov.ru

      Земельное законодательство устанавливает следующий перечень оснований прекращения права собственности на землю:

    • Отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам.
    • Отказ собственника от права собственности на земельный участок.
    • Принудительное изъятие земельного участка у собственника.
    • Таким образом, основания прекращения права собственности на землю можно разделить на добровольные и принудительные.

      1. Отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам

      Конституция РФ устанавливает право каждого распоряжаться своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. В соответствии с земельным законодательством распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде. Гражданское законодательство говорит о праве собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.

      Отчуждение земельных участков другим лицам осуществляется путем совершения сделок в соответствии с правилами, установленными гражданским законодательством, но с учетом ограничений оборотоспособности земельных участков, а также специальных норм, предусмотренных земельным законодательством в отношении отдельных видов договоров (например, специальные нормы установлены в отношении договора купли-продажи земельного участка). Распорядиться дальнейшей юридической судьбой своего земельного участка гражданин может также в результате совершения им односторонней сделки – завещания.

      2. Отказ собственника от права собственности на земельный участок

      С 23 октября 2008 г. вступил в силу новый порядок отказа от права собственности на земельный участок, установленный Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений». Ранее при отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретал правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи. При этом момент прекращения права собственности конкретно определен не был.

      Теперь отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

      Отказ от права собственности допускается только в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не наделены правомочием отказаться от находящихся в их собственности земельных участков.

      3. Принудительное изъятие земельного участка у собственника

      В соответствии с Конституцией РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

      Гражданское законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований принудительного изъятия у собственника его земельного участка:

      1. Обращение взыскания на земельный участок по обязательствам (например, в порядке обращения взыскания на заложенный земельный участок);
      2. Отчуждение земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу (в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», если земельный участок был унаследован иностранным гражданином, то он должен быть отчужден. В противном случае уполномоченный орган власти вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении иностранного гражданина к отчуждению земельного участка на торгах);
      3. Реквизиция, конфискация или национализация земельного участка;
      4. Отчуждение доли в праве общей долевой собственности на земельный участок в случае невозможности выдела доли в натуре при условии выплаты соответствующей денежной компенсации;
      5. Изъятие (выкуп) земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
      6. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства.
      7. Земельный кодекс РФ содержит специальные правила в отношении двух оснований принудительного изъятия у собственника его земельного участка: реквизиции и изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

        Прекращение прав на землю путем изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд производится в исключительных случаях, связанных:

      8. с выполнением международных обязательств Российской Федерации;
      9. с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень таких объектов);
      10. в иных случаях, установленных федеральными законами, а применительно к изъятию (выкупу) из земель, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, – в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
      11. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда. Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

        Однако собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о его выкупе.

        В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

        Земельным кодексом РФ предусматривается возможность реквизиции земельного участка в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Земельный участок в этом случае может быть временно изъят у собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земли причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции.

        В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка собственнику возмещается его рыночная стоимость или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

        Лицо, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать в судебном порядке возврата ему реквизированного земельного участка.

        pravoross.jimdo.com

        Земельный
        эксперт

        Бесплатная горячая линия

        +7 499 938 42 16 Москва

        +7 812 425 13 99 Санкт-Петербург

        +7 800 350 14 83 Россия

        Права на землю

        Принудительное прекращение прав на землю

        Содержание статьи:

        Основания принудительного прекращения права собственности на надел

        В основном государственном нормативном акте – Конституции РФ, оговорено следующее условие: осуществить такую процедуру как лишение прав собственности можно только на основании судебного решения, что применимо по отношению к любому владельцу имущества.

        Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

      12. Для Москвы и МО:
      13. +7 499 938 42 16

        +7 812 425 13 99

        +7 800 350 14 83

        Данное правило касается и земель, причем, вне зависимости от их целевого назначения. В земельном законодательстве оговорены основания не только принудительного прекращения права собственности на земельный участок. Прекращено может быть и право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования. Основания для этого установлены следующие:

      14. Передача в судебном порядке права на землю собственнику строения, расположенного на данной территории, если иное решение не возможно.
      15. Лишение права на землю, если по закону гражданин не может быть ее собственником.
      16. Невыполнение обязательств.
      17. Изъятие надела, владение которым обусловлено правом бессрочного/постоянного пользования или пожизненного наследования для нужд регионального или государственного направления.
      18. Совершение неправомерных действий, в частности:
        • нарушение норм эксплуатации, которые установлены для категории конкретного участка и его предназначения;
        • манипуляции с плодородным почвенным слоем – его снятие и перемещение;
        • игнорирование в течение трех лет целевого назначения площади, и использование ее в направлениях, не связанных с сельским хозяйством, строительством или другим видом работ. Срок может быть изменен ФЗ, также он не относится к наделам, которые невозможно эксплуатировать из-за природных воздействий стихийного характера или других подобных обстоятельств;
        • неправильное использование, что негативно сказывается на способности земли удовлетворять потребности растений и обеспечивать их нормальный рост и созревание;
        • нарушение специального режима эксплуатации территорий, прилегающих к морю, реке, хранилищу и другому водному объекту;
        • несоблюдение правил использования, перевозки, хранения ядовитых веществ, удобрений и прочих средств химического или биологического происхождения, приведшее к нанесению вреда почве, животным или человеку;
        • отсутствие мер по борьбе с разрушением почвенного слоя вследствие воздействия стихий;
        • систематическая неуплата установленных налогов и сборов.
        • Принудительное прекращение права собственности на земельный участок осуществляется на определенных условиях и в порядке, оговоренном в нормах ст. 282-286 ГК РФ.

          Изъятие надела влечет за собой передачу права собственности другим лицам. В случае взыскания по обязательствам участок передается гражданину или организации, в пользу которых он изымался, или продается, а обязательства возмещаются за счет этих средств. При совершении неправомерных действий владельцем или при наличии особой необходимости в данном земельном участке, он становится государственной либо муниципальной собственностью.

          Способы принудительного прекращения прав

          Существует определенная классификация прекращения прав на участок, осуществляемого в порядке принуждения. Основные способы данной процедуры и их общие характеристики:

        • Выкуп. В ГК оговорено, что изъятие земли у собственника для государственных или муниципальных нужд должно производиться на условиях равного по ценности или заблаговременного возмещения стоимости участка. Владелец может не согласиться с обозначенным размером финансовой компенсации, другими условиями или непосредственно с самим решением. В этом случае официальный орган власти имеет право обратиться в суд в течение трех лет со дня уведомления собственника о принятом решении.
        • Конфискация земли является правомерным действием в случае совершения собственником преступления.
        • Принудительное прекращение прав на землю может иметь характер временной или постоянной меры, называемой реквизицией. Это действия государства, направленные на изъятие участка в чрезвычайной ситуации. Данная процедура может быть применена при наводнении, вспышке болезни и других подобных обстоятельствах. Свершившийся факт фиксируется в специальном документе. В случае отсутствия возможности возврата объекта выплачивается его стоимость или предлагается замена с аналогичной ценностью.
        • Порядок прекращения прав на земельный надел

          Как и любое правомерное действие, принудительное прекращение права собственности на земельный участок, выполняется по правилам, оговоренным в ГК и ЗК. Процедура проходит в следующем порядке:

        • Определение основания для осуществления соответствующих действий.
        • Выявление собственника земельного участка посредством направления ответственными органами запросов в общий реестр, архивы и прочие инстанции. Еще один используемый метод – размещение информации о поиске на официальных порталах и щитах местного назначения. Если владелец не найден, суд, на основании заявления ответственного органа, признает право за государством на владение участком. Эта процедура проводится не менее чем за 60 дней до вынесения решения.
        • Администрация муниципалитета либо другая организация, имеющая соответствующие права, принимает решение об изъятии участка. В течение 10 дней содержание документа доводится до сведения собственника и придается гласности: размещается на официальном ресурсе, отправляется в Российский реестр. Действует ограничение во времени: Решение имеет силу в течение трех лет.
        • За 60 дней до следующей процедуры проводится экспертная оценка стоимости земли.
        • Соглашение об изъятии направляется собственнику. Он может не подписывать его, но через 90 дней ответственный орган вправе подать заявление в суд. Завершение процедуры в этом случае пройдет на основании судебного решения.

      Если лишение прав на частную собственность проходит не в связи с государственной или муниципальной необходимостью, владелец, совершивший правонарушение или не соблюдавший правила эксплуатации надела, заблаговременно уведомляется о причине. В некоторых случаях назначается штраф, при его неуплате и игнорировании предупреждения официальный орган власти или управления на местах выносит соответствующее решение. Согласие собственника с действиями данных органов, оформленное в письменном виде, позволит выставить участок на аукцион. В случае несогласия владельца с решением, дело направляется в суд.

      Список документов

      Для каждого отдельного случая применяется свой пакет документов. Общими являются:

    • Заключение о состоянии участка.
    • Уведомление собственника.
    • Соглашение об изъятии надела.
    • Письменное согласие собственника.
    • Также применяются следующие документы:

    • Судебные приказы и исполнительные листы.
    • Постановления уполномоченных органов и приставов.
    • Соглашения или договоры на заем, уплату определенных сумм.
    • Последствия принудительного лишения собственности на землю

      После того, как участок земли уже не будет принадлежать гражданину, он переходит в собственность других лиц, государственных органов или прочих претендентов. При этом бывший собственник не освобождается от уплаты наложенных на него штрафов за неправильную эксплуатацию площади, а в случае нанесения вреда почве – доведения ее до надлежащего состояния.

      Постановление, вынесенное на основании документов и заявления ответственного органа, подлежит обжалованию. Иногда это помогает восстановить законное владение. Наделы, изъятые по реквизиции, подлежат возврату.

      Пример по принудительному прекращению права на земельный участок

      В марте текущего года был принят правовой документ о принудительном лишении гражданина Г. правом собственности на земельный участок, который необходим для строительства пешеходного моста.

      Поскольку владельцем не было подписано обязательное для данной процедуры соглашение о выкупе, в суд подан иск на гражданина Г. Решение суда было принято в пользу ответчика. Оно основано на несоблюдении требований ГК, владелец участка должен быть уведомлен о данном факте.

      Нарушение порядка изъятия стало причиной отказа в иске.

      Заключение

      Принудительное лишение права собственности на землю производится по правилам и в соответствии с порядком, установленными законом. Основные моменты процедуры:

    • Принять такое решение может только суд.
    • Для осуществления данных действий необходимы веские основания, правомерного характера.
    • Возможно провести обжалование.
    • Отклонение от порядка приведет к неудовлетворению иска, поданного органами власти.
    • Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прекращению права на надел

      Вопрос: Добрый день, пишет вам Анастасия. Ответственные лица нашей городской администрации поставили меня в известность о том, что участок, находящийся в собственности будет изъят в связи с территориальной необходимостью – для строительства дороги. На основании чего может быть осуществлена такая процедура?

      Ответ: Анастасия, ЗК предполагает соблюдение конкретных условий для проведения процедуры изъятия участка в связи с муниципальной или государственной необходимостью. Они оговорены в в п. 2 ст. 49 ЗК РФ. В частности, необходимость строительства автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения (при отсутствии альтернативы).

      zk-expert.ru

      Это интересно:

      • Нотариусы поповым Нотариусы поповым График приема граждан: Пн: 9.30-17.30 Вт: 9.30-17.30 Ср: 9.30-17.30 Чт: 9.30-17.30 Пт: 9.30-17.00 Сб., Вс: Выходной Перерыв: Без перерыва График работы нотариальной конторы: Пн: 9.00-17.30 Вт: 9.00-17.30 Ср: 9.00-17.30 Чт: 9.00-17.30 Пт: 9.00-17.00 Сб: […]
      • 333 налогового кодекса рф госпошлина Налоговый кодекс РФ Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями 1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским […]
      • Используя правила линдемана постройте пирамиды биомассы и численности Итоговая контрольная работа по экологии, 11 класс Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Итоговая контрольная работа по экологии Часть А. (только один верный ответ в каждом вопросе) А 1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания […]
      • Проживание в рим Сколько стоит проживание в Риме Цена проживания на двоих в Риме на неделю (например, 5 ночей в Риме, 1 ночь во Флоренции и 1 ночь в Венеции) — около 1000 EUR плюс стоимость итальянской визы. В эту сумму будут входить проживание в гостиницах 3 или 4 звезды (ночь в самом […]
      • Закон 152 российская газета Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 152-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 1 и 5 Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" Принят Государственной Думой 23 июня 2017 года Одобрен Советом […]
      • Налоговый кодекс пошлина в суд Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями 1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным […]
      • Фсс заявление на сайте Образцы заявлений и формы документов для выплаты пособий Адрес: 690990 г. Владивосток ул. Муравьева-Амурского, 1-б;e-mail: info@ro25.fss.ru ГОРЯЧИЕ ЛИНИИ ПО ВЫПЛАТЕ ПОСОБИЙ 692331, г. Арсеньев, ул. Островского, 10-А тел. (42361) 4-47-24, 3-02-36 каб. 1 (1-й этаж) […]
      • 264 приказ минтранса 264 приказ минтранса ПРИКАЗ от 25 августа 2015 г. N 264 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ВЫДАЧЕ ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО СООТВЕТСТВИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО […]