Преступление и наказание сцена смерти мармеладова

| | 0 Comment

АНАЛИЗ СМЕРТИ МАРМЕЛАДОВА (ПО РОМАНУ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»)

В первую очередь Достоевский представляет нам щёгольскую барскую коляску, стоящую посредине улицы. Такое положение коляски, не дающей никому проходу, говорит о том, что её владелец — довольно влиятельный человек или, может быть, высокий чиновник, который также не даёт людям спокойного житья и от которого многие зависят. Вокруг коляски собралась довольно внушительная толпа, поэтому можно сделать вывод, что событие, которое вызвало такой интерес, значительно даже для Петербурга. Причиной всему послужила смерть бедного, но одетого в «благородную одежду» человека, затоптанного серыми барскими лошадями. Причиной смерти бедного человека, хотя и косвенно, стал богатый и значительный барин, владелец коляски. В этом случае вырисовываются явные социальные проблемы Петербурга, где властные люди могут повелевать чужими жизнями, которые для них ничего не значат. Лошади — это помощники влиятельного владельца коляски, возможно, его сподручники или мелкие чиновники. Они выполняют за «хозяина» всю «серую» работу, заведуют всеми его делами, в том числе и теми, что часто являются причиной смерти других, более бедных людей. Интересен сам факт того, что не кучер виноват в случившемся, а сам пострадавший, который «нарочно прямёхонько под ноги пал», будто специально искал смер-ти. Получается, что в положении, сложившемся в обществе, виноваты не столько богатые и влиятельные люди, сколько сами пострадавшие. Они сами, будто пьяные, идут на верную смерть, может быть, даже не подозревая и не задумываясь об этом.

Достоевский подробно описывает портрет раздавленного человека для того, чтобы представить всю тяжесть случившегося. На этом фоне как-то неестественно и неискренне звучат редкие повторения недоумевающего кучера: «Экой грех! Господи, грех-то какой!» «У него вся грудь раздавлена!» Это говорит о том, что возможной причиной смерти является душевная болезнь и «раздавленные» чувства Мармеладова. Преобладающий цвет — красный. Кровь присутствует на протяжении всего действия и подавляет все остальные цвета.

Когда мы узнаём имя несчастного, то вспоминаем его историю, и нам, как и Раскольникову, становится понятно, какие события в жизни могут привести к столь печальным последствиям. Раскольников старается помочь Мармеладову, спасти его, «как будто дело идёт о родном отце». И это не лишено оснований, потому что их судьбы могли бы быть очень по-хожими, если бы Раскольников поступил так же, как и Мармеладов, и принял жертву сестры. Раскольников изо всех сил старается помочь Мармеладову, он понимает, что отставной чи-новник никому не нужен, и если он не поможет, то никто не поможет. Отношение других людей к пострадавшему выражается в том, что на лестницу его собираются заносить ногами вперёд, словно мёртвого. Никому и дела нет до состояния Мармеладова, всем интересно узнать, чем всё закончится. Возможно, то, что толпа собралась вокруг коляски, говорит не о значимости происшествия, а только о моральном разложении общества, потому что все чув-ствуют не сострадание, но довольство и интерес. «Во всех присутствовало ощущение до-вольства, которое всегда замечается, даже в самых близких людях, при внезапном несчастии с их ближним, и от которого не избавлен ни один человек, без исключения, несмотря даже на самое искреннее чувство сожаления и участия». Эти слова Достоевского очень точно характеризуют сущность человека, «так он устроен», поэтому безразличное отношение людей друг к другу, признание лишь собственных интересов, — это проблема, возникшая не только в дан-ном обществе и в данное время, такое положение существует всегда. Человек — эгоист по натуре.

Наряду с описанием трагедии, мы видим обстановку, в которой проживает семья Мармеладова, типичную комнату бедных людей. «Дверь на лестницу была отворена, чтобы хоть как-то защититься от табачного дыма». Мы видим безысходность положения людей, проживающих в комнате. У них есть 2 пути: либо открыть дверь на лестницу и защититься от внутренних неудобств (табачного дыма), но при этом представить всю свою личную жизнь на всеобщее обозрение, либо закрыться, отгородившись от посторонних взглядов, но умереть от удушья или чахотки, как в случае с Катериной Ивановной. Атмосфера комнаты — главная причина болезни Катерины Ивановны. Другая причина — сложная обстановка в семье, невозможность высказаться, поделиться своими воспоминаниями, единственными лучиками света в её тёмном мире. Именно поэтому Екатерина Ивановна ходит взад-вперёд по комнате, лишь только появится свободная минутка. В это время она думает не только об обыденных проблемах, но чаще погружается в воспоминания о прошлом.

Атмосфера комнаты повлияла не только на Катерину Ивановну, но и на детей. Они замкнуты и серьёзны, будто на них надета какая-то маска, не присущая обычным, здоровым детям. За этой маской нельзя увидеть истинного лица, понять их чувства. Лишь когда вносят искалеченного Мармеладова, мы видим проявления искренних чувств. Даже самый серьёзный малыш, словно случайно, выкрикивает: «Сто есть духу беги!» — но тут же принимает прежний вид.

Страдания Катерины Ивановны и детей помогают нам увидеть, насколько жестоки и безнравственны люди, которые наполнили комнату. В них нет сострадания и уважения к потерпевшему. Смерть человека для них — «спектакль», на котором, по их мнению, можно присутствовать в шляпах и с папиросами, ещё больше отравляющими чахоточную. «Хоть бы умереть-то дали спокойно!» — в исступлении восклицает Катерина Ивановна. Любому чело-веку, кто бы он ни был, перед смертью отпускают все грехи и пытаются облегчить его стра-дания — это моральный закон, который не должен нарушать ни один человек. Как говорит Библия, после смерти начинается новая жизнь, и то, как она сложится, определяется перед смертью. Если человек умирает с грехом на душе, то последующая жизнь его сложится не-удачно, за свои земные проступки он будет терпеть муки и лишения. Но Мармеладову не дают даже умереть, исповедаться спокойно, обрекают его на вечные страдания. Мы видим, что толпа пренебрегает не только неоспоримым правом человека на спокойную смерть, но религия для людей ничего не значит. Общество находится в процессе морального разложе-ния; нет никаких ценностей, лишь личный интерес. Мармеладов вынужден умирать страшной смертью: его терзают тяжкие муки, душа не находит успокоения, он чувствует свою вину перед семьёй. «Босенькая! Босенькая!» — бормочет он. В этих словах звучит отчаяние: Мармеладов понимает, что именно он виноват в бедственном положении семьи, но уже ничего не может сделать. Поэтому он повинуется крикам жены, с помощью которых она пыта-ется скрыть внутреннее волнение. Она не желает простить мужа даже перед смертью, но такое её поведение объясняется полуобморочным состоянием Катерины Ивановны. Кроме того, она очень горда и не желает, чтобы её муж исповедовался в своих грехах перед бездуш-ной толпой, она стремится сохранить его честь, не дать повода для сплетен. Катерина Ива-новна, как и все, эгоистична: она не может отказать себе в удовольствии говорить с хозяйкой квартиры высокомерным тоном даже в такой трагичный момент. Но Катерина отличается от всех остальных силой характера, верой в религию: она вместе с детьми начинает молиться. Но она обращается к своему Богу, Это говорит о том, что она любит мужа, вера для неё — последняя надежда, и тлеющий огарок, освещающий всю сцену, — символ этой надежды.

Дочь Мармеладова, Соня, появилась незадолго до смерти её отца, но всё время стояла в дверях. Такое поведение объясняется тем, что она, как и Катерина Ивановна, любит отца. Её появление рядом в столь неподходящем одеянии породило бы грязные сплетни не только о ней, но и об отце. Она, дочь, вынуждена смиренно ожидать очереди, чтобы проститься с от-цом. Когда Мармеладов узнал её и прокричал: «ПРОСТИ!», то «сорвался и грохнулся с дивана, прямо лицом наземь». Это говорит о безысходности его положения, невозможности что-либо сделать, чтобы искупить свою вину перед дочерью. Мармеладов умирает «в её руках», т.е. вся дальнейшая судьба его была в «руках» Сони, которая простила его и облегчила его будущие страдания, как делала это на земле.

Смерть Мармеладова — трагедия не отдельно взятой семьи, но и всего общества в целом, потому что «Мармеладовых» огромное количество. На примере этой смерти мы видим положение большинства бедных людей Петербурга.

sochinenia1.narod.ru

Анализ эпизода «Смерть Мармеладова» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Смерть Мармеладова, «отставного титулярного советника», описывается в седьмой главе второй части романа «Преступление и наказание». Главные участники эпизода – сам Мармеладов, его жена Катерина Ивановна, дети, Родион Раскольников. Кроме того, здесь учавствует немало и второстепенных персонажей, таких, как доктор, священник, полицейские и прочих, чья роль состоит в том, чтобы более полно передать обстановку, в которой человек провел свои последние минуты.

Роковым вестником для жизни Мармеладова стала «щегольская и барская» коляска, запряженная «парой горячих лошадей». Как позже выяснилось, эти лошади были «молодые, пужливые», кучер не смог вовремя их остановить, и поэтому переходивший дорогу отставной чиновник оказался задавлен ими. Это событие привлекло внимание толпы и полицейских. Но и тех, и других пострадавший мало интересовал: кучер оправдывал сам себя, люди охали и ахали, а полицейские «были довольны, что узнали, кто раздавленный». Затем при участии Раскольникова Мармеладова приносят домой и здесь он умирает в окружении жены, детей, доктора, священника и других людей, оказавшихся в этот момент рядом.

В анализируемом эпизоде упоминается много разных персонажей, но подробнее мне хочется остановится на Катерине Ивановне. Больная чахоткой женщина, с тремя малыми детьми, старшей их которых всего десять лет, из всех сил пытается устроить семейный быт. В начале эпизода она жалуется Поленьке на своего мужа, жалеет об упущенных когда-то возможностях, сетует на жизнь. Как же меняется ее поведение, когда она узнает, что Мармеладов умирает! Катерина Ивановна начинает суетиться, «забыв о себе самой, закусив свои дрожавшие губы и подавляя крики, готовые вырваться из груди». Она защищает Мармеладова перед другими, вступает в перебранку с Амалией Людвиговной, но после исповеди и причащения копившееся отчаяние прорывается наружу.
Женщина рассказывает священнику о последних годах жизни, о безденежье, о пьянстве мужа. В конце концов, у нее вырывается фраза: «И слава богу, что помирает! Убытку меньше!». Но эти слова были сказаны сгоряча, в них сконцентрировалась ненависть не столько к Мармеладову, сколько ко всей жизни. Катерина Ивановна до последней минуты делала для мужа все, что могла: она «суетилась около больного, подавала ему пить, обтирая пот и кровь с головы, оправляла подушки».

Соня, пришедшая чуть позже, в ярком не к месту платье, стояла в самых дверях «с неподвижными от ужаса глазами». Она по-своему любила отца. Да и не только Соня, но и все дети Мармеладова, несмотря на его пьянство и нищету, любили его. «Папочку жалко!» — так сказала Поленька, расплакавшись перед Раскольниковым.

Родион также сыграл важную роль в этом эпизоде. Если бы не он, Мармеладов, возможно, умер бы где-нибудь в убогой больнице на окраине Петербурга, и никто бы так и не узнал имени задавленного лошадью человека. Если бы не Раскольников, Катерина Ивановна осталась бы без денег и наедине со своим горем. Благодаря этому герою Мармеладов провел последние минуты жизни в родной комнате в окружении жены и детей. Вообще, в этом эпизоде Раскольников проявил себя с самой лучше стороны.

Важную роль в анализируемом эпизоде играют мелкие, но яркие детали, которые дают более полное представление о жизни Петербурга в целом и о семье Мармеладовых в частности. Босые пятки детей, волны табачного дыма, «врывавшиеся из других комнат», окровавленный платок Катерины Ивановны, убогое платье Сони – из нескольких, казалось бы, незначительных штрихов складывается картина жизни и быта не только этой семьи, а многих семей того времени и социального положения.

В этом эпизоде раскрылись новые грани жизни петербургских людей. Случилось происшествие, привлекло к себе внимание толпы… Но эта толпа, скорее всего, пришла посмотреть на «щегольскую коляску», а не на пострадавшего человека. В комнате с умирающим Мармеладовым мы видим множество людей – полицейских, священника, доктора, вздорную хозяйку Амалию Людвиговну.
Читая эпизод, складывается впечатление, что все эти персонажи как будто выполняют свой долг. Происходящее для них – это повод для будущих сплетен, очередной повод показать себя, и мало кого интересует, что у погибающего остались дети, и не каждый подумал снять шляпу. С другой стороны, в этих простых, бедных людях за маской бедности и нищеты скрываются добрые сердца и открытые души.
Каким бы пьяницей не был Мармеладов, он любит свою жену и детей, особенно Соню, на чьих руках он и умер. Из последних сил он тянется к дочери и просит прощения, не обращая внимание на ее пестрый «расфранченный» наряд и «необъятный кренолин». Как бы ни была убога и безденежна жизнь Катерины Ивановны, она не спит ночами, стирает белье детей и мужа, потому женщина «лучше соглашалась мучить себя по ночам , чем видеть грязь в доме».
Также с иной стороны мы увидели характер Раскольникова. Студент, недавно совершивший убийство, бросается на помощь бедному пьянице, буквально приносит его домой и отдает Катерине Ивановне все свои деньги. Он думает не о себе, а о семействе Мармеладовых, о детях, об их будущем. Его положительное отношение чувствуют, прежде всего, дети, и в подтверждение этого Поленька обняла и расплакалась на плече Раскольникова, когда он уходил домой.

Таким образом, в эпизоде «Смерть Мармеладова» основным событием является гибель Семена Захаровича и его последние мгновения жизни. Но, прочитав эпизод, мы узнаем новые и лучшие черты характера главного героя романа – Родиона Раскольникова. Также мы получаем яркую картину жизни бедных людей Петербурга середины 19 века. Задумываемся о том, как порой незаметно для безразличных окружающих заканчивается жизнь человека, маленького винтика в жизни большого города и о том, что именно в таких ситуациях другие люди показывают свои истинные лица.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

www.litra.ru

Преступление и наказание сцена смерти мармеладова

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Смерть Мармеладова в романе «Преступление и наказание» Достоевского (описание, краткое содержание эпизода)

Смерть Мармеладова — это одна из самых печальных сцен в романе «Преступление и наказание» Достоевского.

Описание сцены смерти чиновника Мармеладова можно найти в VII главе 2-ой части романа.

В этой статье представлено описание смерти Мармеладова в романе «Преступление и наказание» Достоевского.

Смотрите:
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все статьи о Мармеладове

Смерть Мармеладова в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Семен Захарович Мармеладов — спившийся титулярный советник, отец бедной девушки Сони Мармеладовой и знакомый главного героя Раскольникова.

Однажды, пьяный Мармеладов попадает на улице под лошадей «барской кареты». В результате происшествия он получает тяжелые травмы. В это время Раскольников, знакомый Мармеладова, оказывается неподалеку и помогает отнести раненого домой:
«Посреди улицы стояла коляска, щегольская и барская, запряженная парой горячих серых лошадей На земле лежал только что раздавленный лошадьми человек, без чувств по-видимому весь в крови. С лица, с головы текла кровь; лицо было всё избито, ободрано, исковеркано. Видно было, что раздавили не на шутку. « «Вижу его, улицу переходит, шатается, чуть не валится, — крикнул одноважды, да в другой, да в третий, да и придержал лошадей; а он прямехонько им под ноги так и пал! Уж нарочно, что ль, он, аль уж очень был нетверез…» (кучер барской коляски)

Когда умирающего Мармеладова приносят домой, его жена Катерина Ивановна и ее трое детей понимают, что случилась какая-то беда:
«. Катерина Ивановна стояла вся бледная и трудно дышала. Дети перепугались. Маленькая Лидочка вскрикнула, бросилась к Поленьке, обхватила ее и вся затряслась. « Пока Катерина Ивановна хлопочет о раненом муже, у комнаты Мармеладовых толпой собираются любопытные соседи по квартире. Трагедия Мармеладовых превращается в спектакль для бессовестных людей:
«Хоть бы умереть-то дали спокойно! — закричала она на всю толпу, — что за спектакль нашли! С папиросами! Кхе-кхе-кхе! В шляпах войдите еще. И то в шляпе один… Вон! К мертвому телу хоть уважение имейте. » (Катерина Ивановна)



Оказавшись дома, Мармеладов просит привести к нему священника, предчувствуя свою скорую смерть. Тем временем в комнату приходит доктор. Он видит. что Мармеладов тяжело ранен, и предсказывает его скорую смерть:

www.alldostoevsky.ru

Смерть Мармеладова (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание»)

Главная / Сочинения по русской литературе / Достоевский Ф.М. / Смерть Мармеладова (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание»)

Описание смерти Мармеладова, отставного советника, героя романа «Преступление и наказание» мы находим в 7 главе второй части произведения. В этот момент Семен Захарович находится не один. Его окружают другие персонажи романа: жена Катерина Ивановна, их дети, Родион Раскольников, доктор, священник, полицейские.

Роковым событием для Мармеладова стала встреча с барской коляской. Кучер не смог остановить молодых и горячих лошадей, и они попросту задавили Семена Захаровича. такое происшествие не оставило равнодушными полицейских и извечную толпу зевак. Вот только сам пострадавший никого не интересовал. Кучер пытался оправдаться, люди вздыхали и ахали, а полицейские были рады тому факту, что знали личность того, кто раздавлен. Лишь Родион проявил участие и под его руководством Мармеладова доставили домой, где он и умирает в окружении близких и родных людей.

В анализируемом эпизоде принимают участие разные персонажи, но наибольшего внимания заслуживает жена Семена Захаровича Катерина Ивановна. Женщина больна чахоткой, она занимается воспитанием троих детей и изо всех сил, которые только остались, пытается наладить семейный быт. В начале эпизода мы слышим ее жалобы на мужа, да и вообще на жизнь в целом. Но как же меняется все ее поведение, когда она узнает, что Мармеладов находится при смерти. Она совершенно забывает о себе, защищает Семена Захаровича, еле сдерживаясь, чтобы не закричать от безнадежности и тоски. Женщина закусывает дрожащие губы, изо всех сил пытаясь сохранить самообладание.

Правда, потом ее поведение снова меняется. Отчаяние берет верх над всеми другими чувствами. Катерина Ивановна жалуется священнику на постоянное пьянство мужа, на трудные годы, когда постоянно не хватает денег, а нужно растить детей. В конечном итоге она вдруг приходит к выводу, что и хорошо, раз умирает. Это спасет женщину от излишнего убытка. Это скорее не ненависть Катерины Ивановны к мужу, а ее усталость от всей жизни, от этой тяжести последних лет, которые бременем легли на ее хрупкие плечи. И все же она до последнего не отходит от Мармеладова и делает все, чтобы облегчить его состояние: подает пить, вытирает кровь, взбивает подушки.

Соня приходит домой немного позже, чем начинается вся сцена. На ней яркое платье, совершенно не к месту. Она останавливается в дверях, не решаясь переступить порога, и только смотрит на все огромными от ужаса глазами. Девушка по-своему любит непутевого отца. Да и все дети, несмотря на постоянные пьянки Мармеладова, любят его и жалеют.

Родион играет важную роль в этом эпизоде романа. Если бы не он, Семен Захарович умер бы на улице или в какой-нибудь Богом забытой больничной палате. Благодаря Родиону, Мармеладов проводит последние минуты жизни в привычной и знакомой обстановке, а рядом находятся близкие и родные люди.

www.sochinyashka.ru

Ťahákyreferáty .sk

Смерти Маремеладова посвящена целая глава романа, что говорит о значимости данного эпизода. Это происшествие вполне можно считать маленьким произведением или этюдом, в котором описывается смерть бедного человека.

В первую очередь Достоевский представляет нам щёгольскую барскую коляску, стоящую посредине улицы. Такое положение коляски, не дающей никому проходу, говорит о том, что её владелец — довольно влиятельный человек или, может быть, высокий чиновник, который также не даёт людям спокойного житья и от которого многие зависят. Вокруг коляски собралась довольно внушительная толпа, поэтому можно сделать вывод, что событие, которое вызвало такой интерес, значительно даже для Петербурга. Причиной всему послужила смерть бедного, но одетого в \»благородную одежду\» человека, затоптанного серыми барскими лошадями.

Причиной смерти бедного человека, хотя и косвенно, стал богатый и значительный барин, владелец коляски. В этом случае вырисовываются явные социальные проблемы Петербурга, где властные люди могут повелевать чужими жизнями, которые для них ничего не значат. Лошади — это помощники влиятельного владельца коляски, возможно, его сподручники или мелкие чиновники. Они выполняют за \»хозяина\» всю \»серую\» работу, заведуют всеми его делами, в том числе и теми, что часто являются причиной смерти других, более бедных людей. Интересен сам факт того, что не кучер виноват в случившемся, а сам пострадавший, который \»нарочно прямёхонько под ноги пал\», будто специально искал смерти. Получается, что в положе-нии, сложившемся в обществе, виноваты не столько богатые и влиятельные люди, сколько сами пострадавшие. Они сами, будто пьяные, идут на верную смерть, может быть, даже не подозревая и не задумываясь об этом.

Достоевский подробно описывает портрет раздавленного человека для того, чтобы представить всю тяжесть случившегося. На этом фоне как-то неестественно и неискренне звучат редкие повторения недоумевающего кучера: \»Экой грех! Господи, грех-то какой!\» \»У него вся грудь раздавлена!\» Это говорит о том, что возможной причиной смерти является душевная болезнь и \»раздавленные\» чувства Мармеладова. Преобладающий цвет — красный. Кровь присутствует на протяжении всего действия и подавляет все остальные цвета.

Когда мы узнаём имя несчастного, то вспоминаем его историю, и нам, как и Раскольнико-ву, становится понятно, какие события в жизни могут привести к столь печальным последствиям. Раскольников старается помочь Мармеладову, спасти его, \»как будто дело идёт о родном отце\». И это не лишено оснований, потому что их судьбы могли бы быть очень похожими, если бы Раскольников поступил так же, как и Мармеладов, и принял жертву сестры. Раскольников изо всех сил старается помочь Мармеладову, он понимает, что отставной чиновник никому не нужен, и если он не поможет, то никто не поможет. Отношение других людей к пострадавшему выражается в том, что на лестницу его собираются заносить ногами вперёд, словно мёртвого. Никому и дела нет до состояния Мармеладова, всем интересно узнать, чем всё закончится.

Возможно, то, что толпа собралась вокруг коляски, говорит не о значимости происшествия, а только о моральном разложении общества, потому что все чувствуют не сострадание, но довольство и интерес. \»Во всех присутствовало ощущение довольства, которое всегда замечается, даже в самых близких людях, при внезапном несчастии с их ближним, и от которого не избавлен ни один человек, без исключения, несмотря даже на самое искреннее чувство сожаления и участия\». Эти слова Достоевского очень точно характеризуют сущность человека, \»так он устроен\», поэтому безразличное отношение людей друг к другу, признание лишь собственных интересов, — это проблема, возникшая не только в данном обществе и в данное время, такое положение существует всегда. Человек — эгоист по натуре.

Наряду с описанием трагедии, мы видим обстановку, в которой проживает семья Мармеладова, типичную комнату бедных людей. \»Дверь на лестницу была отворена, чтобы хоть как-то защититься от табачного дыма\». Мы видим безысходность положения людей, проживающих в комнате. У них есть 2 пути: либо открыть дверь на лестницу и защититься от внутренних неудобств (табачного дыма), но при этом представить всю свою личную жизнь на всеобщее обозрение, либо закрыться, отгородившись от посторон-них взглядов, но умереть от удушья или чахотки, как в случае с Катериной Ивановной. Атмосфера комнаты — главная причина болезни Катерины Ивановны. Другая причина — сложная обстановка в семье, невозможность высказаться, поделиться своими воспомина-ниями, единственными лучиками света в её тёмном мире. Именно поэтому Екатерина Ивановна ходит взад-вперёд по комнате, лишь только появится свободная минутка. В это время она думает не только об обыденных проблемах, но чаще погружается в воспомина-ния о прошлом.

Атмосфера комнаты повлияла не только на Катерину Ивановну, но и на детей. Они замкнуты и серьёзны, будто на них надета какая-то маска, не присущая обычным, здоровым детям. За этой маской нельзя увидеть истинного лица, понять их чувства. Лишь когда вносят искалеченного Мармеладова, мы видим проявления искренних чувств. Даже самый серьёзный малыш, словно случайно, выкрикивает: \»Сто есть духу беги!\» — но тут же принимает прежний вид.

Страдания Катерины Ивановны и детей помогают нам увидеть, насколько жестоки и безнравственны люди, которые наполнили комнату. В них нет сострадания и уважения к потерпевшему. Смерть человека для них — \»спектакль\», на котором, по их мнению, можно присутствовать в шляпах и с папиросами, ещё больше отравляющими чахоточную. \»Хоть бы умереть-то дали спокойно!\» — в исступлении восклицает Катерина Ивановна. Любому человеку, кто бы он ни был, перед смертью отпускают все грехи и пытаются облегчить его страдания — это моральный закон, который не должен нарушать ни один человек. Как говорит Библия, после смерти начинается новая жизнь, и то, как она сложится, определя-ется перед смертью. Если человек умирает с грехом на душе, то последующая жизнь его сложится неудачно, за свои земные проступки он будет терпеть муки и лишения.

Но Мармеладову не дают даже умереть, исповедаться спокойно, обрекают его на вечные страдания. Мы видим, что толпа пренебрегает не только неоспоримым правом человека на спокойную смерть, но религия для людей ничего не значит. Общество находится в процессе морального разложения; нет никаких ценностей, лишь личный интерес. Мармеладов вынужден умирать страшной смертью: его терзают тяжкие муки, душа не находит успокоения, он чувствует свою вину перед семьёй. \»Босенькая! Босенькая!\» — бормочет он. В этих словах звучит отчаяние: Мармеладов понимает, что именно он виноват в бедственном положении семьи, но уже ничего не может сделать.

Поэтому он повинуется крикам жены, с помощью которых она пытается скрыть внутреннее волнение. Она не желает простить мужа даже перед смертью, но такое её поведение объясняется полуобморочным состоянием Катерины Ивановны. Кроме того, она очень горда и не желает, чтобы её муж исповедовался в своих грехах перед бездушной толпой, она стремится сохранить его честь, не дать повода для сплетен. Катерина Ивановна, как и все, эгоистична: она не может отказать себе в удовольствии говорить с хозяйкой квартиры высокомерным тоном даже в такой трагичный момент. Но Катерина отличается от всех остальных силой характера, верой в религию: она вместе с детьми начинает молиться. Но она обращается к своему Богу, Это говорит о том, что она любит мужа, вера для неё — последняя надежда, и тлеющий огарок, освещающий всю сцену, — символ этой надежды.

Дочь Мармеладова, Соня, появилась незадолго до смерти её отца, но всё время стояла в дверях. Такое поведение объясняется тем, что она, как и Катерина Ивановна, любит отца. Её появление рядом в столь неподходящем одеянии породило бы грязные сплетни не только о ней, но и об отце. Она, дочь, вынуждена смиренно ожидать очереди, чтобы проститься с отцом. Когда Мармеладов узнал её и прокричал: \»ПРОСТИ!\», то \»сорвался и грохнулся с дивана, прямо лицом наземь\». Это говорит о безысходности его положения, невозможности что-либо сделать, чтобы искупить свою вину перед дочерью. Мармеладов умирает \»в её руках\», т.е. вся дальнейшая судьба его была в \»руках\» Сони, которая простила его и облегчила его будущие страдания, как делала это на земле.

Смерть Мармеладова — трагедия не отдельно взятой семьи, но и всего общества в целом, потому что \»Мармеладовых\» огромное количество. На примере этой смерти мы видим положение большинства бедных людей Петербурга.

referaty.aktuality.sk

Это интересно:

  • 343 статья уголовного кодекса СТ 343 УК РФ. 1. Нарушение правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан, - наказывается ограничением по военной […]
  • Возросли полномочия Хоть права не расти. Регионам готовят правила временного изъятия полномочий Полномочия регионов можно будет передать на федеральный уровень, если это необходимо для безопасности, реализации международных обязательств или позволит сократить расходы бюджета. Такие поправки […]
  • Питание по 333 приказу Приказ Минздрава СССР от 10 марта 1986 г. N 333 "Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах (отделениях) и детских больницах (отделениях)" Приказ Минздрава СССР от 10 марта 1986 г. N 333"Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах […]
  • Транспортный налог архангельск ставки Транспортный налог архангельск ставки Изменения ОСАГО. Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания. Подробнее Плата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту […]
  • Заморозить осаго Как заморозить ОСАГО ЛДПР возмущена принятым решением о росте тарифов на ОСАГО и предлагает Госдуме заморозить старые тарифы до 2017 года. С апреля базовые тарифы ОСАГО повысятся на 40%, а страховые компании имеют право увеличить тарифы еще на 20%, постановил Банк […]
  • Правила чтения английский pdf Правила чтения английских слов для ленивых. Васильева Е.А. Цель пособия — познакомить с правилами чтения односложных, двусложных и многосложных слов английского языка, что в дальнейшем поможет выработать и закрепить навыки быстрого правильного чтения слов данных групп […]
  • Налог на землю новые изменения Налог на землю в 2018 году — обзор изменений кадастровой стоимости В прошлом году в Российской Федерации был подписан закон, который коренным образом поменял порядок расчета налога на землю. Теперь, с 2018 года, налог на такое имущество, как земельные участки и прочая […]
  • Отработка 2 недели при увольнении 2018 год Срок отработки при увольнении по собственному желанию Трудовое законодательство не позволяет просто взять и уйти с работы. О своем желании расторгнуть трудовой договор работник должен предупредить руководство заранее. Для чего нужно такое предупреждение и сколько […]