Ст 290 292 ук рф

| | 0 Comment

§ 1. Получение взятки (ст. 290 УК РФ)

Взяточничество относится к преступлениям, посягающим на нормальную деятельность публичного аппарата управления в сфере деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также аппарата управления в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ вопреки стоящим перед ними задачам.

Объект преступления – осуществляемая в соответствии с законом деятельность публичного аппарата власти и управления [39] .

В части 1 предусмотрена ответственность для должностного лица, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации за получение взятки:

1) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;

2) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию);

3) за общее покровительство или попустительство по службе.

Под входящими в служебные полномочия действиями (бездействием) должностного лица следует понимать такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения) (п. 3 ППВС № 24).

Способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий (бездействию) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе [40] . Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др. (п. 4 ППВС № 24).

При этом получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением, отношений не может квалифицироваться по ст. 290 УК РФ. В этих случаях склонение должностного лица к совершению незаконных действий (бездействию) по службе может при наличии к тому оснований влечь уголовную ответственность за иные преступления (например, за подстрекательство к злоупотреблению должностными полномочиями или превышению должностных полномочий).

Общее покровительство по службе может проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам (п. 5 ППВС № 24).

К попустительству по службе относится, например согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения (п. 5 ППВС № 24)

При получении взятки за общее покровительство или попустительство по службе конкретные действия (бездействие), за которые она получена, на момент ее принятия не оговариваются взяткодателем и взяткополучателем, а лишь осознаются ими как вероятные, возможные в будущем. Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе действия (бездействие) могут быть совершены должностным лицом в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, а также его организационно-распорядительные функции.

Совершение указанных действий может до передачи взятки как оговариваться, так и подразумеваться [41] .

В части 3 предусмотрена ответственность для должностного лица, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации за получение взятки за совершение незаконных действий (бездействие).

В части 4 предусмотрена ответственность для лиц, занимающих государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления за получение взятки:

1) за совершение входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;

2) за способствование в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию);

3) за общее покровительство или попустительство по службе;

4) за получение взятки в значительном размере;

5) за совершение незаконных действий (бездействие).

В части 2 предусмотрена повышенная ответственность для должностного лица, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации за получение взятки в значительном размере.

В части 5 предусмотрена повышенная ответственность для должностных лиц:

— за способствование в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию);

— за совершение незаконных действий (бездействие),

1) группой лиц по предварительному сговору (п. «а»).

2) организованной группой (п. «а»).

3) с вымогательством взятки (п. «б»).

В п. 18 ППВС № 24 разъясняется, что под вымогательством взятки или предмета коммерческого подкупа следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).

Для квалификации содеянного по пункту «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ не имеет значения, была ли у должностного лица реальная возможность осуществить указанную угрозу, если у лица, передавшего взятку, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы (например, следователь, зная, что уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием в деянии состава преступления, угрожает обвиняемому направить дело с обвинительным заключением прокурору, а, получив взятку, дело по предусмотренным законом основаниям прекращает).

Если в процессе вымогательства взятки должностное лицо совершило действия (бездействие), повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, содеянное при наличии к тому оснований должно быть дополнительно квалифицировано по ст. 285 или 286 УК РФ.

По п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ следует квалифицировать получение взятки и в том случае, когда вымогательство с согласия или по указанию должностного лица осуществлялось другим лицом, не являющимся получателем взятки либо предмета коммерческого подкупа. Действия последнего при наличии оснований должны оцениваться как посредничество во взяточничестве по соответствующим частям ст. 291.1 УК РФ (п. 19 ППВС № 24).

Квалифицирующие признаки, характеризующие повышенную общественную опасность преступлений, связанных с подкупом, следует учитывать при юридической оценке действий соучастников соответствующих преступлений, если эти обстоятельства охватывались их умыслом (п. 20 ППВС № 24).

4) в крупном размере (п. «в»).

В части 6 предусмотрена повышенная ответственность для должностных лиц:

— за совершение входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;

— за общее покровительство или попустительство по службе;

— группой лиц по предварительному сговору;

— с вымогательством взятки,

совершенные в особо крупном размере.

Не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям (п. 7 ППВС № 24).

Ответственность за получение, дачу взятки наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки – до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки (п. 8 ППВС № 24).

Получение и дача взятки считаются оконченными с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является). При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению (п. 10 ППВС № 24).

В тех случаях, когда предметом получения или дачи взятки является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, с начала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости) (п. 11 ППВС № 24).

В случае если должностное лицо отказалось принять взятку действия лица, непосредственно направленные на их передачу, подлежат квалификации как покушение на преступление, предусмотренное ст. 291 УК РФ (п. 12 ППВС № 24).

Если условленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, действия которых были непосредственно направлены на их передачу или получение, содеянное следует квалифицировать как покушение на дачу либо получение взятки.

Получение или дача взятки, в том числе через посредника, если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление вне зависимости от того, были ли ценности изъяты сразу после их принятия должностным лицом (п. 13 ППВС № 24).

Обещание или предложение передать либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) по службе необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующих коррупционных преступлений в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить взятку либо предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами (п. 14 ППВС № 24).

Если при этом иные действия, направленные на реализацию обещания или предложения, лица не смогли совершить по независящим от них обстоятельствам, содеянное следует квалифицировать как приготовление к даче взятки (ч. 1 ст. 30 и соответственно чч. 3-5 ст. 291 УК РФ) или к получению взятки (ч. 1 ст. 30 и соответственно чч. 2-6 ст. 290 УК РФ).

От совокупности преступлений следует отличать продолжаемые дачу либо получение в несколько приемов взятки. Как единое продолжаемое преступление следует, в частности, квалифицировать систематическое получение взяток от одного и того же взяткодателя за общее покровительство или попустительство по службе, если указанные действия были объединены единым умыслом (п. 21 ППВС № 24).

Совокупность преступлений отсутствует и в случаях, когда взятка получена или передана от нескольких лиц, но за совершение одного действия (акта бездействия) в общих интересах этих лиц.

Не может квалифицироваться как единое продолжаемое преступление одновременное получение, в том числе через посредника, взятки от нескольких лиц, если в интересах каждого из них должностным совершается отдельное действие (акт бездействия). Содеянное при таких обстоятельствах образует совокупность преступлений.

Совершение должностным лицом за взятку действий (бездействие), образующих самостоятельный состав преступления, не охватывается объективной стороной преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ. В таких случаях содеянное взяткополучателем подлежит квалификации по совокупности преступлений как получение взятки за незаконные действия по службе и по соответствующей статье Особенной части УК РФ, предусматривающей ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог, фальсификацию доказательств и т.п. (п. 22 ППВС № 24)

Если за совершение должностным лицом действий (бездействие) по службе имущество передается, имущественные права предоставляются, услуги имущественного характера оказываются не лично ему либо его родным или близким, а заведомо другим лицам, в том числе юридическим, и должностное лицо, его родные или близкие не извлекают из этого имущественную выгоду, содеянное не может быть квалифицировано как получение взятки (например, принятие руководителем государственного или муниципального учреждения спонсорской помощи для обеспечения деятельности данного учреждения за совершение им действий по службе в пользу лиц, оказавших такую помощь) [42] . При наличии к тому оснований действия должностного лица могут быть квалифицированы как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий (п. 23 ППВС № 24).

Если лицо, передавшее имущество, предоставившее имущественные права, оказавшее услуги имущественного характера за совершение должностным лицом действий (бездействие) по службе, осознавало, что указанные ценности не предназначены для незаконного обогащения должностного лица либо его родных или близких, содеянное им не образует состав преступления, предусмотренный ст. 291 УК РФ.

Получение должностным лицом ценностей за совершение действий (бездействие), которые входят в его полномочия либо которые оно могло совершить с использованием служебного положения, следует квалифицировать как получение взятки вне зависимости от намерения совершить указанные действия (бездействие) (п. 22 ППВС № 24).

В том случае, если указанное лицо получило ценности за совершение действий (бездействие), которые в действительности оно не может осуществить ввиду отсутствия служебных полномочий и невозможности использовать свое служебное положение, такие действия при наличии умысла на приобретение ценностей следует квалифицировать как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ).

Как мошенничество следует квалифицировать действия лица, получившего ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки, однако заведомо не намеревавшегося исполнять свое обещание и обратившего эти ценности в свою пользу. Владелец переданных ему ценностей в указанных случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки [43] .

Если должностное лицо, выполняющее в государственном или муниципальном органе либо учреждении организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, заключило от имени соответствующего органа (учреждения) договор, на основании которого перечислило вверенные ему средства в размере, заведомо превышающем рыночную стоимость указанных в договоре товаров, работ или услуг, получив за это незаконное вознаграждение, то содеянное им следует квалифицировать по совокупности преступлений как растрату вверенного ему имущества (ст. 160 УК РФ) и как получение взятки (ст. 290 УК РФ). Если же при указанных обстоятельствах стоимость товаров, работ или услуг завышена не была, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки (п. 25 ППВС № 24).

При отграничении непосредственной передачи взятки по поручению взяткодателя (посредничество во взяточничестве) от дачи взятки должностному лицу за действия (бездействие) по службе в пользу представляемого взяткодателем физического либо юридического лица судам следует исходить из того, что посредник передает взятку, действуя от имени и за счет имущества взяткодателя. В отличие от посредника взяткодатель, передающий взятку за действия (бездействие) по службе в пользу представляемого им лица, использует в качестве взятки принадлежащее ему или незаконно приобретенное им имущество (п. 27 ППВС № 24).

Привлечение указанных лиц к уголовной ответственности за дачу взятки или незаконную передачу предмета коммерческого подкупа не освобождает юридическое лицо, от имени или в интересах которого совершены соответствующие коррупционные действия, от ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, установленной ст. 19.28 КоАП РФ [44] .

В п. 1 ППВС № 24 разъяснено, что при разрешении вопроса о том, совершено ли коррупционное преступление должностным лицом, лицом, занимающим государственную должность РФ либо государственную должность субъекта РФ, иностранным должностным лицом, должностным лицом публичной международной организации следует руководствоваться примечаниями 1, 2 и 3 к ст. 285 и примечанием 2 к ст. 290, учитывая при этом соответствующие разъяснения, содержащиеся в постановлении ППВС № 19 [45] .

Под должностными лицами понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (прим. 1 к ст. 285 УК РФ) [46] .

К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к ст. 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности (п. 3 ППВС № 19) [47] .

Так, бывший начальник отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Московской межрегиональной транспортной прокуратуры (ММТП) Е., получил взятку в сумме 5 млн. руб., проводя в январе-феврале 2013 г. прокурорскую проверку в двух коммерческих компаниях. Е. предъявлено обвинение по ч. 6 ст. 290 УК РФ [48] .

Представителями власти являются должностные лица контролирующих органов. Из ст. 2 Федерального закона от 20.04.1995 «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» видно, что к ним относятся: работники контрольных органов Президента РФ, глав администраций субъектов РФ, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений; работники таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов надзора за соблюдением правил охоты, органов рыбоохраны, государственной лесной охраны, санитарно-эпидемиологического надзора, контрольно-ревизионных подразделений Министерства финансов РФ и финансовых органов субъектов РФ, органов государственного контроля в сфере торговли, качества товаров (услуг) и защиты прав потребителей, осуществляющие контроль за исполнением соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений. В Законе названы не все контролирующие органы, а лишь те, работники которых пользуются государственной защитой. Контролирующими органами являются также органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, карантинный фитосанитарный контроль, контроль и надзор в области защиты растений, контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве, надзор и контроль в области мелиорации земель, геологический контроль, экологический контроль, горный и промышленный надзор, пожарный надзор, валютный контроль и др. [49] Работники этих государственных органов наделены властными полномочиями, включая вынесение обязательных для исполнения предписаний и привлечение виновных к административной ответственности.

К иным должностным лицам, упомянутым в примечании к ст. 318 УК РФ, относятся: члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, представителями власти являются депутаты представительного органа местного самоуправления (члены представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения), должностные лица местного самоуправления (выборные либо заключившие контракт лица, наделенные исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и организации деятельности органа местного самоуправления) [50] .

Не являются должностными лицами внештатные сотрудники, в частности, полиции.

Так, приговором Красноярского краевого суда 17.07.1998 внештатный сотрудник милиции Макаренко был признан виновным в мошенничестве с использованием своего служебного положения, неоднократном получении взяток, превышении должностных полномочий и уничтожении официальных документов из корыстной заинтересованности и осужден по пп. «б», «в» ч. 2 ст. 159, п. «б» ч. 4 ст. 290, ч. 1 ст. 286, ч. 1 ст. 325 УК РФ. Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене приговора по ч. 1 ст. 286 УК РФ с прекращением дела за отсутствием в действиях Макаренко состава преступления и о переквалификации его действий с п. «б» ч. 4 ст. 290 на пп. «б», «в» ч. 2 ст. 159 УК РФ. Президиум Верховного Суда РФ протест удовлетворил на основании, того, что Макаренко не являлся должностным лицом, а, используя удостоверение внештатного сотрудника милиции, путем обмана получал деньги от частных предпринимателей, т.е. совершил мошенничество [51] .

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии) (п. 4 ППВС № 19).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием) (п. 5 ППВС № 19) [52] .

Государственные органы, в которых должностные лица проходят службу, делятся на федеральные и субъектов РФ [53] .

К федеральным государственным органам относятся: аппарат Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, прокуратура, таможенные органы и др. К государственным органам субъектов РФ относятся образуемые ими органы государственной власти (законодательные собрания, думы, государственные советы, правительства, администрации, министерства и т.д.).

Органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Структуру органа составляют представительный орган муниципального образования, его глава, местная администрация, контрольный орган, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования (ст. 2, 34 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [54] ).

Так, по Самарским областным судом В. был признан виновным в том, что работая главой сельского поселения Красная Поляна муниципального района Пестравский Самарской области, т.е. главой органа местного самоуправления, получил взятку в сумме 3 тыс. рублей, и осужден по ч. 3 ст. 290 УК РФ. В кассационной жалобе адвокат просил изменить квалификацию действий В., утверждая, что он является не главой органа местного самоуправления, а должностным лицом. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ в удовлетворении жалобы отказала. В силу устава сельского поселения Красная Поляна глава поселения является высшим выборным должностным лицом поселения, возглавляющим администрацию поселения и исполняющим полномочия председателя собрания представителей поселения, входящим в состав собрания представителей поселения с правом решающего голоса. Сельское поселение, которым руководил В., является не просто территорией, входящей в подразделение района, а относится к муниципальному образованию [55] .

Следует акцентировать, что ряд должностей в муниципальных образованиях не относятся к должности главы органа местного самоуправления.

Так, по приговору Ленинградского областного суда от 18.09.2000 Жгилев был признан виновным в том, что, являясь должностным лицом – главой администрации Юкковской волости Всеволожского района Ленинградской области, т.е. главой органа местного самоуправления, 16.06.1999 получил взятку в сумме 500 долларов США за выделение земельного участка для мастерской по обслуживанию автомашин и осужден по ч. 3 ст. 290 УК РФ. Заместитель Генерального прокурора РФ в протесте поставил вопрос об изменении судебных решений и переквалификации действий Жгилева с ч. 3 ст. 290 УК РФ на ч. 1 ст. 290 УК РФ. Президиум Верховного Суда РФ удовлетворил протест, указав, Жгилев обоснованно признан судом должностным лицом, однако вывод о том, что осужденный, занимая должность главы администрации Юкковской волости Всеволожского района Ленинградской области, являлся главой органа местного самоуправления ошибочен, так как должность главы администрации Юкковской волости муниципального образования «Всеволожский район Ленинградской области», которую занимал Жгилев, не относилась к должности главы органа местного самоуправления [56] .

Государственными и муниципальными учреждениями признаются организации, созданные собственниками для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые ими полностью или частично (ст. 120 ГК РФ). К ним относятся, например, учреждения образования, здравоохранения, науки, культуры. Государственные и муниципальные предприятия, являющиеся коммерческими организациями, не относятся к учреждениям, и поэтому их работники не признаются должностными лицами.

Государственная корпорация – это юридическое лицо, созданное Российской Федерацией в организационно-правовой форме государственной корпорации и действующее в целях проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в определенной области хозяйственной или иной деятельности государства. Корпорация является уполномоченным органом государственного управления, осуществляющим полномочия и функции в отношении организаций корпорации (учреждений и акционерных обществ) и иных юридических лиц, осуществляющих определенные виды деятельности.

В России созданы Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» [57] , Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта [58] , Государственная корпорация «Ростехнология» [59] .

В 2007 г. была создана Российская корпорация нанотехнологий [60] , однако в 2010 г. преобразованная в открытое акционерное общество [61] .

К должностным лицам могут быть отнесены, например, следующие управленческие работники корпорации: генеральный директор, его заместители, председатель, секретарь и члены наблюдательного совета, члены правления, председатель и члены ревизионной комиссии, главный бухгалтер, руководители подведомственных учреждений. Руководители подведомственных корпорации предприятий (федеральных государственных унитарных предприятий) по смыслу уголовного закона к субъектам должностных преступлений не относятся.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [62] , устанавливается исчерпывающий перечень войск и воинских формирований, к которым относятся: Вооруженные Силы РФ, внутренние войска МВД РФ, войска гражданской обороны, инженерно-технические воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки РФ, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральный орган государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинские подразделения федеральной противопожарной службы, специальные формирования, создаваемые на военное время.

Вполне обоснованно к представителям власти, а значит и к служащим, использующим свое служебное положение, относятся военнослужащие внутренних войск [63] , исполняющие возложенные на них обязанности по оказанию содействия органам внутренних дел РФ в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности, охране важных государственных объектов или специальных грузов, конвоировании осужденных; сотрудники федеральных органов государственной охраны [64] .

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой (п. 6 ППВС № 19).

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

В Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию (п. 7 ППВС № 19).

Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе. К ним следует относить:

— лиц, занимающих соответствующие воинские должности согласно штату (например, командира отделения, роты, начальника вещевой службы полка);

— лиц, временно исполняющих обязанности по соответствующей воинской должности, а также временно исполняющих функции должностного лица по специальному полномочию.

Лица гражданского персонала являются начальниками для подчиненных военнослужащих в соответствии с занимаемой штатной должностью.

Начальники по воинскому званию определены в ст. 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ [65] (в частности, сержанты и старшины являются начальниками по воинскому званию для солдат и матросов только одной с ними воинской части).

Под лицами, занимающими государственные должности РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (прим. 2 к ст. 285 УК РФ).

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (прим. 3 к ст. 285 УК РФ).

Государственные служащие подразделяются на федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъекта РФ [66] . В качестве первых выступают граждане, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы и получающие денежное содержание за счет средств федерального бюджета, в качестве вторых – граждане, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ и получающие денежное содержание за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, – за счет средств федерального бюджета (ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации» [67] ). Должности государственной службы подразделяются: на должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта РФ; воинские должности; должности правоохранительной службы. Чтобы определить, является ли данное лицо государственным служащим, необходимо установить, входит ли занимаемая должность в один из перечней должностей федеральной государственной гражданской службы, типовых воинских должностей, типовых должностей правоохранительной службы либо в реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Например, перечень должностей государственной гражданской службы определенного государственного органа включает в себя следующие категории должностей: руководителей, помощников (советников), специалистов, обеспечивающих специалистов (ст. 9 Федерального закона от 31.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [68] ).

Служащим органа местного самоуправления (муниципальным служащим) является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Должность муниципальной службы – это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования. Эти должности устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ, и предусматриваются штатным расписанием органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещающие должности муниципальной службы, не являются муниципальными служащими (ст. 10 Федерального закона от 2.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [69] ).

Так, глава муниципального образования «Чемальский район» Республики Алтай Ш., в сентябре 2012 г. получил от предпринимателя взятку в размере 10 тыс. долларов США за предоставление в долгосрочную аренду земельного участка площадью более 1500 га, расположенного на территории указанного муниципального образования [70] .

Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия (прим. 2 к ст. 290 УК РФ). ППВС № 24 к иностранным должностным лицам отнесены: министр, мэр, судья, прокурор (п. 1).

Под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени (прим. 2 к ст. 290 УК РФ). ППВС № 24 в качестве таковых названы: члены парламентских собраний международных организаций, участником которых является РФ, лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана РФ (п. 1).

При этом ППВС № 24 разъяснено, что к иностранным должностным лицам и должностным лицам публичной международной организации в относятся лица, признаваемые таковыми международными договорами РФ в области противодействия коррупции (п. 1).

Некоторые работники (например, врачи, педагоги) не являются должностными лицами, но при осуществлении профессиональных функций совершает юридически значимые действия, которые порождают права и обязанности: врач выдает больничный лист, определяет группу инвалидности, наличие заболевания, освобождающего от службы в Вооруженных Силах РФ; педагог участвует в работе экзаменационной или квалификационной комиссии и решает вопросы приема в учебное заведение, присвоения квалификации, аттестации и др. В этих случаях они наделяются организационно-распорядительными полномочиями и признаются должностными лицами. Если же эти лица выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности (например, врач ставит диагноз больным, проводит курс лечения, делает операцию; педагог проводит занятия, занимается воспитанием учащихся), то их уголовная ответственность за должностные преступления исключается [71] .

Так, Пермским областным судом 31.07.2001 Носов был признан виновным в том, что, работая в должности врача-педиатра, совершил служебный подлог, незаконно выдавал и фактически подделывал рецепты, по которым приобреталось сильнодействующее вещество, используемое для изготовления наркотика другими лицами, которыми в дальнейшем вещество сбывалось. При этом он неоднократно получал взятки в виде вознаграждения в размере 100 руб. за каждый рецепт и являлся пособником в незаконном приобретении и перевозке в целях сбыта сильнодействующего вещества. Носов был осужден по п. «б» ч. 4 ст. 290 УК РФ, по ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 234 УК РФ и по ст. 292 УК РФ. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор в отношении Носова в части его осуждения по ст. 292 УК РФ (служебный подлог) отменила, дело производством прекратила за отсутствием в его действиях состава преступления, тот же приговор в отношении него изменила: его действия, квалифицированные по п. «б» ч. 4 ст. 290 УК РФ, переквалифицировала на ст. 233 УК РФ (подделка рецептов). Согласно должностной инструкции в отношении врача-педиатра городской больницы и приказов о полномочиях врача, Носов как рядовой врач-педиатр не обладал ни организационно-распорядительными, ни административно-хозяйственными функциями и поэтому не являлся должностным лицом [72] .

В другом примере врач был признан должностным лицом и осужден за взяточничество.

Петров, являясь начальником медицинского пункта – врачом воинской части, в течение 2002 г., используя свое служебное положение, из корыстной заинтересованности неоднократно лично и через посредников получал взятки за совершение незаконных действий в пользу военнослужащих по призыву. Защитник осужденного в кассационной жалобе утверждал, что в силу занимаемой должности Петров не имел права увольнять с военной службы военнослужащих и это обстоятельство свидетельствует об отсутствии в его действиях признаков составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 286 и 290 УК РФ. Военная коллегия Верховного Суда РФ приговор Московского окружного военного суда оставила без изменения [73] .

lawbook.online

Это интересно:

  • Приказом минздравсоцразвития россии от 1 июня 2009 г N 290н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
  • Размер платы за проживание в общежитии Размер платы за проживание в общежитии 13 августа 2015 За проживание в студенческом общежитии нужно требовать плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и плату за коммунальные услуги при заселении или в последний день месяца (часто после выселения остается […]
  • Держатель реестра регистратор Энциклопедия решений. Регистратор (держатель реестра акционеров) АО Держатель реестра акционеров АО Держателем реестра акционеров АО (далее - держатель реестра, регистратор АО) именуется лицо, осуществляющее деятельность по ведению такого реестра (абз. третий п. 1 ст. 8 […]
  • Правила возмещения ущерба по осаго Как получить страховое возмещение по договору ОСАГО? По ОСАГО можно возместить: вред, причиненный имуществу; вред, причиненный здоровью; утраченный заработок; расходы на погребение, а также получить компенсацию в связи с потерей кормильца. Для получения […]
  • Приказ минюста 256 27122007 Приказ Минюста РФ от 27 декабря 2007 г. N 256 "Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и […]
  • Штрафы пдд за которые арест Как проводится административный арест за нарушение ПДД? Административный арест за нарушение ПДД представляет собой содержание нарушителя в условиях изоляции и устанавливается на срок до 15 суток (п. 6 ч. 1 ст. 3.2, ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ). Правонарушения, за которые может […]
  • Следователь пойман на взятке Следователь УМВД по Тверской области задержан за взятку Замначальника следственной части УМВД России по Тверской области Дмитрия Камшилина задержали за получение взятки. Об этом в субботу, 29 августа, сообщает пресс-служба СКР. Дело в отношении подозреваемого возбуждено […]
  • Образец проект приказа Проект Приказа об утверждении формы акта приемки работ (услуг) по содержанию и ремонту ОИМКД Об утверждении формы акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме В соответствии с пунктом 9 […]