Закон о защите детства и материнства

| | 0 Comment

Закон о защите детства и материнства

В ч.2 ст.7 Конституции РФ [1] закреплено, что «в Российской Федерации … обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. » Пункт 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

Данные принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.

Нормы, направленные на реализацию данных принципов закреплены в абсолютном большинстве отраслей Российского законодательства: гражданском, семейном, трудовом, уголовном и т.д. Созданы и специальные институты, направленные на защиту интересов матери и ребенка.

Определяющее значение в определении пределов охраны материнства и детства имеют международно-правовые акты. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартий о правах человека с начала 20 века. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) [2] закрепила (п.2 ст.25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Охрана материнства и детства, как один из ключевых признаков выделяется в:

— Европейской Социальной Хартии ETS №163 (Страсбург, 3 мая 1996 г.);

— Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.) [3] .

Нормы о защите материнства и детства содержатся в более чем тридцати [4] международных актах (конвенциях, рекомендациях международных организаций, двухсторонних межгосударственных договорах).

С начала 20 века было разработано и принято ряд специальных международно-правовых актов, направленных на охрану рассматриваемого института, в частности необходимо выделить следующие акты:

— Конвенция Международной Организации Труда №103 об охране материнства (пересмотренная в 1952 году) (Женева, 28 июня 1952 г.) [5] ;

— Конвенция Международной Организации Труда №3 об охране материнства (1919г.) ( не ратифицирована РФ) [6] ;

— Конвенция Международной Организации Труда № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 3 июня 1981 г.);

— Рекомендация Международной Организации Труда от 15 июня 2000г. №191 о пересмотре рекомендации 1952 года об охране материнства [7] ;

— Рекомендация Международной Организации Труда от 28 июня 1952 г. №95 об охране материнства [8] .

Защите интересов детства посвящены, в том числе, следующие специальный конвенции МОТ: №138 «О минимальном возрасте для приема на работу» [9] , №29 «О принудительном или обязательном труде» [10] и №182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» [11] .

Национальное законодательство Российской Федерации, как мы уже подчеркнули, базируется на конституционных принципах, а также международно-правовых нормах. Данные принципы и нормы конкретизированы в ряде федеральных законодательных актах (в том числе кодифицированных), подзаконных актах, актах принимаемых на уровне субъектов Российской Федерации (в том числе Республики Татарстан). В этой связи подчеркнем, что координация вопросов материнства и детства отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п.»к» ч.1 ст.72 Конституции РФ; Ст. II Федеративного договора РФ).

На федеральном уровне, прежде всего, необходимо выделить:

— Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ [12] (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г.);

— Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ [13] (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г.);

— Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 [14] (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г.);

— Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» [15] ;

— Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [16] (с изм. и доп. от 24 ноября 1995 г., 18 июня, 24 ноября, 30 декабря 1996 г., 21, 29 июля 1998 г., 17 июля 1999 г., 10 июля, 7 августа 2000 г., 30 мая, 28 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.) и иные законодательные акты.

В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану материнства и детства, полномочными государственными органами принимаются программы по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь деклараций. Так, например, можно выделить Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002г. №732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 — 2006 годы» [17] (с изм. и доп. от 6 сентября 2004 г.) среди п еречня основных мероприятий которой названы: государственная поддержка материнства и детства, совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка.

В настоящее время в Государственной думе находится ряд проектов законодательных актов, направленных на защиту интересов материнства и детства. Так можно выделить проект федерального закона №127413-4 «Об единовременном федеральном государственном денежном пособии семье на рождение третьего, четвертого и пятого ребенка» (внесен депутатом ГД С.Н. Бабуриным), основная суть которого сводится к выплате единовременного пособия семье на рождение третьего, четвертого и пятого ребенка. При этом размер пособия устанавливается в каждом случае в размере 200 000 (двести тысяч) рублей. Проект был справедливо раскритикован Правительством РФ, так сравнительно большая сумма пособия может стать основой иждивенческого образа жизни большой части населения страны.

[1] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 года.

[2] Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. — 10 декабря 1998г.

[3] Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.) // Российская газета. — №22 – 23. — 1999г.

[4] Участником которой является Российская Федерация.

[5] Конвенция Международной Организации Труда № 103 об охране материнства (пересмотренная в 1952 году) (Женева, 28 июня 1952 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 — 1956. Т. I». Женева, Международное бюро труда, 1991.

[6] Конвенция Международной Организации Труда № 3 об охране материнства (1919 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 — 1956. Т. I». Женева, Международное бюро труда, 1991.

[7] Рекомендация Международной Организации Труда от 15 июня 2000 г. № 191 о пересмотре рекомендации 1952 года об охране материнства

[8] Рекомендация Международной Организации Труда от 28 июня 1952 г.№ 95 об охране материнства // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 — 1956. — Т. I». Женева, Международное бюро труда, 1991.

[9] Конвенция Международной Организации Труда № 138 о минимальном возрасте для приема на работу (Женева, 26 июня 1973 г.)

[10] Конвенция Международной Организации Труда № 29 о принудительном или обязательном труде (Женева, 10 июня 1930 г.)

[11] Конвенция Международной Организации Труда № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Женева, 17 июня 1999 г.)

[12] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 7 января 2002г. — №1. — Ст.3.

[13] Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1 января 1996г. — №1. — Ст. 16.

[14] Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 19 августа 1993г. — №33. — Ст.1318.

[15] Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 3 января 2005г. — №1 (часть I). — Ст. 28.

[16] Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 22 мая 1995г. — №21. — Ст.1929.

[17] Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 — 2006 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 14 октября 2002г. — №41.

www.allpravo.ru

Правовые основы охраны материнства и детства

Происходящие в последнее время в России социально-экономические изменения заставляют уделить особое внимание проблеме защиты материнства и детства. В части 2 ст. 7 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации… обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Часть 1 ст. 38 Конституции РФ провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей являются не только частным делом участников семейных правоотношений, но и имеют действенный, реально функционирующий механизм такой защиты.

Международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартий о правах человека с начала 20 века. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) закрепила (п.2 ст.25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Охрана материнства и детства, как один из ключевых признаков выделяется в:

— Европейской Социальной Хартии ETS №163 (Страсбург, 3 мая 1996 г.).

— Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.).

Нормы о защите материнства и детства содержатся в более чем тридцати международных актах (конвенциях, рекомендациях международных организаций, двухсторонних межгосударственных договорах).

В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану материнства и детства, полномочными государственными органами принимаются программы по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь деклараций.

ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА — система государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матери и ребенка, укрепление семьи, поощрение материнства, создание наиболее благоприятных условий для воспитания детей, их физического, интеллектуального и нравственного развития.

Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве. Оно обеспечивается предоставлением ей возможности:

— получить бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, пройти медико-генетические обследования с целью предупреждения наследственных заболеваний у потомства;

— произвести искусственное прерывание беременности при различных сроках беременности в зависимости от показаний, добровольную медицинскую стерилизацию при достижении 35- летнего возраста или наличии не менее двух детей (независимо от этих условий – по медицинским показаниям), искусственное оплодотворение или имплантацию эмбриона;

— воспользоваться в период беременности, во время и после родов бесплатной специализированной медицинской помощью;

— получить во время беременности и в связи с рождением ребенка специальные отпуска: по беременности и родам, по уходу за ребенком.

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

К настоящему времени в России сложилась достаточно развитая система пособий, которые стали именоваться «социальными». Их арсенал пополнился в последнее десятилетие новыми, не известными ранее в нашей стране, видами. В тоже время отдельные пособия прекратили существование как самостоятельные виды, они «растворились» в системе других пособий.

Возникновение новых видов пособий и компенсационных выплат обусловлено, главным образом, социально-экономическими преобразованиями, которые вызвали существенные изменения во всех сферах общественной жизни, включая и сферу распределения. Социальные пособия являются денежной формой социального обеспечения. Они предоставляются гражданам в установленных законом случаях в качестве одного из видов помощи, поддержки. Социальные пособия выплачиваются обычно непродолжительное время или единовременно. Их получают как работающие, так и неработающие граждане.

Цель социальных пособий – компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинам заработок, оказать материальную поддержку, пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда обстоятельств: рождением ребёнка, смертью члена семьи и т.д.

По сложившейся традиции социальные пособия самим законодателем выделяются по тем жизненным обстоятельствам, которые вызывают необходимость их предоставления. Такие обстоятельства отражаются в названии соответствующих пособий, например:

— пособие по временной нетрудоспособности;

— пособие по случаю рождения ребёнка.

Пособия гражданам, имеющим детей – это выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства.

В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», введенной с 1 апреля 2008 года, подлежат индексации в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из установленного указанным Федеральным законом прогнозного уровня инфляции, следующие пособия:

— пособие по беременности и родам;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

— единовременное пособие при рождении ребенка;

— минимальный и максимальный размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию;

— ежемесячное пособие по уходу за ребенком, выплачиваемое неработающим гражданам;

— единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

— единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

— ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Государственные пособия на детей назначаются и выплачиваются: гражданам РФ, проживающим на территории РФ; гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, и гражданскому персоналу воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами РФ; иностранным гражданам и лицам без гражданства, в том числе беженцам, проживающим на территории РФ.

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет:

— средств Фонда социального страхования РФ в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию; лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования; женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

— средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, проходящим военную службу по контракту; лицам из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ; женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций (за исключением ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренного абзацем вторым настоящей части), а также в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами РФ; женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа в РФ из воинских частей, находящихся за пределами РФ; неработающим женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территориях иностранных государств;

— средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, выделяемых образовательным учреждениям начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, — женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования;

— средств бюджетов субъектов РФ в виде ежемесячного пособия на ребенка;

средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке Фонду социального страхования РФ на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию. Порядок финансирования указанных расходов устанавливается Правительством РФ;

— субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда компенсаций, образованного в составе федерального бюджета, через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью и через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до 3-х лет пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения 70 календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей — 110) со дня рождения ребенка (детей).

В соответствии со ст. 8 Закона пособие по беременности и родам работающим женщинам устанавливается в размере среднего заработка (дохода). При этом средний заработок (доход) определяется в порядке, установленном для исчисления пособий по временной нетрудоспособности.

Пособие по беременности и родам назначается и выплачивается за число рабочих дней, приходящихся на период отпуска по беременности и родам.

Женщинам, у которых отпуск по беременности и родам наступил в период временной приостановки работы организации, вынужденного отпуска без сохранения заработной платы по причине временного сокращения объемов производства, а также в период работы организации в режиме неполного рабочего дня, неполной рабочей недели, пособие по беременности и родам исчисляется из заработной платы до наступления указанного периода и выплачивается в полном размере за все рабочие дни, приходящиеся на период отпуска по беременности и родам.

Пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по последнему месту работы, если отпуск по беременности и родам наступил в течение месячного срока после увольнения с работы в случае:

— перевода мужа на работу в другую местность, переезда к месту жительства мужа;

болезни, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности (в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке);

— необходимости ухода за больными членами семьи (при наличии медицинского заключения) или инвалидами I группы.

Пособие по беременности и родам выплачивается не позднее десяти дней со дня представления работающими женщинами листка нетрудоспособности.

В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» введена программа родовых сертификатов.

Родовый сертификат включает в себя:

— талон № 1, предназначенный для оплаты услуг, оказанных женщинам учреждениями здравоохранения в период беременности на амбулаторно-поликлиническом этапе;

— талон № 2, предназначенный для оплаты услуг, оказанных женщинам учреждениями здравоохранения в период родов в родильных домах (отделениях), перинатальных центрах;

— талон №3, предназначенный для оплаты услуг детской поликлиники по диспансерному наблюдению ребенка в первый год жизни.

Правительством РФ были разработаны проекты федеральных законов, необходимых для правового обеспечения новых мер демографической политики.

После принятия законов Государственной Думой, их одобрения Советом Федерации и подписания Президентом с 1 января 2007 г. вступили в силу следующие законы:

1. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» от 5 декабря 2006 года № 207-ФЗ, в соответствии с которым с 1 января 2007 г.:

— увеличены пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года, установлены минимальный и максимальный размеры пособий;

— введены дифференцированные размеры пособия по уходу за первым и вторым ребенком;

— распространены права на пособие на неработающих женщин;

— установлен максимальный размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных дошкольного учреждениях;

— введена частичная компенсация родительской платы в процентах от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения: для первого ребенка – 20 %, для второго ребенка – 50 %, для третьего ребенка – 70 %.

2. Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2007 год» от 19 декабря 2006 № 234-ФЗ, согласно которому с 2007 г.:

— увеличен максимальный размер пособия по беременности и родам с 15 тыс. руб. до 16125 руб. за полный календарный месяц, в 2008 г. – 23 400 руб., в 2009 г. — 25390 руб.;

Фонд впервые осуществлял в 2007 г. финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» и перечисленных в Фонд в сумме 12928,2 млн. руб.

3. Федеральный закон «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, который определил:

— условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, устанавливает продолжительность выплаты пособия по беременности и родам и размер пособия;

— условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком или карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение.

4. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ.

В соответствии с этим законом с 1 января 2007 г.:

— введен государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именной документ, подтверждающий право женщин (мужчин), родивших (усыновивших) второго ребенка на дополнительные меры государственной поддержки;

— определены условия и порядок возникновения у граждан РФ права на использование материнского капитала;

— установлен размер материнского (семейного) капитала, условия распоряжения им, направления и порядок расходования средств;

— определен порядок передачи средств федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ и период действия закона;

— создается Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки и определяется содержащийся в регистре перечень информации о лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

Пособие по уходу за ребенком до достижения им полутора лет: изменен принцип назначения, увеличены размеры пособия, расширен круг получателей.

В РФ проживает 29 млн. детей. Это примерно 20% населения страны. От состояния их здоровья, уровня образованности, культуры, физического и духовного развития напрямую зависит будущее страны.

gorroddom.ru

Уполномоченный по правам человека в Калужской области

Библиотека

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА МАТЕРИНСТВА

2012г.,автор: студент 5 курса группы ЮДС-09 юридического факультета КФ МГЭИ Кизина Оксана Сергеевна

Конституция Российской Федерации является основным законом нашего государства и базой для развития различных отраслей отечественного законодательства.

В соответствии с ч.1 ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Вся проводимая государственная политика укрепления семьи, обеспечения охраны интересов матери и ребенка способствует формированию здоровой нации и укреплению семейных ценностей. Любое государство заинтересовано в формировании полноценной и здоровой личности, приносящей пользу обществу и стране.

В настоящее время деятельность российского государства направлена на повышение материального положения семей, оказание дополнительной социальной поддержки отдельным категориям граждан, создание благоприятных условий для рождения детей и др., что дает свои положительные результаты, но так же существуют проблемы, не позволяющие полностью достичь ожидаемых результатов.

Объект исследования — конституционное право на охрану материнства.

Предмет исследования – нормы отечественного законодательства, регулирующие конституционное право на охрану материнства.

Цель исследования – изучение законодательной регламентации мер государственной защиты материнства в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

— раскрыть понятия «государственная защита» и «материнство»;

— проанализировать материальные и нематериальные меры защиты

материнства в Российской Федерации.

Исследованию законодательной регламентации мер государственной защиты материнства и практике их реализации посвящены работы О. Самариной, О. А. Снежко, А. В. Артюхова и других авторов.

Глава 1. Государственная защита материнства

1.1 Понятие государственной защиты.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, детства и отцовства. Пункт 1 ст. 38 Конституции РФ провозглашает, что материнство и детство находятся под защитой государства. Эти конституционные основы защиты материнства и детства выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка.

Государственный механизм защиты материн­ства включает в себя комплекс мер, различных по своему содержанию, целевому назначению, срокам и объему проводимых мероприятий. Все они обеспечивают реализацию конституционной обязанности государства по защите материнства. Термин «защита» применительно к таким поня­тиям, как «материнство», «детство», «семья», в конституционном истолковании трактуется до­статочно широко. Конституция РФ подразумевает под «защитой» как деятельность, направленную на ликвидацию и противодействие нарушениям, так и меры по предупреждению этих нарушений, включающие установление гарантий. В наиболее общем виде «защита» есть противодействие не­законным действиям, предотвращение наруше­ний, а также возмещение вреда. Защита — это комплексная система мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализа­ции права, включающая различные средства и мероприятия.

Под государственным механизмом защиты материнства понимается система мер, направленных на поощрение материнства, гарантирование интересов матери и ребенка, создание наиболее благоприятных условии, обеспечивающих полноценное развитие ребенка.[21, С.60]

1.2 Понятие материнства.

Понятие «материнство» имеет чрезвычайно широкий ряд толкований в разных областях научного знания и практической деятельности человека.

В настоящее время в Конституции РФ отсутствует определение понятия материнства, что в дальнейшем не исключает возможных различий в толковании данного понятия. Во избежание этого требуется выработка единого понятийного аппарата.

Как известно, базовое понимание любого термина, наиболее общие варианты его употребления можно получить, обратившись к словарям. Так, словарь по общественным наукам «Глоссарий.ру» определяет материнство следующим образом: материнство – основная биологическая функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода: вынашивание, рождение, вскармливание ребенка. [20] В словаре Д.Н. Ушакова материнство получает уже социальную окраску и определяется как родственная связь матери с детьми. [23, С. 634] Словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой определяет материнство как особое состояние женщины — матери (преимущественно в период беременности и младенческих лет ребенка). [17, С. 345]

В российском законодательстве понятие «материнство» используется различными отраслями права. Вообще, понятие «материнство» упоминается в 223 нормативных актах и трактовка его различна: от свободы совершить искусственное прерывание беременности до определения одним из видов социальных страховых рисков.

Если рассмотреть существующие подходы и определения понятия «материнство», можно сделать вывод, что материнство в социальном плане – это охраняемое и защищаемое государством путем установления правовых гарантий сложное социальное явление, обозначающее родственную, устойчивую психо-эмоциональную или семейную связь женщины и воспитываемого ей ребенка, проявляющееся и реализующееся в процессах беременности, рождения, вскармливания и (или) заботы женщины о ребенке вплоть до его совершеннолетия.

Для правовых целей, с учетом сказанного необходимо дать следующее определение материнства: материнство – это сложный правовой феномен, сущность которого раскрывается в трех аспектах:

— конституционно-правовое состояние, обеспечиваемое закрепленными в нормах конституционного права условия реализации блока репродуктивных прав женщины (охрана материнства) и средства защиты ее законных прав и интересов (защита материнства);

— конституционно-правовой институт как обособленная группа юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения;

— субъективное право женщины, включающее в себя блок репродуктивных правомочий. [16]

Глава 2. Законодательное регулирование мер государственной защиты материнства.

2.1 Материальные меры защиты.

В 2006 г. глава государства выразил озабоченность сокращением численности населения страны, угрожающим национальной безопасности всей российской государственности. [6] Уже в 2007 г. Президент РФ поддержал инициативу — объявление Годом семьи 2008 года, указав на то, что «его проведение позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета поддержки института семьи, базовых семейных ценностей».[7]

Сегодня защита материнства обеспечивается посредством целого комплекса правовых норм, относящихся к различным отраслям прав. Кроме того федеральное законодательство дополняется актами субъектов РФ, которые вправе повышать уровень гарантий для матерей и предусматривать дополнительные механизмы их защиты, так как координация вопросов материнства и детства отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п. “к” ч.1 ст.7 Конституции РФ).

Вопросы социальной защищенности семей с детьми наиболее остро стали перед государством в начале 90-х годов прошлого столетия. Причиной тому стало падение рождаемости, увеличение младенческой смертности, сокращение трудоспособного населения. Была поставлена задача – разработать единую систему государственных пособий семьям с детьми с учетом типа семьи, ее дохода и индекса стоимости жизни. В рамках решения проблемы было предложено определить порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности лиц, занятых уходом за детьми раннего возраста (до 3 лет), детьми – инвалидами. [22, С. 29]

Содержание действующего законодательства позволяет выделить среди всех мер государственной поддержки, прежде всего, систему денежных выплат, включающую различные виды пособий, обеспечивающих государственную поддержку на различных этапах материнства.

Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. установлены следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Финансирование ежемесячных пособий на ребенка осуществляется из бюджета. После принятия Федерального закона от 22.08.04 №122-ФЗ выплаты ежемесячных пособий в большинстве своем осуществляются за счет бюджетных средств субъекта РФ. Пособия женщинам, проходящим военную службу по контракту, а так же проходящим иную государственную службу, выплачиваются из средств федерального бюджета. Все остальные пособия выплачиваются за счет средств обязательного социального страхования.

Данные пособия ежегодно индексируются с учетом инфляции, но большинство матерей считают, что уровень денежной поддержки со стороны государства недостаточен. В определении Конституционного Суда РФ от 2 октября 2003 г. отмечено, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты материнства и детства должно согласовываться имеющимися у него на данном этапе социально – экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.[15, С. 6] Конституционная инстанция под­твердила допустимость ограничения максималь­ного размера пособия: «Установление максимального размера пособия по беременности и родам при соблюдении условия соотносимости его ве­личины и подлежащей налогообложению части совокупного заработка (дохода) работающей жен­щины не может рассматриваться как несоразмерное ограничение конституционных прав на госу­дарственную защиту материнства и детства и на социальное обеспечение для рождения и воспи­тания детей и не противоречит международным обязательствам Российской Федерации».

В современный период в России предусмотрены следующие виды материальных мер государственной защиты материнства и детства (Таблица 1).

Таблица 1. Обеспечение федеральными пособиями и компенсациями семей с детьми по состоянию на 1 января 2013 года

Нормативный правовой акт

1.Единовременное пособие при рождении ребенка

(обращение за пособием не позднее 6 мес. со дня рождения ребенка)

Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 133-ФЗ)

2.Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности

3. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет:

— по уходу за первым ребенком

— по уходу за вторым и последующими детьми

4. Пособие по беременности и родам

5. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву

6. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву

7. Ежемесячная компенсационная выплата лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет

Постановление Правительства РФ от 3.11.94 № 1206 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан»

8. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших, пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы

Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 481 «О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших, пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы»

9. Ежегодное пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей военнослужащих по призыву и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти,погибших в связи с выполнением задач в условиях вооруж. конфликта в Чеченской Республике (на тер.Северного Кавказа)

Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 № 1051.

Кроме мер материальной помощи семьям с детьми федерального уровня в Российской Федерации органы государственной власти вправе установить региональные пособия и компенсации (Таблица 2).

Таблица 2. Обеспечение пособиями и компенсациями семей с детьми

органами социальной защиты населения Калужской области по состоянию на 1 января 2013 года (с учетом коэффициента индексации 1,055)

1. Ежемесячное пособие малообеспеченным семьям:

1) ежемесячное пособие на ребенка

2) пособие на детей одиноких матерей

3) пособие на детей разыскиваемых родителей

4) пособие на детей военнослужащих по призыву

5) пособие на детей-инвалидов

6) пособие на детей, один из родителей которых, входящий в состав семьи, является инвалидом

7) пособие на второго и последующих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет

Закон Калужской области от 30.12.2004 № 10-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка» (в ред. Закона Калужской области от 29.06.2012

2. Ежемесячное пособие малообеспеченным многодетным семьям, имеющим 4-х и более детей

Закон Калужской области от 5.05.2000 № 8-ОЗ «О статусе многодетной семьи в Калужской области и мерах ее социальной поддержки»

3. Единовременное пособие при рождении второго и последующих детей (обращение за пособием не позднее 6 месяцев со дня рождения ребенка)

(при рождении ребенка с 01.01.2013)

Закон Калужской области от 7.05.2003 № 201-ОЗ «О единовременном пособии при рождении второго и последующих детей»

4. Ежемесячное пособие на ребенка (назначается и выплачивается детям военнослужащих и сотрудников органов специального назначения, погибших в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике)

Постановление Губернатора Калужской области от 06.06.2000 № 319 «О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников органов специального назначения, погибших в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике»

5. Ежемесячная денежная выплата на содержание усыновленного ребенка (детей):

— на усыновленного ребенка-инвалида

— усыновителю, имеющему инвалидность

Закон Калужской области от 20.10.1997 № 18–ОЗ «О социальных гарантиях приемным семьям в Калужской области»

6. Компенсация за проезд детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении и сопровождающим их лицам

Закон Калужской области от 14.07.2005 № 103-ОЗ «О предоставлении компенсации за проезд детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении».

7. Ежемесячная денежная компенсация на питание женщинам, состоящим на учете в медицинских учреждениях в связи с беременностью

Закон Калужской области от 06.05.2005 № 69-ОЗ «Об обеспечении полноценным питанием кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3-х лет и установлении размера денежной компенсации на питание беременным женщинам и детям первого года жизни, находящимся на грудном вскармливании»

8. Ежемесячная денежная компенсация одному из родителей либо лицу его заменяющему, имеющему ребенка первого года жизни, находящегося на естественном вскармливании

9. Материнский (семейный) капитал женщине, родившей (усыновившей) третьего или последующих детей, начиная с 1 января 2012 года.

Закон Калужской области от 27.12.2011 № 240-ОЗ «О материнском (семейном) капитале»

10. Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2013 года, до достижения ребенком возраста 3 лет

Величина прожиточного минимума для детей 0-6 лет

Закон Калужской области от 29.06.2012 № 301-ОЗ «О ежемесячной денежной выплате при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет»

Увеличение государственной материальной поддержки позволило повысить рождаемость в стране, т.е. количество женщин, решившихся стать матерями, увеличивается. Число родившихся детей в 2007 г. — самое высокое после 1991 г. Число рож­дений возросло со 123 тыс. детей в среднем за месяц в 2004 — 2006 гг. до 133 тыс. в среднем за месяц в 2007 г. Вместе с тем это создает для государства до­полнительные обязательства, связанные с оказанием помощи матери на различных этапах формирования полноценной личности. Однако в этой части социальных обязательств государство предоставляет все больше полномочий субъектам Федерации. Большинство из них должны само­стоятельно обеспечивать поддержку матерей с детьми путем: установления размера ежемесячно­го пособия на ребенка; регулирования работы ком­пенсационного механизма для матерей, чьи дети посещают детские сады; совершенствования со­ответствующей инфраструктуры (строительство детских садов, школ, спортивных сооружений и т.д.). С учетом того, что большая часть субъектов федерации — дотационная, можно сделать вывод, что опосредованно эти обязательства принимает на себя государство, хотя вся ответственность за нерешенность указанных проблем возложена на субъектов РФ. Такая диспро­порция должна быть устранена.[21, С. 62]

Увеличение материальной помощи со стороны государства выявило ещё одну проблему, которая требует пристального внимания — неблагопо­лучное материнство. Увеличение материальных гарантий матерям привело к увеличению количе­ства рождений детей женщинами, ведущими асо­циальный образ жизни, в расчете на получение определенных денежных выплат. Как следствие такие дети чаще рождаются с врожденными по­роками развития или заболеванием и остаются в медицинском учреждении как оставшиеся без по­печения родителей или родители забирают их, но в дальнейшем по инициативе органов опеки и по­печительства мать лишается родительских прав. В итоге ребенок остается сиротой на полном государственном обеспечении. Устройство в семьи детей с врожденными пороками — явле­ние редкое, поэтому медицинские работники предлагают законодательно закрепить обязатель­ную стерилизацию женщин, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими сред­ствами и др., ведущих асоциальный образ жизни.

Необходимо обратить пристальное внимание на современную молодежь, проводить соответствующую информационную политику, поддерживая и укрепляя семейные ценности и здоровый образ жизни, развивая сеть культурно — массовых мероприятий, доступных для боль­шинства граждан, и своевременно проводить профилактическую работу среди подростков и молодежи, что может эффективно противостоять асоциальному образу жизни матерей. [14, C.17]

Среди мер защиты материнства можно выде­лить и меры смешанного характера. К таковым можно отнести введение материнского капитала. По данным Пенсионного фонда, с начала 2007 г. в России выдано 292 381 государственный серти­фикат на получение материнского капитала, что показывает положительную динамику рождаемо­сти вторых и последующих детей. В настоящий момент материн­ский капитал может быть реально использован для улучшения жилищных условий, получения образования ребенком (детьми) и формирования накопительной части трудовой пенсии для женщин. Вместе с тем можно предложить и иное целевое использование материнского капитала, например оплату дорого­стоящей операции или лечение ребенка. Необходимо разработать механизм пропор­ционального распределения суммы материнского капитала на части, которые мать может использо­вать по своему усмотрению на различные цели.

Наше внимание привлекла еще одна существенная проблема. В 2012 году в Законодательном Собрании Калужской области велись оживленные споры по вопросу ежемесячного пособия для матерей — одиночек. 21 июня 2012 года был принят закон, согласно которому данный вид пособия все же отменили. Право на получение данного пособия сохранено для лиц, родивших ребенка до вступления в силу данного закона, а также для женщин, вставших на учет в медицинском учреждении в связи с беременностью до вступления в силу данного закона при условии, что после рождения ребенка они имеют статус одиноких матерей и их среднедушевой доход не превышает прожиточный минимум, установленный региональным законодательством. В дальнейшем единый размер ежемесячного пособия матерям – одиночкам на ребенка независимо от его возраста составил 400 рублей.

По информации министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области меры, принятые для поддержки данной категории населения оказались неэффективными и привели к обратному эффекту: количество детей одиноких матерей и самих мам-одиночек увеличилось, одновременно сократилось число установлений отцовства. В то же время улучшения демографической ситуации в 2011 году не произошло: рождаемость в 2011 году не просто не увеличилась, а по сравнению с 2010 годом даже уменьшилась. Несомненно, может среди таких матерей есть те, которые решили воспользоваться материальной поддержкой в своих корыстных целях, но ведь есть и действительно нуждающиеся. На наш взгляд, все такие необходимо повысить размер данного пособия и создать комитет, который будет проверять всех матерей нуждающихся в данном пособии.

2.2 Нематериальные меры защиты.

Среди нематериальных мер защиты материн­ства, введенных в последние годы, следует отметить введение родовых серти­фикатов, конечная цель которых заключается в том, чтобы женщина, уже решившая стать матерью, получила качественную медицинскую помощь и родила здорового ребенка. В России довольно высокая младенческая смертность — в возрасте до года умирают примерно 11 детей из каждой тысячи рожденных. По данным Минздравсоцразвития, за последние 10 лет пока­затель младенческой смертности уменьшился на 60%, однако до развитых стран нам еще очень и очень далеко. Дополнительные денежные средства к обычному бюджетному финансированию медуч­реждения получают за каждую конкретную пациентку и каждого рожденного ребенка только при условии, что роды завершились благополучно. Родовые сертификаты обеспечивают важнейшее право женщины — право выбора медицинского учреждения. [21, C. 63]

В настоящее время молодые мамы стремятся как можно быстрее начать трудовую деятельность в силу различных причин (финансовые трудности, желание сохра­нить работу, карьера и др.). Опрос, проведенный специалистами службы занятости среди женщин, которые имеют малышей и находятся в отпуске по уходу за ребенком или вообще не имеют ра­боты, показал, что примерно 80% из них готовы приступить к работе еще до того, как малышу ис­полнится три года. Главная причина, заставляю­щая как можно быстрее прервать свой отпуск, — это финансовые трудности. [10, C. 22]

В случае отсутствия работы беременной женщине или женщине с ребенком найти её не так просто. Зачастую работодатель, принимая на работу женщину, опасаясь возможных трудностей, которые могут возникнуть при её трудоустрой­стве (беременность, выход в декретный отпуск, уход за ребенком), старается максимальным об­разом застраховать риск возможных для него не­благоприятных последствий. Это могут быть раз­личные устные обязательства, требование выйти на работу из отпуска по уходу за ребенком ранее установленного законом срока под предлогом со­хранения места работы, невозможность восполь­зоваться больничным листком нетрудоспособно­сти. Все вышеперечисленные случаи нарушают гарантированные трудовые права матерей. Вме­сте с тем государственные механизмы защиты используются в таких ситуациях достаточно ред­ко. Связано это с тем, что предпочтение в защите трудовых прав законодатель отдает суду. Однако отказ в приеме на работу в судебном процессе сложно доказуем.

Государственная защита трудо­вых прав женщин находится в зависимости от законопослушности работодателя и своевремен­ной деятельности государственных контрольно­-надзорных органов, призванных предотвращать и пресекать нарушения трудовых прав. Так, ст. 352 Трудового кодекса РФ закрепляет в качестве основного способа защиты трудовых прав госу­дарственный надзор и контроль в сфере труда. По информации государственной инспекции труда, наиболее ча­стыми нарушениями, допускаемыми работодате­лями в отношении женщин, являются: несоблю­дение ст. 253 ТК РФ (применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и пере­мещением вручную тяжестей, превышающих пре­дельно допустимые для них нормы); нарушение ст. 254 ТК РФ (женщины в период беременности не переводятся на рабочие места, исключающие воздействие неблагоприятных производственных факторов); несоблюдение ст. 255 ТК РФ о сро­ках выплаты пособия по беременности и родам; нарушение ст. 256 ТК РФ (непредоставление по письменному заявлению женщины отпуска по уходу за ребенком по достижении им возраста трех лет, невыплата пособия по государственному социальному страхованию на период отпуска по уходу за ребенком); несоблюдение ст. 259 ТК РФ, запрещающей направление в служебные коман­дировки, привлечение к сверхурочным работам, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин.

На наш взгляд, деятельность контрольно-надзорных органов государства в сфере труда должна носить предупреждающий характер. Целесообразно проводить прежде всего мероприятия, направленные на выявление нарушений и недопущение их совершения. [21, C. 65]

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки — семьи, защищенности материнства и детства.

В ст. 38 Конституции Российской Федерации закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государствах. Данные принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.

Государственный механизм защиты материнства – это система мер, направленных на поощрение материнства, гарантирование интересов матери и ребенка, создание наиболее благоприятных условии, обеспечивающих полноценное развитие ребенка.

Сегодня в Российской Федерации сформировалась законодательная база защиты материнства, но хочется надеяться, что соответствующие правовые нормы будут реализованы на практике, а законодательные органы попытаются закрепить новые механизмы, обеспечивающие эффективную защиту материнства.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ. – М.: Омага-Л, 2013.-63 с.

2. Федеральный закон«О государственных пособиях гражданам, веющим детей» от 19 мая 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. №21. Ст.1929.

3. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ (ред. от 5 марта 2004 г.) «Об основах обязательного социального страхования», п. 4 ч. 1 ст. 7 // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «О родовом сертификате» от 28 ноября 2005 г.// Росс.газ. 2006. 20 янв.

5. Закон Калужской области от 30 декабря 2004 года № 10-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка».

6.Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. //Росс.газ. 11 мая.

7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. //Росс.газ. 27 апреля.

8. Антонов А.И., Медков В.М., Синельников А.Б. Репродуктивное поведение и динамика рождаемости // Население России на рубеже XX-XXI веков: проблемы и перспективы. — М., 2002. С.157-201.

9. Артюхов А.В. Государственная семейная политика и её особенности в России // Социологические исследования. 2002. № 7. С.108-110.

10. Вавильченкова С.Е. Некоторые меры по совершенствованию защиты материнства и детства в современных условиях // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 1. С. 22-23.

11. Вавильченкова С.Е. Правовая природа материнства, детства и семьи в современной России // Современное право, 2012, № 2. С.71-75.

12. Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России («Ваш ребенок нужен только Вам») // Социологические исследования. 2000. № 11. С.98-107.

13. Каткова И.П., Андрюшина Е.В., Катков В.И. Проблемы рождаемости и совершенствование системы охраны материнства и детства // Народонаселение. 2004. №4. С.15-31.

14. Лебедев В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России (теория и практика современности). — М.: Изд-во Московского ун-та, 2005. С. 6.

15. МалышевВ. Понятиемеханизмаконституционно-правовойохраныизащитыматеринстваидетства // http://rudocs.exdat.com/docs/index-141071.html

16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: А ТЕМП, 2008. – 736 с.

17. Помощь будущей матери – вложение в будущее нации // Новое Обозрение, 2002. № 19. С. 247-249.

18. Самарина О. Социальная защита женщин и семейная политика в современной России // Вопросы экономики. 2000. № 3. С. 32-36.

19. Словарь по общественным наукам // Глоссарий.ру, http:// doctor54.ru/ glossary/word/16167.html
20. Снежко О.А. Проблемы государственной зажиты материнства в РФ // Государство и Право, 2010, №10. С.58-66

21. Тарасенкова А.Н., Маслова Т.А. «Детская Конституция»: как, опираясь на законы, действенно защищать права детей. -М.: Российская газета, 2005, № 11. -192 с.

22. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180 000 слов и словосочетаний. М.: Альта-Принт, 2007. – 1239с.

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Добавить комментарий

Все поля являются обязательными для заполнения.

www.ombudsman.kaluga.ru

Это интересно:

  • Правим шейные позвонки Шейные позвонки Шейные позвонки, vertebrae cervicales, (рис. 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20) числом 7, за исключением первых двух, характеризуются небольшими низкими телами, постепенно расширяющимися по направлению к последнему VII, позвонку. Верхняя […]
  • Ст 12 федерального закона о безопасности дорожного движения Федеральный закон 196-ФЗ О безопасности дорожного движения Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ О безопасности дорожного движения (с изменениями от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 декабря 2006 г., 8 ноября, 1 […]
  • Учебное пособие римское право Издательство Нестор история Запрос цены Римское право. Учебное пособие Шебалкин И.В.Римское право — М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. – 78 с. Римское право является фундаментальной наукой и учебной дисциплиной, закладывающей основы знаний будущих юристов. Её изучение […]
  • Недвижимость налоги англия Налоги на недвижимость в Великобритании Правительство Великобритании опубликовало подробности законопроекта, который включает в себя новый налог на имущество. Финансовый законопроект на 2013 год включает новый ежегодный налог на жилую недвижимость (ARPT), который будет […]
  • Документы для льготной пенсии электрогазосварщику Льготная пенсия электросварщика потерял трудовую 1984-1998 год.колхоз развалился.в архиве нет документов-кроме лицевых счетов о зарплате.стаж работы электросварщика в суде доказали.подал документы на льготную пенсию.пенсионный фонд требует доказать характер работы […]
  • Диссертация правила оформления литературы Как защитить диссертацию Правила оформления диссертации Текст диссертации должен быть напечатан на бумаге формата А4 на одной стороне листа через 1,5 межстрочных интервала, шрифт – Times New Roman, размер шрифта — 12–14 пунктов; поля (мм): верхнее – 20, нижнее – 20, […]
  • Несоблюдение закона о рекламе Какие административные штрафы предусмотрены за нарушение закона о рекламе? в соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ о рекламе , в тексте якобы отсутствует информация об условиях предоставления скидки ( Автомойка на Кузнецкои, 5-ая мойка 50%, 10-ая -бесплатно) , дело в том что […]
  • Приказ ск от 15012011 4 Приказ следственного комитета рф 4 от 15012011 Приказ Следственного комитета РФ от 15.01.2011 N 10 Об организации работы в Следственном комитете Российской Федерации по раскрытию преступлений, совершенных в прошлые годы СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 15 […]