Для чего применяется обеспечение уплаты таможенных пошлин налогов

| | 0 Comment

Генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов

Комментарий к статье 87 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов

В ст. 87 ТК устанавливается возможность применения генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Сущность данного механизма раскрывается в п. 1 ст. 87 ТК, согласно которому он может применяться в том случае, если одним и тем же лицом на территории одного из государств — членов Таможенного союза совершается несколько таможенных операций в определенный период времени. При этом обеспечение уплаты таможенных платежей предоставляется в отношении всех таможенных операций, совершаемых на территории данного государства. Обязательным условием принятия генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов является возможность его использования любым из таможенных органов соответствующего государства в случае неисполнения (исполнения ненадлежащим образом) плательщиком своих обеспеченных обязанностей.
Согласно п. 2 ст. 87 ТК порядок применения генерального обеспечения определяется на национальном уровне правового регулирования, т.е. законодательством государств — членов Таможенного союза. В Российской Федерации следует руководствоваться ст. ст. 138, 139 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в Республике Беларусь — п. 5 ст. 260 Таможенного кодекса Республики Беларусь, в Республике Казахстан — ст. 150 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан».
В национальном таможенном законодательстве государств — членов Таможенного союза применены различные подходы к установлению порядка применения генерального обеспечения уплаты таможенных платежей.
В Республике Беларусь на законодательном уровне только декларируется возможность использования данного механизма (см.: п. 5 ст. 260 Таможенного кодекса Республики Беларусь). Его детали конкретизируются на подзаконном уровне в постановлениях Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.
В Республике Казахстан на законодательном уровне устанавливаются общие условия предоставления генерального обеспечения. Так, согласно п. 2 ст. 150 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» основанием принятия такого обеспечения таможенными органами служит письменное заявление при условии соответствия предоставляемого обеспечения одной из установленных ст. 144 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» обеспечительных мер. Генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется плательщиком по одному или нескольким обязательствам по обеспечению уплаты таможенных пошлин, налогов, возникающим в случаях, установленных ст. 143 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан». Указанное генеральное обеспечение уплаты таможенных платежей принимается таможенными органами на срок, определенный в заявлении плательщика. При этом срок действия генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов должен превышать сроки исполнения плательщиком обеспечиваемых обязательств, возникающих в течение периода, указанного в заявлении плательщика.
На законодательном уровне наиболее детально порядок применения рассматриваемого механизма прописан в Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Так, в частности, в ст. 138 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусматривается, что генеральное обеспечение может применяться лицами, предоставившими такое обеспечение, и предоставляться в один или несколько таможенных органов. По выбору указанных лиц генеральное обеспечение может предоставляться в виде денежного залога, поручительства или банковской гарантии. Генеральное обеспечение предоставляется на срок не менее одного года. В случае обращения взыскания на генеральное обеспечение таможенный орган, осуществляющий взыскание, информирует об этом лицо, предоставившее генеральное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня обращения взыскания. Таможенный орган, выявивший нарушение исполнения обязательства лица, влекущее обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, исполнение которой обеспечивается поручительством или банковской гарантией, вправе выступить в качестве кредитора (бенефициара) с полным объемом прав кредитора (бенефициара), даже если в договоре поручительства или банковской гарантии в качестве кредитора (бенефициара) назван иной таможенный орган.
В ст. 139 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусматривается, что по заявлению лица, предоставившего генеральное обеспечение, таможенный орган, принявший генеральное обеспечение, выдает подтверждение о предоставлении генерального обеспечения, которое является документом, свидетельствующим о принятии таможенным органом генерального обеспечения и возможности его использования в таможенном органе, указанном в подтверждении в качестве таможенного органа, в котором совершается несколько таможенных операций в определенный срок. В подтверждении указываются:

1) таможенный орган, принявший генеральное обеспечение;

2) лицо, предоставившее генеральное обеспечение;

3) сумма принятого генерального обеспечения;

4) срок действия принятого генерального обеспечения, в течение которого возможно своевременное принятие мер по взысканию задолженности по уплате таможенных платежей путем обращения взыскания на генеральное обеспечение;

5) таможенные операции, для совершения которых принято генеральное обеспечение;

6) таможенный орган, в котором совершается несколько таможенных операций в определенный срок;

7) сумма генерального обеспечения, которая может быть использована в таможенном органе, в котором совершается несколько таможенных операций в определенный срок.

Подтверждение выдается для каждого таможенного органа, в котором совершается несколько таможенных операций в определенный срок, в пределах суммы принятого генерального обеспечения. О принятии генерального обеспечения и выдаче подтверждения таможенный орган, принявший генеральное обеспечение, информирует таможенный орган, в котором будут совершаться таможенные операции. В случае неисполнения обязательства, обеспеченного генеральным обеспечением, таможенный орган, перед которым имеется неисполненное обязательство, обращает взыскание на предоставленное генеральное обеспечение. При наличии технической возможности у таможенных органов и по желанию лица, предоставившего генеральное обеспечение, учет и контроль применения генерального обеспечения могут осуществляться с использованием информационных систем без выдачи подтверждения.

www.brokert.ru

Для чего применяется обеспечение уплаты таможенных пошлин налогов

Главное меню

О практике применения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

Практике применения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенных органах СЗТУ было посвящено расширенное совещание у начальника управления (в формате видеорежима). Под председательством начальника СЗТУ Константина Козлова, участники совещания внимательно рассмотрели способы обеспечения в таможенных органах СЗТУ и причины изменения их количества в течение 2013 и 2014 годов.

Как рассказал начальник отдела таможенных платежей службы федеральных таможенных доходов СЗТУ Михаил Саушкин, в прошлом году денежный залог стал использоваться реже (количество таможенных расписок сократилось на 25,6% до 15,95 тысяч), произошло уменьшение случаев принятия таможнями в качестве обеспечения банковских гарантий на 2,4% (245 банковских гарантий), на 10% меньше заключено договоров поручительства (18 договоров). Своими итогами работы поделились представители Санкт-Петербургской и Псковской таможен.

В частности, было отмечено, что не все участники внешнеэкономической деятельности знают о возможности работы в соответствии с технологией учета и контроля применения генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном декларировании товаров, утвержденной приказом ФТС России от 22.05.2014 №950. Кроме того, в таможнях проводится тестирование технологии работы с поручительством, оформленным в электронном виде с применением электронных подписей. Обо всем этом можно подробнее узнать в подразделениях службы федеральных таможенных доходов в управлении и в таможнях СЗТУ.

Члены расширенного совещания приняли ряд решений в области применения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определили сроки их исполнения и ответственных должностных лиц.

sztu.customs.ru

Обеспечение уплаты таможенных платежей: таможня нас бережёт от нас самих

Большинство операций, подразумевающих перемещение грузов через таможенную границу, сводятся к импорту и экспорту. Авансовые платежи продавцам и необходимость найти крупные суммы для уплаты таможенных сборов задолго до момента конечной реализации товара часто останавливают начинающих предпринимателей от заключения выгодных, но растянутых во времени сделок.

Для поиска свежих бизнес идей можно покопаться в более сложных режимах ВЭД, к примеру, переработка вне таможенной территории, транзит и прочее. В отличие от простого импорта/экспорта, где для очистки товаров необходимо 100%-ное авансовое внесение таможенных платежей, в двух последних случаях субъекты ВЭД сталкиваются с понятием обеспечения таможенных платежей.

Что представляет собой таможенное обеспечение по ТК ТС

По ТК ТС таможенное обеспечение подразумевает выпуск товара с таможни без фактической отправки таможенных платежей, а под определённые гарантии со стороны декларанта.

При каких условиях применяется

Все случаи применения обеспечения можно разделить на безусловные и исключительные.

Первые всегда применяются при следующих режимах внешнеэкономической деятельности:

  • таможенный транзит;
  • переработка вне таможенной территории;
  • Прикрываясь транзитом и переработкой, некоторые предприниматели фактически осуществляют беспошлинный импорт и экспорт: товар всегда может «застрять» на территории РФ во время транзита, и наоборот — «рассосаться» за рубежом во время переработки.

    Исключительные — термин говорит сам за себя. Это отдельно взятые таможенные прецеденты, связанные с различными временными межгосударственными договорённостями, форс-мажорами, переходными этапами и другими случаями, когда таможенные органы и субъект внешнеэкономической деятельности не могут в отведённые сроки однозначно договориться, в каком размере должны быть уплачены таможенные платежи (при этом задерживать товар на таможне юридически причин нет). Пример расчёта таможенных платежей онлайн калькулятором вот тут, а документы, необходимые для ведения внешнеэкономической деятельности вы найдёте в специальном разделе нашего ресурса.

    Классификация исключительных случаев применения таможенного обеспечения довольно условна:

    • Изменение сроков уплаты таможенных платежей, предусмотренное международными договорами;
    • Выпуск товаров с последующими экспертизами (экспертизы в широком понимании: пробы продукции, дополнительные проверки, получение дополнительных сертификатов, подтверждений стоимости и прочее);
    • Выпуск товаров, отнесённых к условно выпущенным (когда товары должны быть размещены на таможенный склад, но фактически не могут быть там размещены);
    • Прочие случаи (таможенное регулирование это не сборник правил, а живой процесс, где каждый неоднозначный случай обязан быть рассмотрен индивидуально, однако на это уходит время, а таможенные органы не имеют права задерживать товар дольше, чем это предусмотрено законодательством РФ).

    Отдельным пунктом выделяют:

  • Таможенное обеспечение для субъектов хозяйствования, занимающихся таможенной деятельностью: таможенные представители, владельцы СВХ, МБТ, собственники таможенных складов, уполномоченные экономические операторы, таможенные перевозчики.
  • Генеральное обеспечение

    Если субъект ВЭД планирует в течение длительного времени работать в режиме, подразумевающем использование таможенного обеспечения, или покрыть соответствующим видом деятельности большую территорию, связанную с привлечением нескольких таможенных органов, то для облегчения работы он может оформить Генеральное обеспечение таможенных платежей (ГТО).

    ГТО — это своего рода абонемент, который подтверждается одним из таможенных органов и признаётся остальными, задействованными в схеме поставок. ГТО действует на обозначенной территории определённый промежуток времени. Один таможенный орган принимает генеральное обеспечение и выдаёт подтверждения для предоставления в остальные задействованные таможенные органы.

    В генеральном таможенном обеспечении как документе указывается:

  • Таможенный орган-принципал (который принял и подтвердил обеспечение);
  • Субъект ВЭД, его предоставивший;
  • Сумма обеспечения;
  • Срок действия;
  • Перечень таможенных операций, которые покрываются ГТО;
  • Если есть таможенный орган, в котором совершается несколько операций, то дополнительно указывается сумма, которую покрывает ГТО по данному органу.
  • Размер обеспечения

    Размер таможенного обеспечения для безусловных случаев определяется согласно кодам ТН ВЭД без учёта преференций и льгот:

    1. Для таможенного транзита – полная пошлина и НДС, обязательные к оплате при импорте;
    2. При вывозе для переработки – полная экспортная пошлина (если применима), обязательная к оплате при экспорте. О документах, подтверждающих экспорт, читайте здесь. Эта информация будет особенно полезна начинающим участникам ВЭД;
    3. Для подакцизного товара в РФ существуют отдельные требования по размеру таможенного обеспечения, сейчас это определённые фиксированные суммы. Ставки акцизов вы можете посмотреть в предыдущей статье.
    4. При процедуре таможенного транзита принимаются во внимание таможенные ставки государств Таможенного Союза. Если они отличаются от ставок РФ, то к расчёту принимается максимальная, как если бы товар оказался на территории этого государства с максимальной ставкой.
    5. Для исключительных случаев размер таможенного обеспечения рассчитывается, исходя из имеющихся данных о товаре, при наличии нескольких вариантов к расчёту приминается максимальные ставки пошлин, акцизов и прочих потенциально возможных платежей.
    6. В случае если субъект ВЭД подозревается в определённом виде мошенничества, то к базовой максимальной сумме прибавляются размеры потенциально применимых штрафов, которые бы были применены, если случай мошенничества был бы подтвержден.
    7. Для случаев, когда нет исходных данных для подсчёта потенциальных пошлин (не подтверждена стоимость, нет данных по коду), — применяется информация по стоимости аналогичного, на взгляд таможни, товара.
    8. Способы обеспечения уплаты таможенных платежей

      Таможенное обеспечение — это своего рода залог, где субъект ВЭД выступает залогодателем, а таможенный орган залогодержателем. К этим отношениям могут привлекаться третьи стороны – поручители.

      Теперь о видах залогов — они же способы обеспечения.

      Залог имущества

      Оформляется в виде договора о залоге имущества между таможней и декларантом (юр. лицом).

    9. ранее заложенное имущество;
    10. имущество, находящееся за пределами РФ;
    11. быстро портящиеся товары;
    12. объекты и продукцию энергетической промышленности.
    13. Банковская гарантия

      Может быть предоставлена банком, страховой или другой кредитной организацией, включённой в реестр таможенных гарантов. В течение трёх дней таможенный орган обязан проверить поданную гарантию и подтвердить её, или отказаться принять.

      Отказом для принятия банковской гарантии может послужить неправильное оформление документов или превышение сумы общего лимита гаранта. Поэтому лучше справки по своему потенциальному гаранту уточнять заранее на таможне.

      Поручительство

      Смысл поручительства, как способа обеспечения уплаты таможенных платежей, такой же, как и банковской гарантии, только гарант не включён в таможенный реестр, и предложение рассматривается не 3, а 15 дней.

      Для того чтобы таможня одобрила поручителя, необходимо, чтобы он отправил на таможню предложение рассмотреть его кандидатуру, приложив проект трёхстороннего договора поручительства или двухстороннего договора плюс согласие декларанта принять поручительство.

      Желание поручителя стать гарантом опять же должно быть подкреплено надёжной банковской гарантией.

      Внесение денежного залога на счёт ФК

      Отправив всю сумму, необходимо получить таможенную расписку, которую потом нужно предоставить в конкретный таможенный орган для получения гарантии. Хотя деньги и лежат у таможни на счету, отдельно взятый таможенный орган об этом ничего не знает.

      При возникновении полных или частичных обязательств по гарантии возможны следующие варианты движения средств:

    14. Сумма пошлин и налогов вычитается из внесённой суммы залога и засчитывается в счёт уплаты будущих таможенных платежей (оставшиеся деньги по истечению срока исполнения обязательств возвращаются плательщику или засчитываются в счёт будущих операций);
    15. Сумма пошлин и налогов отдельно вносится плательщиком, а сумма залога возвращается ему в полном объёме (или по желанию засчитываются в счёт будущих операций);
    16. Самым простым способом получения таможенного обеспечения на первый взгляд является денежный залог, но это экономически выгодно только, если суммы небольшие и в конечном итоге платежи действительно будут подлежать оплате.

      Для случаев, когда пошлины и налоги все же не будут удержаны, лучше воздержаться от беспроцентного замораживания крупных сумм на счетах таможни и воспользоваться одним из видов неденежных залогов.

      Возможные проблемы

      Для новичка в сфере ВЭД информация о существовании таможенного обеспечения может показаться сложной и противоречивой, однако, на практике процесс сводится к нескольким простым действиям.

      Вот мнение специалиста на тему способов обеспечения уплаты таможенных платежей:

      При слаженной деятельности проблем организационного характера появляются редко, в отличие от финансовых. Последние же возникают в тех случаях, когда у таможенных органов появляется почва для увеличения суммы таможенного обеспечения. Чтобы предотвратить подобные спекуляции со стороны таможни необходимо заранее подготовить всю информацию по товару и согласовать коды ТН ВЭД в тарифном отделе своей региональной таможни.

      Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Таможенные платежи».

      Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

      Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

      vedinform.com

      6. Меры обеспечения уплаты таможенных платежей и их применение

      В ряде оговоренных в законе (ст. 337 ТК РФ) случаев, а именно:

      а) в случае предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин и налогов;

      б) в случае условного выпуска товаров;

      в) в случае перевозки и (или) хранения иностранных товаров;

      г) в случае осуществления деятельности в области таможенного дела),

      если, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет более 20 тысяч рублей, а также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, могут быть не выполнены применяются меры по обеспечению уплаты таможенных платежей.

      В качестве способов мер (способов) обеспечения уплаты таможенных платежей используются: 1)

      залог товаров и иного имущества (ст. 341 ТК РФ); 2)

      банковская гарантия (ст. 342-344 ТК РФ); 3)

      внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе — Денежный залог, порядок применения которого регламентирован ст. 345 ТК РФ; 4)

      поручительство (ст. 346 ТК РФ); 5)

      в ряде предусмотренных актами таможенного законодательства России случаев — договор страхования, порядок применения которого оговорен в ст. 347 ТК РФ.

      Обеспечение уплаты таможенных платежей производится лицом, ответственным за их уплату, либо любым иным лицом в его пользу.

      Обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться любым из указанных выше способов по выбору плательщика.

      Размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных платежей и процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта, и не может превышать размер указанных сумм.

      В целях усиления контроля за обеспечением уплаты таможенных платежей и иных обязательств, предусмотренных таможенным законодательством, а также в целях упрощения расчетов при уплате таможенных платежей и сокращения сроков таможенного оформления была разработана и утверждена Приказом ГТК России от 16 января 2004 г.

      Как отмечено выше, одним из случаев применения обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов является осуществление деятельности в области таможенного дела, а именно — деятельности в качестве таможенного брокера, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада и таможенного перевозчика. Размеры обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении этих видов деятельности указаны в ст. 339 ТК РФ и не могут быть менее: —

      50 миллионов рублей для таможенного брокера; —

      2,5 миллиона рублей для владельцев СВХ и таможенных складов открытого типа (и дополнительно 1000 рублей за 1 кв. метр полезной площади, если в качестве склада используется открытая площадка, или 300 рублей за 1 куб. метр полезного объема помещения, если в качестве склада используется помещение); —

      2,5 миллиона рублей для владельцев СВХ и таможенных складов закрытого типа; —

      20 миллионов рублей для таможенного перевозчика.

      lib.sale

      Обеспечение уплаты таможенных платежей

      В Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание Совета ТПП РФ по таможенной политике. На нем выступила известный эксперт в области таможенного дела, руководитель Центра поддержки ВЭД Галина Баландина. «МЭ» публикует ее выступление, посвященное проблемам обеспечения уплаты таможенных платежей. (Выступление публикуется в сокращенном варианте.)

      Галина Баландина, руководитель Центра поддержки ВЭД

      Есть два повода для всестороннего рассмотрения проблемы обеспечения уплаты таможенных платежей. Первый – это «дорожная карта» «Совершенствование таможенного администрирования» (в этом документе, в частности, есть такое мероприятие, как внедрение генерального обеспечения в 2014 году. Отвечают за реализацию этого мероприятия ФТС России и Минэкономразвития России. Определенные этапы обсуждения этой темы уже прошли). Второй повод – эта ситуация вокруг транзита, которая подталкивает к сравнению всех имеющихся возможностей, связанных с предоставлением финансовых гарантий при транзите.

      Что такое обеспечение уплаты платежей? Это не изобретение России или Таможенного союза. Обеспечение таможенных платежей применяется практически во всех странах мира. Обеспечение уплаты таможенных платежей – это такой инструмент финансовых гарантий, который позволяет добиться реального упрощения и ускорения таможенных процедур. Например, если бы не было обеспечения, то уплату таможенных платежей пришлось бы производить непосредственно на границе. Иначе возникают высокие риски того, что платежи не будут уплачены вовсе. Эти процедуры мы проходили в начале девяностых годов, когда таможенные пошлины только вводились. Был короткий период, когда выпуск товаров осуществлялся до уплаты таможенных платежей. Такая практика привела к появлению многих случаев, когда задолженность по таможенным платежам никто не гасил.

      Обеспечение уплаты таможенных платежей

      Общепринятая мировая практика в области таможенного дела (Глава 5 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур)

      Преимущества для государства:

      — Финансовая гарантия предотвращения рисков умышленных нарушений таможенного законодательства

      — Финансовая гарантия платежеспособности должника (потенциального должника) по таможенным платежам

      — Определенная гарантия «положительной истории» лица, участвующего в таможенных операциях

      Преимущества для участников ВЭД:

      — Получение товаров в свое распоряжение

      — Доступ к льготным или упрощенным процедурам

      Преимущество финансовых гарантий для государства – это предотвращение рисков умышленного нарушения таможенного законодательства (табл.1). По сути, экономического смысла в нарушении нет – таможенный долг придется погасить. Для участников ВЭД – это упрощение таможенных формальностей. Система финансовых гарантий дает возможность получения в собственное распоряжение иностранных товаров, в отношении которых есть задолженность по уплате таможенных платежей.

      Обеспечение уплаты таможенных платежей в Таможенном союзе

      — Случаи, когда предоставляется обеспечение уплаты таможенных платежей с отсылочной нормой к национальному законодательству

      — Обеспечение не предоставляется, если сумма подлежащих уплате платежей не превышает 500 евро + в случаях, установленных национальным законодательством

      — Обеспечение уплаты таможенных платежей производится плательщиком (исключение-транзит)

      — Генеральное обеспечение действует на территории одного государства-члена Таможенного союза

      В Таможенном кодексе Таможенного союза предусмотрено, что обеспечение таможенных платежей производится плательщиком таможенных платежей (табл. 2). Исключение сделано только для транзита. В России с 2009 года установлено, что платить таможенные платежи имеет право только лицо, на которое возложена такая обязанность (т.е. декларант). Но, на мой взгляд, такая норма в значительной мере является сдерживающим фактором развития института финансовых гарантий. Ключевой момент здесь состоит в том, что обеспечение предоставляется за суммы таможенных пошлин и налогов, которые подлежат уплате. Я приведу такой пример: ввоз подакцизных товаров с маркировкой. В этих случаях импортер вынужден тратиться дважды на обеспечение. Сначала, когда он покупает акцизные марки (здесь он выступает как импортер), и второй раз при таможенном транзите. В недавно работающей процедуре МДП импортер должен был представить дополнительное обеспечение, и экспертное сообщество тогда согласилось, что что-то здесь не так срабатывает. Когда на одно и то же обязательство – уплата таможенных платежей в отношении одних и тех же товаров – требуются разные гарантии. В ТК ТС заложен принцип, что генеральное обеспечение действует исключительно на территории одного государства. То есть генеральное обеспечение, принятое в одном государстве, не может быть принято в другом, что тоже, на мой взгляд, является сдерживающим фактором при развитии института обеспечения таможенных платежей. Например, в существующей практике при транзите мы не можем адекватно предложить замену книжке МДП, поскольку любая генеральная гарантия будет действовать только в рамках территории одного государства.

      Способы обеспечения уплаты таможенных платежей

      Способы обеспечения предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза:

      — Иные, предусмотренные национальным законодательством (Казахстан — договор страхования)

      Очевидно, что самый распространенный способ обеспечения уплаты таможенных платежей – это денежный залог (табл. 3). Я приведу некоторые цифры, которые, на мой взгляд, являются показателем неразвитости системы финансовых гарантий. В соответствии с федеральным законом «Об исполнении федерального бюджета за 2011 год» денежный залог в доходах федерального бюджета оценивается в размере 8,5 млрд рублей. Авансовые платежи, которые, как известно, служат подспорьем для денежного залога, в федеральном бюджете составляют 70 млрд рублей. Это притом что размер ввозной пошлины, уплаченный российским таможенным органам, – 716 млрд рублей. То есть каждый десятый рубль ввозной пошлины лежит в авансовых платежах. Это деньги, выведенные из экономики. Вот прямая корреляция неразвитости институтов не только в смысле упрощения и ускорения, но и также и в связи со стоимостью таможенных операций.

      Банковская гарантия – самый надежный способ обеспечения уплаты таможенных платежей. Банки допускаются к оказанию такого рода услуг разрешительно, система отрегулирована. Здесь можно сетовать только на то, что применение гарантий не получает широкого распространения.

      Следующий способ обеспечения – это залог имущества. В России залог имущества практически не применяется, в Белоруссии он находит самое широкое распространение. Залог имущества – это не обязательно недвижимость, это могут быть и ценные бумаги. Правда, в России ценные бумаги не могут приниматься в качестве предмета залога для обеспечения уплаты таможенных платежей. Хотя на самом деле в период кризиса в 2008-2009 годах это могло бы быть очень актуальным для больших компаний, которые испытывали сложности с имуществом и с оборотными средствами.

      Страхование. ТК ТС предусматривает, что национальными законодательствами государств – членов Таможенного союза могут устанавливаться иные способы обеспечения уплаты таможенных платежей. Этим правом воспользовался только Казахстан. В Кодексе «О таможенном деле в Республике Казахстан» предусмотрен такой способ обеспечения уплаты таможенных платежей, как договор страхования. Мы пытались использовать этот аргумент в дискуссии с ФТС России для того, чтобы попробовать ввести этот способ обеспечения в российскую практику. Но оказалось, как таковой договор страхования в Республике Казахстан не используется. Процитирую два пункта из статьи 149 Кодекса «О таможенном деле в Республике Казахстан»: «В случае неисполнения обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган направляет страховой организации требование об уплате причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в течение пяти рабочих дней после окончания сроков исполнения обязательства, предусмотренных указанным договором страхования».

      «Требование таможенного органа об уплате причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов и пений подлежит безусловному и обязательному исполнению страховой организацией в течение двух рабочих дней со дня получения такого требования». По сути дела, либо договором страхования названа банковская гарантия, которая выдается страховой организацией, либо тут что-то другое. Но явно, что по российскому страховому законодательству такие взаимоотношения между страховщиком и выгодоприобретателем невозможны.

      Поручительство принимается таможенными органами при соблюдении любого из следующих условии:

      1) если лицо, имеющее намерение стать поручителем, соответствует критериям, определяемым Российской Федерации;

      2) если лицо, имеющее намерение стать поручителем, в договоре поручительства принимает на себя обязательство предоставить банковскую гарантию

      В качестве поручителя могут выступать индивидуальные предприниматели или юридические лица Республики Казахстан. При этом поручитель должен обеспечить уплату таможенных пошлин, налогов одним из следующих способов:

      — внесение сумм обеспечения насчет временного размещения денег;

      Поручительство – тема очень важная и актуальная (табл. 4). В Республике Беларусь поручителем может выступать банк или иная кредитная организация. В российском законодательстве поручителем может быть любое лицо, если оно предоставляет банковскую гарантию либо соответствует определенным критериям. Эти критерии определены постановлением Правительства Российской Федерации № 717. 26 сентября 2013 года это постановление вступило в силу. Но вряд ли оно приведет к появлению новых игроков на рынке в качестве поручителей. Приведу только один пример. В постановлении есть требование, что остаточная стоимость основных средств у поручителя должна быть на сумму в миллиард рублей, а максимальные суммы всех выданных поручительств – 50 млн рублей. Одно поручительство – не больше 15 млн рублей. Может быть, для каких-то компаний это могло бы быть интересным, но мы говорили о том, что есть холдинги, внутри которых перераспределяется имущество. Взаимосвязанные лица внутри холдинга могли бы выступать поручителями. Однако в постановлении говорится о том, что нельзя между зависимыми хозяйствующими субъектами использовать институт поручительства. Итак, поручитель – это некое третье лицо, которое в соответствии с гражданским законодательством заключает договор с таможенным органом, где говорится, что в случае неисполнения обязательств лицом, за которого оно ручается, поручитель готов погасить его долг.

      На примере европейской конвенции, регулирующей вопросы европейской процедуры общего транзита, хочу привести пример, как там обстоит дело. Там есть принципал. Это лицо, берущее на себя финансовую ответственность за доставку товара при транзите. Оно же лицо, которое совершает таможенные формальности, то есть это не отдельно стоящая фигура в различных таможенных операциях. Принципал берет на себя все обязательства и всю ответственность. Он декларант процедуры, он является финансовым гарантом этой процедуры.

      У принципала есть много общего с поручителем. Пример, подтверждающий этот вывод, я нашла в рекомендациях к главе 5 Генерального приложения к Киотской конвенции об упрощении гармонизации таможенных процедур, в соответствии с которой мы должны будем уже в следующем году привести в соответствие свое национальное законодательство требованиям международной конвенции. Сразу оговорюсь, что рекомендации Киотской конвенции не имеют юридически обязательного характера.

      Поручитель в европейской процедуре общего транзита

      лицо, помещающее тоеары под процедуру общего транзита, даже в случае если это делается его уполномоченным представителем;

    17. представлять в целости и сохранности тоеары и необходимые документы в орган назначения в пределах предписанного срока, с должным соблюдением мер идентификации, устаноапенных компетентными органами;
    18. соблюдать другие положения, относящиеся к процедуре общего транзита;
    19. представлять компетентным контролирующим органам, по их запросу и в пределах любого установленного ими срока, все необходимые документы и сведения на любом носителе информации, а также оказывать любое требуемое содействие.

    2. Независимо от обязательств принципала по пункту 1, перевозчик или получатель товаров, который принимает товары, зная, что они перемещаются под процедурой общего транзита, также несет ответственность за представление в целости и сохранности товаров и необходимых документов в орган назначения в предписанный срок и с должным соблюдением мер, установленных компетентными органами для обеспечения идентификации.

    Принципал представляет гарантию для обеспечения погашения задолженности, которая может возникнуть в отношении товаров.

    Речь идет о предоставлении гарантии по так называемому фиксированному размеру (табл. 5). В таких случаях лицо, претендующее на поручительство, приходит в таможню и говорит, что оно хочет обеспечить уплату таможенных платежей, и просит разрешить ему выдавать поручительство на определенных условиях. В подтверждение своей состоятельности лицо предоставляет банковскую гарантию, или, как в Казахстане, договор страхования, или залог имущества. В этом случае лицо получает право выступать поручителем разных лиц. Лицо выступает в качестве так называемого генерального поручителя и, будучи допущенной таможней к оказанию услуг, вправе выдавать поручительство за других декларантов, за других обязанных лиц.

    Таможенная служба допускает представление гарантии по т.н. фиксированному размеру. Для данного типа гарантии поручитель имеет право представить одну гарантию на определенную сумму, установленную национальным законодательством. Такая гарантия по фиксированному размеру покрывает уплату пошлин и других платежей, которые могут быть начислены в ходе таможенных процедур, осуществляемых под ответственность гаранта, независимо от того, кто является декларантом.

    После принятия от поручителя документа о взятых им на себя обязательствах таможенная служба дает ему разрешение на выдачу гарантийного поручительства (гарантийных поручительств) о предоставлении гарантии по фиксированному размеру в соответствии с условиями гарантии по фиксированному размеру лицам, которые намерены выступать в качестве декларантов в таможенных операциях. Тем самым для поручителя возникают обязательства перед таможней на установленную законодательством сумму в отношении каждого поручительства о представлении гарантии по фиксированному размеру.

    Что это напоминает? Генеральных поручителей, недавно введенных в таможенную практику (табл. 6). Это полезный институт, он коррелируется с европейской системой общего транзита. ФТС сейчас предлагает эти инструменты для нашего внутреннего транзита. Хотя строго юридически это не соответствует положениям ТК ТС. Согласно ТК ТС обеспечение платежей может предоставляться только плательщиком. Причина в том, что таможня не вправе принимать такое обеспечение от лица, которое не является плательщиком таможенных платежей.

    Вторая часть, о которой хотелось бы сказать, состоит в том, что, на мой взгляд, в эту конструкцию идеально вписывается таможенный представитель. Таможенный представитель уже вносит определенную сумму обеспечения таможенных платежей, как входной билет в бизнес. В 2004 году, когда это требование вводилось в российское таможенное законодательство, предполагалось, что сумма обеспечения будет использоваться для развития еще одной услуги таможенного брокера – быть финансовым гарантом, интересы которых он (брокер) представляет в таможенных отношениях. Таможенной службе было бы удобнее работать с «одним окном», а не говорить, что декларацию подал брокер, а поручителем за нее выступил банк и т.д.

    Поручительство в зарубежной практике

    Статья 87ТКТС. Генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов

    1. Если одним и тем же лицом на территории одного из государств — членов таможенного союза совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенному органу такого государства — члена таможенного союза может быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех таких операций (генеральное обеспечение).

    Генеральное обеспечение (табл. 7). Сам принцип заложен в ТК ТС: «Если одним и тем же лицом совершается несколько таможенных операций в определенный срок (то есть лицо должно быть одно) Второй порок, заложенный в ТК ТС, состоит в том, что на территории одного государства генеральное обеспечение предоставляется таможенному органу этого же государства. То есть генеральное обеспечение, предоставленное в России, нельзя использовать в Беларуси или Казахстане.

    Киотская конвенция о генеральных гарантиях

    Стандартное правило 5.5.

    В случаях, когда требуется представление гарантий для обеспечения выполнения обязательств, вытекающих из таможенных процедур, таможенная служба принимает генеральную гарантию, в том числе от декларантов регулярно декларирующих товары в различных таможенных органах на данной таможенной территории.

    Данное Стандартное правило позволяет таможенным органам принимать генеральную гарантию вместо отдельной гарантии по каждому отдельному случаю; особенно от декларантов декларирующих товары регулярно в различных таможенных органах на данной таможенной территории. Таможенная служба может также разрешить использование генеральной гарантии для двух и более операций. Данные условия позволяют декларантам сократить расходы на представление отдельных гарантий/ а таможенной службе — более централизованно и эффективно осуществлять контроль представленных гарантий. В случае необходимости таможенная служба может также принять специальные меры для временной отмены принятия генеральной гарантии в случае, если отдельные товары сопряжены с высоким риском мошенничества.

    В Киотской конвенции (табл. 8) есть правило 5.5, в котором говорится, что «в случае, когда требуется предоставление гарантий для обеспечения выполнения обязательств, вытекающих из таможенных процедур, таможенная служба принимает генеральную гарантию, в том числе от декларантов, регулярно декларирующих товары в различных таможенных органах на данной таможенной территории». К Таможенному союзу это имеет непосредственное отношение потому, что у нас единая таможенная территория. То есть речь идет не о территории данного государства, а о данной таможенной территории.

    А зачем нужна генеральная гарантия и как она связана с упрощением и ускорением таможенных процедур?

    На схеме 1 верхний ряд, состоящий из кубиков, иллюстрирует существующий порядок по обеспечению финансовых гарантий. Нижний ряд, который превращается в один прямоугольник, – иллюстрация того, как могло бы быть в случае соответствующего развития института генерального обеспечения. Что сегодня происходит?

    Декларант представляет товары, декларацию, документы и сведения. Он не может предвидеть, вызовут ли эти сведения сомнения у таможенных органов или нет. Отсюда необходимость использования системы авансовых платежей. Потому что это самый быстрый способ их конвертации в денежный залог. Ведь участник ВЭД не побежит в банк, если таможня сообщает ему о возможной доплате некоей суммы таможенных платежей. Пока вы оформите банковскую гарантию, у вас сроки исполнения обязательств по отношению к импортным товарам истекут. Это может привести к остановке производства или срыву внутренних контрактов.

    Итак, вы подали документы и сведения. Предположим, таможенный орган в них усомнился. Таможенный орган определил сумму таможенных платежей, в том случае если вдруг окажется, что таможенная стоимость занижена, классификационный код товара не тот, и этому товару соответствует более высокая ставка таможенной пошлины. Дальше декларант представляет обеспечение, как правило, в виде денежного залога, и только потом происходит выпуск товара. Что происходит при генеральном обеспечении и где тут может быть перспектива существенного ускорения?

    Импортер представляет документы и сведения. У него есть генеральная гарантия в форме банковской гарантии или поручительства. Таможня выпускает товар, а после выпуска уже разбирается, было ли занижение стоимости, был ли код товара указан правильно и т.д. Но товары уже в вашем распоряжении. Вам не нужно выводить оборотные средства на авансы, денежные залоги. Для таможни этот механизм тоже безопасен потому, что у нее есть надежные финансовые гарантии. Если после выпуска обнаруживается что-то не то, то всегда есть лицо и обеспеченное обязательство. Об этой схеме мы мечтаем, к ней стремимся, обсуждая это с ФТС и убеждая службу в том, что им предлагается реальный, взрывной механизм упрощения технологии таможенных процедур. Потому что даже при электронном декларировании импортер не застрахован от того, что таможня подвергнет сомнению любые сведения. В правиле «деньги вперед» этот институт не будет развиваться.

    Размер обеспечения при генеральной гарантии — Киото

    Сумма генеральной гарантии должна устанавливаться на уровне, эквивалентном полной сумме пошлин и налогов, только в том случае, если эта гарантия распространяется на таможенные операции с товарами, которые сопряжены с высокой степенью риска мошенничества.

    Во всех остальных случаях таможенная служба может установить сумму гарантии на более низком уровне в процентном отношении к сумме пошлин и налогов для лиц:

    — созданных на таможенной территории, на которой представлена гарантия;

    — регулярно использующих соответствующую таможенную процедуру;

    — финансовое положение которых позволяетим исполнять свои обязательства;

    — не совершивших серьезных нарушений таможенного и налогового законодательства.

    Известно, что размер финансовой гарантии равен сумме таможенных пошлин и налогов, которые должны быть уплачены при выпуске товаров для свободного обращения (табл. 9). (Вопросы экспорта в данном случае не рассматриваются.) Если участник ВЭД совершает разовое обеспечение, то, как правило, речь идет о сумме таможенных платежей. Как применяется генеральная гарантия в других странах? Рекомендации Киотской конвенции гласят: «Сумма генеральной гарантии должна устанавливаться на уровне эквивалентной полной суммы пошлин и налогов только в том случае, если эта гарантия распространяется на таможенные операции с товарами, которые сопряжены с высокой степенью риска мошенничества». По сути дела, речь идет об анализе рисков по аналогии со страхованием. Если у импортера есть генеральная гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств по нескольким таможенным операциям, с точки зрения здравой оценки ситуации сложно предположить, что все обязательства одновременно не будут выполнены. Размер гарантии должен соответствовать тому риску, который может действительно наступить.

    Размер обеспечения при генеральной гарантии — Киото (2)

    — Везде, где это возможно, генеральная гарантия должна ограничиваться минимальной суммой, соответствующей национальным интересам.

    — При определении суммы гарантии для новых участников таможенных правоотношений таможенная служба должна совместно с заинтересованным лицом и на основе имеющихся данных определиться относительно количества, стоимости, пошлин и налогов, применимых к товарам, подлежащим помещению под соответствующий таможенный режим, за определенный период. Путем экстраполяции таможенная служба может затем определить вероятную сумму пошлин и налогов, подлежащих уплате за период, соответствующий средней продолжительности пребывания товаров под таможенным режимом.

    — Если генеральная гарантия применяется в отношении обязательств, сумма которых будет изменяться во времени, сумма гарантии должна быть установлена на достаточно высоком уровне, чтобы обеспечить покрытие обязательств перед таможенными органами во всякое время.

    В табл. 10 можно ознакомиться с рекомендациями Киотской конвенции, говорящими о том, что при определенной сумме гарантии нужно определять стоимость товара, соответствующую определенному периоду времени. Если участнику ВЭД финансовая гарантия выдается на год, то не следует понимать это так, что при подсчете ее размера нужно брать все таможенные операции за год. В расчет берутся только те операции, которые совершаются одновременно или в определенный период.

    Положения российского законодательства

    Размер генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов с учетом требований, установленных пунктами 1 и 2 статьи 88 Таможенного кодекса Таможенного союза.

    В отношении отдельных видов товаров Правительство Российской Федерации вправе определять случаи и условия, при которых размер предоставляемого генерального обеспечения может быть ниже размера сумм таможенных пошлин, налогов, уплата которых обеспечивается таким генеральным обеспечением, а также порядок определения соотношения размера предоставляемого генерального обеспечения с размером сумм таможенных пошлин, налогов, уплата которых обеспечивается таким генеральным обеспечением.

    В российском законодательстве существует общий принцип, который состоит в том, что размеры генерального обеспечения определяются исходя из сумм, подлежащих уплате таможенных платежей (табл. 11). В отношении отдельных видов товаров правительство вправе определять случаи и условия, когда этот размер может быть снижен. ФТС не возражает против реализации этого полномочия правительства, вместе с тем она ждет предложения от бизнеса относительно отдельных случаев, товаров и процедур.

    Снижение размера гарантии в европейской процедуре общего транзита

    1. Сумма, покрываемая комплексной гарантией, равняется сумме гарантийной обеспечения.

    2. Лица, представляющие компетентным органам доказательства своей финансовой состоятельности и соответствия стандартам надежности, описанным в пунктах 3 и 4 могут наделяться правом использования комплексной гарантии на меньшую сумму или освобождаться от гарантии.

    3. Сумма, покрываемая комплексной гарантией, может быть снижена:

  • до 50% от суммы обеспечения, если принципал докажет, что имеет достаточный опыт использования процедуры общего транзита;
  • до 30% от суммы обеспечения, если принципал докажет, что имеет достаточный опыт использования процедуры общего транзита и весьма тесно сотрудничает с компетентными органами.
  • 4. Освобождение от гарантии может предоставляться, если принципал докажет, что имеет

    значительный опыт использования процедуры общего транзита, весьма тесно сотрудничает с компетентными органами, контролирует транспортные операции и имеет достаточные финансовые ресурсы для выполнения своих обязательств.

    В табл. 12 демонстрируются самые простые аналоги. Видно, что речь идет о значительном снижении размера гарантии – на 50% от общей суммы и даже на 70% от общей суммы. То есть у принципала остается обязательство предоставить гарантию только на 30% от суммы возможного таможенного долга. Это серьезное упрощение и снижение стоимости гарантий. Но при этом нужно учитывать ряд условий. Принципал должен представить доказательства своей финансовой состоятельности в соответствии со стандартом надежности. Он должен доказать, что он имеет значительный опыт и тесно сотрудничает с компетентными органами. В дополнение к процедуре общего транзита есть расшифровка этих критериев. Например, доказательством достаточного опыта является правильное использование процедуры общего транзита, и в зависимости от степени упрощения этот опыт исчисляется одним, двумя или тремя годами. Если принципал претендует на то, чтобы быть освобожденным от предоставления финансовой гарантии, то он минимум три года должен правильно исполнять правила. Есть оговорка о возможности сокращения этих сроков.

    www.morvesti.ru

    Это интересно:

    • Приказ о визах УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей "Об утверждении перечня "Цели поездок", используемого уполнемоченными государственными органами РФ при оформлении приглашений и виз […]
    • Закон о нарушение тишины 2018 Новый закон о тишине: где можно шуметь и куда жаловаться? С 10 января 2018 года в Алтайском крае и Барнауле вступили в силу изменения в Закон «Об обеспечении тишины и покоя граждан». Рассказываем, где и когда теперь нельзя будет шуметь, куда жаловаться и что грозит […]
    • Общение с детьми при разводе по закону Полноценное общение ребенка и живущего отдельно родителя: реальность или мечта? Около месяца назад Управление ФССП России по Омской области сообщило о находящемся у него в производстве интересном исполнительном документе. Это в принципе довольно обычное судебное решение, […]
    • Когда проводится экспертиза смет Как проводится экспертиза сметной документации Случайно или намеренно завышенная сметная стоимость строительства – это прямые убытки для инвестора или застройщика. Но и заниженная смета способна привести к негативным последствиям. В таких случаях из документов исключают […]
    • Расчет осаго с одной аварией Какой повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП При расчете стоимости полиса обязательного страхования автотранспортных средств применяются базовые тарифы, установленные государством и коэффициенты, способные как снизить стоимость автогражданки, так и увеличить ее. Наиболее […]
    • Как оформить бутылку с коньяком для мужчины Оформление бутылки коньяка для мужчины – оригинальная подача традиционного подарка Одним из самых традиционных подарков для мужчины на различные праздники являются хорошие спиртные напитки, чаще всего это коньяк. С одной стороны, это всегда беспроигрышный вариант, но такой […]
    • Когда можно оформлять материнский капитал на второго ребенка Материнский капитал за двойню Рождение близнецов — это радость, умноженная на два, дополнительные комплекты вещей, бутылочек, игрушек, пара свидетельств о рождении. Но материнский капитал за двойню принесет счастливой маме только один из малышей. Значит, родив сразу хоть […]
    • Отказ от иска в надзоре Судья в особом мнении не согласилась, что отказ от иска может быть злоупотреблением Российские заемщики, старающиеся "сбросить" задолженность перед казахстанским банком, пошли оспаривать в суд и поручительство, а когда первая инстанция требования отклонила, решили не […]