Номер закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов

| | 0 Comment

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

С изменениями и дополнениями от:

7 августа 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г., 18 декабря 2006 г., 30 декабря 2008 г., 27 декабря 2009 г., 23, 27 июля 2010 г., 1, 18, 19 июля, 28, 30 ноября 2011 г., 25 июня 2012 г., 4 марта, 2 июля 2013 г., 31 декабря 2014 г., 13 июля 2015 г., 2 июня, 3 июля 2016 г., 22 февраля, 7 марта 2017 г.

Принят Государственной Думой 20 июня 1997 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 15 марта 2013 г.

См. комментарий к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также — организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения Закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории России. Понятие опасного производственного объекта определено в приложении к Закону. Законом установлено, что деятельность, связанная со строительством и эксплуатацией опасного производственного объекта, может осуществляться только на основании лицензии. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации. Законом определены требования промышленной безопасности к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию опасного производственного объекта, к его эксплуатации, требования по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июля 1997 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г. N 30, ст. 3588

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 31-ФЗ

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 514-ФЗ

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 марта 2013 г., за исключением положений, для которых статьей 11 названного Федерального закона установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 347-ФЗ

Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2012 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 226-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г., за исключением абзаца третьего пункта 1 статьи 17.1, вступающего в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

ФЗ № 116 о промышленной безопасности в новой редакции 2017 года

Статьи по теме

Федеральный закон № 116-ФЗ в последней редакции 2017 г. с изменениями вступил в силу с 25 марта. Промышленная безопасность представляет собой комплекс мероприятий, направленных на снижение числа аварийных ситуаций, их предотвращение и проведение профилактики дальнейшего возникновения. Рассмотрим ключевые положения закона.

Из этой статьи вы узнаете:

116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Общие положения

Закон о промышленной безопасности отвечает за минимизацию рисков на промышленных объектах по возникновению чрезвычайных происшествий и аварий.

Скачайте документы из статьи:

Применение этого законодательного акта дает возможность работодателю создать такие условия на предприятии, которые позволят спокойно трудиться без высоких рисков аварий, а на случай возникновения ЧС уже будет план ликвидации и предотвращения негативных последствий.

О промбезопасности следует говорить не только в процессе деятельности предприятия, но и еще на этапе его создания. Это связано с тем, что неправильно спроектированная, к примеру, атомная станция будет угрозой и в процессе эксплуатации. И никакие мероприятия уже не помогут это изменить.

То же касается и процесса ликвидации. Нередко на предприятиях используются вредные или загрязняющие вещества, при неправильной утилизации которых также может произойти авария. Поэтому нормы промышленной безопасности (далее – ПБ) должны быть соблюдены на всем производственном цикле.

Ответственными за обеспечение промбезопасности, согласно закону 116-ФЗ, является руководитель, главный инженер и сотрудники, отвечающие за эксплуатацию как здания в целом, так и технологически сложного (опасного) оборудования.

Ст. 1 Федерального закона о промышленной безопасности содержит список применяемых в акте понятий. Их не так много, и большинство из них интуитивно понятны и без определений. Так, например, приводятся различия между аварией и инцидентом.

Авария – это происшествие, которое не удалось предотвратить (взрыв, выброс вредных веществ).

Инцидент – это поломка оборудования на опасном производстве, которая при ее неустранении может привести к аварии.

Ст. 2 содержит классификацию опасных производственных объектов (ОПО). Их выделяют четыре. 1 класс – это особо опасные, а 4-ый – класс с низкой опасностью. ОПО должны регистрироваться в госреестре.

Правовое регулирование и требования промышленной безопасности

Следующая статья 3 Федерального закона № 116 о промышленной безопасности содержит требования, предъявляемые к предприятиям, эксплуатирующим опасные производственные объекты. Под требованиями понимаются установленные запреты, нормы и правила для конкретных отраслей промышленности и производств. Соблюдение таких требований поможет избежать аварий, либо негативного влияния на окружающую среду и здоровье граждан.

Требования к объектам содержатся не только в рассматриваемом законодательном акте, но также и в других законах, актах, постановлениях и др. федерального уровня.

Объекты атомной промышленности регулируются Федеральным законом от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

Стоит отметить, что международное право стоит выше российского, если заключен соответствующий договор. Поэтому при более жестких международных стандартах следует применять их, а не принятые на территории РФ.

Основы промышленной безопасности

В понятие промышленной безопасности включают не только соблюдение неких правил при эксплуатации опасного производственного объекта, но также и в процессе других этапов его существования:

  • проектирования;
  • строительства;
  • эксплуатации;
  • капитального ремонта;
  • консервации или ликвидации;
  • изготовления, монтажа, пуско-наладки, ремонта, обслуживании технологического оборудования;
  • оценки промбезопасности на ОПО;
  • обучения сотрудников основам промбезопасности.
  • Без соблюдения установленных правил и норм на каждом из этапов не получится минимизировать риски аварий и жертв на предприятии. А все это – издержки для компании, которые часто намного весомее, чем затраты на то же обучение персонала или своевременный ремонт.

    Кроме того № 166-ФЗ о промышленной безопасности устанавливает требования по лицензированию деятельности для отдельных работ. К примеру, лицензированию подлежит деятельность, связанная с атомной промышленностью, с маркшейдерскими работами, с взрывоопасными и химическими производствами и другое.

    При проведении каких-либо работ (капремонт, перевооружение ликвидация и др.) не допускается отклонения от имеющейся проектной документации, которая разрабатывается в порядке, установленном Приказом Ростехнадзора от 12.02.2016 № 48 и Постановлением Госгортехнадзора РФ от 02.06.1999 № 33. Все изменения, вносимые в документы, должны согласовываться с надзорными органами.

    После возникновения аварии создается специальная комиссия по расследованию случая. В нее должны входить не только представители компании, но и представители органов власти местной, представители страховой компании, иные лица, предусмотренные законодательством. Материалы расследования направляются в федеральный орган по промбезопасности, а финансирует мероприятия эксплуататор объекта.

    Для предотвращения опасных ситуаций и для контроля за положением дел производится экспертиза промбезопасности. Ее проведение не требует определенной периодичности. Она проводится в случаях, когда вносятся изменения (капитальный ремонт, перевооружение, ликвидация и т.д.). По результатам выдается заключение о состоянии промышленной безопасности.

    Пункт 4 ст. 3 ФЗ № 116

    Обоснование безопасности опасного производственного объекта нередко требуется для предприятий. Оно может понадобиться в случае, если для технологически правильной эксплуатации необходимо пренебречь установленными правилами, или если таких правил и норм в законодательстве попросту не содержится.

    Такая необходимость может возникнуть на всех этапах строительства, эксплуатации или ликвидации опасного производственного объекта. Обоснование должно быть в наличии, в обязательном порядке пройти экспертизу ПБ и только после регистрироваться в госреестре.

    Ст. 7 закона о промышленной безопасности ОПО 2017 г.

    Все проектируемые и затем эксплуатируемые технические устройства, применяемые на производственных объектах, подлежат экспертизе ПБ, если не установлены другие требования.

    Экспертиза должна проводиться в следующих случаях:

  • ввод в эксплуатацию;
  • окончание срока службы;
  • проведение ремонтных работ или замены запасных частей;
  • после 20-летней эксплуатации, если не сохранилась техническая документация.
  • Для подбора оборудования и его испытания существует возможность эксплуатации определенное время без проведения экспертизы. Однако это возможно только в том случае, если соблюдаются параметры производственного процесса.

    ФЗ 116 ст. 10

    Являясь эксплуататорами ОПО, руководители должны обеспечить в нужный момент оперативную локализацию и ликвидацию последствий аварий.

    Для этого работодатель должен:

  • иметь действующие договорные отношения с аварийно-спасательным отрядом;
  • при горных работах на объектах 1 и 2-го классов должны быть горноспасательные команды;
  • содержать как денежный, так и ресурсный фонд, который в случае аварии поможет оперативно ликвидировать ее последствия;
  • проводить учения по эвакуации, ликвидации и действиям при ЧС на опасном производственном объекте;
  • иметь исправные системы оповещения, слежения и связи на пром. предприятии.
  • Кроме технического оснащения, должен быть разработан план поведения при аварии на опасном производственном объекте и правила ее ликвидации.

    Ст. 11 ФЗ о промышленной безопасности ОПО

    Помимо госэкспертизы, на промышленных объектах необходимо проводить производственный контроль. Положение о подобном контроле разрабатывается в компании в соответствии с законодательством. Раз в год до 1 апреля сведения о производственном контроле передаются в органы исполнительной власти по ПБ.

    Более детально к вопросу должны подходить компании, эксплуатирующие объекты 1 и 2 классов. Им придется создавать специальные системы управления, направленные на снижение рисков.

    ФЗ 116 о промышленной безопасности с изменениями на 2017 год

    В марте 2017 года вступили в силу два изменения в федеральном законе о промбезопасности.

    В Приложении 2 в пп. 1 п. 5 дополнен фразой: «за исключением оборудования автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом». По-новому изложен п. 3 ст. 4 ТК РФ. Его мы подробно разбирали выше.

    Однако за время, прошедшее с его утверждения в 1997 году, были сделаны достаточно существенные дополнения. Так, текст ст. 1 дополнен новыми определениями: экспертиза ПБ и эксперт в области ПБ. Соответственно, во многих статьях закона стали появляться упоминания этих понятий.

    Полностью была переписана ст.7 «Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте», введена в действие новая статья 16.1. Также имеются и другие изменения.

    Приложение 1 к Федеральному закону № 116 с изменениями на 2017 год: опасные производственные объекты

    Приложение 1 Федерального закона № 116 содержит полный перечень ОПО. Всего выделяют 6 групп таких объектов:

    • применяющие различные вещества (воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные, опасные для окружающей среды);
    • применяющие фуникулеры, канатные дороги, эскалаторы, грузоподъемные механизмы;
    • применяющие сплавы и расплавы черных и цветных металлов и оборудование вместимостью более 500 кг;
    • горные работы и работы по обогащению полезных ископаемых;
    • обрабатывающие растительное сырье, пылевая взвесь которого может возгораться.
    • Не относят к опасным электросетевое и газораспределительное (до 0,005 МПа) хозяйства.

      Приложение 2 к ФЗ № 116 с изменениями на 2017 г.: классификация опасных производственных объектов

      Классификация осуществляется на основании наличия на предприятии вредных веществ. Чем их больше, тем больший класс опасности выставляется.

      Если на предприятии одновременно используются 2 и более вредных вещества, то их объем для установления класса суммируется.

      Если есть 2 объекта (даже если они принадлежат разным компаниям) на удалении не более 500 метров друг от друга, то объемы веществ суммируются.

      На некоторых опасных производственных объектах, вне зависимости от объемов веществ, устанавливается определенный класс. Так, к примеру, 1 класс опасности будет у предприятий, осуществляющих переработку, обезвреживание и хранение химического оружия.

      Применение на предприятиях Федерального закона № 116 о промбезопасности ОПО

      Все положения ФЗ подлежат обязательному применению всем ЮЛ независимо от организационно-правовой формы и вида собственности, если такие предприятия относятся к категории опасных.

      Применение положений этого законодательного акта поможет избежать не только аварийных ситуаций, но и предотвратит издержки, связанные с их ликвидацией.

      www.trudohrana.ru

      Законодательная база Российской Федерации

      Бесплатная консультация
      Федеральное законодательство

    • Главная
    • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.97 N 116-ФЗ «О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ»
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • «Российская газета», N 145, 30.07.97
  • «Собрание законодательства РФ», 28.07.97, N 30, ст. 3588
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.97 N 116-ФЗ «О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ»

    21 июля 1997 года N 116-ФЗ

    Принят
    Государственной Думой
    20 июня 1997 года

    Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

    Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

    В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

    промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее — промышленная безопасность) — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;

    авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;

    инцидент — отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.

    1. Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

    2. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

    1. Требования промышленной безопасности — условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

    2. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

    1. Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности.

    2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

    1. В целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, и возлагает на него осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, имеет подведомственные ему территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.

    2. Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты и нормативные технические документы, а также координировать свою деятельность в области промышленной безопасности с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

    1. Деятельность по проектированию, строительству, эксплуатации, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта; изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведению экспертизы промышленной безопасности; подготовке и переподготовке работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях может осуществляться на основании соответствующей лицензии, выданной федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    2. При рассмотрении вопроса о выдаче лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта заявитель представляет в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, или в его территориальные органы одновременно с документами, определяемыми законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следующие документы:

    акт приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности;

    декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта.

    3. В лицензиях на эксплуатацию опасного производственного объекта делается запись об обязательном наличии у заявителя на момент начала эксплуатации и на протяжении всего периода эксплуатации опасного производственного объекта договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.

    1. Технические устройства, в том числе иностранного производства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Перечень технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации, разрабатывается и утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    2. Сертификацию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проводят организации, аккредитованные федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

    3. Правила проведения сертификации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по стандартизации, метрологии и сертификации совместно с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

    4. Общий порядок и условия применения технических устройств на опасном производственном объекте устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    5. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке.

    1. Одним из обязательных условий принятия решения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.

    2. Отклонения от проектной документации в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.

    3. В процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.

    4. Приемка в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в установленном порядке.

    В процессе приемки в эксплуатацию опасного производственного объекта проверяются соответствие опасного производственного объекта проектной документации, готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.

    1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

    соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;

    иметь лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;

    обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

    допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

    обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

    иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;

    организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

    обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

    обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

    предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;

    обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

    разрабатывать декларацию промышленной безопасности;

    заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

    выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

    приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по предписанию федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

    осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;

    принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;

    анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

    своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;

    принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

    вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;

    представлять в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

    2. Работники опасного производственного объекта обязаны:

    соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

    проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;

    незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;

    в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

    в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

    В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

    планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

    заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

    иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

    создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

    1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

    2. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление, представляются в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган.

    1. По каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится техническое расследование ее причин.

    2. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, или его территориального органа.

    В состав указанной комиссии также включаются:

    представители субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект;

    представители организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

    другие представители в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    3. Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии и назначать председателя указанной комиссии.

    4. Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно исследовательских и опытно-конструкторских работ, страхования, изготовления оборудования и в других областях.

    5. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, и ее работники обязаны представлять комиссии по техническому расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий.

    6. Результаты проведения технического расследования причин аварии заносятся в акт, в котором указываются причины и обстоятельства аварии, размер причиненного вреда, допущенные нарушения требований промышленной безопасности, работники, допустившие эти нарушения, а также меры, которые приняты для локализации и ликвидации последствий аварии, и содержатся предложения по предупреждению подобных аварий.

    7. Материалы технического расследования причин аварии направляются в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, а также в иные заинтересованные государственные органы.

    8. Порядок проведения технического расследования причин аварии и оформления акта технического расследования причин аварии устанавливается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

    9. Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария.

    1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

    проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;

    технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;

    здания и сооружения на опасном производственном объекте;

    декларация промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

    2. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его.

    3. Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение.

    4. Заключение экспертизы промышленной безопасности, представленное в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в установленном порядке.

    5. Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

    6. Экспертиза промышленной безопасности может осуществляться одновременно с осуществлением других экспертиз в установленном порядке.

    1. Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

    Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

    2. Настоящим Федеральным законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества в количествах, указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону.

    Обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, не указанных в абзаце первом настоящего пункта, может быть установлена Правительством Российской Федерации, а также в соответствии со своими полномочиями федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

    3. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта.

    Декларация промышленной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае обращения за лицензией на эксплуатацию опасного производственного объекта, изменения сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в случае изменения требований промышленной безопасности.

    Для опасных производственных объектов, действующих на день вступления настоящего Федерального закона в силу, декларации промышленной безопасности разрабатываются в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.

    4. Декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

    Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    5. Декларация промышленной безопасности проходит экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке.

    6. Декларацию промышленной безопасности представляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации.

    1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.

    2. Минимальный размер страховой суммы страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте составляет для:

    а) опасного производственного объекта, указанного в пункте 1 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, в случае, если на нем:

    получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, равных количествам, указанным в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, или превышающих их, — семьдесят тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на день заключения договора страхования риска ответственности;

    получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, меньших, чем количества, указанные в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, — десять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на день заключения договора страхования риска ответственности;

    б) иного опасного производственного объекта — одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на день заключения договора страхования риска ответственности.

    1. Федеральный надзор в области промышленной безопасности организуется и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности.

    2. Федеральный надзор в области промышленной безопасности осуществляется на принципах самостоятельности и независимости от поднадзорных организаций.

    3. Федеральный надзор в области промышленной безопасности осуществляют федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, его территориальные органы и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    4. Должностные лица федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, при исполнении своих должностных обязанностей имеют право:

    посещать организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты;

    знакомиться с документами, необходимыми для проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности;

    осуществлять проверку выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, условий лицензий на эксплуатацию;

    осуществлять проверку правильности проведения технических расследований инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований;

    выдавать организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предписания об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности;

    давать в пределах своих полномочий указания в области промышленной безопасности, в том числе о необходимости осуществления экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

    выдавать организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предписания о приостановке работ, ведущихся с нарушением требований промышленной безопасности, при необходимости опечатывать опасные производственные объекты, помещения на указанных объектах или технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, а в случае угрозы жизни и здоровью работников давать указания о выводе людей с рабочих мест;

    ставить перед федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом вопрос об ограничении или о приостановлении действия лицензии на осуществление определенного вида деятельности в области промышленной безопасности, а также о досрочном отзыве указанных лицензий в случае нарушений требований промышленной безопасности и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях;

    привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушениях требований промышленной безопасности, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;

    выступать в установленном порядке в суде или в арбитражном суде представителем федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, или его территориального органа по искам о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу других лиц вследствие нарушений требований промышленной безопасности;

    осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия, направленные на обеспечение промышленной безопасности.

    Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

    Президент
    Российской Федерации
    Б.ЕЛЬЦИН

    21 июля 1997 года

    К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

    1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

    а) воспламеняющиеся вещества — газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

    б) окисляющие вещества — вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

    в) горючие вещества — жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

    г) взрывчатые вещества — вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

    д) токсичные вещества — вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

    средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;

    средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;

    средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;

    е) высокотоксичные вещества — вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

    средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;

    средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;

    средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;

    ж) вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, — вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

    средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;

    средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;

    средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;

    2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

    3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

    4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

    5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

    zakonbase.ru

    Это интересно:

    • Федерального закона n 159 фз Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями) Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в наименование внесены изменения, […]
    • Фз 213 о пенсиях Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального […]
    • 3 в день неустойка Статья 28 - ЗАКОНЫ РФ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г., 25 октября […]
    • Страховая деятельность в рф закон Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 31 декабря 1997 г. N 157-ФЗ в наименование внесены изменения Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N […]
    • Коррупция закон ответственность Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ"О противодействии коррупции" С изменениями и дополнениями от: 11 июля, 21 ноября 2011 г., 3, 29 декабря 2012 г., 7 […]
    • Федеральный закон о безопасности дорожного движения 2014 196 Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ"О безопасности дорожного движения" С изменениями и дополнениями от: 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 […]
    • Закон о миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства […]
    • Закон о химическом оружии Федеральный закон от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ"Об уничтожении химического оружия" С изменениями и дополнениями от: 29 ноября 2001 г., 10 января 2003 г., 22 августа […]