Правило дирижера

| | 0 Comment

Дирижёр (от фр. diriger — управлять, направлять, руководить) — руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной и т. д.) музыки, которому принадлежит художественная трактовка произведения, осуществляемая под его управлением всем ансамблем исполнителей.

От мастерства дирижера зависит качество звучания хора или оркестра. Взмах дирижерской палочки и музыканты становятся единым целым. Музыканты видят дирижера насквозь и чувствуют малейшие нюансы его настроения.

До XIX века обязанности современного дирижёра исполнял один из участников ансамбля (как правило, скрипач или клавесинист), который во время игры ударами смычка, специального жезла, кивками головы и т. п. отсчитывал такт (метр) исполняемого сочинения и указывал моменты вступления отдельных инструментов.

Впоследствии (примерно на рубеже XVIII—XIX веков) эти обязанности перешли к специальному лицу — дирижёру, выполняющему их движением рук. Дирижёр оркестра, как правило, держит в правой руке палочку. Самая сильная (первая) доля такта обозначается движением правой руки вниз, самая слабая (последняя) — движением правой руки вверх, остальные (если они имеются) распределяются между ними, образуя так называемую метрическую сетку. Кроме такого определения темпа и ритма, дополнительными движениями рук, головы, всего корпуса, а также мимикой дирижёр указывает характер исполнения музыки как для ансамбля в целом, так и для его отдельных групп и участников.

Места работы: профессиональный хор (оркестр), музыкальные школы и др.

Специфика работы дирижером: дирижер профессия штучная, эксклюзивная, которой научить практически нельзя. Дирижером надо родиться. К этой профессии идут годами, и вряд ли вы найдете вакансию дирижера в кадровых агентствах.

Главная задача дирижера увлечь музыкантов, повести за собой. Оркестр — это команда. А в команде должен быть лидер, который возьмет на себя всю ответственность.

Дирижер руководит группой музыкантов с помощью движений рук, пальцев, головы, подбирает репертуар, знакомится с партитурой, разучивает с коллективом музыкальное произведение, внушая музыкантам свое толкование произведения в целом.

Образование начинается с музыкальной школы — это первый и обязательный этап. Затем можно поступать в среднее специальное учебное заведение — музыкальное училище либо в высшее — академию или консерваторию. Дирижеров готовят военные консерватории и музыкально-педагогические институты. Государственным стандартом предусмотрены две специальности, которые может выбрать будущий дирижер «Хоровое дирижирование» или «Дирижирование оперно-симфоническим оркестром». Вторую можно получить только в вузе.

Знания: обширный музыкальный репертуар, теоретические основы записи и чтения хоровых произведений, основы хороведения, педагогику, психологию.

Личные качества: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, хорошая координация, моторная беглость (подвижность пальцев рук), усидчивость, терпение, целеустремленность, развитое воображение, творческие способности (склонность к импровизации, гибкость мышления), педагогические способности, сильная воля.

profirk.ru

Что делает дирижер?

В новом выпуске рубрики, посвященной самым интересным вопросам, так или иначе связанным с музыкой, «Волна» объясняет вещь, непонятную многим людям, далеким от академической музыки, — в чем заключается работа дирижера симфонического оркестра.

«Дирижера можно сравнить сразу с двумя людьми: во-первых, с режиссером в драматическом театре, во-вторых — с регулировщиком движения. Техническая функция дирижера заключается в том, чтобы координировать между собой различные группы в оркестре. В симфоническом оркестре может быть от 60 до 120 человек, это многолюдное собрание. На сцене все эти люди сидят таким образом, что друг друга они зачастую не видят и не слышат. Скажем, через звуковую стену, которая разделяет первые скрипки, сидящие по переднему краю, и тромбоны в глубине, в правом дальнем углу, до них попросту не доходит, что играют другие. Если оркестранты при этом разойдутся — будет катастрофа, начнется какофония.

Чтобы предотвратить это, как раз и нужен дирижер — чтобы музыканты были скоординированы между собой, чтобы они играли слаженно, в едином темпе и настроении, что называется, «дышали вместе». Плюс ко всему этому дирижер должен заблаговременно показать вступление тех или иных инструментов. Конечно, музыканты сами умеют считать паузы, могут отсчитать 25 тактов и снова вступить, но иногда количество тактов в паузе измеряется сотнями, а иногда у некоторых инструментов в произведении всего несколько нот, а между ними минуты полнейшего молчания. Дирижер должен точно знать партитуру и указать музыкантам момент вступления. Функция дирижера в таком виде существовала не всегда, только с начала XIX века. До этого в оркестре, конечно же, было первое лицо, но это был либо первый скрипач, либо человек за клавесином — нередко это был сам композитор, дирижирующий собственное произведение. Но оркестры во времена барокко были меньше, ими было гораздо проще управлять, и инструментов было меньше — и не только в количественном отношении. В XVIII столетии в оркестре было гораздо меньше разновидностей духовых и ударных инструментов, чем в романтическом оркестре времен Чайковского и Вагнера.

Клаудио Аббадо дирижирует Первую симфонию Густава Малера

Но не надо забывать про вторую, творческую функцию дирижера. Вообще, если назвать любого дирижера в лицо регулировщиком, это будет как пощечина, и плохих дирижеров оркестранты называют именно так, имея в виду, что они только умеют показывать темп и ритмическую сетку — и ничего более. Хороший же дирижер сродни хорошему режиссеру в театре: это человек, который выстраивает форму спектакля, задает темп, ритм, настроение, обрисовывает характеры героев — в данном случае разных инструментов симфонического оркестра. А самое главное, он создает интерпретацию произведения, которое ему доверено.

Дирижеры, как и музыканты других специальностей, учатся в консерватории — но считается, что это возрастная профессия. Говорят, что 40–50 лет для дирижера — это молодость, зрелость наступает позже. В консерватории работают над дирижерской техникой, над тем, чтобы движения рук и корпуса были максимально понятными, четкими и ясными. Это своего рода хиромантия, или, более примитивно, сурдоперевод: ты должен не произнося ни слова, объяснить свои намерения музыкантам — темп, нюансы, динамику, характер музыкальной фразы, особенности баланса оркестровой фактуры, какие группы инструментов в данный момент более важны, какие — менее. Это невербальный способ коммуникации с помощью жестикуляции, который осуществляется не только руками, но и всем корпусом. Некоторые особо колоритные дирижеры даже танцуют за пультом, но это ни о чем не говорит — иногда такие активные телодвижения абсолютно бесполезны, хорошие дирижеры часто ограничиваются очень экономными жестами — а звучание оркестра при этом может напоминать извержение вулкана.

Леонард Бернстайн дирижирует Шестую симфонию Бетховена

Симфонический оркестр — не машина, а партитура — не точная инструкция к применению, не все указания, которые там есть, точно применимы к музыке. Да, конечно, там есть обозначения темпа, штрихов, детали артикуляции и фразировки, но это скорее руководство к действию, не цель, а средство ее достижения. Скажем, темп adagio, медленно, — в нем одном есть свои градации и изменения, и у каждого дирижера время в adagio пульсирует по-разному — это и есть простор для интерпретации. Авторский текст не воспринимается как непреложная данность. Это точка отсчета для дирижера, для создания его собственного прочтения и видения: так же, как пьеса Чехова, Гете или Ибсена — точка отсчета для режиссера. Только в классической, академической музыке есть незыблемое правило: авторский текст дается без конструктивных изменений. Нельзя поменять инструментовку, поменять части симфонии местами, кардинально изменить темп, поменять характер на противоположный. Вы создаете интерпретацию в рамках тех границ, которые даны композитором. Режиссеры в драматическом театре свободнее: они делают с пьесой, что хотят, — для них авторский текст — это гипс, из которого они могу слепить то, что им угодно. Дирижеры имеют дело с законченным произведением искусства, их задача — придать ему новый ракурс, новое звучание, свою индивидуальную интонацию. Это сложнее — но так еще интереснее».

daily.afisha.ru

Дирижёр руководит процессом разучивания и исполнения ансамблевой музыки (оркестровой, хоровой, оперной и т. д.). Специалист по-своему трактует музыкальное произведение и управляет ансамблем исполнителей.

Заработная плата

20.000–50.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Профессиональный хор (оркестр), театры, консерватории, музыкальные школы и пр.

Обязанности

Профессия дирижёра — одна из самых сложных в музыкальной сфере. От его профессионализма зависит успех всего выступления. Дирижёр несёт ответственность за качество звучания и слаженность работы всей команды.

Специалист должен не только разбираться в музыкальных произведениях, но также обязан знать способности каждого музыканта или хориста, это влияет на подбор партии для каждого. Как правило, дирижёр старается придать произведению выразительность, придумать новое необычное звучание.

Дирижёр составляет план репетиций, отвечает за постановку спектаклей, предлагает график выступлений. Он же подбирает музыкантов, хористов, помогает новичкам влиться в рабочий процесс.

Во время выступления дирижёр выполняет свою главную задачу – управляет музыкальной командой при помощи определённых жестов.

Важные качества

В профессии дирижёра важны такие качества, как: музыкальный слух, чувство ритма, хорошая координация рук, гибкие и подвижные пальцы, богатая творческая фантазия, лидерские качества, организаторские способности, коммуникабельность.

Отзывы о профессии

«Главное — настроиться, потому что от настроения дирижера зависит все. Помню, на госэкзамене по дирижированию я был первым. И я понимал, что задаю настроение, с которым дальше будут работать другие выпускники и хор. И мне это удалось, все прошло успешно. А вот другой пример: в этом году перед «Весной студенческой» мне не удалось настроиться, и как результат — второе и третье место».

Алексей Просеков,
руководитель хора Primavera.

Стереотипы, юмор

Чтобы стать дирижёром, необходимо ещё во время учёбы в консерватории набираться профессионального опыта, искать стажировки. Только так после окончания вуза можно чувствовать себя уверенно перед работодателем. Да и едва ли новичку смогут доверить управление хором или оркестром.

Чтобы стать дирижёром, необходимо профильное образование. Учиться, как правило, нужно начинать ещё в юном возрасте, посещая музыкальные школы. Затем обучение необходимо продлить в училище или вузе (академии или консерватории).

opis.pro

Правило дирижера

Представим себя альтистом симфонического оркестра. Он сидит прямо перед дирижером в центре оркестра. Ему более-менее слышны и скрипки, и контрабасы. Можно и без дирижера обойтись, главное слышать своих коллег. Но сзади примостился какой-нибудь тромбон и дует альтисту прямо в ухо. Тромбон, кстати говоря, один спокойно перекрывает весь оркестр. Так что нашему альтисту довольно трудно слышать всех остальных. Тут то ему и приходится поглядывать на дирижера.
Похожая ситуация и у сидящего на самом краю оркестра скрипача. Кроме скрипок он практически ничего не слышит. Опять таки, выручит в такой ситуации — дирижёр!

Так кто же такой дирижёр, в чём заключается его задача, и когда и почему возникла эта профессия ?

Дирижёр ( от фр. diriger — управлять, руководить ) — руководитель разучивания и исполнения ансамблевой ( оркестровой, хоровой, оперной и т.д. ) музыки, которому принадлежит художественная трактовка произведения, осуществляемая под его управлением всем ансамблем исполнителей.

От мастерства дирижера зависит качество звучания хора или оркестра. Выполняет он несколько задач, основная из которых — задать темп и указывать размер. Делается это как раз палочкой в правой руке, иногда, и двумя руками одновременно. А вот левой, да и мимикой кстати тоже, он указывает, когда кому вступать, с какой громкостью играть. Дирижер обычно стоит спиной к публике, а вот музыканты в течение всего концерты любуются своеобразным «театром мимики и жеста». С непривычки это может и рассмешить.
Стоит отметить, что многие современные дирижеры нередко обходятся и без палочки.

История дирижирования своими корнями уходит в глубь веков. Там, где надо было исполнять музыку большим количеством музыкантов, требовался дирижер. В древности применяли как движения руками, так и мимику. В средние века появилось так называемое «шумное» дирижирование с помощью большого посоха. Им активно стучали по полу. Отсюда и пошел жезл тамбурмажора.
Сначала руководил оркестром один из музыкантов ( как правило — композитор ). Он направлял музыкантов как своей игрой, так и специальными движениями рук. Составы музыкантов росли. Появились большие оркестры. Дирижеров требовалось несколько, их число могло доходить до 5. Один руководил хором, другой — струнной группой.

В конце концов выделился «главный» дирижер с той самой небольшой палочкой, которой он махал периодически над оркестром. Им оказалась так называемая «первая скрипка», или концертмейстер — скрипач, сидящий теперь ближе всех к дирижеру. Тот самый, которому дирижер обычно пожимает руку. А его палочка — просто-напросто — смычок. Из него-то и произошла «волшебная» палочка дирижера. В связи с ростом оркестров, концертмейстера пришлось освободить от игры на скрипке. Так и появился самый настоящий дирижер ( а появился он в начале XVIII века ) .

Поклонники эстрады, джаза, рок-музыки зачастую отрицают роль дирижера, поскольку указанные коллективы обходятся, казалось бы, и без него. На самом деле это не так. Дирижер там есть. И у него целых две палочки! И это — барабанщик. Он как раз и задает темп игры. А специальными ритмическими рисунками он показывает и размер, в полном соответствии со стилем исполняемой музыки. Когда все музыканты вступают одновременно, барабанщик, подняв палочки над головой, постукивает ими друг о друга, показывая темп и размер, в котором играется музыка.

Но барабанщик не одинок. У него есть один, а то и два, помощника — гитаристы. Один — бас-гитарист, другой — обычный гитарист, исполняющий ритмическую функцию. Вся эта «группа дирижирования» называется «ритм-секцией«. Именно от этой «секции» и зависит согласованность игры всего состава. И все солисты подчиняются им.
Во многих джазовых коллективах барабанщик отсутствует. Но ритм-секция все-таки присутствует и там. Ее роль играет обычно контрабас. Его как раз и пытались заменить, изобретая бас-гитару. Первоначально у неё было всего четыре струны, в отличие от обычной шестиструнной. И настроены они так же, как на контрабасе. Иногда ритмическую функцию исполняет и банджо.

Движения дирижера и его жесты должны быть точны и экономичны, характерны и действенны. Точность и экономичность движений — это метрономирование. Характерные и действенные движения относятся к дирижированию. И то и другое, вместе и порознь, — управление. Дирижирование мы определяли в введении. Метрономирование — установка равномерной скорости движения, отбивание рукой такта.
Точность движений дирижера должна выражаться:

  • в математически равной длительности по времени всех взмахов в такте
  • в ясности рисунка каждого размера
  • в различии движений на сильных и слабых частях такта: сильные части должны отмечаться более энергично, нежели слабые.
  • Экономичность выражается в отсутствии ненужных, излишне больших движений. Всякое движение дирижера, даже при простом метрономировании, должно что-то «говорить» хору, иначе оно будет пустым, ненужным. Метрономирование само по себе не выражает ничего сложного, и если при этом отсутствует экономия в движениях, то получается махание руками впустую. Метрономирование, с его точностью и экономичностью в движениях, еще не делает дирижера. Это управление «до плеч» может быть очень умным, ловким и даже мастерским, но все это — только введение в ту область, где начинается дирижирование. Точные и экономичные движения дирижер должен сочетать с тем внутренним артистическим началом, которое оживило бы движения, сделало бы их характерными, отражающими художественное чувство дирижера. Только тогда метрономирование перерастает в дирижирование.
    На всякое характерное движение дирижера хор всегда отвечает теми чувствами, какие оно выражает. Если движение не оказало желаемого действия, значит оно было недостаточно характерным. Таких нехарактерных жестов надо избегать: помимо того, что они нередко бывают смешны, они всегда прерывают контакт дирижера с оркестром, ансамблем, хором и т.д.

    Теперь поговорим непосредственно о движениях дирижёра: они заданы так называемыми схемами. Сильные доли такта во всех схемах обозначаются движением сверху вниз. Последние доли — к центру и вверх. Вторая доля в 3-дольной схеме обозначается движением вправо ( от дирижёра ), в 4-дольной — влево. Движения левой руки строятся как зеркальное отражение движений правой руки. На практике применение такого симметричного движения обеих рук нежелательно. Напротив, чрезвычайно важным является умение пользоваться обеими руками независимо друг от друга, так как в технике дирижирования принято разделять функции рук. Правая рука предназначается преимущественно для тактирования, левая рука даёт указания в области динамики, выразительности и фразировки. На практике, правда, функции рук никогда не бывают строго разграничены. Чем выше мастерство дирижёра, тем чаще и сложнее проявляется в его движениях свободное взаимопроникновение и переплетение функций обеих рук. Движения крупных дирижёров никогда не отличаются прямолинейной графичностью: они как бы «освобождаются от схемы», но при этом всегда несут в себе наиболее существенные для восприятия элементы её.

    www.philharmonic.tomsk.ru

    Вы пришли в оперный театр. Спектакль еще не начался, но в оркестровой яме — так называется помещение, расположенное внизу перед сценой — уже собрались музыканты. Они настраивают свои инструменты, и шум стоит невообразимый. Кажется, что из этого хаоса звуков не может получиться стройное, согласное и красивое звучание. А ведь еще будут певцы-солисты и хор.

    Для того, чтобы управлять этим большим музыкальным коллективом, и существует дирижер (французское diriger — управлять, направлять, руководить).

    Дирижер не просто следит, чтобы все играли согласно. Он тщательно продумывает замысел композитора — характер звучания музыки. Он разучивает произведение с исполнителями, указывает, когда нужно вступить тому или иному инструменту, быстро или медленно, громко или тихо должен тот играть.

    Дирижер нужен в опере и в симфоническом оркестре, в хоре и в ансамбле песни и пляски — везде, где музыку исполняет большой коллектив. Хором руководит дирижер-хоровик — хормейстер.

    Когда-то очень давно ансамблем исполнителей руководил музыкант, игравший на клавесине или органе. Он исполнял свою партию и одновременно определял темп, подчеркивал ритм. Потом клавишный инструмент перестал принимать участие в исполнении оркестровых произведений, и руководство перешло к первому скрипачу. И сейчас кое-где можно увидеть, что небольшим инструментальным ансамблем руководит скрипач. Но состав оркестра со временем все увеличивался, и скоро скрипачу стало не под силу, играя самому, управлять таким большим коллективом.

    В начале XIX века сложилось понятие дирижера оркестра, близкое нашему. Правда, в то время дирижер еще стоял лицом к публике, так как считалось неприличным поворачиваться к ней спиной. Поэтому приходилось стоять спиной к оркестру и дирижировать, не видя оркестрантов.

    Первыми от этого неудобного и для оркестра и для дирижера положения отказались немецкие композиторы Феликс Мендельсон и Рихард Вагнер.

    В начале же XIX века композиторы и дирижеры Карл Мария Вебер, Людвиг Шпор и другие применили впервые для дирижирования небольшую деревянную палочку. Сделали они это совершенно независимо друг от друга. Новый способ дирижирования так понравился, что палочка стала верной помощницей дирижера. Рассказывают, что когда замечательный русский композитор Александр Константинович Глазунов приехал в Англию, где должен был дирижировать, то, не зная английского языка, он выучил всего одну фразу. С ней он и обратился к оркестрантам: «Господа, прошу вас сыграть то, что я нарисую концом своей палочки». Сейчас некоторые дирижеры отказываются от палочки.

    Дирижер — это душа оркестра. Так же как, например, различные пианисты, исполняя одну и ту же пьесу, играют ее по-разному, так и дирижер может подчеркнуть в произведении его классически ясные или романтически взволнованные темы, может выделить одни черты и смягчить, затушевать другие.

    Поэтому дирижер должен быть широкообразованным музыкантом: знать историю музыки, историю других искусств, безукоризненно разбираться в стиле произведения, свободно ориентироваться в эпохе, в которую оно было создано. Дирижер должен обладать великолепным слухом, владеть каким-то (а лучше — какими-то) музыкальным инструментом.

    В XX веке всемирно известны такие дирижеры, как Леопольд Стоковский, Артуро Тосканини, Вилли Ферреро, Герберт фон Караян.

    Выдающимися советскими дирижерами были Николай Семенович Голованов и Самуил Абрамович Самосуд. Советское дирижерское искусство прославили Герой Социалистического Труда народный артист СССР Евгений Александрович Мравинский, а в следующих поколениях народные артисты СССР Геннадий Рождественский и Евгений Светланов.

    Любой музыкальный коллектив нуждается в руководителе, который бы обеспечил слаженное, организованное исполнение. Дирижер — это человек, который показывает, как играть, когда вступать, когда заканчивать. Вот традиционное понимание этого слова у немузыкантов. А музыканты, не отрицая этого, думают все же иначе. И вот почему.

    Музыканты-исполнители, будь то оркестранты или хористы, — люди грамотные. Что и когда им играть, они и сами знают. Поэтому они могут исполнять музыку и без дирижера, ничуть не хуже, чем с таким дирижером, который только отбивает такт.

    Поэтому для них дирижер — это не кондуктор (музыканты так шутят, потому что по-английски дирижер — conductor), а музыкант, у которого есть свое понимание музыки плюс умение воплотить свой замысел с помощью исполнителей. Но люди — это не клавиши, не струны и не собственное горло. Это другие личности, которых нужно убедить сыграть так, а не иначе, причем сделать это в мельчайших нюансах. Вот почему из всех исполнительских профессий дирижерская считается особо почетной.

    Дирижерская профессия, как правило, становится профессией второй половины жизни музыканта. Действительно, именно так чаще всего и бывает, что дирижированию учатся, уже имея какую-либо исполнительскую специальность. Дирижер-симфонист часто владеет несколькими оркестровыми инструментами, а дирижер хора обязательно должен уметь петь.

    Дирижеры, которых вы видите перед современным оркестром, появились тогда же, когда и современные симфонические оркестры — в первой половине XIX века. Тогда оркестр был меньше, им управлял либо концертмейстер (первый скрипач), либо капельмейстер (дирижер). Капельмейстер, он же часто и композитор, мог сидеть за клавесином или играть на скрипке, а мог и стоя дирижировать. В XVIII веке дирижер стоял лицом не к оркестру, а к публике. Ведь на придворных концертах и спектаклях в императорской ложе всегда находился кто-то из высоких особ, к которым нельзя поворачиваться спиной. Первыми лицом к оркестру встали музыканты XIX века: Ф. Мендельсон и Р. Вагнер.

    За последнее столетие дирижерское искусство развилось в связи с появлением огромного количества оркестров. У его истоков стояли гениальные композиторы и дирижеры Г. Малер, С. В. Рахманинов. В середине века всемирную известность получили Л. Стоковский, А. Тосканини, Г. Караян, К. Аббадо, Зубин Мета, Н. С. Голованов, С. А. Самосуд, Е. А. Мравинский, Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, Ю. X. Темирканов и др.

    www.classic-music.ru

    Это интересно:

    • Как узнать долг по налогам за квартиру Задолженность по налогам: как узнать и погасить Долги — это всегда не очень приятно, а налоговая задолженность неприятна вдвойне. Ведь государство не любит ждать доброй воли должника и стремится взыскать все, что можно. Для этого у него достаточно служб и средств: на […]
    • Половодье правила поведения При реальной угрозе затопления подготовьте документы, деньги, ценности, теплые вещи, постельные принадлежности, запас питьевой воды и продуктов питания сроком на три дня (общий вес не должен превышать более 50 кг); внимательно слушайте радио, не выключайте радиоточки в […]
    • Процесс деления имущества при разводе Публикации За последнее время по нашей стране прокатилась волна громких разводов. Со своими «вторыми половинами» расстались президент, известные миллиардеры Владимир Потанин и Дмитрий Рыболовлев. Развод последнего сейчас называют самым дорогим в мире. Между тем ежедневно […]
    • Нотариус в старомонетном переулке Нотариус на дом Якиманка Нотариус - Сосина И.А. Лицензия № 000315 от 01.10.93 Телефоны: 8 (495) 735-78-41 и 8 (929) 987-79-70 Нотариус - Васильева М.В. Лицензия № 000596 от 18.04.95 Телефоны: 8 (495) 669-15-97 и 8 (985) 486-90-60 Нотариус - Смирнова О.В. Лицензия […]
    • Гражданское отделение суда Судебная система Англии и Уэльса В Великобритании нет единой унифицированной судебной системы. Англия и Уэльс имеют общую судебную систему, в то время как Шотландия и Северная Ирландия каждая имеет отдельные собственные системы. Система Северной Ирландии аналогична […]
    • Сроки уплаты налога на прибыль организаций Подходит срок уплаты налога на прибыль организаций До 28 мая (понедельник) включительно организациям – плательщикам налога на прибыль, для которых отчетным периодом является I квартал, полугодие и девять месяцев, необходимо уплатить второй ежемесячный авансовый платеж по […]
    • Ст20 закона о въезде и выезде из рф Ст 20 закона о выезде из рф и въезде в с ребенком Ст 20 закона о порядке выезда из рф и въезда в Транзитная виза выдается на срок до десяти дней иностранному гражданину в целях транзитного проезда через территорию в соответствии с настоящим Федеральным законом. Глава V. […]
    • Нотариусы по томскому району В настоящее время для правообладателя, решившего оформить свои права на недвижимое имущество, доступен целый комплекс способов подачи документов на государственную регистрацию: как лично, путем обращения в офисы МФЦ или воспользовавшись услугой выездного приема, так и […]