Ст 199 ук рф состав

| | 0 Comment

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также статьей 199.1 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Комментарий к статье 199 Уголовного Кодекса РФ

1. Построение объективной и субъективной стороны рассматриваемого состава преступления аналогично построению объективной и субъективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 198 УК, так что признаки, присущие соответствующим элементам состава преступления, предусмотренного ст. 198 УК, идентичны признакам, присущим соответствующим элементам рассматриваемого состава преступления.

К организациям, указанным в комментируемой статье, относятся все перечисленные в ст. 11 НК РФ организации: юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, либо созданные в соответствии с законодательством иностранных государств международные организации, их филиалы и представительства, расположенные на территории РФ (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64).

2. Субъект рассматриваемого состава преступления специальный: вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет и являющееся руководителем организации-налогоплательщика, главным бухгалтером (бухгалтером при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которого входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполняющие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера) (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64).

Понятие руководитель организации-налогоплательщика в целом совпадает с понятием руководителя организации-должника, рассмотренным применительно к ст. 195 УК, а для уяснения содержания понятий главный (старший) бухгалтер или бухгалтер организации-налогоплательщика следует обратиться к ст. ст. 6 — 7 Федерального закона от 23 февраля 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В тех случаях, когда лицо осуществляет юридическое или фактическое руководство несколькими организациями, и при этом в каждой из них уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов, то его действия следует квалифицировать по совокупности нескольких преступлений, предусмотренных ст. 199 УК.

В тех случаях, когда лицо осуществляет юридическое или фактическое руководство несколькими организациями и при этом в каждой из них уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов, то его действия при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности нескольких преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 199 УК (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64).

Иные служащие организации-налогоплательщика (оформляющие, к примеру, первичные документы бухгалтерского учета) могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 199 УК как пособники данного преступления (ч. 5 ст. 33 УК).

Лица, организовавшие совершение рассматриваемого состава преступления или руководившие этим преступлением либо склонившие к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, или содействовавшие совершению преступления советами, указаниями и т.п., несут ответственность в зависимости от содеянного как организаторы, подстрекатели либо пособники по соответствующей части ст. 33 УК и соответствующей части ст. 199 УК.

3. В ч. 2 предусматривается квалифицированный состав преступления, характеризующийся совершением того же деяния группой лиц по предварительному сговору (п. «а») либо особо крупным размером неуплаченных налогов и (или) сборов (п. «б»). Исчисление последнего аналогично исчислению крупного размера в ч. 1 (примечание к ст. 199 УК).

4. В примечании 2 к статье содержится специальное основание освобождения от уголовной ответственности за данное преступление в связи с деятельным раскаянием.

www.gk-rf.ru

Налоговые преступления

Общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

Под сбором (п. 2 ст. 8 НК РФ) понимается установленный налоговым законодательством обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги) и местные налоги (статьи 12, 13, 14 и 15 НК РФ), а также специальные налоговые режимы (статья 18 НК РФ). При этом ответственность по статье 198 УК РФ или по статье 199 УК РФ наступает в случае уклонения от уплаты как федеральных налогов и сборов, так и налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ).

Непосредственный объект — экономические и финансовые интересы государства, отношения, возникающие между налогоплательщиками и государством.

Объективная сторона характеризуется деянием в форме бездействия и выражается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений.

Состав преступления формальный, оно считается оконченным с момента фактического непредставления декларации о доходах либо внесения в нее заведомо ложных сведений о доходах и расходах. Следует помнить, что ошибки в декларации, ее непредставление без цели уклонения, а по другим причинам не дают права вести речь об уголовной ответственности.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла и специальным мотивом — желанием не платить налоги и сборы.

Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, обязанное платить налоги.

В ч. 2 ст. 198 УК РФ предусмотрено ужесточение наказания за то же деяние, если оно совершено в особо крупном размере.

Крупным размером в статье 198 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 198 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ). В основном все признаки состава преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, совпадают с признаками деяния, ответственность за которое предусмотрена ст. 198 УК РФ.

Спецификой отличается предмет преступления — налоги и (или) сборы с организаций.

Объект преступления — установленный порядок уплаты организациями налогов и (или) сборов.

Организации — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (ст. 11 НК РФ).

Объективная сторона преступления выражается в действиях (бездействии) — уклонении от уплаты налогов и (или) сборов следующими способами: 1) непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным; 2) включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений. В объективную сторону законодателем включены также последствия в виде крупного размера уклонения и причинная связь между действием и бездействием и общественно опасным последствием.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов в крупном (особо крупном) размере способами, указанными в диспозиции статьи, и желает этого.

Субъект преступления специальный — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, в обязанности которого в соответствии с законодательством о налогах и сборах входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, и обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов.

В соответствии с положениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» к субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, могут быть отнесены:

  1. Руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов; иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий; лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера). Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика (абз. 1 п. 7);
  2. Иные служащие организации-налогоплательщика (организации плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК РФ как пособники данного преступления (ч. 5 ст. 33 УК РФ), умышленно содействовавшие его совершению (абз. 2 п. 7);
  3. Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующей части ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 199 УК РФ (абз. 3 п. 7).

В тех случаях, когда лицо осуществляет юридическое или фактическое руководство несколькими организациями и при этом в каждой из них уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов, то его действия при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности нескольких преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 199 УК РФ.

Действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, умышленно содействовавших совершению преступлений, предусмотренных ст. ст. 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, надлежит квалифицировать как соучастие в совершении указанных преступлений, а если при этом они действовали из корыстной или иной личной заинтересованности, то и по соответствующим статьям УК РФ (ст. ст. 285, 292).

Квалифицирующий признак — совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и в особо крупном размере.

Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ).

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, является установленный законом порядок уплаты налогов и сборов в бюджетную систему РФ.

Предметом преступления являются налоги, подлежащие исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему РФ.

Объективная сторона характеризуется деянием в форме бездействия, которое состоит в неисполнении в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

Согласно ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; 2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; 3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; 4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Окончание данного преступления законодатель связывает с совершением деяния, т.е. состав преступления формальный.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла и специальным мотивом — нежеланием выполнять свои обязанности в личных интересах, которые могут быть разнообразными.

Субъект преступления специальный — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, выполняющее обязанности налогового агента. Это может быть: физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации), иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера).

Квалифицирующий признак — совершение преступления в особо крупном размере.

За невыполнение налоговым агентом обязанностей по удержанию и (или) перечислению налогов, не образующих крупный размер, установлена налоговая ответственность (ст. 123 НК РФ).

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).

Непосредственный объект — экономические и финансовые интересы государства.

Предметом выступают денежные средства либо имущество организации или предпринимателя в крупном размере, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и (или) сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.

Под недоимкой (задолженностью) понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством срок.

Объективная сторона преступления выражается в действии (бездействии) — сокрытии в крупном размере денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Отдельные вопросы квалификации рассматриваемого преступления нашли свое отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»:

  1. Под сокрытием денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ), следует понимать деяние, направленное на воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в крупном размере (абз. 3 п. 20);
  2. Исходя из примечания к ст. 169 УК РФ под крупным размером следует понимать стоимость сокрытого имущества в сумме, которая необходима для погашения задолженности, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей. Состав преступления, предусмотренный ст. 199.2 УК РФ, наличествует и в том случае, когда размер задолженности превышает стоимость имущества, сокрытого в крупном размере с целью воспрепятствовать дальнейшему принудительному взысканию недоимки. При этом следует иметь в виду, что уголовная ответственность по ст. 199.2 УК РФ может наступить после истечения срока, установленного в полученном требовании об уплате налога и (или) сбора (ст. 69 НК РФ) (абз. 6 п. 20);
  3. При решении вопроса о том, совершено ли сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, в крупном размере, судам следует иметь в виду, что взысканные или подлежащие взысканию пени и штрафы в сумму недоимок не включаются (абз. 1 п. 21);
  4. Если лицо, виновное в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, осуществляет сокрытие денежных средств или имущества организации либо индивидуального предпринимателя в крупном размере, за счет которых в установленном порядке должно производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, содеянное им подлежит дополнительной квалификации по ст. 199.2 УК РФ (абз. 2 п. 21);
  5. В тех случаях, когда лицо совершает в крупном размере сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, и предметом сокрытия выступают денежные средства либо имущество, в отношении которых применены способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов в виде приостановления операций по счетам (ст. 76 НК РФ) и (или) ареста имущества (ст. 77 НК РФ), содеянное полностью охватывается составом преступления, предусмотренным ст. 199.2 УК РФ. При этом умышленные действия служащего кредитной организации, осуществившего банковские операции с находящимися на счетах денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест, при наличии к тому оснований подлежат квалификации по ч. 1 ст. 312 УК РФ (абз. 3 п. 21).
  6. Состав преступления материальный.

    Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что воспрепятствует принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в крупном размере, и желает этого.

    Субъект преступления специальный — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, имеющее статус индивидуального предпринимателя, собственник имущества организации, руководитель организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, связанные с распоряжением ее имущества.

    Налоговые преступления: Видео


    legalquest.ru

    Статья 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов

    1. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

    наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    б) в особо крупном размере, —

    Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

    2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

    Комментарий к Ст. 199 УК РФ

    1. О понятии уклонения от уплаты налогов и (или) сборов, налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, включения в налоговую декларацию или в указанные документы заведомо ложных сведений, моменте окончания преступления, условиях применения нормы о добровольном отказе (ст. 31 УК), исчислении крупного и особо крупного размера преступления см. коммент. к ст. 198.

    3. О субъективной стороне преступления см. коммент. к ст. 198.

    4. О субъекте преступления см. п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64.

    5. О понятии совершения преступления группой лиц по предварительному сговору см. коммент. к ст. 35. О правилах квалификации по этому признаку преступлений, субъект которых — специальный, см. коммент. к ст. 174.

    6. О применении п. 2 примеч. см. п. п. 12 и 13 коммент. к ст. 198. Исходя из смысла соответствующего примечания, очевидно свидетельствующего о признании законодателем приоритета фискальных целей над задачами уголовного закона, лицо должно освобождаться от уголовной ответственности, если причиненный ущерб (к которому согласно ст. 28.1 УПК отнесен и штраф) возмещен этим лицом совместно с организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу.

    stykrf.ru

    РАЗЪЯСНЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    О СУБЪЕКТЕ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

    Вопрос о субъекте налоговых преступлений, ответственность за которые установлена в ст.ст. 198—1992 УК РФ, еще не получил окончательного решения в теории уголовного права. В данных статьях явно не предусмотрен специальный субъект. Анализ законодательства иной отраслевой принадлежности (Налогового кодекса Российской Федерации — НК РФ) дает веские основания считать, что субъект налоговых преступлений по общему правилу должен признаваться специальным, поскольку налоговые платежи обязаны осуществлять только законодательно определенные лица. Таким образом, имеет место в известной степени несоответствие налогового и уголовного законодательства. Отсюда и необходимость в разъяснениях со стороны Верховного Суда Российской Федерации по вопросу определения признаков субъекта налогового преступления.

    1. В постановлении «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» от 28 декабря 2006 г. № 64 (далее — Постановление) Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 6 разъясняет, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, является достигшее шестнадцатилетнего возраста физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и (или) сборов, а также по представлению в налоговые органы налоговой декларации и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным. В частности, в силу ст. 11 НК РФ им может быть индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частный нотариус, адвокат, учредивший адвокатский кабинет.

    Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает необходимость установления, помимо обязательных признаков субъекта, таких как шестнадцатилетний возраст и вменяемость, еще и дополнительного специального признака в виде обязанности уплачивать установленные налоговым законодательством налоги и (или) сборы. Данная обязанность вытекает из возникающих в налоговой сфере отношений. Субъекты этих отношений наделяются определенным налогово-правовым статусом. Таким образом, по общему правилу субъект преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, является специальным субъектом.

    2. Кроме того, Пленум отмечает, что субъектом преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 198 УК РФ, может быть и иное физическое лицо, осуществляющее представительство в совершении действий, регулируемых законодательством о налогах и сборах, поскольку в соответствии со ст.ст. 26, 27 и 29 НК РФ налогоплательщик (плательщик сборов) вправе участвовать в таких отношениях через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

    Следует отметить, что по вопросу о возможности привлечения законного и уполномоченного представителей налогоплательщика к уголовной ответственности по ст. 198 УК РФ Пленум Верховного Суда Российской Федерации высказался впервые, внеся определенные новеллы в практику ее применения. До этого как на практике, так и в юридической литературе высказывались различные, порой диаметрально противоположные мнения.

    Налоговый кодекс Российской Федерации (ст.ст. 26—29) ввел новый для российского права институт — налоговое представительство. Это специальный правовой институт, позволяющий обеспечивать осуществление прав и обязанностей налогоплательщика действиями других лиц.

    Для нужд налогового законодательства Российской Федерации выделяются два вида представителей — законный и уполномоченный представитель.

    Согласно п. 2 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством России. К таковым относятся родители, усыновители, опекуны, попечители, представляющие в силу закона (без доверенности) интересы несовершеннолетних, а также лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, и лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами(1). В налоговых правоотношениях на законных представителей налогоплательщика возложены обязанности налогоплательщика (ст. 23 НК РФ), в том числе по уплате налогов (что является исключением из общего правила п. 1 ст. 45 НК РФ о самостоятельности исполнения налогоплательщиком своих обязанностей).

    В отличие от законного представителя, уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое лицо (или юридическое лицо), представляющее интересы налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. По смыслу абз. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

    В случае с законным представителем обязанность по уплате налогов перекладывается с налогоплательщика на его законного представителя в силу несостоятельности налогоплательщика и на основании положений гражданского и семейного законодательства. Законный представитель приобретает обязанность по уплате налогов за лицо, которое он представляет. В то время как само лицо эту обязанность выполнить не в состоянии по причинам, от него не зависящим.

    Что же касается уполномоченного представителя, то он действует только в пределах тех полномочий, которые ему предоставлены налогоплательщиком. В связи с этим следует уточнить позицию Пленума о возможности признания уполномоченного представителя субъектом налогового преступления. Он им может быть в том случае, если налогоплательщик доверил ему правомочие «платить налоги». Уполномоченный представитель может осуществлять и другие функции: консультировать налогоплательщика по вопросам легальной минимизации налогового бремени, разрабатывать соответствующие финансовые проекты, производить оценку налоговых последствий отдельных хозяйственных операций и др.

    В Постановлении Верховный Суд Российской Федерации ничего не сказал о квалификации действий уполномоченного представителя в случае,

    когда они совершаются по сговору с самим налогоплательщиком. Здесь квалификация будет определяться характером действий, совершаемых названными лицами, в зависимости от того, образуют ли эти действия объективную сторону (или часть ее) преступления.

    3. В доктрине не утихает дискуссия относительно квалификации действий лиц, фактически осуществляющих предпринимательскую деятельность через подставное лицо. Высказываются различные позиции. Одни считают, что таких лиц надо привлекать к уголовной ответственности только в рамках института соучастия — как пособников, подстрекателей или организаторов. Другие высказывали мысль о том, что подобная деятельность вообще не образует состава налогового преступления и ее следует расценивать как незаконное предпринимательство. Однако Пленум Верховного Суда Российской Федерации занял другую позицию, которая является доминирующей в доктрине. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность через подставное лицо и уклоняющиеся от уплаты налогов, признаются субъектами преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ.

    В Постановлении отмечается, что в тех случаях, когда лицо, фактически осуществляющее свою предпринимательскую деятельность через подставное лицо (например, безработного, который формально был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя), уклонялось при этом от уплаты налогов (сборов), его действия следует квалифицировать по ст. 198 УК РФ как исполнителя данного преступления, а действия иного лица в силу ч. 4 ст. 34 УК РФ — как его пособника при условии, если он сознавал, что участвует в уклонении от уплаты налогов (сборов) и его умыслом охватывалось совершение этого преступления.

    Вряд ли в этом случае можно говорить о том, что Верховный Суд Российской Федерации расширительно толкует содержание диспозиции ст. 198 УК РФ, предлагая лицо, фактически занимающееся предпринимательской деятельностью, признавать исполнителем преступления, а лицо, формально зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, — пособником преступления. О специальности субъекта в диспозиции ст. 198 УК РФ речи не идет, такой вывод закономерно делается с учетом законодательства иной отраслевой принадлежности, а именно налогового законодательства. Пленум Верховного Суда Российской Федерации признал нерегистрацию предпринимательской деятельности на себя способом налогового преступления. Тем самым в известной мере он отошел от требований налогового законодательства о необходимости наличия определенного налогово-правового статуса при решении вопроса об уголовной ответственности и предложил руководствоваться фактической деятельностью, а не документальным оформлением предпринимательской деятельности.

    Разъяснение Верховного Суда Российской Федерации имеет большое значение для отграничения налогового преступления от незаконного предпринимательства, уголовная ответственность за которое предусмотрена в ст. 171 УК РФ. Если лицо регистрирует свою предпринимательскую деятельность на другое (подставное) лицо, то состава незаконного предпринимательства не будет, поскольку предпринимательская деятельность как таковая зарегистрирована.

    При решении вопроса о квалификации действий фактического индивидуального предпринимателя следует иметь в виду, что с точки зрения налогового законодательства обязанность по уплате налогов у фактического индивидуального предпринимателя не возникает, с позиций налогового законодательства он является сторонним лицом. Все обязанности по декларированию доходов, уплате налогов и (или) сборов де-юре лежат на лице, зарегистрированном в качестве индивидуального предпринимателя, действия которого, как разъясняет Верховный Суд Российской Федерации, следует квалифицировать как пособничество при условии, что такое лицо сознавало,

    что участвует в уклонении от уплаты налогов (сборов), и его умыслом охватывалось совершение этого преступления.

    Представляется, что разъяснение Верховного Суда Российской Федерации нуждается в корректировке. Очевидно, что квалификация действий указанного «формального» предпринимателя зависит не только от осознания им участия в уклонении от уплаты налогов. Если осознания преступной деятельности и умысла на совершение преступления у него нет, то состава преступления в его действиях не будет. Если же умыслом лица, формально зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, охватывалось совершение уклонения от уплаты налогов, то квалификация его действий зависит от их характера, а не от содержания субъективной стороны.

    Если участие такого субъекта в совершении преступления заключалось только в том, что он осознанно дал разрешение зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, подписал соответствующие документы и доверенности, понимая, что это будет использовано в последующем для уклонения от уплаты налогов, то, безусловно, такой субъект является пособником, поскольку создал условия для совершения преступления. Если же он выполняет хотя бы часть объективной стороны преступления (например, подписывает декларацию, содержащую ложные сведения), то он является исполнителем (соисполнителем) преступления, но не пособником. А вот «фактический предприниматель» в этом случае является организатором преступления. Вполне вероятна ситуация, когда объективная сторона преступления выполняется согласованными действиями обоих субъектов, в таком случае вполне обоснованным будет квалификация их действий как соисполнителей.

    4. Статья 199 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов с юридического лица.

    По российскому уголовному законодательству юридические лица не могут быть субъектами уголовно наказуемого деяния. Но от имени и в интересах юридического лица всегда действует конкретное физическое лицо, что позволяет в данном случае рассматривать вопрос о субъекте преступления при уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с организации. К организациям, указанным в ст. 199 УК РФ, относятся все перечисленные в ст. 11 НК РФ организации: юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

    Кроме того, организацией для целей ст. 199 УК РФ следует признавать консолидированную группу налогоплательщиков. Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. № 321-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации введена глава 3.1 «Консолидированная группа налогоплательщиков», в которой предусмотрена возможность добровольного объединения налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков. При этом обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков возлагаются на ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков является один из участников консолидированной группы налогоплательщиков, который в правоотношениях по исчислению и уплате указанного налога осуществляет те же права и несет те же обязанности,

    что и налогоплательщики налога на прибыль организаций.

    В теории налогового права существует такое понятие, как «субъект налогообложения» — лицо, на котором лежит обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Применительно к ст. 198 УК РФ субъект преступления и субъект налогообложения в значительной степени совпадают. Однако применительно к ст. 199 УК РФ, где запрет на уклонение от уплаты налогов (сборов) в крупном (особо крупном) размере установлен для организаций, субъект налогообложения и субъект преступления не совпадают. В данном случае речь идет не о статусе налогоплательщика (его обладателем является организация), а о статусе физических лиц, отвечающих за налогообложение в организации.

    От имени и в интересах юридического лица всегда выступают представители этого юридического лица. В соответствии со ст. 28 НК РФ действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации. Ее представители действуют на основании закона, учредительных документов организации или доверенности.

    Согласно ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, если иное не предусмотрено налоговым законом.

    Пленум Верховного Суда Российской Федерации называет четыре субъекта преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ: 1) руководитель организации; 2) главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера); 3) иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации и в их обязанности входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов; 4) лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).

    Руководитель и главный бухгалтер (бухгалтер) согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету ”Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99)» от 6 июля 1999 г. № 43н подписывают отчетную документацию, которая в соответствии со ст. 23 НК РФ предоставляется в налоговый орган. Таким образом, они могут выполнять объективную сторону преступления. Полномочия руководителя (исполнительного органа) юридического лица определяются на основании федеральных законов(1), учредительных документов организации, трудового договора (контракта), заключенного в соответствии с трудовым законодательством. Полномочия главного бухгалтера также имеют в своей основе документы правового характера(2).

    Вышесказанное позволяет признать справедливой рекомендацию Верховного Суда Российской Федерации об

    отнесении к субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, руководителя организации-налогоплательщика, главного бухгалтера (бухгалтера при отсутствии в штате должности главного бухгалтера).

    Обоснованной является рекомендация и о возможности признания субъектами преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, иных лиц, если они были специально уполномочены органом управления организации на подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов. Организация в отношениях с налоговым органом может действовать через уполномоченного представителя, который также может выполнять объективную сторону преступления.

    5. Отдельного разговора требует рекомендация Пленума о признании субъектом преступления лица, фактически выполнявшего обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера). Эта позиция во многом созвучна той, которая была воспроизведена в п. 10 ранее действовавшего постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» от 4 июля 1997 г. № 8. Здесь Пленум пошел по тому же пути, как и в случае с уклонением от уплаты налогов с физического лица. Лицо, использующее организацию для уклонения от уплаты налогов, выполняющее функции лица, обязанного подписывать отчетную документацию, представляемую в налоговые органы, обеспечивать полную и своевременную уплату налогов и сборов, будет отвечать по ст. 199 УК РФ. В диспозиции ст. 199 УК РФ не содержится указания на то, что субъект данного преступления специальный, что дает основания привлекать указанных лиц к уголовной ответственности именно по ст. 199 УК РФ. Однако следует заметить небесспорность этого подхода. В доктрине высказываются и иные позиции на этот счет.

    Пленум изменил свою рекомендацию, содержавшуюся в п. 10 Постановления 1997 года, согласно которой предлагалось признавать субъектами преступления и иных служащих организации-налогопла-тельщика, включивших в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения.

    Сегодня рекомендация Пленума Верховного Суда Российской Федерации выглядит следующим образом: «Иные служащие организации-налогоплательщика (организации — плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части статьи 199 УК РФ как пособники данного преступления (часть пятая статьи 33 УК РФ), умышленно содействовавшие его совершению».

    По-видимому, Пленум, изменяя свою позицию, исходил из того, что они не могут выполнять объективной стороны преступления. Они не подписывают отчетные документы, которые направляются в налоговый орган, не принимают решения (ни юридически, ни фактически) об уплате налогов и сборов.

    Лица, не связанные трудовыми отношениями с юридическим лицом и не имеющие вытекающей из налогового законодательства обязанности по достоверному заполнению, подписанию и подаче налоговой декларации, в связи с отсутствием соответствующего статуса руководителя или главного бухгалтера в силу действия ч. 4 ст. 34 УК РФ не могут признаваться соисполнителями, но могут быть при наличии к тому оснований привлечены только как организаторы, подстрекатели или пособники.

    6. В статье 199 ч.1 УК РФ предусмотрена ответственность за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у

    налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере.

    Пленум Верховного Суда Российской Федерации признает субъектом неисполнения обязанностей налогового агента следующих лиц:

    1) физических лиц, имеющих статус индивидуальных предпринимателей. Если индивидуальный предприниматель выступает в качестве работодателя, он, выплачивая заработную плату своим сотрудникам, должен удержать ту часть, которая подлежит уплате в качестве налоговых платежей, и перечислить ее в бюджет. Таким образом осуществляются функции налогового агента. Вопрос о субъекте преступления в подобных случаях, как правило, не возникает;
    2) сотрудников организации, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель организации, главный (старший) бухгалтер, иной уполномоченный сотрудник). Именно эти лица и де-юре и де-факто исполняют обязанности, о которых говорится в диспозиции ст. 1911 УК РФ;
    3) лиц, фактически выполняющих обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера. До принятия постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» от 28 декабря 2006 г. № 64 отсутствие соответствующим образом (документально) оформленной обязанности являлось препятствием для привлечении лица к ответственности как за неисполнение обязанностей налогового агента. Однако Пленум Верховного Суда Российской Федерации при решении вопроса о субъекте преступления, предусмотренного ст. 1991 УК РФ, предлагает, как и в случае со статьями об уклонении от уплаты налогов и (или) сборов, исходить не только из документального оформления деятельности, но и из фактически выполняемых функций, признавая это достаточным.

    Анализ Постановления в части разъяснений, касающихся субъекта преступления, предусмотренного ст. 1991 УК РФ, позволяет сделать вывод, что они основаны на налоговом законе и в них сохранилась общая логика, которая допускает привлечение к уголовной ответственности фактических руководителей и главных бухгалтеров.

    7. Согласно ст. 1992 УК РФ наступает уголовная ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере.

    В диспозиции ст. 1992 УК РФ, в отличие от диспозиций статей об ответственности за другие налоговые преступления, прямо названы лица, которые могут нести уголовную ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов. Это собственник или руководитель организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в организации, или индивидуальный предприниматель. Именно этот перечень воспроизводится в Постановлении. Лица, которые фактически осуществляют функции руководителя или иного лица, выполняющего управленческие функции в организации, но юридически таковыми не являющиеся, не могут нести уголовную ответственность за данное преступление как исполнители преступления. В то же время не исключается квалификация их действий по ст. 1992 УК РФ со ссылкой на ст. 33 УК РФ.

    Пленум Верховного Суда Российской Федерации конкретизирует понятие лиц, выполняющих управленческие функции в организации. Субъектами преступления,

    предусмотренного ст. 199 ч.2 УК РФ, могут быть не любые управленцы, а только те, функции которых связаны с распоряжением имуществом организации. Данную конкретизацию следует признать обоснованной, поскольку по смыслу закона лицо, выполняющее управленческие функции в организации, чтобы стать субъектом рассматриваемого преступления должно обладать административно-хозяйственными полномочиями в отношении имущества, которое скрывается и за счет которого должна погашаться недоимка.

    Также Пленум Верховного Суда Российской Федерации раскрывает содержание понятия собственника имущества юридических лиц (организаций). Ими могут быть: граждане, юридические лица, руководители органов государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления. Собственниками разных организаций могут быть разные субъекты.

    Пленум, в частности, отмечает, что исходя из смысла ст.ст. 48, 50, 113—115, 294—300 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ права собственника имущества юридических лиц (организаций), в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, вправе осуществлять руководители органов государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 3 ст. 125 ГК РФ).

    В соответствии со ст. 120 ГК РФ, ст. 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и ст.ст. 11 и 39 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 собственниками имущества учреждения могут быть физические лица. В этом случае они также могут быть, при наличии к тому оснований, субъектами преступления, предусмотренного ст. 1992 УК РФ.

    8. Подводя итог анализу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации о субъектах налоговых преступлений, следует отметить, что данные разъяснения не содержат правил оценки действий лиц, использующих руководителей, главных бухгалтеров, индивидуальных предпринимателей для уклонения от уплаты налоговых обязанностей, когда последние не осознают общественной опасности своего поведения. Ситуация схожа с осуществлением предпринимательской деятельности через подставное лицо. Отличие заключается в том, что здесь предпринимательская деятельность осуществляется зарегистрированным лицом, налоги платятся им же, однако это лицо не осознает факта уклонения от уплаты налогов.

    Обозначенная проблема является частным случаем более общего вопроса о возможности посредственного исполнения преступления со специальным субъектом. В доктрине такая возможность не исключается. Закон в ч. 4 ст. 34 УК РФ препятствует такому решению, поскольку исполнителем преступления в преступлении со специальным субъектом может быть только лицо, обладающее признаками специального субъекта.

    Анализ разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, а также правоприменительных решений по иным видам преступлений со специальным субъектам (присвоение и мошенничество с использованием служебного положения, превышение должностных полномочий) показывает, что практика настроена исходить из буквального смысла ч. 4 ст. 34 УК РФ. Если следовать этой логике, то, например, не подлежит уголовной ответственности за налоговое преступление родственница индивидуального предпринимателя, умышленно внесшая ложные сведения в бухгалтерские документы с целью экономии средств родственника, если при этом данный предприниматель не осознавал факта уклонения от уплаты налогов.

    www.procuror.spb.ru

    Это интересно:

    • Оспаривание решение налогового органа в суде Арбитражный суд Магаданской области Отделение Магадан г. Магадан Получатель УФК по Магаданской области (Межрайонная ИФНС России №1 по Магаданской области, л/с 04471240580) Расчетный счет Обжалование ненормативных правовых актов, решений налоговых органов При составлении […]
    • Закон о территориальном море рф ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31 июля 1998 года №155-ФЗ О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации (В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 22.04.2003 г. №49-ФЗ, 30.06.2003 г. №86-ФЗ, 11.11.2003 г. […]
    • Закон рф 328 о переселении Министерство иностранных дел Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ 24 мая 1999 года № 99-ФЗ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА […]
    • Уклонение от уплаты налогов организаций Проблема уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации: особенности преступления и наказание за него по ст. 199 УК РФ В РФ предусмотрены достаточно жесткие налоги для предпринимателей. Естественно, желание сократить расходы на них преследует многих […]
    • Комментарий к ст 174 ук рф Комментарий к ст 174 ук рф 1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 […]
    • Незаконный уход от налогов Незаконное уменьшение налогов или уклонение от уплаты налогов В эту категорию входят способы, при которых экономический эффект в виде снижения размера налоговых платежей достигается с применением каких-либо противозаконных действий, то есть действий, прямо нарушающих нормы […]
    • Наказание за съемную тонировку Штрафы за тонировку: какая тонировка разрешена и как законно противостоять уловкам инспекторов? Начиная 90 х годов, тонировка стала непременным атрибутом стиля многих «дорогих» авто. На улицах небольших городов и мегаполисов России можно было встретить светонепроницаемые […]
    • Фабула гражданского дела Гражданское дело №. по иску Петровой К.С. к Петрову И.В. о разделе имущества Фабула: 2 июня 199. г. Петрова К.С. обратилась в Н-ский районный суд с исковым заявлением. Она указала, что ранее состояла в браке с Петровым и в это время ими был приобретен дачный домик в […]