Анатомия нервной системы учебное пособие

| | 0 Comment

Анатомия нервной системы : учебное пособие для студентов

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой «Анатомия центральной нервной системы». В нем рассматриваются вопросы общей анатомии, развития и строения спинного и головного мозга, периферической нервной системы, а также общие принципы и особенности структурной организации автономной нервной системы. При описании интегративных систем мозга особое внимание уделено построению сенсорных пирамидных проводящих путей, а также морфофункциональным особенностям экстрапирамидной и лимбической систем; кроме того рассматривается их роль в формировании психики человека. В учебное пособие включено анатомическое описание органов чувств, обеспечивающих дистантное взаимодействие с окружающей средой, рассмотрены вопросы кровоснабжения головного мозга и спинного мозга, строение мозговых оболочек и ликворной ситемы в целом. Изложение материала сопровождается традиционными и оригинальными схемами и рисунками, существенно облегчающими восприятие текста. Анатомические термины в пособии даны с учетом рекомендаций Международной анатомической номенклатуры, принятой Международным комитетом по анатомической терминологии (FCAT, 1998). Книга апробированна при чтении лекций и проведении семинарских занятий в Институте психоанализа и на медицинском факультете Российского университета дружбы народов.

Предназначена для студентов психологических и медицинских факультетов университетов, педагогических вузов, а также специалистов, интересующихся анатомией нервной системы.

Титул

pilotlz.ru

Анатомия нервной системы: Учебное пособие для студентов

Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы: Учебное пособие для студентов/ В.И.Козлов, Т.А. Цехмистренко. — М.: Мир: ООО «Издательство ACT», 2004. — 206, [2] с: ил.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой «Анатомия центральной нервной системы». В нем рассматриваются вопросы общей анатомии, развития и строения спинного и головного мозга, периферической нервной системы, а также общие принципы и особенности структурной организации автономной нервной системы. При описании интегра-тивных систем мозга особое внимание уделено построению сенсорных и пирамидных проводящих путей, а также морфофункциональным особенностям экстрапирамидной и лимбической систем; кроме того рассматривается их роль в формировании психики человека. В учебное пособие включено анатомическое описание органов чувств, обеспечивающих дистантное взаимодействие с окружающей средой, рассмотрены вопросы кровоснабжения головного и спинного мозга, строение мозговых оболочек и ликворной системы в целом. Изложение материала сопровождается традиционными и оригинальными схемами и рисунками, существенно облегчающими восприятие текста. Анатомические термины в пособии даны с учетом рекомендаций Международной анатомической номенклатуры, принятой Международным комитетом по анатомической терминологии (FCAT, 1998). Книга апробирована при чтении лекций и проведении семинарских занятий в Институте психоанализа и на медицинском факультете Российского университета дружбы народов.

ISBN 5-03-003567-2 (Издательство «Мир»)

ISBN 5-17-019777-2 (ООО «Издательство ACT»)

библиографическое описание:
Анатомия нервной системы: Учебное пособие для студентов / Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. — .

код для вставки на форум:

Глава 1. ОБЩАЯ АНАТОМИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ . 17

1.1. Отделы нервной системы . 20

1.2. Развитие нервной системы. 22

1.3. Нервная ткань . 24

1.3.2. Нейроглия . 30

1.4. Рефлекторный принцип функционирования нервной системы. 33

1.5. Оболочки и кровоснабжение головного и спинного мозга . 35

1.6. Ликворная система мозга. 40

Контрольные вопросы. 41

Глава 2. СПИННОЙ МОЗГ И СПИННОМОЗГОВЫЕ НЕРВЫ. 43

2.1. Строение спинного мозга. 44

2.1.1. Внешнее строение спинного мозга. 44

2.1.2. Сегментарное строение спинного мозга. 45

2.1.3. Строение серого вещества. 46

2.1.4. Строение белого вещества . 49

2.2. Спинномозговые нервы, их производные и области иннервации . 51

2.2.1. Строение спинномозгового нерва . 53

2.2.2. Шейное сплетение и его ветви. 58

2.2.3. Плечевое сплетение и его ветви. 58

2.2.3. Пояснично-крестцовое сплетение и его ветви . 62

Контрольные вопросы. 65

Глава 3. АВТОНОМНАЯ (ВЕГЕТАТИВНАЯ) НЕРВНАЯ СИСТЕМА 66

3.1. Симпатическая часть АНС . 72

3.2. Парасимпатическая часть АНС. 75

3.3. Висцерапьныс сплетения и висцеральные узлы . 78

Контрольные вопросы . 81

Глава 4. ГОЛОВНОЙ МОЗГ. 83

4.1. Особенности развития головы и головного мозга. 83

4.2. Ствол мозга. 91

4.2.1. Продолговатый мозг . 92

4.2.3. Средний мозг . 98

4.2.4. Ретикулярная формация . 101

4.3. Черепные нервы и области их иннервации . 103

4.4. Мозжечок и его связи. 116

4.5. Промежуточный мозг. 120

4.5.1. Таламус . 121

4.5.2. Эпиталамус . 124

4.5.3. Метаталамус . 125

4.5.4. Субталамус. 125

4.5.5. Гипоталамус. 125

4.6. Конечный мозг. 130

4.6.1. Полушария головного мозга и их рельеф. 130

4.6.2. Строение коры большого мозга. 138

4.6.3. Базальные ядра . 145

Контрольные вопросы. 148

Глава 5. ПРОВОДЯЩИЕ ПУТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ

5.1. Внутренние связи головного и спинного мозга . 151

5.1.1. Ассоциативные пути . 151

5.1.2. Комиссуральные пути. 153

5.1.3. Проекционные пути . 154

5.2. Сенсорные проводящие пути. 156

5.2.1. Виды рецепции. 159

5.2.2. Проводящие пути протопатической чувствительности. 160

5.2.3. Проводящие пути глубокой чувствительности. 161

5.2.4. Проводящие пути поверхностной чувствительности . 162

5.2.5. Сенсорные пути мозжечкового направления . 164

5.3. Проводящие пути пирамидной системы. 165

5.4. Проводящие пути экстрапирамидной системы . 167

5.5. Проекционные связи мозжечка . 169

5.6. Связи лимбической системы. 171

Контрольные вопросы. 173

Глава 6. ОРГАНЫ ЧУВСТВ. 175

6.1. Орган зрения. 176

6.1.1. Глазное яблоко . 176

6.1.2. Вспомогательный аппарат глаза. 179

6.1.3. Проводящие пути зрительного анализатора. 179

6.2. Орган слуха и равновесия. 180

6.2.1. Наружное ухо . 181

6.2.2. Среднее ухо . 181

6.2.3. Внутреннее ухо . 182

6.2.4. Улитковый лабиринт . 183

6.2.5. Проводящий путь слухового анализатора. 184

6.2.6. Вестибулярный лабиринт. 185

6.2.7. Проводящий путь вестибулярного аппарата . 185

6.3. Орган обоняния и орган вкуса. 187

Контрольные вопросы. 188

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ . 190

похожие материалы в каталогах

похожие статьи

О морфометрии нормального сердца / Гнатюк М.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — 1978. — №3. — С. 18-20.

К вопросу о метрических параметрах тела человека, используемых в судебно-медицинской экспертизе / Кадочников Д.С., Джуваляков С.Г., Джуваляков П.Г., Ракитин В.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — 2010. — №1. — С. 17-18.

www.forens-med.ru

1. Введение. Предмет изучения анатомии ЦНС. Функции ЦНС

1.1. Нервная система как предмет изучения анатомии. Функции нервной системы

Любой организм от примитивного до самого сложного для своего существования в любых условиях и при разных уровнях активности должен поддерживать на одном уровне гомеостаз – устойчивое неравенство внутренней среды организма с окружающей средой. Это возможно только при упорядоченных потоках веществ, энергии и информации внутрь организма и из него. Для этого организм должен получать и оценивать информацию о состоянии внешней и внутренней среды и, учитывая насущные потребности, строить программы поведения.

Эту функцию выполняет нервная система, являющаяся по словам И.П.Павлова, «невыразимо сложнейшим и тончайшим инструментом сношений, связи многочисленных частей организма между собой и организма как сложнейшей системы с бесконечным числом внешних влияний».

Таким образом, к важнейшим функциям нервной системы относятся:

1. Интегративная функция – управление работой всех органов и систем и обеспечение функционального единства организма. На любое воздействие организм отвечает как единое целое, соизмеряя и соподчиняя потребности и возможности разных органов и систем.

2. Сенсорная функция – получение информации о состоянии внешней и внутренней среды от специальных воспринимающих клеток или окончаний нейронов – рецепторов.

3. Функция отражения, в том числе психического, и функция памяти – переработка, оценка, хранение, воспроизведение и забывание полученной информации.

4. Программирование поведения. На основе поступающей и уже хранящейся информации нервная система либо строит новые программы взаимодействия с окружающей средой, либо выбирает наиболее подходящую из уже имеющихся программ. В последнем случае могут использоваться видоспецифические программы, заложенные генетически (СНОСКА: На генетическом уровне в виде последовательности нуклеотидов в ДНК хранятся и передаются по наследству безусловные рефлексы и инстинктивные реакции (инстинкты). Многие из них являются признаками, специфичными для данного вида, также как и морфологические признаки.) или программы, выработанные в процессе индивидуального научения (СНОСКА: К этой группе программ можно отнести условные рефлексы, двигательные и мыслительные стереотипы и т.п., не передающиеся по наследству.). В реализации любой программы участвуют рабочие органы (мышцы и железы), изменяющие свою функциональную активность в зависимости от поступающих к ним из ЦНС сигналов. Нервная система осуществляет текущий контроль правильности выполнения программы: результаты поведения постоянно оцениваются, и на основе этой оценки могут вноситься поправки в программу поведения.

pedlib.ru

Гайворонский, Гайворонский, Ничипорук: Функциональная анатомия нервной системы. Учебное пособие

Аннотация к книге «Функциональная анатомия нервной системы. Учебное пособие»

Пособие посвящено одному из важнейших разделов нормальной анатомии человека — анатомии нервной системы. Материал изложен с функциональных позиций, с учетом Международной анатомической номенклатуры (2003 г.).
В нем систематизированы и обобщены современные представления о макромикроскопической анатомии нервной системы. Изложены закономерности строения нейрона, рефлекторной дуги, системы афферентных и эфферентных нервных волокон. Показано функциональное значение основных анатомических образований в каждом отделе нервной системы и представлены наиболее характерные клинические проявления при их поражениях.
Рассмотрены современные представления о динамической локализации функций в коре полушарий большого мозга, подробно описаны основные проводящие пути центральной нервной системы, с морфофункциональных позиций раскрыты основные аспекты строения периферической нервной системы. Текст пособия богато иллюстрирован классическими и оригинальными рисунками.
Пособие рассчитано на.

Пособие посвящено одному из важнейших разделов нормальной анатомии человека — анатомии нервной системы. Материал изложен с функциональных позиций, с учетом Международной анатомической номенклатуры (2003 г.).
В нем систематизированы и обобщены современные представления о макромикроскопической анатомии нервной системы. Изложены закономерности строения нейрона, рефлекторной дуги, системы афферентных и эфферентных нервных волокон. Показано функциональное значение основных анатомических образований в каждом отделе нервной системы и представлены наиболее характерные клинические проявления при их поражениях.
Рассмотрены современные представления о динамической локализации функций в коре полушарий большого мозга, подробно описаны основные проводящие пути центральной нервной системы, с морфофункциональных позиций раскрыты основные аспекты строения периферической нервной системы. Текст пособия богато иллюстрирован классическими и оригинальными рисунками.
Пособие рассчитано на студентов медицинских вузов и студентов психологических факультетов университетов. Оно может быть использовано врачами-невропатологами, нейрохирургами, психиатрами и психоаналитиками, оториноларингологами, офтальмологами и др., а также преподавателями специализированных клинических кафедр.
Кроме того, к тексту дается приложение — атлас фотографий натуральных макропрепаратов по анатомии центральной нервной системы.
8-е издание, переработанное и дополненное.

www.labirint.ru

Анатомия нервной системы учебное пособие

Методические материалы для студентов дневного отделения факультета философии и психологии

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2
Общее строение и развитие нервной системы 3
Отделы нервной системы 4
Развитие нервной системы человека 5
Центральная нервная система
Строение спинного мозга 7
Строение головного мозга 9
Строение стволовой части мозга 9
Продолговатый мозг 9
Задний мозг 11
Средний мозг 13
Промежуточный мозг 14
Строение конечного мозга 16
Проводящие пути мозга 20
Периферическая нервная система 26
Рекомендуемая литература 30
Вопросы по курсу «Анатомия нервной системы» 31

ВВЕДЕНИЕ

Методические материалы по «Анатомии нервной системы» рассчитаны для использования на семинарских (практических) занятиях студентами дневного отделения философско-психологического факультета по специальности «психология». Методические материалы включают основные положения по разделу неврологии в соответствии с программой курса “Анатомия нервной системы”.
Особенности развития и строения центральной и периферической нервной системы даны в сжатом и наглядном виде в форме конспективных положений, 34 рисунков и 5 схем.
Представленный материал разбит на ряд тематических занятий; в конце каждой темы приведен список вопросов для самооценки полученных знаний.
Методические материалы не претендует на полноту освещения программы курса “Анатомия нервной системы” и являются дополнительным учебным пособием для подготовки к лекционным и семинарским занятиям, а также к самостоятельной работе студентов.
Изучение курса “Анатомия нервной системы” предполагает не только умение логически и четко излагать материал, но и графически представлять строение различных отделов нервной системы. Поэтому на практических занятиях студентам предлагается, используя данные методические материалы и наглядные пособия в виде таблиц, муляжей и влажных препаратов, фиксировать особенности строения нервной системы в виде схем и рисунков.
При изучении студентами анатомического строения отделов нервной системы необходимо отражать взаимообусловленность их структурных и функциональных особенностей.

studentam.net

Это интересно:

  • Закон о нравственном воспитании Нравственное и патриотическое воспитание может стать элементом образовательного процесса Разработаны меры по обеспечению патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи. Соответствующий законопроект 1 внесен в Госдуму членом Совета Федерации Сергеем […]
  • Бланк заявления об уточнении основания типа и принадлежности платежа пфр Утверждена форма решения ФСС России об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного периода или статуса страхователя ФСС России принял ведомственный акт, которым утверждена форма решения об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного […]
  • Прокурора астрахани Прокурор Астраханской области Прокурор области: Лычагин Александр Геннадиевич государственный советник юстиции 3 класса Телефон приемной: (8512) 49-40-41, 52-12-19 факс Лычагин А.Г. родился в 1976 году в городе Жуковском Московской области.В 1998 г. окончил Московский […]
  • Расчет пенсии в 2018 г в рк Онлайн калькулятор для расчета пенсии в Казахстане С помощью данного онлайн калькулятора Вы сможете произвести точный расчет пенсии для пенсионеров Казахстана, а также пенсии за выслугу лет для военнослужащих и сотрудников правоохранительных и специальных органов (МВД РК, […]
  • Закон рф о гражданской обороне с изменениями ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 28-ФЗ от 12.02.1998 г. О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ См. графическую копию официальной публикации Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (с изменениями от 9 октября 2002 г., 19 июня, 22 августа 2004 г., 19 июня 2007 г., 25 […]
  • Закон рф о борьбе с терроризмом 2018 Основные законы по противодействию терроризму. Досье В 1998 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон "О борьбе с терроризмом", который впервые в истории России установил правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, вопросы координации и порядок […]
  • Как заверить кассовый журнал Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов Приходные и расходные ордера — это главные первичные документы в кассе любой организации. Каким образом следует вести учет и контроль этих важных бумаг, и как заполнять кассовый журнал без ошибок? Читайте в этой […]
  • Законы трудоспособности Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изменениями и дополнениями) Постановление […]